Зачем мистер Трамп хочет разбить "открытое небо"?
Мастерство отмораживания себе ушей назло другим
Администрация Трампа славится странными, трудно понимаемыми, а порой и необъяснимыми шагами. Стоит отметить, что в этом она достаточно последовательна. Их политика в отношениях с РФ и КНР, и по сирийскому вопросу, и в отношении Ирана и "ядерной сделки", и в отношениях с НАТО, и с КНДР носит черты труднопредсказуемости, ситуативности, парадоксальности решений и прочего. И в отношении международных договоров то же самое — вспомним выход из ДРСМД, который навредит прежде всего интересам США и их союзников, или откровенное забалтывание темы продления ДСНВ-3, попытками то включить туда Китай (без Англии с Францией), то вопрос о ТЯО, то "системы оружия 1 марта", из тех, что туда никак не подпадают. Впрочем, традиция "назло теще отмораживать уши", выходя из договоров, которые были благом для Америки — это не только особенности стиля Трампа, это стиль всех администраций постсоветского времени.
Вспомним выход из Договора по ПРО. И то, что американцы имеют сейчас по данному вопросу, они могли все это реализовать и не выходя из ДПРО и не предоставляя возможности РФ разрабатывать в сфере ПРО то, что давно уже было в наработках. Как и возможности создания систем, необходимость создания которых в РФ объясняли именно выходом оппонента из ДПРО, а реальное их предназначение куда более широко и опасно для США. Американцы вообще мастера по загону себя в неудобные положения и выпуску чужого джинна из бутылки. Вспомним хоть начало и итог гиперзвуковой гонки — кто ее начал и как обстоят дела сейчас. Или действия США по сколачиванию прочного военно-политического альянса РФ и КНР. Он уже создан, спасибо американцам, а то, что Сергей Лавров отрицает планы по его созданию, экспертов на Западе убедило лишь в том, что он уже создан, и не более, а наши отрицания выглядят как оправдания парочки, переночевавшей в отеле в одном номере, что "они просто друзья и у них ничего нет". И вот с "открытым небом" (далее ДОН, Договор по открытому небу) выйдет опять ситуация, когда американцы наступят на ногу сами себе прежде всего. Но, к сожалению, и всему миру и общей международной безопасности и стратегической стабильности тоже.
Один неглупый генерал и толковый политик
История этого договора уходит в далекие-далекие времена середины 50-х, когда шла откровенная гонка вооружений. Тогда американский ядерный арсенал... был прилично больше даже чем сейчас, и составлял более 4650 боеприпасов (но он тогда безудержно рос, а не уверенно падал под победные речи о "росте ядерной мощи Америки до невиданных высот" ). И он рос не на десятки или сотни, а на тысячи боеприпасов в год! Советский тоже рос, но был на фоне американского еще мизерным, наверное, как арсенал КНДР, но он уже был и американцы его уже опасались, в том числе потому, что мало чего знали о нем. Еще больше они опасались подавляющей сухопутной мощи СССР (правда, у власти уже был "дорогой" Н.С. Хрущев, который много сделал для разрушения этой самой сухопутной мощи). А в США правил один из самых, наверное, толковых и понимавших суть вещей президентов — Дуайт Эйзенхауэр, боевой генерал, прошедший вторую мировую. И хоть сам "Айк" не был ни талантом уровня Жукова, Василевского или Ватутина, ни опыта столь жестокой и бескомпромиссной войны, как ВОВ, у него не было, но генералом он был толковым.
А военный чаще всего отличается от политика тем, что воевать реально он хочет куда меньше, потому что знает, что такое война. Что такое война ядерная, никто толком не знал, но Эйзенхауэр в свое время отказал своим военным в нанесении упреждающего внезапного удара по СССР (которые обещали быструю и эффективную победу), заявив, что не готов пойти на такой вид войны, потому что в США недостаточно бульдозеров, чтобы потом очистить города свои от трупов. Понимал он и то, куда его и страну в целом пытается тащить народившийся тогда уже "военно-промышленный комплекс" (по определению Эйзенхауэра, это не было только военной промышленностью, но и связкой заинтересованных военных, политических и промышленных кругов). В общем, Айк прекрасно понимал, что уровень напряженности в отношениях двух мировых сверхдержав (хотя в ядерном плане у СССР права называться так не было, в общем, и в помине еще) надо снижать. И первые шаги в налаживании контактов произошли при его правлении, а не при "хорошем" Кеннеди, который два раза довел ситуацию до крайне опасных кризисов, носивших и ядерный характер.
