We Are The Mighty: 10 истребителей, изменивших войну в воздухе

50
Вечной темой является сравнение военной техники и составление различных рейтингов. Американский интернет-журнал We Are The Mighty тоже не остается в стороне и предлагает список из 10 истребителей, изменивших войну в воздухе. Предлагается рассмотреть самолеты, внесшие наибольший вклад в ведение боя в небе (вне зависимости от характера такого вклада).





Десятка лучших


Список от WATM сопровождают некоторые оговорки и комментарии. Однако в целом мнение издания выглядит так:

10. Су-27 Flanker.
9. F-86 Sabre.
8. Fokker Dr.1.
7. F-4 Phantom.
6. Supermarine Spitfire.
5. F-117 Nighthawk.
4. F/A-18 Hornet.
3. MQ-1 Predator.
2. F-15 Eagle.
1. F-22 Raptor.

По понятным и даже очевидным причинам десятка истребителей включает в основном технику американской разработки (за редким исключением). В нее входит всего три иностранных образца, причем самый лучший из них не попал даже в пятерку лидеров.

Аргументы в пользу тех или иных участников «Топ-10» выглядят достаточно интересными и порой убедительными. Рассмотрим некоторые позиции рейтинга, представляющие наибольший интерес.

Замыкающий Су-27


На последнее место рейтинга WATM поставил советский / российский истребитель Су-27. Его назвали в полной мере современным истребителем разработки СССР, созданным в ответ на появление американского F-15. Кроме того, Су-27 удостоили эпитета «один из самых впечатляющих истребителей XX века».



В ближнем маневренном бою Су-27 является угрозой для зарубежных истребителей благодаря наличию ракеты «воздух-воздух» Р-73 и нашлемной системы целеуказания. В сражении Су-27 может даже иметь преимущества перед американским F-15. Позволит ли БРЭО F-15 российскому Су-27 приблизиться на опасное расстояние – WATM предлагает обсудить отдельно.

Су-27 создавался с целью завоевания превосходства в воздухе, но в дальнейшем показал большую гибкость. Он может выполнять перехват воздушных целей, а также наносить удары по наземным целям. Подобный многоцелевой истребитель-бомбардировщик остается в строю по сей день.

Малозаметное 7 место


На 7 место WATM поместил стелс-самолет F-117 Nighthawk – за его заслуги в деле внедрения перспективных технологий и влияние на дальнейшее развитие авиации. Отмечается, что вопрос малозаметности для радиолокаторов изучался едва ли не со времен Второй мировой войны, однако именно F-117 впервые использовал такие возможности в бою.



Этот самолет разрабатывался в обстановке секретности и должен был стать средством нанесения ударов с минимальным риском обнаружения. В 1981 г. именно Nighthawk стал первым в мире стелс-самолетом, поступившим на вооружение.

В 1999 г. в Югославии США потеряли один из своих F-117, а вместе с ним и боевые преимущества. Подробности того инцидента до сих пор секретны, но есть информация, согласно которой подбитый самолет приземлился в сносном состоянии. Это означает, что Россия и Китай могли получить доступ к американским технологиям.

В течение двух десятилетий F-117 Nighthawk смог принять участие в нескольких операциях. Его создание и эксплуатация проложили путь для сегодняшних истребителей пятого поколения, тоже отличающихся малозаметностью.

Беспилотная «бронза»


Третье место в рейтинге WATM досталось не истребителю, но эта машина действительно повлияла на войну в воздухе. «Бронзу» в рейтинге получает беспилотный летательный аппарат MQ-1 Predator. Он был первым настоящим боевым БПЛА и стал «началом конца воздушных боев с участием человека». В ноябре 2002 г. Predator впервые выполнил авиационный удар при помощи ракеты AGM-114 Hellfire и навсегда изменил войну.



MQ-1 управлялся дистанционно одним пилотом и одним или двумя операторами целевой нагрузки. Многоцелевой БПЛА со средней высотой и большой продолжительностью полета в основном использовался для разведки и наблюдения. Однако при необходимости он мог наносить удары при помощи подвесного вооружения.

9 марта 2018 г. ВВС США официально сняли MQ-1 Predator с вооружения. Заменой для него стал более совершенный беспилотник MQ-9 Reaper. Для атаки наземных целей эта машина несет ракеты Hellfire, а также бомбы JDAM и GBU-12.

