Военное обозрение

Подводные лодки с линкорным калибром

31

Подводными мониторами в годы Первой мировой войны в Великобритании назвали подводные лодки, которые были вооружены мощным артиллерийским вооружением. Идея создания подобного корабля, основным оружием которого были бы не торпеды, а артиллерия, витала в воздухе с самого начала активного использования субмарин. Дальше всего на этом пути пошли британцы, которые в 1916-1919 годах разработали серию подводных лодок, вооруженных артиллерией большого (линкорного) калибра. Данные корабли и вошли в историю как подводные мониторы типа «М».


Стоит отметить, что в истории существовали и другие проекты строительства артиллерийских подлодок, но именно модели, предложенные британским адмиралтейством по праву стали рекордсменами по калибру установленной артиллерии – 305 мм. При этом самой мощной построенной подлодкой с артиллерийским вооружением остался французский подводный крейсер «Сюркуф», вооруженный двумя 203-мм артиллерийскими орудиями. Лодка, построенная еще перед Второй мировой войной, хотя и была интересным проектом, по своим возможностям проигрывала и классическим субмаринам, и классическим крейсерам.

Сумрачный британский гений


Несмотря на то, что лодки не смогли продемонстрировать возможности своего мощного вооружения в бою, а сама их боевая ценность оказалась практически нулевой, подводные мониторы справедливо относили к уникальным творениям британской инженерной мысли. Основным предназначением английских подводных мониторов представляли прибрежное патрулирование и незаметную бомбардировку кораблей противника, а также береговых объектов и укреплений мощной артиллерией. При этом британцы всерьез опасались того факта, что такие лодки первыми разработают немцы, что создало бы Великобритании серьезные проблемы. Правда, немцы даже не вынашивали подобных планов, о чем в Адмиралтействе просто не знали.


Идея создания подводных лодок, вооруженных мощным артиллерийским вооружением, впервые была озвучена в Великобритании уже во второй половине 1915 года. Во многом такой проект появился на свет благодаря низкой эффективности и надежности британских торпед того временного периода. Торпедные аппараты и сами торпеды были ненадежным оружием. Как шутили сами британцы, английские торпеды могли всё, кроме главного – топить корабли противника. Часто торпеды всплывали на поверхность и вражеские корабли от них легко уклонялись, нередко они наоборот уходили в глубину, часто торпеды просто разламывались на части. И даже при попадании в цель торпеды не всегда взрывались, что срывало столь редкие удачные атаки. Именно в такой обстановке британцы решили создать свои подводные мониторы, вооруженные мощными 305-мм орудиями, снятыми со списанного броненосца «Маджестик».

Естественно, британские инженеры и адмиралы рассматривали разные варианты артиллерийского вооружения. Уже в годы Первой мировой войны на свет появились субмарины с мощным вооружением, к примеру, 120-мм орудиями. На этом фоне идея установить на подводную лодку линкорные орудия даже тогда выглядела утопической. До этого самым крупным калибром могла похвастаться подлодка Е-20, вооруженная 152-мм пушкой, а немецкие субмарины с двумя 150-мм орудиями находились лишь на стадии строительства. На этом фоне Адмиралтейство рассматривало вариант создания подлодки, вооруженной двумя 190-мм орудиями. Но, как показали дальнейшие события, уместить на подлодке сразу два 190-мм орудия никак не получалось, поэтому было решено ограничиться одним орудием, но сразу 305-мм. По большей части в Адмиралтействе дольше обсуждали не сам калибр орудия, а вопросы нужна ли подобная субмарин военным морякам и как можно будет использовать такого подводного монстра.

Основные доводы за строительство подводных мониторов были следующими. Во-первых, как уже отмечалось выше, существующее торпедное вооружение было ненадежным, а сама торпедная атака очень сложной задачей, даже при правильных расчетах экипаж лодки могла подвести техника. Во-вторых, подлодка могла взять на борт гораздо больший запас 305-мм снарядов, чем торпед. В-третьих, неожиданно всплыв перед противником, лодка могла гарантировано поразить врага своим тяжелым артиллерийским вооружением, у последнего просто не оставалось бы времени, чтобы сманеврировать. В результате концепция создания подводного монитора типа М была принята, и Адмиралтейство выдало задание на постройку первых четырех кораблей.


Подводная лодка типа К

Подводные лодки создавались не с нуля. За базу были взятые самые крупные на тот момент времени английские подлодки типа К. Компании «Виккерс» предписывалось переделать субмарины К18-К21 в подводные мониторы M1, M2, M3 и M4 соответственно. Четыре последних подводных лодки типа К были заказаны в феврале 1916 года, к этому же времени была готова техническая документация на новые подводные боевые корабли. Стапельные работы еще не успели начаться, как было принято окончательное решение о переделке лодок в подводные мониторы типа M.

Технические особенности подводных мониторов типа M


Подводные мониторы типа M базировались на глубоко переработанном проекте крупных британских подводных лодок типа K, которые в ходе двухлетней эксплуатации зарекомендовали себя не с лучшей стороны, к данным субмаринам у британских матросов была масса претензий. Главной проблемой субмарин типа K являлась их паротурбинная энергетическая установка. Силовая установка была настолько ненадежной, что часто выводила боевые корабли из строя, заставляя их вставать на длительный ремонт, а в ряде случаев стала причиной гибели лодок вместе с экипажем. Принимая во внимание негативный опыт, подводные мониторы типа M сразу же разрабатывались под установку дизель-электрической силовой установки. Именно такой вариант станет основным во флотах различных стран на долгие десятилетия и единственным до появления первых субмарин с атомной энергетической установкой.

Прочный корпус новых подводных лодок изготавливался из стали толщиной 14 и 15,9 мм в средней части корпуса, становясь тоньше к оконечностям, легкий корпус производился из стали толщиной от 6,4 до 19 мм. Все подводные мониторы типа M представляли собой полуторакорпусные лодки с расчетной глубиной погружения 60 метров. На перископную глубину лодки должны были уходить за 90 секунд. Прочный корпус субмарины делился переборками на 11 отсеков. Система погружения и всплытия включала сразу 20 внешних балластных цистерн, конструкторы разместили их по бортам лодки. Общая вместимость балластных цистерн составляла 375 тонн. Надводное водоизмещение лодок достигало 1594 тонн, подводное – 1946 тонн. Максимальная длина мониторов составляла 90,15 метра, диаметр – 6,2 метра, осадка – 3,56 метра.


305-мм артиллерийская установка подводных мониторов типа M в разрезе

Появление дизель-электрической силовой установки обезопасило лодку и её экипаж. По сравнению с паротурбинной установкой на лодках типа K – это был шаг вперед. На подводном мониторе конструкторы расположили два дизеля для надводного хода и четыре электромотора для движения под водой. За разработку дизельных двигателей отвечала компания «Виккерс». На лодках были установлены четырехтактные 12-цилиндровые дизели мощностью 1200 л.с. каждый. Для подводного хода использовались четыре электродвигателя мощностью по 800 л.с. каждый. Двигатели подводного монитора приводили в движение два трехлопастных винта, диаметр которых достигал 1,78 метра. Силовая установка считалась достаточно мощной и обеспечивала необычным кораблям хорошую скорость надводного и подводного хода. В надводном положении мониторы могли разогнаться до 15 узлов (почти 28 км/ч), в подводном положении скорость составляла 8-9 узлов (до 16,5 км/ч). В надводном положении, передвигаясь с экономической скоростью хода 10 узлов, корабль мог преодолеть без дозаправки 4500 морских миль (примерно 8300 км). В подводном положении мониторы могли преодолеть не более 150 км.

305-мм орудие разместили перед рубкой подлодки. Первоначально артиллерийскую установку планировали сделать водонепроницаемой и бронированной, но со временем от этой идеи отказались. Водонепроницаемой осталась только камера заряжания. Вес всей установки вместе с орудием достигал 120 тонн, масса боезапаса, состоявшего из 40 снарядов, составляла еще 29 тонн. 305-мм орудие с длиной ствола 40 калибров позволяло обстреливать цели на удалении 19 км. Скорострельность орудия была невысокой – один выстрел в 75 секунд. При этом углы горизонтального наведения орудия составляли только 15 градусов, угол возвышения – 20 градусов, вниз орудие опускалось на 5 градусов. Дополнительным артиллерийским вооружением стала 76-мм пушка Mk II, которая размещалась на корме монитора и позволяла, в том числе, обстреливать и воздушные цели. Сохранили конструкторы и торпедное вооружение, которое было представлено 4х450-мм торпедными аппаратами, боезапас лодки состоял из 8 торпед.

Экипаж подводных мониторов типа M включал в себя 65 человек, среди которых было 6 офицеров и 59 старшин и матросов. Так как корабль представлял собой специфическую подводную лодку, очень большая часть команды занималась обслуживанием артиллерийского вооружения. В орудийной установке 305-мм пушку обслуживало 11 человек, в погребе и на подаче снарядов работало еще 16 матросов, 4 артиллериста составляли расчет 76-мм кормовой пушки, подносить им снаряды должны были еще два матроса.


Подводные мониторы типа M считались комфортными для работы и отдыха экипажа судами. Лодки отличались большими размерами и дизель-электрической силовой установкой вместо паровых котлов и турбин на лодках типа K. При этом экипажи радовались тому, что корабль перестало захлестывать волнами через отверстия и трубы для доступа воздуха, как это было на указанных выше субмаринах. Еще одним достоинством кораблей было то, что во время несения вахтовой службы моряки, находящиеся на мостике, оставались сухими почти в любую погоду, что для субмарин того времени было очень необычно. Моряков защищала развитая надстройка и 305-мм орудие, которые служили подобием волнолома и препятствовали захлестыванию мостика волной.

Судьба подводных мониторов типа M


Головной корабль серии – подводный монитор М1 был заложен компанией «Виккерс» в июне 1916 года. Спуск на воду нового боевого корабля состоялся 9 июля 1917 года, а вступление в строй состоялось 17 апреля 1918 года. Лодка была готова к самому концу Первой мировой войны, но британское командование не горело желанием испытывать корабль в боевых условиях. Вместо сражений в Северном море подводный монитор отправили в Средиземное море, где он ни разу так и не встретился с противником. Судьба подводного монитора M1 закончилась трагично. Лодка погибла в мирное время вместе со всем экипажем, в 1925 году в районе Плимута она столкнулась со шведским пароходом и затонула.


Подводный монитор M2, переделанный в подводный авианосец

Подводный монитор M2 был заложен в июле 1916 года, спуск на воду состоялся уже в самом конце Первой мировой войны – 19 октября 1918 года. В строй необычный корабль вошел уже после завершения конфликта – 14 февраля 1920 года. В 1925 году подводный монитор M2 пережил серьезную модернизацию и был перестроен в подводный авианосец. В этом качестве корабль достаточно плодотворно использовался вплоть до 26 января 1933 года. В этот день лодка затонула на глубине 32 метра недалеко от пляжа Чезил, погиб весь экипаж. Проведенное позднее обследование показало, что на лодке был открыт люк ангара. Скорее всего, разгерметизация лодки произошла по ошибке, но что именно привело к столь печальным последствиям осталось невыясненным. Этот боевой корабль стал настоящим долгожителем всей серии, прослужив в Королевском военно-морском флоте до момента трагедии почти 13 лет.

Подводный монитор M3 заложили в декабре 1916 года, спуск на воду состоялся 19 октября 1918 года. В строй корабль вступил уже после завершения Первой мировой войны 9 июля 1920 года. Вся служба корабля была абсолютно непримечательной. В 1927 году британское Адмиралтейство приняло решение о переделке корабля в крупный подводный минный заградитель. Демонтаж 305-мм орудийной установки и переделка надстройки позволили разметить на борту субмарины сразу 100 морских мин типа Mk. 5. Служба лодки протекала без особых происшествий и закончилась в 1932 году, когда корабль был отправлен на слом.

Подводный монитор M4 был заложен 1 декабря 1916 года на верфи Armstrong Whitworth. Лодку спустили на воду после Первой мировой войны – 20 июля 1919 года и приняли решение не достраивать. После отмены строительства, корабль просто разобрали на металлолом.


Подводя итог программе создания подводных мониторов типа M, можно отметить, что, несмотря на оригинальные технические решения, лодки оказались не востребованы военными и не оказали никакого воздействия на ход боевых действий Первой мировой войны на море. Монитор M1 использовался лишь для патрульных функций и ни разу не применил свой главный калибр по прямому назначению. Из всей серии подводных мониторов было достроено три лодки. Из них лишь два корабля после серьезной модернизации можно было достаточно продуктивно использовать на военной службе.
Автор:
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Никомед
    Никомед 20 ноября 2019 18:09
    -19
    Полная чушь! После первого же выстрела опрокинулась и всех делов!
    1. Undecim
      Undecim 20 ноября 2019 19:57
      +19

      Как видите, не опрокинулась.
  2. igordok
    igordok 20 ноября 2019 18:25
    +3
    П.л. типа "К" британцы вроде расшифровывали как "Катастрофа".
    На https://topwar.ru/152961-jeskadrennoe-bedstvie-podlodki-proekta-k-velikobritanija.html рассказывается о ней. В том числе случай когда на учение после столкновений две лодки утонули, а еще две отправились на ремонт.
    1. san4es
      san4es 20 ноября 2019 20:12
      +7
      Цитата: igordok
      П.л. типа "К" британцы вроде расшифровывали как "Катастрофа"....

      hi ....Я бы сказал "Курильщик" smile
  3. sergo1914
    sergo1914 20 ноября 2019 18:32
    0
    Тот ещё утюг получился. Хотя HMS M-15 наоборот красавец. Мода у них тогда была. Линкорные калибры во все вкорячивать. Как до танка не догадались...
    P.S. Сюркуф в очереди на сборку давно стоит. Тот ещё мутант.
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 20 ноября 2019 18:40
    +2
    Очень интересно! Про "Сюркуф" читал в детстве, а вот про эти мониторы слышу впервые. Спасибо за интересную статью!
  5. Бензорез
    Бензорез 20 ноября 2019 19:25
    +12
    Боже мой! Вот это- поворот... Я за сорок пять своих лет даже не подозревал о существовании таких наработок. Спасибо автору за просвещение народа.
    Козе понятно, что это очень вряд-ли эффективное дело. Но, чтобы точно знать- надо ж кому-то попробовать однако.
    Кстати, весьма такой... Эпический "батискаф" получился! Если бы передо мной такой агрегат всплыл... Меня б "Кондратий" хватил бы!!! Вот ей Богу.
  6. Альф
    Альф 20 ноября 2019 19:33
    +9
    Сами-то британцы понимали, что в артиллерийской дуэли "ПЛ-корабль" лодка будет действовать в невыгодных условиях ? Что для надводного корабля попадание даже 12-дм снаряда ? Больно, неприятно, но..в принципе, ничего особо страшного.,если, конечно, не лаки шот. Что для ПЛ хотя бы одно попадание ЛЮБОГО снаряда ? Приговор. Погрузиться не получится, а добить ее дело времени.
    При этом углы горизонтального наведения орудия составляли только 15 градусов,

    Прицеливаться самой лодкой ? У морских орудий 1МВ и так точность невелика, а тут еще и все корыто ворочать ?
    а также береговых объектов и укреплений мощной артиллерией.

    На борту 40 выстрелов, точность не особая, какова вероятность поразить цель ? Про ответку я уже сказал.
    Если ПЛ сражаться с военными кораблями, то такая дуэль для нее самоубийство, если с транспортами, то 12-дм явно излишне, опыт 1МВ показал, что вполне достаточно 120-мм.
    Есть поговорка про сумрачный германский военный гений, про британцев можно сказать то же самое...
    1. Лопатов
      Лопатов 20 ноября 2019 20:54
      +8
      Цитата: Альф
      На борту 40 выстрелов, точность не особая, какова вероятность поразить цель ?

      Они провели "работу над ошибками".

      А французы- нет.


      Но такие калибрыуже не ставили. Впрочем, Лондонский договор калибр артиллерии на ПЛ ограничил.
    2. mmaxx
      mmaxx 21 ноября 2019 07:01
      0
      Лодки не предназначались для боев с кораблями. А для обстрела берега.
      Так же как и вся куча мониторов. Но лодка могла подойти незаметно.
  7. Undecim
    Undecim 20 ноября 2019 20:50
    +7
    При этом британцы всерьез опасались того факта, что такие лодки первыми разработают немцы, что создало бы Великобритании серьезные проблемы. Правда, немцы даже не вынашивали подобных планов, о чем в Адмиралтействе просто не знали.
    Немцы вынашивали несколько другие планы, так как считали, что одно орудие, даже столь монструозное, бесполезно. Поэтому к 1939 году завершили проектирование подводного крейсера типа XI-B U-Cruiser.

    Проектные характеристики.
    Длина - 115 м, щирина 9,5 м, высота 6,2 м.
    Надводное водоизмещение 3630 т, подводное - 4650 т.
    Двухвальная двигательная установка состояла из восьми 12-циллиндровых дизелей надводного хода и двух электродвигателей подводного хода.
    Артиллерийское и торпедное вооружение:
    4 носовых и два кормовых торпедных аппарата с боезапасом 12 торпед
    4 128-мм спаренные пушки в двух бронированных башнях.
    2 37-миллиметровых и два 20 мм зенитных автомата.
    Боезапас к артиллерийским орудиям:
    940 снарядов 128мм.
    4000 снарядов 37мм.
    2000 снарядов 20мм.
    Самолет-разведчик «Арадо / Аргус 231.
    Экипаж 110 человек.
    В 1939 году было заложено четыре лодки этого типа - U-112, 113, 114, 115. Правда в связи с началом войны строительство приостановили, а затем немцам стало не до подводных крейсеров, так что на океанские просторы они так и не вышли.
    1. Undecim
      Undecim 20 ноября 2019 21:05
      +5

      XI-B U-Cruiser.
  8. Dooplet11
    Dooplet11 20 ноября 2019 21:00
    +1
    Автору спасибо, интересная инфа к осмыслению!
  9. Saxahorse
    Saxahorse 21 ноября 2019 00:03
    +5
    Совершенно безумная конструкция. :) Кроме диверсий в виде обстрела портов и побережья, ничего в голову не приходит. В морском бою ей действительно лучше не всплывать.

    Конструкция курьезная, но ведь реальная! Автору спасибо что нашел это чудо!
    1. Undecim
      Undecim 21 ноября 2019 00:23
      +4
      Кроме диверсий в виде обстрела портов и побережья, ничего в голову не приходит.
      Она для этого первоначально и предназначалась.
      1. Saxahorse
        Saxahorse 21 ноября 2019 00:29
        +2
        Цитата: Undecim
        Она для этого первоначально и предназначалась.

        Кусок в виде "и кораблей противника" всех озадачил. Невозможно ее представить в надводном бою.
        1. Undecim
          Undecim 21 ноября 2019 00:49
          +5
          Для надводного боя она и не предназначалась. Пушку в дополнение к обстрелу берега предполагалось использовать против торговых судов. Поэтому и система наведени была соответствующей - совмещением цели, "мушки" на стволе орудия и специальной метки на шкале перископа. При этом дистанция стрельбы по судам предполагалась не более 1200 м.
          1. Nikolaevich I
            Nikolaevich I 21 ноября 2019 08:59
            +4
            Как говорится:" Но новые песни придумала жизнь...не надо,не надо о песне(старой...) тужить !" Чаво там "орудия главного калибра" !Как-то на ВО была статья(а может и две...),где автор предлагал вооружить подлодку ЗРК С-500 ! Это уж не упоминая КР "Калибры" и подобные... ! Так что..."красиво" воевать не запретишь !
          2. Лопатов
            Лопатов 21 ноября 2019 10:27
            +1
            Цитата: Undecim
            Для надводного боя она и не предназначалась. Пушку в дополнение к обстрелу берега предполагалось использовать против торговых судов.

            Смотря что считать "надводным боем"
            Насколько понимаю, именно борьбу с торговыми судами стоит считать основной задачей ПЛ на то время.
            И вот тут такая система могла быть эффективна. "Фактор страха" достаточен для того, чтобы торговое судно не дёргалось при возможном досмотре, орудие обладает достаточной эффективностью даже против судов-ловушек. Ну и потопить "приговорённого" можно было одним-двумя снарядами.
            1. Saxahorse
              Saxahorse 21 ноября 2019 21:39
              +2
              Цитата: Лопатов
              орудие обладает достаточной эффективностью даже против судов-ловушек. Ну и потопить "приговорённого" можно было одним-двумя снарядами.

              Это если попадешь.. Причем одного раза может быть мало. Опять же УГН маленькие, скорострельность очень низкая. То же "судно-ловушка" два десятка снарядов всадить успеет пока 12" перезарядятся. А просто торговый шип потопить и 120-152 мм за глаза достаточно.
              1. Лопатов
                Лопатов 21 ноября 2019 23:12
                +1
                Цитата: Saxahorse
                Это если попадешь.. Причем одного раза может быть мало.

                А Вы представьте себя на месте моряков, к примеру, судна-ловушки. Знающих, что они под прицелом такой дуры.
                1. Saxahorse
                  Saxahorse 21 ноября 2019 23:52
                  +1
                  Цитата: Лопатов
                  А Вы представьте себя на месте моряков, к примеру, судна-ловушки. Знающих, что они под прицелом такой дуры.

                  Если б хотели только напугать сделали б деревянную. laughing

                  А городить столь дорогую и сложную конструкцию только чтоб штаны кому то попортить - не рационально. Эффект мимолетный и не на всех действует.
                2. Альф
                  Альф 22 ноября 2019 20:48
                  +1
                  Цитата: Лопатов
                  А Вы представьте себя на месте моряков, к примеру, судна-ловушки.

                  Экипаж ловушек-военные моряки. И они , и суда и моряки, именно к такому и готовятся.
  10. Мур
    Мур 21 ноября 2019 04:44
    +5
    Наши на этой ниве тоже отметились.
    Проект инженера В.М.Журавлёва (1910-11):

    Водоизмещение 4500/5435 т.
    Скорость подводная 14 узл., надводная 25 узл.
    Вооружение:
    -30(!) ТА 450 мм, 60 торпед;
    -5 гаубиц 120мм;
    -120 мин заграждения.
    Рубка(выдвижная!), орудийные башни (выдвижные!), палуба, борта бронированные, да ещё и таран.
    Стоимость 8,5 млн руб. - никому в морском ведомстве не понравилась, поэтому проект завернули, особо не рассматривая.
    1. mmaxx
      mmaxx 21 ноября 2019 07:08
      +1
      Знатный стимпанк. Или дизельпанк?
  11. Урал-4320
    Урал-4320 21 ноября 2019 11:43
    +2
    Я не перестаю поражаться, как на том уровне металло/материаловедения и обработки, люди планировали, решали и воплощали такие конструкции. На одно уплотнение выдвижных башен сколько сил было положено, а ведь ещё оно должно работать на глубине.
  12. ser56
    ser56 21 ноября 2019 13:02
    0
    просто одна тупиковая ветвь развития ПЛ request
  13. voyaka uh
    voyaka uh 21 ноября 2019 16:33
    +1
    С калибром англичане, конечно, переборщили. А, в принципе, для того времени идея была нормальная.
    Торпеды были тогда ненадежны у всех, а в морской артиллерии англичанам не было равных.
    Даже во Второй Мировой на ПЛ ставили орудия довольно крупных калибров. И применяли эти орудия во всю. Особенно немцы в Битве за Атлантику. Торпеды берегли для серьезных военных кораблей, а из пушек громили вспомогательные и гражданские.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 21 ноября 2019 17:11
      +3
      Цитата: voyaka uh
      Даже во Второй Мировой на ПЛ ставили орудия довольно крупных калибров. И применяли эти орудия во всю. Особенно немцы в Битве за Атлантику.

      Это пока ПЛО не было. А как только Союзники наладили ПЛО - так орудия с палуб немецких ПЛ исчезли - XXI серия несла только пару зенитных малокалиберных спарок.

      Орудия 88-152 мм на ПЛ - это для одиночных ТР или добивания отставших от КОН (включая подранков). И даже такие цели были опасными - те же "Либерти" поголовно несли вооружение и при удаче могли продырявить прочный корпус ПЛ, оставив ту болтаться на поверхности в ожидании патрульного самолёта.
  14. Егоров Олег
    Егоров Олег 28 ноября 2019 23:21
    0
    Мажестик не был списан , а был потоплен в ходе Дарданельской операции подводной лодкой U-21
  15. Егоров Олег
    Егоров Олег 7 декабря 2019 09:45
    0
    Меня всех больше в истории с этими лодками ( К , М ) удивляет одно , ведь Англичане выработали свой , отличный опыт по строительству хороших боевых лодок , такие как тип R , тип Е , тип Н , типл L , которые отлично воевали , особенно тип Е , прорывы в Мраморное море , на Балтике английские подводные лодки типа Е были самыми результативными в отличии наших лодок действующих там же , и в друг в пасть в такой маразм .