Китайские истребители с АФАР потеснят на рынке российские самолёты?

44

Радар XXI века


В ноябре 2019 года издание Defense Aerospace сообщило, что для китайского истребителя J-11B (не что иное, как копия Су-27СК) создали новую бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Это более чем интересно, учитывая большой парк этих машин. Однако еще любопытней посмотреть на ситуацию в целом.

Что такое БРЛС с АФАР? Если не вдаваться в детали — наиболее технологически продвинутая радиолокационная станция для истребителей на сегодня. Ее применяют для наиболее совершенных истребителей четвертого поколения, а также для истребителей последнего, пятого, поколения. Так у F-22 Raptor РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой, а у F-35 — AN/APG-81. В чем именно преимущество такой концепции? Если не вдаваться в детали, РЛС с АФАР позволяет обнаруживать цели быстрей, на гораздо большей дистанции и при этом имеет выдающуюся надежность.



АФАР работает по принципу управления фазами сигналов: в основе системы лежат приемо-передающие модули или ППМ (у F-22 их примерно две тысячи). Изменение фаз сигналов, которые излучают приемо-передающие модули, дают радару с АФАР возможность формировать мощный направленный луч, позволяя решать задачи намного эффективней старых импульсно-доплеровских радиолокационных станций. Иначе работает РЛС с ПФАР или пассивной фазированной антенной решеткой — предтеча РЛС с АФАР. ПФАР не обладает активными устройствами: для генерирования радиосигнала используется единый для всей системы радиопередатчик, после чего он распределяется между всеми излучающими элементами.

При некоторой схожести концепций РЛС с АФАР надежней (выход из строя одного ППМ не станет большой проблемой), легче и универсальней. «Раньше, если, например, вышел из строя передатчик, самолет становился "‎слепым"‎. А тут поражены одна-две ячейки, даже десяток, а остальные тысячи продолжают работать», — говорит гендиректор НИИП им. Тихомирова Юрий Белый. Что же касается универсальности, то РЛС с АФАР, в отличие от других, позволяет одновременно вести поиск и обнаружение целей, выполнять картографию и даже ставить помехи для вероятного противника. Перенаправляя часть модулей для решения конкретных задач.

В качестве недостатков активных фазированных антенных решеток указывают их высокую цену, однако нужно понимать, что современные военные технологии (да и не только современные) обычно стоят дороже, чем представители предыдущих поколений. Особенно, на этапе их раннего применения.

Битва за воздух и за рынок


Для России внедрение в состав своих истребителей РЛС с АФАР будет действительно инновацией, как бы это странно не звучало. Страна еще физически не приняла на вооружение ни одного серийного истребителя, обладающего такими технологиями. Поставляемые в войска самолеты Су-35С и Су-30СМ имеют БРЛС с ПФАР: «Ирбис» и «Барс» соответственно. А МиГ-35 и Су-57 (у обоих должны быть БРЛС с АФАР) существуют пока что лишь как прототипы, хотя первый серийный Су-57 должен быть поставлен ВКС в этом году. Недавно его даже показали.


А что же Китай? Упомянутые выше J-11B изначально имели старые радиолокационные станции «Тип 1474»: по мнению экспертов это не что иное, как китайский вариант старого советского радара Н011. Как стало известно сейчас, испытания усовершенствованного истребителя J-11B с новой РЛС проводятся в пустынной местности и довольно успешно. В перспективе новый радар с АФАР позволит оснастить китайские истребители J-11B новыми авиационными ракетами PL-15. «В отличие от характерных для наших истребителей J-11B радарных конусов (куполов) черного цвета в передней части самолета, новые радары установлены под белым конусом (куполом). Новые радары позволяют использовать ракеты большой дальности», — говорится в сообщении китайского телеканала CCTV.


Напомним, PL-15 — новая ракета большой дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения, уже успевшая вызвать на Западе большой интерес.

Всего, согласно данным из открытых источников, Китай имеет в своем распоряжении 95 истребителей J-11 и 110 J-11B/BS. Однако вскоре все эти машины может сменить другой самолет — чисто китайский (с некоторыми оговорками). Дело в том, что уже сейчас КНР имеет в своем составе примерно 300 истребителей J-10. Около 50 истребителей из этого числа относятся к версии J-10B и имеют РЛС с АФАР, «малозаметный» воздухозаборник, современную оптическую станцию переднего обзора и новый двигатель WS-10A. В 2018 году стало известно, что на вооружение Китая заступил новый истребитель J-10C, имеющий, кроме прочего, улучшенную малозаметность.


Можно, конечно, смеяться над китайцами, говоря, что J-10 — «копия» израильского «Лави» или еще чего-то. Однако нужно понимать, что уже сейчас последние версии «китайца» превосходят по уровню БРЭО самые современные серийные российские истребители (летно-технические качества — совсем другой вопрос, мы его сейчас рассматривать не будем).

Примечательно и то, что китайский самолет относительно дешев: по крайней мере, в ранней комплектации. Согласно данным из открытых источников, цена одного J-10 варьируется от 30 до 40 миллионов долларов. Даже если мы поднимем планку до 60 миллионов, это будет существенно ниже экспортной стоимости Су-35С. Напомним, в 2018 году «Российская газета» — официальный печатный орган российского правительства — со ссылкой на китайское издание «Феникс» сообщило о том, что на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге официально озвучили детали контракта на поставку в Китай Су-35. Его общая цена — 2,5 миллиарда долларов. Если пересчитать стоимость одной машины, получается 104 миллиона долларов за самолет.

Это не удивительно, если учесть, что ранее цена Су-30МКИ индийской сборки составляет примерно 80 миллионов долларов. То есть, грубо говоря, была на уровне цены F-35A к моменту развертывания серийного выпуска этого боевого самолета. Если попытаться снабдить Су-30/35 гипотетической российской РЛС с активной фазированной антенной решеткой, их цена вырастет еще больше. Такая «занятная» арифметика.

Это пять


С формальной точки зрения, новый российский Су-57 и новый китайский J-20, также относящийся к пятому поколения, имеют РЛС одного уровня. На российской машине должна стать РЛС с АФАР Н036 Белка, имеющая примерно 1500 ППМ. Нужно полагать, радиолокационная станция J-20 имеет похожие характеристики.


Однако нужно понимать, что J-20 уже принят на вооружение, а в будущем темпы производства этого самолета будут только расти. В этой связи главной интригой остаются боевые возможности и цена машины: сейчас очень сложно судить как про одно, так и про другое ввиду недостатка данных. Но если у китайцев все получится хотя бы на половину, Су-57 рискует получить очень опасного врага на мировом рынке вооружений.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    15 ноября 2019 18:10
    Не будет китаец с современным БРЭО дешевле Су35С....электроника вещь дорогая!
    1. +8
      15 ноября 2019 18:15
      Цитата: Zaurbek
      Не будет китаец с современным БРЭО дешевле Су35С....электроника вещь дорогая!

      Да, электроника вещь дорогая, но китайцы мировая кузница электроники.
      1. +4
        15 ноября 2019 18:29
        Как показывает практика, изделия одного уровня стоят уже на одном уровне.
        1. Комментарий был удален.
      2. +2
        15 ноября 2019 20:42
        Да, электроника вещь дорогая, но китайцы мировая кузница электроники.

        При том, что, вся новейшая электроника, разрабатывается за поеделами кузницы. Им же разрешается только ковать.
      3. -1
        16 ноября 2019 02:13
        вы правы! но, они клепают не свои "разрабодки" придет время, и они останутся со своими супер заводами один на один. а когда нет МОЗГОВ, это ШВАХ !
      4. 0
        17 ноября 2019 05:03
        Не путайте ширпотреб с военной электроникой. Думаю китайцы сделали все именно на основе ширпотреба.
    2. +7
      15 ноября 2019 18:35
      Автор! Не надо писать свои измышления на насчёт Н036 "Белка". По дальности обнаружения ей нет равных мире. Здесь неоднократно приводился расчёт дальности обнаружения на ВО. Но таким, как вы и прочим стратегам, видимо наплевать на характеристики, лучше оплевать российскую технику... Дальность обнаружения цели с ЭОП=1 м2 равна 400 км для БРЛС Н036 "Белка". В области разработки АФАР, СВЧ устройств и модулей - Россия обгоняет США и другие страны. Это признано США.
      1. 0
        15 ноября 2019 18:58
        А откуда у вас данные про ^белка^?
        1. +8
          15 ноября 2019 21:22
          Эти данные в открытых источниках. Их только ленивый не знает. А ещё белка это не один радар а целых пять. Два из которых работают в децеметровом диапазоне волн , благодаря чему может обнаруживать самолёты зделаные по технологии стелс.
    3. 0
      15 ноября 2019 23:22
      Заблуждение думать, что электроника - дорогая. Дорого стоит разработать, построить завод с нужным техпроцессом, а вот потом - она идет на вес. Ведро - полтинник. Тиражирование не так дорого стоит. Кроме себестоимости комплектующих (а Китай - основной поставщик редкоземельных элементов - то есть, даже дорогие составляющие отечественные, поэтому и дороги они относительно), нет больше особо затрат, кроме уже понесенных - строительство завода и разработка, НИОКР.

      В Китае заводы есть, НИОКР уже сделана. Тиражировать им будет стоить относительно дешево.
      1. -2
        15 ноября 2019 23:33
        Цитата: Проктолог
        Заблуждение думать, что электроника - дорогая. Дорого стоит разработать, построить завод с нужным техпроцессом, а вот потом - она идет на вес. Ведро - полтинник. Тиражирование не так дорого стоит.


        Вот как раз это - большое заблуждение. Отнюдь не всякая электроника дешева в тиражировании. Не говоря уже о том, что затраты на разработку нужно окупать, и окупаются они за счет продажи готовых изделий.
      2. 0
        21 ноября 2019 17:42
        Пожалуйста, не говорите чего не знаете. Военная электроника, справедливо али нет, стоит огромнвх денег.
  2. -6
    15 ноября 2019 18:12
    Вся китайская оборонка заточена под вытеснение российских поставщиков с мирового оружейного рынка. Конкурировать с проамериканскими производителями они пока не в состоянии, кроме цены, а вот мы "змеюку на груди" таки пригрели. Я бы сказал, даже взрастили.
    1. -5
      15 ноября 2019 18:27
      Цитата: Лексус
      а вот мы "змеюку на груди" таки пригрели.

      Не мы, а Вы. request
    2. +5
      15 ноября 2019 18:29
      Цитата: Лексус
      Вся китайская оборонка заточена под вытеснение российских поставщиков с мирового оружейного рынка. Конкурировать с проамериканскими производителями они пока не в состоянии, кроме цены, а вот мы "змеюку на груди" таки пригрели. Я бы сказал, даже взрастили.
      Ну вот, а параллельно тута есть люди, что призывают и 57 китайцам отдать, да побыстрее. И лайкают их полно.
    3. +7
      15 ноября 2019 18:32
      Ну взрастили вообще то янкесы. Россия "присоединилась" позже.
      1. -4
        15 ноября 2019 18:42
        Ну взрастили вообще то янкесы. Россия "присоединилась" позже.

        Американцы в целом с промышленностью помогли. А вот у оборонки китайской почти полностью "русское" лицо. Ракеты, СПРН, авиация, танки, корабли, подводные лодки и прочее. Там нет американских корней. Но все существующие уж больно похоже на нашу технику. Они это и не скрывают.
        Даже то, чего у нас самих нет, например китайские "Иджисы", создано, как минимум, при содействии наших специалистов и других "выпускников" советских ВУЗов.
        1. 0
          15 ноября 2019 19:21
          А еще помогли им космическую программу освоить с тэйкунавтами
        2. +5
          15 ноября 2019 20:00
          Цитата: Лексус
          СПРН

          У нас и у китайцев абсолютно разные системы. Пару дней назад на ВО была хорошая статья про это.
    4. 0
      16 ноября 2019 19:00
      Какая это конкурентная цена,если китайские самолеты УЖЕ дороже ,чем F-35?
    5. 0
      16 ноября 2019 20:35
      Надо нашим жёстко стоять по поводу экспорта Китаем самолётов, в которых используются наши двигатели, а все они так или иначе наши. А своими АФАРами пускай себе торгуют на здоровье.
  3. +11
    15 ноября 2019 18:31
    У китайцев мощная электронная промышленность. Фабрика всего мира.
    Нам, из той засады, куда нас загнали всякие разные и отнюдь не забугорные, выползать и выползать. Потому что прорыва, с такими "рулевыми", нам не светит!
    1. -4
      15 ноября 2019 19:50
      Мощная то она мощная, но в каком плане? В плане промышленного производства по готовым решениям, да согласен. А вот в плане проектирования, увы и ах китайцы уж точно не в первой 10ке.
      1. +1
        15 ноября 2019 22:07
        Цитата: MORDVIN13rus
        А вот в плане проектирования, увы и ах китайцы уж точно не в первой 10ке

        Китайцы интенсивно готовят научные кадры и строят отраслевую, да и все остальные научные школы!
        Не первой десятке, как же, они в связи уже считай лидеры!!! Разработать предложить всем готовую структуру сетей 5G это не халям-балям, это серьезное научное и технологическое достижение!
        1. -1
          16 ноября 2019 19:35
          Тото же китаезы к нам в часть приезжали, по обмену опытом. Только чтот опытом они не обменивались, а все вынюхивали, как же так Бук то работает. Они в то время как раз закупили комплекс М2, а вот повторить видимо не получалось, от слова никак. А чем 5Г от 4Г то отличается? Всего лишь скоростью передачи. И что что, они явно не сами это сделали, и уж явно не первые ее начали внедрять. А то что внедрили, так у китайцев с этим никогда проблем не было. Вот когда они что то свое с нуля создадут, начиная от основ, разработки технологии и так далее, вот тогда я лично пожму им руку, и скажу что молодцы. А пока что дальше копирования они не продвинулись.
          1. 0
            16 ноября 2019 20:45
            Китайцы научатся делать всё что угодно и разрабатывать будут сами ....
            Про великие научные открытия, не говорим, но это пока.
  4. +9
    15 ноября 2019 18:51
    J20 в полном пролете laughing

  5. +6
    15 ноября 2019 19:00
    Надеюсь уже выполняются НИОКР по оснащению РЛС Су-35С, Су-34 и Су-30СМ АФАР...
    1. 0
      17 ноября 2019 04:45
      Цитата: bars1
      Надеюсь уже выполняются НИОКР по оснащению РЛС Су-35С, Су-34 и Су-30СМ АФАР...

      Только без паники!!!!!!!!! АФАР - это день сегодняшний, а завтра - за РОФАР!!! Есть смысл вкладываться именно в это, имхо. Так в "Военной приёмке" рассказали, если что. wink
      1. +1
        30 января 2020 07:22
        Только без паники!!!!!!!!! АФАР - это день сегодняшний

        Да какая уж тут паника? АФАР ещё толком никто не довёл до ума в отличие от ПФАР. Американцы мучают активную решётку лет так уже 30 - 40 и то все никак не домучают. Про дальность работы станции - это заблуждение, современные ПФАР на ЛБВ превосходят их по этой характеристике. Единственным преимуществом(реальным, а не маркетинговым и теоретическим) АФАР является быстродействие в работе некоторых режимов БРЛС. Большая надёжность станции - это тоже большое преувеличении, во-первых современные сетчатые ЛБВ достаточно надёжны и если вовремя проводить обслуживание станции и иметь ответственный ОТК никаких проблем с ними нет. Во-вторых АФАР - это тот ещё троянский конь, для нормальной работы станции необходимо чтобы ППМ-мы имели очень близкие характеристики, а этого добиться очень сложно и именно поэтому они стоят как отлитые из золота, потеря одно-двух ППМ сильно не скажется на характеристиках станции? Ну, ну... смотря в какой части полотна и отремонтировать их в отличает от замены одной ЛБВ та ещё задача(новые ППМ ещё с остальными согласовать необходимо).
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    15 ноября 2019 19:50
    Да тут все верно, я правда за "мировой рынок вооружений" не понял. Это где такой? РЫНКА-то как такового нет, и свежий пример с угрозами от Госдепа в адрес Египта, коль те купят Су-35 - яркий пример.
    Тут НЕ рыночные механизмы. Простите, но за косяк с Арамко - при РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ - Рейтеон банкротится, и с рынка вылетает навсегда.
    Играют механизмы, очень далекие от рынка. Рынок где может остаться? Турция - там конкурентная борьба будет. Пакистан - уже врядли. А все, больше нет, кончился рынок с конкуренцией. Не в Индию же их продавать?
  8. +1
    15 ноября 2019 20:04
    "Но если у китайцев все получится хотя бы на половину, Су-57 рискует получить очень опасного врага на мировом рынке вооружений". И сколько твердых контрактов китайцы уже заключили? Факты в студию).
    1. -2
      15 ноября 2019 21:11
      Они построили новый крупный завод, выпускающий только радары АФАР.
      Самые разнообразные. Для любых самолетов.
    2. 0
      15 ноября 2019 21:28
      Да они его продавать и не собираются в ближайшее время. Они его внешний вид рассекретили году в 12 если я не ошибаюсь, когда он уже летал.
  9. 0
    15 ноября 2019 21:10
    Цитата: bars1
    Надеюсь уже выполняются НИОКР по оснащению РЛС Су-35С, Су-34 и Су-30СМ АФАР...

    Я думаю, если бы довели АФАР до серии, то уже давно бы начали и свои модернизировать и в прайсах на выставках бы уже были. Может конечно уже есть но не для всех... типа военная тайна, всё может быть...
  10. -2
    15 ноября 2019 21:12
    Если по статье, без лишних эмоциональных всплесков, то китайцы, доведя данные образцы до серийности и снизив цену, смогут вклиниться в сегмент модернизации бывшей советской авиатехники.
  11. DPN
    +1
    15 ноября 2019 21:45
    В общем ничего странного в этом нет, СССР всему их научил ,показал,раньше Союз им поставлял авто и самолёты ,теперь на оборот наши Российские просторы завалены их ней промышленностью и авто на каждом углу их нее.Как то один их генерал сказал :Вы летаете по Швейцарским часам а мы полетим по своим и у них это получилось,а пока делим шкуру убитого МЕДВЕДЯ.
  12. +1
    15 ноября 2019 23:04
    Не много не понял зачем так открыто сравнивать с Китаем, неужто воевать с ним собирались? Другой вопрос дёшево , не значит качественно, в двигателестроение и металловедение (лузеры). Электроника тоже благодаря корпорациям вроде интела.
    А электронику мы можем и на Тайване закупить, что и успешно делаем.
  13. -1
    15 ноября 2019 23:30
    Единственное в чем у китайцев проблема - это сплавы. Отсюда такой малый ресурс двигателя и их низкие характеристики. Наиболее передовая электроника у Тайваня, США и частично Британии. Китай середнячок. На движки я даю лет 15, электронику 5-10 лет и они догонят лидеров.
    1. 0
      16 мая 2020 10:54
      Да. Впрочем я считаю, если мы и американцы по движкам не остановимся, хрен кого китайцы по рессурсу догонят
  14. +4
    15 ноября 2019 23:50
    Афтора послушать -ну всё ложись и помирай..Хоть счас иди сдаваться..К чему эти панические настроения..Не получится ли как с танками..Сколько лет оне клепают клоны наших танков..А вышли на биатлон и обгадились жиденько..Так и с локатором будет..Зуб даю...
    1. 0
      16 ноября 2019 01:38
      А сколько времени понадобилось советскому танкостроению и не только, что бы добиться качества не хуже чем на Западе ??? Так и китайцев будет. Всё это только вопрос времени.
      1. +3
        16 ноября 2019 08:10
        Года три назад они нашли лохов где то в Америке и впарили им "новейшие радиолокаторы".В России их не выпускают за древностью.А китайцы клепали..Ну что? Вроде и технологии и производство проще пареной репы..Ан нет...Они не проработалии полгода.Скандал был жуткий..А туркам оне подсунули свой клон с-300...Кекс что правил до Эрдогана не раз пожалел о покупке...
  15. 0
    17 ноября 2019 00:10
    Цитата: rocket757
    Нам, из той засады, куда нас загнали всякие разные и отнюдь не забугорные, выползать и выползать. Потому что прорыва, с такими "рулевыми", нам не светит!


    Ничего, как нибудь выползем.
    Но пока чиновники типа главы ПФР будут так беззастенчиво жировать, прорыва не жди.
    А на счёт возможности Китая по производству радаров с АФАР, лучше не сомневаться.
    К сожалению, они уже не наступают на пятки, а начинают показывать нам спину.

    "На шикарную квартиру главы ПФР пенсионеру нужно копить 2777 лет"