The National Interest sentenced the Russian fleet

Nice to read smart people. And smart ones are even nicer. In my opinion, Robert Farley is just the second. That is smart. Having carefully studied his article on the problems of the Russian fleet Russia Is Not The Soviet Union (But It Has the Same Navy Nightmares), considering that for us this is also a very burning topic, it’s strange, but I agreed with Farley’s opinion. Nearly.



The devil, as you know, is in the details. And there are a lot of details. But you should go in order and consider them all, and then draw your conclusions, no matter how they sound, because the opinion of the American is the opinion of the American, and we need to live our minds.


So what is Farley talking about and what are the conclusions?

Pays tribute to our efforts. Yes, it speaks with irony of the “deployment” of the Admiral Kuznetsov aircraft carrier off the coast of Syria and its “successful” work there, but it is quite serious in assessing the launches of the Caliber from the Caspian. And Russian submarines, although their activity cannot be compared to Soviet times, but the fact is that the presence of our boats is increasing.

Farley believes that the Russian fleet and the term "mess" are synonyms. And in the future, things will only get worse.

Yes, the argument is strong and well thought out.

Indeed, the Russian fleet in its time inherited a huge number of fairly modern surface ships and submarines. But at the same time a headache in terms of content. And Russia did not cope with this task in the same way as Ukraine, everything is exactly the same, the difference in scale.

Quietly, the Soviet legacy was sawn into metal, sold to India, China, and to all who could pay, it (the legacy) quietly rusted along the bays “in storage” and so on.

And that's all, a decent Soviet fleet is over.

And what remains is not a particular threat to anyone. Well, perhaps the fleet of Ukraine will be afraid. There is someone to scare in Somalia, but nothing more.

Large ships of the Russian fleet, you must admit, are not young. Moreover, judging by Admiral Kuznetsov, there are a lot of questions to the state. True, in response to Mr. Farley, one can reasonably object to the fact that some nasty things are systematically and regularly falling on the newest Zamvolty, and even with the aircraft carriers not everything is what the Americans would like.

However, there is nothing to argue about age. Of the twenty-four main naval surface ships of the Russian Navy, only three Admiral Grigorovich class frigates were laid down after the collapse of the USSR. And the rest yes, they really survive, even if from time to time these ships are modernized and repaired.

And here it is difficult to disagree without the proper dose of cheers-patriotism. Indeed, how much Kuznetsov will now stretch without major repairs is a question. Yes, the question, and not only to him, in the North we have the question of dock repair - this is such a question ... below the running belt.


I don’t even want to talk about “Eagles”, because “Peter the Great” does not go anywhere for a suspiciously long time, and “Nakhimov”, I am afraid, will remain in the stage of talks about returning to duty.

And yet, yes, both cruisers are again not young.

In general, the American fellow, managed to grasp the essence of our entire system. I have repeatedly spoken about the fact that all these promises of our Ministry of Defense are just an empty air shake. But with very serious faces.

And Farley calmly says that if Russia really built every ship that has been loudly announced over the past decade, the Russian fleet would really have reached the world level. But the announcement of major projects in order to gain at least some political points is not the implementation of these projects.

And the statistics on the ships we have looks more than sad. Real statistics, and not the one they shout loudly about when by the 20 ... year will be built ...

There, across the ocean, everyone already understands that nothing will be built.

The actual data on Russian built surface ships at the international level look very regrettable.

The largest successes in Russian shipbuilding are the frigates Admiral Grigorovich (displacement 4 000 tons) and Admiral Gorshkov (5 400 tons).

The first was built for about seven years, the second - about ten. Two frigates of the Admiral Grigorovich class have already entered service, four more are under construction. The first "Gorshkov" should be put into service at the end of this year, three more are under construction.

Having scratched my head, I want to say only one thing: it could have been worse. It could be much worse, because with such enthusiasm we lost all our ancestors acquired with overwork, which could not have happened.

Of course, in comparison with real maritime powers, everything looks so-so, even in terms of terms. The British spent six years on their 45 type destroyer, the Americans spent four years on Arly Burke, the Japanese four years on Atago (which is a destroyer), and the Chinese four years on 052D type destroyer.

Yes, and these are destroyers, ships are an order of magnitude larger than our frigates, which are still under construction.

