Арктический патруль

Арктический патруль


Самое северное государство Евросоюза, страна фьордов, гор и ледников. Один из главных претендентов на природные богатства Арктики. Знакомьтесь - красавица Норвегия. Так как мы с вами не простые туристы, а любители флотских историй, предлагаю читателям сегодня сделать небольшой обзор современно Королевского норвежского военно-морского флота (Kongelige Norske Marine).

Старая, но недобрая знакомая


На Севере нет морского офицера, который бы не знал, кто такая «Marjata». Моряки в шутку включают «Машку» в боевой состав Северного флота, т.к. она проводит на полигонах в Баренцевом море больше времени, чем наши корабли.

Редкий выход на выполнение задач боевой подготовки обходится без встречи с этой дамой. «Марьята» часто заходит в закрытые районы и мешает выполнению боевых упражнений, измеряет поля и параметры наших станций, перехватывает радиосигналы и ведет наблюдение за испытанием новых систем.

Арктический патруль Арктический патруль

Итак, специализированный корабль радиоэлектронной разведки F/S «Marjata», третье поколение. В годы Холодной войны они позиционировались исключительно как мирные научно-исследовательские корабли. Современная «Марьята» находится на балансе E-tjenesten - Норвежской военной разведки, год вступления в строй – 1995.

Длина корабля по КВЛ – 72 метра, максимальная ширина – 40 метров. Полное водоизмещение достигает 7560 тонн. Скорость – 15 узлов. Экипаж – 45 человек: 14 человек управляют кораблём, остальные – технический персонал и офицеры связи. По данным, предоставленным E-tjenesten, экипаж «Марьяты» состоит только из американских специалистов.

Как вы уже заметили, корпус «Марьяты» имеет непривычную форму, выполненную в виде «утюга» (Ramform-type ship design). «Марьята» создавалась специально для решения разведывательных задач – для стабильной работы разведывательной аппаратуры потребовалось обеспечить высокую стабильность корабля. Чтобы не создавать помех во время записи измерений, большое внимание уделено уменьшению уровня шума и вибрации механизмов корабля. «Марьята» оборудована всем необходимым для длительной работы в суровых условиях Арктики, все радиоэлектронные системы на палубе защищены теплоизолирующими кожухами. Какая-либо информация о разведывательной «начинке» корабля отсутствует.

Арктический патруль

А Машка-то не простушка. ВМБ Норфолк, штат Вирджиния


Несмотря на свой американский экипаж и выполнение боевых задач в интересах НАТО, «Марьята» была построена норвежцами и базируется в г. Киркенес (в 8 км от российско-норвежской границы). Ходит под флагом ВМС Норвегии и часто выдает себя за научно-исследовательское судно.
В последнее время основная зона деятельности «Марьяты» находится между 34 – 36 градусами восточной долготы, в районе, находящемся в непосредственной близости от границы территориальных вод России. Например, в период с марта по май 2007 года норвежский «утюг с яйцами» совершил сюда 10 разведывательных походов! Нашими моряками установлено, что аппаратура «Марьяты» позволяет вести радиоперехват на удалении до 500 км, иными словами, «утюг» полностью контролирует обстановку в Баренцевом море.

В 2010 году норвежская разведка начала разговор о строительстве четвертого поколения кораблей «Марьята». Североморцы, будьте зорче втрое!

Новые покорители Арктики

К концу ХХ века флот великих мореплавателей-викингов представлял собой грустное зрелище. Самая богатая страна в мире, с самым высоким уровнем жизни населения, не имела ни одного современного боевого корабля. Фрегаты типа «Осло», созданные еще в 60-е годы, несмотря на мощное и разнообразное вооружение, регулярную модернизацию и грамотное обслуживание, уже не могли в полной мере отвечать современным требованиям. А ничего более серьезного у Королевского норвежского флота на рубеже 2000-х не было. Малые ракетные катера (14 единиц), патрульные корабли и несколько тральщиков со стеклопластиковым корпусом могли эффективно применяться лишь для защиты прибрежной зоны. Положение отчасти спасали 6 дизельных подводных лодок типа «Ула», построенных в Германии в конце 1980-х.

Норвежцы начали поиск подходящей замены для своих древних фрегатов. Очень привлекательно смотрелся Иджис-эсминец типа «Орли Берк», тем более американцы не возражали против передачи технологии «Иджис» своим партнерам по НАТО. Но, путем тщательного анализа геополитической обстановки, возможных вариантов применения ВМС и тактико-технических характеристик различных зарубежных конструкций, моряки пришли к выводу, что «Орли Берк» не отвечает интересам ВМС Норвегии: он слишком крупный, избыточно мощный, а следовательно дорогой. Выгоднее всего смотрелся вариант создания собственного фрегата с системой Иджис на основе испанских боевых кораблей типа «Альваро де Базан» - уменьшенных копий «Орли Берков». Решено было сотрудничать с Испанией.
В течение нескольких лет был готов технический проект, и в период с 2006 по 2011 год в состав ВМС Норвегии вошли пять новых фрегатов типа «Фритьоф Нансен». Все пять боевых кораблей названы в честь великих норвежских путешественников: «Нансен», «Амундсен», «Свердруп», «Ингстад» и «Тур Хейердал».

Арктический патруль


В техническом плане все они представляют собой «бюджетные версии» испанских фрегатов. Комбинированная дизель-газотурбинная энергетическая установка типа CODAG позволяет кораблям развивать 26 узлов. Дальность плавания на крейсерской скорости составляет 4500 морских миль. Вполне приличные показатели для фрегатов полным водоизмещением 5300 тонн.

Что касается вооружения «Фритьофа Нансена», то главной «изюминкой» корабля, без сомнения, является боевая информационно-управляющая система «Иджис» («Эгида») американского производства. Основной компонент – радар AN/SPY-1 с фазированной антенной решетной, позволяющий формировать узконаправленные лучи в произвольном направлении без механического поворота антенны. Отсутствие движущихся механики и современная электроника позволяют с интервалом в несколько миллисекунд произвольным образом менять направление «взгляда» радара.

Рабочий цикл РЛС AN/SPY-1 выглядит следующим образом. Большую часть времени занимает поиск, когда радар последовательно формирует узконаправленные лучи, равномерно заполняющие соответствующий квадрант пространства. Энергетические характеристики антенны позволяют контролировать пространство в радиусе 200 миль от корабля (на такой дальности можно обнаружить лишь цели в верхних слоях атмосферы; ниже радиогоризонта РЛС SPY-1 ничего не видит, как и все другие радары). Для каждой выявленной цели в течение нескольких секунд после обнаружения формируются несколько дополнительных лучей, которые определяют скорость (допплеровским методом) и точное направление движения цели.
Для некоторых целей может устанавливаться режим сопровождения, при котором цели облучаются радаром с интервалом в несколько секунд. Таким образом, радар SPY-1 может брать на сопровождение сотни целей в автоматическом режиме.

Компьютеры боевой информационно-управляющей системы «Иджис» позволяют за считанные мгновения оценить обстановку и провести селекцию целей. Четко следуя программе, «Иджис» может самостоятельно выбрать подходящий тип оружия и открыть огонь по наиболее угрожающим объектам. При этом, разумеется, БИУС подробно докладывает свои действия и решающее слово всегда остается за человеком – оператор может в любой момент нажать кнопку «отмена».
В комплекс вооружений фрегата типа «Фритьоф Нансен» входит вертикальная пусковая установка Марк-41 – один модуль на 8 ячеек, в каждой из которых помещаются 4 зенитные ракеты RIM-162 ESSM, таким образом общий боекомплект фрегата составляет 32 ракеты с эффективной дальностью стрельбы 50 километров. Чисто оборонительное вооружение. Совершенно очевидно, что норвежцы здорово сэкономили на оружии – аналогичный по размерам «Альваро де Базан» несет 6 модулей пусковой установки Марк-41, т.е. 48 ячеек.

Другой интересной ракетной системой «Нансена» являются 8 противокорабельных ракет Naval Strike Missle (NSM) - чисто норвежская разработка от компании Kongsberg Defence & Aerospace. Из особенностей NSM - она выполнена из радиопрозрачных материалов, и, по заявлениям разработчиков, умеет самостоятельно ставить активные помехи. В остальном – обычная дозвуковая ПКР с дальностью пуска около 200 км. Несколько типов боевых частей массой 120 килограммов, программируемые взрыватели. По сравнению с перспективными российскими противокорабельными ракетами «Оникс» или «Калибр», NSM кажется крошечной – длина мене 4-х метров (у ПКР ЗМ-54 «Калибр» этот показатель равен 8,2 метра), масса норвежской NSM в транспортно-пусковом контейнере 710 кг (стартовая масса ЗМ-54 «Калибр» - более 2-х тонн). Зато отечественные ПКР движутся на конечном участке траектории с тремя скоростями звука.

Артиллерийское вооружение фрегата «Фритьоф Нансен» развито слабо. Изначально планировали оснастить корабль 127 мм универсальной морской пушкой, но еще при строительстве от этой идеи отказались – в результате «Нансен» получил 76 мм артиллерийскую установку OTO Melara 76 mm/62 Super Rapid. Скорострельность – 120 выстр./мин. В принципе, дешево и сердито. Соответствует задачам норвежских моряков.

Арктический патруль

На фото хорошо заметно насколько пуста палуба корабля


На корабле предусмотрена возможность установки скорострельных артиллерийских комплексов «Фаланкс», «Голкипер» или любых других автоматических пушек калибром до 40 мм. Увы, в настоящий момент, ни один из «Фаланксов» не установлен – корабли вооружены системами M151 Sea Protector, позволяющими бороться лишь с пиратами и диверсантами. Норвеги экономят на спичках, мы помним как «жадность фраера сгубила». Корабль лишен какой-либо возможности отбиться от ПКР в ближней зоне. С другой стороны, «Нансену» врятли когда либо предстоит это делать.
Гораздо лучше обстоят дела с противолодочными возможностями фрегата. Корабль оснащен вертолетной площадкой и просторным ангаром в кормовой части. В качестве стандартного вертолета на корабле базируется многоцелевой Eurocopter NH-90. Для противолодочной обороны в ближней зоне имеется 12,75-дюймовый (324 мм) торпедный аппарат для запуска торпед «Sting Ray».
На «Нансенах» установлено забавное нелетальное оружие Long Range Acoustic Device (LRAD), по-сути шумовая пушка, способная отпугнуть пиратов нестерпимо громким звуком. А что, гуманно! Прямо в стиле Евросоюза.

Арктический патруль

"Фритьоф Нансен" в Североморске, 8 мая 2012 года. Справа - БПК "Адмирал Чабаненко"


Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод: новейшие норвежские фрегаты типа «Фритьоф Нансен» являются современными боевыми кораблями с высоким боевым потенциалом и способны справляться широким кругом поставленных задач. Некоторые слабости проекта обусловлены не техническими просчетами, а финансовыми ограничениями и желанием сделать оптимальный фрегат для нужд ВМС Норвегии. «Фритьоф Нансен» - настоящий Европейский корабль начала ХХI века.
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. Tirpitz 14 июля 2012 09:58
    интересная статья. Олег Капцов, если не сложно выкладывайте статьи про другие европейские фмс. есть на сайте люди, которым это интересно.
    Tirpitz
    1. Vito 14 июля 2012 11:05
      Tirpitz. Добрый день ДРУЖЕ!
      Цитата: Tirpitz
      если не сложно выкладывайте статьи про другие европейские фмс. есть на сайте люди, которым это интересно.

      Ты абсолютно прав, нас таких много!!!
      Vito
    2. КомОд Шпаков 14 июля 2012 18:15
      Есть и я один из них. я только за.
      КомОд Шпаков
  2. Свистоплясков 14 июля 2012 10:00
    Приятно было прочитать статью , про то как норвежцы сделали нормальные корабли, чисто для себя. +
    Свистоплясков
    1. Ross 16 июля 2012 00:39
      Свистоплясков,
      За пять лет- пять кораблей! Нам бы такие темпы.
  3. wown 14 июля 2012 10:06
    Викинги-блин)))))))
    1. SWEET_SIXTEEN 14 июля 2012 12:11
      Марьята - персонаж из скандинавской сказки. Девушка съела брусничку и залетела. И ей поверили! laughing
  4. Lakkuchu 14 июля 2012 10:23
    Спасибо за статью. Нужно отдать должное норвежцам, деньги на ветер не бросают. Последнее фото очень показательное... к сожалению. Хотелось бы поинтересоваться у знающих, как обстоит дело у нас в области радиоэлектронной разведки в ВМФ, есть ли корабли аналогичные "Марьяте"?
    Lakkuchu
    1. Evgeniy1 14 июля 2012 10:58
      Конечно есть,недавно писали так называемая гидрография
      Evgeniy1
  5. bambu 14 июля 2012 10:25
    статья улыбнула)))) особенно про нелетальное оружие способное разгонять несанкционированные демонстрации пиратов в открытом море))) laughing
    bambu
  6. Vito 14 июля 2012 10:59
    Молодцы норвеги просто взяли и построили с 2006 по 2011г пять фрегатов, без всяких мучений и проволочек( нам бы так)! Единственное оправдание для них по скорости постройки, это почти безпроблемная передача технологий НАТОВСКИМИ странами друг другу. А по "МАШКЕ" вызвало удивление, что экипаж этого разведчика сплош АМЕРИКАНЦЫ, вот какие ушлые ребята!
    Корабли на фото как игрушечные(фрегаты).
    ОЛЕГ спасибо за статью, порадовал ВСЕХ НАС мореманов! С нетерпением ждем от ТЕБЯ новых статей и конечно же фотографий.
    С БААААЛЬШИМ УВАЖЕНИЕМ!
    Vito
  7. войник 14 июля 2012 11:26
    Про флоту неплохо.
    Только надо знать, что Королевство Норвегия не является членом ЕС.
    войник
    1. Vito 14 июля 2012 11:43
      войник (2)
      Цитата: войник
      Норвегия не является членом ЕС.

      Про ЕС не знаю, а в НАТО эта страна с раннего детства!
      Vito
    2. SWEET_SIXTEEN 14 июля 2012 12:06
      Цитата: войник
      Только надо знать, что Королевство Норвегия не является членом ЕС.


      Действительно, Норвегия - не ЕС.
      В свое оправдание могу сказать, что Норвегия- зона Шенгена, от того и путаница
  8. 8 рота 14 июля 2012 11:59
    Толковая и интересная статья, автору спасибо. Норвежцы - молодцы, выстроили общество с очень высоким уровнем жизни, насчет того, чтобы других учить жизни и наводить свои порядки, не заморачиваются. Ладят свою жизнь и весьма успешно.
    8 рота
  9. Kars 14 июля 2012 12:10
    "Фритьоф Нансен" в Североморске, 8 мая 2012 года. Справа - БПК "Адмирал Чабаненко"


    Интересно кто того быстрее утопит?если вдруг что.
    1. Vito 14 июля 2012 12:35
      Kars (1), Приветствую Вас. drinks
      [quote=Kars]Интересно кто того быстрее утопит[/quote
      По моему, у норвега шансов пойти ко дну больше. ПВО у него работает на дальней дистанции(ЭГИДА), на сколько она эффективна в бою, пока еще никто не проверял. Боезапас у фрегата по ПВО тоже меньше, чем у нашего(если данные в статье указаны точно). Наверное начнут дубасить друг друга еще на дальней дистанции, и может даже получат несколько попаданий? Боевая часть норвежских ракет оказывается послабее наших МОСКИТОВ. НУ а если корабли останутся после попаданий на плаву, то в артиллерийской дуэли
      МЫ их одолеем! Если будут попадания, то скорее всего многие средства обнаружения и наведения выйдут из строя и вся надежда будет на комендоров. Это лично мое мнение(много нюансов, тоннаж например, выучка экипажа, ит.д).
      Vito
    2. SWEET_SIXTEEN 14 июля 2012 13:04
      Цитата: Kars
      Интересно кто того быстрее утопит?если вдруг что.


      Если в открытом море, один на один, без внешнего целеуказания ... перывым выстрелит тот, у кого выше поднята антенна РЛС. На фото таковым является "Чабан". Колбасить друг-друга начнут где-то с 30 км. Плюсы норвкга - супер-БИУС и технология стелс. Вскоре должна подключиться артиллерия нашего БПК - здесь у нас явное преимущество.
      Кто победит - никому не известно. Случайные события.

      "Чабан" все-таки специально создавался для морских боев с кораблями, Норвег -антитеррорист, патруль и ПВО-шник. Победить в теории должен наш.
      1. Kars 14 июля 2012 13:06
        Спасибо за ответы.
        Цитата: Vito
        МЫ их одолеем!

        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Победить в теории должен наш.

        Это меня радует.


