В США снова подняли в воздух "списанные" F-117: эксперты задаются вопросом о причинах

72
В сети появились новые кадры, на котором показан полёт тактических ударных самолётов F-117. Речь идёт о полёте американских самолётов над Невадой – в районе авиабазы Тонопа.

В США снова подняли в воздух "списанные" F-117: эксперты задаются вопросом о причинах

Кадр YouTube/Ian Metson




Кадры обращают на себя внимание в первую очередь в связи с тем, что F-117 Night Hawk были сняты с вооружения ВМС США ещё в 2008 году. Тогда на смену "списанным" F-117 приходили истребители пятого поколения F-22.

На этом фоне в американских СМИ активно обсуждается информация о том, что, на самом деле, ВВС США продолжают использование отдельных F-117 при выполнении боевых операций. Так, в издании The Aviationist говорится о том, что есть данные об использовании этих ударных самолётов во время операций коалиции в Сирии и Ираке. Указывается на год применения – 2017.

Официально эта информация Пентагоном не подтверждалась. И американские военные эксперты задаются вопросом о причинах выполнения "лётных упражнений":

Если F-117 ни в каких военных операциях не используется и к использованию не планируется, то с какой целью командование отдаёт приказы о проведении полётов?

Полёт, как отмечено в ролике, состоялся совсем недавно – 8 октября 2019 года. Речь идёт о парном полёте бортов с буквенно-номерными кодами NIGHT17 и NIGHT21.

Тем временем, в США предположили, что эти ударные самолёты американское военное командование собирается перебросить в Европу. В частности, высказывается мнение относительно возможность переброски F-117A на авиабазу в Великобританию.


В американском военном ведомстве назначение тренировочных полётов на официально выведенных из состава ВВС США самолётах не комментируют.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    8 ноября 2019 08:04
    "Тогда на смену "списанным" F-117 приходили истребители пятого поколения F-22."
    А как на смену бомбардировщику может прийти истребитель завоевания господства в воздухе?
    1. +3
      8 ноября 2019 11:35
      Цитата: Никомед
      А как на смену бомбардировщику может прийти истребитель завоевания господства в воздухе?

      а это хороший вопрос!.... возможно, Ф22 должен был использоваться как истребитель-бомбардировщик...
      1. 0
        8 ноября 2019 11:53
        вообще-то ф-22 создавался как истребитель завоевания господства . как бамбардировщик он мало чем может оправдать такую функцию. внутри фюзеляжа помещаются мах 6-8 ракет ,да и те ВВ . значит бомбы должны висеть снаружи на пилонах...но в этом случае он потеряет в маневренности и незаметности . заменить ф -117 ну никак не получится . для этого могут использовать ф-35 и только в режиме зверя ,когда бомбы подвешивают на пилоны под крыльями ,и то ..заменить полноценный бомбордировщик он не в состоянии . ограничения по взлетной массе .если бы сказали что Ф-15 ..то я охотно бы поверил (даже ) но не ф-22 же request
      2. +6
        8 ноября 2019 12:34
        Цитата: NEOZ
        возможно, Ф22 должен был использоваться как истребитель-бомбардировщик...

        Ящер изначально ,еще на стадии проекта,задумывался,а после и создавался,как узкоспециализированный истребитель по завоеванию господства в воздухе. Он не являлся многоцелевым,как например СУ-57.
  2. +3
    8 ноября 2019 08:05
    F-117 очень много тайн содержит. помню как всё время писали что он летает какой утюг, а потом как раз перед списанием показывали кадры где он выполняет фигуры высшего пилотажа без проблем.
    1. +2
      8 ноября 2019 08:57
      Цитата: certero
      выполняет фигуры высшего пилотажа без проблем.

      Какие? Ссылкой не поделитесь?
    2. +8
      8 ноября 2019 09:13
      помню как всё время писали что он летает какой утюг


      Нагрузка на крыло 289 кг на кв.м, тяговооруженность 0,46, качество 4. Боковая и продольная устойчивость возможна только за счёт САУ. Не утюг, но и не истребитель. А пилотаж чё не крутить , если прочность позволяет.
      Первый блин комом, всё в пользу малой ЭПР . Хотя в 2 с половиной раза дальность обнаружения сократили по сравнению с классикой типа F-15. Да их и сделали-то всего 63 штуки вместе с опытными. Не выкидывать же. Наши обычно из устаревших мишени делали. И этот пригодится для чего-нибудь. ПВО проверить, кино "Захват-3 " снять. laughing
      1. +1
        8 ноября 2019 09:45
        Не утюг, но и не истребитель.


        А он был когда-то истребителем?

        И этот пригодится для чего-нибудь.


        В крайний раз F117 видели в июле в раскраске эскадрильи Агрессоров. Видимо используют для тренировок по обнаружению малозаметных самолетов.
        1. +1
          8 ноября 2019 10:47
          А он был когда-то истребителем?


          Нет, конечно. Даже РЛС ОПС не было. Что-то вроде истребителя-бомбардировщика по нашему. Типа МиГ-27 или ихнего А-7 .Перемудрили. С таким аэродинамическим качеством ни скорости , ни дальности приличных. Да они вроде и сами плохо представляли тогда, что именно можно получить и как найти "золотую серединку". Но дорогу всем протоптали, этого не отнимешь. F-35 уже моду задаёт лет на 30 вперёд.
      2. +4
        8 ноября 2019 10:00
        Цитата: dauria
        И этот пригодится для чего-нибудь. ПВО проверить, кино "Захват-3 " снять.

        Они сделали своё чёрное дело над Югославией.А испытали свою малозаметности устаревшей системой С-125 ПВО СФРЮ.Правда назвали в Госдепе это поражение- потерей.Почаще бы так теряли.
      3. +1
        9 ноября 2019 00:50
        ну вроде как истребители (он не истребитель просто это к слову) специально проектируют НЕ устойчивыми - чем больше не устойчивость тем лучше маневренность
        соответственно сейчас ВСЕ летают "с помощью компьютеров" которые компенсируют неустойчивость...
  3. AVM
    +12
    8 ноября 2019 08:05
    А ещё они могут проверять как ведёт себя столь специфичная техника после длительного хранения. Например, проверяют качество стелс-покрытия после хранения, изучают влияние на него времени и окружающей среды.
  4. +1
    8 ноября 2019 08:06
    Возможно готовят вариант "лайт" впарить "союзникам" невидимку "подешевле", у кого денег на f 35 ну совсем не хватает.
  5. +1
    8 ноября 2019 08:07
    Так русские учёные возвращаться на родину стали вот у сша ничего стоящего и не появляется уже
    1. +11
      8 ноября 2019 08:22
      С нашим школьным образованием скоро и у нас достойных учёных не останется.
      1. +5
        8 ноября 2019 09:34
        Не волнуйтесь, пошла многозначительная движуха:: уже (может быть) даже в 20 году будут отменены тесты по русскому языку, да Путин задал позорникам из МинОбраза неудобные вопросы про бакалавриат и магистратуру от болонского процесса, поглядев на то, что минобразовская шарага почти прекратила выпускать сырьё и заготовки для производства инженеров ... yes
      2. +1
        10 ноября 2019 01:59
        А благодаря чему наша школота каждый год занимает призовые места на межлународных олимпиадах по физике, химии, программированию и тд. И чаще всего первые места. Просто не понятно, что все пишут образования нет, а результаты есть. Парадокс однако
        1. 0
          10 ноября 2019 08:37
          Эти призеры в своем подовляющем большинстве погоды не делают, как показывает практика.
  6. +22
    8 ноября 2019 08:10
    Журналюги, такие журналюги...

    F117 со времени списания постоянно летает. Не знаю откуда данные что участвует в боевых операциях, но его полеты проходят в рамках исследовательских работ для авионики и средств радиолокационного обнаружения. И в рамках программ НАСА его также гоняли. И проверяли новое оборудование для B2 и F35. Что за тупое желание родить сенсацию на ровном месте?
    1. +3
      8 ноября 2019 08:29
      Не означает ли такое вытаскивание старья со свалок на фоне участившихся совершенно глупых провалов "фушек-35" в самых безобидных ситуациях, как это случилось намедни в Японии, когда Ту-160, сложив крылья и включив форсаж, ушёл от "фушки" как от стоячей? Разве же это не позор для истребителя, какого бы класса он ни был? request
      1. +3
        8 ноября 2019 08:52
        Это действительно провал,у одного скорость 2,2 официальная,у другого 1,9. Заклеймим позором американского агрессора!!!
        1. 0
          8 ноября 2019 09:29
          Позорному петуху только и осталось, что похлопать крыльями и крикнуть "Ку-ка-ра-ча ...!" вслед Лебедю-обидчику ... hi
          1. 0
            8 ноября 2019 10:01
            Какой прекрасный набор штампов у вас,чьего производства;)?
            1. Комментарий был удален.
              1. -2
                8 ноября 2019 11:02
                А кто все эти люди,ну которые оттягивали и которых оттягивали? Это ваши кумиры какие то,или так просто?
                1. +2
                  8 ноября 2019 11:08
                  "Так просто" бывает только у либерды, и то только до окончания того периода, в течение которого эта людоедь находится у власти, но власть либерды когда-то заканчивается, и либерда попадает под следствие, а потом и в расход (если не успевает смыться с наворованным). laughing
                  1. 0
                    8 ноября 2019 11:46
                    Вы совершенно правы.
    2. +2
      8 ноября 2019 08:29
      Цитата: Цой
      Что за тупое желание родить сенсацию на ровном месте?

      Странная реакция... Американцы вроде и не пытаются "родить сенсацию", а, сообщая об очередном использовании этих самолётов, задают простой вопрос в первую очередь командованию: если F-117 востребованы (для НАСА, для тестов оборудования F-35), то почему они числятся "за пределами парка ВВС США".
      1. Комментарий был удален.
      2. +4
        8 ноября 2019 09:18
        Цитата: Володин
        если F-117 востребованы (для НАСА, для тестов оборудования F-35), то почему они числятся "за пределами парка ВВС США"

        Потому что в боевом составе им был бы положен штат лётчиков и техников,а т.к. они на хранении,но в лётнопригодном состоянии,то вот и взлетают себе по мере надобности т.с. ВВС США хоть и богатая "организация", но держать на балансе "лишнее" авиакрыло ей не по карману. Предположу,что экспериментальную программу финансирует и проводит Lockheed Martin в соавторстве с другими американскими фирмами .
      3. Комментарий был удален.
    3. +3
      8 ноября 2019 09:29
      Цитата: Цой
      желание родить сенсацию на ровном месте?

      Иногда Ту-144 летает yes
  7. 0
    8 ноября 2019 08:25
    Переоценка ценностей.
  8. 0
    8 ноября 2019 08:46
    Если F-117 ни в каких военных операциях не используется и к использованию не планируется, то с какой целью командование отдаёт приказы о проведении полётов?


    Обкатывают резерв... готовятся супостаты.
  9. +4
    8 ноября 2019 08:55
    Просто поддерживают летную готовность и навыки экипажей.
    Ну и контрольные полеты, ессно.
    Списали по моему это не то слово. списывают на разборку или продажу как некондицию.
    А здесь самолеты остаются в летной пригодности.
    Передали на хранение- правильнее.
    1. 0
      8 ноября 2019 09:36
      Сергей,в точку. Пентагон выделяет деньги на обслуживание-самолеты хранятся в ангарах с климат-контролем,техники следят за стелс-покрытием.Пилоты продолжают на них летать.
      -С помощью F-117 тестируют новую инфракрасную систему обнаружения/отслеживания целей.
      -Учебная цель: "натаскивать" другие истребители на невидимки.
      -Тестирование систем ПВО.
      Судя потому,что в Неваде был замечен Ф-117 в сопровождении пары Ф-16,возможно будут координировать их взаимодействие
      1. +3
        8 ноября 2019 10:13
        Сергей,в точку. Пентагон выделяет деньги на обслуживание-самолеты хранятся в ангарах с климат-контролем,техники следят за стелс-покрытием.

        не пишите отсебятину
    2. +3
      8 ноября 2019 10:11
      Avior (Сергей) Сегодня, 08:55
      Просто поддерживают летную готовность и навыки экипажей

      глупость. Полетами летную готовность не поддерживают. И у них и у нас принцип хранения АТ один и тот же. Есть два периода - кратковременный и долгосрочный. Кратковременный у нас еще называют мобилизационным резервом. ИАО выполняется силами ИАС авиачастей либо базы хранения. Есть регламенты ТО и проверок. Читайте наставления по НИАО.
      По поводу экипажей - если АТ выводится "за штат", то никаких экипажей у нее нет. И некому поддерживать навыки. И уж полет раз год и того реже вряд ли обеспечит тонус рефлексов
      По сему считаю, что данные полеты говорят о снятии нескольких машин с хранения для выполнения каких то специфических задач.
      1. -4
        8 ноября 2019 10:44
        Полагаю, что это истерика:: с одной стороны, надо бы обеспечить патрулирование оккупированной зоны нефтяных полей в Сирии, а с другой стороны, обеспечить КАК БЫ преимущество в воздухе в КАК БЫ СВОЕЙ зоне:: но ведь "злая" Россия может пойти на обострение воздушной обстановки и надо бы ёйным Су-35 показать что-то, хоть отдалённо похожее на самолёты.
        Но как это страшно - выставлять рухлядь против российских боевых самолётов - ведь русские могут это воспринять как издевательство над ВКС и просто провоцирование пилотов на нажатие кнопки "Пуск"! sad
      2. +2
        8 ноября 2019 14:02
        Экипажи они с хранения тоже сняли? Судя по сообщениям, они периодически летают.
  10. +2
    8 ноября 2019 08:59
    Кадры обращают на себя внимание в первую очередь в связи с тем, что F-117 Night Hawk были сняты с вооружения ВМС США ещё в 2008 году.

    Сняли с вооружения, но не списали. А для поддержания лётной годности авиатехнику стоящую "на приколе", нужно "облётывать", через установленное время. yes
    1. 0
      8 ноября 2019 11:00
      стоящую "на приколе", нужно "облётывать", через установленное время

      интересно на основании чего сделан сей вывод? Компьютерных игр? хе-хе laughing
      для затравки "аналитического мышления" подкину вводную - в составе ИТС баз резерва нет пилотов. А в случае с Девис-Монтен, так там вообще только гражданский персонал
      1. +1
        8 ноября 2019 12:55
        [Ка-52.....интересно на основании чего сделан сей вывод? Компьютерных игр? хе-хе

        При выводе самолёта из эксплуатации, но имеющий ресурс по планеру, консервируется и через установленный заводом изготовителе срок ( 3-5 ..или более, лет) , расконсервируется и "облётывается" по установленной программе. После чего продляется свидетельство о лётной годности данного
        ВС. Если у эксплуатанта ВС нет видов на дальнейшую его эксплуатацию ( не целесообразно), то планер самолёта списывается, а имеющие ресурс двигатели или другие агрегаты, могут быть с него сняты, для дальнейшей эксплуатации.
        Мне приходилось облётывать такие ВС, не на "компьютере". yes hi
        1. 0
          11 ноября 2019 04:58
          При выводе самолёта из эксплуатации, но имеющий ресурс по планеру, консервируется и через установленный заводом изготовителе срок ( 3-5 ..или более, лет) , расконсервируется и "облётывается" по установленной программе. После чего продляется свидетельство о лётной годности данного

          то, о чем вы пишите, нет ни НИАО, ни в Руководстве по СВВТ, ни в инструкции по хранению АТ в резерве, ни в ФАПе. Где вы облетывали технику?
      2. 0
        8 ноября 2019 16:09
        Цитата: Ка-52
        А в случае с Девис-Монтен, так там вообще только гражданский персонал


        Это да. Вот только F117 списали не в Дэвис-Монтен. Их демобилизовали на тестовый аэродром Тонопа. И хранили в отдельных ангарах.
        1. 0
          11 ноября 2019 04:46
          Это да. Вот только F117 списали не в Дэвис-Монтен. Их демобилизовали на тестовый аэродром Тонопа. И хранили в отдельных ангарах

          вы лет на 20 ошиблись с местом их базирования.
  11. 0
    8 ноября 2019 09:20
    Самолёт ЛЁТНО ГОДЕН или ЛЁТНО НЕ ГОДЕН! Других критериев вообще то не было.
    1. +2
      8 ноября 2019 13:00
      rocket757.....Самолёт ЛЁТНО ГОДЕН или ЛЁТНО НЕ ГОДЕН! Других критериев вообще то не было.

      Я уже ответил выше. hi
      1. 0
        8 ноября 2019 13:17
        Понятно, потому и летают, что лётно годны.
        Нужны, не нужны, соответствуют чему то там или нет, это они сами решают. Нам гадать не с чего.
        1. +1
          8 ноября 2019 13:42
          rocket757.......потому и летают, что лётно годны.....Нам гадать не с чего.

          Гадают в сатье сами американцы.
          Если F-117 ни в каких военных операциях не используется и к использованию не планируется, то с какой целью командование отдаёт приказы о проведении полётов?

          Вот я в виртуальном ответе им, и не исключил такой вариант. Что, если они в 2008г. сняты с вооружения, и это время не эксплуатировались ( 11 лет и наверняка были законсервированы) , то возможно эти полёты и выполнялись для продления срока лётной годности после консервации. hi
          1. 0
            8 ноября 2019 13:51
            Цитата: askort154
            возможно эти полёты и выполнялись для продления срока лётной годности после консервации.

            лётную годность продлили ... а дальше что? Боевое применение???
            1. +1
              8 ноября 2019 13:59
              rocket757.....лётную годность продлили ... а дальше что? Боевое применение???

              "Самолёт подтвердил", что он готов к дальнейшей эксплуатации !
              Дальше проблемы эксплуатанта. Хочешь вооружай меня, хочешь лётчиков тренируй, хочешь продавай, и т.д. hi
              1. 0
                8 ноября 2019 14:01
                Варианты, варианты ... впрочем, янки, ребята не промах, в смысле продать.
  12. -3
    8 ноября 2019 09:40
    А кто автор этого опуса, или очередной наброс на вентилятор.
  13. 0
    8 ноября 2019 10:22
    Цитата: Цой
    А он был когда-то истребителем?

    Уже то, что он имел обозначение F-117 говорит о том, что он классифицировался как истребитель...
    1. +1
      8 ноября 2019 11:02
      Уже то, что он имел обозначение F-117 говорит о том, что он классифицировался как истребитель..


      F-111. - какой истребитель ? A-4 -что за штурмовик без брони ? У них иногда бывает , что или "между классами", или вообще не соответствует. А на F-117 не было локатора. Для 80-х -90 х самолёт без РЛС ОПС это уже не истребитель.
    2. 0
      8 ноября 2019 16:15
      Цитата: Старый26
      Уже то, что он имел обозначение F-117 говорит о том, что он классифицировался как истребитель...


      Ну это история старая и известная. Вроде как литера F была дана для соблюдения секретности.
  14. +2
    8 ноября 2019 10:24
    Ф-117 по статистике соотношения учебных полетов и боевылетов оказался в числе самых
    эффективных боевых самолетов США. Как Ф-4 Фантом.
    Полностью оправдавших затраты на создание.
    1. +1
      8 ноября 2019 10:58
      Ф-117 по статистике соотношения учебных полетов и боевылетов оказался в числе самых
      эффективных боевых самолетов США. Как Ф-4 Фантом.
      Полностью оправдавших затраты на создание.

      сова на глобусе, а не эффективность
  15. +3
    8 ноября 2019 10:33
    Цитата: Цой
    Что за тупое желание родить сенсацию на ровном месте?
    Прошу обратить внимание на то, что это не у нас, а в американских СМИ подняли этот вопрос
    в американских СМИ активно обсуждается информация о том, что, на самом деле, ВВС США продолжают использование отдельных F-117 при выполнении боевых операций
    Поэтому ваше возмущение не уместно.
  16. 0
    8 ноября 2019 10:57
    Возможно, пытаются частично временно компенсировать нехватку бортов в ВВС.
  17. +2
    8 ноября 2019 11:29
    Супер современное американское дерьмо на момент 1999 года в Югославии было сбито ракетой системы ПВО " Каменный топор " 1963 года рождения в СССР с первого пуска lol
    Слава русскому оружию! Урааааааааааааа!!! drinks soldier
    1. +3
      8 ноября 2019 12:42
      Супер современное американское дерьмо на момент 1999 года в Югославии было сбито ракетой системы ПВО " Каменный топор " 1963 года рождения в СССР с первого пуска lol
      Слава русскому оружию! Урааааааааааааа!!! drinks soldier

      вы не правы, не 1963, а 1961г. года рождения. В 1963 уже появилась на свет 5В27, на 10км дальше летающая по сравнению с предшественницей 5В24, которой и стреляла "Нева" 3го батальона бригады ПВО СФЮ
  18. -1
    8 ноября 2019 11:47
    видно ф35 настолько плох....
  19. 0
    8 ноября 2019 12:01
    Цитата: certero
    F-117 очень много тайн содержит. помню как всё время писали что он летает какой утюг, а потом как раз перед списанием показывали кадры где он выполняет фигуры высшего пилотажа без проблем.

    его граненая фасеточная форма определяет отвратительную аэродинамику, он нестабилен по тангажу и рысканию поэтому крыло имеет сложное строение и полёт управляется ЭДСУ
    1. -3
      8 ноября 2019 12:09
      Цитата: Klingon
      полёт управляется ЭДСУ

      А какие построенные за последние лет 40 военные самолеты аэродинамически стабильны и не управляются ЭДСУ?
      1. +1
        8 ноября 2019 22:44
        Разве что учебные машины. Боевые специально делаются не "стабильными" и управляются ЭДСУ, так как человек просто не способен реагировать с необходимой скоростью и точностью. hi
        1. 0
          8 ноября 2019 22:49
          Вот именно.А камрад выше эти характеристики почемуто записывает в недостатки Ночного Ястреба
  20. +2
    8 ноября 2019 12:11
    Цитата: Ратуш
    Цитата: Klingon
    полёт управляется ЭДСУ

    А какие построенные за последние лет 40 военные самолеты аэродинамически стабильны и не управляются ЭДСУ?

    планеры laughing
  21. +1
    8 ноября 2019 12:11
    Чего тут таинственного — этот бомбер изначально предназначен для прорыва через ПВО !…
    Его эксплуатация довольно дорогая ,...
    Единственная приличная ПВО из особенно любимых партнеров фша это мы и Китай ,...
    Но туда сунутся ,это надо слишком много выкурить чего то ну совсем уж очень забористого ,остаётся только недонесены демократические бомбардировки в:
    Венесуэлу ,КНДР ,Иран и ,и ,...
    Возможно Кубу ,...
    Сирию ,благодаря цахал ,они и так нормально долбят ...
    Возможно я что-то и упустил ,но хочу напомнить ,что при бомбардировках Ливии ,использовались именно фу 117 !…
    1. 0
      8 ноября 2019 12:28
      "Администратором сайта Вам было запрещено оставлять комментарии на данном сайте"
      Как извлёк ваш супер пупер глючный редактор !…
      Увольте всех ваших программеров — они совершенно не заслужили своих зарплат !!!
      Невозможно внести уже никаких изменений ,чтобы не нарваться на такую вот ласковую надпись ...
      Видимо надо 100500 раз написать член на общенародном ,чтобы хоть кто-то обратил внимание !…
      пЫсЫ:
      190500 раз член на общенародном !…
      1. 0
        8 ноября 2019 14:34
        Невозможно внести уже никаких изменений


        Укладывайтесь в отведённое для изменений время. А ещё лучше - 7 раз подумайте , или напишите черновик на листочке..
    2. 0
      8 ноября 2019 22:46
      Для первого в классе Ф 117 совсем не фу. hi
  22. 0
    9 ноября 2019 09:39
    раскатать какие нибудь южноамериканские колонии этому самолёту вполне по силам.
  23. 0
    21 января 2020 10:47
    Ничего удивительного. Было бы странно если бы они не летали.
    Есть остудить голову и взглянуть на сухие цифры, то видно, что у самолёта одна из лучших статистики по части боевых вылетов/потерь в условиях противодействия ПВО.
    Югославы конечно молодцы, однако тот факт, что у них 3 версии того как оно у них получилось. Что просто говорит о том, что им повезло. Как - вопрос. Может и правда французский тепловизор оказался хорош, а может и стелс удалось по РЛС провести. Может вообще в ручном режиме. Хз.
    В конце концов американцы сами себе злобные Буратино, которые обнаглели и начали полеты днем.
    За пределами этого случая они себя оправдали.
    Физика вещь неоспоримая. Геометрия в деле снижения радиозаметности все ещё очень важна.

    Вполне возможно, что все это время планеры дорабатывались и модернизировались с целью достижения ещё лучших результатов.
    Потенциально это может быть грозным оружием прорыва пво если они соединять все современные наработки с достаточно ультимативными формами гоблин.
    Ну и можно подумать о всяких вариантах их конверсии бпла и тд. Конечно это из серии, а если бы. Но уверен как минимум такие идеи скорее всего обсуждались.

    Трамп там недавно про новое оружие за 2трлн. вещал. Скорее всего очередной трампизм, но все может быть.
    Может от того Иранцы так и перебрались, что пассажирский борт сбили. Боялись скрытой атаки по пво.