Исповедь врага: два разных взгляда на одно и то же

109
Исповедь врага: два разных взгляда на одно и то же

Газета «Красная Звезда» с комментариями Ильи Эренбурга опубликовала этот материал 29 декабря 1943 года. То есть тогда, когда все на фронтах было уже более-менее понятно, но у наших врагов еще теплились какие-то надежды. Это дневниковые записи немецкого офицера, найденные… Ну, вы уже поняли, кем и когда, раз дневник оказался в "Красной Звезде".

Даже сегодня этот весьма любопытный исторический документ, дневник лейтенанта Вермахта Брандеса, вызывает двоякие ощущения. Нет, в отличие от Эренбурга, я бы не стал называть немца Брандеса недочеловеком, ибо это уравняло бы меня с ним, поскольку в глазах Брандеса недочеловек как раз я.



Однако предлагаю всем еще раз ознакомиться с его дневником и просто потом послушать себя, через чувство глубокого удовлетворения, что этого гада все-таки вколотили в землю, и сравнить понятия ценностей. Прошло все-таки 76 лет…


6/7. В такие дни я не могу думать даже о моем романе. Скоро пятый год, а конца не видно. Вчера началось наше наступление — севернее Харькова. Нам в этом году достаточно досталось, пора что-то предпринять. Офицеры из дивизии СС удивляются пессимизму, царящему в нашей дивизии. Они собрали лучший человеческий материал. Каждый их ефрейтор у нас был бы фельдфебелем. Притом они пьют, кутят, а наши часто не едят досыта. Тем не менее СС грабят и отбирают всё у местных жителей.

9/7. Будь я на десять лет моложе, я пошел бы в СС, был бы сс-фюрером. Конечно, они ограничены и чрезмерно оптимистичны, но всё же в них живет новая, молодая Германия.

14/7. Малоутешительные известия. Битва в районах Белгород — Орел. Тяжелые бомбардировки Рейнской области. Наша прекрасная страна опустошается. Не могу спать — думаю об этом. Неужели это начало конца? Неужели всё будет проиграно снова на пятый год войны? Воистину счастливы идиоты и обманутые. Но число понимающих растет. Ум постоянно подмечает признаки гибели, но сердце не хочет верить. В своем докладе я настолько увлекся, что это походило на проповедь. Нет, Германия не может отказаться от своих целей! Мы сражаемся за наше жизненное пространство и за наш немецкий склад жизни.

17/7. Вчера началось большое русское наступление на участке нашей дивизии. Главный удар был направлен на южный фланг между Петровской и Изюмом. Там наш 457 полк. Русским повсюду удалось вклиниться в наше расположение. Они окружили несколько населенных пунктов. Бои были жестокими. Мой 466 полк вначале был позади, как находящийся в резерве армии. К полудню положение стало серьезным, и нас ввели в бой. Весь день ужасная неразбериха. Приказы, контрприказы. Наш батальон прикрывает КП дивизии. Бросили в бой даже роту выздоравливающих, которые только вчера прибыли из Германии: по одной винтовке на троих!

18/7. Русские бомбят боевые порядки и тылы. Воздушные бои. Днем русские наступают с танками. После чего двинулись СС «Викинг». Местные прорывы остановлены, но атаки русских усиливаются. Они сражаются очень упорно. У нашей дивизии нет больше резервов. 466 полк расформирован, остатки влили в 457 полк. Будем надеяться, что завтра полегчает.

21/7. Рано утром началась большая русская атака с танками. Обоих командиров дивизий не было. Русские шли с востока, с юга и с запада. Мне удалось успокоить кучку наших пехотинцев и заставить нескольких артиллеристов вернуться к своим орудиям.

23/7. Пытаемся укрыться в земле, твердой, как камень, это нелегко. Очень много потерь. На пополнение нечего надеяться. Я никогда не видел такого ураганного огня. О, если бы у нас была наша армия 1941 года!

25/7. За семь дней мы потеряли из 246 человек 119: 31 убит, 88 в лазарете. Кроме того 36 легко ранены.

1/8. Я думаю о наших громадных потерях. В большинстве случаев мы не могли даже похоронить убитых. Две страшных зимы, и наша армия растаяла. Столько бессмысленных жертв! С ужасом думаешь о будущем. Как счастливы погибшие в Польше и во Франции — они верили в победу!

3/8. Мы вправе гордиться нашей обороной. Но всё же впервые русские решились наступать летом.

4/8. Если русским удастся нас выбросить из своей страны, сила России еще возрастет. Тогда никто не сможет с ними справиться в течение многих десятилетий.

5/8. Мрачные новости: сдали Орел. Около двух лет тому назад я участвовал в занятии этого города. Я получил тогда железный крест 2 степени. Какая ирония — именно сегодня мне дали железный крест 1 степени!

7/8. Утром русские бомбили наши позиции и проходящие части СС. Страшная картина: мертвые, крики, развалины. Это повторялось каждые два-три часа. На всех дорогах.

8/8. Беспрерывно воздушные налеты. Проходящие СС сильно пострадали. Преступная безответственность: никакого прикрытия.

15/8. Вздор, что война может продолжаться еще четыре года. Но каков будет конец? Каким он может быть? «Не будет торжества, но только падение без достоинства». Нет, Германия должна выстоять! Опять меня берет безумная злоба, она переходит в ненависть к правителям. Мы все разучились смеяться. Но Германия будет жить, если только эти круглые дураки не погубят ее окончательно.

23/8. Сегодня утром русские ликовали в своих окопах. Мы решили, что они готовятся к атаке. Оказалось, мы сдали Харьков. Еще один тяжелый удар. Бои на всех участках фронта. Когда приходилось одному народу в такой короткий срок пережить столько поражений? А бомбардировки Германии продолжаются.

24/8. Бомбардировка Берлина придавила всех. Эльрабе (жена К.Ф. Брандеса) и я можем легко оказаться нищими. К тому же мы привязаны к вещам. Вот Германия после десяти лет национал-социалистского строя и после четырех лет войны! Право, мы хотели другого. Пусть судьба будет к нам милостивее, чем мы того заслужили.

25/8. Гиммлер — министр внутренних дел. Мы продолжаем идти по предначертанному пути. «Конца судьбы не избежать...» Многие, даже умные люди считают малейший намек на мысль чем-то опасным, чуть ли не государственным преступлением. Меня что-то толкает: додумать до конца, понять причину. Но самые последние выводы я не решаюсь доверить даже дневнику.

1/9. Четыре года тому назад началась эта драма. Она становится трагедией. Меня поставили во главе обоза: 100 человек и 180 лошадей. Англичане высадились в Италии. После Орла и Харькова — Таганрог. Снова бомбили Берлин. Здесь продолжается отступление. Хотя фронт еще держится, всё принимает характер бегства. Сельскохозяйственные руководители должны сдавать инвентарь до того, как кончат жатву и молотьбу. Таким образом немногое получит Германия. Какая власть была дана одному человеку!..

5/9. Из этой борьбы против русской земли и русской природы едва ли немцы выйдут победителями. Сколько детей, сколько женщин, и все рожают и все приносят плоды, несмотря на разрушения и смерть! По селу разносятся протяжные жалобные крики — и здесь проводится эвакуация населения. Какая жалость, что на полях остается неубранный хлеб! Картошка, кукуруза, подсолнухи, тыквы... В Германии сейчас миллионы бездомных бродяг по дорогам.

7/9. Мы сдали Славянск. Очевидно, мы потеряем всю Восточную Украину с Донбассом. Предмостные укрепления на Кубани тоже не удастся удержать. То, что мы теперь теряем, мы не вернем никогда. Неужели нам придется потерять всю Россию? Беспрерывные бомбардировки Германии. Все сейчас надеются на одно: на давно возвещенный удар по Англии. Если этого не случится — конец.

8/9. Гражданское население этой деревни эвакуировано. Вокруг столько подсолнухов, что можно было бы маслом обеспечить небольшой город. Амбары: овес, ячмень, рожь, пшено. Все обмолочено, но вывезти не удастся. Тем, что здесь брошено, можно прокормить в течение года Берлин. Сердце обливается кровью. А часть населения прячется в кукурузе: они не хотят уходить. Слышны издалека стоны женщин и плач детей. Немцы, слушая эти жалобы, думают о Германии. Сколько там разрушено ценного! Мои мысли с тревогой всё возвращаются к нашей берлинской квартире. Ведь у нас было столько прекрасных вещей, картин, мебели, книг...