And the "Leaders" of all stripes, "Surfs", "Manatees" and other "Poseidons" - this, I am afraid, is just paper. Which will endure and not so, but you won’t let it down into the water, or rather, you can, but you yourself know under what conditions paper meets with water.

The reports on “ARMIES” are just bright words in assortment, but here are the things ... Cases that need to be considered at the shipyards - they look dreary.

And we already look funny, because no one in the world takes seriously all these hat-telling tales on the topic of building something there. The whole world understands perfectly well that no such monsters from our shipyards will splash into the water.

Say - I'm pumping? Not at all. Just agree with Farley. Smart man, why not agree?

But there is one caveat.

You know, it’s not the first year watching what they’re doing with our fleet, I understand that we are clearly following the path laid by Ukraine. That is, all the "old people" will safely rot, be decommissioned, there will be something there and a pair of mosquitoes "Grenov" as the largest ships that Russia could overpower.

But I'm sorry, we forgot about submarines. More precisely, they seemed to be behind the scenes.

But in vain. And the smart man Farley does not discount them. And rightly so, that does not reset.

Yes, I agree, with the dream of some kind of ocean fleet of Russia there, which will be demonstrating something there at distant frontiers - this is a myth. This will never happen, because we simply cannot build it. Nowhere, nothing, nothing. We really have nothing for this, no hands, no factories, no money.

And if money can still be found, then specialists and factories ... Alas.

But is it even necessary? Spending money and effort to “demonstrate the flag” is a very good idea, to be honest. It is clear that the penguins will be impressed by how the same Venezuelans were impressed by the sight of Peter the Great, but ...

But the Americans are not for nothing condescending chuckle. 22 cruiser "Ticonderoga" - yes. It will be enough four who shoot the contents of their cells for the "Axes", and this "Peter the Great" will simply end. It’s sad, but the fact that our cruiser simply doesn’t have enough ammunition to dismiss such a pack of Tomahawks.

But the submarines ...

No, really, if we can’t enter the surface ocean fleet, then why should the world be dishonored? But there are people in the country who have preserved and increased Soviet achievements in the submarine fleet.

And our nuclear submarines, both with ballistic missiles and with cruise missiles - this is really what we can put a trump card on the table with the words "And this is how?"

Of course, in comparison with the Soviet submarine fleet it looks modest. Thirteen SSBNs, seven SSGNs, seventeen multipurpose submarines and about twenty diesel. In which, I hope, soon it will be possible to shove the "Caliber".

Eight Boreevs, three are already in operation, another five are under construction - this is significant. The seven Ashes are also quite imagined.

The most important thing is that these boats will be built, I have not the slightest doubt. We can. Aircraft carriers cannot, cruisers cannot, destroyers cannot, many things we cannot. But atomic horrors are ours.

You can completely dream of an aircraft carrier on 100 000 tons, about a destroyer in 30 000 tons with nuclear power plants (crap, of course, but who will forbid delirium today), we were always strong in fairy tales.

But our nuclear submarine fleet, and only it will be the guarantor of the fact that "in case of something, nothing comes after us."

Farley is a smart person and says the right thing.

Yes, once we, the Soviet Union, took the second place in the world in the fleet. It was so. But then everything fell apart, approximately as after the 1917 revolution of the year, and the peak began.

And in the end, Russia was unable to save the fleet inherited from the USSR, much less afford the construction of new ships in proper quantities. Plus, we fell into the trap when money became less and less, and more and more money was required for servicing and upgrading old ships.

Ten years of crisis - and all, the fleet actually fell into a coma. Yes, except for submarine forces. Luckily.

And today, Russia on the surface of the oceans looks weak. Very weak. Frankly, I cannot believe that we will ever have a second aircraft carrier. And China will not calm down; soon it will have three pre-bearers, but three. And India and Britain will have at least two each.

Another question is whether we generally need this class of ships more than questionable for our fleet - this is the question.

Regarding conventional surface ships, the situation is even more deplorable. While we are proudly building missile boats and corvettes, the USA, France, Great Britain, Japan and China are building ships at an accelerated pace (especially the last couple) that are clearly superior to our “oldies”.

Especially, by the way, China is upsetting. The pace at which large surface ships are being built there is simply amazing. The figures Farley quotes say that since the 2000 of the year, China has built about 40 of large ships. For us, the figure is unattainable in principle.

