Военное обозрение

В Пентагоне проблема аварийности конвертопланов V-22 Osprey признана нерешённой

45

В Пентагоне выпустили отчёт, в котором рассказывается о необходимости нового способа защиты двигателей американских конвертопланов V-22 Osprey от попадания частиц песка и пыли. Отчёт вышел после проведённого расследования многочисленных аварий с этими конвертопланами.


Для справки: с 2014 года аварии случались с 7-ю V-22 Osprey, причём в ряде случаев они, как заявлено, происходили из-за недостаточной эффективности воздушных фильтров, не обеспечивавших устойчивую работу двигателей.

Отмечено, что двигатели начинают работать неустойчиво в первую очередь в пустынных условиях, когда частицы песка поднимаются в воздух и фильтрация EAPS не обеспечивает защиты силовых установок. Мало того, аварийные ситуации зачастую возникали и вне пустынных условий. Вращение винтов конвертоплана приводит к появлению в воздухе взвеси пыли, которая в конечном итоге может оказать влияние на работу двигателей - они перегреваются и начинают давать сбои.

В США отмечают, что в течение десяти лет это уже третья попытка перепроектировать фильтры и обеспечить надёжную защиту двигателей.
Издание The Drive по этому поводу пишет:

Есть опасения, что в ВМС и ВВС США снова не смогут гарантировать, что все последние усилия позволят адекватно снизить риски всасывания опасного количества твердых частиц в двигатели V-22, особенно при работе в условиях пустыни.

Генеральный инспектор Минобороны США отметил, что на данный момент ни одна попытка усовершенствовать EAPS не привела к должному результату.

Из отчёта:

Третья модернизация EAPS предназначена для удаления большего количества пыли из воздуха, поступающего в двигатель V‑22, нежели в первоначальной версии EAPS; тем не менее, количество пыли, попавшей в двигатель, всё равно будет примерно в четыре раза выше того, что позволяет выдерживать спецификация двигателя Rolls-Royce T406 (AE 1107C-Liberty). В результате V-22 остаётся под угрозой, несмотря на более чем девятилетние попытки перепроектирования системы фильтрации.

Проблема фильтрации и общей аварийности конвертопланов в отчёте признана нерешённой.

Рассматривается случай в Непале, когда военные США пытались помочь после землетрясения, используя конвертопланы. В итоге американцы долго не могли разобраться с тем, где им сажать конвертопланы. Во-первых, те при посадке поднимали в воздух сотни килограммов мусора и пыли, во-вторых, работа винтов буквально сдувала те шаткие строения, которые остались после землетрясения, что приводило к новым завалам.

Посадка V-22 Osprey в Дании:
45 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Тот же ЛЕХА
    Тот же ЛЕХА 13 ноября 2019 06:38
    -4
    Хм... what такие же претензии можно и вертолетам предъявить...однако.
    1. Володин
      Володин 13 ноября 2019 06:44
      +5
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      такие же претензии можно и вертолетам предъявить...однако.

      Какие именно? Они часто падают из-за попадания пыли в двигатели?
      1. Тот же ЛЕХА
        Тот же ЛЕХА 13 ноября 2019 06:50
        -3
        Какие именно?
        smile
        Во-первых, те при посадке поднимали в воздух сотни килограммов мусора и пыли, во-вторых, работа винтов буквально сдувала те шаткие строения, которые остались после землетрясения, что приводило к новым завалам.

        Долго ли проработают фильтры двигателя вертолета в таких условиях?
        1. ProkletyiPirat
          ProkletyiPirat 13 ноября 2019 08:55
          +4
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Долго ли проработают фильтры двигателя вертолета в таких условиях?

          Тут дело не в системе фильтрации а в месте и направлении забора и выброса, вон у валора они переделали, правда не для уменьшения срыва грунта, а для освобождения сектора стрельбы для бортовых боковых стрелков, я думаю рано или поздно до них дойдёт мысль о размещении силовой установки в центре крыла над фюзеляжем по аналогии с вертолётами. Но будем надеяться что они ещё лет двадцать будут попиливать деньги на "фильтрах".
          1. Stas157
            Stas157 13 ноября 2019 09:42
            +1
            Будущее за электро самолетами вертикального взлета, если рассматривать легкий сегмент. В ближайшее время, должны появиться сразу несколько моделей. Их в качестве аэро такси уже разрабатывают крупные корпорации (боинг и аирбас в их числе). Электросамолет вертикального взлета сделает не нужным легкий вертолет. У него все преимущества. Взлетает по вертолетному, летает по самолетному. Дальность только осталась не больше вертолетной. Зато какая экономичность!
            1. ProkletyiPirat
              ProkletyiPirat 13 ноября 2019 10:46
              0
              Цитата: Stas157
              Зато какая экономичность!

              У вас в голове пропаганда, на деле это не так, там "кпд на единицу топлива" меньше, ибо масса двигателей и батарей больше, потери на преобразование больше, да ещё и плотность хранения энергии на единицу массо-габарита меньше.

              Вообще электро двигатели применимы в авиации
              во первых) в области БЛА+солнечные панели(всякие патрулирующие стратосферники на базе самолётов, дирижаблей и их гибридов), но практически применимых разработок в этой области нету ибо не особо надо(компенсируется другими методами)
              во вторых) в области высокоскоростной авиации, а точнее в области сверх-высокооборотных движителей, но тут опять таки не особо надо ибо можно компенсировать размером и шагом движителя
              что же касается касается озвученных вами авиа-робо-такси то там кроме пропаганды "зелёной энергетики" ничего нету
              1. Stas157
                Stas157 13 ноября 2019 10:59
                +4
                Цитата: ProkletyiPirat
                У вас в голове пропаганда, на деле это не так, там "кпд на единицу топлива" меньше, ибо

                Последняя новость: В США проходят испытания двухместного самолета eFlyer 2, созданного специально для обучения будущих пилотов.
                эксплуатация электрического аэроплана будет обходиться всего лишь в 20% от расходов на использование обычного учебного самолета. В Колорадо за электричество для часового полета на воздушном судне с электродвигателем нужно заплатить $3, в то время как за топливо для привычного самолета Cessna 172 Skyhawk придется выложить $50

                Это по поводу КПД. Выигрыш в финансовой составляющей на лицо. Чтобы быть, "впереди планеты всей", Як-152 тоже надо было делать электрическим, а не с непонятно каким немецким дизелем (на котором немцы не летают). Учебный самолет - взлет, посадка, дальность не нужна. Электромортор отлично подошел бы.
                1. ProkletyiPirat
                  ProkletyiPirat 13 ноября 2019 12:21
                  0
                  О чём я и говорил вам, у вас пропаганда в голове, причём самая банальная на основе "показательного сравнения без приведения к общему знаменателю", ну вот скажите что больше 1/2 или 3/10 ?
                  варианты ответа good :
                  1)3/10 больше чем 1/2, ибо 3 больше 1
                  2)3/10 больше чем 1/2, ибо 10 больше 2
                  3)3/10 больше чем 1/2, ибо у первого и верхнее и нижнее число больше чем у второго
                  вот, я в данном примере делают так называемую "вилку" из двух и\или более неправильных ответов, и предлагаю вам выбрать, вот так и действует пропаганда.

                  Или вот другой пример: стоимость бензина для автомобиля при поездке из СПБ в Мск стоит 2000р, а пойдя пешком мне не нужно покупать бензин, следовательно дешевле пойти в Москву пешком, ведь бензин покупать не надо, а следовательно это дешевле. Тут снова не приведение к общему знаменателю.

                  Вот в вашем примере нету приведения к общему знаменателю ибо сравнивается учебный полёт длительностью в десяток минут и нормальный полёт длительностью в часы. Или например приводят сравнения с привозным дорогим авиатопливом и электричеством, забывая про автодорожный бензин и солярку. Последнее вообще самый популярный обман в области малой авиации
                  1. Stas157
                    Stas157 13 ноября 2019 12:41
                    +3
                    Цитата: ProkletyiPirat
                    ибо сравнивается учебный полёт длительностью в десяток минут и нормальный полёт длительностью в часы.

                    С чего вдруг то? Все сравнения одинаковы по времени. Электрический eFlyer 2 летает 3,5 часа кстати, а не десяток минут.
                    Ссылка:
                    https://en.wikipedia.org/wiki/Bye_Aerospace_eFlyer_2

                    Цитата: ProkletyiPirat
                    ну вот скажите что больше 1/2 или 3/10 ?

                    Я даже растерялся... А вы как считаете? Вот сразу видно грамотного человека - дроби проходил! Вы просто сразили своим интеллектом!)) Чувствую, что мы в разных весовых категориях. Поэтому, чтобы не дай бог не опозориться, пожалуй прекращу с Вами спор.
                    1. ProkletyiPirat
                      ProkletyiPirat 13 ноября 2019 15:06
                      0
                      Цитата: Stas157
                      Электрический eFlyer 2 летает 3,5 часа кстати,

                      У меня новый ноутбук тоже работал 8ч на одном заряде, через год 5ч, ещё через год 2-3ч, далее и того меньше, в общем как обычно "реклама не врёт, она не говорит, всей, правды". В случае с силовыми нагрузками например в транспорте, деградация АКБ ещё больше, а уж при наших перепадах температур.... Так-то легковые самолёты как и автомобили можно сделать и на газе, и на бензине, и электричестве, и на солнечных панелях и на навозе и на пару, да хоть на педальной тяги, только как всегда при приведении к общему знаменателю вылезают всякие "но"...
                      1. Azim77
                        Azim77 14 ноября 2019 11:17
                        0
                        Почему Вы гибрид не рассматриваете? Основной двигатель, как электрогенератор по центру, электродвигатели на крыльях. Уйму проблем решается и дальность должна получиться приличная.
                      2. ProkletyiPirat
                        ProkletyiPirat 14 ноября 2019 12:07
                        0
                        Я не рассматриваю то где озвучиваются бредни в виде предложений но при этом не озвучиваются то "почему так, а не иначе" потому как только при озвучивании последнего можно проверить "истинность предиката\-ов".
                        Например вот выше я озвучил где электротяга даёт преимущество, это в высокооборотных движителях и в движителях низкооборотных но с питанием от бортовой СЭС. И не надо приводить примеры "альтернативы" у флота и наземного транспорта, там озвученная вами "выгода в дальности" получается не за счёт "экономичности", а за счёт "масштабирования и диверсификации" между вырабатываемой и потребляемой мощностью, то есть выгода в "гашении пиков и провалов мощности", а у авиации этих самых пиков\скачков нету, а следовательно и выгоды от их гашения нету.
                      3. Azim77
                        Azim77 14 ноября 2019 12:40
                        0
                        Я не конструктор, чтобы предоставить свои расчеты и доводы. Кроме того, даже именитые конструкторы часто спорят, ошибаются, экспериментируют. Поэтому мое предложение на уровне концепции (вероятно много раз озвученной другими), учитывая основные проблемы и желаемые результаты.
                        Вынесенные небольшие винты, с возможностью поворота их направленности имеют как плюсы, так и минусы. Для некоторых задач, плюсы преобладают. Сложности же и проблемы выше указаны, а также наличие на крыльях больших "неподрессоренных масс", необходимость обеспечения топливом поворотные двигатели и тд. Все это можно устранить, при замене на современные электродвигатели. Но учитывая, что накопление электроэнергии в аккумуляторах на сегодняшний день малоэффективно, то возникает необходимость в генераторе электроэнергии на борту. На который несложно поставить фильтры, как на вертолетах.
                      4. ProkletyiPirat
                        ProkletyiPirat 14 ноября 2019 16:33
                        0
                        Цитата: Azim77
                        Все это можно устранить, при замене на современные электродвигатели.

                        А смысл всё это делать?
                        1)Если просто разместить обычные двигатели над фюзеляжем в центре поворотно-складывающегося крыла, а всё остальное сделать редукторами да валами синхронизации и переброски мощности(от которых в любом случае не избавиться никак), то надобности в гибриде не будет никакой. Например можно взять двигатели от ми-26 или аналогов, тем самым значительно снизить себестоимость.
                        2)Проблемы со скоростью поворота гондол решаются изменением гидравлической системы. В максимуме это позволит увеличить манёвренность в вертолётном режиме до уровня штурмовых вертолётов(маневрирование гондолой, а не лопастями).
                        3)Проблема со скоростью посадки решается увеличением высоты ЛА и\или внедрением доп шасси в гондолах и\или увеличением длины шасси. В максимуме это позволит взлетать по самолётному или увеличить грузоподъёмность или снизить расход топлива на единицу времени полёта.
          2. михаил3
            михаил3 13 ноября 2019 10:56
            -1
            И это будет просто вертолет. Как я понимаю, проблема в том, что фильтры размещены на самих двигателях. А эффективный фильтр в данных условиях должен иметь приличный обьем, на мотогондоле его нет. А придется найти! Увеличение размера мотогондолы приведет к падению маршевой скорости, что снизит общую эффективность конструкции, и, опять таки, уравняет конвертоплан с вертолетом.
            В общем пиар-проект армии США "наша современнейшая техника" потерпел очередной провал. Вслед за безумной "малозаметностью" "летательные аппараты будущего" тоже потихоньку протухают. Если и тот сферический самолетик окажется блефом, прямо уж и не знаю...
            И насчет самолетов вертикального взлета. Будущего за ними нет никакого. Конструкция слишком дорога и сложна, плюс просто вертикальный рост стоимости затрат на топливо. Взлетают только затраты, больше ничего. Упрощением конструкции аэродромов эти затраты не компенсировать, так как аэродромы не будут упрощать. Есть же и остальные самолеты. Посадка в неприспособленных местах невозможна все равно. Специализированные площадки? Еще деньги! Не взлетят и эти.
            1. ProkletyiPirat
              ProkletyiPirat 13 ноября 2019 12:38
              0
              Цитата: михаил3
              И это будет просто вертолет

              в каком месте? конвертоплан означает конвертирование(изменение) положения несущей системы в случае ЛА с несущим винтом изменяется положения плоскости вращения несущего винта.
              Цитата: михаил3
              Увеличение размера мотогондолы приведет к падению маршевой скорости

              опять таки ваше утверждение ложно ибо есть как минимум один вариант при котором этого не произойдёт. В данном вашем утверждении ошибка в том что важен не размер сам по себе, а площадь сопротивления и сила.
              Цитата: михаил3
              и, опять таки, уравняет конвертоплан с вертолетом.

              Это в принципе невозможно, слишком разные ЛА, Но если сравнивать именно ВТА(военно-транспортную авиацию) то вертолёт никогда не достигнет возможностей конвертоплана из-за того что у него часть вырабатываемой мощности тратится на торможение, и чем выше скорость полёта тем больший процент мощности тратится на торможение. Любое сравнение не учитывающее этого факта гарантированно сводится к холивару на темы патриотизма, коррупции, попилов, и "ума" конструкторов.
              Цитата: михаил3
              И насчет самолетов вертикального взлета. Будущего за ними нет никакого.

              Выше я уже писал, приводите к общему знаменателю, и только тогда сравнивайте.
              1. михаил3
                михаил3 13 ноября 2019 17:59
                -1
                Увеличение длины мотогондолы? Так как путь единственный, а две модернизации уже были, похоже, что из этого решения все выжато досуха. А вы без холиваров, в которые с какого то бодуна вдруг мешаете патриотизм (откуда вы это взяли?!) совсем не можете? Жаль.
                Да, я слегка увлекся, конвертоплан действительно не станет вертолетом. Скорость у него всегда будет повыше.Только какие у конвертика особые возможности, кроме скорости? Благодаря тому, что механизация, обслуживающая двигатели, у него огромная, и уменьшить ее не выйдет, грузоподьемность по отношению к собственной массе у них не сильно выгодная, верно? Вертолеты тут выглядят лучше.
                Сравнивал, сравниваю и буду сравнивать))) Вы ж поймите, сейчас уже не времена авиавосторгов. Всем рулит эффективность. Самолеты вертикального взлета проигрывают всем иным схемам, имея единственный плюс - небольшую ВПП. Насколько это важно для военной авиации, да и для гражданской тоже?
                Любой современный военный самолет имеет считанные моточасы до очередного ремонта, не более 4-5 вообще то. То есть он не может, как в 43 году, садиться у партизан. Он просто оттуда не взлетит, его после посадки надо не только заправить, его надо чинить, при помощи кучи запчастей и квалифицированных техников. Так что по любому, садиться придется на аэродром с мастерскими, техникой, персоналом и горючим. И что, отдельно строить таковые для вертикального взлета? Сколько это будет стоить? Или просто использовать имеющуюся инфраструктуру?
                И конвертоплан, и самолет вертикального взлета - чисто пиар-проекты. Больше они ни в каком качестве никому не нужны.
    2. andrewkor
      andrewkor 13 ноября 2019 07:12
      +2
      Ну,на вертолётах двигатели все же расположены повыше ,чем на Оспри и фильтры можно поставить побольше без ограничений,что явно присутствуют на оном из-за той же компоновки на крыльях.Я так думаю.
    3. Гражданский
      Гражданский 13 ноября 2019 07:14
      +4
      Первое поколение конвертопланов, болезни неизбежны, как при любом первом использовании любых сложных технических устройств. Но при таком финансировании могли бы уже все исправить.
      1. rocket757
        rocket757 13 ноября 2019 07:31
        +2
        Цитата: Гражданский
        болезни неизбежны, как при любом первом использовании любых сложных технических устройств.

        Защита двигателей от пыли, проблема даже не вчерашнего дня.
        Проблема где то не там, может быть.
        1. ProkletyiPirat
          ProkletyiPirat 13 ноября 2019 09:03
          +2
          Цитата: rocket757
          Проблема где то не там, может быть.

          не "может", а "точно", косяк в самом расположении двигателей в концах крыла, от этого нету вообще никакой пользы, но зато может быть вред, двигатели должны быть в центре крыла над фюзеляжем, а вот "почему именно так, а не иначе", это уже другой разговор выходящий за рамки коментов.
          1. rocket757
            rocket757 13 ноября 2019 09:31
            +1
            Цитата: ProkletyiPirat
            косяк в самом расположении двигателей в концах крыла

            Самолёт, это привычно, даже красиво! Конвертоплан, это НЕЧТО!
            Пытаются они продолжать эту линию, разработку ... как получится, вопрос! Увидим.
        2. bouncyhunter
          bouncyhunter 13 ноября 2019 09:13
          +5
          Витя , привет ! soldier
          В Пентагоне проблема аварийности конвертопланов V-22 Osprey признана нерешённой

          Могу матрасам безвозмездно подсказать простой и элегантный способ решения проблемы : списать Оспреи нафиг ! lol
          Кстати , под эту тему можно выбить ассигнования на разработку и замену . yes
          1. rocket757
            rocket757 13 ноября 2019 09:26
            +1
            Цитата: bouncyhunter
            Могу матрасам безвозмездно подсказать простой и элегантный способ решения проблемы : списать Оспреи нафиг !
            Кстати , под эту тему можно выбить ассигнования на разработку и замену .

            Привет Паша soldier
            Что про янки сказать? Вот любят они такое-этакое! Иногда очень даже интересное у них выходит.
            Короче, пути, желания ... Пентагона нам не понять иногда\часто без значительной дозы "проясняющего"! Богатые ребята, многое могут\ хотят себе позволить.
            1. bouncyhunter
              bouncyhunter 13 ноября 2019 09:34
              +4
              Цитата: rocket757
              Богатые ребята, многое могут\ хотят себе позволить

              Насчёт богатства и хотения - согласен . А вот с "моглостью" частенько затыки происходят ...
              1. rocket757
                rocket757 13 ноября 2019 09:47
                +1
                Цитата: bouncyhunter
                Насчёт богатства и хотения - согласен . А вот с "моглостью" частенько затыки происходят ...

                Мы то всего не знаем ... вроде Трамп у них откусил слегонца, но на фоне их бюджета, это "копейки" ...
                Ограничивать военных вынуждены ВСЕ и ВЕЗДЕ, где они не напрямую у власти. У гражданской администрации забот, расходов и так хватает.
  2. Попуас
    Попуас 13 ноября 2019 06:45
    +1
    Зазоры на поршнях как на ладах делаешь 1,5мм и проблемы нет! Можно и в жару и в мороз использовать bully
    1. ProkletyiPirat
      ProkletyiPirat 13 ноября 2019 09:11
      0
      Не выйдет, будет "стучать" и раздалбывать подшипники из-за высоких оборотов и скачущей нагрузки на валы(скачет в процессе маневрирования ЛА), это одна из главных проблем вертолётных редукторов.
      1. Попуас
        Попуас 13 ноября 2019 13:30
        0
        Это была ирония feel
  3. федоров
    федоров 13 ноября 2019 06:47
    +3
    Проблема фильтрации и общей аварийности

    Ну и как еще эту проблемку обозвать. Может тупизной и тупиковой конструкторской мысли ?
  4. sergo1914
    sergo1914 13 ноября 2019 06:49
    +1
    Гра... Фильтры не той системы...
    1. федоров
      федоров 13 ноября 2019 06:55
      +1
      Гранаты не те.. А пулемет все таки не дал. wink
      1. Тот же ЛЕХА
        Тот же ЛЕХА 13 ноября 2019 06:57
        -2
        А пулемет все таки не дал.

        Зачем пулемет этому аппарату...светится на всех радарах как рождественская елка...прекрасная мишень для любого оружия врага.
        1. федоров
          федоров 13 ноября 2019 07:13
          +1
          Я по фильму приколося , а Вы по технике, Леха Привет !
          1. Тот же ЛЕХА
            Тот же ЛЕХА 13 ноября 2019 07:14
            0
            Здравствуй Валерий! hi
  5. rotmistr60
    rotmistr60 13 ноября 2019 07:12
    +2
    двигатели начинают работать неустойчиво в первую очередь в пустынных условиях
    А лезут (залезли) американцы в последнее время именно в такие страны. Значит проблема для них болезненна, а вот решат ли они ее (коль столько времени решить не могут) - большой вопрос.
  6. Эррр
    Эррр 13 ноября 2019 07:18
    0
    Из текста статьи:
    В Пентагоне выпустили отчёт, в котором рассказывается о необходимости нового способа защиты двигателей американских конвертопланов V-22 Osprey от попадания частиц песка и пыли.
    Интересно было бы узнать как с этим обстоят дела у Bell V-280 "Valor".
    1. andrewkor
      andrewkor 13 ноября 2019 08:17
      -1
      Навскидку у Валора проблема усугубится из- поворота только части мотогондолы,посмотрите какие у него дыры для мусора.Я так думаю.
      1. Эррр
        Эррр 13 ноября 2019 08:22
        +2
        Но у V-280 в отличие от V-22 выхлоп турбины не "баламутит" пыли при взлёте-посадке в вертолётном режиме. Это огромный плюс.
        1. andrewkor
          andrewkor 13 ноября 2019 08:27
          0
          Все правильно Вы заметили, выхлоп не так баламутит,но пыль то от винтов никак не меньше.Я так думаю.
          1. Эррр
            Эррр 13 ноября 2019 08:36
            0
            Всё верно. Воздушный поток от винтов V-280 вполне сопоставим с оным от винтов V-22. Поэтому-то мне и интересно знать о воздействии пыли на двигатели Valor при при его взлёте и посадке. hi
            1. ProkletyiPirat
              ProkletyiPirat 13 ноября 2019 09:17
              0
              Проблема не в винтах, есть модели вертолётов где всё аналогично, проблема в двигателях, их точке выхлопа(слишком низко и направлено вниз), их "воздушной подушке||вихревом кольце" и неравномерностью вырабатываемой мощности во время посадки. Всё выше названное приводит к нестабильному крену в самый неожиданный момент.
  7. Region-25.rus
    Region-25.rus 13 ноября 2019 08:21
    0
    Цитата: Гражданский
    Первое поколение конвертопланов, болезни неизбежны, как при любом первом использовании любых сложных технических устройств. Но при таком финансировании могли бы уже все исправить.

    статью (с фото) про Оспри я читал еще в 80-лохматых...то-ли в "Техника молодежи" то-ли "Наука и жизнь". Это факт. Так что...его не вчера выпустили в первый полет.
  8. andrewkor
    andrewkor 13 ноября 2019 08:41
    0
    В корпусе "Африка" ,во времена оны эту проблему худо,бедно решили,учитесь,господа.
  9. Монар
    Монар 14 ноября 2019 04:27
    0
    Про Ми-24 книгу читал. Та же проблема была в начале эксплуатации. Лопатки турбин съедало в Афганистане моментом. Площадки и водой поливали. И отработанным маслом. Толку 0. До тех пор пока нормально пыль-песок фильтровать не стали.
    Так что дело не в расположении двигунов. А в самом принципе вертикального взлёта. Скромное мнение.