Что отличает истребитель 4-го поколения от 5-го: на Западе попытались разобраться


Обозреватель Алекс Холлингс на западном ресурсе Sofrep, специализирующемся на военных и военно-технических вопросах, публикует материал, в котором рассматриваются нюансы истребителей пятого поколения. Отмечается, что сегодня уже несколько стран разработали свои истребители пятого поколения или же такого рода разработками занимаются, при этом нет точных параметров того, «когда самолёт вдруг перестаёт относиться к 4-му поколению и переходит на ступень выше». В статье Холлингс пытается разобраться в ситуации.


Из материала:

Очевидная вещь - F-16 Fighting Falcon является истребителем четвертого поколения, но сегодня идут сложные дебаты относительно того, а является ли, к примеру, китайский J-20 истребителем более продвинуто поколения.

Холлингс отмечает общепринятые параметры и характеристики, которые должны позиционировать истребитель как относящийся к 5-му поколению. Так, называется способность таких истребителей действовать в воздушном пространстве противника с минимальной угрозой обнаружения.

Здесь нужно (со своей стороны) напомнить, что китайские J-20 обнаруживались (по крайней мере, так заявили некоторое время назад в ВВС Индии) самолётами Су-30МКИ индийских военно-воздушных сил. Если так, тогда критерий, упомянутый Холлингсом, должен выводить J-20 из класса истребителей пятого поколения.

Другой параметр, называемый западным обозревателем, состоит в расположении основных вооружений истребителя 5-го поколения во внутренних отсеках. По его словам, использование вооружений на внешних подвесках – это минус для самолёта - с точки зрения его обнаружения. При этом можно констатировать, что и самолёты, которые заявлены как представители класса 5-го поколения, всё же используют ракеты и бомбы на внешних подвесках.

Холлингс:

Также, говоря об истребителях пятого поколения, указывают на их сверхманевренность. Но это спорная деталь. Даже F-35, который считается эталоном истребителя 5-го поколения, самолётом малой заметности, может оказаться проигравшим по параметрам маневренности самолётам более раннего поколения - четвёртого.

В итоге автор материала констатирует, что сегодня очевидным параметром истребителя пятого поколения может стать способность быть настоящим командным узлом для других средств авиации, включая ударные беспилотники, при выполнении совместных операций.

Если говорить о таком параметре, то под него подходят американские F-35, а также российский Су-57, проходящий один из этапов лётных испытаний с БПЛА С-70 «Охотник». Китайский J-20 снова оказывается вне этого класса.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Честный Гражданин 19 ноября 2019 09:21 Новый
    • 8
    • 1
    +7
    Понятно. Унизили китайчиков и довольны...
    В следующий раз расскажут, что и Су-57 тоже не 5 поколения, а 4, а то и третьего...
    Пингвины такие пингвины
    1. Владимир16 19 ноября 2019 13:07 Новый
      • 10
      • 2
      +8
      "Пятое поколение" в текущий момент времени это скорее слоган маркетологов нежели определение истребителя.
      Вот эти самые маркетологи воюют за рынки сбыта.
      Обливают дерьмом конкурента.

      Тем временем к истинным характеристикам самолетов доступа нет.

      И какая разница какое поколение ежели в прицеле СУ-35 мы видим F-22?

      И что делать ежели "лучшие в мире" Пэтриоты пропускают мимо себя "древние" ракеты и самопальные БПЛА?
  2. Вождь краснокожих 19 ноября 2019 09:21 Новый
    • 8
    • 2
    +6
    А правильный вопрос поднят! Где, кстати, критерий, разделяющий данные поколения и дающий некоторым западным странам заявлять, что приступили к проектированию шестого? Я с автором согласен!
    1. Geosun 19 ноября 2019 10:00 Новый
      • 9
      • 4
      +5
      Вообщето, критериями 5 поколения приняты : эффективная поверхности рассеивания (ЭПР)<0,01 м² и возможность лететь на сверхзвуке без форсажа. А к 6 поколению относится все тоже + отсутствие летчика.
      1. Гражданский 19 ноября 2019 10:16 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: Geosun
        Вообщето, критериями 5 поколения приняты : эффективная поверхности рассеивания (ЭПР)<0,01 м² и возможность лететь на сверхзвуке без форсажа. А к 6 поколению относится все тоже + отсутствие летчика.

        Опционально - наличие летчика. Работа в рое.
      2. Sky Strike fighter 19 ноября 2019 10:25 Новый
        • 4
        • 2
        +2
        Цитата: Geosun
        Вообщето, критериями 5 поколения приняты : эффективная поверхности рассеивания (ЭПР)<0,01 м² и возможность лететь на сверхзвуке без форсажа. А к 6 поколению относится все тоже + отсутствие летчика.

        Не только .Нужны другие скорости полета и способность набирать высоту до границ Космоса. Примерно так.
        Специалисты «Роскосмоса» разработали схему комбинированного двигателя, совмещающего возможности воздушно-реактивного двигателя и жидкостного ракетного двигателя. Изобретение, как говорится в описании к нему, «может быть использовано для создания авиационно-космической системы горизонтального старта или же для создания самолета, который будет иметь возможность осуществлять кратковременный полет с гиперзвуковой скоростью».
        Этот двигатель предлагается использовать в основном на самолете-разгонщике, который будет взлетать с аэродрома, набирать скорость до шести Махов и, выступая своеобразной первой ступенью, запускать со своего борта в космос ракету.

        https://sdelanounas.ru/blogs/127130/
        1. VO3A 19 ноября 2019 11:12 Новый
          • 7
          • 2
          +5
          Те кто не понимает сущности самолёта 5- го поколения не могут сформулировать требования к самолёты 6 -го поколения...Это относится не только к простым обывателям , но и к целым штабам и военному руководству многих стран! Умиляют росказни европейцев о том, что они строят самолёт 6-го поколения...Пусть бредят дальше...
        2. Вот мне тоже кажется, что одним из отличительных свойств шестого поколения будет способность действовать как в воздухе, так и в космосе. А вовсе не только управление "роем".
      3. Ка-52 19 ноября 2019 11:11 Новый
        • 4
        • 1
        +3
        Вообщето, критериями 5 поколения приняты : эффективная поверхности рассеивания (ЭПР)<0,01 м² и возможность лететь на сверхзвуке без форсажа. А к 6 поколению относится все тоже + отсутствие летчика.

        все это чушь и глупость. Критерии для проектируемой машины задает заказчик. То есть МО. Именно оно обозначает требования, предъявляемые к боевой машине, исходя из специфики ее задач. Компании-разработчики исходя из техзадания проектируют образ будующей машины. В техзаднии (или техтребованиях) прописываются ВСЕ ожидаемые параметры ЛА. Их сотни. И с ними и работают проектировщики и конструкторы. А все ваши "критерии 5 поколения" это либо маркетинг либо инфоповод для СМИ потрепать языками. Вы хоть раз видели ТЗ и ТТ своими глазами? Так и я могу, заявить с гордым видом, что критерий 5го поколения это интегрированный планер - и всех, у кого иная компоновка метлой под зад из категории "современный самолет" lol
        1. Герман 4223 19 ноября 2019 12:33 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Главный критерий нового поколения это то что он заменяет предыдущее. Это и есть новое поколение,как рождается у вас ребёнок он новое поколение относительно вас. И дело не в харрактеристиках или признаках. Харрактеристики вытекают из требований, требования из тактики и стратегии предполагаемого применения.
      4. Марк1 19 ноября 2019 11:35 Новый
        • 7
        • 0
        +7
        Цитата: Geosun
        Вообщето, критериями 5 поколения приняты : эффективная поверхности рассеивания (ЭПР)<0,01 м²...

        Geosun (Александр), судя по вашим высказываниям, самолётов 5-го поколения не существует, так как у Ф-22(Ф-35) средняя (для расчётов) ЭОП=0,3-0,5 м2... А Ф-35 не имеет сверхзвуковой крейсерской скорости на всём протяжении полёта, без форсажа, и поэтому показателю не является самолётом 5-го поколения!
        1. Geosun 19 ноября 2019 13:00 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Я с вами полностью согласен. ЭПР у ф22 только в лобовой проекции соответствует заявленным характеристикам.И Эпр и ЭОП, например, американцы расчитывают по разному, но суть не в этом. Просто основными требованиями к 5 поколению приняты: К двигателю- сверхзвук без форсажа, а К планеру низкая отражательная способность. Теперь сюда пытаются добавить еще размещение оружия внутри корпуса и возможность управления роем. По этому все больше путаницы и возникает.
          1. abrakadabre 20 ноября 2019 08:06 Новый
            • 0
            • 0
            0
            К двигателю- сверхзвук без форсажа
            К двигателю невозможно предъявить такое требование априори. Потому что поставь его на легкий самолет - будет адский гонщик, а поставь его на тяжелый транспортник, результат будет гораздо менее скоростной. Опять же, в одной весовой категории: поставь его на планер как у биплана старого, будет одни летные характеристики, а на планере по типу SR-71, совсем другие. При одинаковой массе.
            К планеру низкая отражательная способность
            Опять несколько не туда. Только комплекс внешних обводов с соответствующим покрытием дает результат.
            Теперь сюда пытаются добавить еще размещение оружия внутри корпуса
            Ту-95 и Б-52... да даже Б-17, ТБ-3 и много кого прочих очень часто носят или носили свою полезную нагрузку внутри фюзеляжа. Но 5-м поколением не являются. И не надо говорить про то что это бомберы. Ф-35 тоже фактически фронтовой бомбер.
      5. SanichSan 22 ноября 2019 15:40 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: Geosun
        Вообщето, критериями 5 поколения приняты

        кем приняты?
        способность действовать в зоне ПВО можно обеспечить не только низким ЭПР но и средствами РЭБ. самолет 4 поколения превратится в 5 поколение путем подвеса контейнера РЭБ?
        про (ЭПР)<0,01 м², а некоторые не стесняются писать и 0,001 м², это брехня журналистов для обывателей не имеющих даже поверхностного представления о том что такое радиолокация и ЭПР. видимо те кто это пишут представляют Ф-35 в виде шара laughing
        кстати о сверхзвуке... что-то у Ф-35 он такой сверхзвук что бомбардировщик догнать не могут bully
    2. VO3A 19 ноября 2019 10:34 Новый
      • 4
      • 2
      +2
      В итоге автор материала констатирует, что сегодня очевидным параметром истребителя пятого поколения может стать способность быть настоящим командным узлом для других средств авиации, включая ударные беспилотники, при выполнении совместных операций.

      Автор не доработал, не только для авиации !!! Самолёт 5 -го поколения это основной элемент сетецентрической системы или Боевой Информационной Системы...В этом суть самолёта 5- го поколения.А чтобы быть таким он должен обладать основными признаками , которые все любят перечислять, включая незаметность....Самолёт вне БИС перестаёт быть самолётом 5- го поколения, хотя может обладать всеми признаками для этого. Эти признаки обеспечивают ему определённое преимущество над самолёта и 4- го поколения, а в составе БИС эти преимущества значительны...БИС обеспечивают преимущество и на земле и на море...И здесь самолёт 5- го поколения основной элемент такой системы...Для этого ему нужны каналы обмена информации в реальном времени, а в составе БИС должны быть устройства, которые эту информацию могут использовать...Все эти устройства , системы вооружений обмениваются информацией и используют её в реальном времени для уничтожения противника....Вам уже 5 лет рассказывают об этом , а у большинства дальше самолёта воображения не хватает...Не в самолёте дело, а точнее не совсем в самолёте, он должен иметь возможность работать в составе системы...
      1. niksfromru 19 ноября 2019 11:13 Новый
        • 6
        • 1
        +5
        Как только самолет врубит все свои "каналы обмена информации в реальном времени" - он тут же теряет свойство "незаметности", независимо то применения в его конструкции стелс-технологий. Не случайно F-117, нанося удары по Югославии, шли в режиме полного радиомолчания. Так что БИС и незаметность - две вещи несовместные.
        1. VO3A 19 ноября 2019 11:18 Новый
          • 2
          • 6
          -4
          Ну это у вас фантазии доисторические..Способы и методы передачи информации развиваются , и у вас даже не хватает воображения для этого....Вы только подумайте, например, зачем самолёт работает в связке с БПЛА ? Трудно говорить с человеком, который дальше одного хода не думает, и радуется каждой своей бестолковой придумке...
          1. dvina71 19 ноября 2019 12:04 Новый
            • 3
            • 0
            +3
            Цитата: VO3A
            Ну это у вас фантазии доисторические..Способы и методы передачи информации развиваются

            С этого момента поподробней? С каких пор ЭМИ перестало быть "веществом" передачи данных?
      2. Нечто 19 ноября 2019 12:04 Новый
        • 11
        • 1
        +10
        Цитата: VO3A
        ...В этом суть самолёта 5- го поколения.А чтобы быть таким он должен обладать основными признаками , которые все любят перечислять, включая незаметность... ...Для этого ему нужны каналы обмена информации в реальном времени...Все эти устройства , системы вооружений обмениваются информацией и используют её в реальном времени для уничтожения противника....Вам уже 5 лет рассказывают об этом , а у большинства дальше самолёта воображения не хватает...Не в самолёте дело, а точнее не совсем в самолёте, он должен иметь возможность работать в составе системы...

        VO3A (Андрей), вы, как и многие на ВО, делаете ошибку - невидимых или незаметных самолётов в природе не существует, поэтому правильно будет малозаметность в вашем высказывании. При обмене информацией, используя самолёт 5-го поколения в качестве командного узла (и не обязательно) самолёт теряет свою малозаметность, одно другому противоречит в итоге... В итоге, при работе самолёта в составе системы, он не может являться самолётом 5-го поколения в полной мере по признаку малозаметность.
        1. Volkof 19 ноября 2019 16:00 Новый
          • 4
          • 0
          +4
          Передать координаты станции или пусковых установок ...в виде короткого импульса - это сделает самолёт заметным ? Или принять для наведения своего оружия сигнал, вообще , в пассивном режиме... Самолёт 5-го поколения может быть разведчиком и ударным средством , и центром принятия решения причём одноврнменно и скрыто. Вот почему он выделяется среди прочих элементов общей боевой современной системы....
          1. Нечто 19 ноября 2019 18:08 Новый
            • 10
            • 1
            +9
            Цитата: Volkof
            Передать координаты станции или пусковых установок ...в виде короткого импульса - это сделает самолёт заметным ? Или принять для наведения своего оружия сигнал, вообще , в пассивном режиме...

            Volkof, как только включите свой прд (передатчик) и будет излучение, сработает на самолёте противника система обнаружения или на земле, далее вы можете получить ракету с АРГСН по своим координатам. И вы пишите _ "это сделает самолёт заметным?"- самолётов незаметных не существует, есть малозаметные. Принцип запоминания излучения и определения направления на излучаемый объект хорошо отработан на противорадиолокационных ракетах и также развивается.
            Кроме этого, БРЛС Н036 "Белка" Су-57 обнаружит Ф-35 (ЭОП=0,3 м2) приблизительно на расстоянии Д=295 км в свободном пространстве, а БРЛС Н035 "Ирбис" Су-35С обнаружит Ф-35 приблизительно на расстоянии Д=225 км.
        2. abrakadabre 20 ноября 2019 08:15 Новый
          • 0
          • 0
          0
          При обмене информацией, используя самолёт 5-го поколения в качестве командного узла (и не обязательно) самолёт теряет свою малозаметность, одно другому противоречит в итоге...
          Только в случае широконаправленного сигнала с самолета. В случае использования узконаправленной антены, этот недостаток нивелируется. И тут не обязательно использовать лазерный луч. Достаточно угла расхождения градусов в 10-20. Дополнительно можно обучить самолет в случае энергичного пилотажа вести исходящий радиообмен с перерывами, когда самолет занимает занимает соответствующее положение по отношению к РЛС и обнаруженным самолетам противника. Не панацея, но сильно способствует сохранению малой заметности. А на прием работать как обычно.

          А вообще, в качестве командного центра гораздо лучше подходит АВАКС-подобный вариант. Особенно вкупе со спутниковой группировкой.
          1. SanichSan 22 ноября 2019 15:55 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Цитата: abrakadabre
            В случае использования узконаправленной антены, этот недостаток нивелируется.

            как будем определять направления работы этой антенны?
            что делать если узел на который была направлена антенна ликвидирован?
            теория красивая, и в США уже ведут работы над этим но похоже результат как с рельсотроном...
            1. abrakadabre 25 ноября 2019 09:26 Новый
              • 0
              • 0
              0
              как будем определять направления работы этой антенны?
              Направление может определять даже обычная сотка (телефон), устройство несопоставимо более простое, чем БИУС самолета.
              что делать если узел на который была направлена антенна ликвидирован?
              Узел может находиться глубоко позади (АВАКС) или на орбите. И тут угол направленности в 10-30 градусов только способствует нивелированию погрешностей направленности. При этом большая часть сферы остается безызлучательной.
              теория красивая, и в США уже ведут работы над этим но похоже результат как с рельсотроном...
              Я не разработчик. Просто предположил наиболее очевидные варианты решения проблемы радиомолчание-включение связи для самолетов с очень низкой ЭПР. Скорее всего именно в таких направлениях и работают проектировщики. И с их стороны, и с нашей.
              1. SanichSan 26 ноября 2019 17:26 Новый
                • 0
                • 0
                0
                Цитата: abrakadabre
                Направление может определять даже обычная сотка (телефон), устройство несопоставимо более простое, чем БИУС самолета.

                это широкополосный сигнал. вы заявляли о узконаправленном. с узконаправленным так не получится. проблема американской системы в том что она функционирует только когда известно где приемник, но как только связь прервется ее очень сложно восстановить.
      3. SanichSan 22 ноября 2019 15:51 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: VO3A
        Не в самолёте дело, а точнее не совсем в самолёте, он должен иметь возможность работать в составе системы...

        согласен, но тогда встает философский вопрос - если самолет, Ф-35 например, обладает такими возможностями, по крайней мере с таким же Ф-35, но все остальные системы вооружения, как наземные и морские, так и другие самолеты, не обладают такими возможностями, то можно ли считать Ф-35 самолетом 5 поколения? другими словами может ли быть 5 поколение без БИС? если нет то самолетов 5 поколения еще нет wink
  3. GRF
    GRF 19 ноября 2019 09:21 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    маркетинг...
    1. Victor_B 19 ноября 2019 09:32 Новый
      • 9
      • 1
      +8
      Цитата: GRF
      маркетинг...

      Он самый!
      Вот же прицепились к этому термину "пятое поколение"!
      Американцы сделали себе Ф-22, ну и весь комплекс его фишек назвали пятым поколением.
      Даже F-35, который считается эталоном истребителя 5-го поколения, самолётом малой заметности
      при этом этот "эталон" не тянет даже под их собственное определение.
      Другой параметр, называемый западным обозревателем, состоит в расположении основных вооружений истребителя 5-го поколения во внутренних отсеках. По его словам, использование вооружений на внешних подвесках – это минус для самолёта - с точки зрения его обнаружения
      У Ф-35 внутренние отсеки довольно маленькие и ну просто невозможно туда натолкать вооружения до полной грузоподъемности.
      Т.о. Ф-35 в ударном варианте бОльшую часть будет на внешней подвеске тащить.
      Ну и "здравствуй стелсовость"!
      Заодно и с крейсерским сверхзвуком у него не айс!
      1. Victor_B 19 ноября 2019 09:44 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Но сказали американцы Ф-35 пятое поколение, вот и будут все "поклоняться".
    2. askort154 19 ноября 2019 10:23 Новый
      • 6
      • 2
      +4
      GRF маркетинг...

      И не более ! yes Понятна граница поколений - между поршневым самолётом и реактивным, между самолётом управляемым пилотом и беспилотным.
      Делать границей сомнительную" малозаметность", наличие наружных подвесок или электронными "прибамбасами" - это прогресс в модернизации, и не более.
      1. abrakadabre 20 ноября 2019 08:23 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Понятна граница поколений - между поршневым самолётом и реактивным, между самолётом управляемым пилотом и беспилотным.
        В ваш список радикальных отличий еще можно добавить крейсерский гиперзвук и/или штатную, не кратковременную работу в двух средах - воздух-космос. Массовый переход на реактивные двигатели детонационного горения так же можно ставить критерием (как поршневой-реактивный). Потому что это даст скачкообразный прирост скоростных характеристик (если планер позволит)
    3. Ка-52 19 ноября 2019 11:21 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      GRF (Евгений) Сегодня, 09:21
      маркетинг..

      единственный правильный ответ среди множества диванных споров выше ))
      1. VO3A 19 ноября 2019 11:31 Новый
        • 2
        • 2
        0
        Это всё? Танковые клинья немцев на танкетках это тоже маркетинг ?
        Дело оказалось не совсем в танках, а точнее , в том, как их использовать и какими свойствами для этого они должны обладать....
  4. Громобой 19 ноября 2019 09:28 Новый
    • 3
    • 3
    0
    Здесь нужно (со своей стороны) напомнить, что китайские J-20 обнаруживались (по крайней мере, так заявили некоторое время назад в ВВС Индии) самолётами Су-30МКИ индийских военно-воздушных сил. Если так, тогда критерий, упомянутый Холлингсом, должен выводить J-20 из класса истребителей пятого поколения.
    Скорее всего он специально увеличивал свою ЭПР. Обычная практика для такого новейшего самолёта в мирное время.
  5. jonht 19 ноября 2019 09:28 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Какие такие параметры recourse?
    Если условие ТТХ задают заказчики, а у них у всех свои требования. Да и МИГ-31 тогда тоже из 3 должен в 5 прыгнуть, как самолёт управления.....
    Так что только совокупность таких параметров может иметь критическое значение. hi
    1. Герман 4223 19 ноября 2019 13:15 Новый
      • 0
      • 0
      0
      И су-30 туда же.
  6. Alexey-74 19 ноября 2019 09:30 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Думаю после установки нового двигателя на Су-57 - это и будут истребитель 5-го (условно) поколения. Сочетания скорости, маневренности, управления, вооружения и меньший процент заметности. А пингвину F-35 обладают лишь частью из критериев 5-го поколения.
  7. paul3390 19 ноября 2019 09:48 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Насчёт командного узда - тоже спорно.. На полигоне - да, выглядит кузяво, а если с земли начнут давить несравненно более мощные и разнообразные РЭБ? Сумеет ли пингвин в такой обстановке чем-то командовать-то?
  8. Дилетант 19 ноября 2019 09:51 Новый
    • 7
    • 3
    +4
    В итоге автор материала констатирует, что сегодня очевидным параметром истребителя пятого поколения может стать способность быть настоящим командным узлом для других средств авиации, включая ударные беспилотники, при выполнении совместных операций.

    В свое время военные фактически не приняли Ка-50 из-за того, что одновременно пилотировать вертолет и применять оружие для одного человека слишком сложно. Одноместному F-35 предлагается еще и управлять "роем беспилотников". Кем должен быть пилот такого самолета?
    Критерий, по которому должно оцениваться изделие - самолет, подводная лодка или танк - это способность выполнить поставленную задачу в текущий момент времени.
    Выполнил на оценку 5 - пятое поколение, 4- четвертое поколение и т.д. При этом никакого значения не должно иметь наличие/отсутствия АФАР, динамической защиты или радужной окраски. Критерий только один - способность выполнить поставленную задачу, для выполнения которой изделие и предназначено. Я думаю, что никто особенно не будет спорить о том, что узкоспециализированный МиГ-31 является и еще какое-то время будет являться лучшим истребителем-перехватчиком. А SR-71 лучшим разведчиком. К какому поколению их можно отнести?
    Ну а вопрос моды лучше оставить женщинам.
  9. abc_alex 19 ноября 2019 09:54 Новый
    • 10
    • 0
    +10
    Ну, вот, хоть так, "через Китай" но и до штатовских СМИ доходит мысль, что "пятое поколение" это не более, чем маркетинговый финт, призванный оправдать взрывной рост цены самолётов F22 и F-35. Никто и никогда не делил авиацию на поколения, не вырабатывал критериев деления и признаков соответствия. Просто в один момент штатовские пиарщики вдруг объявили, что Раптор -- это вот "пятое поколение". А потом добавили, что вот Лайтинг-2 это пятое поколение совсем. А штатовские же СМИ как оголтелые начали тиражировать эту мысль. При этом, если разобраться, то нет никаких принципиальных отличий этой пары от самолётов предыдущих "поколений", а уж тем более каких-то принципиальных нововведений.

    Сниженная радиозаметность? Это общий тренд развития авиации с момента появления РЛС.
    Оружие внутри корпуса? Классическое решения для бомбера, перекочевавшее в нишу истребителей, при этом спорное.
    РЛС с АФАР, от которой с криком "хо" падают на спину адепты штатовского ВПК и местные либералы? Это вообще, на мой взгляд, не может быть признаком поколения, поскольку является модулем и как модуль может быт установлена на любой самолёт, способный обеспечить ей габариты, питание и обработку сигнала.
    То же самое с "продвинутой электроникой".
    Крейсерский сверхзвук? Мало того, что этой особенностью обладали нккоторые самолёты и до "пятого поколения" так Пингвин ещё и дозвуковой.
    Сверхманевренность? Так с точки зрения отечественной школы штатовские самолёты ей не обладают. И сами штатовцы это признают сквозь зубы, утверждая, что у них "свой взгляд" на этот параметр, они его видят как "повышенную ситуативную осведомлённость".
    Универсальность применения? Так Раптор ограничен в работе по земле, а Лайтинг-2 крайне спорен в роли истребителя.
    Даже второе "хо" адептов -- сисиема обмена данными между бортом и другими, по сути только пожелание. Она толком не работает на Рапторе и не известно, работает ли на Пингвине. Тем более, что вообще не понятно, как это все реализовать в режиме "стелс".
    1. Volkof 19 ноября 2019 16:17 Новый
      • 2
      • 2
      0
      Вы забыли, что сейчас век информационных технологий...Армии отсталых стран уничтожат так, что они даже не заметят откуда и кто...Чтобы уничтожать армии других стран так же, нужен самолёт 5- го поколения и его взаимодействие с другими системами оружия в реальном времени...О каком маркетинге идёт речь ?
      1. bk316 19 ноября 2019 18:08 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Вы забыли, что сейчас век информационных технологий..

        Молодой человек Вы просто бредите причем тут истребитель пятого поколения и информационные технологии.
        НУ КАКИЕ ТАКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ были у F-22?
        Недоделанный link-16?
        Так он и у F-15 есть....
      2. abc_alex 19 ноября 2019 20:45 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: Volkof
        Чтобы уничтожать армии других стран так же, нужен самолёт 5- го поколения и его взаимодействие с другими системами оружия в реальном времени...О каком маркетинге идёт речь ?


        О тупом кондовом твердолобом беспощадном маркетинге. Чтобы уничтожать армии других стран давным давно разработаны средства гораздо более дешёвые и надёжные. Например, те же КР.
    2. abrakadabre 20 ноября 2019 08:29 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Сверхманевренность? Так с точки зрения отечественной школы штатовские самолёты ей не обладают.
      Более того, строго говоря, самолеты ВОВ обладали сверхманевренностью, которая большинству более юных реактивных собратьев и не снилась.
      1. abc_alex 20 ноября 2019 17:10 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: abrakadabre
        Более того, строго говоря, самолеты ВОВ обладали сверхманевренностью

        Не совсем так. Высокая манёвренность -- это одно, а сверхманёвренность -- другое. Сверхманевренность, это способность самолёта сохранять направление движения, изменяя положение в воздухе. Тоесть самолёт должен лететь вперёд, даже задрав нос вверх или опустив его вниз.
  10. Слон 19 ноября 2019 09:56 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Уже скоро всем придется сравнивать с китайским J-31, ожидается интересный расклад.
  11. rocket757 19 ноября 2019 10:32 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Что отличает истребитель 4-го поколения от 5-го: на Западе попытались разобраться

    Чего ж в том не понятного! Всё что есть\ говорят, что есть, в самолётах "maid in USA", это пятое ... а то что есть у других, даже лучше, это НЕ-НЕ-НЕ!
  12. Макс1995 19 ноября 2019 11:39 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Сколько можно перетирать одно и тоже, да еще от путанных екпертов...
    1. abrakadabre 20 ноября 2019 08:30 Новый
      • 0
      • 0
      0
      да еще от путанных екпертов...
      от слова путана? wassat
      1. Макс1995 20 ноября 2019 14:20 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Нет, пока еще до такого не дошол....
        Но Вы верно заметили...
  13. Zaurbek 19 ноября 2019 11:46 Новый
    • 0
    • 0
    0
    У китаезов есть и БПЛА и J20 и все большем количестве, чем у нас....все додумались полетать вместе, а китайцы нет? Но 5g связь разработали раньше всех.
  14. voyaka uh 19 ноября 2019 11:48 Новый
    • 1
    • 3
    -2
    Так было и на переходе от 3-го к 4-му.
    СССР долго относился с презрением к однодвигательному Ф-16, не признавая его представителем 4-го поколения. При этом уважая Ф-15.
    1. abc_alex 19 ноября 2019 20:51 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: voyaka uh
      СССР долго относился с презрением к однодвигательному Ф-16, не признавая его представителем 4-го поколения. При этом уважая Ф-15.


      ??? Это вы откуда взяли? Про Ф-16? Оставлю вашу фантазию про непризнание четвёртым поколением, поскольку никто и никогда в СССР не делили самолёты на поколения, но презрительной отношение в Ф-16 в СССР, вы откуда взяли?
  15. Lone gunman 19 ноября 2019 11:48 Новый
    • 1
    • 6
    -5
    вы видели как собирают ф-22 или ф-35?! вот то-то ... главное это техпроцесс - чтобы была поточная линия, чтобы были "станки" и 3д принтеры и др. конечно можно "обвес" сделать и на "коленках" самолёт собрать, но это уже другое...если самолётики будут падать ... русские будут по прежнему собирать "по два самолётика" в год, а "станки" и компетенции расположены за границей РФ.
    1. bk316 19 ноября 2019 17:57 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      вы видели как собирают ф-22

      Сейчас никак и судя по всему не могут уже....
      Деиндустриализация она такая заразная. laughing
      1. Lone gunman 19 ноября 2019 18:15 Новый
        • 0
        • 1
        -1
        да я думаю ...что с фу-22 что-то не то происходит, либо там запредельные технологии, либо там запредельные технологии, да и Гангрессе из года в год поднимается вопрос, а не "напечатать ли" нам ещё Ф-22, после очередного обострения в мире...А самолёт просто улёт, не представляю, что будет с шестым поколением.
        1. bk316 19 ноября 2019 18:17 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          из года в год поднимается вопрос, а не "напечатать ли" нам ещё Ф-22, п

          И каждый раз "нет слишком дорого". То есть его "не печатают" а именно что "выпиливают"....
          А дальше это именно вопрос денег, за триллион баксов мы легко построим 200 су-57
          1. Lone gunman 19 ноября 2019 18:31 Новый
            • 0
            • 1
            -1
            "И каждый раз "нет слишком дорого". То есть его "не печатают" а именно что "выпиливают"...."
            не выпиливают потому, что слишком дорого - технология дорогая и запредельная, Ю.С.ЭЙ. должна быть уверена на все 1000%, что самолёты пойдут в дело, если дадут добро, то считай война не за горами, большая война, но не глобальная-термояд ещё некто не отменял.
            1. bk316 19 ноября 2019 20:11 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Ну пожалуй - да
              А самолет конечно хорош в особенности для своего времени, прямо вершина американского самолетостроения. И надо сказать, что такие взлеты у них были....
  16. bk316 19 ноября 2019 17:55 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Ну что вы прямо. Вопрос давно решенный.
    Термин поколения введен исключительно в маркетинговых целях.
    Типа как дуал коре и коре дуо laughing
    Так что правильный ответ ЦЕНОЙ.

    Даже как процессоры сравнивать до сих пор спорят, а уж самолеты....
  17. 123456789 19 ноября 2019 17:55 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Не важно, какого кот цвета — черный он или белый. Хороший кот такой, который ловит мышей.
  18. poquello 19 ноября 2019 17:57 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    В итоге автор материала констатирует, что сегодня очевидным параметром истребителя пятого поколения может стать способность быть настоящим командным узлом для других средств авиации, включая ударные беспилотники, при выполнении совместных операций.

    усё, тукано с пилоном электроники рулит
  19. Комментарий был удален.