And here we come to the most interesting. To the tips.

Well, we live in such a time, everyone believes that he can give them out. Although Farley teaches at the University of Kentucky. He specializes in military doctrine, national security and naval matters. So - everything on the topic.

So, Farley believes that without the restoration of its shipbuilding in the volumes corresponding to the Soviet, Russia will not be able to compete with China or Japan. But Russia will not be able to restore shipbuilding until it redraws the entire economy.

Is cunning? Maybe. A kind of promise for the future, as part of the race. It’s just not entirely clear, for what, for weapons, or something else?

But do we even need to compete in numbers with China or Japan? France or the UK? Well, we don’t take the USA at all in comparison; they have a printing press, which we lack.

And here comes the strategy.

Unfortunately, the Russian Navy is divided between four different fleets (Black Sea, Baltic, Northern and Pacific). The fleets are isolated from each other so that none of them can quickly help others. Payment for one eighth of the world’s territory, alas.

Of course, it’s easier for China, it can really put all three of its fleets into one fist in the shortest possible lines and hit them so well. I agree.

Is it necessary at all?

The Baltic and the Black Sea are two puddles of a regional scale, nothing serious has ever happened there and will not happen. There, we do not need fleets, or rather, just enough of all that we can build so far. Corvettes, frigates, diesel submarines, boats ...

And, by the way, it is on these seas that our achievements in equipping various ships with the latest missile systems will come in handy. Although many say that the INF Treaty, recently reposed, completely kills ships as rocket launchers weaponsbut it is very controversial. I am sure that small-class ships with Caliber will remain relevant.

And on large ocean expanses, all problems can be solved with the help of submarines. Today it is difficult to predict how and with whom we can enter into conflict in the open sea, but something tells us that this is unlikely to be the waters of the Black Sea or the Baltic. But in the Pacific - quite so.

Another question is which is better and more efficient: a containment fleet of all kinds of frigate corvettes or a fleet of total extermination from atomic submarines that, without surfacing, can eliminate both the hypothetical fleet of the enemy and the enemy himself, together with the islands on which he, the enemy, is located?

I agree with Mr. Farley that today we are not able to create fleet No. 2 in the world, which is equal in quantity and quality to the Soviet Navy. But I don’t see, to be honest, any sense in creating it.

Mr. Farley gives wishful thinking. Of course, it would be nice if we suddenly announced a campaign with the goal of restoring the fleet, this is "all for the fleet, all for ...", they would start rebuilding the economy, rebuilding something, they would have torn, as it had already happened more than once in stories...

Whether it is necessary?

What do these unfortunate surface ships, scattered across four water areas (without fleets) give, without the slightest chance of shining these ships in one fist or normally coordinate work if something happens?

It's nothing.

Chasing these numbers ... Stupid, probably. Well, we have 42 DMZ surface ships, spread over four fleets. Yes, and they are, by and large, on paper, this number includes Kuznetsov, which is either there or not, and Nakhimov, which is most likely not.

That’s not the point.

Let us all admit: we are forever behind the USA (126 DMZ ships) and China (123 DMZ ships) in the construction of large surface ships and we will never catch them.

And is there any sense in pushing around?

In general, apart from the notorious “demonstration of the Papuan flag,” the fleet really has no normal tasks. Just because he, the fleet, is unable to fulfill them. Nothing.

Although, I am sure that "the whole world is in ruin" underwater missile carriers will carry out. And it is already pleasing.

But we, in addition to aircraft carriers, have problems in the fleet above the waterline.

For all four fleets - the one and only modern rescue ship Igor Belousov. Everything else is rusty Soviet rubbish, capable of nothing, as the epic with Kursk showed.

There is not a single normal sea minesweeper left, which calls into question any kind of campaigns in hot areas.

Our anti-submarine aviation is a pterodactyl, not extinct solely from Soviet stubbornness. Although they are in the process of extinction.

And there are dozens of such examples. Bad in our fleet. Very bad. And here I agree with Farley that yes, we won’t be able to return the Soviet fleet to us, even if the whole government was dispersed and confiscated from them all “honestly acquired”.

And so, the only thing left for us is to stamp further submarines, which can pose the highest level of danger to any potential enemy. Well, the coastal trifle for protection and defense.