«Орел» второго места


На второй ступеньке рейтинга разместили истребитель F-15 Eagle. Этот самолет, созданный еще в семидесятых годах, до сих пор способен показывать высокие боевые качества в сражении с другой техникой.



Таким результатам способствуют высокие летные характеристики, потрясающая маневренность и развитый комплекс вооружений. Высокая тяговооруженность в сочетании с низкой нагрузкой на крыло позволяют маневрировать без потерь скорости и разгоняться до скоростей М=2,5. Все это сделало F-15 первым истребителем США, способным совершать вертикальный подъем с ускорением.

F-15 несет развитое бортовое радиоэлектронное оборудование и современное вооружение, в т.ч. ракеты AIM-120D AMRAAM. БРЭО, вооружение и летные характеристики делают его уникальным истребителем. Ни один вражеский самолет пока не смог сбить F-15 ВВС США.

1 место 5 поколения


На первое место поместили первый американский истребитель последнего пятого поколения – F-22 Raptor с почетным титулом «самый мощный истребитель завоевания превосходства в воздухе, а то и во всей вселенной». Причины такого решения WATM просты. F-22 стал первым истребителем 5 поколения в ВВС США и обладает беспрецедентными возможностями в сферах воздушного боя, радиоэлектроники, ситуационной осведомленности, скрытности и т.д. Все это позволяет самолету защищать не только себя, но и других.



При работе по воздушным целям Raptor может нести шесть ракет AIM-120 AMRAAM и две AIM-9 Sidewinder. В миссиях «воздух-земля» он берет на борт две бомбы GBU-32 JDAM. Одновременно самолет сохраняет по паре ракет AMRAAM и Sidewinder – но только чтобы отбиться от врага.

Мощный двигатель и изящный планер позволяют F-22 совершать сверхзвуковой полет без использования форсажа. Органы управления, включая специальное сопло, дают самолету уникальную маневренность. Этому самолету нет равных – во всей мировой истории.

Проблема оценки


В целом рейтинг «10 истребителей, повлиявший на войну в воздухе» от We Are The Mighty достаточно интересен, а приводимые аргументы выглядят разумно и логично. Однако некоторые особенности этого рейтинга оставляют вопросы, в т.ч. неудобные. Его авторов можно заподозрить в предвзятом отношении к той или иной технике и, как следствие, в недостатке объективности.

Действительно, весьма странным, хотя и объяснимым выглядит преобладание американской авиационной техники – 7 самолетов из 10 представленных. Особенно неприятно, что из всего многообразия советских и российских боевых машин – тем или иным образом влиявших на развитие боевой авиации и воздушного боя – в «Топ-10» попала только одна. Впрочем, можно представить, что речь идет не только о базовом Су-27, но и обо всем семействе техники на его основе.

Заголовок списка говорит об истребителях, но в самом рейтинге присутствуют два образца иного назначения. Так, F-117 имел весьма ограниченные возможности для воздушного боя и фактически был ударным самолетом. БПЛА MQ-1 тоже не мог нести развитое оружие для поражения воздушных целей. Однако нельзя не признать правоту WATM – эти машины действительно оказали влияние на развитие боевой авиации.

Первое место для американского истребителя пятого поколения F-22 Raptor вполне понятно и даже ожидаемо. При всех своих проблемах, этот самолет является одним из поводов для гордости авиастроителей и военно-воздушных сил США. Несмотря на солидный возраст, ограниченное количество и отсутствие большой истории боевого применения, F-22 считают основой военно-воздушной мощи. Вряд ли другой самолет мог бы рассчитывать на первое место в подобном рейтинге.

Впрочем, авторы WATM прекрасно понимают специфический характер списков и рейтингов военной техники и оставляют за собой право неоднозначных и спорных оценок. Поэтому читателям, имеющим замечания или поводы для критики, предлагалось пройти в секцию комментариев и оставить там свое мнение.

Рейтинг «Top 10 fighters that changed aerial warfare forever»: wearethemighty.com/gear-tech/best-fighter-planes-aviation.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    8 ноября 2019 05:21
    Шляпа это , а не ТОП. Совсем плохо дело у американ, если приходится самим себя в попу целовать.
    1. +5
      8 ноября 2019 08:27
      Почему плохо? Они всегда так делали ))
      Так что ничего удивительного в этом рейтинге нет.
      1. +10
        8 ноября 2019 08:58
        Цитата: Sergey_G_M
        Почему плохо? Они всегда так делали ))

        Только ли они? Все по законам жанра- каждый кулик свое болото хвалит.
        1. 0
          8 ноября 2019 09:18
          Конечно все себя хвалят, даже считаю что здоровый патриотизм это нормально.
          Просто у американцев самореклама и пиар достигают сосем уж гипертрофированно раздутых размеров, как они еще не лопнули))
    2. 0
      17 декабря 2019 14:45
      Но целовать в попу они хоть попадают?
  2. +23
    8 ноября 2019 05:28
    Эх, Миг-25 забыли, зато своих понапихали.
    Миг хоть и не много воевал, но по своим ТТХ в свое время был выдающейся машиной.

    Да и мессер 109, честно говоря побольше внес вклада в изменение войны в воздухе чем спитфаер.
    1. +10
      8 ноября 2019 07:23
      да и "зеро" в общем-то
    2. +11
      8 ноября 2019 09:17
      Цитата: Sergey_G_M
      Эх, Миг-25 забыли, зато своих понапихали.
      Миг хоть и не много воевал, но по своим ТТХ в свое время был выдающейся машиной.

      А МиГ-15? Они что, забыли кто их валил? Или стыдно вспоминать.
      1. +10
        8 ноября 2019 09:26
        Сейбр - Миг-15 тут спорно. Все таки за счет дальности действия Сейбр для американцев лучше, оснащение - тот же прицел получше будет.
        По ТТХ спорно кто лучше.
        По влиянию на изменение войны в воздухе (о чем собственно статья) Миг т.к. отучил летать бомберы плотным строем.
        1. +10
          8 ноября 2019 11:43
          Адекватные западные рейтинги ставят Ф-86 и МиГ-15 на одну ступень,так как самолеты воевали с переменным успехом,в зависимости от модификации и в целом,были приблизительно равны в воздухе...Имели свои достоинства и недостатки..Что до Ф-15,то индусы на Су-30 выиграли у янки все воздушные бои,несмотря на то,что янки дрались с применением Авакса,а индусам запретили полноценно использовать бортовую электронику Сушки...Ф-22,пока,воевал только против стран третьего мира,так что вероятнее всего ,это мыльный пузырь,такой же,как танки Абрамс и Леопард-2,которые так же занимали вершины рейтингов,а в Ираке,Сирии и Афгане горят как спички...Чего стоит невидимость Ф-117 мы видели в Югославии ,да и сами янки признают,что на радарах МиГов полученных в наследство от ГДР,все эти невидимки видны как на ладони...Вообщем этот рейтинг очередная реклама США и их вооружений...рассчитанная на население США и таких как Литва с Украиной...
        2. 5-9
          +7
          8 ноября 2019 14:58
          Миг-15 появился раньше.
          Показал, что вентиляторные (поршневые) бомберы, прикрытые любым количеством реактивных истребителей, почти беззащитны перед реактивными истребителями. Не в последнюю очередь после этого американцы перестали грезить о "скинет 100500 ядрёнбонб на советские города"...пока не построим флот реактивных бомберов.
          Заслуживает попадания в список больше всех там упомянутых..
        3. +9
          8 ноября 2019 18:32
          Цитата: Sergey_G_M
          По ТТХ спорно кто лучше.

          Простите, но тут оцениваются не ТТХ, а "влияние на ход войны в воздухе" и тут МиГ-15 явно ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ. Как и наш МиГ-31, заставивший отказаться американцев от высотных и скоростных разведчиков-самолетов, перейдя на спутники-шпионы и ускорив работы по созданию разведывательных БПЛА
  3. +18
    8 ноября 2019 05:35
    Американский интернет-журнал We Are The Mighty тоже не остается в стороне и предлагает список из 10 истребителей, изменивших войну в воздухе.
    Чисто американский взгляд. Не забыли упомянуть свой, вполне достойный Ф-86 "Сейбр", но что конкретно он изменил в войне в воздухе? Почему забыли его "виз-а-ви" МиГ-15, который то точно, смог изменить войну в воздухе, доказав в Кореи, что эра "орд тяжелых бомбардировщиков", сносивших все на своем пути ПРОШЛА
    Так же вызывает недоумении появления в списке триплана Fokker Dr.1., это что ж с его помощью удалось изменить в войне в воздухе? На память только приходит, что именно на нем погиб самый удачливый ас ПМВ - Рихтгофен. Но почему не вспомнили о "Моране" Ролана Гарро, имеющий первый рабочий синхронизатор вооружения? Настоящий самолет-истребитель появился именно с появлением синхронизатора
  4. +9
    8 ноября 2019 05:45
    Все такие рейтинги притянут за уши и придвзяты , обьективности в них меньше чем ноль процентов. Поэтому, и относится к ним серьезно невозможно.
  5. +10
    8 ноября 2019 05:53
    В 1999 г. в Югославии США потеряли один из своих F-117, а вместе с ним и боевые преимущества. Подробности того инцидента до сих пор секретны, но есть информация, согласно которой подбитый самолет приземлился в сносном состоянии. Это означает, что Россия и Китай могли получить доступ к американским технологиям.
    Что здесь секретного? Радар П-18"Терек" его прекрасно видел :"Противостоял «Найтхоку» подполковник Золтан Дани, командир третьего батальона 250-й бригады ПВО. Он имел в своём распоряжении батарею ракет С-125, радар общего обнаружения П-18, работающий в метровом диапазоне, и станцию наведения ракет СНР-125 с радаром сантиметрового диапазона. Когда подполковник Дани получил из командного центра сообщение о самолётах в воздухе, он приказал задействовать радар П-18, используя самую низкую частоту работы. Радар сразу же засёк четыре цели, и Дани понял, что зенитчики «ведут» «невидимку».

    После того, как цель несколько раз терялась, Дани решил нарушить собственный приказ и не выключать радар после 20 секунд работы. Поскольку других целей засечено не было, стало ясно, что атака противорадиолокационными ракетами не грозит. В 20 часов 40 минут по местному времени подполковник Зелко начал заходить на цель, открыв бомболюк.
    Открытые створки бомболюка «Найтхока» представляли собой дополнительную отражающую поверхность, облегчающую обнаружение.
    https://masterok.livejournal.com/4912150.html
    "F-117 — это специализированный тактический ударный самолет, предназначенный прежде всего для ночных высокоточных атак особо важных целей в ходе автономных одиночных вылетов. Он может также использоваться для тактической радиоэлектронной разведки районов, прикрытых средствами ПВО противника. F-117 радикально отличается от машин предыдущих поколений. Во-первых, обычное ракетно-бомбовое вооружение уступило место высокоточному оружию. Во-вторых, выживаемость в зоне действия ПВО обеспечивается не столько бронированием, сколько скрытостью полета."
    https://topwar.ru/15671-o-f-117.html
    И где здесь истребитель? Только в индексе "F" ?
  6. +5
    8 ноября 2019 07:01
    Это элемент тупой пропаганды не более того. Сюда можно запихнуть абсолютно любой самолёт. Ведь каждый своим появлением что то но поменял или на что то очень серьёзно повлиял.
  7. +3
    8 ноября 2019 07:32
    Конечно laughing laughing laughing
    У кого самые самолетные самолеты? у американцев. У кого самый лучший в мире танк? У американцев. У кого самые лучшие в мире корабли? У американцев. Кто самый честный,белый и пушистый, самый миролюбивый?? Барабанная дробь.....Американцы!!! fool laughing
    Кто назначил сам себя великим и исключительным на планете? Америка. Кому позволено все, а другим ничего? Америке lol
    Потому нечему удивляться, если в американских рейтингах все самое лучшее американское wink
    ПС Только всем остальны не стоит забывать, что воюют не кораблисамолетытанки, а люди wink И потому если такое самовлюбленное американское имбицило придет со своими ценностями в чужой огород, то надо пинками и наставлениями показать ему его реальное место в его же отходах yes
    Лично мое мнение hi
    1. Комментарий был удален.
    2. -3
      10 ноября 2019 21:47
      Цитата: рюрикович
      У кого самые самолетные самолеты? у американцев.

      по факту так и было, 4 поколение родили через десяток лет после амеров, 5 до сих пор рожают, бомберы под копирку как ответ Чемберлену...
  8. 0
    8 ноября 2019 07:53
    Вместо Су-27 поставить МиГ-29, F-15 на первое место, а на второе F-16 и норм.
    В целом о понятно (объективно), почему тут американских самолетов больше, но наших слишком мало. Я бы еще воткнул МиГ-15 и МиГ-25. Ах, опять МиГи.) Что ж поделать, ветераны достойны.
    Кстати, МиГи засветились при бое с гоа’улдами. Видос вставил в спойлер.
    1. +3
      8 ноября 2019 08:31
      а почему миг-29?
      Су-27 гораздо логичнее.
  9. +3
    8 ноября 2019 08:01
    Как всегда, полнейшая бредятина! fool
  10. +3
    8 ноября 2019 08:27
    Куликово-болотные рассуждения .... обсуждать , объективно, нечего, а переписать свой рэйтинг они не дадут.
  11. -1
    8 ноября 2019 08:31
    Стопроцентная ложь наверное придает смелости полосатым летчикам, но результат будет как обычно, пусть вспомнят Вьетнам и Корею, да и Кожедуб еще в 45-ом спустил одного наглеца с небес на землю.
    1. -11
      8 ноября 2019 10:31
      Не надоело эти сказки про Кожедуба травить? Нет никаких задокументированных данных, что он сбил два P-51. Только его рассказы и не более.
      1. +3
        8 ноября 2019 12:43
        Когда будешь что-нибудь знать об авиации, тогда скажешь свое мнение.
      2. +2
        8 ноября 2019 14:54
        Цитата: Crash_117
        Не надоело эти сказки про Кожедуба травить? Нет никаких задокументированных данных, что он сбил два P-51. Только его рассказы и не более.

        Ничего нет. Даже показаний сбитого им пилота, плёнок фотокинопулемёта, ни статьи за 2013год. "Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным - я ведь уже успел разглядеть белые звёзды на крыльях и фюзеляжах. "Устроят мне... по первое число" - думал я, сажая машину. Но всё обошлось В кабине "Мустанга", приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос смогли перевести) он отвечал: "Фокке-Вульф" с красным носом... Не думаю, что он подыгрывал; не научились ещё тогда союзники смотреть в оба...
        Начавшиеся во второй половине 1944 года столкновения между советскими и американскими авиагруппами отнюдь не были следствием традиционной для любой войны неразберихи. Уже тогда Штаты считали весь европейский континент своей зоной влияния. Однажды командующий американскими ВВС Спаатс даже демонстративно отказался обсуждать с маршалом Жуковым порядок полетов над советской зоной, нахально заявив, что "американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений". (Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. М., 1971. С.670)."
        1. -3
          11 ноября 2019 15:08
          Цитата: амурец
          Ничего нет

          Угу.
          Цитата: амурец
          Даже показаний сбитого им пилота

          Этого нет.
          Цитата: амурец
          плёнок фотокинопулемёта

          И этого нет. Есть маловнятные картинки, которые Бодрихин выдает за ФКП этого боя.
          Цитата: амурец
          статьи за 2013год.

          Много всяких статей. Они восходят к предисловию Бодрихина к мемуарам Кожедуба. С отсылкой на частный разговор с Кожедубом, который, однако, вспомнился лишь через 15 лет после смерти последнего.

          И, который, вообще-то, полная чушь.

          Цитата: амурец
          кабине "Мустанга", приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр.

          Была только одна истребительная группа с черными пилотами. 332-я. Она не летала на Берлин никогда, базировалась на юге. Кожедуб в апреле на Кюстринском плацдарме.
          17 апреля 1945 года, встретив в воздухе «Летающие крепости»

          17 апреля 8ВА не летала.
        2. -3
          12 ноября 2019 01:31
          Цитата: тессер
          однако, вспомнился лишь через 15 лет после смерти последнего.

          Виноват, через 5 лет. Бодрихин рассказывает эту историю уже в "советских асах" в 96-м.

          С другой стороны, 332-я, говорят, все-таки до Берлина летала, хоть и не в апреле. С третьей стороны, ФКП лажа, так что доверия Бодрихину ноль. С четвертой стороны, эту же историю рассказывает ведомый Кожедуба. С пятой стороны, постоянно путают две истории: мартовскую, которая безусловно имела место быть, и апрельскую, которая ну такое.

          Так что все своеобразно. На мой взгляд, при таких картах козырять, все-таки, не стоит.

          http://www.vif2ne.org/nvi/forum/arhprint/128389
  12. +1
    8 ноября 2019 09:43
    Насчет "изменивших войну в воздухе" согласен только с MQ. Но они как бы и не истребители пока. Сама идея заманчива - при развитой промышленности БПЛА можно наштамповать немеряно, не заморачиваясь с подготовкой летчиков, а потом обновлять им прошивку "мозгов" и совершенствуя вооружение.
    Правда, средства РЭБ тоже не стоят на месте, зато против папуасов БПЛА - самое то.
    1. 5-9
      -2
      8 ноября 2019 15:00
      Каких БПЛА немеряно? Как Предатор? Вы в курсе его размеров и цены???
      Войну в воздухе он изменил только против папуасов.
  13. 0
    8 ноября 2019 10:28
    Составляла бы свой топ Военное обозрение, картина была точно такой же, 8 из 10 машин были бы российские. Что разнылись то?
    1. +4
      8 ноября 2019 13:21
      Вряд ли. Если речь о самолетах именно изменивших войну в воздухе...То там были бы:

      Fokker E1 - первый нормальный истребитель, который мог нормально стрелять благодаря синхронизатору

      Ме-109 - первый массово применявшийся в войне биплан поколения ВМВ, его массовое применение перечеркнуло все устаревшие машины предвоенного периода

      Миг-15 и F-86 - первые массово применявшиеся в бою доведенные реактивные послевоенные - новый уровень войны в воздухе

      Миг-21 - массовый дешевый и легкий 2-го поколения, воевал везде и всюду, изменил тактику боя в масштабах мира

      Harier - первый серийный с СВВП - новая страница в морской авиации

      F-111 - первый серийный с изменяемой геометрией крыла

      F-15 и Су-27 - 4-ое поколение, на котором держится все и сейчас

      B-17 - первый массовый полустратегический бомбер

      B-29 - первый настоящий стратегический бомбер

      MQ-1 - первый массовый ударный беспилотник
      1. 0
        8 ноября 2019 13:36
        Цитата: 30hgsa
        Ме-109 - первый массово применявшийся в войне биплан поколения ВМВ, его массовое применение перечеркнуло все устаревшие машины предвоенного периода

        Ме-109 биплан?
        1. 0
          8 ноября 2019 15:52
          моноплан естественно
          1. 0
            10 ноября 2019 03:50
            Что то не припомню такой машины, как Me-109. Может правильнее Bf.109 конструктора Вилли Мессершмитта?
      2. Комментарий был удален.
      3. 0
        12 ноября 2019 02:07
        Раз уж вспомнили о бомберах, то можно добавить и другие:
        "Илья Муромец"
        ТБ-3 - тоже массовый и цельнометаллический
        Ил-2 - вообще новый подкласс "чистых" штурмовиков, до А-10 и Су-25 все остальные можно считать истребителями-бомбардировщиками
        МиГ-25 и МиГ-31
        Высотные разведчики типа U-2 и SR-71
        Ну и как вишенка на тортике - самолеты ДРЛО, вот эти действительно много чего поменяли в тактике
    2. -1
      8 ноября 2019 14:20
      Ну надо же поныть lol Пускай и дальше ноют laughing
  14. -1
    8 ноября 2019 11:38
    7. F-4 Phantom. - провальный самолет, который теряли пачками во Вьетнаме, тяжелый, дорогой.
    6. Supermarine Spitfire. - а кто сказал что это был прям супер самолет? Хороший, но явно ничего прорывного.
    5. F-117 Nighthawk. - дорогущая машина которая оказалась непригодной ни для одной из задач в силу аэродинамической ущербности?
    4. F/A-18 Hornet. - самолет фейл, уступавший конкурентам во всем. Суперхорнет в итоге другое дело. Но самолет пришлось по сути переделывать.
    1. F-22 Raptor. - летающая агитка.
    1. +1
      8 ноября 2019 14:05
      F/A-18 Hornet

      ну назовите палубника , неамериканца, которому уступал Хорнет
      1. 0
        8 ноября 2019 14:19
        Зачем задавать ему такие вопросы? wink Пускай и дальше верит в своё мнение lol
      2. +3
        8 ноября 2019 16:05
        Почему именно не американца? Речь же идет о машинах "изменивших войну в воздухе". Ну так Ф-18 уступал Ф-14. Кроме того Ф-18 был не только в варианте базирования на авианосце, много их базировалось вполне себе на обычных аэродромах и там их сравнивать нужно не с палубниками и там получается жесть. Самый плохой самолет 4-го поколения.

        Я еще раз обращаю внимание, речь про хорнет, а не про суперхорнет. По факту хорнет вышел фейлом и был снят с вооружения, а вместо него принят на вооружения новый самолет суперхорнет. Общего между Ф-18А и Ф-18Е как между Ту-22 и Ту-22М. Если вы в теме.
  15. 0
    8 ноября 2019 14:25
    Название не соответствует содержанию.
  16. 5-9
    0
    8 ноября 2019 14:55
    Сейбр появился в ответ на Миг-15 и только с его появлением в Корее американцы смогли вернуть паритет (до этого Миг-15 рвал всех).
    Ф-18 - вообще обычный и посредственный самолёт.
    Спитфайр что изменил?
    Ф-117 и Предатор - вообще сок мозга. Логичнее их ДРЛО какой или постановщик помех поставить.
    Фантом был первый по-настоящему многоцелевой, хотя....
    Ф-15 - первый 4-го поколения...хотя тоже, что он кардинально изменил без ДРЛО? Миг-23 ракетами на средние дистанции в то время лучше пулял.
    Ф-22 - первый 5-го поколения. Вообще, США обгоняли всех на несколько лет - что, каждый первенец поколения что-то изменил?
    Су-27 тоже что-то поменял? Восстановил паритет/стал получше Ф-15.

    Из списка оставил бы Ф-15 и Ф-22...
  17. -1
    8 ноября 2019 16:43
    F-4 Phantom.


    Он же "Свинцовые Санки", он же "Триумф двигателестроения над аэродинамикой" smile
  18. +3
    8 ноября 2019 16:45
    Забавно, что 1-й номер списка даже не воевал, а войну всё же изменил smile
  19. 0
    8 ноября 2019 23:17
    Цитата: 30hgsa
    Вряд ли. Если речь о самолетах именно изменивших войну в воздухе...То там были бы:

    Fokker E1 - первый нормальный истребитель, который мог нормально стрелять благодаря синхронизатору

    Ме-109 - первый массово применявшийся в войне биплан поколения ВМВ, его массовое применение перечеркнуло все устаревшие машины предвоенного периода

    Миг-15 и F-86 - первые массово применявшиеся в бою доведенные реактивные послевоенные - новый уровень войны в воздухе

    Миг-21 - массовый дешевый и легкий 2-го поколения, воевал везде и всюду, изменил тактику боя в масштабах мира

    Harier - первый серийный с СВВП - новая страница в морской авиации

    F-111 - первый серийный с изменяемой геометрией крыла

    F-15 и Су-27 - 4-ое поколение, на котором держится все и сейчас

    B-17 - первый массовый полустратегический бомбер

    B-29 - первый настоящий стратегический бомбер

    MQ-1 - первый массовый ударный беспилотник


    Ме 262 туда же
  20. 0
    9 ноября 2019 08:33
    Ещё Миг-15, Миг-21 и это однозначно ,а у них вместо Ф-117 я указал бы Б-52.
  21. 0
    9 ноября 2019 13:27
    На первом и 10 месте - истребители, которые в воздушных войнах не участвовали.
  22. 0
    10 ноября 2019 06:30
    Узко новейший рекламный топ без напоминаний об истории, где раньше янки ничем не засветились.
  23. +1
    11 ноября 2019 16:55
    Мой взгляд на реактивные самолеты-истребители, изменивших тактику боев -
    1. МиГ-15 ( в Корее появился до Сейбра),
    2. Миг-21 ( хотя и уступал в чем-то Ф-5 и Миражу, но послужил толчком к созданию Ф-16)
    3. Ф-14 - истребитель ПВО с ФАР и ракетами большой дальности, интегрированная схема.
    4. Су-27 - уступает в ближнем бою МиГ-29, но в реальных боях выигрывал. Сочетание возможностей ближнего боя и боя на средних дистанциях.
    5. Ф-22 первый реально 5го поколения.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»