9/9. Донец не удержать. Кто бы мог подумать, что русское наступление может оказаться таким успешным! Только что получили известие о безоговорочной капитуляции Италии. Светит солнце, но я хотел бы, чтобы земля покрылась мраком! Последнее действие трагедии началось. Нам предстоит очень мрачная зима. Теперь начнутся чересчур поспешные отступления. Такой конец после такого триумфа! Надо было давно прогнать наших бездарных политиков. Мы расплачиваемся за их тупость и чванство. Мы овладели всей Европой, но успехи развратили немцев, они стали тщеславными и заносчивыми. А наши правители потеряли всякое чувство меры. По-моему, Гитлер крупная личность, но ему не хватает глубины и проницательности. Он дилетант почти во всех областях. По-видимому, он плохо разбирается в людях. Геринг, пожалуй, популярнее всех — он не догматик, а человек здравого смысла. Но и он шагает через трупы. Об убеждениях и целях Гиммлера можно судить по его внешности. Геббельс хитер, но это мелкая личность: политика с черного хода, представитель третьего сословия, пролетаризированный Талейран. У Функа не совсем арийский облик, неуклюж и некрасив. Его легкомыслие и ура-оптимизм одна из причин нашего горя. Лей внешне напоминает Функа. Тщеславен и самовлюблен. Очевидно, из того же теста. Риббентроп — господин комильфо третьего рейха, безусловно плохо образован и дурно воспитан. Парвеню. Да и на военном поприще ни одного крупного человека за исключением Роммеля. Если бы у нас хватило сил, чтобы сбросить в Средиземное море американцев и начать операции против Англии!

10/9. Повсюду пылают сёла. Какое несчастье, что мы не смогли удержать этот плодородный край хотя бы еще на месяц! Дикие картины бегства и беспорядка. Отступление всегда стоит больше крови и материальных потерь, нежели наступление. Зачем такая поспешность? В Лозовой мы видели начальство — фон Маккензена. Он тоже не отличался спокойствием. Когда русские попытались прорваться, он растерялся. Я редко видал такую неразбериху, хотя для обороны послали тысячи солдат, множество офицеров и даже генерала. Вчера я получил восемь письменных приказов, один противоречит другому.

12/9. 62 дивизия совершенно разгромлена. Мы наталкиваемся на ее остатки. Теперь наш южный фланг обнажен.

23/9. Катастрофическое отступление здесь и никакого просвета в Италии. Хочется биться головой об стену и выть от ярости. Виноваты легкомыслие и посредственность правителей, страдающих манией величия.

27/9. 24-го в Днепропетровске, который как раз эвакуировался. Много горя. Крупные взрывные работы. Расформирование обоза, возвращение в полк. Третий батальон расформирован. Зловещие признаки множатся — обозы и тыловые части пухнут. Я вчера встретил полковой обоз, который насчитывал не менее 950 человек. Полковника следовало бы арестовать. Ведь во всем нашем полку нет столько людей. И все тащат с собой баб и барахло. Несчастная Германия! Во всех отношениях теперь хуже, чем в 1914—18 годах. Наша боевая сила пропала, а русские со дня на день становятся сильнее. Генерал только за сегодняшний день предал полевому суду 9 человек из нашего батальона, которые трусливо убегали от русских. Куда мы пришли на пятый год войны? Но мы не имеем права распускаться, иначе плотина прорвется и начнется ужас. Русские со вчерашнего дня захватили предмостные укрепления на нашей стороне Днепра. Уже два дня они отбивают наши сильнейшие контратаки, нанося нам тяжелые потери. Только и слышишь об убитых и раненых. Завтра утром мы должны их сбросить.

28/9. Русская артиллерия очень сильна и разбивает все. Большие разногласия между полковником и генералом. Танковые атаки и пикирующие бомбардировщики также мало помогают. Пехота сильно ослаблена большими потерями. От 1-го батальона осталось немного... В строю почти больше штабных офицеров, чем рядовых. Порядочная неразбериха. Контратаки откладываются с часу на час или захлебываются... Русские стреляют, как безумные. Растет груда убитых и раненых. Я пишу последние строки и отправляюсь на позиции. Немногих я там найду. Батальон растаял. Мы окончательно зашли в тупик. Германия взывает к своим последним сыновьям. Однако большинство не хочет следовать этому зову.

29/9. Я принял первую роту. В ней было только несколько человек. Во всем батальоне осталось 26 солдат. Тяжелейший русский огонь длится часами. Каждый дом дрожит, каждый угол пронизывается насквозь. С имеющимся небольшим количеством людей это настоящая бойня. Получил приказ собрать остатки. После полудня страшные крики, прорыв фронта, откатывание всех частей и, наконец, дикое бегство. Я стоял в маленькой деревне и безрезультатно пытался остановить бегущих. Страшная картина распада. Одному молодому офицеру я был принужден дать пинок в задницу. Успеха это не имело. Путем угроз удалось собрать не больше десяти человек

3/10. Я командую 1, 2 и 3 ротами. В действительности все три роты составляют кучку, не больше 30 человек. В нашей роте были два близнеца из Эльзаса, которые стали перебежчиками и теперь обращаются к нам по радио. Бывший ездовой тоже передает привет своей жене. Воодушевление и порыв переходят на сторону русских. Я никогда не слышал таких страшных ругательств, как сейчас от наших раненых.

4/10. Осмотрел новые позиции. Всё довольно хорошо, только если б у нас были солдаты! Генеральное наступление к Днепру не планируется, так как у нас для этого недостаточно сил. Наоборот, ждут дальнейших прорывов со стороны русских.

6/10. Вчера наконец пришло пополнение, и я составил совершенно новую роту. Нас 35 человек, из них 10 офицеров и 1 унтер-офицер. Почти все люди пожилые. Переписка с родственниками погибших. Удивительно, как быстро многие утешаются. В трех письмах жены требуют выслать им бритвенные приборы погибших. Политическое и военное положение становится со дня на день всё хуже. Не стоит огорчаться мелочами. О, Германия, Германия!

7/10. Русская артиллерия и минометы стреляли оживленно. Немецкая артиллерия отвечала время от времени довольно удачно. Наши новые пулеметы не стреляли. Много неприятностей в связи с этим.

8/10. У одного товарища оказалась испанская газета со всевозможными интересными сообщениями. Я прочел также несколько совершенно новых мнений о Гессе (поручение Гитлера). Это хорошо подходит к нашей чрезвычайно тупой политике. Дети и дураки творили политику, они рядились в макиавеллиевскую одежду, что, по существу, им совершенно не подходит. Мы слишком долго играли с огнем и думали, что он будет гореть только для нас. Это последствия пропаганды Геббельса. Нам так долго преподносили искаженное представление о мире и обо всех вещах, что мы стали принимать наши иллюзии за правду. Сегодня оживленная артиллерийская деятельность по направлению к Запорожью. Говорят, что мы там уже начали всё взрывать. Только не это! Тогда наше положение здесь станет еще более критическим. Ведь катящийся вал где-то должен остановиться, и это должно быть здесь, на Днепре!

15/10. Всякое действие, предпринятое с солдатами пятого года войны, рискованно. Они плохо дерутся, их почти невозможно заставить идти в атаку. Запорожье сдано.

18/10. К сожалению, у меня почти нет унтер-офицеров, и те немногие, которые еще имеются, никуда не годятся. Поэтому я всё должен делать сам. Одного фельдфебеля надо уговаривать, когда он стреляет, другой — санитар и переведен лишь из-за проступка против § 175. Из трех моих унтер-офицеров — один каптенармус, другой — писарь, третий — четыре года войны просидел в управлении в Познани.

22/10. Русские нас обстреливают — мы не можем высунуть головы из наших дыр. С раннего утра и до поздней ночи я бегаю, подгоняю, подбадриваю. Мы должны продержаться и продержимся. К концу дня русские прорвали правый фланг на широком фронте. К тому же у нас в тылу залегло около сотни русских. На востоке, и юге — Днепр, дорога на запад отрезана. Рассчитывать на крупные контратаки нельзя — не хватает резервов. Только что получен приказ бросить всё, что мы не можем захватить с собой. Значит опять отступление! Это слишком. Почти невозможно это перенести. Всё имеет свои границы. О, эти идиотские политики, которые на пятом году войны причиняют нашему народу такие страдания! Несчастная Германия!

* * *

Дневник обрывается на этих словах.

Лейтенант вермахта К.Ф. Брандес был убит 24 октября 1943 г. на правом берегу Днепра южнее Днепропетровска. При нем нашли дневник. «В случае смерти прошу, не читая, переслать этот дневник моей жене. К.Ф. Брандес».

Увы, документ оказался в руках иных и был опубликован в газете. Можно сделать совершенно различные выводы из прочитанного, но… Настолько ли все изменилось в плане восприятия признаний врага?

Хороший вопрос, не так ли?


Газета «Красная Звезда» №307 от 29 декабря 1943 года.
109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    11 ноября 2019 16:57
    Но было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством. Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается. (И.В.Сталин)
    1. +51
      11 ноября 2019 17:20
      Как сказать, как сказать. Грабили, жгли и убивали как раз представители германского народа. Причем некоторые из них это делали для развлечения.
      1. +56
        11 ноября 2019 17:50
        Так убей же немца, чтоб он,
        А не ты на земле лежал,
        Не в твоем дому чтобы стон,
        А в его по мертвым стоял.
        Так хотел он, его вина,—
        Пусть горит его дом, а не твой,
        И пускай не твоя жена,
        А его пусть будет вдовой.
        Пусть исплачется не твоя,
        А его родившая мать,
        Не твоя, а его семья
        Понапрасну пусть будет ждать.
        К.Симонов

        Альтернативный вариант.
        Мой личный опыт работы с европейцами: немцы, не смотра на две войны между нами, единственная нация, которая с уважением относится к русским. Русско-немецкие отношения, по моему, как в нормальной семье: муж с женой из-за какой-нибудь ерунды сначала разругались, потом вообще подрались, затем успокоились и стали жить дальше душа-в-душу. Поэтому наглосаксы больше всего на свете боятся российско-немецкой семьи.
        1. +45
          11 ноября 2019 17:56
          Конечно будут относиться с уважением, раз мы их на место поставили. Но "нафига семья такая - лучше буду сиротой" Моя родня недосчиталась из - за этих семьянинов 9 человек. Кто на фронте погиб, кто в блокаду с голода.
          1. +14
            11 ноября 2019 18:01
            Моя родня недосчиталась из - за этих семьянинов 9 человек.

            Вы правы. В СССР и т.д. нет семьи, в которой не было бы погибших. Но надо смотреть "в корень". Стравить наши народы - Idee fixe англосаксов.
            1. +11
              11 ноября 2019 23:10
              "И пусть они убивают друг друга как можно больше." Г. Трумен - какая говорящая фамилия! "Правдивый человек".
              Я не знал одну из своих бабушек. Погибла в оккупации. До войны была заведующей детским садиком.
            2. +5
              13 ноября 2019 18:44
              Конечно немцы белые и пушистые, это их англы научили плохому: грабить, убивать, насиловать -да.
              Это все, Черчель - плохо дядька.
              НЕТ УЖ. ЗАСУНЬТЕ ЭТУ БЛАГОДУШНУЮ СР-НЬ ЗНАЕТЕ КУДА.
              Зло творили конкретные немцы и их было миллионы.
              Из наших потерь 9,5 мил. это боевые, а остальные 20 мил. гражданские - это не война, а геноцид.
              Имел я их уважение в виду.
          2. +13
            11 ноября 2019 19:35
            Я бы сказал на Вашем месте"Развалинами Рейхстага(ну или этим фото с ворона и и сдохшем от нашей руки гитлеровце) удовлетворён" © hi
          3. +6
            12 ноября 2019 02:11
            Цитата: АС Иванов.
            Но "нафига семья такая - лучше буду сиротой" Моя родня недосчиталась из - за этих семьянинов 9 человек. Кто на фронте погиб, кто в блокаду с голода.

            А мой дед ,благодаря этим "семьянинам" так и не увидел свою дочь, мою-мать.пропал без вести за полгода до её рождения....
        2. +18
          11 ноября 2019 21:06
          немцы, не смотра на две войны между нами, единственная нация, которая с уважением относится к русским.

          Поэтому и смотрят с уважением ,потому что в обеих войнах получили от нас.
          У одного немца в Югославии( 1999 год) спросили:" А что будете делать, если с русскими война начнется?"
          Он отвечает:" Возьмем карты и будем пробираться в Германию, воевать с русскими не будем".

          На вопрос к немецкой молодежи "Кто победит, русский батальон или немецкий?" 80% ответили,что русский.
          Это наши предки их научили.
          1. +7
            11 ноября 2019 23:23
            Дело не только в этом. У немцев очень часты как-бы славянские фамилии. Среди них очень велик процент онемеченных полабских славян. Затрудняюсь его назвать точно, но он наверняка не меньше 15-20%, судя по частоте встречаемости "как-бы" славянских фамилий. В основном центральная Германия. Бранденбург - Бранибор. Вообще в центральной Германии много славянской топонимики. А Ливонский и Тевтонский орден - преимущественно германцы северного (скандинавского) происхождения. Почувствуйте разницу! Так что наши народы в какой-то степени родственны, хотя и не очень близко. Это на каком-то трансцендентном уровне иногда сказывается. Не случайно все-таки ГДР была самым образцовым союзником во всем соцлагере. В отличие от других "союзничков". Рухнула Берлинская стена - (тоже, кстати, цветная революция) - и рухнул СССР. Сложный, однако, вопрос насчет братьев Руса, Леха и Чеха. Но не секрет, что на бытовом уровне отношения с двоюродными братьями часто бывают лучше, чем с родными. Хотя и не всегда.
            1. +1
              13 ноября 2019 10:47
              Цитата: Николай Коровин
              Так что наши народы в какой-то степени родственны, хотя и не очень близко.

              Нужен ли НАМ такой "родственник"? Или лучше безродный друг/союзник/ на которого можно положиться в минуту отчаянья, и он не предаст, не подведёт, а станет спиной к спине в самую трудную и тяжёлую минуту. Для примера - СОВЕТСКИЙ Казахстан в изложении Ильи Эренбурга
        3. +1
          11 ноября 2019 21:07
          Цитата: Дилетант
          Мой личный опыт работы с европейцами: немцы, не смотра на две войны между нами, единственная нация, которая с уважением относится к русским.

          Да, это именно так, коллега! Гораздо более уважительней, чем к своим восточным собратьям из бывшей ГДР, к сожалению. Меня это неприятно поразило, как и отношение западных немцев к чернокожим - они их любят, как мне показалось, гораздо больше, чем они того заслуживают.
          1. +3
            11 ноября 2019 23:44
            Общался в критический период с восточными немцами. Студент Берлинского университета Гумбольдта, которого мне подсунули на обучение в научном студенческом обществе - так себе тип оказался. Через несколько лет встретил его (в 1990 г.) на конференции в Риге - свысока разговаривал. А уж как вокруг него местные увивались! Противно было смотреть, как седые профессора вокруг этого младенца роились. А несколько человек влились в туристическую компанию, к которой я примыкал. Нормальные были ребята. Кажется, двое в итоге в России осели. В конце 80-х годов прощупывали почву - нельзя ли от ФРГ-шного рая улизнуть.

            Почитал сам, что написал - вроде к чему? Вывод: война немцев многому научила. Больший процент населения потеряли только русские и белорусы. К украинцам немцы были намного мягче. Поляки потеряли в основном евреев. Так что - да, вспомнили они завет Бисмарка. Правда, конечно, не все. Но все-таки...
        4. +5
          12 ноября 2019 01:18
          Вы в своем уме? Поругались из-за ерунды? Ну у вас и аналогии. А ничего, что из-за этой "ерунды" наша страна 27 миллионов жизней потеряла? Милые бранятся, только тешатся?
        5. +5
          12 ноября 2019 08:58
          В целом согласен - нам надо дружить. Но как забыть 28 миллионов убитых соотечественников? И нужно ли забывать? Запад постоянная нам угроза. Тогда были немцы, а теперь поляки и англосаксы. Я не сторонник теорий заговора, но есть ощущение, что нас хотят уничтожить. Почему? - (риторический вопрос или нет?). Наверное мы мешаем кому-то.
          1. +1
            13 ноября 2019 18:24
            Цитата: BerBer
            Я не сторонник теорий заговора, но есть ощущение, что нас хотят уничтожить. Почему?

            ИМХО не нас персонально, а Россию. Она и её территория западных "партнёров" просто пугает! Количество природных ископаемых России ввергает их в радужные, но несбыточные мечты, а наличие стольких часовых поясов просто лишает разума! drinks
          2. 0
            29 января 2020 13:05
            Надо помнить,рассказывать внукам и правнукам,чтобы не появлялись малолетнии из уренгоя (((
        6. +3
          12 ноября 2019 09:40
          Цитата: Дилетант
          Мой личный опыт работы с европейцами: немцы, не смотра на две войны между нами, единственная нация, которая с уважением относится к русским.

          И у меня большой опыт совместной работы с ними, но они долго не знали, что я русский ( в документах у меня не российское гражданство), а языком работы был английский.

          Поэтому о варварской России, оккупанте Европы я наслышан от них хорошо.

          Потом, когда в спорах, выяснилось, кто я такой - было видно, что им неудобно и эти темы стали избегать....
          1. 0
            13 ноября 2019 10:53
            Цитата: Ольгович
            было видно, что им неудобно

            Позднее раскаяние, понимание неправильности суждений, или страх за "а как бы чего не вышло"?
            1. 0
              13 ноября 2019 12:08
              Цитата: Serg Koma
              Позднее раскаяние, понимание неправильности суждений, или страх за "а как бы чего не вышло"?

              Да нет, какое там раскаяние? Просто одно дело осуждать всем скопом ,походя, что-либо в унисон, другое дело , когда приходится спорить с неожиданным оппонентом. А я им сказал все...

              Кроме того, я у немцев принимал выполненные работы. Так что.... yes
              1. 0
                13 ноября 2019 12:41
                Цитата: Ольгович
                принимал выполненные работы. Так что....

                Засса...ли одним словом, что работы по их вине не будут приняты в срок - думали что мстя начнётся laughing
                Цитата: Ольгович
                А я им сказал все...
                good
        7. -3
          12 ноября 2019 17:03
          Как же я с вами согласен!!!!!
      2. +26
        11 ноября 2019 19:45
        Цитата: АС Иванов.

        8/9. Гражданское население этой деревни эвакуировано. Вокруг столько подсолнухов, что можно было бы маслом обеспечить небольшой город. Амбары: овес, ячмень, рожь, пшено. Все обмолочено, но вывезти не удастся. Тем, что здесь брошено, можно прокормить в течение года Берлин. Сердце обливается кровью. А часть населения прячется в кукурузе: они не хотят уходить. Слышны издалека

        Вот ведь "просвещенный" европеец, его бьют, бьют, а он все сожалеет, что не все ограбил - = Вокруг столько подсолнухов, что можно было бы маслом обеспечить небольшой город. Амбары: овес, ячмень, рожь, пшено. Все обмолочено, но вывезти не удастся. Тем, что здесь брошено, можно прокормить в течение года Берлин. Сердце обливается кровью. =
      3. -2
        11 ноября 2019 23:07
        К счастью, далеко не все. Иначе все было бы еще более печально.
        1. +6
          12 ноября 2019 09:35
          Цитата: Николай Коровин
          К счастью, далеко не все. Иначе все было бы еще более печально.

          Далеко не все - это сколько из общего числа? Два очкарика-ботаника из роты? И то, какой-то начальный период службы. В подавляющем большинстве они считали эту войну миссией покорения земель недочеловеков. И до сих пор они проклинают своих лидеров тех времен не за людоедские планы, а за неспособность и неудачу в реализации этих планов. По сути, они и сегодня готовы были бы расширить свое "жизненное пространство", за счет России в первую очередь, если бы не боязнь ответа от России и исторического опыта болезненности переживания этого ответа. Они нисколько не страдают, когда обирают соседей по ЕС. Тех же болгар, греков, прибалтов, да хоть и поляков. Ведь вся деиндустриализация окраин ЕС проходит под давлением стран "Европы первой скорости". Поэтому вполне можно констатировать , что для европейского политического класса человечество до сих пор делится на сорта. А это, как известно, фундамент национал-социализма, расизма и прочих учений правых радикалов.
          1. 0
            13 ноября 2019 01:40
            Немножко не так. Не в подавляющем большинстве. На выборах в Рейхстаг в 1933 году НСДАП получила 17.3 млн. голосов, другие 5 партий, прошедших в Рейхстаг - около 21 млн. голосов. В т.ч. СДПГ около 7.5 млн. голосов и КПГ (Тельман) около 5 млн. голосов.То есть, к 1933 году демагогия Гитлера овладела далеко не всеми умами, и к 1941 году многие из тех, кто не голосовал за НСДАП, были призваны, а свои мысли держали при себе. А на лбу (или, скажем, каске) - ну не было отметки, кто за кого голосовал в 1933 году. Но люди на оккупированных территориях отмечали, что немцы бывают разные.

            Я, разумеется, не говорю об СС. У меня с СС личные семейные счеты. Я говорю о тех солдатах вермахта (с офицерами намного сложнее, конечно, хотя тоже не без исключений), кто голосовал за СДПГ и КПГ - потенциально 12,5 млн. человек. Из 8.5 млн. человек, голосовавших, скажем так, все-таки против нацистов, хотя и не за коммунистов и социалистов, фанатичных нацистов тоже образовалось немного.

            Да и из голосовавших за НСДАП в 1933 году даже к 1941 году кое-кто все-таки уже очухался - тут процесс вплоть до мая 1945 года шел в двух направлениях. Одни чумели все сильнее, другие - наоборот, потихоньку очухивались. Слова "Комитет Свободная Германия" не были пустым звуком. Немного, но переходили. Репрессии к семьям дезертиров в СССР практически не применялись ("сын за отца не отвечает"), а в Германии были весьма жесткими. Концлагерь, без сантиментов. Это тоже надо учитывать. Так что не все так просто.

            Конечно, на многих из очухавшихся подействовало в первую очередь наше оружие. Но немало было и таких, которые внутренне были против происходящего вне зависимости от этого.

            Так что речь не о политическом классе, о котором можно говорить долго (де Голлей, конечно, не просматривается на данном историческом этапе), а о народных массах. С массами было далеко не так ясно. Этак можно договориться, что украинский народ сплошь состоит из бандеровцев. А дело-то такое, что миллиона 2, как я полагаю, наследников Бандеры и Шухевича терроризируют остальное население - уже 30 миллионов, на данный момент. Разбегаются, благо свобода перемещения все-таки есть. Чуть не 10 миллионов разбежалось! Хотя довольно много изначально вроде бы нормальных стали "свидомыми".
            1. +1
              13 ноября 2019 21:25
              Цитата: Николай Коровин
              Но немало было и таких, которые внутренне были против происходящего вне зависимости от этого.

              Цитата: Николай Коровин
              С массами было далеко не так ясно.

              Да в целом-то, яснее некуда. Сколько таких членов КПГ воевало в рядах КА против фашизма? Из поляков, словаков, врагов не меньших для русских, чем немцы, и то армии собирали... Все эти последователи Тельмана, кого в лагерь не упекли, в составе вермахта перешли нашу границу с оружием в руках. Единственное отличие их от СС в том, что убивали наших граждан без садизма. Просто выполняли поставленную задачу. Они ведь очень дисциплинированные были. И с коммунистической идеей в голове занимали наши города и села, какое-то время. Комитет "Свободная Германия" они создали почему-то уже когда стало ясно, что война проиграна и надо как-то выживать после войны, и желательно не в Сибири. Я думаю, не надо слезами умиления за КПГ разжижать свой мозг. Как-то однажды "дехканин в чалме" сыпанул по моей машине из АК. Может он и не имел ничего против Кармаля, был честным семьянином и мечтал о плуге и коне. Меня это не сильно заботило. Я больше думал, как выравнить дыхание чтобы мушка не скакала. Потому и живой.
              Цитата: Николай Коровин
              Но люди на оккупированных территориях отмечали, что немцы бывают разные.

              Но всех этих разных объединяет одна черта - они оккупировали наши территории, они пришли в чужой дом, добрые и злые, садисты и не очень, нацисты и коммунисты(тайные). Все они заслуживают земельный надел в два квадрата.
              1. 0
                17 ноября 2019 12:25
                Они до сих пор нас ненавидят, но боятся, так как знают уже чем это может закончиться. Я думаю, что и бывшие жители ГДР были не в восторге от нашего присутствия, посмотрите на Меркель, родилась в ГДР, училась в СССР.
      4. +2
        12 ноября 2019 09:24
        Цитата: АС Иванов.
        Как сказать, как сказать. Грабили, жгли и убивали как раз представители германского народа. Причем некоторые из них это делали для развлечения.

        большинство из которых были рабочими и крестьянами.

        Как ни зверствовали СС, но массовость военных преступлений обеспечили именно массы нацистов из них .
        1. +1
          17 ноября 2019 12:28
          А как попадали в плен сразу начинали говорить, что они рабочие, не национал-социалисты, их обманули и запутали и они только и ждали момент как сдаться в плен.
      5. 0
        13 ноября 2019 15:47
        Там пол-Европы было согнано. Чего стоят одни толлько венгры:
        https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201504041016-jmjn.htm
        https://svpressa.ru/post/article/221842/
    2. -4
      11 ноября 2019 17:27
      Публикуя и изучая всевозможные подобные "дневники", мы сами, того не осознавая, принимаем участие в легитимизации вермахта и молчаливо соглашаемся с переписыванием истории. Ещё чуть-чуть и дочитаемся до повествований нацистских концлагерных палачей в цвете "онинехотели" и "ихзаставили". У станем похожи на "коленьку из Уренгоя".
      Не было человеческого лица у фашистского зверья и их прихлебателей, заливших советскую землю кровью наших людей!
      1. +4
        11 ноября 2019 17:43
        О, эти идиотские политики, которые на пятом году войны причиняют нашему народу такие страдания! Несчастная Германия!
        знал бы тот Брандес, что " несчастная германия", в скором времени ,будет Победителю,за неплохие бабки,продавать машины,оргтехнику, турбины и медоборудование.. а у Победителя, газ не везде проведён до сих пор...
        1. -8
          11 ноября 2019 17:52
          а у Победителя, газ не везде проведён до сих пор...

          Дык, Победитель этой самой газовой трубой очередное "окно" как раз к "несчастным" пробивает.
        2. +14
          11 ноября 2019 18:03
          Вообще-то, это немцы воевали за жизненное пространство и за рабов, а мы за то, чтобы выжить и не стать рабами. Ты родился? Не раб? И успокойся на этом.
          1. -5
            11 ноября 2019 18:15
            Цитата: sevryuk
            Вообще-то, это немцы воевали за жизненное пространство и за рабов, а мы за то, чтобы выжить и не стать рабами. Ты родился? Не раб? И успокойся на этом.

            как немного оказывается нужно некоторым...
            1. +11
              11 ноября 2019 19:14
              Цитата: Аэродромный
              Цитата: sevryuk
              Вообще-то, это немцы воевали за жизненное пространство и за рабов, а мы за то, чтобы выжить и не стать рабами. Ты родился? Не раб? И успокойся на этом.

              как немного оказывается нужно некоторым...

              Некоторым нужно много ... Всё не нажрутся . Надеюсь Вам не нужно столько!
        3. +9
          11 ноября 2019 18:20

          Счастливыми нынче немцев тоже не назовешь. Работают за троих-четверых "граждан Германии".
      2. +27
        11 ноября 2019 17:48
        Ваше утверждение спорное в принципе , надо знать о чем думала эта человеко единица перед тем как сдохнуть .
        Обращает на себя внимание полное безразличие к нашим гражданам и одно временно жлобское сожаление о не возможности вывезти урожай.
        Переживание о бомбежках берлина и снова во главе угла шмотки , имущество а сколько немцев погибло автора как то не волнует .
        Ну а самое великолепие просьбы высылать домой бритвенные принадлежности убиенных мужей словом эвропа . цивилизация , а по сути мрази разного калибра , меркантильные мрази!
      3. -5
        11 ноября 2019 18:00
        Цитата: Лексус
        Публикуя и изучая всевозможные подобные "дневники", мы сами, того не осознавая, принимаем участие в легитимизации вермахта и молчаливо соглашаемся с переписыванием истории. Ещё чуть-чуть и дочитаемся до повествований нацистских концлагерных палачей в цвете "онинехотели" и "ихзаставили". У станем похожи на "коленьку из Уренгоя".
        Не было человеческого лица у фашистского зверья и их прихлебателей, заливших советскую землю кровью наших людей!

        ну ..да. подписываюсь +
      4. +21
        11 ноября 2019 18:21
        В этом дневнике нет ни одной фразы о том,что его заставили..он осознанно шел на войну,он сознает себя высшей расой,а политиками военные практически всегда недовольны..наоборот,надо публиковать,надо чтобы помнили какие чудовища творили сои злодеяния на нашей земле
      5. +5
        12 ноября 2019 01:20
        В чем вы видите легитимизацию гитлеровцев посредством публикации этих дневников? Как раз хорошо нутро захватчика, пришедшего грабить и убивать показано.
  2. +13
    11 ноября 2019 17:30
    Это как? Я должен относиться с сочувствием к врагу? Который залил кровью мою землю? СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ЗАХВАТЧИКАМ! Только так!
    1. -6
      11 ноября 2019 17:44
      Цитата: AlexGa
      Это как? Я должен относиться с сочувствием к врагу?

      да нет... ты должен у своих спросить: какого хрена???
      1. 0
        11 ноября 2019 17:48
        Какого хрена он ещё живой???
        1. -4
          11 ноября 2019 18:01
          Цитата: AlexGa
          Какого хрена он ещё живой???

          да за всё...
          1. +4
            11 ноября 2019 18:14
            Что за бред?! На твою землю пришёл враг, твои соотечественники гибнут, уничтожаются города и деревни и прочая, прочая, прочая... А ты мне предлагаешь заниматься всякой фигнёй, а не убивать эту мерзость. Оригинально!
            1. -3
              11 ноября 2019 18:27
              Цитата: AlexGa
              Что за бред?! На твою землю пришёл враг, твои соотечественники гибнут, уничтожаются города и деревни и прочая, прочая, прочая... А ты мне предлагаешь заниматься всякой фигнёй, а не убивать эту мерзость. Оригинально!

              вы о чём сейчас ? я ничего не предлагал,бред у вас, если на вашу землю пришёл враг- вперёд... я помогу. а бухать-хорош.
              1. +5
                11 ноября 2019 18:40
                Вообще не понял ни Аэродромного ни AlexGA.
                Вы о чем?
                1. -2
                  11 ноября 2019 19:11
                  бывает так,что "ниочём"...видимо тот случай.
            2. 0
              11 ноября 2019 21:54
              Цитата: AlexGa
              твои соотечественники гибнут, уничтожаются города и деревни и прочая, прочая, прочая...

              Вообще-то ДА. Именно это сейчас и происходит. Масштабы чуток не те, хотя явного фронта нет. А главное что оккупант не пишет вот такие дневники, у него пока оптимизм прет. У него все по плану!
      2. +4
        12 ноября 2019 04:11
        Цитата: Аэродромный
        ты должен у своих спросить: какого хрена???


        Спрошу у деда первым делом как увижу его там, наверху.

        Вот так и спрошу:

        - Дед! А ты какого хрена фашиста НЕ пускал на свою землю? Ты какого хрена их убивал? Какого хрена крематории тушили?

        Слыш, взлётка! Ты так не шути. Ага.

        Цитата: Аэродромный
        да за всё.


        За что за всё?!?!?!!??

        А ещё у кого что спросить?
    2. +7
      12 ноября 2019 09:12
      "Да же в пылу драки следует думать о мире".
      Немцы до последнего сражались не только потому что верили в чудо (чудо-оружие, США и СССР начнут войну, англосаксы заключат с Германией мир против русских), а еще и потому что опасались справедливого возмездия (мести).
      Германия, вагон, следят за обстановкой на фронте, плохо стало жить, и тут один ветеран "если русские с нами сделают с нами хотя бы 1% того что мы сделали с ними, то они зальют кровью Германию".
      Вот немцы с сражались - лучше воевать и надеяться на чудо, чем допустить русских.
      Как оказалось, русские не воевали с народом (одна немка написала в дневнике "уже полдня как в городе русские, а я до сих пор в порядке")
      И если бы СССР по-прежнему бы воевали в духе "смерть немецким захватчикам", а не принимал перебежчиков которые убеждали своих камрадов сдаваться, то наши потери были бы больше. Ведь сегодня один немец перебежал, завтра другой, послезавтра десять.
      1. 0
        13 ноября 2019 00:20
        Просто потом надо было плату взять сполна.. Со всего евросоюза ..2% что мы получили от порушеного это очень мало..
  3. +12
    11 ноября 2019 17:37
    Такие жалостливые дневники надо читать первую и последнюю запись. Всё что между - не заслуживает траты времени, максимум читать по диагонали. Фашист подох и слава Богу.
  4. +10
    11 ноября 2019 17:43
    Цитата: Лексус
    Публикуя и изучая всевозможные подобные "дневники", мы сами, того не осознавая, принимаем участие в легитимизации вермахта и молчаливо соглашаемся с переписыванием истории. Ещё чуть-чуть и дочитаемся до повествований нацистских концлагерных палачей в цвете "онинехотели" и "ихзаставили". У станем похожи на "коленьку из Уренгоя".
    Не было человеческого лица у фашистского зверья и их прихлебателей, заливших советскую землю кровью наших людей!

    Приведённые фрагменты, не очеловечивают этого фашиста, правильнее нациста. Такое нужно печатать и очень хорошо бы на немецком и английском.
    P.S. Ещё и на украинском не плохо было бы, хотя и русский пойдёт вполне.
  5. +5
    11 ноября 2019 17:43
    Издать большим тиражом на основных языках и распространять в странах НАТО, а то им память поотшибало.
  6. +15
    11 ноября 2019 17:55
    Основная мысль ,пронизывающая весь дневник этого арийца,что мы всё делаем правильно ради нашей великой Германии,но во главе нации иди оты ,которые и погубили правое дело.
    1. +8
      11 ноября 2019 18:06
      Цитата: ГУМАНОИД
      Основная мысль ,пронизывающая весь дневник этого арийца,что мы всё делаем правильно ради нашей великой Германии,но во главе нации иди оты ,которые и погубили правое дело.

      точно подмечено... ОН не проиграл, ЕГО "кинули партийные бонзы и отцы командиры", а так... всё было бы ровно...участок под Ровно,или даже в Крыму,,и рабов десятка три...и " великийрейх" на многие лета...да пошёл этот труп нахрен.
      1. +1
        11 ноября 2019 18:20
        Цитата: ГУМАНОИД
        Основная мысль

        Слава, жаль редко отмечаешься, НО если ты не дышишь, это не значит что за тобой не следят ! tongue wink
        1. 0
          11 ноября 2019 19:40
          дышу ,но дыхание задерживаю
  7. +4
    11 ноября 2019 17:59
    Дневник проигравшего + прочее, прочее, для осмысления такого страшного события как ВОЙНА.
    Не бывает бесполезного, если это правда.
    1. +3
      12 ноября 2019 19:34
      Цитата: rocket757
      Не бывает бесполезного, если это правда.

      Не уверен. Если не ограничиваться дилеммой "полезное - бесполезное" - бывает ещё и вредная информация, которая может отрицательно повлиять на психику, особенно не сформировавшуюся. Почему-то ведь запрещена реклама алкоголя, табака, тем более наркотиков. Запрещено публиковать сцены насилия и жестокости, откровенного разврата и т.д. В конце концов, "Майн Кампф" у нас нас тоже запрещена и это не случайно. Дневник фашистского офицера, думаю, из той же категории - не каждый сможет правильно "переварить" такую информацию. Найдутся и те, кто посочувствуют этому захватчику, назовут его "патриотом своей страны" - а это первый шаг к переписыванию итогов той войны. Вот в 1943 г сомнений не было - враг он, что бы там не писал. А сейчас большинство только слышали/читали о войне, почувствовать и понять её боль они не в состоянии. Поэтому надеяться, что все всё правильно воспримут - не стоит.
      Приведу пример из другой области: ранее в СССР "блатные" песни были под запретом, потом, во времена "перестройки и гласности" запрет сняли, назвали всё это "шансоном"... хорошо это или плохо? Я думаю, что плохо - потому что это ведь прямая пропаганда уголовщины. Я не понимаю тех людей, кому нравится такое "творчество", но таких очень много. Они не способны выделить в текстах мелкую душенку уголовника и ложную браваду - слышат только простую и понятную им мелодию и видят некую "романтику". И пропаганда действует - поскольку не запрещено, не противозаконно.
      1. 0
        12 ноября 2019 20:56
        Возрастные ограничения, родительский контроль, это не за тем, чтоб неокрепшие умы оберегать от всего и всегда, это затем, чтоб родители, ответственные люди занимались подрастающим поколение планомерно и ПРАВИЛЬНО!
        Если основы, критерии задать, объяснить правильно, не придётся выслушивать потом мальчиков Колей!
        Нет у правды ограничений, нужна правильная подготовка, чтоб уметь воспринимать, разбираться, анализировать всё ПО УМУ!
        А запретный плод всегда будет поднят и надкушен! Вот последствия нивелировать, предусмотреть можно, противоядие вовремя надо давать.
        ПС ..... шансон-блатату терпеть не могу и всех окружающих от неё отучил. Всякие "Бригады" и прочую подобную мерзость, не смотрю и остальным не позволяю. Когда созреют, сами будут решать, что им слушать и смотреть, я своё дело делал вовремя.
  8. +7
    11 ноября 2019 18:06
    Улыбнуло: "Одного фельдфебеля надо уговаривать, когда он стреляет, другой — санитар и переведен лишь из-за проступка против § 175" (параграф против мужеложества)
  9. +12
    11 ноября 2019 18:22
    Всем приятного доброго вечера!А о чём собственно полемизировать?Не нами сказаны,но нам и потомкам завещанны слова отлитые в бронзу:*Никто не забыт,и ничто не забыто*.Забыть,понять,простить,что творили на нашей земле эти *сверхчеловеки*?!Да не в этой жизни!Нет у нас в стране семьи кого не коснулась бы в разной мере та ВОЙНА,нет!Поэтому вывод-такому прощения нет,да прошло много лет,но вот,как на духу,22 июня на сердце камень.
    1. 0
      12 ноября 2019 09:40
      К сожалению, у некоторых получается и забыть и всё святое, связанное с той войной, извратить
    2. -1
      12 ноября 2019 09:49
      Цитата: Фил77
      Всем приятного доброго вечера!А о чём собственно полемизировать?Не нами сказаны,но нам и потомкам завещанны слова отлитые в бронзу:*Никто не забыт,и ничто не забыто*.Забыть,понять,простить,что творили на нашей земле эти *сверхчеловеки*?!Да не в этой жизни!Нет у нас в стране семьи кого не коснулась бы в разной мере та ВОЙНА,нет!Поэтому вывод-такому прощения нет,да прошло много лет,но вот,как на духу,22 июня на сердце камень.

      согласен с каждым словом hi
  10. Комментарий был удален.
  11. +7
    11 ноября 2019 19:26
    Нет, в отличие от Эренбурга, я бы не стал называть немца Брандеса недочеловеком, ибо это уравняло бы меня с ним, поскольку в глазах Брандеса недочеловек как раз я.

    Двоякое ощущение... Немец видит лишь горе, которое ему причиняют русские... И ему совершенно наплевать на то, что его солдаты убивали и захватывали, разоряли и уничтожали...
    Я принимаю сторону Эренбурга, т.к. не вижу раскаяния от слова совсем.
  12. +8
    11 ноября 2019 19:33
    Не осилил весь текст.......у нас соседняя бабушка пережила окупацию этих тварей, кто видел, тот знает.....!!!! Это эти твари не доедали???? Это эти твари мёрзли???? Это эти твари жгли население???? Вывод один: СМЕРТЬ фашистким окупантам!!!!!!!!!!!!!!!!!!!минусуйте, у кого духа хватит........
  13. -13
    11 ноября 2019 19:55
    Опять комментаторы путают итальянский фашизм с немецким национал-социализмом. Да, социализм он такой, знаете ли.
  14. +2
    11 ноября 2019 20:18
    когда они успешно наступали этот наверняка писал по другому и про правителей и про германию
  15. +3
    11 ноября 2019 20:19
    Такое впечатление, что писал больной на голову. Или лейтенанты все такие? Уже не помню. Но этого парня я однозначно считаю врагом.
  16. +3
    11 ноября 2019 20:22
    Немцам надо как-то донести простую мысль: еще раз, и больше не будет никаких германий и никаких немцев!
    И то, что за них думают в Америке их никак не оправдает и не спасет.
    А то обнаглели - оценивают, уместен ли наш парад в Крыму!
    Уместен, в отличие от их умствований по этому поводу!
    Допрыгаются - и будут Путина еще вспоминать как сладкий сон про Горбачева и Ельцина.
    1. -4
      11 ноября 2019 21:26
      Да ну.А поставки газа в Германию это как?
    2. -1
      12 ноября 2019 09:54
      Цитата: faterdom
      Немцам надо как-то донести простую мысль: еще раз, и больше не будет никаких германий и никаких немцев!

      так был уже этот "еще раз"- в 1941 г (первый-в 1914 г) и.....опять простили (хотя были умные мысли оскопить всех и германию рабить на десяток государств).
      И сегодня ОПЯТЬ Германия -враг.
  17. +5
    11 ноября 2019 21:14
    Такие дневники у немцев были еще в 1941 году. Читал воспоминания офицера дивизии вермахта ,которая наступала через Прибалтику на Ленинград.
    Он пишет, что русские воюют не правильно, нападают по ночам, страшно отойти ночью пописать,сразу убивают.
    Развед.батальон на мотоциклах потерял 80% личного состава к сентябрю 1941г, а в пехотных частях 50% потерь.
    При чем открытым текстом сказано, что в Прибалтике их встречали с цветами, а на территории России начали убивать без жалости, и если так пойдет дальше, то успеха им не видать.
    вобщем не все офицеры были тупыми, кое у кого здравые мысли появились после первых же люлей.
    1. 0
      12 ноября 2019 09:37
      Интересно, а если бы люлей не было ? Так бы и гордились они своими деяниями ?
      1. 0
        12 ноября 2019 12:40
        Они и так гордились, просто кто-то, по их мнению, на самом верху где-то ошибся и что-то пошло не так. А задумка-то была правильная, просто политики не те.
  18. -3
    11 ноября 2019 21:41
    Анекдот о дневнике...
    Нашли пионеры-следопыты в лесу планшет, а в нем дневник. Быстро давай читать...
    "22 июня 1941 года. Немцы выбили нас из леса."
    Следующая страница:
    "23 июня 1941 года. Мы выбили немцев из леса..."
    Ещё страница.
    "24 июня 1941 года... Опять немцы выбили нас из леса"
    Новая запись.
    "25 июня 1941 года. Опять мы выбили немцев из леса"...
    Последняя запись
    "26 июня 1941 года. Пришел лесник! Выгнал из леса и нас и немцев"!!! laughing
  19. 0
    11 ноября 2019 22:15
    так вот откуда пошла "одна винтовка на троих"
  20. -3
    11 ноября 2019 23:43
    Могла быть и другая Германия. 1923г. Гамбургское восстание. «Да здравствует Советская Германия! Да здравствует Всемирная Федеративная Республика Советов! Да здравствует мировая революция!» - писали на плакатах отцы этих людей. Возможно, среди них был и отец Брандеса.

    Но зачем оно нам? Ленин предпочел вложить ресурсы в позорную Советско-Польскую войну.
    Позже Сталин с удовольствием давил в ГУЛАГе немецких коммунистов.
    "победа большевиков подготовляются в умах народа", говорил Ленин. Иными словами с электоратом работать надо. США денег на "Радио свободу" не жалело. И нобелевские премии диссидентам.
    Их пропаганда была ярче, живее... Может если бы СССР в свое время тратил деньги на качественную пропаганду, вместо части АПЛ, кто знает...
    В свое время Ленин говорил "один хороший агитатор стоит больше чем 10 паровозов".
    1. -2
      12 ноября 2019 00:31
      Лучшая агитация - это уровень жизни. А с этим у нас были большие проблемы. Сколько не говори "халва" во рту слаще не станет.
      1. +2
        12 ноября 2019 00:40
        "население этой деревни эвакуировано. Вокруг столько подсолнухов, что можно было бы маслом обеспечить небольшой город. Амбары: овес, ячмень, рожь, пшено. Все обмолочено, но вывезти не удастся. Тем, что здесь брошено, можно прокормить в течение года Берлин"
        я так и не понял, почему в СССР с едой проблемы были. ладно видики и авто... но еда? почему??? почему нельзя было просто кормить людей?!
        Не, понятно, еда - рычаг влияния.
        "Мы покажем ему (крестьянству), что такое голод!" - говорил генеральный секретарь ЦК КП(б) Украины Станислав Косиор, на собрании республиканского актива...
  21. +4
    11 ноября 2019 23:53
    Окопная правда с другой стороны! Спасибо автору. У них тоже было по 8 приказов на дню, друг-другу противоречащих... У меня тоже есть и погибшие, и пропавшие без вести, и вернувшиеся калеками родственники, что ж теперь- топор за пазухой держать. Может быть из-за той войны- Германия, наш главный партнёр в Эуропе, в отличие от братьев славян, к сожалению.
  22. 0
    12 ноября 2019 01:11
    Ничего и сейчас не поменялось, только изменились формы грабежа. Думаю достаточно немцев и других европейцев сочувствуют своим предкам и пытаются понять, что пошло не так...
  23. +1
    12 ноября 2019 04:14
    И где в статье два взгляда? Кто-нибудь заметил второй взгляд?
  24. +3
    12 ноября 2019 07:02
    Типичный немецкий обыватель попавший на войну,отсюда и всё остальное.Пока рейх побеждал,восторгался.Начали получать сдачи,политики тупые дуболомы.Старо как мир.
    PS:Гитлер,яркий пример того к чему может привести путь демократии.
  25. -2
    12 ноября 2019 07:58
    ...Увы, документ оказался в руках иных и был опубликован в газете...

    Т.е. автор переживает, что "иные" (какие-то нехорошие люди?) не выполнили просьбу погибшего и не переслали дневник его жене. Мол, не хорошо "читать чужие письма", не по-христиански это ... И ???
  26. 0
    12 ноября 2019 08:31
    Мне запомнилась фраза из давно прочитанной детской книжки, где в послевоенное время офицер запрещал детям издеваться над пленными. "Это раньше война была, там всё понятно: вот враг - бей его. А сейчас время мирное, можно и разобраться, кто командовал, кто сам в бой шёл, а кого силой гнали"
    А из воспоминаний "с той стороны" зацепила книга Генриха Руделя, где идет эволюция от "промытых мозгов" к пониманию сути той войны.
  27. -2
    12 ноября 2019 08:34
    Довольно странно выглядят записки фронтовика без мата. Явно всё подчистили при публикации. Вообще, человек, видимо, был неглупый, ну и, очевидно, в возрасте, раз сам говорит "был бы на 10 лет моложе", хотя лейтенант, видимо, гражданский, но сумел дослужиться, что тоже предполагает наличие соображалки, однако, это его не спасло. Даже неглупых людей оказалось вполне возможно загнать в такое вот.

    Про пополнение довольно красноречиво. Немцы могут сколько угодно рассказывать сказки о своих потерях, но, видимо, после Сталинграда они могли гнать на фронт уже только пенсионеров и достигающих совершеннолетия парней. В 45-ом погонят уже 13-тилетних.
    1. -6
      12 ноября 2019 11:13
      Цитата: EvilLion
      Даже неглупых людей оказалось вполне возможно загнать в такое вот.


      Конечно. СССР такое вообще было чуждо. 30.11.1939 напомнить?
      - "СССР оказывает помощь законному правительству Финляндской Демократической Республики в борьбе с захватившей власть бандитской белогвардейской кликой Маннергейма-Таннера".
      - «постоянных провокациях белофинской военщины на советской границе», о «восстании финских трудящихся против буржуазного режима»

      "Более двадцати лет назад... я решительно симпатизировал русскому народу... надеялся, что ее [России] правительство сделается миролюбивым правительством, избранным свободным голосованием, которое не будет покушаться на целостность соседей. Сегодня надежда или исчезла, или отложена до лучшего дня. Советский Союз, как сознает всякий, у кого хватает мужества посмотреть в лицо фактам, управляется диктатурой столь абсолютной, что подобную трудно найти в мире", - заявил Франклин Рузвельт.
      "Мы отбросим к черту всякую игру политических картежников и пойдем своей дорогой, несмотря ни на что, мы обеспечим безопасность СССР, не глядя ни на что, ломая все и всякие препятствия на пути к цели". Сталин действительно решил идти до конца, не считаясь с нормами международного права и человеческой морали.
      В чем разница? в масштабе? да. В отсутствии военных преступлений против мирного населения? да. А в остальном?
    2. +3
      12 ноября 2019 14:24
      Довольно странно выглядят записки фронтовика без мата. Явно всё подчистили при публикации. Вообще, человек, видимо, был неглупый, ну и, очевидно, в возрасте, раз сам говорит "был бы на 10 лет моложе", хотя лейтенант, видимо, гражданский,
      ,,,в статье автора не приводится полный текст "Красной Звезды"
      24 октября на правом берегу Днепра южнее Днепропетровска был убит лейтенант германской армии К.Ф. Брандес. На нем нашли толстую записную книжку — это был дневник. Не раз мне попадали в руки дневники немецких офицеров и солдат. Это были однообразные записи о грабежах и попойках, об экзекуциях и посылках. Дневник лейтенанта Брандеса отличается от таких документов. Он написан умным и образованным человеком. К.Ф. Брандес был доктором исторических наук и литератором. Он много читал и в отличие от своих сослуживцев много думал.
      Илья Эренбург. Исповедь врага
  28. 0
    12 ноября 2019 09:24
    Почему же прозрение приходит во время поражений ? И здравые мысли и здравые суждения.... Только прозрение, какое то, однобокое:вина возложена на верхушку. Исполнители- жертвы ?
  29. +8
    12 ноября 2019 09:27
    Мой отец погиб на ленинградском фронте 27.12. 1941 года. Был майор, артиллерист. Из- из фашистов мы были лишены всего: детства, любви родителей, видеть родителей и быть с ними. Что бы вы делали , когда после этих страданий и потерь родных вошли с боями на территорию Германии? Правильно.
    Роман, мне удалось почитать письмо одного фашистского офицера в Германию со Сталинградского фронта с датой 1942 год. Он писал "Русские злее цепных псов, они постоянно стреляют и не думают сдаваться. Мы здесь найдем свою могилу". Наши красноармейцы на линии фронта в Сталинграде установили метроном с передачей его сигналов для фашистов. Метроном замирал на 7-9 секунде. Это означало, что еше один фашист отправлен на тот свет.
  30. +1
    12 ноября 2019 09:34
    Интересная информация. Как раз для любителей покритиковать и обличать советский строй, советское командование, методы ведения войны. Выходит, не только у нас была неразбериха в командовании, паника, "три винтовки на троих". Да и заргадотряды- не советское изобретение
    1. +1
      12 ноября 2019 09:50
      "ОДНА винтовка на ТРОИХ" ))
  31. +3
    12 ноября 2019 11:07
    Во всем приведенном тексте дневника ни одной мысли о том, что автор пришел на ЧУЖУЮ землю. Он ее хотел - он ее получил.

    Вечная Память Героям-Освободителям!
  32. 0
    12 ноября 2019 12:29
    О, эти идиотские политики, которые на пятом году войны причиняют нашему народу такие страдания! recourse Да в этих словах убитого фрица есть правда которая и сейчас имеет место быть.
  33. 0
    12 ноября 2019 13:12
    В этом человеке видна сила убежденности в своей правоте и твердость характера.
    Да - враг.

    а по комментариям - у меня есть друг - чистокровный немец, восточный правда. Он как-то за стаканом чего-то русского сказал: мой дед счастливый человек - он в Сталинграде в плен попал.
  34. +1
    12 ноября 2019 14:04
    Дневник надо прочитать тем у нас, кто верещит про "закидывание трупами" и т.д. Когда от 3-х немецких рот (каждая почти по 200 человек) остаётся пара десятков, то наглядно видно, как РККА молотила вермахт! А это ещё только 1943 год... Ну и то, что юберменш стал навозом для удобрения нашей земли - тоже радует!
  35. 0
    12 ноября 2019 14:07
    "Грабили, жгли и убивали как раз представители германского народа"
    Их союзникам порой не меньше приписывают, а то и больше зверств
  36. +2
    12 ноября 2019 14:54
    1943 год: "Мы слишком долго играли с огнем и думали, что он будет гореть только для нас.
    ..О, эти идиотские политики, которые на пятом году войны причиняют нашему народу такие страдания! Несчастная Германия!"

    То же, что у Бакланова, 1944 г.:
    " Немец в это время, отвечая на чей-то вопрос, заговорил хрипло.
    - ...Мы никогда не слышали о человечности. Поощрялась жестокость,
    жестокость, жестокость! Две тысячи лeт учило христианство смирению, любви к
    ближнему. И ничего не добилось. Нам сказали, защищать надо сильного. Злом
    стали утверждать добро. И взошло зло. Кровью и ненавистью затоплен мир.
    Теперь эта ненависть хлынет на Германию. Надо остановить безумие, охватившее
    людей...
    - Мы никогда не оправдывали жестокости. Народ не может оправдывать
    жестокость. Мы - нация, стесненная со всех сторон. Каждый год рождается
    полмиллиона немцев. Земля истощена. Гитлер говорил нам: это война за
    обильный обеденный стол, за обильные завтраки и ужины. Hо мы не понимали это
    буквально.- Словно испугавшись, он щитом поднял ладонь.- Мы искали в этих
    словах высший государственный смысл, быть может, недоступный нам. Ужасные
    средства, но мы верили, что есть цель, которая оправдывает их. Потому что,
    если это буквально, если за этим ничего нет,- разум отказывается понимать.
    Тогда мы ужасно обмануты...
    Я чувствую, как у меня начинают дрожать пальцы. Они же еще и обмануты!
    Если бы они победили нас - ничего, на сытый желудок оправдали бы и средства,
    и цели, и Гитлер был бы хорош. Это они сейчас за голову схватились, когда
    расплата нависла. Его не слова привели в чувство - бомба, убившая его семью.
    А пока только наши семьи погибали под бомбами, так все вроде шло как надо и
    они искали и этом высший смысл".
  37. 0
    12 ноября 2019 16:57
    "В трех письмах жены требуют выслать им бритвенные приборы погибших." - да уж, немцы они такие Немцы, во всей красе. Что касается автора дневника, это убежденный нацист. Но у каждой медали есть и обратная сторона: как солдат он стоящий, противник серьезный. Таких можно ненавидеть как человеческое существо, и как ни странно ,можно уважать как бойца. Тем больше слава наших прадедов и дедов, вломивших этим самоуверенным "цивилизаторам" со всей Европы. Что касается альянса Германии и России, - то с практической точки зрения это очень хорошо и полезно. Это - главное условие отсутствия войны в Европе. Эмоционально многим это может претить, но думать надо о будущем, а также искать союзников и даже просто попутчиков, втягивать в свою орбиту - необходимое дело. Иначе их втянет твой враг, с которым не договоришься.
  38. 0
    12 ноября 2019 19:26
    У меня жена немка , из чисто немецкой(мама-папа - немцы) семьи. Трудяга и аккуратистка , каких поискать... . Дочка давно взрослая(кто она !?), своя семья, дети . Я кадровый военный(советский), и моя половинка хорошо усвоила, что к нам с мечом ... , тот от меча ... .
  39. +1
    13 ноября 2019 14:00
    "В случае смерти прошу, не читая, переслать этот дневник моей жене. К.Ф. Брандес»
    Это довольно симптономично... Лейтенант Вермахта мог рассчитывать на добропорядочность сослуживцев. Очень трудно представить, что бы кто нибудь в нашей армии, мог даже подумать о такой приписке к своему днвнеку.
  40. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  41. -3
    17 ноября 2019 17:24
    Как после прочтения таких воспоминаний смотреть снятые на казенные деньги шедевры-Цитадель, Предстояние и т.п ?
  42. 0
    22 ноября 2019 18:39
    Видимо что-то пропустил....где тут про недочеловеков и сверхлюдей?(если комментарии "нормальных""уважающих " не читать?