Not the most beautiful situation, but alas, this is our real level. All these paper projects of super-destroyers and mega-aircraft carriers are exclusively to crabs for laughter, populism of pure water.

Is it worth it then to make the world laugh at all with these frankly stupid statements, knowing in advance that we will not build anything? Especially without Nikolaev shipyards and Zaporozhye engines?

Indeed, than laughing at us, even better gentlemen of potential, remember that they cannot know at what point in the globe a packet of greetings of several hundred megatons can fly out from under the water column and simply demolish some part of the earth’s surface.

Also an option, since destroyers, cruisers and aircraft carriers are too tough for us. The teeth of the enemy can be knocked out with the help of submarines.

In general, I think, we will come up this time. Not the first time. The main thing is not to chase beautiful numbers in statistics.
Author:
Roman Skomorokhov
Photos used:
wikipedia.org
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

148 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

The National Interest приговорил российский флот

Приятно читать неглупых людей. А умных еще приятнее. По моему мнению, Роберт Фарли как раз из вторых. То есть умный. Очень внимательно изучив его статью о проблемах российского флота Russia Is Not The Soviet Union (But It Has the Same Navy Nightmares), учитывая, что для нас это тоже тема весьма животрепещущая, странно, но с мнением Фарли я согласился. Почти.



Дьявол, как известно, кроется в деталях. И деталей тут куча. Но стоит пойти по порядку и рассмотреть их все, а затем сделать свои выводы, как бы они ни звучали, ибо мнение американца – это мнение американца, а нам надо жить своим умом.


Итак, о чем говорит Фарли и какие делает выводы?

Отдает должное нашим усилиям. Да, с иронией говорит о «развертывании» авианосца «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии и его «успешной» работе там, но вполне серьезен в оценке пусков «Калибров» из акватории Каспия. И российские подводные лодки, хоть их активность не идет ни в какое сравнение с советскими временами, но факт – присутствие наших лодок возрастает.

Фарли считает, что российский флот и термин «бардак» — это синонимы. И в будущем положение дел лишь ухудшится.

Да, аргументация сильная и продуманная.

Действительно, российский флот унаследовал в свое время огромное количество довольно современных надводных кораблей и подводных лодок. Но одновременно и головную боль в плане содержания. И вот с этой задачей Россия не справилась точно так же, как и Украина, все совершенно то же самое, разница в масштабах.

Тихонько так советское наследие распиливали на металл, продавали Индии, Китаю, да всем, кто мог заплатить, оно (наследие) тихонько ржавело по бухтам «на хранении» и так далее.

И все, приличный советский флот закончился.

А что осталось, то не представляет особой угрозы ни для кого. Ну, возможно, флот Украины да убоится. В Сомали есть кого напугать, но не более того.

Крупные корабли российского флота, согласитесь, немолоды. Более того, судя по «Адмиралу Кузнецову», и к состоянию много вопросов. Правда, в ответ господину Фарли можно резонно возразить, что и на новейшие «Замволты» какая-то гадость обрушивается систематически и регулярно, да и с авианосцами не все так, как хотелось бы американцам.

Однако насчет возраста возразить нечего. Из двадцати четырех основных надводных военных кораблей российского ВМФ лишь три фрегата класса «Адмирал Григорович» заложены уже после развала СССР. А остальные да, реально доживают, пусть и время от времени эти корабли модернизируют и ремонтируют.

И здесь не согласиться без должной дозы ура-патриотизма сложно. Действительно, сколько теперь протянет «Кузнецов» без капремонта – это вопрос. Да вопрос и не только к нему, у нас на Севере вопрос докового ремонта – это такой вопрос… ниже пояса с разбегу.


Про «Орланы» уже даже говорить не хочется, поскольку «Петр Великий» подозрительно долго вообще никуда не ходит, а «Нахимов», боюсь, так и останется в стадии разговоров о возвращении в строй.

И таки да, оба крейсера опять же немолоды.

Вообще, американец молодец, умудрился ухватить суть всей нашей системы. Я неоднократно уже говорил на тему того, что все эти обещалки нашего Минобороны – просто пустое сотрясание воздуха. Но с очень серьезными лицами.

А Фарли спокойно говорит о том, что, если бы Россия действительно построила каждый корабль, о котором громко заявлялось за последнее десятилетие, российский флот реально вышел бы на мировой уровень. Но объявление крупных проектов с целью набрать хоть какие-то политические очки не есть реализация этих проектов.

А статистика по кораблям у нас выглядит более чем печально. Реальная статистика, а не та, о которой громко кричат, когда к «20...-му году будут построены…»

Там, за океаном, все уже прекрасно понимают, что ничего построено не будет.

Фактические данные о построенных Россией надводных кораблях на международном уровне смотрятся весьма прискорбно.

Крупнейшие успехи российского судостроения — это фрегаты «Адмирал Григорович» (водоизмещение 4 000 тонн) и «Адмирал Горшков» (5 400 тонн).

Первый строился около семи лет, второй — около десяти. Два фрегата класса «Адмирал Григорович» уже вступили в строй, еще четыре строятся. Первый «Горшков» должен встать на вооружение в конце этого года, строятся еще три.

Почесав в затылке, хочется сказать только одно: могло быть и хуже. Могло быть значительно хуже, поскольку мы с таким задором теряли все нажитое непосильным трудом нашими предками, что и этого могло не быть.

Конечно, в сравнении с реальными морскими державами все выглядит так себе, даже по части сроков. У британцев на их эсминец «тип 45» ушло шесть лет, американцы потратили четыре года на «Арли Берк», японцы — четыре года на «Атаго» (который эсминец), а китайцы четыре года на эсминец типа 052D.

Да, и это – эсминцы, корабли на порядок больше, чем наши фрегаты, которые все еще строятся.

А «Лидеры» всех мастей, «Прибои», «Ламантины» и прочие «Посейдоны» — это, боюсь, только бумага. Которая стерпит и не такое, но вот на воду ее не спустишь, точнее, можно, но сами знаете, при каких условиях бумага с водой встречается.

Рапорты на «АРМИЯХ» — это всего лишь слова радужные в ассортименте, а вот дела… Дела, которые надо рассматривать на верфях – они тоскливо выглядят.

А мы смотримся уже смешно, потому что никто в мире уже не воспринимает всерьез все эти шапкозакидательские сказки на тему постройки чего-то там. Весь мир прекрасно понимает, что никаких таких монстров с наших верфей в воду не плюхнется.

Скажете – нагнетаю? Ничуть. Просто согласен с Фарли. Умный человек, чего не согласиться-то?

Но есть и тут нюанс один.

Знаете, не первый год наблюдая за тем, что творят с нашим флотом, понимаю, что мы идем четко по пути, проложенным Украиной. То есть все «старики» благополучно сгниют, будут списаны, останется что-то там москитное и пара «Гренов», как самых крупных кораблей, что смогла осилить Россия.

Но простите, мы забыли про подводные лодки. Точнее, они вроде как за кадром остались.

А зря. И умный человек Фарли их со счетов не сбрасывает. И правильно, что не сбрасывает.

Да, согласен, с мечтой про какой-то там океанский флот России, который будет там что-то демонстрировать на дальних рубежах – это миф. Этого не будет уже никогда, потому что мы его просто не сможем построить. Негде, нечем, не за что. У нас реально ничего нет для этого, ни рук, ни заводов, ни денег.

И если деньги еще можно найти, то вот специалистов и заводы… Увы.

А оно вообще надо? Тратить деньги и силы на то, чтобы «продемонстрировать флаг» — ну так себе идейка, если честно. Понятно, что пингвины будут впечатлены, как впечатлялись те же венесуэльцы от лицезрения «Петра Великого», но…

Но американцы не зря снисходительно посмеиваются. 22 крейсера «Тикондерога» — это да. Довольно будет четырех, которые отстреляют содержимое своих ячеек для «Топоров», и на этом «Петр Великий» просто закончится. Печально, но факт, у нашего крейсера просто боекомплекта не хватит, чтобы отмахаться от такой стаи «Томагавков».

А вот подводные лодки…

Нет, реально, если мы не можем в надводный океанский флот, то чего на миру позориться? Но в стране есть люди, которые сохранили и преумножили советские наработки по подводному флоту.

И наши атомные подводные лодки, как с баллистическими ракетами, так и с крылатыми – это реально то, что мы можем выложить козырем на стол со словами «А это вот как?»

