Китайские истребители с АФАР потеснят на рынке российские самолёты?


Радар XXI века


В ноябре 2019 года издание Defense Aerospace сообщило, что для китайского истребителя J-11B (не что иное, как копия Су-27СК) создали новую бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Это более чем интересно, учитывая большой парк этих машин. Однако еще любопытней посмотреть на ситуацию в целом.

Что такое БРЛС с АФАР? Если не вдаваться в детали — наиболее технологически продвинутая радиолокационная станция для истребителей на сегодня. Ее применяют для наиболее совершенных истребителей четвертого поколения, а также для истребителей последнего, пятого, поколения. Так у F-22 Raptor РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой, а у F-35 — AN/APG-81. В чем именно преимущество такой концепции? Если не вдаваться в детали, РЛС с АФАР позволяет обнаруживать цели быстрей, на гораздо большей дистанции и при этом имеет выдающуюся надежность.


АФАР работает по принципу управления фазами сигналов: в основе системы лежат приемо-передающие модули или ППМ (у F-22 их примерно две тысячи). Изменение фаз сигналов, которые излучают приемо-передающие модули, дают радару с АФАР возможность формировать мощный направленный луч, позволяя решать задачи намного эффективней старых импульсно-доплеровских радиолокационных станций. Иначе работает РЛС с ПФАР или пассивной фазированной антенной решеткой — предтеча РЛС с АФАР. ПФАР не обладает активными устройствами: для генерирования радиосигнала используется единый для всей системы радиопередатчик, после чего он распределяется между всеми излучающими элементами.

При некоторой схожести концепций РЛС с АФАР надежней (выход из строя одного ППМ не станет большой проблемой), легче и универсальней. «Раньше, если, например, вышел из строя передатчик, самолет становился "‎слепым"‎. А тут поражены одна-две ячейки, даже десяток, а остальные тысячи продолжают работать», — говорит гендиректор НИИП им. Тихомирова Юрий Белый. Что же касается универсальности, то РЛС с АФАР, в отличие от других, позволяет одновременно вести поиск и обнаружение целей, выполнять картографию и даже ставить помехи для вероятного противника. Перенаправляя часть модулей для решения конкретных задач.

В качестве недостатков активных фазированных антенных решеток указывают их высокую цену, однако нужно понимать, что современные военные технологии (да и не только современные) обычно стоят дороже, чем представители предыдущих поколений. Особенно, на этапе их раннего применения.

Битва за воздух и за рынок


Для России внедрение в состав своих истребителей РЛС с АФАР будет действительно инновацией, как бы это странно не звучало. Страна еще физически не приняла на вооружение ни одного серийного истребителя, обладающего такими технологиями. Поставляемые в войска самолеты Су-35С и Су-30СМ имеют БРЛС с ПФАР: «Ирбис» и «Барс» соответственно. А МиГ-35 и Су-57 (у обоих должны быть БРЛС с АФАР) существуют пока что лишь как прототипы, хотя первый серийный Су-57 должен быть поставлен ВКС в этом году. Недавно его даже показали.


А что же Китай? Упомянутые выше J-11B изначально имели старые радиолокационные станции «Тип 1474»: по мнению экспертов это не что иное, как китайский вариант старого советского радара Н011. Как стало известно сейчас, испытания усовершенствованного истребителя J-11B с новой РЛС проводятся в пустынной местности и довольно успешно. В перспективе новый радар с АФАР позволит оснастить китайские истребители J-11B новыми авиационными ракетами PL-15. «В отличие от характерных для наших истребителей J-11B радарных конусов (куполов) черного цвета в передней части самолета, новые радары установлены под белым конусом (куполом). Новые радары позволяют использовать ракеты большой дальности», — говорится в сообщении китайского телеканала CCTV.


Напомним, PL-15 — новая ракета большой дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения, уже успевшая вызвать на Западе большой интерес.

Всего, согласно данным из открытых источников, Китай имеет в своем распоряжении 95 истребителей J-11 и 110 J-11B/BS. Однако вскоре все эти машины может сменить другой самолет — чисто китайский (с некоторыми оговорками). Дело в том, что уже сейчас КНР имеет в своем составе примерно 300 истребителей J-10. Около 50 истребителей из этого числа относятся к версии J-10B и имеют РЛС с АФАР, «малозаметный» воздухозаборник, современную оптическую станцию переднего обзора и новый двигатель WS-10A. В 2018 году стало известно, что на вооружение Китая заступил новый истребитель J-10C, имеющий, кроме прочего, улучшенную малозаметность.


Можно, конечно, смеяться над китайцами, говоря, что J-10 — «копия» израильского «Лави» или еще чего-то. Однако нужно понимать, что уже сейчас последние версии «китайца» превосходят по уровню БРЭО самые современные серийные российские истребители (летно-технические качества — совсем другой вопрос, мы его сейчас рассматривать не будем).

Примечательно и то, что китайский самолет относительно дешев: по крайней мере, в ранней комплектации. Согласно данным из открытых источников, цена одного J-10 варьируется от 30 до 40 миллионов долларов. Даже если мы поднимем планку до 60 миллионов, это будет существенно ниже экспортной стоимости Су-35С. Напомним, в 2018 году «Российская газета» — официальный печатный орган российского правительства — со ссылкой на китайское издание «Феникс» сообщило о том, что на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге официально озвучили детали контракта на поставку в Китай Су-35. Его общая цена — 2,5 миллиарда долларов. Если пересчитать стоимость одной машины, получается 104 миллиона долларов за самолет.


Это не удивительно, если учесть, что ранее цена Су-30МКИ индийской сборки составляет примерно 80 миллионов долларов. То есть, грубо говоря, была на уровне цены F-35A к моменту развертывания серийного выпуска этого боевого самолета. Если попытаться снабдить Су-30/35 гипотетической российской РЛС с активной фазированной антенной решеткой, их цена вырастет еще больше. Такая «занятная» арифметика.

Это пять


С формальной точки зрения, новый российский Су-57 и новый китайский J-20, также относящийся к пятому поколения, имеют РЛС одного уровня. На российской машине должна стать РЛС с АФАР Н036 Белка, имеющая примерно 1500 ППМ. Нужно полагать, радиолокационная станция J-20 имеет похожие характеристики.


Однако нужно понимать, что J-20 уже принят на вооружение, а в будущем темпы производства этого самолета будут только расти. В этой связи главной интригой остаются боевые возможности и цена машины: сейчас очень сложно судить как про одно, так и про другое ввиду недостатка данных. Но если у китайцев все получится хотя бы на половину, Су-57 рискует получить очень опасного врага на мировом рынке вооружений.
Автор:
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти