Военное обозрение

We Are The Mighty: 10 истребителей, изменивших войну в воздухе

50
Вечной темой является сравнение военной техники и составление различных рейтингов. Американский интернет-журнал We Are The Mighty тоже не остается в стороне и предлагает список из 10 истребителей, изменивших войну в воздухе. Предлагается рассмотреть самолеты, внесшие наибольший вклад в ведение боя в небе (вне зависимости от характера такого вклада).




Десятка лучших


Список от WATM сопровождают некоторые оговорки и комментарии. Однако в целом мнение издания выглядит так:

10. Су-27 Flanker.
9. F-86 Sabre.
8. Fokker Dr.1.
7. F-4 Phantom.
6. Supermarine Spitfire.
5. F-117 Nighthawk.
4. F/A-18 Hornet.
3. MQ-1 Predator.
2. F-15 Eagle.
1. F-22 Raptor.

По понятным и даже очевидным причинам десятка истребителей включает в основном технику американской разработки (за редким исключением). В нее входит всего три иностранных образца, причем самый лучший из них не попал даже в пятерку лидеров.

Аргументы в пользу тех или иных участников «Топ-10» выглядят достаточно интересными и порой убедительными. Рассмотрим некоторые позиции рейтинга, представляющие наибольший интерес.

Замыкающий Су-27


На последнее место рейтинга WATM поставил советский / российский истребитель Су-27. Его назвали в полной мере современным истребителем разработки СССР, созданным в ответ на появление американского F-15. Кроме того, Су-27 удостоили эпитета «один из самых впечатляющих истребителей XX века».



В ближнем маневренном бою Су-27 является угрозой для зарубежных истребителей благодаря наличию ракеты «воздух-воздух» Р-73 и нашлемной системы целеуказания. В сражении Су-27 может даже иметь преимущества перед американским F-15. Позволит ли БРЭО F-15 российскому Су-27 приблизиться на опасное расстояние – WATM предлагает обсудить отдельно.

Су-27 создавался с целью завоевания превосходства в воздухе, но в дальнейшем показал большую гибкость. Он может выполнять перехват воздушных целей, а также наносить удары по наземным целям. Подобный многоцелевой истребитель-бомбардировщик остается в строю по сей день.

Малозаметное 7 место


На 7 место WATM поместил стелс-самолет F-117 Nighthawk – за его заслуги в деле внедрения перспективных технологий и влияние на дальнейшее развитие авиации. Отмечается, что вопрос малозаметности для радиолокаторов изучался едва ли не со времен Второй мировой войны, однако именно F-117 впервые использовал такие возможности в бою.



Этот самолет разрабатывался в обстановке секретности и должен был стать средством нанесения ударов с минимальным риском обнаружения. В 1981 г. именно Nighthawk стал первым в мире стелс-самолетом, поступившим на вооружение.

В 1999 г. в Югославии США потеряли один из своих F-117, а вместе с ним и боевые преимущества. Подробности того инцидента до сих пор секретны, но есть информация, согласно которой подбитый самолет приземлился в сносном состоянии. Это означает, что Россия и Китай могли получить доступ к американским технологиям.

В течение двух десятилетий F-117 Nighthawk смог принять участие в нескольких операциях. Его создание и эксплуатация проложили путь для сегодняшних истребителей пятого поколения, тоже отличающихся малозаметностью.

Беспилотная «бронза»


Третье место в рейтинге WATM досталось не истребителю, но эта машина действительно повлияла на войну в воздухе. «Бронзу» в рейтинге получает беспилотный летательный аппарат MQ-1 Predator. Он был первым настоящим боевым БПЛА и стал «началом конца воздушных боев с участием человека». В ноябре 2002 г. Predator впервые выполнил авиационный удар при помощи ракеты AGM-114 Hellfire и навсегда изменил войну.



MQ-1 управлялся дистанционно одним пилотом и одним или двумя операторами целевой нагрузки. Многоцелевой БПЛА со средней высотой и большой продолжительностью полета в основном использовался для разведки и наблюдения. Однако при необходимости он мог наносить удары при помощи подвесного вооружения.

9 марта 2018 г. ВВС США официально сняли MQ-1 Predator с вооружения. Заменой для него стал более совершенный беспилотник MQ-9 Reaper. Для атаки наземных целей эта машина несет ракеты Hellfire, а также бомбы JDAM и GBU-12.

«Орел» второго места


На второй ступеньке рейтинга разместили истребитель F-15 Eagle. Этот самолет, созданный еще в семидесятых годах, до сих пор способен показывать высокие боевые качества в сражении с другой техникой.



Таким результатам способствуют высокие летные характеристики, потрясающая маневренность и развитый комплекс вооружений. Высокая тяговооруженность в сочетании с низкой нагрузкой на крыло позволяют маневрировать без потерь скорости и разгоняться до скоростей М=2,5. Все это сделало F-15 первым истребителем США, способным совершать вертикальный подъем с ускорением.

F-15 несет развитое бортовое радиоэлектронное оборудование и современное вооружение, в т.ч. ракеты AIM-120D AMRAAM. БРЭО, вооружение и летные характеристики делают его уникальным истребителем. Ни один вражеский самолет пока не смог сбить F-15 ВВС США.

1 место 5 поколения


На первое место поместили первый американский истребитель последнего пятого поколения – F-22 Raptor с почетным титулом «самый мощный истребитель завоевания превосходства в воздухе, а то и во всей вселенной». Причины такого решения WATM просты. F-22 стал первым истребителем 5 поколения в ВВС США и обладает беспрецедентными возможностями в сферах воздушного боя, радиоэлектроники, ситуационной осведомленности, скрытности и т.д. Все это позволяет самолету защищать не только себя, но и других.



При работе по воздушным целям Raptor может нести шесть ракет AIM-120 AMRAAM и две AIM-9 Sidewinder. В миссиях «воздух-земля» он берет на борт две бомбы GBU-32 JDAM. Одновременно самолет сохраняет по паре ракет AMRAAM и Sidewinder – но только чтобы отбиться от врага.

Мощный двигатель и изящный планер позволяют F-22 совершать сверхзвуковой полет без использования форсажа. Органы управления, включая специальное сопло, дают самолету уникальную маневренность. Этому самолету нет равных – во всей мировой истории.

Проблема оценки


В целом рейтинг «10 истребителей, повлиявший на войну в воздухе» от We Are The Mighty достаточно интересен, а приводимые аргументы выглядят разумно и логично. Однако некоторые особенности этого рейтинга оставляют вопросы, в т.ч. неудобные. Его авторов можно заподозрить в предвзятом отношении к той или иной технике и, как следствие, в недостатке объективности.

Действительно, весьма странным, хотя и объяснимым выглядит преобладание американской авиационной техники – 7 самолетов из 10 представленных. Особенно неприятно, что из всего многообразия советских и российских боевых машин – тем или иным образом влиявших на развитие боевой авиации и воздушного боя – в «Топ-10» попала только одна. Впрочем, можно представить, что речь идет не только о базовом Су-27, но и обо всем семействе техники на его основе.

Заголовок списка говорит об истребителях, но в самом рейтинге присутствуют два образца иного назначения. Так, F-117 имел весьма ограниченные возможности для воздушного боя и фактически был ударным самолетом. БПЛА MQ-1 тоже не мог нести развитое оружие для поражения воздушных целей. Однако нельзя не признать правоту WATM – эти машины действительно оказали влияние на развитие боевой авиации.

Первое место для американского истребителя пятого поколения F-22 Raptor вполне понятно и даже ожидаемо. При всех своих проблемах, этот самолет является одним из поводов для гордости авиастроителей и военно-воздушных сил США. Несмотря на солидный возраст, ограниченное количество и отсутствие большой истории боевого применения, F-22 считают основой военно-воздушной мощи. Вряд ли другой самолет мог бы рассчитывать на первое место в подобном рейтинге.

Впрочем, авторы WATM прекрасно понимают специфический характер списков и рейтингов военной техники и оставляют за собой право неоднозначных и спорных оценок. Поэтому читателям, имеющим замечания или поводы для критики, предлагалось пройти в секцию комментариев и оставить там свое мнение.

Рейтинг «Top 10 fighters that changed aerial warfare forever»: wearethemighty.com/gear-tech/best-fighter-planes-aviation.
Автор:
Использованы фотографии:
Wearethemighty.com, US Air Force
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Molot1979
    Molot1979 8 ноября 2019 05:21
    +25
    Шляпа это , а не ТОП. Совсем плохо дело у американ, если приходится самим себя в попу целовать.
    1. Sergey_G_M
      Sergey_G_M 8 ноября 2019 08:27
      +5
      Почему плохо? Они всегда так делали ))
      Так что ничего удивительного в этом рейтинге нет.
      1. красноярск
        красноярск 8 ноября 2019 08:58
        +10
        Цитата: Sergey_G_M
        Почему плохо? Они всегда так делали ))

        Только ли они? Все по законам жанра- каждый кулик свое болото хвалит.
        1. Sergey_G_M
          Sergey_G_M 8 ноября 2019 09:18
          0
          Конечно все себя хвалят, даже считаю что здоровый патриотизм это нормально.
          Просто у американцев самореклама и пиар достигают сосем уж гипертрофированно раздутых размеров, как они еще не лопнули))
    2. zenion
      zenion 17 декабря 2019 14:45
      0
      Но целовать в попу они хоть попадают?
  2. Sergey_G_M
    Sergey_G_M 8 ноября 2019 05:28
    +23
    Эх, Миг-25 забыли, зато своих понапихали.
    Миг хоть и не много воевал, но по своим ТТХ в свое время был выдающейся машиной.

    Да и мессер 109, честно говоря побольше внес вклада в изменение войны в воздухе чем спитфаер.
    1. роман66
      роман66 8 ноября 2019 07:23
      +10
      да и "зеро" в общем-то
    2. neri73-r
      neri73-r 8 ноября 2019 09:17
      +11
      Цитата: Sergey_G_M
      Эх, Миг-25 забыли, зато своих понапихали.
      Миг хоть и не много воевал, но по своим ТТХ в свое время был выдающейся машиной.

      А МиГ-15? Они что, забыли кто их валил? Или стыдно вспоминать.
      1. Sergey_G_M
        Sergey_G_M 8 ноября 2019 09:26
        +10
        Сейбр - Миг-15 тут спорно. Все таки за счет дальности действия Сейбр для американцев лучше, оснащение - тот же прицел получше будет.
        По ТТХ спорно кто лучше.
        По влиянию на изменение войны в воздухе (о чем собственно статья) Миг т.к. отучил летать бомберы плотным строем.
        1. Sapsan136
          Sapsan136 8 ноября 2019 11:43
          +10
          Адекватные западные рейтинги ставят Ф-86 и МиГ-15 на одну ступень,так как самолеты воевали с переменным успехом,в зависимости от модификации и в целом,были приблизительно равны в воздухе...Имели свои достоинства и недостатки..Что до Ф-15,то индусы на Су-30 выиграли у янки все воздушные бои,несмотря на то,что янки дрались с применением Авакса,а индусам запретили полноценно использовать бортовую электронику Сушки...Ф-22,пока,воевал только против стран третьего мира,так что вероятнее всего ,это мыльный пузырь,такой же,как танки Абрамс и Леопард-2,которые так же занимали вершины рейтингов,а в Ираке,Сирии и Афгане горят как спички...Чего стоит невидимость Ф-117 мы видели в Югославии ,да и сами янки признают,что на радарах МиГов полученных в наследство от ГДР,все эти невидимки видны как на ладони...Вообщем этот рейтинг очередная реклама США и их вооружений...рассчитанная на население США и таких как Литва с Украиной...
        2. 5-9
          5-9 8 ноября 2019 14:58
          +7
          Миг-15 появился раньше.
          Показал, что вентиляторные (поршневые) бомберы, прикрытые любым количеством реактивных истребителей, почти беззащитны перед реактивными истребителями. Не в последнюю очередь после этого американцы перестали грезить о "скинет 100500 ядрёнбонб на советские города"...пока не построим флот реактивных бомберов.
          Заслуживает попадания в список больше всех там упомянутых..
        3. svp67
          svp67 8 ноября 2019 18:32
          +9
          Цитата: Sergey_G_M
          По ТТХ спорно кто лучше.

          Простите, но тут оцениваются не ТТХ, а "влияние на ход войны в воздухе" и тут МиГ-15 явно ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ. Как и наш МиГ-31, заставивший отказаться американцев от высотных и скоростных разведчиков-самолетов, перейдя на спутники-шпионы и ускорив работы по созданию разведывательных БПЛА
  3. svp67
    svp67 8 ноября 2019 05:35
    +18
    Американский интернет-журнал We Are The Mighty тоже не остается в стороне и предлагает список из 10 истребителей, изменивших войну в воздухе.
    Чисто американский взгляд. Не забыли упомянуть свой, вполне достойный Ф-86 "Сейбр", но что конкретно он изменил в войне в воздухе? Почему забыли его "виз-а-ви" МиГ-15, который то точно, смог изменить войну в воздухе, доказав в Кореи, что эра "орд тяжелых бомбардировщиков", сносивших все на своем пути ПРОШЛА
    Так же вызывает недоумении появления в списке триплана Fokker Dr.1., это что ж с его помощью удалось изменить в войне в воздухе? На память только приходит, что именно на нем погиб самый удачливый ас ПМВ - Рихтгофен. Но почему не вспомнили о "Моране" Ролана Гарро, имеющий первый рабочий синхронизатор вооружения? Настоящий самолет-истребитель появился именно с появлением синхронизатора
  4. Бережливый
    Бережливый 8 ноября 2019 05:45
    +9
    Все такие рейтинги притянут за уши и придвзяты , обьективности в них меньше чем ноль процентов. Поэтому, и относится к ним серьезно невозможно.
  5. амурец
    амурец 8 ноября 2019 05:53
    +10
    В 1999 г. в Югославии США потеряли один из своих F-117, а вместе с ним и боевые преимущества. Подробности того инцидента до сих пор секретны, но есть информация, согласно которой подбитый самолет приземлился в сносном состоянии. Это означает, что Россия и Китай могли получить доступ к американским технологиям.
    Что здесь секретного? Радар П-18"Терек" его прекрасно видел :"Противостоял «Найтхоку» подполковник Золтан Дани, командир третьего батальона 250-й бригады ПВО. Он имел в своём распоряжении батарею ракет С-125, радар общего обнаружения П-18, работающий в метровом диапазоне, и станцию наведения ракет СНР-125 с радаром сантиметрового диапазона. Когда подполковник Дани получил из командного центра сообщение о самолётах в воздухе, он приказал задействовать радар П-18, используя самую низкую частоту работы. Радар сразу же засёк четыре цели, и Дани понял, что зенитчики «ведут» «невидимку».

    После того, как цель несколько раз терялась, Дани решил нарушить собственный приказ и не выключать радар после 20 секунд работы. Поскольку других целей засечено не было, стало ясно, что атака противорадиолокационными ракетами не грозит. В 20 часов 40 минут по местному времени подполковник Зелко начал заходить на цель, открыв бомболюк.
    Открытые створки бомболюка «Найтхока» представляли собой дополнительную отражающую поверхность, облегчающую обнаружение.
    https://masterok.livejournal.com/4912150.html
    "F-117 — это специализированный тактический ударный самолет, предназначенный прежде всего для ночных высокоточных атак особо важных целей в ходе автономных одиночных вылетов. Он может также использоваться для тактической радиоэлектронной разведки районов, прикрытых средствами ПВО противника. F-117 радикально отличается от машин предыдущих поколений. Во-первых, обычное ракетно-бомбовое вооружение уступило место высокоточному оружию. Во-вторых, выживаемость в зоне действия ПВО обеспечивается не столько бронированием, сколько скрытостью полета."
    https://topwar.ru/15671-o-f-117.html
    И где здесь истребитель? Только в индексе "F" ?
  6. Герман 4223
    Герман 4223 8 ноября 2019 07:01
    +5
    Это элемент тупой пропаганды не более того. Сюда можно запихнуть абсолютно любой самолёт. Ведь каждый своим появлением что то но поменял или на что то очень серьёзно повлиял.
  7. рюрикович
    рюрикович 8 ноября 2019 07:32
    +3
    Конечно laughing laughing laughing
    У кого самые самолетные самолеты? у американцев. У кого самый лучший в мире танк? У американцев. У кого самые лучшие в мире корабли? У американцев. Кто самый честный,белый и пушистый, самый миролюбивый?? Барабанная дробь.....Американцы!!! fool laughing
    Кто назначил сам себя великим и исключительным на планете? Америка. Кому позволено все, а другим ничего? Америке lol
    Потому нечему удивляться, если в американских рейтингах все самое лучшее американское wink
    ПС Только всем остальны не стоит забывать, что воюют не кораблисамолетытанки, а люди wink И потому если такое самовлюбленное американское имбицило придет со своими ценностями в чужой огород, то надо пинками и наставлениями показать ему его реальное место в его же отходах yes
    Лично мое мнение hi
    1. Комментарий был удален.
    2. Нени Линн
      Нени Линн 10 ноября 2019 21:47
      -3
      Цитата: рюрикович
      У кого самые самолетные самолеты? у американцев.

      по факту так и было, 4 поколение родили через десяток лет после амеров, 5 до сих пор рожают, бомберы под копирку как ответ Чемберлену...
  8. Джек О’Нилл
    Джек О’Нилл 8 ноября 2019 07:53
    0
    Вместо Су-27 поставить МиГ-29, F-15 на первое место, а на второе F-16 и норм.
    В целом о понятно (объективно), почему тут американских самолетов больше, но наших слишком мало. Я бы еще воткнул МиГ-15 и МиГ-25. Ах, опять МиГи.) Что ж поделать, ветераны достойны.
    Кстати, МиГи засветились при бое с гоа’улдами. Видос вставил в спойлер.
    1. Avior
      Avior 8 ноября 2019 08:31
      +3
      а почему миг-29?
      Су-27 гораздо логичнее.
  9. Никомед
    Никомед 8 ноября 2019 08:01
    +3
    Как всегда, полнейшая бредятина! fool
  10. rocket757
    rocket757 8 ноября 2019 08:27
    +3
    Куликово-болотные рассуждения .... обсуждать , объективно, нечего, а переписать свой рэйтинг они не дадут.
  11. Ros 56
    Ros 56 8 ноября 2019 08:31
    -1
    Стопроцентная ложь наверное придает смелости полосатым летчикам, но результат будет как обычно, пусть вспомнят Вьетнам и Корею, да и Кожедуб еще в 45-ом спустил одного наглеца с небес на землю.
    1. Crash_117
      Crash_117 8 ноября 2019 10:31
      -11
      Не надоело эти сказки про Кожедуба травить? Нет никаких задокументированных данных, что он сбил два P-51. Только его рассказы и не более.
      1. Ros 56
        Ros 56 8 ноября 2019 12:43
        +3
        Когда будешь что-нибудь знать об авиации, тогда скажешь свое мнение.
      2. амурец
        амурец 8 ноября 2019 14:54
        +2
        Цитата: Crash_117
        Не надоело эти сказки про Кожедуба травить? Нет никаких задокументированных данных, что он сбил два P-51. Только его рассказы и не более.

        Ничего нет. Даже показаний сбитого им пилота, плёнок фотокинопулемёта, ни статьи за 2013год. "Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным - я ведь уже успел разглядеть белые звёзды на крыльях и фюзеляжах. "Устроят мне... по первое число" - думал я, сажая машину. Но всё обошлось В кабине "Мустанга", приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос смогли перевести) он отвечал: "Фокке-Вульф" с красным носом... Не думаю, что он подыгрывал; не научились ещё тогда союзники смотреть в оба...
        Начавшиеся во второй половине 1944 года столкновения между советскими и американскими авиагруппами отнюдь не были следствием традиционной для любой войны неразберихи. Уже тогда Штаты считали весь европейский континент своей зоной влияния. Однажды командующий американскими ВВС Спаатс даже демонстративно отказался обсуждать с маршалом Жуковым порядок полетов над советской зоной, нахально заявив, что "американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений". (Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. М., 1971. С.670)."
        1. тессер
          тессер 11 ноября 2019 15:08
          -3
          Цитата: амурец
          Ничего нет

          Угу.
          Цитата: амурец
          Даже показаний сбитого им пилота

          Этого нет.
          Цитата: амурец
          плёнок фотокинопулемёта

          И этого нет. Есть маловнятные картинки, которые Бодрихин выдает за ФКП этого боя.
          Цитата: амурец
          статьи за 2013год.

          Много всяких статей. Они восходят к предисловию Бодрихина к мемуарам Кожедуба. С отсылкой на частный разговор с Кожедубом, который, однако, вспомнился лишь через 15 лет после смерти последнего.

          И, который, вообще-то, полная чушь.

          Цитата: амурец
          кабине "Мустанга", приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр.

          Была только одна истребительная группа с черными пилотами. 332-я. Она не летала на Берлин никогда, базировалась на юге. Кожедуб в апреле на Кюстринском плацдарме.
          17 апреля 1945 года, встретив в воздухе «Летающие крепости»

          17 апреля 8ВА не летала.
        2. тессер
          тессер 12 ноября 2019 01:31
          -3
          Цитата: тессер
          однако, вспомнился лишь через 15 лет после смерти последнего.

          Виноват, через 5 лет. Бодрихин рассказывает эту историю уже в "советских асах" в 96-м.

          С другой стороны, 332-я, говорят, все-таки до Берлина летала, хоть и не в апреле. С третьей стороны, ФКП лажа, так что доверия Бодрихину ноль. С четвертой стороны, эту же историю рассказывает ведомый Кожедуба. С пятой стороны, постоянно путают две истории: мартовскую, которая безусловно имела место быть, и апрельскую, которая ну такое.

          Так что все своеобразно. На мой взгляд, при таких картах козырять, все-таки, не стоит.

          http://www.vif2ne.org/nvi/forum/arhprint/128389
  12. Gato
    Gato 8 ноября 2019 09:43
    +1
    Насчет "изменивших войну в воздухе" согласен только с MQ. Но они как бы и не истребители пока. Сама идея заманчива - при развитой промышленности БПЛА можно наштамповать немеряно, не заморачиваясь с подготовкой летчиков, а потом обновлять им прошивку "мозгов" и совершенствуя вооружение.
    Правда, средства РЭБ тоже не стоят на месте, зато против папуасов БПЛА - самое то.
    1. 5-9
      5-9 8 ноября 2019 15:00
      -2
      Каких БПЛА немеряно? Как Предатор? Вы в курсе его размеров и цены???
      Войну в воздухе он изменил только против папуасов.
  13. Crash_117
    Crash_117 8 ноября 2019 10:28
    0
    Составляла бы свой топ Военное обозрение, картина была точно такой же, 8 из 10 машин были бы российские. Что разнылись то?
    1. 30hgsa
      30hgsa 8 ноября 2019 13:21
      +4
      Вряд ли. Если речь о самолетах именно изменивших войну в воздухе...То там были бы:

      Fokker E1 - первый нормальный истребитель, который мог нормально стрелять благодаря синхронизатору

      Ме-109 - первый массово применявшийся в войне биплан поколения ВМВ, его массовое применение перечеркнуло все устаревшие машины предвоенного периода

      Миг-15 и F-86 - первые массово применявшиеся в бою доведенные реактивные послевоенные - новый уровень войны в воздухе

      Миг-21 - массовый дешевый и легкий 2-го поколения, воевал везде и всюду, изменил тактику боя в масштабах мира

      Harier - первый серийный с СВВП - новая страница в морской авиации

      F-111 - первый серийный с изменяемой геометрией крыла

      F-15 и Су-27 - 4-ое поколение, на котором держится все и сейчас

      B-17 - первый массовый полустратегический бомбер

      B-29 - первый настоящий стратегический бомбер

      MQ-1 - первый массовый ударный беспилотник
      1. Ратуш
        Ратуш 8 ноября 2019 13:36
        0
        Цитата: 30hgsa
        Ме-109 - первый массово применявшийся в войне биплан поколения ВМВ, его массовое применение перечеркнуло все устаревшие машины предвоенного периода

        Ме-109 биплан?
        1. 30hgsa
          30hgsa 8 ноября 2019 15:52
          0
          моноплан естественно
          1. Oberon_13
            Oberon_13 10 ноября 2019 03:50
            0
            Что то не припомню такой машины, как Me-109. Может правильнее Bf.109 конструктора Вилли Мессершмитта?
      2. Комментарий был удален.
      3. Gato
        Gato 12 ноября 2019 02:07
        0
        Раз уж вспомнили о бомберах, то можно добавить и другие:
        "Илья Муромец"
        ТБ-3 - тоже массовый и цельнометаллический
        Ил-2 - вообще новый подкласс "чистых" штурмовиков, до А-10 и Су-25 все остальные можно считать истребителями-бомбардировщиками
        МиГ-25 и МиГ-31
        Высотные разведчики типа U-2 и SR-71
        Ну и как вишенка на тортике - самолеты ДРЛО, вот эти действительно много чего поменяли в тактике
    2. RaptorF22А2
      RaptorF22А2 8 ноября 2019 14:20
      -1
      Ну надо же поныть lol Пускай и дальше ноют laughing
  14. 30hgsa
    30hgsa 8 ноября 2019 11:38
    -1
    7. F-4 Phantom. - провальный самолет, который теряли пачками во Вьетнаме, тяжелый, дорогой.
    6. Supermarine Spitfire. - а кто сказал что это был прям супер самолет? Хороший, но явно ничего прорывного.
    5. F-117 Nighthawk. - дорогущая машина которая оказалась непригодной ни для одной из задач в силу аэродинамической ущербности?
    4. F/A-18 Hornet. - самолет фейл, уступавший конкурентам во всем. Суперхорнет в итоге другое дело. Но самолет пришлось по сути переделывать.
    1. F-22 Raptor. - летающая агитка.
    1. maden.usmanow
      maden.usmanow 8 ноября 2019 14:05
      +1
      F/A-18 Hornet

      ну назовите палубника , неамериканца, которому уступал Хорнет
      1. RaptorF22А2
        RaptorF22А2 8 ноября 2019 14:19
        0
        Зачем задавать ему такие вопросы? wink Пускай и дальше верит в своё мнение lol
      2. 30hgsa
        30hgsa 8 ноября 2019 16:05
        +3
        Почему именно не американца? Речь же идет о машинах "изменивших войну в воздухе". Ну так Ф-18 уступал Ф-14. Кроме того Ф-18 был не только в варианте базирования на авианосце, много их базировалось вполне себе на обычных аэродромах и там их сравнивать нужно не с палубниками и там получается жесть. Самый плохой самолет 4-го поколения.

        Я еще раз обращаю внимание, речь про хорнет, а не про суперхорнет. По факту хорнет вышел фейлом и был снят с вооружения, а вместо него принят на вооружения новый самолет суперхорнет. Общего между Ф-18А и Ф-18Е как между Ту-22 и Ту-22М. Если вы в теме.
  15. Narak-zempo
    Narak-zempo 8 ноября 2019 14:25
    0
    Название не соответствует содержанию.
  16. 5-9
    5-9 8 ноября 2019 14:55
    0
    Сейбр появился в ответ на Миг-15 и только с его появлением в Корее американцы смогли вернуть паритет (до этого Миг-15 рвал всех).
    Ф-18 - вообще обычный и посредственный самолёт.
    Спитфайр что изменил?
    Ф-117 и Предатор - вообще сок мозга. Логичнее их ДРЛО какой или постановщик помех поставить.
    Фантом был первый по-настоящему многоцелевой, хотя....
    Ф-15 - первый 4-го поколения...хотя тоже, что он кардинально изменил без ДРЛО? Миг-23 ракетами на средние дистанции в то время лучше пулял.
    Ф-22 - первый 5-го поколения. Вообще, США обгоняли всех на несколько лет - что, каждый первенец поколения что-то изменил?
    Су-27 тоже что-то поменял? Восстановил паритет/стал получше Ф-15.

    Из списка оставил бы Ф-15 и Ф-22...
  17. Добрый_Анонимус
    Добрый_Анонимус 8 ноября 2019 16:43
    -1
    F-4 Phantom.


    Он же "Свинцовые Санки", он же "Триумф двигателестроения над аэродинамикой" smile
  18. Добрый_Анонимус
    Добрый_Анонимус 8 ноября 2019 16:45
    +3
    Забавно, что 1-й номер списка даже не воевал, а войну всё же изменил smile
  19. Janek Travinski
    Janek Travinski 8 ноября 2019 23:17
    0
    Цитата: 30hgsa
    Вряд ли. Если речь о самолетах именно изменивших войну в воздухе...То там были бы:

    Fokker E1 - первый нормальный истребитель, который мог нормально стрелять благодаря синхронизатору

    Ме-109 - первый массово применявшийся в войне биплан поколения ВМВ, его массовое применение перечеркнуло все устаревшие машины предвоенного периода

    Миг-15 и F-86 - первые массово применявшиеся в бою доведенные реактивные послевоенные - новый уровень войны в воздухе

    Миг-21 - массовый дешевый и легкий 2-го поколения, воевал везде и всюду, изменил тактику боя в масштабах мира

    Harier - первый серийный с СВВП - новая страница в морской авиации

    F-111 - первый серийный с изменяемой геометрией крыла

    F-15 и Су-27 - 4-ое поколение, на котором держится все и сейчас

    B-17 - первый массовый полустратегический бомбер

    B-29 - первый настоящий стратегический бомбер

    MQ-1 - первый массовый ударный беспилотник


    Ме 262 туда же
  20. МорякЧФ
    МорякЧФ 9 ноября 2019 08:33
    0
    Ещё Миг-15, Миг-21 и это однозначно ,а у них вместо Ф-117 я указал бы Б-52.
  21. iouris
    iouris 9 ноября 2019 13:27
    0
    На первом и 10 месте - истребители, которые в воздушных войнах не участвовали.
  22. nikon7717
    nikon7717 10 ноября 2019 06:30
    0
    Узко новейший рекламный топ без напоминаний об истории, где раньше янки ничем не засветились.
  23. Pavel57
    Pavel57 11 ноября 2019 16:55
    +1
    Мой взгляд на реактивные самолеты-истребители, изменивших тактику боев -
    1. МиГ-15 ( в Корее появился до Сейбра),
    2. Миг-21 ( хотя и уступал в чем-то Ф-5 и Миражу, но послужил толчком к созданию Ф-16)
    3. Ф-14 - истребитель ПВО с ФАР и ракетами большой дальности, интегрированная схема.
    4. Су-27 - уступает в ближнем бою МиГ-29, но в реальных боях выигрывал. Сочетание возможностей ближнего боя и боя на средних дистанциях.
    5. Ф-22 первый реально 5го поколения.