Конечно, в сравнении с советским подводным флотом выглядит скромно. Тринадцать ПЛАРБ, семь ПЛАРК, семнадцать многоцелевых подлодок и около двадцати дизельных. В которые, надеюсь, в скором времени можно будет запихнуть «Калибры».

Восемь «Бореев», три уже в эксплуатации, еще пять строятся – это весомо. Семь «Ясеней» — тоже вполне себе.

Самое главное, что в том, что эти лодки будут построены, не имею ни малейших сомнений. Можем. Авианосцы не можем, крейсеры не можем, эсминцы не можем, много чего не можем. Но атомные ужасы – это наше.

Можно вполне себе мечтать об авианосце на 100 000 тонн, про эсминец в 30 000 тонн с ЯЭУ (дурь, конечно, но кто ж сегодня запретит бред нести), мы в сказках всегда были сильны.

Но наш атомный подводный флот и только он будет гарантом того, что «в случае чего – после нас ничего».

Фарли умный человек и говорит правильные вещи.

Да, когда-то мы, Советский Союз, вышли на второе место в мире по флоту. Было такое. Но потом все развалилось, примерно как после революции 1917 года, и началось пике.

И в итоге Россия не смогла ни сохранить флот, доставшийся в наследство от СССР, ни тем более позволить себе строительство новых кораблей в должных количествах. Плюс мы попали в капкан, когда денег становилось все меньше, а требовалось их для обслуживания и модернизации старых кораблей все больше.

Десять лет кризиса – и все, флот фактически впал в кому. Да, кроме подводных сил. К счастью.

И сегодня Россия на поверхности Мирового океана выглядит слабо. Очень слабо. В то, что у нас когда-нибудь появится второй авианосец, откровенно не верится. А Китай не успокоится, скоро у него будет три недоавианосца, но три. И Индия с Великобританией будут иметь как минимум по два.

Другой вопрос, нужен ли нам вообще этот более чем сомнительный для нашего флота класс кораблей – вот это вопрос.

По обычным надводным кораблям ситуация еще более плачевная. Пока мы гордо строим ракетные катера и корветы, США, Франция, Великобритания, Япония и Китай ударными темпами (особенно последняя парочка) строят корабли, которые явно превосходят наших «старичков».

Особенно, кстати, Китай огорчает. Какими темпами там строят крупные надводные корабли, просто восхищает. Цифры, которые приводит Фарли, говорят, что с 2000 года Китай построил около 40 крупных кораблей. Для нас цифра недостижимая в принципе.

И тут мы подходим к самому интересному. К советам.

Ну мы живем в такое время, каждый считает, что может их раздавать. Хотя Фарли преподает в Университете Кентукки. Специализируется на военной доктрине, национальной безопасности и военно-морских вопросах. Так что – все по теме.

Так вот, Фарли считает, что без восстановления своего судостроения в объемах, соответствующих советским, Россия не сможет конкурировать с Китаем или Японией. А восстановить судостроение Россия не сможет, пока не перекроит всю экономику.

Лукавит? Возможно. Этакий посыл на будущее, в рамках гонки. Вот только не совсем понятно, за чем, за вооружениями или еще чем?

А надо ли нам вообще конкурировать в цифрах с Китаем или Японией? Францией или Великобританией? Хорошо, США мы вообще не берем в сравнение, у них печатный станок есть, которого нам не хватает.

И тут в ход идет стратегия.

К сожалению, военно-морской флот России разделен между четырьмя различными флотами (Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский). Флоты изолированы друг от друга так, что оперативно помочь другим не сможет ни один из них. Плата за одну восьмую часть мировой территории, увы.

Конечно, Китаю проще, он в кратчайшие строки реально может собрать все три своих флота в один кулак и так неплохо им ударить. Согласен.

А надо ли вообще?

Балтика и Черное море – это две лужи регионального масштаба, там никогда ничего серьезного не происходило и происходить не будет. Там нам флоты и не так нужны, точнее, достаточно как раз всего того, что мы пока построить можем. Корветы, фрегаты, дизельные подлодки, катера…

И, кстати, именно на этих морях пригодятся наши достижения по оснащению различных кораблей новейшими ракетными системами. Хоть многие и говорят, что ДРСМД, почивший недавно, напрочь убивает корабли как носители ракетного оружия, но это очень спорно. Уверен, корабли малого класса с «Калибрами» смогут остаться актуальными.

А на больших океанских просторах все проблемы можно решить с помощью подводных лодок. Сегодня сложно предсказать, как и с кем мы можем войти в конфликт на морских просторах, но что-то подсказывает, что вряд ли это будет акватория Черного моря или Балтийского. А вот на Тихом океане – вполне так.

Другой вопрос, что лучше и эффективнее: флот сдерживания из всяких там корветов-фрегатов или флот тотального истребления из атомных подлодок, которые не всплывая могут ликвидировать как гипотетический флот противника, так и самого противника вместе с островами, на которых он, противник, располагается?

Соглашусь с господином Фарли в том, что мы сегодня не в состоянии создать флот №2 в мире, равный по количеству и качеству советскому военно-морскому флоту. Но я и не вижу, если честно, никакого смысла в том, чтобы его создавать.

Господин Фарли выдает желаемое за действительное. Конечно, было бы неплохо, чтобы у нас вдруг объявили поход с целью восстановить флот, вот это «все для флота, все для…», начали бы перестраивать экономику, восстанавливать что-то, надорвались бы, как уже не раз было в истории

Надо ли?

Что дают эти несчастные надводные корабли, раскиданные по четырем акваториям (это без флотилий), без малейшего шанса свети эти корабли в один кулак или нормально скоординировать работу в случае чего?

Ничего.

Гнаться за этими цифрами… Глупо, наверное. Ну есть у нас 42 надводных корабля ДМЗ, размазанных по четырем флотам. Да и есть они, по большому счету, на бумаге, в это количество входят и «Кузнецов», который то ли есть, то ли нет, и «Нахимов», которого скорее нет.

Суть не в том.

Давайте все-таки признаем: мы навсегда отстали от США (126 кораблей ДМЗ) и Китая (123 корабля ДМЗ) в строительстве больших надводных кораблей и никогда уже их не догоним.

И есть ли вообще смысл толкаться?

У нас как бы вообще, кроме пресловутой «демонстрации флага папуасам», у флота толком и задач-то нет нормальных. Просто потому, что он, флот, их выполнить не в состоянии. Нечем.

Хотя, уверен, «весь мир в труху» подводные ракетоносцы выполнят. И это уже радует.

Но у нас, кроме авианосцев, проблем на флоте выше ватерлинии.

На все четыре флота — одно-единственное современное спасательное судно «Игорь Белоусов». Все, остальное — ржавый советский хлам, ни на что не способный, как показала эпопея с «Курском».

Не осталось ни одного нормального морского тральщика, что ставит под вопрос вообще какие-то походы в горячие районы.

Наша противолодочная авиация – это птеродактили, не вымершие исключительно из советского же упорства. Хотя находятся в процессе вымирания.

И таких примеров можно десятки привести. Плохо у нас на флоте. Очень плохо. И тут я согласен с Фарли, что да, советского флота нам не вернуть, даже если все правительство разогнать и конфисковать у них все «честно нажитое».

И таким образом, единственное, что нам остается, – это штамповать дальше подводные лодки, которые могут представлять опасность наивысшего уровня для любого потенциального противника. Ну и прибрежная мелочь для охраны и обороны.

Не самая красивая ситуация, но увы, это наш реальный уровень. Все эти бумажные проекты суперэсминцев и мегаавианосцев – это исключительно крабам на смех, популизм чистейшей воды.

Стоит ли тогда вообще смешить мир этими откровенно глупыми заявлениями, заранее зная, что ничего мы не построим? Особенно без верфей Николаева и двигателей Запорожья?

Действительно, чем над нами смеяться, пусть уж лучше господа потенциальные помнят, что они не могут знать, в какой точке земного шара из-под толщи воды может вылететь пакет приветов на несколько сот мегатонн и просто снести некоторую часть земной поверхности.

Тоже вариант, раз эсминцы, крейсеры и авианосцы нам не по зубам. Зубы противнику можно выбить и с помощью подлодок.

В общем, думаю, выплывем и на этот раз. Не впервой. Главное — за красивыми циферками в статистике не гоняться.
Автор:
Роман Скоморохов
Использованы фотографии:
wikipedia.org
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

149 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти