Day of the State Secret Protection Service of the Armed Forces of Russia

Day of the State Secret Protection Service of the Armed Forces of Russia

Large emblem of the Eighth Directorate of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation

On November 13 in our country people who are directly related to the State Secret Protection Service of the RF Armed Forces celebrate their professional holiday. It is worth noting that in 2018, this service celebrated its 100 anniversary. The official date of creation of the service is November 13 1918 of the year.

The history of the emergence of the state information protection service


The official date from which it leads history The State Secret Protection Service (HRT) is considered November 13 1918 year. It was on this day that the Revolutionary Military Council of the young, newly formed Soviet Republic issued an order under the number 217 / 30, which specified the staff of the organizational management of the All-Russian General Staff. In the new structure, for the first time in history, an encryption department was allocated as an independent unit. It is from this date that Russian military cryptographic agencies trace their history, which in the future will become the basis for the entire system of protecting state secrets of the Armed Forces of the Russian Federation. Over time, the branch was transformed into the Eighth Directorate of the General Staff of the Red Army, and in modern realities - the Eighth Directorate of the General Staff of the RF Armed Forces.



At the same time, it would be strange to assume that before the 1918 year they were not involved in the protection of important information in the armed forces. Such work has always been carried out, starting with the origins of Russian statehood, but they were not systemic, did not differ in such organization and orderliness. Encryption was resorted to even in Ancient Russia, so in the XIII century the so-called gibberish letter was used, which was supposed to protect written information from prying eyes. The scientific name for this encryption method is litorea. In Russia, two types of such cryptography were used: simple and wise. Garabar literacy was called just a simple litorea, which provided for the replacement of some consonants with others. The oldest surviving and surviving examples of such encryption date back to 1229. It is known, for example, that Sergius of Radonezh used a similar method in writing.


Head of the State Secret Protection Service of the RF Armed Forces, Lieutenant General Yuri Kuznetsov

Over time, encryption methods and techniques have improved. The issues of protecting state secrets, important political and military information received more and more attention. For these purposes, we used: reverse writing, the use of different alphabets, complex models of digital cryptography, etc. The first officially confirmed use of the domestic cipher dates back to August 1633. The act that has reached us is stored today in the funds of the Russian State Archive; it regulates the implementation of the domestic code at the state level. We are talking about the code of Patriarch Filaret, which they began to use in the Ambassadorial order.

Already under Peter I, ciphers and various codes began to be used in large numbers in Russia, and the first Russian emperor began to introduce specially designed posts and services in offices and colleges, for example, secret (secret) and "digital" departments. In the second half of the 19th century, as part of the country's military reform, a private military key appeared in the Russian military department, which was used to encrypt the most important messages for secret correspondence. At the same time, a feature of the work in those years was that the performers themselves were directly involved in encryption: personally the Minister of War of the Russian Empire, the chief of the General Staff, and down to the top officers who commanded corps and divisions.

After the 1917 revolution and the outbreak of civil war, the very need to encrypt important messages became even more obvious, reaching a new level. For this purpose, on November 13 of 1918, a special service was established - the encryption department. At the same time, the ground forces and the navy began to work on the creation of new rules and instructions that clarified the work with secret documents and information. Cryptographic work was established not only in Moscow at the General Staff, but also in the field. The process was systematized and regulated. Much attention in the 1930 years was paid to the development of special equipment. Scientific progress forced the military to pay attention to special encryption machines, the first models of which appeared in the USSR just in the middle of the 1930's. And already in 1938, the country managed to launch mass production of encryption machines, which were sent to the troops and were used to accelerate the decryption of incoming reports.


The encryption service during the Great Patriotic War


By the time the Great Patriotic War began, the encryption service was a well-developed and staffed structure with trained personnel, including engineers. Already at night, from 21 to 22 on June 1941, a telegram was sent to the military districts of the General Staff through the encryption body of the General Staff, which talked about a possible German attack on the USSR, so that the cryptographers started working on military posts even before the first German shells and bombs began to burst on Soviet soil.

There is an opinion that work at headquarters is “calm” and safe. But in the conditions of the total war of annihilation waged by Germany and the USSR, there were no more safe places at the front. As Lieutenant General Yuri Kuznetsov, who is the head of the State Secrets Protection Service of the RF Armed Forces, told in an interview with the official newspaper of the Defense Ministry Krasnaya Zvezda, almost every sixth cipher of the army was killed during the Great Patriotic War. So the work was both responsible and dangerous, especially in the first half of the war, when Soviet troops retreated and fought back farther east, often falling into encirclement.

Already after the outbreak of the war on October 7, on October 1941, the Office of the General Staff Encryption Service was officially renamed the Eighth Directorate of the General Staff, the office also has this name in the 21st century. In total, during the years of World War II, it was possible to form and reorganize 5530 special bodies, to staffing which personnel were transferred to 15 634 specialists. The work of these people was very responsible, since they did not have the right to make mistakes when compiling cipher telegrams, and in the environment of parts or the death of warships, the ciphers had to take care primarily of saving or destroying documents, and already in the second - of their own life and security.


The fact that the service of Soviet cryptographers often posed a serious danger to life and left room for heroic acts was evidenced by the story of N. G. Shestakov, who served in the Northern Fleet. On July 20 and 1941 of the year, at Cape Sizy in the Catherine Harbor, 11 German Ju-88 bombers attacked the Soviet destroyer Swift, which was one of the newest and most advanced surface ships of the fleet. As a result of the direct hit of three air bombs, the destroyer literally broke into two parts, while the bow of the ship lasted the longest (about 20 minutes), the waist and yut went under water in just a couple of minutes. In a difficult situation that directly threatened life, the commander of the special coded communications (KSK) department, Shestakov, managed to get to the post, where he brought out a sealed special bag with documents. With this bag Shestakov successfully reached the coast, and managed to save valuable military documents.

The high quality of the work of special bodies, including cryptographers, was appreciated during the war years, prominent Soviet military leaders spoke about this. It is no coincidence that in the famous Victory Parade, which took place on Red Square 24 on June 1945, cryptographers of the General Staff also passed as part of the combined regiment of the People’s Commissariat of Defense.

Current state of the State Secret Protection Service


Every year, the importance of protecting and encrypting important information is only growing. In the digital age, when information is transmitted almost instantly and in huge volumes for thousands of kilometers, the protection of transmitted data is becoming increasingly important. This is not unusual, considering that along with the active development and implementation of information technologies in the civilian and military spheres, the number of attempts to unauthorized access to various information, including military information, is also growing. Foreign intelligence is working on obtaining such information, therefore, the State Secret Protection Service of the RF Armed Forces still has a lot of work.


To meet the challenges of the time, the Eighth Directorate of the General Staff works for the future, paying great attention to the training of highly qualified personnel. In recent years, the establishment of a Research Center at one of the country's oldest military universities, the Krasnodar Higher Military School, has become a very important step. The work of this research center is directly related to the development and improvement of the HRT system, which is used today in the Russian army. Similar work is also being actively conducted on the basis of the first Russian military technopolis Era, which is located in Anapa on the Black Sea. The laboratory of "Information Security" operates on the basis of the technopolis. An additional strengthening of the service is the creation of a special scientific company of the Eighth Directorate of the General Staff on the basis of the Krasnodar Higher Military School. The main goal of the work of this scientific company is the implementation of scientific and applied tasks aimed at protecting information in the Russian armed forces.

Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

23 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

День Службы защиты государственной тайны Вооружённых Сил России

День Службы защиты государственной тайны Вооружённых Сил России

Большая эмблема Восьмого управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации

13 ноября в нашей стране отмечают свой профессиональный праздник люди, имеющие непосредственное отношение к Службе защиты государственной тайны ВС РФ. Стоит отметить, что в 2018 году данная служба отметила свой 100-летний юбилей. Официальной датой создания службы считается 13 ноября 1918 года.

История появления службы защиты государственной информации


Официальной датой, от которой ведет свою историю Служба защиты государственной тайны (ЗГТ), считается 13 ноября 1918 года. Именно в этот день Реввоенсовет молодой, недавно образованной Советской Республики выпустил приказ за номером 217/30, который уточнял штат организационного управления Всероссийского Главного штаба. В новой структуре впервые в истории в качестве самостоятельного подразделения было выделено шифровальное отделение. Именно с этой даты ведут свою историю российские военные шифровальные органы, которые в будущем станут основой для всей системы защиты государственной тайны Вооруженных сил Российской Федерации. Со временем отделение преобразовалось в Восьмое управление Генерального штаба Красной Армии, а в современных реалиях – Восьмое управление Генерального штаба ВС РФ.



При этом странно было бы предполагать, что защитой важной информации в вооруженных силах до 1918 года не занимались. Подобные работы велись всегда, начиная с истоков российской государственности, но они не были системными, не отличались такой организованностью и упорядоченностью. К шифрованию прибегали еще в Древней Руси, так в XIII веке использовалась так называемая тарабарская грамота, которая должна была защитить письменную информацию от посторонних глаз. Научное название подобного метода шифрования – литорея. На Руси использовалась два вида подобной тайнописи: простая и мудрая. Тарабарской грамотой называли именно простую литорею, которая предусматривала замену одних согласных букв на другие. Самые старые сохранившиеся и дошедшие до нас образцы подобного шифрования относятся к 1229 году. Известно, к примеру, что подобным методом при письме пользовался Сергий Радонежский.


Начальник Службы защиты государственной тайны ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Кузнецов

Со временем методы и способы шифрования улучшались. Вопросам защиты государственной тайны, важной политической и военной информации уделялось всё больше внимания. Для этих целей использовались: обратное письмо, применение разных азбук, сложных моделей цифровой тайнописи и т.д. Первое официально подтвержденное использование отечественного шифра относится к августу 1633 года. Дошедший до нас акт хранится сегодня в фондах Российского государственного архива, он регламентирует внедрение отечественного шифра на государственном уровне. Речь идет о шифре патриарха Филарета, который начали использовать в Посольском приказе.

Уже при Петре I шифры и различные коды начали использоваться в России в массовом количестве, также первый российский император начал внедрять в канцеляриях и коллегиях специально предназначенные для этого должности и службы, к примеру, тайные (секретные) и «цыфирные» отделения. Во второй половине XIX века в рамках проводимой в стране военной реформы в российском военном ведомстве появился собственный военный ключ, который использовали, чтобы шифровать наиболее важные сообщения для секретной переписки. При этом особенностью работы в те годы было то, что непосредственно шифрованием занимались сами исполнители: лично военный министр Российской империи, начальник Главного штаба и далее вплоть до высших офицеров, командующих корпусами и дивизиями.

После революции 1917 года и начавшейся гражданской войны сама необходимость шифровать важные сообщения стала еще более очевидной, выйдя на новый уровень. Именно с этой целью 13 ноября 1918 года была образована специальная служба – шифровальное отделение. Одновременно с этим в сухопутных войсках и на флоте приступили к работе по созданию новых правил и инструкций, которые разъясняли работу с секретными документами и сведениями. Шифровальная работа налаживалась не только в Москве в Генеральном штабе, но и на местах. Процесс систематизировался и регламентировался. Большое внимание в 1930-е годы уделялось и развитию специальной техники. Научный прогресс заставлял военных обращать внимание на специальные шифровальные машины, первые макеты которых появились в СССР как раз в середине 1930-х годов. А уже в 1938 году в стране удалось развернуть серийное производство шифровальных машин, которые отправлялись в войска и использовались для ускорения расшифровки поступающих донесений.


Служба шифрования в годы Великой Отечественной войны


К моменту начала Великой Отечественной войны шифровальная служба представляла собой хорошо развитую и укомплектованную подготовленными кадрами, в том числе инженерным составом, структуру. Уже ночью с 21 на 22 июня 1941 года через шифровальный орган Генштаба началась передача в военные округа телеграммы, которая рассказывала о возможном нападении Германии на СССР, так что шифровальщики приступили к работе на боевых постах еще до того, как первые немецкие снаряды и бомбы начали рваться на советской земле.

Бытует мнение, что работа в штабах является «спокойной» и безопасной. Но в условиях тотальной войны на уничтожение, которую вели Германия и СССР, безопасных мест на фронте больше не было. Как рассказывал в интервью официальной газете Минобороны «Красная Звезда» генерал-лейтенант Юрий Кузнецов, являющийся начальником Службы защиты государственной тайны ВС РФ, в годы Великой Отечественной войны погиб практически каждый шестой шифроработник действующей армии. Так что работа была одновременно ответственной и опасной, особенно в первой половине войны, когда советские войска отступали и с боями отходили всё дальше на восток, часто попадая в окружения.

Уже после начала войны 7 октября 1941 года Управление шифровальной службы Генерального штаба официально переименовали в Восьмое управление Генерального штаба, это название управление носит и в XXI веке. Всего за годы Великой Отечественной войны удалось сформировать и переформировать 5530 специальных органов, на укомплектование которых кадрами было передано 15 634 специалиста. Работа этих людей была очень ответственной, так как они не имели права на ошибку при составлении шифротелеграмм, а в условиях окружения частей или гибели боевых кораблей шифроработникам предстояло заботиться в первую очередь о спасении или уничтожении документов, а уже во вторую – о своей собственной жизни и безопасности.


О том, что служба советских шифровальщиков нередко таила серьезную опасность для жизни и оставляла простор для совершения героических поступков, свидетельствует история Н. Г. Шестакова, который служил на Северном флоте. 20 июля 1941 года у мыса Сизый в Екатерининской гавани 11 немецких бомбардировщиков Ju-88 атаковали советский эсминец «Стремительный», который был одним из самых новых и совершенных надводных кораблей флота. В результате прямого попадания трех авиационных бомб эсминец буквально разломился на две части, при этом дольше всего (примерно 20 минут) продержалась на поверхности воды носовая часть корабля, шкафут и ют ушли под воду буквально за пару минут. В сложной ситуации, которая напрямую угрожала жизни, командир отделения специальной кодированной связи (КСК) Шестаков сумел добраться до поста связи, откуда вынес опечатанный спецмешок с документами. С этим мешком Шестаков успешно добрался до берега, а ценные военные документы удалось спасти.

Высокое качество работы специальных органов, в том числе шифровальщиков, в годы войны было по достоинству оценено, об этом говорили видные советские военачальники. Неслучайно в знаменитом Параде Победы, который прошел на Красной площади 24 июня 1945 года, в составе сводного полка Наркомата обороны прошли и шифровальщики Генштаба.

Современное состояние Службы защиты государственной тайны


С каждым годом значение защиты и шифрования важных сведений только возрастает. В цифровую эпоху, когда информация передается практически мгновенно и в огромных объемах на тысячи километров, защита передаваемых данных приобретает все большее значение. В этом нет ничего необычного, если учесть, что одновременно с активным развитием и внедрением в гражданской и военной сфере информационных технологий, растет и количество попыток несанкционированного доступа к различным сведениям, в том числе военным. Над получением подобной информации работают разведки иностранных государств, поэтому у Службы защиты государственной тайны ВС РФ по-прежнему много работы.


Чтобы соответствовать вызовам времени, Восьмое управление Генштаба работает на перспективу, большое внимание уделяя подготовке высококвалифицированных кадров. В последние годы очень важным шагом стало образование Научно-исследовательского центра при одном из старейших военных вузов страны – Краснодарском высшем военном училище. Работа данного научного центра напрямую связана с развитием и совершенствованием системы ЗГТ, которая используется сегодня в российской армии. Подобная работа также активно ведется на базе первого российского военного технополиса «Эра», который расположился в Анапе на берегу Черного моря. На базе технополиса работает лаборатория «Информационной безопасности». Дополнительным усилением службы является создание специальной научной роты Восьмого управления Генштаба на базе Краснодарского высшего военного училища. Основная цель работы данной научной роты – это реализация научно-прикладных задач, направленных на защиту информации в российских вооруженных силах.

Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти