Боевые самолёты. «Юнкерс» Ju-88: универсальный убийца

75

Что же можно сказать про детище «Юнкерса», точнее, Генриха Эверса и Альфреда Гасснера? Только одно: у них получилось. 15 000 выпущенных самолетов. Это признание того, что машина вышла весьма и весьма хорошей.

Все началось в далеком теперь 1935 году, когда в Люфтваффе задумались над изменением атакующей составляющей. Хорошо так задумались, и вместо концепции Kampfzerstorer, которая представляла собой некую довольно безумную смесь многоцелевого истребителя, бомбардировщика и штурмовика, была выдвинута идея специализированного высокоскоростного бомбардировщика Schnellbomber.



Schnellbomber являл собой тоже весьма оригинальную хотелку, потому как представлял собой в теории некий компромисс между быстроходностью и иными качествами, необходимыми для многоцелевой машины. Броней и оборонительным вооружением, к примеру.

В Люфтваффе считали, что если такой бомбардировщик, имеющий скорость, сопоставимую с современными истребителями, имеет больше шансов выжить, и не надо тратиться на бронирование.

Логика в этом была. Если истребитель, перед которым стоит задача догнать с набором высоты бомбардировщик, летящий со скоростью на 20-30 км/ч ниже, чем у истребителя. То это задачка фактически нерешаемая.

Требования к Schnellbomber направили фирмам "Фокке-Вульф", "Хеншель", "Юнкерc" и "Мессершмитт".

«Фокке-Вульфы» от участия в конкурсе уклонились, «Мессершмитты» попробовали протолкнуть на конкурс свой вроде как «новый» Bf.162, который был вполне-таки доработанный под условия конкурса Bf.110, а вот «Юнкерс» и «Хеншель» начали разрабатывать совершенно новые машины.

Кстати, «Хеншель» создал» весьма интересную машину Hs.127, но не успел по срокам.


«Мессершмитту» в участии отказали, порекомендовав заниматься истребителями. Так что как таковой конкурс не получился совсем.

Получилось, что проект «Юнкерса» оказался единственным. Ну и начались испытания.


Вообще, самолет получился вполне себе интересным. На испытаниях его в конце концов разогнали аж до 520 км/ч. Вооружение, правда, было более чем скромным. Один оборонительный пулемет и 8 бомб весом 50 кг.

Но согласитесь, в 1937 году далеко не всякий истребитель мог летать с такой скоростью. Можно сказать, что проект «Schnellbomber» получил материальное воплощение в металле.



Однако не тут-то было. Германия образца 1938 года – это не Китай, хотя в чем-то похоже. Наличие сверхбыстрого бомбардировщика немцев не устроило совершенно, поэтому они решили… переделать его в пикирующий бомбардировщик!

Да вот, просто так, а почему нет?

Понятно, что успехи Ju-87 в Испании неслабо так подтолкнули к тому.

Но главный по самолетам Эрнст Удет настаивал, и в «Юнкерсе» сели за переделки. Понятно, что дело оказалось сложным, поскольку научить пикировать самолет, для этого не предназначенный изначально, не так уж и просто.

Пришлось разработать воздушные тормоза, устройства, облегчающие пилотирование машины при вводе и выводе из пикирования, усилить конструкцию крыла. Ну и заодно решили усилить оборонительное вооружение.


В целом получилась машина, весьма отличающаяся от оригинального прототипа. Наиболее заметным отличием стала новая носовая часть фюзеляжа с "фасеточным" остеклением. Это стало полезной опцией, поскольку почти весь нос самолета стал прозрачным, что сильно облегчило пилоту поиск цели при пикировании.

Под кабиной оборудовали нижнюю гондолу с пулеметом MG.15, способным вести огонь назад-вниз.


То есть вооружение самолета увеличилось вдвое. Впоследствии появился третий пулемет, курсовой. Питание пулеметов было магазинным. Запас патронов составлял 1500 штук.

Бомбоотсеков на самолете стало два: в переднем можно было подвесить 18, а в заднем отсеке — 10 бомб 50-кг. А между мотогондолами и фюзеляжем установили четыре бомбодержателя для бомб большего веса, чем стандартные 50 кг.


Вооружение 88-го постоянно усиливалось, по мере того, как усиливалось вооружение истребителей.

Начало Второй мировой войны показало слабую защищенность Ju-88 от атак сбоку. Так как на тот момент в распоряжении конструкторов не было нормальной пушки, которую можно было установить на бомбардировщик, а крупнокалиберные пулеметы тоже находились в стадии доработки, то усиление вооружения Ju-88А-4, основной бомбардировочной модификации, ограничилось заменой пулеметов MG.15 на MG.81, питание которых осуществлялось рассыпной лентой из металлических звеньев.

Плюс добавили еще две огневые точки для защиты боковой проекции и одну для стрельбы вперед-вниз.

Экипаж Ju.88А состоял из четырех человек: пилота, сидевшего на левом переднем кресле, бомбардира-навигатора, располагавшегося справа от него и немного позади, стрелка-радиста, кресло которого размещалось за спиной у пилота и было развернуто назад, а также борттехника, рабочее место которого располагалось позади бомбардира.


Бомбардир также мог вести огонь из переднего пулемета, смонтированного в правом лобовом стекле кабины. В случае необходимости из этого оружия, зафиксированного кронштейном, мог стрелять и летчик, однако прицеливание он должен был осуществлять, маневрируя всем самолетом.

У бомбардира на всякий случай (тяжелое ранение или смерть пилота) имелась небольшая съемная ручка управления самолетом. Педали монтировались только у летчика. Для компенсации разворота самолета при полете на одном моторе бомбардир располагал небольшим штурвальчиком, управлявшим положением триммера руля направления.

Верхняя задняя оборонительная установка обслуживалась стрелком-радистом, а нижняя — борттехником. Последнему запрещалось находиться в нижней гондоле на этапах руления, взлета и посадки, так как в случае поломки стоек шасси подфюзеляжная "ванна" нередко разрушалась.

Собственно, в таком виде 88-й вступал в войну. Закончил ее он совершенно в другом обличье, но это темя отдельной статьи, поскольку пулеметы заменялись крупнокалиберными пулеметами, а вместо некоторых устанавливались пушки.


Первые боевые вылеты во Второй мировой войне Ju.88 (это были модификации A-1) произвели против британских кораблей рядом с Норвегией. Дебют был успешным, но сразу можно сказать, что, несмотря на устроенную Герингом штурмовщину, Ju.88 на войну опоздал.

Вообще, Геринг установил объемы производства. Основная сборочная линия на заводе «Юнкерса» в Дессау должна была выпускать 65 Ju.88А. Но задание Геринга предусматривало 300 машин в месяц, поэтому был задействован ряд заводов других фирм:
— заводы "Арадо" (Бранденбург), "Хеншель" (Шенефельд) и AEG — 80 штук в месяц;
— заводы "Хейнкель" (Ораниенбаум) и "Дорнье" (Висмар) — 70 штук в месяц;
— завод "Дорнье" (Фридрихсхафен) — 35 штук в месяц;
— заводы ATG и "Зибель" — 50 штук в месяц.

Однако, несмотря на то, что почти все начали выпускать «Юнкерсы», к началу блицкрига было выпущено 133 готовых самолета, которые приняли участие в боевых действиях.

Битва за Британию показала, что 88-й реально более хорошо ведет себя в бою. Высокая скорость не предотвратила потери, но по сравнению с потерями Dornier Do.17 и Heinkel He.111, потери Ju.88 были меньше.

К моменту окончания Битвы за Британию в боевые части начал поступать рекомый Ju.88A-4.


Машина оказалась несколько медленнее, чем A-1, но все «детские болезни» были решены и Ju.88А-4 превратился в весьма эффективную боевую машину.

Но в самом начале статьи прозвучала фраза об универсальности. Так вот, начнем теперь про это.

А начнем с ТТХ, хотя обычно я ими заканчиваю. Но не в этот раз.

Модификация Ju.88a-4

Размах крыла, м: 20,00
Длина, м: 14,40
Высота, м: 4,85
Площадь крыла, м2: 54,50

Масса, кг
— пустого самолета: 9 870
— нормальная взлетная: 12 115
— максимальная взлетная: 14 000

Двигатель: 2 х Юнкерс Jumo-211J-1 х 1340
Максимальная скорость, км/ч: 467
Крейсерская скорость, км/ч: 400
Практическая дальность, км: 2 710
Максимальная скороподъемность, м/мин: 235
Практический потолок, м: 8 200

Экипаж, чел: 4

Вооружение:
— один 7.9-мм пулемет МG-81 вперед;
— один подвижный 13-мм МG-131 или два МG-81 на подвижной установке вперед;
— два MG-81 назад-вверх;
— один МG-131 или два МG-81 назад-вниз;
— 10 х 50-кг бомб в бомбоотсеке и 4 х 250-кг или 2 х 500-кг бомбы под центропланом, или 4 х 500-кг бомбы под центропланом.

Итак, что я хотел этим сказать? Только то, что 88-й был очень выдающимся самолетом для своего времени. И если сравнивать его с конкурентом, Не.111, кто лучше – это еще тот будет вопрос. Но сравнения у нас будут впереди, долгими зимними вечерами сравним. По образцу и подобию, как сравнивали «Корсара» и «Хэллкэта».

Немцы, будучи людьми прагматичными и дотошными, тоже поняли, что 88-й вполне удался. И начали творить…

Во время «Битвы за Англию» у немцев много крови попили аэростаты заграждения, широко использовавшиеся англичанами для прикрытия промышленных центров. Действительно, ничего не стоящие пузыри, поднятые на приличную высоту, представляли собой угрозу для самолетов, особенно в ночное время.

И первой не бомбардировочной модификацией 88-го стал самолет-тральщик, который, подобно кораблю аналогичного назначения, должен был "расчищать фарватер" для основной массы бомбовозов.

Так появился вариант Ju.88А-6, оборудованный металлической фермой-параваном с резаками тросов на концах.


Общий вес фермы составлял 320 кг, еще 60 кг добавлял противовес, размещенный в хвостовой части фюзеляжа. Бомб, понятное дело, такой самолет тоже брал меньше, чтобы компенсировать и массу паравана, и возросшую аэродинамическую нагрузку.

Идея была неплоха, но не получилось ее реализовать. Во-первых, самолет — недостаточно прочная штука, поэтому контакт с тросом на скорости в 350 км/ч зачастую был фатальным. Во-вторых, в отличие от морских тральщиков, воздушные суда редко летают в кильватерном строю. Потому протраленная полоса, особенно ночью, обычно оставалась невостребованной. Поэтому в основном после окончания «Битвы» все тральщики были переделаны в обычные бомбардировщики.

Часть самолетов этой модификации переделали в дальние морские разведчики. «Кондоров» не хватало, поэтому машина, которую назвали Ju.88A-6/U оказалась весьма кстати.

Экипаж таких машин сократили до трех человек, нижнюю гондолу демонтировали, а в носовой части фюзеляжа установили радиолокатор FuG 200 "Хоэнтвиль". Вместо бомб на внешних держателях подвешивались топливные баки. В дополнение к РЛС "Хоэнтвиль" некоторые машины получали комплект РЛС "Росток" или FuG 217, антенны которых располагались на крыле. Дальность обнаружения корабля крейсерского класса или крупного транспорта в благоприятных условиях достигала 50 морских миль.

Еще одним семейством, довольно зловредным, стали торпедоносцы.

В начале 1942 г. на базе бомбардировщика Ju.88А-4 был создан вариант Ju.88А-4/Тоrр.


Переоборудование производили на ремонтных заводах с использованием специального доработочного комплекта, предусматривавшего замену четырех наружных бомбодержателей ЕТС двумя торпедодержателями PVC, на каждый из которых можно было подвесить авиационную торпеду LTF 5Ь массой 765 кг.

Тормозные решетки и автомат вывода из пикирования снимались за полной ненадобностью, зато Ju.88А-4/Тоrр нередко несли пушку MG/FF в носовой части фюзеляжа или подфюзеляжной гондолы.

Сброс торпед осуществлялся с помощью электропривода, на фото можно увидеть специальные обтекатели, которыми закрывались провода и тяги, идущие к замкам.

Некоторые самолеты оснащались локаторами FuG 200, это была небольшая заводская серия Ju.88А-17. У этих машин подфюзеляжная гондола отсутствовала изначально, а экипаж сокращался до трех человек. Вес торпед, которые можно было взять на борт вырос до 1100 кг.


Торпедоносцы на базе Ju.88А-4 хорошо показали себя что в Средиземном море, что в Атлантике, что на Севере.

Был штурмовой вариант. Ju.88А-13. Самолет дополнительно забронировали от фронтального огня и разместили в контейнере, интегрированном в первый бомболюк 16 (шестнадцать!) пулеметов 7,92-мм, стрелявших вперед-вниз. Во втором бомбоотсеке находилось 500 кг осколочных бомб SD-2. Самолет использовался только в начальный период войны, поскольку дальше 7,92-мм пулеметы стали неактуальны.

Когда британцы начали беспокоить Германию налетами, пришлось делать и тяжелый истребитель. Такой, который может долгое время барражировать, прикрывая район, а потом атаковать цели по мере их появления.

Ju.88С. Было 7 модификаций, которые различались моторами, вооружением и аппаратурой. Самым распространенным был Ju.88С-2, на базе которого были созданы модификации С-3, 4, 5.

В основном вооружение Ju.88С состояло из пушки 20-мм или пулемета 13-мм и трех пулеметов 7,92-мм в носовой части. Экипаж уменьшили до трех человек (минус штурман).

Бомбовой нагрузки самолет не нес, аэродинамические тормоза не устанавливались. Ночные версии комплектовались радаром (в зависимости от исполнения) FuG-202, FuG-212, FuG-220 и FuG-227.


Не обошлись и без разведчиков. Ju.88Д. Та же база А-4, но убирали бомбовое вооружение, аэродинамические тормоза, устанавливали дополнительные топливные баки. Дальность полета выросла до 5000 км.

Естественно, разведчики несли аэрофотоаппараты.

Отдельно стоит упомянуть такую интересную конструкцию, как Ju.88G. Это еще один ночной истребитель-перехватчик, выпущенный серией почти в 4000 машин.


Самолет изготавливали путем использования фюзеляжа и хвоста от Ju.188 и крыла Ju.88А-4.

Вооружали перехватчика локатором FuG-220 «Лихтеншетйн» и шестью 20-мм пушками MG-151.

Была и обратная схема, когда брался фюзеляж от Ju.88А-4, а крыло от Ju.188. Это называлось Ju.88G-10.

Нельзя обойти вниманием еще один штурмовик, но выпущенный в середине войны специально для уничтожения бронетехники.

Ju.88Р. Изготавливали на основе все того же Ju.88А-4, аэродинамические тормоза и бомбы убирали, а ставили артиллерийское вооружение.

Ju.88Р-1 нес в специальном контейнере с обтекателем 75-мм пушку Раk-40. Построили таких монстров мало, потому что быстро выяснилось, что самолеты быстро разрушаются от стрельбы.


Ju.88Р-3 был более приземленным. Две 37-мм пушки Flak-38, которых, в принципе, хватало для нанесения урона советским танкам сверху.

Ju.88Р-4. Два варианта: 50-мм пушка Kwk-39 с ручным перезаряжанием или 50-мм пушка ВК-5 с автоматическим.


Были, естественно, и бомбардировщики. Скоростное семейство S. В принципе, все тот же Ju.88А-4, но с другими двигателями и системой форсажа GM-1.


Ju.88S-2 с двигателями BMW-801G развил скорость в 615 км/ч. Но самым быстрым был разведчик Ju.88Т-3, который на высоте 10 000 м выдавал 640 км/ч.


В целом 88-й был настоящим инструментом блицкрига. Не «Штука», которая что-то представляла из себя в первые два года войны, а Ju.88, который, модернизируясь, отпахал всю войну. И – стоит признать – отпахал неплохо так.

Наверное, чудо, что фирма «Юнкерс» смогла всю войну поддерживать самолет на очень приличном уровне по ТТХ и вооружению, успевая за противником.

И ведь не был 88-й легкой и желанной добычей. В основном, за счет своих летных качеств. Хотя, конечно, мог и вполне себе огрызнуться.

Но главное достоинство все-таки было в способности играть любую роль. Пикирующий бомбардировщик, бомбардировщик, торпедоносец, разведчик, штурмовик, ночной истребитель, тяжелый дневной истребитель…


Пожалуй, Ju.88 смело можно назвать самым универсальным самолетом Второй мировой войны. Хорошая добротная машина с огромным потенциалом модернизации. Не зря трофейные Ju.88 эксплуатировались в разных странах (в том числе и у нас) до середины 50-х годов.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    19 ноября 2019 18:17
    Спасибо, интересно.
    1. +3
      20 ноября 2019 16:59
      Цитата: 7,62х54
      Спасибо, интересно.


      Это интересно было написано еще лет за 20-30 до Романа. Он как всегда откуда то "творчески" скопировал, но по причине врожденной скромности постеснялся указать откуда именно скопировал.
      1. +2
        20 ноября 2019 17:29
        Дорога ложка к обеду. За это Роману спасибо и сказал. 20 - 30 лет назад авиация меня не интересовала.
        1. +1
          21 ноября 2019 16:50
          Цитата: 7,62х54
          Дорога ложка к обеду. За это Роману спасибо и сказал. 20 - 30 лет назад авиация меня не интересовала.


          К обеду, коли уж на то пошло, имеется очень много куда более интересных ложек чем в исполнении Романа.
          1. 0
            21 ноября 2019 17:35
            Ешьте, ешьте, приятного аппетита.
            1. 0
              24 ноября 2019 16:41
              Цитата: 7,62х54
              Ешьте, ешьте, приятного аппетита.


              Если что и хлебать, то не из этого "чудо" источника.
    2. -1
      2 января 2020 13:25
      am то есть то чтопост вместо Пе-2 выбрал фашиста вас не смущает. ясненько... чё нев окопах боец?
  2. -10
    19 ноября 2019 18:26
    Советские Ар-2 были лучше. Но по непонятным причинам этот проект закрыли,а в серию пошел Пе-2 более сложный и менее надежный.
    1. +11
      19 ноября 2019 19:46
      Ар-2 Это как бы сейчас сказали, глубокая модернизация СБ, и он не так-то на много превосходил своего прародителя. А вот то что в 41 прекратили производство Ту-2 это была ошибка её даже сам Сталин признал. Так что Ту-2 был не хуже Ю-88.
      1. +6
        19 ноября 2019 20:47
        Борис,Ту-2 был самолетом "другого класса".
        У Ар-2 была высокая точность нанесения удара. При меньших размерах , Ар-2 мог сбросить в пикировании вдвое большую боевую нагрузку, чем Ju.88. Уникальным был бомбодержатель ПБ-3, выводивший бомбы за пределы бомбоотсека при пикировании на цель. "Немец" же в пикировании применял бомбы только с внешней подвески.Просто не дали спецам КБ Архангельского дальше совершенствовать самолет.
        По поводу ТУ-2.Уникальный случай-пролетел на одном двигателе от Омска до Москвы .Только ас мог "дотянуть" Юнкерс в аналогичной ситуации..
        1. +1
          19 ноября 2019 21:19
          Где-то на сайте видела про специальный штурмовик Поликарпова. Кажется ,Роман говорил,что самолёту не хватило двигателя
          1. +1
            20 ноября 2019 09:33
            Астра
            Да, был такой у Поликарпова. Точнее, были, потому что не один.
            Семейство- ВИТ-1, ВИТ-2, СПБ. "ВИТ"- воздушный истребитель танков", а "СПБ"- скоростной пикирующий бомбардировщик.
            1. +1
              20 ноября 2019 12:31
              Сколько летчиков-испытателей погибло на этих недосамолетах? Все делалось в спешке, без глубокой проработки. И самолеты оказались так себе, сложные в пилотировании и эксплуатации.
              1. 0
                20 ноября 2019 12:48
                Тут никто и не спорит.
              2. 0
                23 декабря 2019 05:59
                Везде гибли летчики испытатели, что в ссср что в германии что в США и европе. Время такое было, и сейчас гибнут. Работа такая.
        2. +7
          19 ноября 2019 23:41
          Цитата: knn54
          У Ар-2 была высокая точность нанесения удара. При меньших размерах , Ар-2 мог сбросить в пикировании вдвое большую боевую нагрузку, чем Ju.88.

          Не было у Ар-2 никакой особой точности. И бомбить с пикирования он мог с большим трудом, по причине нехватки прочности. По факту и не бомбил..

          Продолжайся выпуск Ар-2 дальше, и его постигла б судьба СБ и ТБ-3. Ничего он не мог при господстве противника в воздухе. Пе-2 хотя бы удрать имел шансы.
          1. 0
            10 января 2020 23:47
            Да какое ещё "господство противника в воздухе", побойтесь бога.
            Каждый конкретный момент войны у люфтваффе было меньше самолётов (истребителей), чем у РККА. К 1943 году 400 штук на весь фронт от моря до моря! Да у нас одна ударная армия порой таким количеством в прикреплённых ИАП имела.
        3. 0
          21 ноября 2019 09:09
          Ар-2 был лучше Пе-2 по совокупности характеристик, но скорее всего, так же по совокупности уступал Ю-88.
      2. +5
        19 ноября 2019 21:27
        Цитата: Borik
        А вот то что в 41 прекратили производство Ту-2

        Не в 41-м, а в конце 42-го.
        Неожиданно, в начале четвертого квартала 1942 г., когда завод вышел на устойчивый ритм выпуска Ту-2, пришел приказ НКАП No.763 от 10 октября 1942 г.:

        "В исполнение постановления ГКО в целях увеличения выпуска самолетов-истребителей, ПРИКАЗЫВАЮ:

        1. Директор/ завода No.166 тов. Соколову: а) прекратить на заводе No.166 производство самолетов Ту-2. Имеющуюся на заводе оснастку, приспособления и техническую документацию по самолету Ту-2 сохранить полностью; б) поставить на заводе No.166 производство самолетов Як-9...6. Директору завода No.381 т. Журавлеву: а) прекратить на заводе No.381 производство самолетов Ил-2, б) поставить на заводе No.381 производство самолетов Ла-5... /Шахурин/"

        Да и моторы М-82 тогда работали ненадежно.
      3. +5
        20 ноября 2019 05:54
        Цитата: Borik
        Ар-2 Это как бы сейчас сказали, глубокая модернизация СБ, и он не так-то на много превосходил своего прародителя.

        Ну да, ну да...но в это не много входила способность пикировать. И это уже не мало.
        Цитата: Borik
        А вот то что в 41 прекратили производство Ту-2 это была ошибка её даже сам Сталин признал.

        В 41-ом??????? И что это был за Ту-2? Первой версии? С двигателями водяного охлаждения АМ-37, раздельным размещением экипажа и с очень нетехнологичным планером?
  3. +4
    19 ноября 2019 18:40
    На мой взгляд у автора получился, в целом, неплохой обзор.

    Но главный по самолетам Эрнст Удет настаивал, и в «Юнкерсе» сели за переделки. Понятно, что дело оказалось сложным, поскольку научить пикировать самолет, для этого не предназначенный изначально, не так уж и просто.
    Не совсем так - Удет просто добавил требование пикирование в плановое ТЗ , так что Ju-88 изначально создавался всё же как именно бомбер с функциями пикирования (пусть и не с экстремальными углами по типу "Штуки").

    Ju.88А-13. Самолет дополнительно забронировали от фронтального огня и разместили в контейнере, интегрированном в первый бомболюк 16 (шестнадцать!) пулеметов 7,92-мм, стрелявших вперед-вниз.
    Если эта информация верна, то понятно, откуда сов.конструкторы взяли концепцию "сталинского огненного ежа" из десятков ППШ (который пытались устанавливать на Пе-2 и Ту-2).

    Были, естественно, и бомбардировщики. Скоростное семейство S.
    Это был вообще отдельный класс машин и вовсе не скромный, а рекордный !

    А так, чтобы охарактеризовать данный самолёт - простой факт - без бомбового груза БОМБАРДИРОВЩИК Ju-88 уходил на форсаже от большинства советских ИСТРЕБИТЕЛЕЙ вплоть до 1943 года.
    1. 0
      20 ноября 2019 08:37
      Я конечно не специалист по стрелковому оружию, но почему " огненного ежа" пытались делать из ППШ. Слышала много положительных отзывов о пулемета Дегтярева, даже была авиационная версия этого пулемета. Правда я его изображение нигде не видела и в чем его отличие от пехотного я не знаю
    2. -1
      29 ноября 2019 14:44
      Ратник 2015

      "...А так, чтобы охарактеризовать данный самолёт - простой факт - без бомбового груза БОМБАРДИРОВЩИК Ju-88 уходил на форсаже от большинства советских ИСТРЕБИТЕЛЕЙ вплоть до 1943 года..."

      Ну что тут скажешь?!
      Этот, якобы факт, приведенный вами, характеризует вас, как ооочень крупного "авиаспециалиста"!
      И чтобы охарактеризовать вас,как авиаспециалиста, приведу настоящие факты, взятые с сайта "уголок неба".
      Итак, Ю-88А-2, Vмакс.у земли - 363 км/ч, Vмакс.выс.- 450 км/ч.
      Ю-88D-1, Vмакс.выс.- 475 км/ч.
      черт с ним,возьмем даже истребительный вариант, по-любому более скоростной, чем чистый "бомбер" - Ю-88С-6 - ночной,тяжелый истребитель- Vмакс.выс.- 490 км/ч.
      А теперь, рассмотрим наши истребители.
      Точнее, их скоростные характеристики.
      Як-1, Vмакс.земли- 472 км/ч., Vмакс.выс.- 560 км/ч.
      Як-1Б, Vмакс.земли- 531 км/ч., Vмакс.выс.- 592 км/ч.
      МиГ-3, Vмакс.земли- 505 км/ч., Vмакс.выс.-640 км/ч.
      ЛаГГ-3, Vмакс.земли- 499 км/ч., V макс.выс.- 560 км/ч.
      Даже если скинуть 5-10-15% скорости, все-таки не "эталоны" воевали, и все равно получается, ЧТО НЕ УХОДИЛ Ю-88 ОТ НОВЫХ СОВЕТСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ!!!
      И НЕ МОГ УЙТИ!!!
      Зачем вы неправду пишите?
      Даже "Ишачок", И-16, весьма средненький по ЛТХ, скажем, тип 18- имел Vмакс.зем.- 412 км/ч, и Vмакс.выс.- 460 км/ч. догонял Ю-88, первых модификаций.
      Так что, черта с два, Ю-88 уходил от советских истребителей.
      Вы снова пытаетесь унизить здесь советскую технику, выдавая желаемое за действительное?
      Скажите, это у вас жизненный принцип такой? В октябре вы пытались утверждать что Ил-2 был неэффективным, якобы! причем по сравнению с Ю-87, теперь вот наши истребители оказывается, "не догоняли". Причем никаких фактов, никаких ссылок на источники! Просто голословный пердеж
      в водоем, с вашей стороны и ничего больше!
      Там я вас "полечил",но видимо впрок вам это не пошло, значит- теперь здесь будем "лечиться"!
      Откуда ж вы такие, блин, беретесь- "ратники"?
      Медом вас не корми- дай только похаить все советское. Причем, ладно, если бы хай был бы справедливым! Так нет же. Сами высасываете из какого непонятно пальца, непонятно что, и преподносите это как "факт".
      1. -1
        23 декабря 2019 06:03
        Ок возьмите 500км в час истребитель и бомбер с 470 км в час расстояние скажем 20 км, наведение с земли по радио, посчитайте хватит ли топлива у истребителя догнать отбомбившийся и возвращающийся к себе юнкерс. Сколько займет догон, бой и возврат, если он переживет. А еще вспоминаем ТБ3 с его 150км крейсерской и сравниваем с мессером серии В и делаем аналогичный расчет)
        1. 0
          23 декабря 2019 10:03
          Simara
          Ну во-первых, а почему же это вы, беря максимальную скорость Ю-88, в то же время считаете скорость истребителя ниже крейсерской? Берите тогда уже и максималку для истребителя- не 500 км/ч, а 570-580км/ч, в случае МиГ-3 будет вообще 620-640 км/ч.
          Второе: то, что вы перечислили-это все частности, причем надуманные.
          Вы пытаетесь "перевалить" на службу ВНОС, связь, оповещение, и штаб.
          Если уж брать по большому счету, то наиболее важные объекты охранялись нашими истребителями из положения дежурства в воздухе. То есть им не надо было, как вы пишите: "взлетать, набирать высоту, догонять и т.д." Надо было просто обнаружить противника и атаковать его.
          Здесь речь идет о ЛТХ. И согласно приведенных данных, уйти Ю-88 от новых советских истребителей,ну никак не мог.
          К чему вы приплетаете здесь ТБ-3, абсолютно не понятно...
  4. +4
    19 ноября 2019 19:05
    Хорошая, подробная статья, лишённая присущей автору излишней эмоциональности. Приятно было читать.
  5. +1
    19 ноября 2019 19:06
    Роман не перестает удивлять, спасибо, здорово!
  6. +4
    19 ноября 2019 19:13
    Предполагаю что отвесное пикирование, как у Ю-87 ему противопоказано. А вот пологое как и у Пе-2 повышало точность по сравнению с горизонтальным бомбометанием.
    1. +1
      20 ноября 2019 06:03
      Пе -2 не мог пикировать " не полого"? Интересно, где для Вас кончается "полого" и начинается "круто"?
    2. +1
      20 ноября 2019 06:21
      70 градусов,- это пологое пикирование?:
      https://topwar.ru/160894-o-vodoizmeschenii-istrebitelja-me-262.html#
  7. +3
    19 ноября 2019 19:16
    Спасибо за статью, действительно, интересно. Ну а что тут рассуждать... Ю-88 был, пожалуй, одним из первых(если не первый) многоцелевой самолёт, поспорить за эти "лавры" с ним мог разве что "Москито", но в кач-ве пикирующего бомбардировщика, точно - НЕТ. Очень удачный и нужный самолёт.
  8. 0
    19 ноября 2019 19:35
    Жужа.
    Кто знает, тот поймет.
    1. 0
      20 ноября 2019 00:07
      Жужа.
      еще бы, столько часов отлетано на "Фронтовом небе"
      1. +4
        20 ноября 2019 09:43
        Вот и вирпилы подтянулись...
        "Нагибаторы" всех и вся!
        Ну хорошо хоть пока без "авторитетных заявлений", на основе тысяч часов компьютерного налета.
  9. +8
    19 ноября 2019 20:51
    Что же можно сказать про детище «Юнкерса», точнее, Генриха Эверса и Альфреда Гасснера?
    В первую очередь это детище главного конструктора - Эрнста Цинделя.
    Ну и начались испытания. На испытаниях его в конце концов разогнали аж до 520 км/ч. Вооружение, правда, было более чем скромным. Один оборонительный пулемет и 8 бомб весом 50 кг.
    Первый прототип, Ju 88 V1, испытания которого начались в декабре 1936, в полном соответствии с заданием Министерства авиации вооружения не имел и в своем первом полете, пилотируемый лично Герингом, достиг скорости 580 км/час.
    1. +6
      19 ноября 2019 21:08

      Ju 88 V3, V4 и V5 имели уже три оборонительные точки и могли нести 2000 кг бомб. Ju 88 V5 в марте 1939 года с этой нагрузкой установил рекорд скорости по замкнутому маршруту 1000 км - 517 км/час.
      Ну а потом подоспели руководители Люфтваффе с разнообразными хотелками.
    2. +1
      19 ноября 2019 21:28
      Для меня новость,что Геринг иcпытывал самолёт. Я привыкла представлять Геринга малоповоротливой твоей, как в фильме:"Семнадцати мгновений весны", а он оказывается и ещё занимался испытанием самолёта.
      Вообще-то я мало знаю о собаках Рейха
      1. +2
        19 ноября 2019 21:50
        Админы, чем я провинилась,что вы не с того не с сего запрещено оставлять комментарии? Вероятно, электроника своевольничает. Пожалуйста подправте её, а то не красиво выходит
        1. +4
          19 ноября 2019 22:18
          Прекрасная Незнакомка, Вы ни в чем не провинилась, просто редактировать собственный коммент можно в течении 5 минут после публикации.
      2. +8
        20 ноября 2019 01:31
        Цитата: Astra wild
        Для меня новость,что Геринг иcпытывал самолёт.

        Геринг был известным асом ПМВ и неплохим лётчиком. "Демобилизовавшись в конце 1918 года в звании капитана, Генрих Геринг был вынужден искать себе работу. Первые несколько мясяцев после заключения перемирия он провел в Мюнхене, а в самом начале 1919 года прибыл в Берлин. Как заслуженному ветерану и знаменитому авиатору ему предлоджили должность в новой армии, но Геринг оказался служить в рейсвере из-за ненависти к республиканскому режиму, предавшему, по его мнению, национальные интересы страны. Поскольку сюзники настоятельно требовали его выдачи как военного преступника, он покунул Германию и стал принимать участие в показательных полетах в Дании и Швеции. Используя свои славу командирапа полка «Рихтхофен», он зарабатывал неплохий деньги, выполняя перед изумленной публикой фигуры высшего пилотажа." https://pulman.livejournal.com/466367.html
    3. +1
      19 ноября 2019 21:57
      В. Н.,я для меня новость,что Геринг занимался испытанием самолёта. Я его представляю по фильму Лиозновой"Семнадцати мгновений весны",а там он показан медлительным. Вообще- то я мало знаю о бонзах Рейха. Большей частью по фильмам
      1. +3
        19 ноября 2019 22:48
        Цитата: Astra wild
        Я его представляю по фильму Лиозновой"Семнадцати мгновений весны",а там он показан медлительным.

        Толтяк-лесник был асом в Первую Мировую.
      2. +6
        19 ноября 2019 23:40

        В 1936 году Геринг еще вполне мог сесть за штурвал.
        1. +1
          20 ноября 2019 12:52
          Что вы говорите?
          А по фотке не видно, что толстяк мягко говоря, хорошо "под веществом"???
          Вот только штурвала ему щас не хватает...
      3. 0
        20 ноября 2019 09:48
        Ну не знаю, какой из Геринга испытатель, если он уже в то время начал "подсаживаться" на кокаин...
        Так для "пиара" разочек слетал и все.
        Нашли, блин, "испытателя"!!!
      4. +3
        20 ноября 2019 13:13
        Где-то читал, что Геринг получил ранение в бою в паховую область, поэтому его разнесло до таких размеров.
        На старых фото ПМВ он вполне нормальной комплекции.
        1. +3
          20 ноября 2019 15:14
          Не в бою, а во время "Пивного путча". Из-за раны, осложнённой инфекцией, подсел на морфий. Потом завязал, и вторично подсел на вещества уже во время войны. Второй раз пришлось завязывать уже в тюрьме в Нюрнберге laughing
          1. +1
            20 ноября 2019 15:36
            Значит я неверно понял. Я думал, что ему повредило тестикулы, а без них мужчина сваливается в излишний вес.
            1. +2
              20 ноября 2019 16:44
              Цитата: Урал-4320
              Я думал, что ему повредило тестикулы, а без них мужчина сваливается в излишний вес

              Нет. Рана в бедро. А лишний вес на почве наркомании и неумеренного образа жизни.
              1. 0
                20 ноября 2019 17:13
                Жесть, так отожраться. belay
                1. 0
                  21 ноября 2019 09:13
                  Гормональный сдвиг. Геринг был кумиром шведов, стал прототипом Карлсона.
                  1. 0
                    21 ноября 2019 10:53
                    Я слышал только о знакомстве Астрид Линдгрен с Герингом, а вот о том, что он был кумиром шведов нет.
                    1. 0
                      21 ноября 2019 11:38
                      Наверно не всех, а той тусовки, где они с Линдгрен пересекались.
                      1. 0
                        21 ноября 2019 11:39
                        Логично, тут соглашусь.
                      2. 0
                        21 ноября 2019 11:44
                        Вроде и фразочки Карлсона списаны с Геринга.
                      3. +1
                        21 ноября 2019 11:46
                        Об этом сама Астрид говорила. Вообще те, кто знал Геринга, называли его "душкой". Обаятельный весёлый человек.
  10. +1
    19 ноября 2019 21:42
    Даже мне было интересно. Признаюсь честно, мне не хватает ярких фотографий автора из музея в Верхней Пышме.
    Коллеги, кто знает,что это за снимок, где экипаж держит плакат с цифрой 300.? Я мемуарной л итературой не очень интересуюсь. Это не мой" профиль". На сайте вспоминали какого-то " Пилот" штуке"- его экипаж?
    1. +4
      19 ноября 2019 22:23
      300 боевых вылетов.Мосркие летчики.
    2. +12
      19 ноября 2019 23:33
      Это экипаж Kampfgeschwader 51 (эскадра 51) "Эдельвейс". Эмблему - цветок эдельвейса, хорошо видно на фото.
      Судя по тому, что на заднем плане Ju-88A-14, у которого вместо пулемета в передней огневой точке установлена 20 мм пушка MG FF - это вторая группа эскадры, переброшенная в Восточное Средиземноморье в сентябре 1943 года для борьбы с судоходством союзников. Как раз для этой цели и создавалась модификация Ju-88A-14.
      Если посмотреть немецкие форумы, возможно удастся найти и персонально летчиков на фото. Табличка "300" - очевидно количество вылетов.
      1. +10
        20 ноября 2019 00:26
        Опять какой то организм минусует, при этом понять логику этого "фельдмаршала-минусатора" по силам только узкопрофильным специалистам.
        1. +7
          20 ноября 2019 01:39
          Цитата: Undecim
          Опять какой то организм минусует, при этом понять логику этого "фельдмаршала-минусатора" по силам только узкопрофильным специалистам.

          Бесполезно! Логики нет, штампует минуса всем подряд, как будто робот.
          1. 0
            20 ноября 2019 13:05
            Кто его знает, возможно,и правда какой-то биоробот
            1. 0
              20 ноября 2019 14:03
              Точно, биоробот. Организм человеческй, но функции управления эти организмом осуществляются со стороны.
              1. 0
                20 ноября 2019 15:15
                Цитата: Undecim
                функции управления эти организмом осуществляются со стороны

                Рептилоидами
  11. -1
    19 ноября 2019 22:54
    Статья интересная! Спасибо!
    объясните пожалуйста, а как аэростаты защищают объект от бомбардировки? сверху бомба без проблем прошьет его, в тросе запутаться? ну так это надо быть "счастливчиком", или какой то иной способ?
    спасибо!
    1. +6
      19 ноября 2019 23:49
      Цитата: A_2010
      объясните пожалуйста, а как аэростаты защищают объект от бомбардировки? сверху бомба без проблем прошьет его, в тросе запутаться? ну так это надо быть "счастливчиком"

      Аэростат не один, штук сто поднимают, причем на 3-4 км. И у каждого трос, причем не один. В таком лесу, да еще в темноте, стать "счастливчиком не" трудно. :)
    2. +5
      20 ноября 2019 01:48
      Цитата: A_2010
      объясните пожалуйста, а как аэростаты защищают объект от бомбардировки?

      Лучше всего и доступнее объясняет вот эта статья:"Воздушное заграждение." https://scharapow-w.livejournal.com/30648.html
  12. -3
    20 ноября 2019 10:08
    Но главное достоинство все-таки было в способности играть любую роль. Пикирующий бомбардировщик, бомбардировщик, торпедоносец, разведчик, штурмовик, ночной истребитель, тяжелый дневной истребитель…


    Главное достоинство...
    А мог ли Ju.88 A-4 выполнять любую роль? Автор предсталяет желаемое за действительное. То что базовая машина путем переделки, фабричную в основном, превращали в
    бомбардировщик, торпедоносец, разведчик, штурмовик, ночной истребитель, тяжелый дневной истребитель…
    не значить что Ju.88 является универсальный самолет. Каждое превращение стоило конструкторский рессурс, время, затраты, изменения в технологичном процессе и т.д. Конечно, конструкция позволяла этого, но более справедливо сказать, что самолет являлся база для разработки разных по своего боевого применения машин, а не универсал. FW-190 там настоящая универсальность.
  13. -5
    20 ноября 2019 12:43
    Вот только два примера:
    1) "Понятно, что успехи Ju-87 в Испании неслабо так подтолкнули к тому."
    2) "...а Ju.88, который, модернизируясь, отпахал всю войну. И – стоит признать – отпахал неплохо так."
    Я, конечно, не филолог, но имею большие подозрения, что орфографически и стилистически это - "феня". Публиковать, созданные на "фене", тексты, посвящённые истории Второй мировой войны, в преддверии 70-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне против нацистской Германии, как минимум, беспринципность, а, как максимум, идеологическая диверсия. Иначе трудно понять, для чего автор героизирует боевую машину противника, созданную для агрессивных захватнических целей, т.е. вновь активно нажимает на тему технологического превосходства поверженного противника над победителем, тем самым и редакция проводит в массы идею о "превосходстве немецкой расы". А что это даёт нам?
    1. +3
      20 ноября 2019 13:41
      Цитата: iouris
      Иначе трудно понять, для чего автор героизирует боевую машину противника, созданную для агрессивных захватнических целей, т.е. вновь активно нажимает на тему технологического превосходства поверженного противника над победителем, тем самым и редакция проводит в массы идею о "превосходстве немецкой расы". А что это даёт нам?
      А с этой позиции вы не пробовали взглянуть?
      «Чем труднее битва – тем слаще победа»
      1. 0
        20 ноября 2019 16:21
        Нет (читай заголовок). В обсуждаемой публикации об этом не сказано.
    2. +1
      20 ноября 2019 18:54
      Цитата: iouris
      Иначе трудно понять, для чего автор героизирует боевую машину противника, созданную для агрессивных захватнических целей, т.е. вновь активно нажимает на тему технологического превосходства поверженного противника над победителем, тем самым и редакция проводит в массы идею о "превосходстве немецкой расы".

      А для того, чтобы отдельные товарищи не задавали вопросы - как это так получилось, что славные сыны страны советов, вооружённые лучшим советским вооружением, несомненно превосходящим зарубежные аналоги в силу неоспоримого превосходства коммунистической идеологии, умудрялись проигрывать нацистам и в 1941, и в 1942, да и в 1943 г. тоже.
  14. BAI
    +2
    20 ноября 2019 13:31
    В целом 88-й был настоящим инструментом блицкрига. Не «Штука», которая что-то представляла из себя в первые два года войны, а Ju.88, который, модернизируясь, отпахал всю войну.

    И тем не менее, символ блицкрига - Ю-87.
  15. 0
    21 ноября 2019 15:14
    Sistema forsazha GM-1 eto Goering Mischung v chest letayushchego borova. :)
  16. 0
    26 июня 2021 05:21
    именно таким самолетом была потоплена армения в ноябре 1941 года

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»