Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

58
Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Парад Победы


Кавказская черкеска — это не просто военное обмундирование или повседневная функциональная одежда. Это настоящий образ жизни, определённая философия, демонстрация приверженности к древней традиции. Надевая черкеску, мужчина солидаризируется с историей целого региона, целого пласта истории российской державы. Черкеска была для мужчины второй кожей. Именно поэтому, когда её время ушло, казалось, будто с военного сословия, особенно на Кавказе, содрали кожу.




"Селфи" автора ещё при советской власти


Происхождение черкески и её «классический» вид


Версий появления черкески великое множество. По одной версии, прототипом всем известной черкески был хазарский кафтан, который Кавказ традиционно модифицировал под себя. Другая версия гласит, что черкеска пришла на Кавказ с Ближнего Востока. При этом изначально это был обычный халат, который уже потом довели до ума. Ведь в восточном кое-как сшитом «мешке» быть искусным наездником было довольно трудно. Советский литератор черкесского происхождения Тамбот Магометович Керашев писал:
«Широкий бесформенный халат, который носил весь Восток, адыги переделали в черкеску. Она до пояса плотно охватывала тело, давая свободу рукам, а широкий подол ее не мешал стремительно взлететь в седло…»


Восточные корни черкески подчёркнуты тем, что в могильниках, исследованных советскими археологами, костюмы, напоминающие черкеску, были сшиты из иранских и согдийских тканей. Впрочем, встречались образцы черкесок, созданные из китайских и византийских тканей.



При этом происходила своеобразная эволюция черкески, поэтому самые старинные её образцы порой напоминали общеизвестный кафтан весьма отдалённо. К тому же черкески быстро распространились по всему Кавказу, приобретая у каждого народа свои особенности. В 1841-м году художник Григорий Григорьевич Гагарин отправился на Кавказ, но в качестве военнослужащего, будучи прикомандированным к экспедиции генерала князя Александра Чернышёва. Несмотря на военные действия, Гагарин составил множество портретов местного населения в национальной одежде. Мы можем увидеть, что у кабардинца черкеска оранжевая, у черкеса серая, длиной по колено и с ярко-зелеными газырями, у натухайца низ платья словно намеренно порван, а у азербайджанца рукава разрезаны до плеча и свисают вдоль туловища.

Не менее интересны изыскания польского писателя и археолога Яна Потоцкого, который посетил Кавказ в начале 19-го века и оставил своеобразные зарисовки о той поездке, правда, менее изящные, нежели портреты Гагарина. Осетин у него изображен в короткой черкеске без выреза на груди, а ее борта были стянуты тремя парами завязок. Ингуш одет в черкеску с воротником-стойкой, а чеченцы изображены в коротких до колена черкесках с узкими рукавами.

Однако вернёмся к хорошо знакомой нам «классической» черкеске. На адыгском языке черкеску называют «цый». Она представляет собой распашной вид верхней мужской одежды, надеваемый поверх бешмета (стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно обхватывающий грудь и талию). Черкеска обладала особым кроем, который и характеризовал её уникальность, функциональность и статный внешний вид одетого в неё мужчину.


Хопёрские казаки


Плотно облегающая верхняя часть черкески плавно расширялась к низу за счет притачных по линии талии боковых трапециевидных клиньев. Спинка и средняя часть переда, цельнокроеные с нижней частью, сужались к талии и расширялись к низу. По спинке на линии талии делали утолщения, поддерживающие от сползания пояс. Спущенная линия плеча, свободный крой у рукава создавали комфорт и не стесняли всадника в движении, особенно во время боя. Черкеска шилась без воротника с глубоким V-образным вырезом на груди. Застёгивалась черкеска на петли и пуговицы.

Особенной частью черкески, которая и отличала её от многих других видов кафтанов, было наличие газырниц. По линии груди с двух сторон зеркально располагались газырницы для футляров с порохом — газырей (хьазыр). Они чаще всего были костяными. В них располагалась конкретная мера пороха и пуля. Парадные газыри делали из серебра, но, конечно, не всем это было по карману. Собственно говоря, и вся черкеска должна была подчёркивать статус своего хозяина. В зависимости от её длины, качества и цвета материала можно было легко понять социальное положение владельца.

Казацкие черкески


Появление черкески у казаков — явление запутанное и туманное. С одной стороны, само название «цый» (черкеска) явно относит нас к тому факту, что впервые наши бойцы увидали эту одежду именно у народов Северного Кавказа. Подобную точку зрения подтверждает и известный историк Кавказа генерал Иван Попко:
«Взяв у черкеса вооружение, одежду, седловку и посадку, вместе с тем он усвоил себе живость и удаль своего противника. Много значит, если казак любит свою одежду и вооружение, а линеец (линейное казачество. – Прим. авт.) их любит. И кто не знает, что с одеждой и ухватками переходят дух и нравы? Применяясь к местным обстоятельствам, так важным в военном деле, старинные казаки, народ православный, не без достаточных причин принимали одежду, вооружение».



Волжский и донской казаки


Однако далеко не всё так просто, как кажется на первый взгляд. На столетия ранее известной нам черкески в истории появляется чекмень. Его описывают как верхнюю мужскую одежду из черного или коричневого сукна домашней выработки длиною до середины голени. В области груди чекмень туго обтягивал фигуру, книзу от линии талии расширялся за счет сборок или клиньев, лежащих мягкими складками. Чекмень застёгивался чуть ниже груди на крючки или петли и пуговицы. Ничего не напоминает?

Главное же, на карачаево-балкарском языке черкеску называют «чепкен», на кумыкском – «чепген», а на ногайском – «шепкен». Таким образом, разница между чекменем и черкеской несколько расплывается.

Более того, глубокие отношения между Кабардой и Россией завязались задолго до замирения Кавказа. На службу русскому царю охотно шли многие знатные представители Кавказа с правом ношения привычной им одежды. Уже в 16-м веке в стольном граде Москве купцы с Кавказа напропалую торговали чекменями, а основными клиентами были как раз казаки. И среди ассортимента чекменей кавказских купцов особенно в ходу были «чекмени черкесского покроя». Таким образом, вполне можно рассудить, что словосочетание «черкесского покроя» — прямое указание на то, что сам чекмень воспринимался как общепринятая одежда, которая, возможно, была заимствована с весьма древней поры.



В 1817 году появляется один из первых документов, регламентирующих ношение черкески в качестве униформы кавказских казаков. Черкеска должна была быть пошита из тёмно-синего сукна. На груди же, как водится, размещалась газырница на 16 пистолетных патронов. Спустя чуть более десяти лет командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант Георгий Арсеньевич Эммануэль и вовсе установил всем казачьим полкам кордонной линии однообразное обмундирование и снаряжение «черкесского образца».

С тех пор эволюция черкески началась в самих войсках. Появилась необходимость регламентирования ношения её не только казаками, но и армейскими солдатами и даже офицерами – столь популярна была черкеска. Уже с 1830-го года всем полкам Кавказской линии полагалось иметь целых две черкески: одна парадная, обозначаемая часто как мундир, а другая повседневная, походная. Цвет используемой ткани же зависел от полка, в котором служил офицер или рядовой. Бытовали тёмно-синие черкески, коричневые, серые, бордовые и даже белые.



Случались и некоторые откровенно комичные ситуации. Во вновь сформированных полках молодые командиры с целью унификации и экономии предписывали иметь просторные черкески, чтобы их можно было надеть на полушубок в особо холодное время, а в тёплые сезоны носить её же. Выглядел этот мешок откровенно смешно, не считая того, что терял свою функциональность. Периодические возмущения казаков такими нововведениями в конце концов вынудили командование разрешить вместо полушубков иметь ватный бешмет.



К концу 19-го века и вовсе появился исключительно зимний вариант черкески – черкеска, отороченная чёрной овчиной. Примерно в это же время получили распространение так называемые бекирки, т. е. черкески на меху с закрытой грудью и высоким воротником.

Непосредственно на Кавказе бекирки появились с лёгкой руки Бекира Тургиева. И, конечно, на груди бекирки располагались газыри.

Черкеска сдаёт боевые позиции


Но прогресс неумолим и жесток ко всему сущему, что выпадает из разряда необходимости. К началу 20-го века война в корне изменилась благодаря новым технологиям. Невиданная ранее артиллерийская мощь загнала людей в траншеи, заставив ползать в грязи, рыть ходы в земле и пытаться максимально слиться с местностью. Последнему способствовала в том числе и авиация. Черкеска утрачивала все свои функциональные свойства.

Во-первых, черкеска была необычайно заметна, что в условиях новой войны, в которой ценилась скрытность, было огромным минусом. Во-вторых, длинные полы мешали при ходьбе и ещё более мешали при ползании. В-третьих, газыри потеряли свою первоначальную ценность.


Черкеска защитного цвета


После Русско-японской войны в Кавказском казачестве развернулась острая дискуссия по поводу обмундирования. При этом нашлось большое количество ярых противников замены черкески. Апологеты старинной формы были по-казачьи патриархальны, а также опасались, что нововведения будут осуществлены за их счёт. Споры порой переходили все разумные пределы на грани бунта. Нередко казаки трактовали замену черкески как дискриминацию всего казачества, мол, «сегодня за черкеской, а завтра за нами придут». Был вынужденно найден временный компромисс, т.к. на стороне апологетов черкески был сам государь император, любивший носить черкеску.

Командование приказало шить черкески только из сукна защитного цвета, так же, как и бешметы. На эти цели интендантствам отвели определённое количество материи. Однако эти полумеры не возымели должного эффекта. Война диктовала свои аргументы. Но казачество, которое располагало исключительным правом повседневного ношения черкески в качестве знака своей принадлежности к воинскому сословию, противилось всеми силами любым реформам. Далеко не все полки удалось на время войны перевести на ношение рубах защитного цвета с карманами вместо газырей, также с разрешением носить кинжал на поясе.

Так или иначе, но кровавый водоворот начала прошлого века вытравил черкеску. Легендарная форма оставила свои боевые позиции, но до сих пор осталась отличительным знаком как казачества, так и народов Кавказа.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    11 ноября 2019 06:03
    В нашей армии есть части носящие неофициальное название "казачьи", что мешает ввести в них в повседневную и парадную формы черкеску?
    1. +10
      11 ноября 2019 06:26
      Знаете, в парадную почему бы и нет. Я ребят в черкессках часто вижу, так как живу на Кубани. В повседневную-нет. Есть же уставная форма одежды.
      1. +5
        11 ноября 2019 06:31
        Цитата: 210окв
        Есть же уставная форма одежды.

        А что мешает ее сделать уставной? Это сделать не сложно. В конце концов носят же морпехи и десантники береты, чем черкеска или кубанка хуже?
        1. +3
          11 ноября 2019 06:46
          На современной технике черкесска будет мешать. Эта же одежда для конника. К слову, у моего младшего сына есть черкессках, а вот к уважаемому автору-земляку есть вопрос к "Георгию" на его груди. Если этот орден настоящий, расскажите о Вашем предке, которому выпала такая честь.
          1. 0
            11 ноября 2019 06:51
            Цитата: 210окв
            На современной технике черкесска будет мешать.

            На какой технике она будет мешать в повседневной форме?
            1. +2
              11 ноября 2019 06:53
              Да при посадке и высадке с той же БМП, длинные полы понимаете. Я не против неё, родимой. Ведь сам и старшие сыновья в реестре. У них есть Казачья Фома, кубанки. Они тут у нас в Белой Глине участвовали в мероприятиях. Но ведь реально надо смотреть на вещи, этот атрибут казачьей одежды в настоящее время для парадов и торжеств.
              1. +1
                11 ноября 2019 06:57
                Цитата: 210окв
                Да при посадке и высадке с той же БМП

                Вы путаете ПОВСЕДНЕВНУЮ форму одежды:
                - летнюю

                и зимнюю

                С полевой и рабочей
                1. 0
                  11 ноября 2019 07:30
                  Да, тут соглашусь. Однако посмотрите в нете, у нынешних казаков есть тоже своя повседневная форма, черкесска-парадная.
                  1. +1
                    11 ноября 2019 08:08
                    Цитата: 210окв
                    Однако посмотрите в нете, у нынешних казаков есть тоже своя повседневная форма, черкесска-парадная.

                    Да она у них была всегда, но тут уж соглашусь...что дороговато будет для наших ВС сейчас, достаточно головного убора, тем более, что на все 100% уверен, что разреши ношение черкески или кубанки, то они их быстро сами достанут, а руководство Казачьих войск присмотрит за единообразием...
        2. 0
          11 ноября 2019 06:58
          Цитата: svp67
          В конце концов носят же морпехи и десантники береты, чем черкеска или кубанка хуже?

          Не хуже и даже очень красиво, но, думаю, нефукционально.
          Т.е. парадная-да, обыденная-нет.
    2. +2
      11 ноября 2019 06:54
      Идея хорошая, заодно и дикую дивизию возродить. Тоже пусть в Черкессках ходят и папахах.
      1. 0
        11 ноября 2019 11:25
        Zaurbek (Zaur)
        Идея хорошая, заодно и дикую дивизию возродить.
        Неофициальное название дивизии ВВ "ДОН-100" и было "дикая дивизия". Говорю вам как человек служивший в ней с 1991 по 1993 год.
        1. +3
          11 ноября 2019 13:01
          Цитата: Александр Суворов
          Неофициальное название дивизии ВВ "ДОН-100" и было "дикая дивизия". Говорю вам как человек служивший в ней с 1991 по 1993 год.

          Товарищ имел иную дивизию времен ПМВ


          А вообще даже непримиримые враги, из "белых казаков" признавали, что самая красивая казачья форма - форма "сталинских казаков"



          1. +2
            11 ноября 2019 13:22
            svp67 (Сергей)
            Товарищ имел иную дивизию времен ПМВ
            Да я в курсе, какую дивизию он имел ввиду.

            А по поводу формы согласен. И хоть донское казачество самое старое из всех, но вот форма кубанцев и терцев не в пример намного красивее и колоритнее чем у донцов.
    3. -1
      11 ноября 2019 08:17
      автор историк ещё тот ,почему то с самого начала своего повествования забыл про казаков -черкасов. А всё встаёт на свои места если вместо этнонима -черкес применить название черкасы.
      Черкасы -это казаки Дикого Поля -правого берега Дона и Левобережья.
      Вот французская карта 1812г .Видим обширную область Черкассию,они же называлась Донские казаки.




      Вообще казачьи области были обширны.И назывались казаки по разному,так же как поразному назывались народы говорящие на руском языке.Впрочем некоторые этносы казаков говорили по тюрски или употребляли и руский и тюрский языки .Все эти казачьи народы были белой расой -не кавказкой

      -Калмыки
      -Черкасы
      -Ногаи
      -Терские казаки
      -Гребенские казаки
      -Татары/Тартары
      -КабОрда-ордынцы
      Можно впомнить и Липкинских татаров/Тартаров ,которые служили Речи Посполитой -союзу Литвы и Полонии,отсюда и название местных гор -Татры/Татары.
      -Казаки Дунайские,про которых мы вообще ничего не знаем,Е2 их переселила на Кубань -они стали
      -Кубанскими казаками.

      Некоторые документы говорили просто
      -Казаки -Тартары
      видим карту 17в ,казаки -тартары и калмыки жили в Сев Казахстане и Оренбуржье бок о бок.
      Каспийское море называлось
      -Бачье море -отсюда Баку.Руские называли это море Галенское т.е. Гальское море.
      -Азовское море называлось -Забачье море.
      Это скорей всего казачьи названия.



      ну а Черкесы -адыги сейчас это маленький народ численностью 700тыс.чел.по переписи 2010года. ,который даже не имел своего города, Черкеск-это казачья столица Баталпашинская.Поэтому черкеска,шашка ,оружейный замок -это не черкессие изобретения ,а казацкие-черкасские.
      Черкасы -это великий народ ,который романовы вытерли из истории.
      1. +4
        11 ноября 2019 10:28
        Некоторые документы говорили просто
        -Казаки -Тартары
        К нам "фоменко" припожаловал собственной персоной? Почему нет карты "тартарии" belay ? Непорядок...
        Говорю вам как донской казак, не приезжайте в Ростовскую область со своим бредом, а то казачки все ребра переломают.
        1. 0
          11 ноября 2019 11:49
          Казаки стали казаками в нашем понимании, только на службе и в составе России...и именно в тех юридических реалиях.(вольные , вооружённые поселенцы захваченных территорий..)и впереди шла армия Российской Империи . И основные сражения в войне на Кавказе были не с казаками, с армией. После выселения черкесы выполняли те же функции в Османской империи. Сейчас это ряженные люди. Хорошо, они пытаются сохранить традиции и обычаи, но это атеизм.
          1. +4
            11 ноября 2019 12:14
            Zaurbek (Zaur)
            Казаки стали казаками в нашем понимании, только на службе и в составе России...
            Да что вы говорите? Ну тогда расскажите вашу теорию Ермаку Тимофеевичу, а то он и не знал, что до завоевания Сибири казаком то оказывается он и не был.
            Казаки селились на Дону и на окраинах Московского царства еще до прихода татаро-монголов на русь. Учите историю.
            Другое дело, что в составе РИ казаки оформились как сословие, это таки да!
            1. -2
              11 ноября 2019 19:06
              Не сравнивайте покорение Сибири и Кавказа....А до систематизации это были просто бродячие полубандиты. И еще раз- Казаки - это население, которым заселяют уже захваченные территории для контроля и разбавления местных аборигенов.
        2. -5
          11 ноября 2019 14:42
          Цитата: Александр Суворов
          Говорю вам как донской казак, не приезжайте в Ростовскую область со своим бредом, а то казачки все ребра переломают.

          в израиль езжайте "донскойказак" ,вам там самое место.
          1. +1
            11 ноября 2019 14:49
            Бар2 (Павел)
            в израиль езжайте "донскойказак" ,вам там самое место.
            Не указывайте мне что делать и я не скажу куда вам идти!
    4. -1
      11 ноября 2019 11:42
      А смысл? Если копнуть родословную?
  2. -1
    11 ноября 2019 06:52
    На Кавказе были и свои торгаши- ЧеркесоГаи (Армяне) вовсю торговавшие туда, сюда и оружием и одеждой. В Грузии Черкесска называется Чоха. И бывает двух видов - газырями и без. Может , через Грузию она и попала на Кавказ. Через Дагестан сомнительно, т.к. ни Армяне ни Азербайджанцы их не носили.
  3. +1
    11 ноября 2019 07:51
    Очень колоритно смотрится в черкеске Балбес из "Кавказской пленницы".
    1. +1
      11 ноября 2019 08:20
      Согласен. А еще очень колоритно смотрится мальчишка на первом фото с георгиевским крестом. Откуда у сопляка георгиевский крест? А потом задаемся вопросами откуда столько ряженных?
      Кто то может сказать, ну и что, память предков и все прочее. Но вот у меня рука не поднимется надеть дедовы награды за ВОВ. Кого растим? Ряженных?
      1. 0
        11 ноября 2019 09:29
        Ну, этот "сопляк" - автор статьи. Почему бы и не надеть на ребёнка черкесску тем более если он из этих краёв. Насчёт ордена согласен полностью-это перебор.
        1. +1
          11 ноября 2019 09:43
          Дмитрий hi . Я не против, надевать можно хоть черкесску, хоть кубанку, хоть папаху с буркой, да что угодно, хоть клоунский колпак, но вот боевые награды, даже если они от предков достались, это на мой взгляд кощунство.
      2. +4
        11 ноября 2019 12:23
        Цитата: Александр Суворов
        ... Но вот у меня рука не поднимется надеть дедовы награды за ВОВ. Кого растим? Ряженных?


        Я так понимаю, отец так захотел сфотографировать своего сына.
        Вы сначала у самого автора спросите прежде чем огульно охаивать.
        1. +1
          11 ноября 2019 12:35
          Простой (Alexander)
          Я так понимаю, отец так захотел сфотографировать своего сына.
          Да мало ли кто чего захотел? Ну давайте тогда навесим на него 4 звезды Героя СССР и полный комплект Ордена Славы, а чего нет то? Порочить ордена, так порочить. Мой дед например не носил никогда орден отечественной войны II степени, после того как им наградили всех сподряд ветеранов. Вот это отношение к тому, что заслуженно, а что нет.
          Вы сначала у самого автора спросите прежде чем огульно охаивать.
          Я не огульно охаиваю, а высказываю мнение по поводу конкретной фотографии.
          1. +1
            11 ноября 2019 19:43
            Цитата: Александр Суворов
            Ну давайте тогда навесим на него 4 звезды Героя СССР и полный комплект Ордена Славы, а чего нет то?

            Ну так вешают же их на актеров во время съемок.
            Охаивание это когда чужие награды постоянно таскают на груди, да еще бьют себя в грудь, что мол мое.
            1. 0
              15 ноября 2019 08:40
              Цитата: Dart2027
              Ну так вешают же их на актеров во время съемок.
              Вы тёплое с квадратным то не путайте! Актёр играет роль (показывает как умеет как мог бы действовать или действовал реальный или вымышленный персонаж), т.е. никто не обвиняет актёра, что он что-то присваивает (президентов и маньяков в кино тоже актёры играют, но абсолютное большинство актёров ими не являются - исключения люди типа Рейгана, но он президента не играл).
              1. 0
                15 ноября 2019 11:01
                Цитата: Симаргл
                Актёр играет роль (показывает как умеет как мог бы действовать или действовал реальный или вымышленный персонаж), т.е. никто не обвиняет актёра, что он что-то присваивает

                А Вы хотите сказать, что ребенок что-то присваивает?
                1. 0
                  15 ноября 2019 15:05
                  Понятия не имею. У нас фотографировали рядом с кителем или подушкой бархатной...
                  1. 0
                    15 ноября 2019 16:41
                    Цитата: Симаргл
                    фотографировали рядом с кителем или подушкой бархатной

                    Так тоже делают. Но от того что на ребенка надели форму с прикрепленной наградой, кстати, возможно, что ее специально не вешали, просто так и хранилось, говорить
                    Цитата: Александр Суворов
                    Откуда у сопляка георгиевский крест?
                    не очень правильно. Ряженые, конечно, есть, но
                    Цитата: Dart2027
                    Охаивание это когда чужие награды постоянно таскают на груди, да еще бьют себя в грудь, что мол мое.
                    а тут явно не тот случай.
          2. +1
            12 ноября 2019 12:04
            Я не думаю что по сабжу фото было сделано только ради эффектности.
            Как поступить с боевой наградой - это сугубо личное дело награжденного.
            Вплодь до продажи оной чтоб дать своей семье выжить.
            .
  4. +2
    11 ноября 2019 09:31
    Ни разу не специалист, не историк и не казак, потому скромное мнение дилетанта - статья понравилась, прочитал с интересом, автору спасибо! По поводу введения формы, выше комментарии тех, кто больше в теме, скажу лишь, что форма красивая, к тому же имеет исторические корни.
  5. 0
    11 ноября 2019 09:32
    Традиции хороши только тогда, когда они не вступают в явное противоречие с повседневнстью.
  6. +1
    11 ноября 2019 10:45
    У меня вопрос. Давно мучает, кстати. Вот эти.... Украшения что ли, на груди, в виде эдаких "патронтажей", это для чего изначально делалось и чем теперь заполняется? Заранее благодарен.
  7. +3
    11 ноября 2019 11:05
    Цитата: Вождь краснокожих
    У меня вопрос. Давно мучает, кстати. Вот эти.... Украшения что ли, на груди, в виде эдаких "патронтажей", это для чего изначально делалось и чем теперь заполняется? Заранее благодарен.

    В статье написано, для чего раньше использовались газыри. Сейчас это чисто декоративный элемент. Раньше - мера пороха.

    Цитата: svp67
    Цитата: 210окв
    Есть же уставная форма одежды.

    А что мешает ее сделать уставной? Это сделать не сложно. В конце концов носят же морпехи и десантники береты, чем черкеска или кубанка хуже?

    А оно нужно? Честно говоря армейские части если и называются казачьими, то это скорее ПОЧЕТНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ, говорящее в т.ч. и о том, в какой местности
    У нас в городе дислоцируется 247-й гвардейский десантно-штурмовой Кавказский казачий полк 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизия (горной). Вы уверены, что десантники согласятся сменить голубой берет на кубанку и черкеску? Я в этом не уверен
    Есть казаки (реестровые или нет, не столь важно), вот у них эта парадная форма к месту.
    Хотя как и многие не приемлю, когда молодые парни начинают на форме носить награды дедов и прадедов.
    1. 0
      15 ноября 2019 08:45
      Цитата: Старый26
      Есть казаки (реестровые или нет, не столь важно)
      Для начала - нужно разобраться, кто такие казаки.
      Казаки - это сословие. Реестровые казаки - это принятые на службу люди из казачьего сословия.
      У нас снова сформировалось сословное (где люди имеют неравные, конституционно и/или по закону, права по отношению к другим) общество?
      1. 0
        15 ноября 2019 11:06
        Цитата: Симаргл
        где люди имеют неравные, конституционно и/или по закону, права по отношению к другим

        Ну помимо прав казачье сословие имело еще и обязанности. Кстати, сейчас право на ношение формы, шашки и т.д. имеют только реестровые казаки.
        1. 0
          15 ноября 2019 15:26
          Цитата: Dart2027
          Ну помимо прав казачье сословие имело еще и обязанности.
          Я Вас удивлю: помимо прав сословие имело еще и обязанности. Замечаете разницу? Правда, казаческое сословие кинули окончательно к 1785 году. Правда, с землёй им больше повезло, чем смешанных с грязью крепостным...
          1. +1
            15 ноября 2019 16:36
            Цитата: Симаргл
            помимо прав сословие имело еще и обязанности. Замечаете разницу?

            Не особенно. У казаков были некоторые права, но при этом они были военнообязанными и казачья конница свои задачи выполняла.
            1. 0
              15 ноября 2019 17:48
              Цитата: Dart2027
              помимо прав казачье сословие имело еще и обязанности

              Цитата: Симаргл
              помимо прав сословие имело еще и обязанности

              А так?
              1. 0
                15 ноября 2019 20:46
                Цитата: Симаргл
                А так?

                В данном случае речь идет именно о казаках. Что касается сословий в целом, то тут можно много чего обсуждать.
                1. 0
                  15 ноября 2019 21:38
                  Цитата: Dart2027
                  В данном случае речь идет именно о казаках.
                  Если уж упомянуты сословия - то не только. Если конкретно - то казаки пытаются не мытьём так катанием выделить себя в отдельную группу ("сделаться" отдельным народом, сказаться сословием). И сделать её выше большинства других русских.

                  Цитата: Dart2027
                  Что касается сословий в целом, то тут можно много чего обсуждать.
                  Нечего тут обсуждать! Если Вы приемлете их возвращение - в особенности: тут всё понятно.
                  1. -1
                    15 ноября 2019 22:46
                    Цитата: Симаргл
                    Нечего тут обсуждать!

                    Есть такая вещь как история и ее обсуждать бывает полезно.
                    Цитата: Симаргл
                    Если Вы приемлете их возвращение - в особенности

                    Любое общество состоит из разных слоев. Это реальность, от которой никуда не деться и в СССР тоже были те кто равнее прочих. Другое дело, что формы этого разделения могут быть разными, как и границы между ними.
  8. +2
    11 ноября 2019 12:31
    Спасибо! Очень хорошая статья!
  9. +7
    11 ноября 2019 13:22
    Цитата: Александр Суворов
    но вот боевые награды, даже если они от предков достались, это на мой взгляд кощунство.

    Если на ребенка одели награду, чтобы он испытал гордость за деда или отца (в семейном кругу не на показ), почему нет. Другое дело, в начале новейшей истории КВК многие казачки навешивали на грудь все что можно, и дедовские кресты были не самым аморальным делом. Хватало клоунов с всякими цацками.
    Мама рассказывала как после войны бабушка за достижения в учебе или трудовые подвиги в огороде давала поносить дома дедовские награды своим семерым детям. На мой взгляд, это и есть патриотическое воспитание в семье.
  10. 0
    11 ноября 2019 18:31
    Спасибо за статью!
  11. -1
    11 ноября 2019 19:07
    Где то читал, что донского казака меняли 10 к одному горцу, а кубанских и терских 1:1.
  12. 0
    12 ноября 2019 00:16
    Вспомнился генерал Чернота в Париже в исполнении гениального Ульянова, прибывшего в приемную к Парамоше. Из верхней одежды - только черкеска с газырями, хотя нет, газыри он сдал еще в Стамбуле, которая, однако была нижней точкой его бедности - тут ему удалось сильно разбогатеть!
    Так что, пока черкеска есть - не все пропало!
  13. -1
    12 ноября 2019 06:46
    Уже в 16-м веке в стольном граде Москве купцы с Кавказа напропалую торговали
    Дальше можно не читать. Да и раньше. Автор !Скажи нам, кто такие кавказские купцы и чем ещё они торговали в Москве, как добирались, самолетом или поездом ?
    Что такое черкеска, по своей сути и без всяких соплей ? Шерстяной плащ с нашитыми карманчиками для патронов. На хрена они в Москве попу ? Плотнику, столяру, кузнецу и т.д. В Москве что, не умели плащи шить ? Вы хотите сказать, что по Москве все ходили голыми ? Пока "добрейшие" кавказцы не привезли черкески ?
    Так вы русофоб ? Вам в очередь за главПОПом, Карамзиным, Шлёцером, Байером и прочей нечистью.
    1. +1
      12 ноября 2019 17:33
      Вообще-то А. С. Пушкин Карамзина называл :" отцом русской истории", возможно, шутил? А может опечатка и в оригинале было Фоменко?
  14. +1
    12 ноября 2019 17:26
    ""Уже в 16 веке в стольном граде Москве купцы с Кавказа напраполую торговали секретными " . Как известно в 16 веке Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Темегрюка. Свита невесты была одета в чекмени, вероятно,русским понравился чекмень иначе фиг бы купцы торговали ими
  15. +1
    12 ноября 2019 17:39
    Цитата: Zaurbek
    На Кавказе были и свои торгаши- ЧеркесоГаи (Армяне) вовсю торговавшие туда, сюда и оружием и одеждой. В Грузии Черкесска называется Чоха. И бывает двух видов - газырями и без. Может , через Грузию она и попала на Кавказ. Через Дагестан сомнительно, т.к. ни Армяне ни Азербайджанцы их не носили.

    Вообще-то на азербайджанском черкеска и называется чуха, и являлась национальной одеждой. Не надо писать то, о чём не осведомлены. Слово «чуха», применяемое для мужской верхней одежды типа черкески у некоторых народов Восточного Кавказа, в переводе из тюркских языков означает «сукно». Этот костюм является важнейшим показателем единства материальной культуры разноязычных народов Хазарского каганата.
  16. 0
    12 ноября 2019 18:33
    Какая глупая и никчемная статья.Черкесска это одежда война- горца-всадника, вынужденного оперировать в горно-лесситой местности.От того того то и крой одежды и комплекс вооружения.Черкесы считались лучшеми кавалеристами на Кавказе.Поэтому комплкс одежды и вооружения широко заимствовали все народы Кавказа,да и Казаки тоже.К этому надо добавить что черкесская аристократия ,в основновном кабардинцы-составляли правящий класс среди многих народов и племен Кавказа -адыгов,кумыков,чеченов.
  17. Комментарий был удален.
    1. 0
      13 ноября 2019 17:50
      Если этот камень раскрутить со скорость 300 000/сек то он материализуется ⛹️