        Интересно есть какие либо симуляционные программы в которых можно подобные опыты проводить.
      2. Эней 15 июля 2012 21:09
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Если в открытом море, один на один, без внешнего целеуказания ... перывым выстрелит тот, у кого выше поднята антенна РЛС. На фото таковым является "Чабан". Колбасить друг-друга начнут где-то с 30 км. Плюсы норвега - супер-БИУС и технология стелс
        ну вы сами и ответили на вопрос "кто кого". Норвежец - стелсоподобный, у него электронное сканирование луча РЛС.У Чабаненко тоже трехкоординатная РЛС (тобишь теоретически тоже фазированая), но старая, 80-х годов. А значит разрешающая способность, возможности по селекции целей, на много выше у норвега. Плюс Иджис, с его прелестями по целеуказанию и передачей данных ,с использованием спутниковой компоненты. Подозреваю, что норвежец первый обнаружит Чабаненко, который имеет стремительные и изящные формы 80-х, но слишком большую ЭПР....Ну и характеристики самой РЛС (мощность сигнала, фазо-частотные хар-ки и т.д.) у норвежцев "покруче" (подозреваю если чессно).
    3. Сахалинец 14 июля 2012 13:45
      У норвега очень мало шансов, Чабан по всем показателям и на любой дистанции боя сильней.
    4. Братец Сарыч 14 июля 2012 16:49
      Что-то не очень интересно...
      Братец Сарыч
  10. itr 14 июля 2012 12:25
    судя по вооружению корабля норвежцы опять решили сдаться на милость победителям. Странная экономия на военный корабль осталось только оружие поставить
    itr
  11. Lazer 14 июля 2012 13:45
    Через неделю, свою тёщу отправляю в Норвегию. Думаю может дать развед. задание какое нибудь, или диверсию.
    1. Vito 14 июля 2012 15:18
      Lazer.Добрый день.
      Цитата: Lazer
      Думаю может дать развед. задание какое нибудь, или диверсию.

      А на диверсию в качестве смертника?
      За ранее извиняюсь, если задел! Тещи тоже разные бывают.
      Vito
  12. FoMaS 14 июля 2012 14:03
    Больше половины флота в обзор не попало, хотя есть много новинок, для параметров Норвегии весьма существенных.
    Введены в строй 6 ракетных катеров типа Skjold , ТТХ на уровне
    Oto Breda Super Rapid - 76мм
    ПКРК Kongsberg NSM - 8шт
    ЗРК Mistral
    Скорость хода полная - 57уз.
    Дальность плавания экономичная - 900миль(при 40уз)

    [img]http://fotki.yandex.ru/users/cheslav-kara/view/659384/][img]http://img-fotk
    i.yandex.ru/get/6204/104149357.12/0_a0fb8_193be2bd_XXXL.jpg[/img]
  13. FoMaS 14 июля 2012 14:17
    Больше половины флота в обзор не попало, хотя есть много новинок, для параметров Норвегии весьма существенных.
    Введены в строй 6 ракетных катеров типа Skjold , ТТХ на уровне
    Oto Breda Super Rapid - 76мм
    ПКРК Kongsberg NSM - 8шт
    ЗРК Mistral
    Скорость хода полная - 57уз.
    Дальность плавания экономичная - 900миль(при 40уз)
    1. Vito 14 июля 2012 15:15
      FoMaS (1)Будем растягивать удовольствие!
      Цитата: FoMaS
      Больше половины флота в обзор не попало,

      Не все сразу, а то не интересно будет! drinks
      Vito
      1. 755962 15 июля 2012 00:22
        Классные катера..
        755962
  14. Strategia 14 июля 2012 19:22
    Хорошая статья, спасибо! Думаю норвеги, так оптимально подошедшие к определению облика "Нансена", не имели в мыслях биться в чистом поле море с нашими БПК. Они создавали корабль ПОД СВОИ КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ, а не для того, чтобы потешить собственное самолюбие. В отношении нашего ВМФ можно сказать, что потому его строительство идёт на раскоряку, что не можем определиться с РЕАЛЬНЫМИ задачами для него.
  15. Lexx 14 июля 2012 19:28
    Самое северное государство Евросоюза


    Норвегия не входит в Евросоюз
  16. flanker7 15 июля 2012 00:21
    Спасибо за интересную статьюи отличные фото.!
  17. Isk1984 16 июля 2012 07:07
    Факт в другом Норвегия за 6 лет построила и ввела в строй 5 новых фрегатов, плюс катера.... какие бы они не были по оснещенности но это современные корабли по идеи мы за этот же период (2006-20011) должны были усилить Северный Флот не меньшем числом боевых единиц.... Усилии(построили)?
  18. КАРБОН 19 июля 2012 16:45
    Корабли, как корабли. Скупо и сердито. При7500 тонн можно и солиднее вооружить. На счет "изюминки", это перебор этот "иджис" уже только ленивый не ставит, или тот у кого есть свои БИУС. Помогают установкой американскому ВПК, чтобы тот не захирел)
    КАРБОН

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня