Military Review

Old Russian saber: weapons with a reserve for modernization

32

Saber of the X century from the collection of the State Historical Museum. According to the customs of that time, before putting into burial the saber was bent and spoiled. Wikimedia Commons Photos


In service with the Russian warriors there was a diverse blade weapon. The sabers of various kinds remained the longest in service. The first such samples in the Old Russian army date back to the 10th century, and the full use of the saber continued almost until the beginning of the 20th century. Thus, the saber turned out to be the most enduring type of cold steel in our army. The main features of the sabers, laid more than a thousand years ago, turned out to be useful even later.

Weapons from the steppes


It is known that the first versions of the saber appeared in the VII-VIII centuries. and quickly spread throughout much of Eurasia. Due to a number of characteristic features, the saber was a convenient weapon for an equestrian warrior, which contributed to its rapid spread in different regions. In the future, similar weapons appeared among the Eastern Slavs.

Ancient Russia met with a saber in the IX-X centuries. in connection with the raids of nomads. The first to recognize such weapons were the principalities in the South and Southeast, who took upon themselves the main blow. The Old Russian army followed foreign innovations and tried to adopt the best ideas and best practices. The same thing happened with the saber, however, it was far from immediately possible to reveal its potential.


Typology of elements of the hilt of the saber according to "Old Russian weapons" A.N. Kirpichnikova

At the turn of two millennia in Russian rati, two new weapons appeared at once - a sword and a saber. The sword quickly took a dominant position and became the main blade weapon. Over the next several centuries, the saber was inferior to him in terms of distribution and mainly remained a specialized weapon.

It is curious that in the first period the saber was not only a weapon of a warrior, but also a status item. It is to this period that several interesting finds relate. In a number of burials, sabers with skillful decoration were discovered, showing the status and position of the owner in society.

In the XI-XII centuries. there is an increase in the number of sabers, and at the same time, an increase in their share in rati. New technologies were mastered, which allowed to increase output. In parallel, saber propagation is observed. If earlier they were used only in the southern principalities, then from the XI century. reach Minsk and Novgorod.

Design features


Sabers of Ancient Russia almost did not differ in design from similar weapons of other countries. The development of the design was carried out in approximately the same way as abroad. Over time, the shape and size of the blade changed, and in parallel the hilt improved.


Sword and sabers of different kinds. Illustration from the book of A.V. Viskovatova "Historical description of clothing and weapons of the Russian troops "

The earliest Old Russian sabers had a single-blade blade about 1 m long, about 3-4 cm wide, with a slight bend. By the XII century. the blade became longer by 10-15 cm and became slightly wider. The bend also increased and the mass increased. Thus, later sabers differed from their predecessors in a greater force of chopping impact, as well as higher cutting rates. These trends continued in the future, which in the future led to the appearance of even more curved sabers.

The early Old Russian sabers, mostly richly finished, were distinguished by the relative complexity of production. During the forging, welding of iron and steel plates was carried out, and the finished blade was decorated with copper or gold wire. Later, as the saber spread, simpler technologies were used. Iron sabers with a welded steel blade or cemented whole-iron specimens were found. Naturally, such sabers were not decorated in any way.

The hilt was changing quite actively. There are several basic types of guards and tops, characteristic of different periods and regions. Initially, in Russia there were direct guards with balls at the ends, also found in other countries. Subsequently, the shape of these products changed. The thickenings disappeared, the ends lengthened and bent for greater ease of cutting and additional protection of the hand.


Other sabers from different eras. Illustration from the book of A.V. Viskovatova "Historical description of clothing and weapons of the Russian troops"

Hiking and horseback riding


Due to the correct ratio of length, width and bending, the saber has a combined cutting-cutting action. The double-edged end also allows injections. Thanks to such qualities, the saber can be used by an infantryman or a horseman. In some situations, it has advantages over a sword with a straight double-edged blade.

According to known data, the mass distribution of sabers in Russia was associated with the development of cavalry. It was the riders who were the main users of sabers, as evidenced by archaeological finds. Sabers were also used in infantry, but in smaller quantities and only in certain regions.

An old Russian saber was developed and used with the sword, and these two weapons could compete with each other. However, this problem was solved in the most successful way. In the infantry of most principalities, the sword remained the main blade weapon, and the saber was not able to noticeably squeeze it. The reverse processes were observed in the cavalry: first in the southern regions, and then onwards the saber began to supplant the sword.

Old Russian saber: weapons with a reserve for modernization
Saber attributed to Vladimir Monomakh. In fact - a product of the XVII century. Illustration from the collection "Antiquities of the Russian State"

Despite such processes, for several centuries the sword and saber remained the equal arms of warriors. There were no reasons for the disappearance of one sample and the greater spread of another. First of all, this was due to the specifics of the military-political situation. Opponents of Ancient Rus were simultaneously heavily armed European warriors and highly mobile nomadic horsemen. To combat them effectively, different means were required, which affected the arms of the Russian rati in different regions.

Great future


Similar approaches to arming warriors persisted over the next several centuries. However, in the XIV century. new processes began, the result of which was a change in the rati weapons complex. The development of armies and tactics led to a gradual reduction in the role of swords and an increase in the proportion of sabers. In addition, the new sabers kind of resembled swords and could show similar characteristics.

As a result, by the XV-XVI centuries. in the Russian army, a saber almost completely supplanted the sword. In addition, new samples of blade weapons with various features appeared. New types of sabers, adapted to solving different problems, were created independently or borrowed from foreigners. In later periods, the saber remained one of the main armaments of archers, local cavalry, Cossacks, regiments of a foreign system, etc.


Sabers of Minin and Pozharsky, XVI-XVII centuries. Illustration from the collection "Antiquities of the Russian State"

The development of sabers went by changing the shape and size of the blade, as well as by finalizing the hilt. Crucial were the technology of metal smelting and forging of finished products. The formation of the fencing school allowed us to more fully reveal the potential of weapons.

The great value of the saber was preserved in modern times. New types of such weapons were developed and introduced, including intended for specific military branches. The saber retained the status of the main cold steel of the Russian army until the end of the 19th century, when the mass introduction of drafts began. However, this did not lead to its early disappearance.

Ten centuries of development


The first sabers of Ancient Russia discovered belong to the X century. However, in fact, such weapons could appear a little earlier. Later sabers remained in service until the XX century. Thus, edged weapons with a curved blade and one-sided sharpening have been relevant for a thousand years, which can be considered a real record.


Naval officer sabers of the XIX century. Left - arr. 1855, on the right - arr. 1811 g. Photo by Wikimedia Commons

The reasons for such results should be sought in the successful concept and design of the blade. The saber is capable of striking and chopping (with a cutting action) blows, and is also relatively simple to manufacture and use. Through various changes of the blade and hilt, the saber can be modified to meet specific requirements, which has repeatedly happened in the past.

For several centuries, gunsmiths used the full potential of the saber, which led to well-known results. At first, this weapon was able to gain a foothold in Old Russian rati and in some areas to squeeze the sword, and then completely replace it. After this, the saber remained one of the main weapons for several centuries. Not all types of knives can boast of such survivability.
Author:
32 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. sen
    sen 20 November 2019 06: 24
    +5
    Oleg Kirsanov's article "The Blade of Heavenly Rain" (magazine "Weapon", N1, 2001) describes an ancient sword-saber found in Russia. One-sided sharpening, the point is like a saber, but the blade is almost straight. Although the blade is long (717 mm), the handle is nevertheless at an angle to the axis of the blade. It is convenient: "Thanks to this, the saber at the moment of impact does not form an obtuse angle with an outstretched arm, but becomes its direct continuation ...".
    1. Engineer
      Engineer 20 November 2019 12: 18
      +3
      The description is very similar to the weapon of the Saltov-Mayak culture. Khazars and their neighbors. They loved to mount the handle at an angle to the line of the blade.

      No. 14 indicative
      1. marshes
        marshes 20 November 2019 13: 27
        +2
        Quote: Engineer
        The description is very similar to the weapon of the Saltov-Mayak culture. Khazars and their neighbors. They loved to mount the handle at an angle to the line of the blade.

        It seems that the British in the 18th century appeared, light cavalry-green hussars. Yes to this day as a ceremonial weapon.
  2. Flooding
    Flooding 20 November 2019 08: 00
    +4
    Against the armored warrior, the saber in the hand of the walking warrior no doubt lost the sword with its weight and piercing effect. In equestrian combat, yes, the saber revealed its chopping potential in full.
    Who will tell me, an amateur, what is the name of the extension of the blade of a saber at its tip?
    1. Freeman
      Freeman 20 November 2019 09: 11
      +7
      Quote: Flood
      ... Who will tell me, an amateur, what is the name of the extension of the blade of a saber at his point?


      This part of the blade is called Elman.

      1. Flooding
        Flooding 20 November 2019 09: 37
        +2
        Right Thanks.
      2. sivuch
        sivuch 20 November 2019 12: 44
        +2
        By the way, Turkish sabers have a pronounced elman, and in Persian it is practically absent
        1. Flooding
          Flooding 20 November 2019 14: 49
          +1
          Probably the weight (width) of the blade matters.
          For a heavy blade, its need is not so important.
          Again, what period are we talking about.
          During the ubiquitous distribution of armor, the effectiveness of thin and light chopping blades is very doubtful.
  3. tlauicol
    tlauicol 20 November 2019 08: 03
    +4


    in Weapons a lot of good sabers. But getting hard. harder to catch and see
  4. Krasnoyarsk
    Krasnoyarsk 20 November 2019 08: 43
    +2
    = and also relatively easy to manufacture =
    Controversial statement.
    1. Kote Pan Kokhanka
      Kote Pan Kokhanka 20 November 2019 12: 05
      +4
      It depends on what you compare it to!
      The complexity of the product is paradoxically not in form, but in the method of forging the blade and the complexity of the hilt and proud!
      1. Astra wild
        Astra wild 20 November 2019 13: 24
        +2
        Kotia, and you are not a blacksmith by chance, what are you commenting on? I ask without ridicule. You know from some colleagues in the comments you can see the profession
        1. Kote Pan Kokhanka
          Kote Pan Kokhanka 20 November 2019 17: 58
          +3
          No dear Astra, unfortunately with metal, I'm not friends! I love wood, but also not at the level of cabinetry, but so an amateur!

          1. Karen
            Karen 20 November 2019 18: 19
            +1
            I somehow had several cubes of hazelnut of ten-year drying ... I gave a sidekick, and they put them on the stairs in the house ... I still regret it - the misuse of wood has gone ... Anglo-Saxons are very asking for it around the world - for butts from guns ...
          2. Astra wild
            Astra wild 20 November 2019 18: 42
            +2
            Kotya, you + were well cut out the street name and house number. And what does the rifle have to do with it, I am able to distinguish a rifle from a rifle, but to determine which rifle it is? Have you really made a bed?
            Realized: You made a case for your rifle.
            1. Kote Pan Kokhanka
              Kote Pan Kokhanka 20 November 2019 19: 19
              +2
              Air rifle IZH-38s. Butt, bed and wooden box of my work. He made work colleagues as a present for his son.
  5. restless
    restless 20 November 2019 09: 10
    +1
    The last picture shows a cleaver of the lower ranks of artillery. The museum of the Peter and Paul Fortress presents similar samples, but the name is a cavalry sword, also has a bend about 3 cm wide and about 120 cm long, a single-sided blade with a sharp end, the same cleaver as the siblings of that sword ...
    1. tlauicol
      tlauicol 20 November 2019 09: 17
      +5
      not simular. another cleaver
    2. marshes
      marshes 20 November 2019 13: 32
      +1
      Quote: restless
      The last picture shows a cleaver of the lower ranks of artillery. The museum of the Peter and Paul Fortress presents similar samples, but the name is a cavalry sword, also has a bend about 3 cm wide and about 120 cm long, a single-sided blade with a sharp end, the same cleaver as the siblings of that sword ...

      Maybe it's Broadsword, Celeb ..
  6. Fedorov
    Fedorov 20 November 2019 10: 54
    +2
    I’ve taxied in front of my nose in the museum (well, I gave money there), short. He took his sword, I don’t even know whose. Did not check. Heaven and Earth.
  7. Operator
    Operator 20 November 2019 11: 55
    +3
    The expected opposition of Russophobes: "You are lying" - the type could not have been with Russian sabers in the 10-13th century, since "everyone knows" that edged weapons were exclusively imported to Russia from Western Europe and were totally swords - Carolingians laughing

    Unchanged answer: ".......", - S. Lavrov (C)
  8. Undecim
    Undecim 20 November 2019 12: 26
    +4
    The earliest old Russian sabers

    The picture below shows one of two sabers found during excavations of the Zolotarevsky hillfort in the Penza region. The end of the XII - the beginning of the XIII century.
    1. Undecim
      Undecim 20 November 2019 12: 31
      +5

      This is how a modern replica of a saber and Zolotarevsky hillfort looks like, made in accordance with the proportions and dimensions of the artifact.
      1. hohol95
        hohol95 20 November 2019 14: 26
        +3
        It looks like finds in the Polovtsian graves.
        Nizhyn and the Tsemdolinsky burial ground.
        1. Astra wild
          Astra wild 20 November 2019 14: 31
          +1
          And what are these rings at the bottom right?
          1. hohol95
            hohol95 20 November 2019 14: 45
            +1
            Nizhyn. Saber and its stigma, bit, armchair, burial stirrups.
        2. Engineer
          Engineer 20 November 2019 14: 58
          +3
          You can add this saber of the 10th century Magyar type from Gochevo

          Unfortunately, I did not immediately find the images of the ancient Russian sabers of the same period (10th century)
          There are three
          Chernigov (Black grave mound) both in the Shestovitsky burial ground (mound 61 burial 4) and from the Donetsk settlement.
          But according to the description, it looks like a slight bend, the handle is inclined to the blade.
          1. hohol95
            hohol95 20 November 2019 15: 06
            +2
            "Technical espionage" of the 10th century! We took trophies, tried to repeat them. Then improve. Adapt for your battle tactics or create a new one. Etc!
            1. Engineer
              Engineer 20 November 2019 15: 21
              +2
              Maybe I didn’t even have to spy. The same Pechenegs were at times allies of Svyatoslav. You could just buy it.
              By the way, it turns out that the sabers of the steppes for almost 200 years have not changed
              1. hohol95
                hohol95 20 November 2019 15: 50
                +2
                In addition to the Pechenegs, there were Polovtsy with the Khazars.
  9. Tank hard
    Tank hard 20 November 2019 19: 07
    +5
    Good article. According to Kirpichnikov, the saber arose as an armament of an equestrian warrior from about the 1817th-1864th centuries on vast expanses from Altai to the Black Sea, from where it began to penetrate into Europe. Since about the XNUMXth century (mainly in the southern regions) in Russia, Russia also had its own centers for the production of these weapons. The role of cavalry is growing. The sword is a more versatile weapon, its double-edged blade is more suitable for dealing damage in hand-to-hand combat, but the greater convenience of the saber in use by the rider predetermined the advantage of the saber over the sword. It should be noted that as a result of the Caucasian Wars of the Russian Empire (XNUMX - XNUMX), the saber was supplanted by the saber, for objective reasons. I am waiting for an article about a checker from Ryabov Cyril. I will read it with interest. In general, I thank Cyril for the articles, they raise interest in edged weapons and the history of our country. hi
  10. Basarev
    Basarev 20 December 2019 20: 01
    0
    And your long blade in Russia was not? After all, borrowing is from the west, then from the east. As if it was a completely rootless country that had nothing of its own.

Древнерусская сабля: оружие с заделом для модернизации


Сабля X века из собрания Государственного исторического музея. По обычаям того времени, перед помещением в захоронение саблю согнули и испортили. Фото Wikimedia Commons


На вооружении русских ратников имелось разнообразное клинковое оружие. Дольше всех на вооружении оставались сабли разного рода. Первые такие образцы в древнерусском войске относят к X в., а полноценное использование сабли продолжалось едва ли не до начала XX в. Таким образом, сабли оказались наиболее живучим видом холодного оружия в нашей армии. Основные особенности сабель, заложенные больше тысячи лет назад, оказались полезными и позже.

Оружие из степей


Известно, что первые варианты сабли появились в VII-VIII вв. и достаточно быстро распространились по значительной части Евразии. В силу ряда характерных особенностей сабля была удобным оружием для конного воина, что способствовало ее быстрому распространению в разных регионах. В дальнейшем подобное оружие появилось и у восточных славян.

Древняя Русь познакомилась с саблей в IX-X вв. в связи с набегами кочевников. Первыми такое оружие узнали княжества на Юге и Юго-востоке, принимавшие на себя основной удар. Древнерусское войско следило за иноземными новинками и старалось перенимать наилучшие идеи и наработки. То же произошло и с саблей, однако раскрыть ее потенциал удалось далеко не сразу.


Типология элементов эфеса сабли по "Древнерусскому оружию" А.Н. Кирпичникова

На рубеже двух тысячелетий в русской рати появилось сразу два новых оружия – меч и сабля. Меч достаточно быстро занял главенствующее положение и стал основным клинковым оружием. В течение нескольких следующих веков сабля уступала ему по распространению и в основном оставалась специализированным оружием.

Любопытно, что в первый период сабля была не только оружием ратника, но и статусной вещью. Именно к этому периоду относятся несколько интересных находок. В ряде захоронений были обнаружены сабли с искусной отделкой, показывавшей статус и положение хозяина в обществе.

В XI-XII вв. наблюдается увеличение числа сабель, а вместе с тем и рост их доли в рати. Были освоены новые технологии, позволившие увеличить выпуск. Параллельно наблюдается распространение сабель. Если ранее они использовались только в южных княжествах, то с XI в. доходят до Минска и Новгорода.

Особенности конструкции


Сабли Древней Руси почти не отличались по своей конструкции от аналогичного оружия других стран. Развитие конструкции осуществлялось примерно так же, как и за рубежом. Со временем изменялись форма и размеры клинка, и параллельно совершенствовался эфес.


Меч и сабли разных видов. Иллюстрация из книги А.В. Висковатова "Историческое описание одежды и вооружения российских войск"

Наиболее ранние древнерусские сабли имели однолезвийный клинок длиной около 1 м шириной порядка 3-4 см с небольшим изгибом. К XII в. клинок стал длиннее на 10-15 см и стал немного шире. Также увеличился изгиб и выросла масса. Таким образом, более поздние сабли отличались от предшественников большей силой рубящего удара, а также более высокими показателями резания. В дальнейшем эти тенденции сохранились, что в будущем привело к появлению еще более изогнутых сабель.

Ранние древнерусские сабли, в основном богато отделанные, отличались относительной сложностью производства. В ходе ковки осуществлялась сварка железных и стальных пластин, а готовый клинок украшали медной или золотой проволокой. В дальнейшем, по мере распространения сабли, использовались более простые технологии. Обнаружены железные сабли с наваренным стальным лезвием или цементированные цельножелезные образцы. Естественно, подобные сабли никак не украшались.

Достаточно активно изменялся эфес. Известно несколько основных типов гарды и навершия, характерных для разных периодов и регионов. Изначально на Руси присутствовали прямые гарды с шариками на концах, также встречающиеся в других странах. Впоследствии форма этих изделий менялась. Исчезали утолщения, концы удлинялись и загибались для большего удобства рубки и дополнительной защиты руки.


Другие сабли разных эпох. Иллюстрация из книги А.В. Висковатова "Историческое описание одежды и вооружения российских войск"

Пешие и конные


За счет правильного соотношения длины, ширины и изгиба сабля имеет комбинированное рубяще-режущее действие. Обоюдоострый конец также позволяет выполнять уколы. Благодаря таким качествам сабля может использоваться пехотинцем или конником. В ряде ситуаций она имеет преимущества перед мечом с прямым обоюдоострым клинком.

По известным данным, массовое распространение сабли на Руси было связано с развитием конницы. Именно всадники были основными пользователями сабель, что подтверждается археологическими находками. Также сабли применялись в пехоте, но в меньших количествах и лишь в отдельных регионах.

Древнерусская сабля развивалась и применялась вместе с мечом, и два этих оружия могли составить друг другу конкуренцию. Однако эта проблема решилась наиболее удачным образом. В пехоте большинства княжеств основным клинковым оружием остался меч, а сабля не смогла заметно потеснить его. В коннице наблюдались обратные процессы: сначала в южных регионах, а затем и далее сабля начала вытеснять меч.

Древнерусская сабля: оружие с заделом для модернизации
Сабля, приписывавшаяся Владимиру Мономаху. Фактически - изделие XVII в. Иллюстрация из сборника "Древности Российского государства"

Несмотря на такие процессы, в течение нескольких веков меч и сабля оставались равноправным оружием ратников. Поводы для исчезновения одного образца и большего распространения другого отсутствовали. В первую очередь, это было связано со спецификой военно-политической обстановки. Противниками Древней Руси одновременно были тяжеловооруженные европейские воины и высокомобильные кочевые конники. Для эффективной борьбы с ними требовались разные средства, что сказывалось на вооружениях русской рати в разных регионах.

Большое будущее


Подобные подходы к вооружению ратников сохранялись в течение нескольких следующих веков. Однако в XIV в. начались новые процессы, итогом которых стало изменение комплекса вооружений рати. Развитие армий и тактик привело к постепенному сокращению роли мечей и росту доли сабель. Кроме того, новые сабли отчасти походили на мечи и могли показывать близкие характеристики.

В итоге к XV-XVI вв. в русском воинстве сабля почти полностью вытеснила меч. Кроме того, появились новые образцы клинкового оружия с теми или иными особенностями. Новые типы сабель, приспособленные к решению разных задач, создавались самостоятельно или заимствовались у иноземцев. В более поздние периоды сабля оставалась одним из основных вооружений стрельцов, поместной конницы, казаков, полков иноземного строя и т.д.


Сабли Минина и Пожарского, XVI-XVII вв. Иллюстрация из сборника "Древности Российского государства"

Развитие сабель шло путем изменения формы и размеров клинка, а также за счет доработки эфеса. Решающее значение имели технологии выплавки металла и ковки готовых изделий. Формирование школы фехтования позволило более полно раскрыть потенциал оружия.

Большое значение сабли сохранялось и в Новое время. Разрабатывались и внедрялись новые типы такого оружия, в т.ч. предназначенные для конкретных родов войск. Сабля сохраняла за собой статус главного холодного оружия русской армии до конца XIX в., когда началось массовое внедрение шашек. Однако и это не привело к ее скорому исчезновению.

Десять веков развития


Первые обнаруженные сабли Древней Руси относятся к X в., однако фактически такое оружие могло появиться немного ранее. Поздние сабли оставались на вооружении до XX в. Таким образом, холодное оружие с изогнутым клинком и односторонней заточкой было актуальным в течение тысячи лет, что можно считать настоящим рекордом.


Морские офицерские сабли XIX века. Слева - обр. 1855 г., справа - обр. 1811 г. Фото Wikimedia Commons

Причины таких результатов следует искать в удачной концепции и конструкции клинка. Сабля способна наносить колющие и рубящие (с режущим действием) удары, а также относительно проста в производстве и использовании. Путем тех или иных изменений клинка и эфеса саблю можно доработать под конкретные требования, что неоднократно происходило в прошлом.

За несколько веков мастера-оружейники использовали весь потенциал сабли, что привело к известным результатам. Сначала это оружие смогло закрепиться в древнерусской рати и в некоторых сферах потеснить меч, а затем и вовсе заменить его. После этого сабля оставалась одним из главных вооружений в течение нескольких веков. Далеко не все типы холодного оружия могут похвастать такой живучестью.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. sen
    sen 20 ноября 2019 06:24 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    В статье Олега Кирсанова "Клинок небесного дождя" (журнал "Оружие", N1, 2001 г.) дается описание древней меч-сабли, найденной на территории России. Односторонняя заточка, острие как у сабли, но клинок почти прямой. Хотя длина клинка большая (717 мм), рукоятка, тем не менее, расположена под углом к оси клинка. Это удобно: "Благодаря этому сабля в момент удара не образует тупого угла с вытянутой рукой, а становиться ее прямым продолжением...".
    1. Engineer 20 ноября 2019 12:18 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      По описанию очень похоже на оружие салтовско -маяцкой культуры. Хазары и их соседи. Они любили рукоять под углом к линии клинка монтировать.

      №14 показательный
      1. болот 20 ноября 2019 13:27 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Цитата: Engineer
        По описанию очень похоже на оружие салтовско -маяцкой культуры. Хазары и их соседи. Они любили рукоять под углом к линии клинка монтировать.

        Такие кажется у британцев в 18 веке появились,легкая кавалерия-зеленые гусары.Да и по сей день в качестве церемониального оружия.
  2. Наводлом 20 ноября 2019 08:00 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Против доспешного воина сабля в руке пешего ратника без сомнения проигрывала мечу с его весом и колющим эффектом. В конном бою да, сабля раскрывала свой рубящий потенциал сполна.
    Кто подскажет мне, дилетанту, как называется расширение клинка сабли у его острия?
    1. Вольнопёр 20 ноября 2019 09:11 Новый
      • 7
      • 0
      +7
      Цитата: Наводлом
      ...Кто подскажет мне, дилетанту, как называется расширение клинка сабли у его острия?


      Эта часть клинка называется Елмань.

      1. Наводлом 20 ноября 2019 09:37 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Точно. Спасибо.
      2. sivuch 20 ноября 2019 12:44 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Кстати , ярко выраженную елмань имеют турецкие сабли ,а у персидских она практически отсутствует
        1. Наводлом 20 ноября 2019 14:49 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Наверное, имеет значение вес (ширина) клинка.
          Для тяжёлого клинка её необходимость не так важна.
          Опять же о каком периоде речь.
          Во времена повсеместного распространения доспехов очень сомнительна эффективность тонких и лёгких рубящих клинков.
  3. тлауикол 20 ноября 2019 08:03 Новый
    • 4
    • 0
    +4


    в Оружейке много хороших сабель. Но попасть трудно. еще труднее застать и увидеть
  4. красноярск 20 ноября 2019 08:43 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    = а также относительно проста в производстве =
    Спорное утверждение.
    1. Коте пане Коханка 20 ноября 2019 12:05 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Смотря с чем сравнивать!
      Сложность изделия как парадоксально не в форме, а в способе ковки клинка и сложности эфеса и горды!
      1. Astra wild 20 ноября 2019 13:24 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Котя, а Вы случайно не кузнец,что так комментируете? Я без всякой насмешки спрашиваю. Знаете у некоторых коллег в комментариях просматривается профессия
        1. Коте пане Коханка 20 ноября 2019 17:58 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          Нет дорогая Астра, к сожалению с металлом, я не дружу! Люблю дерево, но тоже не на уровне краснодеревщика, а так любителя!

          1. Карен 20 ноября 2019 18:19 Новый
            • 2
            • 1
            +1
            У меня как-то было несколько кубов орешины десятилетней сушки... Корешу дал, а они на лестницы поставили в доме... До сих пор жалею - неправильное применение древесины пошло... Англосаксы очень просят её по всему миру - для прикладов от ружья...
          2. Astra wild 20 ноября 2019 18:42 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Котя, Вам+хорошо вырезали название улицы и номер дома. А при чем тут винтовка, я способна отличить ружье от винтовки, но определить какая это винтовка? Неужели Вы и ложе сделали?
            Сообразила: Вы изготовили футляр для своей винтовки.
            1. Коте пане Коханка 20 ноября 2019 19:19 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Пневматическая винтовка ИЖ-38с. Приклад, ложе и деревянный ящик моей работы. Делал в подарок для сына коллеги по работе.
  5. неприкаянный 20 ноября 2019 09:10 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    На последнем снимке показан тесак нижних чинов артиллерии. В музее Петропавловской крепости представлены похожие образцы, но название - кавалерийская шпага, также имеет изгиб ширина около 3 см. и длинной около 120 см, лезвие одностороннее с острым концом, этот же тесак как родные братья той шпаги...
    1. тлауикол 20 ноября 2019 09:17 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      не похож. тесак другой
    2. болот 20 ноября 2019 13:32 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: неприкаянный
      На последнем снимке показан тесак нижних чинов артиллерии. В музее Петропавловской крепости представлены похожие образцы, но название - кавалерийская шпага, также имеет изгиб ширина около 3 см. и длинной около 120 см, лезвие одностороннее с острым концом, этот же тесак как родные братья той шпаги...

      Возможно это Палаш,Селебе..
  6. федоров 20 ноября 2019 10:54 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Я вот подрутил у себя перед носом в музее ( ну там денег дал ), короткая . Взял шашку свою, не знаю даже чья. Не проверял. Небо и Земля.
  7. Оператор 20 ноября 2019 11:55 Новый
    • 12
    • 9
    +3
    Ожидаемое оппонирование русофобов: "Вы фсё врете" - типа не могло быть у русских сабель в 10-13 веке, поскольку "всем известно", что холодное оружие на Русь исключительно импортировалось из Западной Европы и тотально представляло собой мечи - каролинги laughing

    Неизменный ответ: ".......", - С.Лавров (С)
  8. Undecim 20 ноября 2019 12:26 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Наиболее ранние древнерусские сабли

    На снимке внизу - одна из двух сабель, найденных при раскопках Золотаревского городища в Пензенской области. Конец XII - начало XIII века.
    1. Undecim 20 ноября 2019 12:31 Новый
      • 5
      • 0
      +5

      Так выглядит современная реплика сабли и Золотаревского городища,изготовленная в соответствии с пропорциями и размерами артефакта.
      1. hohol95 20 ноября 2019 14:26 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Похожа на находки в половецких захоронениях.
        Нежин и Цемдолинского могильника.
        1. Astra wild 20 ноября 2019 14:31 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          А что это за перстни внизу справа?
          1. hohol95 20 ноября 2019 14:45 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Нежин. Сабля и ее клеймо, удила, кресало, стремена из погребения.
        2. Engineer 20 ноября 2019 14:58 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          Можно добавить еще вот эту саблю мадьярского типа 10 века из Гочево

          К сожалению, сходу не нашел изображений собственно древнерусских сабель того же периода (10 век)
          Их три-
          Чернигов (курган Чёрная могила) и в Шестовицком могильнике (курган 61 погр 4) и из Донецкого городища.
          Но по описанию похожи- слабый изгиб, рукоять наклонена к лезвию.
          1. hohol95 20 ноября 2019 15:06 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            "Технический шпионаж" 10 века! Брали трофеи, пытались их повторить. Затем улучшить. Приспособить для своей тактики боя или создать новую. И так далее!
            1. Engineer 20 ноября 2019 15:21 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Может быть даже шпионить не приходилось. Те же печенеги временами были союзниками Святослава. Можно было просто купить.
              Кстати, получается сабли степняков за 200 лет почти не измеились
              1. hohol95 20 ноября 2019 15:50 Новый
                • 2
                • 0
                +2
                Помимо печенегов были и половцы с хазарами.
  9. Tank Hard 20 ноября 2019 19:07 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Хорошая статья. По Кирпичникову сабля возникла как вооружение конного воина примерно с VII - VIII века на обширных пространствах от Алтая до Чёрного моря, откуда и стала проникать в Европу. На Руси примерно с IX века( преимущественно в южных регионах), на Руси же существовали и свои центры производства этого оружия. Возрастает роль конницы. Меч более универсальное оружие, его обоюдоострое лезвие более приспособлено для нанесения урона в рукопашной схватке, но большее удобство сабли в использовании всадником, предопределило преимущество сабли перед мечом. Следует заметить, что в результате Кавказских войн Российской империи (1817 - 1864 гг), саблю вытеснила шашка, по объективным причинам. Жду статью о шашке от Рябова Кирилла. Прочту с интересом. В целом, благодарю Кирилла за статьи, они поднимают интерес к холодному оружию и истории нашей Родины. hi
  10. Басарев 20 декабря 2019 20:01 Новый
    • 0
    • 0
    0
    А своего длинноклинка на Руси не было? Сплошь заимствования ведь, то с запада, то с востока. Как будто совершенно безродная страна, не имевшая Ничего своего.