Но как лучше всего убедить оппонента в том, что нападать на него не собираешься, и наоборот, опасаешься его нападения первым? Конечно, разным очень честным словам и даже подписанным бумагам в этом вопросе веры недостаточно. Агентура тоже может ошибиться — вспомним чехарду с датами начала Великой Отечественной. Нужны надежные технические средства разведки (ТСР). Это, конечно, комплекс мер — и радио- и радиотехническая разведка, и авиаразведка, и разведка средствами орбитальной группировки (видовыми оптическими и электронно-оптическими, радиолокационными, радиотехническими и т.п.). Обмануть ТСР, в том числе, спутниковые, можно. А можно и получить более-менее полный массив данных, но ничего в нем не понять — это уже проблема толковых аналитиков, и тут никакие суперкомпьютеры и нейросети светлой головы не заменят. Так "лопухнулись" в США в 2014г., когда не поняли и распознали намерений и действий руководства РФ в отношении украинского кризиса, в ситуации с Крымом и Донбассом. Так ошибались они же во время операции «Дунай» в 1968 г. или несостоявшегося ее аналога в отношении Польши в 1981 г. (генерала Ярузельского, который спас Польшу тогда от этого, благодарные поляки потом пытались засудить). Но, тем не менее, имея орбитальные средства разведки, можно достаточно адекватно оценивать ситуацию — скажем, были бы у Сталина спутники, в 1941 году он бы имел возможность проверки, врет ему агентура или нет. Спутников не было, а аэрофотосъемку вести на сопредельной территории СССР опасался, как известно, чтобы не спровоцировать.
У генерала Эйзенхауэра тоже в 1955г. не было спутников, их вообще еще не было. А аэрофотосъемка и сейчас, после стольких лет развития космических средств, превосходит по качеству и разрешению космическую (потому, что свойства земной атмосферы и физические и оптические ограничения не переплюнуть никому, кроме рекламщиков и голливудских сказочников). В 1955г. "генерал Айк" в Женеве, на встрече с председателем СМ СССР Булганиным предложил через него Хрущеву механизм, который позже и лег в основу концепции открытого неба. Как он сам говорил после встречи:
"Открытое небо" современного образца
К этой идее больше в отношениях СССР и США не возвращались почти до самого конца "холодной войны" (которая, в общем, никогда не заканчивалась, но официально это так). А именно до 1989 г., когда Дж. Буш-ст. выступил с подобной идеей, что привело в итоге к реальному соглашению. Договор по открытому небу был подписан уже после распада Союза, в начале 90-х годов. Россия ратифицировала его только в 2001 г. Вступил он в силу в 2002 г., через 10 лет после подписания, и тогда его участниками были 27 стран. Ныне их 34.
Сам ДОН состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений.
В рамках Договора действует система квот на облёты. Например, на 2017 год РФ и РБ, записанные как одна группа стран, имели право на 42 полета над государствами — участниками ДОН. А те имели право на 34 полета над территориями РФ и РБ. В 2008г. было нами было выполнено 46 полетов над странами-участниками, а над нами и белорусами — 33. То есть, по сути, учитывая то, что в числе участников большую часть составляют страны НАТО, у них больше возможностей для миссий наблюдения, чем у нас над ними, потому что стран много. Но тут есть нюансы, можно ведь и не контролировать многие страны, которые не имеют никакого интереса для России. Но и всю квоту использовать над одной страной или группой стран тоже не получится.
Самолеты государств — участников ДОН могут задействовать следующую аппаратуру наблюдения на своих самолетах-разведчиках: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени (разрешение не выше 0.3м, то есть на уровне, не выше идеального для космических средств), РЛС бокового обзора (РЛСБО) с синтезированной апертурой (разрешение не выше 3м), инфракрасные системы (разрешение не выше 50 см).
Самолеты открытого неба
Россия использует обычно для контрольных полетов самолеты Ан-30Б и Ту-154М-ЛК1. Американцы — самолеты ОС-135В, созданные на базе древнего самолета-заправщика КС-135, который сам по себе создан на основе транспортника С-135, по сути — милитаризованного Боинга-707. Но часто американские "партнеры" использовали наши же Ан-30Б — это и дешевле, арендовать самолет, и снимки с нашего самолета получались обычно лучше. Проблемы начались, когда в России впервые, среди сторон договора, создали авиакомплекс, полностью использующий возможности самого ДОН.
Речь о Ту-214ОН. Аэрофотокомплекс представлен фотосистемами, расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. Там же размещена и РЛСБО, с полосой захвата до 25 км и зоной обзора — до 50 км. В центроплане размещена и ИК-аппаратура, имеющая диапазон углов обзора 130°, ширину полосы сканирования на местности — 4,6H высоты полета с измерением по радиовысотомеру. Скажем, если высота полета 10000м, то полоса будет шириной 46км. В состав ТВК, телевизионного комплекса наблюдения, входят три ТВ-камеры — центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности — 6,6H (при тех же 10000м будет 66км). Угол обзора КТБО-6 — от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°. Самолёт оборудован совершенным бортовым цифровым вычислительным к комплексом, предназначенным для управления работой и управления режимом контроля средств наблюдения, а также для отображения в реальном времени информации со средств наблюдения и её записи и обработки. В состав БЦВК входят 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединённых в локальную сеть: АРМ оператора аэрофотокомплекса, АРМ оператора РЛС, АРМ оператора ИК-аппаратуры, АРМ оператора ТВ-аппаратуры и АРМ старшего лётного представителя.
Но вся эта прекрасная аппаратура, почему-то, напугала кое-кого в США, ряд представителей военных и политических кругов подняли волну по поводу того, насколько опасен этот авиакомплекс, и как он может нести "недокументированное" оборудование. Будто, при особом желании и отсутствии контроля со стороны, Ан-30Б или Ту-154М-ЛК1 не могут, или американский самолет не может. Но контроль-то есть, и опасаться другой стороне нечего. Тем не менее, несколько лет этот уникальный комплекс американцы до своей территории не допускали. Самолет, тем не менее, был сертифицирован по программе открытого неба 22 странами-участницами в течении прошлого года, и прошлой осенью сертификат подписали и американцы. Первые полёты в рамках ДОН над США были выполнены самолётом Ту-214ОН 25—27 апреля 2019 года. Он пролетел над территорией штатов Техас, Нью-Мексико и Колорадо, проинспектировав объекты: Форт-Блисс, ракетный полигон Уайт-Сэндс), Сандианские национальные лаборатории, Лос-Аламос и склад уничтожаемого химоружия в Пуэбло.
"Токсичный" договор для внутриполитической борьбы
А теперь вот американцы могут покинуть и этот договор. И причины, как и раньше, внутриполитические. Внутренняя борьба пауков во властной банке Вашингтона дошла уже до того, что вовсю влияет на внешнеполитические решения США, и мы с вами имеем массу примеров для этого. Любое проявление мнимой "слабости" Трампом мигом раздувается его противниками, и тот вынужден делать "жесткие", но глупые с точки зрения интересов Америки шаги.
Есть еще фактор "токсичного", как сейчас принято говорить (очень дурацкое выражение, если честно) пиара вокруг выполнения ДОН. Мы живем в век, когда все пассажирские и значительное число военных воздушных судов используют транспондеры (военные иногда их отключают, но в целом, в международных водах стараются блюсти безопасность, по возможности). И есть всем известные сайты, где можно отслеживать такие полеты. Это породило целое направление в журналистике — когда писать не о чем, тогда можно пойти на "Флайтрадар 24" и порыться там на тему полетов самолетов-разведчиков стран НАТО у наших берегов. Или беспилотников крупного размера. Можно "сварить" отличную алармистскую заметку в стиле "окружают, демоны". А можно просто покопаться в блогах тех, кто отслеживает такие полеты по таким сайтам. При этом писать о том, что все эти полеты — обычная рутина, на порядки отличающаяся от такой же деятельности, скажем, в 80-х, и что ВКС на все такие полеты реагируют соответственно — не обязательно. В США или Японии точно также пишут заметки про полеты наших бомбардировщиков или дальних противолодочников у их берегов.
Так вот, полеты самолетов открытого неба в тех же США вызывают кучу панических комментариев от идиотов в сетях, и таких же заметок в СМИ. Варят такие же алармистские статейки, да еще с учетом, что русские — не у берегов, а прямо вот в сердце "исключительной нации". И ставят на них заголовки позабористей, чтобы лучше распространялись, вроде "русский шпионский самолет летает над самыми секретными базами Америки, и даже "Зоной 51" (это которую собирались штурмовать в «Фейсбуке» 4 миллиона, но вышло все "немного не так"). Это как раз про первый наблюдательный полет Ту-214ОН над США так и писали. Очень хорошо заголовок подействовал на параноиков, шизопатриотов Америки, ультралибералов, леваков и ультраконсерваторов. А такая негативная пресса плоха для выборов.
Есть еще один фактор — выставленный не так давно на мороз с должности помощника президента по национальной безопасности вредный дедушка Болтон. Дедушка-то выставлен, но дело его живет. Бумаги нужные против ДОН он успел составить, и кому их подсунуть на подпись Дональду Трампу — тоже остались. Например, там пока в Совете по национальной безопасности еще трудится некий Тим Моррисон, по утверждению журналиста Фреда Каплана из Slate, — приятель и единомышленник Болтона по вопросам стратегической стабильности. А точка зрения Болтона нам известна — разобрать всю договорную базу и умереть под обломками рухнувшего здания безопасности. Потому что все эти шаги вредят куда больше самим США, а не России или Китаю.
Хватит ума остаться или нет?
А ведь ДОН, как уже было сказано выше, Америке и ее союзникам выгоден, и, даже, вероятно, выгоднее, чем РФ. Но Россия придерживается точки зрения, что порождающий немалый "доверительный материал" ДОН должен сохраниться. Ведь это у РФ и США есть развитые системы ТСР, в том числе космических, а у других участников ДОН или куда хуже с этим, или вообще никак, и они вынуждены или пользоваться информационными подачками старших союзников, или коммерческими источниками информации, или же вообще оставаться в неведении о поведении соседей.
Причем такой же точки зрения придерживаются очень многие политики, члены Конгресса и Сената и военные в самих США. Дошло до того, что, по сообщениям, покидает свой пост из-за несогласия с политикой администрации в отношении ДСНВ-3 (где те просто "тянут волынку", занимаясь выставлением одних и тех же неприемлемых и идиотских предложений) и ДОН, генерал Джон Хайтен, командующий Стратегическим командованием ВС США, и заместитель главы ОКНШ ВС США. И не один, а еще с рядом высших офицеров.
Новый глава СТРАТКОМа, вице-адмирал Чарльз Ричард, пришел с должности командующего подводными силами ВМС, и, формально, считается чем-то вроде "ястреба". Но первые его заявления неожиданно осторожны. Он высказался в духе предшественника и в отношении России и ее новых военных возможностей, и в отношении стратегических сил Америки (он высказался весьма негативно по этому вопросу), и в отношении ДСНВ-3, и, в отношении, ДОН. В общем, он тоже никуда выходить не хочет.
Пока что и Трамп не подписал никаких официальных бумаг, начинающих полугодовой процесс выхода из ДОН. Может, и не подпишет, хватит ума. А если не хватит — то, скорее всего, вслед за США покинет договор и Россия вместе с Белоруссией, и не только. Потому что ситуация, когда мы не сможем летать над Америкой, потому что они вышли из режима открытого неба, а их союзники над нами — смогут, нас, конечно, не устроит. Будет как с ДОВСЕ, где России давно нет в договоре, а информация по этой линии поступает в Москву из Минска и прочих членов ОДКБ — только наоборот.
Только подобный выход, по сути, торпедирует и разрушит достаточно толковый инструмент обеспечения информационного спокойствия противостоящих сторон в нашем и без того беспокойном мире. Это, безусловно, плохо. Может, мистеру Трампу стоит обратиться к духовному наследию мистера Эйзенхауэра? Тем более что тот тоже был республиканцем.
Информация