Воздушная битва Великой войны. Крылья над Восточной Пруссией

11

"Война в воздухе". Великая война в образах и картинах. В.4.

Мы начинаем серию статей «Воздушная битва Великой войны», предметом которой будет не полное рассмотрение состояния и действий российской военной авиации в Первой мировой войне, а наиболее интересных, на наш взгляд, моментов применения последней.

Но вначале охарактеризуем специфику применения и тактику действий русской авиации.



Становление нового рода оружия


В самом начале противостояния технические возможности самолетов и авиационного вооружения существенно ограничивали боевые возможности авиации. На Русском фронте в начале войны авиация применялась в основном для разведки и корректировки артогня.

Но уже через 2 года авиация решает самый широкий спектр боевых задач.

Наставление по применению авиации на войне (Киев, 1916.) называло следующие ее функции: 1) разведка, наблюдение и аэрофотосъемка; 2) помощь артиллерии; 3) борьба с авиацией противника; 4) действия по наземным целям; 4) связь; 5) специальные поручения.


Так, воздушная разведка особенно большое влияние на исход наземных операций оказала при подготовке к Наступлению Юго-Западного фронта 1916 г. Разведывательная авиация использовалась централизованно, что, в частности, позволило впервые в истории русской авиации осуществить аэрофотосъемку укрепленных позиций врага на фронте в несколько сотен километров (на значительную глубину), обеспечив войска фотопланами (последние получил офицерский состав наступающих вплоть до командиров рот).


Во время наступления авиаразведка обеспечила наблюдение как за полем боя, так и за оперативным тылом и маневрированием противника. Так, именно она сообщила о подготовке контрудара германских войск во фланг 8-й армии.

Проявила себя авиация и в борьбе с наземными целями.

Так, 19—20 июля 1915 г. 31-й корпусной авиаотряд нанес первый в истории русской авиации штурмовой удар, выпустив 3 тыс. патронов и сбросив до 250 пудов бомб — и решив задачи оперативно-стратегической важности. Причем была решена комплексная, разведывательно – штурмовая задача: 1) командование фронта было вовремя предупреждено (с приложением фотоснимков) о движении на фронте 3-й армии ударной группы противника и 2) в вышеуказанные дни, содействуя 3-й армии при нанесении контрудара по атаковавшему у Влодавы противнику, авиаотряд сорвал наступление германцев, понесших на переправах через Западный Буг большие потери, прекративших форсирование и перешедших к обороне.

Эффективно поддерживала наступающих авиация и в ходе Наступления Юго-Западного фронта 1916 г. — бомбовые удары наносились по резервам и огневым позициям артиллерии. Группы численностью до 20-ти самолетов на луцком направлении бомбили вражеские аэродромы.


Германские противоаэропланные орудия в ожидании воздушного врага

В ходе этой кампании активно велась борьба в воздухе – и для обеспечения господства на важнейших боевых участках армиям Юго-Западного фронта придавались, объединялись и применялись массировано истребительные авиаотряды.

Армейские истребительные отряды, обеспечивая действия корректировщиков и разведчиков, успешно боролись с немецкими истребителями. Последние, пользуясь превосходством в скорости, как правило, спасались от атак русских самолетов бегством. Стоит отметить, что борьба за господство в воздухе на австро-германском фронте, активно развернувшись весной 1916 г., обострилась летом. Германское командование, противодействуя успешному наступлению Юго-Западного фронта, перебросило на Русский фронт значительные силы авиации. Немцы стремились добиться господства в воздухе – в частности, перебросив из-под Вердена под Ковель отборные истребительные подразделения, вооруженные быстроходными новейшими истребителями. Качественное превосходство, а также подавляющее численное превосходство противника значительно усложнили обстановку для русской авиации.


Но в июле — августе 1916 г. приступили к активной боевой работе 12 русских истребительных авиаотрядов. Также появилась специальная истребительная авиагруппа фронта – 1-я Боевая истребительная авиагруппа (БАГ), включавшая 2-й, 4-й и 19-й корпусные авиаотряды. В группу включались пилоты, имевшие опыт борьбы в воздухе. Завоевывая под Луцком господство в воздухе, летчики группы до середины августа провели 14 воздушных боев, в которых (без потерь) сбили один и повредили несколько вражеских самолетов. А когда 13 сентября 1916 г. 16 австрийских бипланов вновь попытались прорваться к Луцку, они были встречены 8 экипажами 1-й БАГ. Несмотря на двойное численное превосходство, после ожесточенного боя, австрийцы были рассеяны и ретировались.


Группа со своей задачей справилась успешно.

Как отметил инспектор авиации фронта, лихие действия авиагруппы заставили врага забыть о Луцке [Куликов В. Начало пути: истребительная авиация России в Первой мировой войне // Авиамастер. 2002. № 4. С. 12.].

Лишь за сентябрь 1916 г. летчики 1-й БАГ, совершив 88 боевых вылетов продолжительностью свыше 150 часов, провели более 40 воздушных боев — и сбили 3 вражеских самолетов, серьезно повредив еще несколько. Русские потери — 1 самолет.


Таким образом, путем массированного применения истребительной авиации на важнейшем участке фронта впервые было завоевано господство в воздухе.

То, что русские летчики противостояли многократно превосходящему противнику, было не исключением, а правилом. Так, во время Моонзундской операции 1917 г. германская авиагруппировка в составе 102 самолетов противостояла лишь 36 русским машинам. Ситуация усугублялась тем, что русским пилотам приходилось действовать в тяжелой не только тактической, но и организационной, а также морально-психологической обстановке развала армии. Тем не менее, они достойно противостояли более сильному врагу. Потеряв 10 самолетов (которые почти все были либо уничтожены перед приближением врага, либо захвачены немецкими десантниками), они сбили в воздушных боях 5 германских машин.


Из разведывательного средства армии (начало войны) авиация превращается в род войск. Появляются различные виды авиации (разведывательная, истребительная и бомбардировочная). Хоть специальный тип самолета-штурмовика в ходе войны создан не был, для штурмовых действий использовали существующие типы самолетов. Авиация играла большую роль во время подготовки прорыва позиционной обороны, в корректировании стрельбы артиллерии, бомбила войска, штабы и базы снабжения противника.


Теперь, после общего обзора, посмотрим как действовала русская авиация на Восточно-Прусском ТВД в самом начале Первой мировой войны – в августе 1914 г.

Авиация самсоновской армии в августе 14-го


Как известно, к началу войны основным высшим организационным соединением авиации являлась авиарота (включавшая 3 — 5 авиаотрядов по 5 — 6 аэропланов в каждом). В авиароте были сосредоточены адмистративные вопросы, а также техническое и хозяйственное снабжение. Авиаотряды же являлись боевыми частями, решавшими оперативно-тактические задачи по всему спектру функций авиации. Технический парк был разношерстным (даже на уровне одной авиароты). К началу войны имелось 6 авиарот (I-я Петроград, II-я Варшава, III-я Киев, IV-я Лида, V-я Бронницы, VI-я Одесса) и несколько отдельных авиаотрядов (крепостных и сибирских).


В состав разворачиваемых с началом войны армий авиароты выделяли авиаотряды. Так, авиационную группировку 2-й армии Северо-Западного фронта обеспечили I-я (1-й корпусной авиаотряд, приданный 1-му армейскому корпусу на самолетах Фарман XVI), II-я (15-й корпусный авиаотряд, приданный 15-му армейскому корпусу на самолетах Ньюпор IV и 23-й авиаотряд, приданный 2-му армейскому корпусу на самолетах Фарман XV), IV-я (21-й авиаотряд, придан штабу армии) и V-я (13-й авиаотряд, придан 13-му армейскому корпусу на самолетах Ньюпор IV) авиароты — всего 5 авиаотрядов по 5 самолетов в каждом.


Как мы писали ранее, 2-я армия вступила в войну с корпусами неполного состава и со скверно организованным тылом. Корпусной конницы почти не было (второочередные казачьи части пока не прибыли) — что очень затрудняло ближнюю войсковую разведку.

Ее могла дополнить разведка авиационная. Тем более, что, как мы отметили выше, на этом этапе разведывательная функция была для авиации ключевой. А на этапе стратегического развертывания и первых судьбоносных операций авиаразведка могла сыграть особенно значительную роль.


И действительно, в период 4 – 15 августа авиаотряды армии очень старались, сообщая армейскому и корпусным командованиям достаточно подробные сведения. А. Чехутов сообщает о наиболее значимых вехах действий авиаторов.

Так, 1-й авиаотряд лишь за 4-е августа совершил 4 полета, обнаружив перемещения германских войск в районе Сольдау – Млава. 15-й авиаотряд лишь в период 5 — 7 августа произвел 6 авиаразведок, обследовав участок Нейденбург — Виленберг — Ортельсбург. 13-й и 23-й авиаотряды, выясняя группировку противника, в период 5 — 7 августа провели по 4 разведки.


Активно в эти дни действовала и германская авиация, присматриваясь к фланговым корпусам (особенно к 6-му).

Русская авиаразведка 8 — 9 августа принесла важнейшую информацию. В частности, была обнаружена высадка германских войск в Алленштейне и Гогенштейне — 3 резервных дивизии прибыли на усиление 20-го армейского корпуса.

Не дремал и противник. В этот период он произвел 15 авиаразведок, причем ему без особых затруднений удавалось обнаруживать продвижение русских частей — так как они абсолютно не принимали мер к маскировке и марши совершали днем.

Русские летчики не сбавляли темпа.

Воздушная битва Великой войны. Крылья над Восточной Пруссией

Так, 10-го августа 1-й корпусной авиаотряд провел 3 разведки (район Млава — Сольдау – Гильгенбург), 15-й корпусный авиаотряд — 2 разведки (район Нейденбург – Гильгенбург – Гогенштейн), 13-й корпусной авиаотряд — 2 разведки (маршрут Виленберг — Едвабно –Алленштейн) и 23-й корпусной авиаотряд — 1 разведку (Ортельсбург – Пассенгейм – Бишофсбург). Авиаторы 2-й армии обнаруживали движение частей, перемещения артиллерии, высадку войск на железнодорожных платформах, биваки и обозы.

Разведка 10-го августа имела особенно важное значение, обнаружив сосредоточение крупных сил противника против левого фланга (район Лаутенбурга) и центра (район Гильгенбурга) 1-го армейского корпуса. Противник, замыслив окружение ядра 2-й армии, начал концентрацию сил на участках ее фланговых соединений.

Но…

Сообщения летчиков вызывали скепсис и иронию командования, которое не верило информации авиаразведки. Действительно, откуда немцы могут взять такое большое количество войск, о котором сообщала авиаразведка, если считалось, что основные силы германской 8-й армии сосредоточены на фронте 1-й армии, а против 2-й немцы имеют лишь до двух корпусов?

Растянувшись на 100-километровом фронте, поставив в изолированное положение свои фланговые корпуса, самсоновская армия продолжала двигаться вперед. Оперативное объединение ждали победы при Орлау – Франкенау, Мюлене – Ваплице и Алленштейне, но его центральная группа все сильнее входила в мышеловку, при том что бездействующие фланговые корпуса практически не принимали в операции участия.

В период 11 — 12 августа армейская авиация сообщала о концентрации германских войск на флангах 2-й армии – в районах Уздау – Сольдау и Бишофсбург. Окружению ядра 2-й армии предшествовали операции против ее фланговых корпусов – 1-го и 6-го армейских. Так, летчики зафиксировали движение 2 дивизий на Уздау и 1 дивизии (части германского 17-го армейского корпуса) к Бишофсбургу.

Информация не сработала. Причем летчик-наблюдатель передал сведения комкору-6 лично и под расписку. Генерал от инфантерии А. А. Благовещенский сомневался и не доверял. Комкор предпочел выполнять задачу, поставленную наштармом (о движении корпуса на Алленштейн), чем поставил свой тыл под удар подходящей германской группировки.

Воздушная разведка 13 — 14 августа обнаружила усиленную оперативную активность противника – как на флангах, так и в центре армии. Германцы затягивали мешок. В период битвы в котле авиация 13-м и 15-м корпусами была использована ненадлежащим образом, да и вообще в этот период пример того как следует обращаться со средствами связи подал сам командарм-2, добровольно лишивший себя связи с фронтовым командованием и уехавший в войска.

В результате гибели в котле части центральной группы 2-й армии 16 – 18 августа, тяжело пострадала и ее авиация. 13-й корпусной авиаотряд попал в руки противника. Из состава 15-го корпусного авиаотряда половина самолетов (остальные машины успели улететь) и все техническое имущество также попали в руки противника.

Авиаотряды, приданные корпусам, не попавшим в котел, частично потеряли свои самолеты и техимущество — при поспешном отходе своих соединений. В итоге, потребовалось время для приведения их в боеспособное состояние.


Проанализировав работу авиации при наступлении 2-й армии, мы видим, что она вполне справлялась с поставленными задачами – и посредством проведения серии разведок предоставила командованию почти исчерпывающий для успешного проведения операции материал. Если бы командование отнеслось с доверием к данным авиационной разведки (здесь стоит отметить, что опыт использования таких данных, как и культура обработки данных авиаразведки пока отсутствовали), результат операции мог быть иным. И в том что наступление 2-й армии закончилось тяжкой неудачей, не было вины авиации.

Можно было и избежать окружения, ведь командование было своевременно оповещено о скоплении крупных сил противника против фланговых корпусов. Если бы оно отнеслось к донесениям летчиков с большим доверием и своевременно приняло необходимые меры, можно смело утверждать: катастрофы 2-й армии удалось бы избежать.

Продолжение следует…
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    27 ноября 2019 19:07
    Нужная статья.
    Авиационное противостояние на Западном фронте Первой Мировой широко освещено . А Восточный фронт совершенно забыт.
    1. 0
      27 ноября 2019 20:40
      По Факту На Западе действительно была масштабная воздушная война....На нашем фронте - на порядки (реально на порядки) меньше этого было....Но...знать то что было надо...
      1. +2
        27 ноября 2019 20:57
        На нашем фронте...
        С учетом более значительного протяжения фронта
        Более ответственная и героическая борьба в воздухе
  2. +4
    27 ноября 2019 20:58
    Русские авиаторы отличились, через тернии к небу
    1. +3
      27 ноября 2019 21:45
      КОЗАКОВ Александр Александрович -
      самый результативный русский летчик 1-ой МВ


      Александр Александрович Козаков родился 2-го января 1889 года в Херсонской губернии.
      В 1906 году окончил Воронежский кадетский корпус, затем до 1908 года обучался в Елисаветградском кавалерийском училище.
      С 1906 г. по 1908 г. обучался в Елисаветградском кавалерийском училище.
      05.06.1908 г. выпущен в 12-й уланский Белгородский полк.
      23.01.1914 г. командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы для обучения полетам.
      С января по ноябрь 1914 г. Александр Козаков обучался в Военной авиационной школе. По ее окончании со званием «военного летчика», командирован в 4-й корпусной авиационный отряд.
      С 15.12.1914 г. - в действующей армии, младший офицер 4-го корпусного авиационного отряда.
      18.03.1915 г. в районе усадьбы Воля-Шидловская сбил германский аппарат типа «Альбатрос», совершив первый в истории военной авиации удачный таран.
      С 20.08.1915 г. - начальник 19-го корпусного авиационного отряда.
      С 25.02.1917 г. - исполнял дела командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта.
      14.03.1917 г. утвержден в этой должности.
      14.06.1917 г. ранен в воздушном бою четырьмя пулями в руку, с повреждением локтевого сустава и был эвакуирован.
      С 24.11.1917 г. - временно исполнял дела командира 7-го авиационного дивизиона, с оставлением в должности командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта.
      09.12.1917 г. отстранен от должности командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта. Избран на отрядном совете командиром 19-го корпусного авиационного отряда.
      Весной 1918 г. поставлен на учет Советской властью, как летный специалист.
      В июне 1918 г., при посредничестве одного из членов английской дипломатической миссии в Москве - капитана Хилла, с группой офицеров - авиаторов, Александр Козаков уехал в Мурманск, в расположение экспедиционных союзнических сил.
      По предложению английского полковника Моунда приступил к формированию Славяно-Британского авиационного корпуса. Получил чин лейтенанта R.A.F (Королевских воздушных сил Великобритании).
      02.08.1918 г. с занятием Архангельска войсками Антанты, Козаков перебрался туда со всеми летными специалистами.
      К 15.08.1918 г. сформировал в Архангельске 1-й Славяно-Британский авиационный отряд, и возглавив его, выступил на фронт в район стан.Обозерская, в 123-х верстах к югу от Архангельска.
      В октябре 1918 г. военный летчик Козаков действовал с отрядом в районе Сельца, в 70-ти верстах к югу от стан.Обозерской.
      В конце октября 1918 г., во время наступления Красной Армии в районе с.Большие Озерки, оказался отрезанным вместе с отрядом и английской колонной полковника Хаггельтона. Две недели оборонялся в полном окружении, укрывшись в Списком монастыре.
      Организовав воздушную разведку, и выявив наиболее слабый участок противника, Козаков прорвал кольцо окружения и соединился с союзными силами. Затем был переведен вместе с отрядом в район Двинского Березника. Принял командование Двинским авиационным дивизионом Славяно-Британского авиационного корпуса.
      24.01.1919 г. ранен ружейной пулей в грудь навылет в районе г.Шенкурска во время совершения разведки и до конца февраля 1919 г. находился на излечении.
      В апреле 1919 г., военный летчик Козаков по собственному желанию сдал командование Двинским авиационным дивизионом английскому майору Карру, оставшись на должности военного-летчика 1-го Славяно-Британского авиационного отряда. Произведен в майоры R.A.F.
      В мае 1919 г. Козаков участвовал в операции по уничтожению аэродрома РККВВФ в районе стан.Пучега, на Северной Двине.
      В июле 1919 г., в связи с планирующейся эвакуацией союзнических сил из пределов России, получил предложение от английского командования переехать в Англию, но отказался. Участвовал в прорыве красного фронта в районе Кургомеля - последней операции с участием союзников на Севере России.
      19.07.1919 г., во время пробы только что отремонтированного самолета типа «Сопвич-Снайп», на отрядном аэродроме в Двинском Березнике, потерпел аварию. «При полном повороте направо, самолет перешел на нос и при работающем моторе, врезался в землю возле одной из палаток». Умер на месте от перелома позвоночника при падении. В некоторых источниках выдвигается версия, что это было самоубийство знаменитого русского аса Первой мировой войны.
      22.07.1919 г. Самый результативный русский летчик-ас Первой мировой войны Козаков был похоронен на краю летного поля.

      Чины и звания

      Корнет - 05.06.1908 г.
      Поручик - 10.09.1911 г.
      Военный летчик - 29.04.1914 г.
      Штабс-ротмистр - 28.06.1915 г.
      Ротмистр - 10.04.1917 г.
      Подполковник - 08.09.1917 г.

      Награды

      Ордена:
      Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 18.08.1913 г.;
      Орден Святой Анны 3-й степени - ВП от 02.04.1915 г. за окончание Военной авиационной школы;
      Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 27.01.1916 г. «за боевые разведки на р.Равке в феврале и марте месяце 1915 г.»;
      Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - Приказом по 5-й армии № 659 от 04.07.1916 г.;
      Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - Приказом по армиям Северного фронта № 757 от 07.09.1916 г.;
      Орден Святой Анны 2-й степени с мечами - ПАФ от 21.04.1917 г. «за воздушные разведки под г.Двинском в январе-феврале 1916 г.»;
      Орден Святого Георгия 4-й степени - ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине штабс-ротмистра, 8-го декабря 1916 г., вылетев на самолете "Ньюпор ", типа истребителей, для преследования немецких самолетов, появляющихся над нашим расположением, отогнал в районе Горохова 2 немцев, атаковал третий самолет в районе д.Забороль, в 5 верстах к западу от Луцка, и двумя пулями в голову убил пилота. Аппарат, кое-как управляемый легко раненым наблюдателем австрийским обер-лейтенантом, упал в нашем расположении и был захвачен нашими войсками».

      Георгиевское оружие - ВП от 28.07.1915 г. «за доблестный подвиг 18-го марта 1915 г., выразившийся в том, что по собственному почину взлетел у с.Гузов на своем аппарате, погнался за германским аэропланом, производившим разведку в нашем тылу и бросавшим бомбы в Гузовский аэродром, настиг его близ усадьбы Воля-Шидловская и хотя не успел опрокинуть врага особым якорем, сбил его, с явной опасностью для собственной жизни, ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятельского, в результате чего было прекращение противником разведки и метания бомб».

      За период Гражданской войны награжден:
      английским офицерским орденом «За боевые отличия» - 1918 г.,
      английским орденом «Военный крест» - 1919 г.,
      английским офицерским крестом «За летные боевые заслуги» - 20.03.1919 г.,
      кавалерским крестом ордена Почетного легиона,
      французским «Военным крестом» с одной пальмой.
      1. +6
        27 ноября 2019 21:46
        Молодца дядька
        1. +5
          28 ноября 2019 08:49
          Вы совершенно правы.
          Отечественные пилоты, действовавшие на менее качественной технике, предпочтительнее западных.
          В кампании 14 года на всех фронтах главное разведка, а потом авиация начинает решать все более т более важный круг задач
          Не поленюсь привести интересный текст
          К лету 1917-го, к концу третьего года мировой войны, облик русской армии заметно изменился. Войска получили стальные шлемы, ручные гранаты. В окопах появлялось все больше бомбометов и минометов. А на полевых аэродромах выстроились линейки новеньких истребителей. Истребители. Четыре вылета в сутки Истребительные авиачасти в России появились еще к середине 1916 года. Но то были карликовые авиаотряды, имевшие обычно по 3-4 машины, в том числе и неисправные. Только в августе на Волыни начала воевать Боевая авиагруппа из трех отрядов. Разношерстным был и самолетный парк. Немалую его часть составляли машины, переделанные из невооруженных самолетов-разведчиков. А вот весной 1917-го штат отряда увеличили с 6 до 10 машин. Истребительных соединений - боевых авиагрупп - стало уже четыре. Отряды и группы были оснащены истребителями специальной постройки - французскими бипланами "Ньюпор", а с июля стали поступать тоже французские, менее маневренные, но более скоростные "Спады" - одни из лучших тогда в мире истребителей. И борьба в воздухе стала постоянной и заметной чертой войны на русско-австро-германском фронте. Истребители патрулировали над передовой, отгоняя вражеских воздушных разведчиков и артиллерийских корректировщиков, сопровождали своих разведчиков, схватывались с истребителями. В особо напряженные дни пилоты совершали до четырех боевых вылетов. Четырнадцать стали асами - так во Франции, России, Италии, США именовали летчиков, сбивших не менее пяти самолетов Кто были эти русские асы 1917 года? Александр Казаков (Козаков) - 19 подтвержденных воздушных побед, Василий Янченко - 16, Иван Смирнов, Григорий Сук - по 10, Владимир Стрижевский (Стржижевский) - 7 Евграф Крутень, Иван Лойко - по 6, Константин Вакуловский, Юрий Гильшер, Николай Кокорин, Александр Пишванов, Эрнст Леман, Михаил Сафонов и Павел Аргеев - по 52. (Список русских асов и количество их побед историки продолжают уточнять.) Казалось бы, совсем мало асов, не очень впечатляющее количество побед - особенно в сравнении с противниками и союзниками. В Англии с ее доминионами (Канадой, Австралией, Новой Зеландией и Южно-Африканским Союзом) по пять и больше побед в ту войну засчитали более чем 536 авиаторам, в Германии - 360-370, во Франции - более чем 150, в США - не менее чем 108, в Италии - 43, в Австро-Венгрии - 303. Но... У западных пилотов, воевавших дольше русских, было в разы больше шансов найти в воздухе цель! Даже на направлениях главных ударов русских в кампании 1917 года - в южной части Галиции - на один километр фронта приходилось лишь 2 русских и 0,8 германских и австро-венгерских самолета. А вот в полосе наступления англичан в Пикардии в апреле 1917го - 9 английских и 4,5 германских; в полосе наступления французов на реке Эн и в Шампани в том же месяце - 25 французских и 16 германских 5... В общем, сбить хотя бы 5 самолетов русским летчикам было - при прочих равных условиях - гораздо сложнее, чем западным. А были они по нынешним меркам мальчишками! Мечтатели. Дворяне, мещане, крестьяне Девяти русским асам - 21-23 года. Прочим - от 25 до 30. И это вполне закономерно. Ас - нестандартный летчик, а летчик - нестандартный человек. Сил для совершения нестандартных поступков больше у молодых. И физических, и моральных. Ведь в полете жизнью тогда рисковали ежесекундно.
  3. 0
    27 ноября 2019 22:44
    Интересно было бы почитать о применении лётчиками флешетт.
  4. +5
    28 ноября 2019 08:49
    Жизненный путь этих 14 наглядно демонстрирует, как далеко зашел в России к 1917 году процесс стирания сословных перегородок. Серебряные или золотые офицерские погоны с эмблемой военных летчиков носили: - потомственный дворянин Казаков и его одногодок Кокорин, выходец из крестьян, окончивший лишь церковно-приходскую школу; - потомственные дворяне Стрижевский и Вакуловский, выходцы из интеллигентных семей Гильшер и Сук и крестьянин Смирнов; - сыновья офицеров Аргеев и Крутень, мещанские дети Янченко и Леман, сын казака Пишванов, выходец из купечества Сафонов, сын белорусского крестьянина Лойко. Объединяло их то, что все пришли в авиацию добровольно. И все, кроме Аргеева (об этом ниже), - со страстным желанием летать! "На должность начальника школы воздушного боя очень прошу не назначать. Хочу быть только в [1-й боевой. - Авт.] группе. Очень благодарю за предложение. Ротмистр Казаков" "Дело свое я люблю, в бой вступаю со светлой душой, но далеко не загадываю. Кто знает, если жив буду, вероятно, останусь на военной службе, - очень уж меня втянуло. А нелетучим я не могу быть, как ворона без хвоста" (из письма прапорщика матери от 25 марта 1917 г.) "Я верю, что смогу проявить себя с положительной стороны, если мне разрешат начать обучение полетам", - такие рапорты полтора года подавал моторист старший унтер-офицер Кокорин. Прапорщик Стрижевский, разбившись в марте 1916 года в авиакатастрофе, попросился из разведывательной авиации в еще более опасную для жизни истребительную. Мичман Сафонов - "списанный" в адъютанты после того, как еле дотянул 25 сентября 1916 года до аэродрома с простреленной ногой, - при каждой возможности взлетал и атаковал германские гидропланы! Корнету Гильшеру после авиакатастрофы в мае 1916-го левую ногу отняли до колена, но он добился разрешения продолжать летать! И четыре из пяти своих побед одержал, нажимая на педаль протезом. Виртуозы. Техника "соколиного удара" Призвания летчика не ощущал лишь самый старший из четырнадцати - 30-летний штабс-капитан Аргеев. Но после тяжелого ранения в пехоте на Французском фронте его брали только в авиацию. (Тогдашняя медицина еще не знала, какие физические и психологические нагрузки испытывает летчик...). Что ж, в авиацию так в авиацию! И все свободное время Аргеев старательно разрабатывал варианты своих действий в воздухе. Своим коронным приемом он сделал нечто вроде "соколиного удара", что применял спустя четверть века Александр Покрышкин. Не тратить время на маневрирование в горизонтальной плоскости, а идти напролом! На большой скорости яростно обрушиваться на врага сверху и, не дав ему опомниться, бить в упор! А вот 22-летний прапорщик Стрижевский, наоборот, долго и искусно маневрировал, чтобы занять наивыгоднейшую позицию для стрельбы. Он вообще славился отточенной техникой пилотирования. Эта техника явно помогала и 22-летнему прапорщику Смирнову. Ведь первые две победы он одержал на моноплане "Моран-монокок" (так называли в России "Моран Солнье I") - весьма тяжелом в управлении... 23-летний прапорщик Янченко умело работал в группе, не раз подводя противника под огонь товарища. Самый молодой из них - 21-летний прапорщик Сук - часто летал в паре со Стрижевским, но действовал скорее как Аргеев. За строками его писем встает порывистый школьник, нарочито небрежным тоном подчеркивающий свою взрослость. "Начальник меня ценит, после сегодняшнего полета предложил "звездочку" [т.е. производство в прапорщики. - Авт.], но я эту роскошь подожду еще, а сначала постараюсь батарею "Жоржиков" навесить"... "Жоржиками" он, тогда еще 20-летний младший унтер-офицер, называл Георгиевские кресты. И радовался им, как школьник: "Сегодня получил "Жоржика" - такой красивый!" В июле 1917 года, ежедневно вылетая на боевые задания, школьник превратился в опытного воздушного бойца, но досталось это ему нелегко. "Очень бы хотелось домой, отдохнуть немного душой, а то сильно издергался" Домой он уже никогда не приедет. Как многие из его друзей и командиров. Командиры. Воздушный таран Казакова 26-летний капитан Крутень - небольшого росточка офицерик в вечно задвинутой на затылок фуражке - 6 июня 1917 года, израсходовав горючее, все равно атаковал и сбил австро-венгерский разведчик "Бранденбург"! Спланировал на него сверху с неработающим мотором... Но это был человек не только энергии и воли, но и непрерывно работающей мысли.Он неустанно обобщал опыт боев. Разрабатывал тактику истребительной авиации. Писал брошюры, преображаясь из спокойного и сдержанного офицера в страстного борца за "русскую полезность". Правильность основных идей командира 2-й боевой авиагруппы подтвердил опыт Второй мировой. Тактические наставления разрабатывал и командир 1-й боевой 28-летний ротмистр Казаков, скромность которого заставляла забывать, что это он 18 марта 1915 года повторил подвиг штабс-капитана Петра Нестерова - таранив на невооруженном "Моране-Ж" германский "Альбатрос". Что это он ухитрился сбить нескольких "немцев" из пулемета, закрепленного на фюзеляже "Ньюпора IX" под углом вверх - чтобы стрелять поверх диска вращения винта. Если вражеский самолет обстреливали вместе с ним другие пилоты, Казаков не раз отдавал победу этим другим... Готовил воздушные победы на земле и командир 7-го истребительного авиаотряда 22-летний корнет Гильшер, сконструировавший тренажер для обучения стрельбе в воздухе. Командиры и их ученики умели выводить истребители из самых крутых пике. Но четверо из 14 асов не дожили до катастрофического пике Империи. Прапорщик Кокорин погиб 28 мая 1917 года в неравном бою над Подгайцами (между Тарнополем и Станиславом - что ныне Тернополь и Ивано-Франковск). Капитан Крутень - скорее всего, раненный в воздушном бою - разбился 16 июня 1917 года при посадке. Корнет Гильшер погиб 20 июля 1917 года в неравном бою над Тарнополем. Прапорщик Сук разбился 15 ноября 1917 года при посадке. Прошло уже три недели после Октябрьского переворота в Петрограде, но до Румынского фронта его волна еще не докатилась... Лишние. Последний полет Прапорщику Леману хватило первых же плодов Октября. Потрясенный хамством "товарищей солдат", он в декабре 1917 года застрелился. Прапорщик Пишванов явно считал так же, как начальник авиации действующей армии полковник Вячеслав Ткачев: нельзя "принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собою захватчики власти" - большевики. И уже в декабре 1917-го вступил в Добровольческую армию. Туда же ушли прапорщик Янченко, поручик Лойко и старший лейтенант Сафонов. Мобилизованный красными прапорщик Стрижевский в ноябре 1918-го тоже перелетел к белым. О судьбе штабс-капитана Вакуловского ничего не известно. Штабс-капитан Аргеев вернулся во Францию, где жил до войны, и продолжил воевать с немцами. Это попытался сделать и прапорщик Смирнов. После нелегкой одиссеи Каменец-Подольский - Владивосток - Сингапур - Суэц его зачислили-таки в английские ВВС, но тут Первая мировая закончилась... Подполковник Казаков начал было служить в красной авиации. Но к лету 1918 года уехал в Архангельск, где высадились английские войска, - чтобы союзники отправили его бить немцев. Англичане, однако, определили его в Славяно-Британский авиакорпус, воевавший в Архангельской губернии с красными. А накануне вывода своих войск предложили вступить в английские ВВС. Но 1 августа 1919 года над аэродромом Березник "Сопвич-Снайп" Казакова резко пошел вверх, завис и рухнул на землю. Большинство свидетелей считали, что это самоубийство. Столь грубую ошибку пилотирования ас мог совершить только сознательно... Эпилог. Воздушные извозчики Лишь один из четырнадцати русских асов года оказался после Гражданской войны на родной земле: Иван Лойко вернулся в 1923 году в СССР из Югославии (где обосновался после разгрома белых). Но долго работать в летной школе бывшему врангелевскому полковнику не дали. В 1929 году Лойко был осужден по 58-й статье, после освобождения в 1934-м осел в Заполярье, а дальше его следы теряются... Михаил Сафонов нанялся в авиацию маньчжурского диктатора Чжан Цзолина и в 1924 году погиб на гражданской войне в Китае. Трое стали "воздушными извозчиками": Павел Аргеев - во французской авиакомпании, Владимир Стрижевский - в югославской, Иван Смирнов - в голландской. Первый разбился уже в 1922 году, второй - в 1940м, а Смирнов, много лет совершавший рейсы в Индонезию, сбитый в 1942-м японцами у берегов Австралии, дожил до 1956 года. Александр Пишванов работал в США инженером на фирмах, основанных русскими эмигрантами. Пережив всех русских асов 1917-го, он скончался в 1966 году. А.А. Казаков и В.И. Янченко И.В. Смирнов и Г.Э. Сук В.И. Стрижевский и Е.Н. Крутень И.К. Лойко и К.К. Вакуловский Ю.В. Гильшер и Н.К. Кокорин А.М. Пишвамнов и Э.Х Леман М.И. Сафонов и П.В. Агеев Район Тарноруды (Галиция), 9 сентября 1917 года. Командир 7-го корпусного авиаотряда 2-й боевой авиагруппы поручик Александр Свешников на Ньюпоре-XXII ведет бой с германским истребителем Роланд D.II. Новогеоргиевский крепостной авиационный отряд. Корнет Гильшер на сконструированном им тренажере.
    1. -1
      29 ноября 2019 07:31
      Цитата: XII легион
      Жизненный путь этих 14 наглядно демонстрирует, как далеко зашел в России к 1917 году процесс стирания сословных перегородок. Серебряные или золотые офицерские погоны с эмблемой военных летчиков носили: - потомственный дворянин Казаков и его одногодок Кокорин, выходец из крестьян, окончивший лишь церковно-приходскую школу; - потомственные дворяне Стрижевский и Вакуловский, выходцы из интеллигентных семей Гильшер и Сук и крестьянин Смирнов; - сыновья офицеров Аргеев и Крутень, мещанские дети Янченко и Леман, сын казака Пишванов, выходец из купечества Сафонов, сын белорусского крестьянина Лойко. Объединяло их то, что все пришли в авиацию добровольно. И все, кроме Аргеева (об этом ниже), - со страстным желанием летать! "На должность начальника школы воздушного боя очень прошу не назначать. Хочу быть только в [1-й боевой. - Авт.] группе. Очень благодарю за предложение. Ротмистр Казаков" "Дело свое я люблю, в бой вступаю со светлой душой, но далеко не загадываю. Кто знает, если жив буду, вероятно, останусь на военной службе, - очень уж меня втянуло. А нелетучим я не могу быть, как ворона без хвоста" (из письма прапорщика матери от 25 марта 1917 г.) "Я верю, что смогу проявить себя с положительной стороны, если мне разрешат начать обучение полетам", - такие рапорты полтора года подавал моторист старший унтер-офицер Кокорин. Прапорщик Стрижевский, разбившись в марте 1916 года в авиакатастрофе, попросился из разведывательной авиации в еще более опасную для жизни истребительную. Мичман Сафонов - "списанный" в адъютанты после того, как еле дотянул 25 сентября 1916 года до аэродрома с простреленной ногой, - при каждой возможности взлетал и атаковал германские гидропланы! Корнету Гильшеру после авиакатастрофы в мае 1916-го левую ногу отняли до колена, но он добился разрешения продолжать летать! И четыре из пяти своих побед одержал, нажимая на педаль протезом. Виртуозы. Техника "соколиного удара" Призвания летчика не ощущал лишь самый старший из четырнадцати - 30-летний штабс-капитан Аргеев. Но после тяжелого ранения в пехоте на Французском фронте его брали только в авиацию. (Тогдашняя медицина еще не знала, какие физические и психологические нагрузки испытывает летчик...). Что ж, в авиацию так в авиацию! И все свободное время Аргеев старательно разрабатывал варианты своих действий в воздухе. Своим коронным приемом он сделал нечто вроде "соколиного удара", что применял спустя четверть века Александр Покрышкин. Не тратить время на маневрирование в горизонтальной плоскости, а идти напролом! На большой скорости яростно обрушиваться на врага сверху и, не дав ему опомниться, бить в упор! А вот 22-летний прапорщик Стрижевский, наоборот, долго и искусно маневрировал, чтобы занять наивыгоднейшую позицию для стрельбы. Он вообще славился отточенной техникой пилотирования. Эта техника явно помогала и 22-летнему прапорщику Смирнову. Ведь первые две победы он одержал на моноплане "Моран-монокок" (так называли в России "Моран Солнье I") - весьма тяжелом в управлении... 23-летний прапорщик Янченко умело работал в группе, не раз подводя противника под огонь товарища. Самый молодой из них - 21-летний прапорщик Сук - часто летал в паре со Стрижевским, но действовал скорее как Аргеев. За строками его писем встает порывистый школьник, нарочито небрежным тоном подчеркивающий свою взрослость. "Начальник меня ценит, после сегодняшнего полета предложил "звездочку" [т.е. производство в прапорщики. - Авт.], но я эту роскошь подожду еще, а сначала постараюсь батарею "Жоржиков" навесить"... "Жоржиками" он, тогда еще 20-летний младший унтер-офицер, называл Георгиевские кресты. И радовался им, как школьник: "Сегодня получил "Жоржика" - такой красивый!" В июле 1917 года, ежедневно вылетая на боевые задания, школьник превратился в опытного воздушного бойца, но досталось это ему нелегко. "Очень бы хотелось домой, отдохнуть немного душой, а то сильно издергался" Домой он уже никогда не приедет. Как многие из его друзей и командиров. Командиры. Воздушный таран Казакова 26-летний капитан Крутень - небольшого росточка офицерик в вечно задвинутой на затылок фуражке - 6 июня 1917 года, израсходовав горючее, все равно атаковал и сбил австро-венгерский разведчик "Бранденбург"! Спланировал на него сверху с неработающим мотором... Но это был человек не только энергии и воли, но и непрерывно работающей мысли.Он неустанно обобщал опыт боев. Разрабатывал тактику истребительной авиации. Писал брошюры, преображаясь из спокойного и сдержанного офицера в страстного борца за "русскую полезность". Правильность основных идей командира 2-й боевой авиагруппы подтвердил опыт Второй мировой. Тактические наставления разрабатывал и командир 1-й боевой 28-летний ротмистр Казаков, скромность которого заставляла забывать, что это он 18 марта 1915 года повторил подвиг штабс-капитана Петра Нестерова - таранив на невооруженном "Моране-Ж" германский "Альбатрос". Что это он ухитрился сбить нескольких "немцев" из пулемета, закрепленного на фюзеляже "Ньюпора IX" под углом вверх - чтобы стрелять поверх диска вращения винта. Если вражеский самолет обстреливали вместе с ним другие пилоты, Казаков не раз отдавал победу этим другим... Готовил воздушные победы на земле и командир 7-го истребительного авиаотряда 22-летний корнет Гильшер, сконструировавший тренажер для обучения стрельбе в воздухе. Командиры и их ученики умели выводить истребители из самых крутых пике. Но четверо из 14 асов не дожили до катастрофического пике Империи. Прапорщик Кокорин погиб 28 мая 1917 года в неравном бою над Подгайцами (между Тарнополем и Станиславом - что ныне Тернополь и Ивано-Франковск). Капитан Крутень - скорее всего, раненный в воздушном бою - разбился 16 июня 1917 года при посадке. Корнет Гильшер погиб 20 июля 1917 года в неравном бою над Тарнополем. Прапорщик Сук разбился 15 ноября 1917 года при посадке. Прошло уже три недели после Октябрьского переворота в Петрограде, но до Румынского фронта его волна еще не докатилась... Лишние. Последний полет Прапорщику Леману хватило первых же плодов Октября. Потрясенный хамством "товарищей солдат", он в декабре 1917 года застрелился. Прапорщик Пишванов явно считал так же, как начальник авиации действующей армии полковник Вячеслав Ткачев: нельзя "принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собою захватчики власти" - большевики. И уже в декабре 1917-го вступил в Добровольческую армию. Туда же ушли прапорщик Янченко, поручик Лойко и старший лейтенант Сафонов. Мобилизованный красными прапорщик Стрижевский в ноябре 1918-го тоже перелетел к белым. О судьбе штабс-капитана Вакуловского ничего не известно. Штабс-капитан Аргеев вернулся во Францию, где жил до войны, и продолжил воевать с немцами. Это попытался сделать и прапорщик Смирнов. После нелегкой одиссеи Каменец-Подольский - Владивосток - Сингапур - Суэц его зачислили-таки в английские ВВС, но тут Первая мировая закончилась... Подполковник Казаков начал было служить в красной авиации. Но к лету 1918 года уехал в Архангельск, где высадились английские войска, - чтобы союзники отправили его бить немцев. Англичане, однако, определили его в Славяно-Британский авиакорпус, воевавший в Архангельской губернии с красными. А накануне вывода своих войск предложили вступить в английские ВВС. Но 1 августа 1919 года над аэродромом Березник "Сопвич-Снайп" Казакова резко пошел вверх, завис и рухнул на землю. Большинство свидетелей считали, что это самоубийство. Столь грубую ошибку пилотирования ас мог совершить только сознательно... Эпилог. Воздушные извозчики Лишь один из четырнадцати русских асов года оказался после Гражданской войны на родной земле: Иван Лойко вернулся в 1923 году в СССР из Югославии (где обосновался после разгрома белых). Но долго работать в летной школе бывшему врангелевскому полковнику не дали. В 1929 году Лойко был осужден по 58-й статье, после освобождения в 1934-м осел в Заполярье, а дальше его следы теряются... Михаил Сафонов нанялся в авиацию маньчжурского диктатора Чжан Цзолина и в 1924 году погиб на гражданской войне в Китае. Трое стали "воздушными извозчиками": Павел Аргеев - во французской авиакомпании, Владимир Стрижевский - в югославской, Иван Смирнов - в голландской. Первый разбился уже в 1922 году, второй - в 1940м, а Смирнов, много лет совершавший рейсы в Индонезию, сбитый в 1942-м японцами у берегов Австралии, дожил до 1956 года. Александр Пишванов работал в США инженером на фирмах, основанных русскими эмигрантами. Пережив всех русских асов 1917-го, он скончался в 1966 году. А.А. Казаков и В.И. Янченко И.В. Смирнов и Г.Э. Сук В.И. Стрижевский и Е.Н. Крутень И.К. Лойко и К.К. Вакуловский Ю.В. Гильшер и Н.К. Кокорин А.М. Пишвамнов и Э.Х Леман М.И. Сафонов и П.В. Агеев Район Тарноруды (Галиция), 9 сентября 1917 года. Командир 7-го корпусного авиаотряда 2-й боевой авиагруппы поручик Александр Свешников на Ньюпоре-XXII ведет бой с германским истребителем Роланд D.II. Новогеоргиевский крепостной авиационный отряд. Корнет Гильшер на сконструированном им тренажере.

      Спасибо за прекрасный интереснейший комментарий. hi
  5. 0
    29 ноября 2019 07:39
    Ах, какая необходимая, интереснейшая тема и статья-наша авиация в небе ВтОВ!

    Очень надеюсь, что в цикле статей найдет свое отражение малоизученная тема морской военной авиации России.

    Ведь Россия-МИРОВОЙ лидер морской авиации того времени и той войны: первый в мире морской истребитель, бомбардировщик,первая в мире АУГ, один из самых мощных авианосных флотов мира-русский и т.п.

    Автор не перестает удивлять! hi
  6. Комментарий был удален.