Военное обозрение

Крымская буря 1854-го. Стихия, утопившая флот

27

Буря. Крушение корабля. Иван Айвазовский.1855 год


14 ноября 1854-го года Крымская буря окончательно превратилась в чудовищной силы ураган. Груженные боеприпасами, провизией, зимним обмундированием и прочим корабли и суда оккупационных войск не успели уйти в открытое море и приняли удар стихии у берегов Тавриды. Для того чтобы систематизировать потери неприятеля на море, следует географически разделить районы, в которых приняли «последний бой» с рассвирепевшей бурей иностранные корабли. Свои морские могилы они нашли на дне близ Балаклавской бухты, Качи и Евпатории.

Оставшиеся погибать у Балаклавы


Ещё до того, как буря окончательно окрепла, корабли и суда перестали пускать в бухту Балаклавы, которая и без того была опасно переполнена. По сути, их бросили на произвол судьбы. Вскоре волны и ветер начали разламывать корабли, словно орехи о косяк.

Первой жертвой, пошедшей на дно, стал американский транспорт «Progress», с которого спастись удалось только двум морякам. Следующим на дно ушёл «Resolute», унеся с собой всех, кроме 9 человек. Третьим утащил на дно поголовно весь свой экипаж американский парусник «Wanderer». Четвёртой жертвой стал транспорт «Kenilworth». Перед гибелью он налетел на пароход «Avon», потеряв все свои мачты. Только трое моряков спаслись с «Kenilworth».

Вскоре вместе со всем экипажем погиб быстроходный американский клипер «Rip Van Winkle». Корабли «Peltoma» и «Maltese» также были разбиты о скалы и затонули со всеми людьми на борту.

Весьма показательна участь транспорта «Wild Wave». Его сорвало с якорей и понесло прямиком на скалы. Не имеющий паровой машины и потерявший мачты, «Wild Wave» был обречён. Корпус транспорта напоролся на камни, а волны, словно стальным молотом, раскалывали борта. Экипаж спасался как мог. Некоторым повезло укрыться на камнях, в небольших гротах и расселинах, но всемогущее море выискивало своими волнами каждого выжившего и утягивало на дно. В итоге к утру 15-го числа спасательная команда с британского линейного корабля 2-го ранга «Sans Pareil» смогла извлечь из узкой расселины всего двух моряков с «Wild Wave» — юнгу и матроса.


Не смилостивилась судьба и над исключительно военными кораблями Её Величества. Фрегат «Retribution» лишился руля и сорвался с якорей. Капитан корабля Джеймс Драмонд приказал срубить все мачты и сбросить за борт все орудия до единого и всё снаряжение. Потеряв часть экипажа, «Retribution» всё же смог удачно выброситься на берег, хотя состояние его было ничтожным. На «Vesuvius» также срубили мачты, потеряв часть экипажа. В итоге на берегу от корабля остался только полуразрушенный корпус. Корабли «Mercia», «Caducens», «Pride of the Ocean», «Medora» и «Sir Robert Sale», несмотря на большое число спасённых, были полностью уничтожены. Чуть более повезло кораблям «Niger» и «Melbourn», которым удалось почти уцелеть, но они лишились всех мачт и получили тяжёлые повреждения паровых труб.

Счастливчиком оказался уже упомянутый «Avon». Этот пароход, забыв о каких-то там приказах управляющего Балаклавского порта, умудрился ловко обойти скалы и буквально юркнуть в спасительную бухту. Правда, уже внутри бухты он знатно «надебоширил», пройдя невольным тараном по корпусу многих судов.

Гибель же новейшего парусно-винтового корабля «Prince» стала и вовсе легендарной, эта легенда даже переименовала "Prince" в "Чёрного принца". Корабль так и не получил разрешения укрыться в Балаклаве, поэтому капитан, понадеявшись на паровую машину, остался недалеко от берега. Однако налетевшая буря доказала ошибочность этой надежды.

Крымская буря 1854-го. Стихия, утопившая флот

Гибель "Чёрного принца"

Капитан Гудель отдал приказ срубить все мачты, но кораблю катастрофически не везло. Такелаж бизань-мачты попал в район действия гребного винта, которые вскоре был заблокирован. Лишившись последнего движителя, «Prince» вслед за этим лишился и якорей. Его участь в этот момент решилась. Корабль могучая стихия подхватила и раздавила о скалы. По рассказам очевидцев через десять минут морских жерновов от некогда гордости британского флота остались только жалкие куски корпуса.

Оставшиеся в живых шестеро членов экипажа «Prince» свидетельствовали, что в последний момент перед тем, как корабль понесло на скалы, капитан Гудель и капитан Байнтон (агент адмиралтейства), сняв с себя верхнюю одежду, объявили экипажу, что с их стороны ничего не было упущено для спасения корабля и что теперь каждый должен заботиться о себе. По сути, команду «спасайся, кто может» никто не отменял.

Смерть у Евпатории


Евпатория в то время была оккупирована неприятелем и превращена в крепость, ощетинившуюся артиллерией и снабжаемую по морю. Вражеский гарнизон состоял в основном из турок, татар-переселенцев и французов. Чтобы такой мощный анклав врага не пресёк снабжение наших войск через Перекоп, русские Евпаторию саму взяли в блокаду.

Множество кораблей у евпаторийского берега стали жертвой стихии. Французский парусный фрегат «Fultan», не имеющий паровой машины, был обречён. Его выбросило на берег и разбило в щепки, спастись удалось только малой части экипажа. 100-пушечный линейный корабль «Henri IV», символ мощи французского флота, оказывавший артиллерийскую поддержку гарнизону Евпатории, разломило о скалы. Весь экипаж, кроме 17 счастливчиков, погиб. Турецкий 90-пушечный линейный корабль «Peiri Messeret» пошел ко дну со всеми, кто был на его борту. Единственным чудом уцелевшим судном оказался английский «Cyclops».


Гибель линкора Henri IV

Особо хочется отметить участь английского фрегата «Culloden». Корабль, вооружённый четырьмя орудиями и использующийся в качестве транспорта, перевозил войска и в тот момент имел на борту груз боеприпасов в виде 30 тыс. ядер, 700 пудов пороха, не считая 32 лошадей. «Culloden» стихия подхватила и отнесла в район месторасположения Новоархангельского уланского полка, где корабль и потерпел крушение. Часть англичан спаслась, оставив остов разбитого судна невдалеке от берега в руках бури и волн, но на берегу они были взяты в плен.

Вскоре выяснилось, что на разбитом корабле остались 25 турок — союзников англичан. Офицеры полка предложили британцам помочь туркам и даже предлагали за это деньги, но те отказались наотрез, заявив, что "не позволят подвергать опасности жизни для спасения каких-нибудь турок". В итоге на спасение турок, оставленных на верную смерть своими "союзниками", отправился отряд русских добровольцев. Спасательная операция длилась более двух часов.

В устье Качи и севернее Севастополя


В районе Качи буря собрала не меньший урожай, нежели у Балаклавы и Евпатории. Только непосредственно в устье реки Качи затонули 12 купеческих судов. Военные корабли же практически поголовно лишились вооружения. Так, британский корабль «Queen» потерял в пучине до 116 орудий и часть такелажа. Линейный корабль «Trafalgar» лишился 120 орудий, не считая повреждений мачт. «London», кроме отправки на дно 90 орудий, ещё и потерял рули. Парусно-винтовые корабли «Aedent», «Terrible», «Spitfire» и «Sanson» все до единого получили пробоины в корпусе.

Французский флот потрепало не меньше. «Ville de Paris» отдал за борт 120 орудий, «Firland» 100 орудий, «Bayard» 90 орудий, а «Suffren» 90 орудий. К тому же почти все они потеряли рули, лишились мачт (когда невольно, когда срубив их по приказу капитана) и т. д. Турецкий фрегат «Arri Marseile», по сути, разделил судьбу своего соотечественника «Peiri Messeret». Сначала корабль лишился своей артиллерии и большей части экипажа, а позже был разбит волнами о берег.

Французские транспортные суда были полностью уничтожены. «Turone» выбросило на берег и размолотило волнами, «Pyrenees» сгорел уже находясь на прибрежной мели, «Ganges» разделил судьбу «Pyrenees», «Danube» также выбросило на мель, а «Arri Marseile» утонул прямо на якоре со всем имеющимся на борту имуществом.


Последствия бури. Иван Айвазовский

Здесь стоит отметить, что, учитывая боевые действия, наши бойцы отнюдь не дремали. Стоило близ берега показаться иностранному кораблю, как русские отряды всадников, несмотря на страшные ветер, неслись к этому месту. Во-первых, чтобы взять в плен противника, а порой, как указано выше, и спасти этого самого противника. Во-вторых, чтобы захватить груз.

Плачевный исход


21 ноября переждавший бурю вдалеке от опасных скал флагман «Agamemnon» вернулся к Балаклавской бухте, став на якоре напротив неё. На борту корабля находился английский путешественник Джордж Тейлор (уже упомянутый в первой части), который описал пейзаж следующим образом:
"Линия скал была выровнена останками кораблей, выброшенных на берег в день урагана; и в местах, где останки лежали большими кучами — от обломков мачт до кусков дерева не больше спичечного коробка — на маленьком расстоянии оказывалось, что это не что иное, как груды щепок. В самой бухте все корабли были в разной степени повреждены… На протяжении нескольких дней после урагана многочисленные тела плавали в бухте, почти все голые. На некоторых были спасательные жилеты, многие были сильно изорваны, и часто части тел плавали у кораблей".



Таким образом, 14 ноября 1854-го года у Крымского побережья погибли свыше 30 судов и кораблей, более 40 получили крайне тяжёлые повреждения. А подсчёт числа погибших проводить сложно по объективным причинам — разношёрстный состав погибших (англичане, французы, турки, американцы и т. д.), гибель многих выживших на следующие дни от холода и ран, наёмный характер части моряков и присутствие обычных коммерсантов в оккупационных силах. Принято же считать, что погибло около 1000 человек.


Но и это были далеко не все последствия бури. Секретарь Фонда Крымской армии Джордж Брэкенбери в своём большом отчёте об итогах стихии приводит среди прочего следующие факты:
"Его (урагана) непреодолимый порыв моментально смел с голого и возвышенного плато, на котором лагерями расположились армии, все палатки, а сопровождавший его проливной дождь промочил до костей несчастные войска, лишившиеся своего единственного укрытия. Лагеря были превращены в одно огромное болото грязи… что особенно приводило в уныние тех, кто только что возвратился мокрым и голодным из окопов и обнаружил отсутствие палаток, невозможность приготовить пищу и перспективу провести ночь под открытым небом. Очень многие, как французы, так и англичане, измотанные усталостью и незащищенностью, не выдержали этого нового испытания и были найдены мертвыми в лагерях".



Обмороженные, заболевшие и раненые после бури в Балаклаве

Вместе с кораблями и их экипажами на дно ушёл огромный груз зимнего обмундирования, провизии, медикаментов, оружия, боеприпасов и прочего. Один только "Resolute" нёс на своём борту около 500 тонн груза, а содержимое трюмов "Рrіnсе" оценивался в полмиллиона фунтов стерлингов. А в Крым уже вошла зима. В итоге войска Коалиции начали терять людей не во время боя, а от голода и холодов.


Карикатура на состояние английской армии без зимнего обмундирования в Крыму

Как это ни странно, но практически никакого расследования не последовало. Начальник Балаклавского порта мотивировал запрет на вход в бухту опасением прорыва русских сил и захвата ценных грузов. Ушедшего в море на своём флагмане "Agamemnon" адмирала Лайонса вообще никто не посмел обвинять или расспрашивать. Впрочем, негодовали многие, особенно свидетели. Но спесивой Коалиции нужно было продолжать войну любой ценой. Сама мысль, что одна держава может разбить объединённые силы практически всего Запада и Османской империи, пугала их до ужаса. Но при всём лютом тщеславии Коалиции ей пришлось на некоторое время перейти на осадное положение, а гнев радетелей снискать правосудие в просвещённой Европе был быстро забыт.
Автор:
27 комментариев
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Товарищ
    Товарищ 24 ноября 2019 06:51 Новый
    +3
    эта легенда даже переименовала "Prince" в "Чёрного принца".

    Этот пароход, официально называвшийся "Принц", был назван в честь Эдуарда, герцога Корнуольского, 2-го принца Уэльского - выдающегося военачальника, сражавшегося в доспехах чёрного цвета. Отсюда и его прозвище - Чёрный принц.
    содержимое трюмов "Рrіnсе" оценивался в полмиллиона фунтов стерлингов.

    Это была зимняя одежда для английских вояк.
    В 2010 г. обломки "Принца" были обнаружены археологической экспедицией национальной академии наук Украины.
    1. Охотовед 2
      Охотовед 2 24 ноября 2019 07:27 Новый
      +4
      По Принцу - больше слухов и легенд, чем реальных фактов! 150 лет ищут его сокровища, по разным данным от 200.000 до 1 млн фунтов золотом! Любопытно, в 1922 году ныряльщик любитель нашёл несколько золотых монет, морской инженер Владимир Языков заинтересовал этими находками начальника ГПУ Генриха Ягоду. При органанах безопасности была учреждена Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) и !!! В 1923 году Языков с помощью специально сконструированного подводного аппарата начал работы в Балаклавской бухте. Годовые поиски не дали никакого результата, кроме обнаружения парового котла с Принца. Затем работы были свёрнуты (стоимость их уже превысила 100тыс рублей, огромная сумма для молодой Республики). В 1927 году к поискам подключились Японцы, с июня по ноябрь - Японские ныряльщики нашли ПЯТЬ золотых монет! В 1928 году поиски золота Принца были ЭПРОНОМ прекращены! Языкова расстреляли в 1937 году! hi
    2. phair
      phair 25 ноября 2019 02:13 Новый
      +1
      Не слышал про НАЦИОНАЛЬНУЮ РАН. Просто академия. Работал там 12 лет.
      1. Товарищ
        Товарищ 25 ноября 2019 04:27 Новый
        +4
        Цитата: phair
        Не слышал про НАЦИОНАЛЬНУЮ РАН. Просто академия.

        Останки парохода "Prince" были обнаружены археологической экспедицией национальной академии наук Украины. Руководитель экспедиции С. Воронов.

        Российская Академия Наук

        к данной организации отношения не имеет.
        Чем троллить, лучше почитайте отчёт экспедиции, интересно. Кстати, там и иллюстрации с обломками корабля имеются.
        1. Alex_59
          Alex_59 25 ноября 2019 10:18 Новый
          0
          Цитата: Товарищ
          почитайте отчёт экспедиции, интересно. Кстати, там и иллюстрации с обломками корабля имеются.

          Ссылку в студию! Я тоже хочу почитать! crying
  2. Кузнец 55
    Кузнец 55 24 ноября 2019 10:12 Новый
    +1
    Даже природа была на стороне России .
    Русские войска всегда отличались упорным сопротивлением при защите своей Родины , при любой власти .
    Но и природа помогала при этом . Русские были привычны к такой погоде , а вот враги не всегда себе представляли какой может быть русская зима .
    1. igordok
      igordok 24 ноября 2019 11:54 Новый
      +3
      Цитата: Кузнец 55
      Но и природа помогала при этом . Русские были привычны к такой погоде , а вот враги не всегда себе представляли какой может быть русская зима .

      Т.н. генерал Мороз, полковник Распутица и майор Зараза не имеет союзников. Они воюют против всех. Но так как они нам привычны и в мирной жизни, враги считают что они воюют только против их.
    2. Комментарий был удален.
      1. sibiryouk
        sibiryouk 24 ноября 2019 19:40 Новый
        +4
        Не так уж много русские проиграли- полностью захватить Севастополь(Сев. сторона) союзники не смогли, оккупировать какие-либо территории на побережье Черного моря не смогли, занять еще города, кроме Евпатории не смогли, разгромить Русскую армию не смогли, продвинуться вглубь русской земли тоже не смогли!
        1. Комментарий был удален.
          1. wlkw
            wlkw 25 ноября 2019 00:02 Новый
            +2
            Это в каком месте Вы нашли такие сведения, что была капитуляция??? Да, отступили, но и отступление не является синонимом поражения.
            1. Комментарий был удален.
              1. wlkw
                wlkw 25 ноября 2019 08:59 Новый
                +6
                Не путайте мирный Договор, хоть и кабальный, с капитуляцией.
                КАПИТУЛЯЦИЯ:
                - Значение слова Капитуляция по Ефремовой:
                Прекращение военных действий и сдача победителю на продиктованных им условиях.

                - Значение слова Капитуляция по Ожегову:
                Отказ от продолжения борьбы, от принципиальной защиты своих взглядов
                (от борьбы никто и не отказывался..)

                - в Энциклопедическом словаре:
                Капитуляция - в международном праве - прекращение вооруженной борьбы и сдача вооруженных сил одного из воюющих государств.

                - Определение слова «Капитуляция» по БСЭ:
                Капитуляция - 1) прекращение сопротивления сухопутных, воздушных и военно-морских сил или части их на театрах и в районах военных действий, в крепостях. укрепленных районах или населённых пунктах, на море, в военно-морских базах и т.п. на условиях, предъявленных победителем или согласованных в результате переговоров между командующими. При К., как правило, всё вооружение, военные корабли и самолёты, крепости, укрепленные пункты и военное имущество передаются противнику, а личный состав - победителю в качестве пленных. 2) В международном праве прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил воюющего государства. Как правило, сопровождается возложением обязательств (политических, экономических, военных и т.п.) на капитулировавшее государство.

                Как видите, до определения слова КАПИТУЛЯЦИЯ было очень далеко. Да, войну на том этапе "продули", срочно пришлось заключать военный договор. К радости победителей, т.к. у них тоже было все "не айс".
                1. Околоточный
                  Околоточный 25 ноября 2019 13:43 Новый
                  0
                  Браво, четко!
          2. Рязанец87
            Рязанец87 25 ноября 2019 17:34 Новый
            0
            Ни в одной европейской армии ситуация не была такой аховой.

            очень смелое утверждение, особенно когда ознакомишься в масштабами воровства и коррупции, скажем, в британской армии. Позволю себе цитату:
            "в ноябре 1854 года в Балаклаву прибыл пароход со 150 тоннами овощей. Портовый адмирал Боксер затребовал документы на них, и поскольку они были неправильно оформлены, запретил выгрузку. В результате все овощи через месяц сгнили и были выброшены за борт. Сок лайма, пожертвованный флотом армии, так в части и не попал л - генерал-комиссар Филдер (Filder) заторомозил сок на причале, сказав, что это жратва флота, пусть флотские и развозят сок лайма по войскам. Пока флотские бодались с армейскими, прошло два месяца, и цинга собрала обильную жатву жертв. Еще раз - пока солдаты гибли тысячами, на пристанях Балаклавы стояло 278 цистерн с лимонным соком.
            Не лучше дело обстояло и с обувью. .. комиссариат снабжения сбил цену на обувь на столько, что производители поставили в Крым обувь просто некачественную... От холода и сырости британские армейские ботинки разваливались за неделю. Так солдаты 55-го полка во время парада перед Рагланом и высшим руководством остались без подошв, которые прилипли и оторвались в крымской грязи. Кроме того, распределители не учли, что при постоянной ходьбе нога опухает, и нужна обувь на размер больше. Тогда линейка размеров была примерно такой - 41-й, 43-й, 45-й. Так вот ботинок 45-го размера не прислали. Таким образом примерно 20 процентов армии оказались либо в маломерках, либо вообще без обуви"
            https://george-rooke.livejournal.com/903150.html
            "В 1865 году главный врач французской армии Жан-Шарль Шеню опубликовал "Отчет армейского Совета по медицине по результатам работы врачей и госпиталей в Восточной войне 1854-1856 годов" (Rapport au Conseil de santé des armées sur les résultats du service médico-chirurgical aux ambulances de Crimée et aux hôpitaux militaires français de Turquie pendant la campagne d’Orient en 1854-1855-1856).
            Там декларировалось, что из 95 тысяч умерших под Севастополем Солдат 75 тысяч погибли от болезней и ненадлежащего медобслуживания, и лишь 20 тысяч в бою."
  3. Ольгович
    Ольгович 24 ноября 2019 10:33 Новый
    -1
    В итоге войска Коалиции начали терять людей не во время боя, а от голода и холодов.

    И эти потери были (от болезней) ужасающими: на 10 погибших в бою у союзников, пришлось 37 умерших от болезней (в первую очередь от холеры, которую сами и привезли) .

    Всего французы потеряли около 100 тыс чел, англичание- 22 тыс.

    по потерям Крымская война оказалась самой кровопролитной между Наполеоновскими войнами и ПМВ.
    1. ВАШ
      ВАШ 24 ноября 2019 11:25 Новый
      +8
      С потерями весьма и весьма интересно.
      Официальные потери Англии - убито -2755, ранено - 18253, умерло от ран - 1847, умерло от болезней - 17225, другие причины - 755.
      И приписка в скобках мелким шрифтом - без учета колоний. Т.е. солдат набранных в колоний они за потери не считали.
      То же французы. Потери без учета колоний.
      Общие потери более 160 000 убитыми и умершими по различным причинам.
      Но когда начинают подсчитывать всех погибших и умерших то склонны к цифрам более 250 000.
      Потери России в этой войне оцениваются примерно в два раза меньше.
      1. Комментарий был удален.
        1. wlkw
          wlkw 25 ноября 2019 00:05 Новый
          +3
          Несомненно победили союзники, просто они не думали, что это произойдет такой ценой. Как то так получается, что все, кто пер на Россию, почему то думают, что это будет легкая прогулка... В осаду Севастополя союзнички вляпались по полной программе. Смею предположить, что они хотели мира не меньше, чем наши.
        2. ВАШ
          ВАШ 25 ноября 2019 03:28 Новый
          +2
          Советую перечитать правила сайта, ёрничествоне приветствуется.
          И коль в спор ввязываетесь, по почитать документы, хотя бы поверхностно.
          В своем опусе я сделал выписку из потерь сторон в войне, а не о том кто победу одержал.
          ------------
          В ходе войны коалиция не достигла поставленных перед собой задач, тем не менее нанесла России урон
          Итоги войны (специально для Вас):
          13 (25) февраля 1856 начался Парижский конгресс, а 18 (30) марта был подписан мирный договор.

          Россия возвращала османам город Карс с крепостью, получая в обмен захваченный у неё Севастополь, Балаклаву и другие крымские города.
          Чёрное море объявлялось нейтральным (то есть открытым для коммерческих и закрытым для военных судов в мирное время), с запрещением России и Османской империи иметь там военные флоты и арсеналы.
          Плавание по Дунаю объявлялось свободным, для чего русские границы были отодвинуты от реки и часть русской Бессарабии с устьем Дуная была присоединена к Молдавии.
          Россия лишалась предоставленного ей Кючук-Кайнарджийским миром 1774 года протектората над Молдавией и Валахией и исключительного покровительства России над христианскими подданными Османской империи.
          Россия обязалась не возводить укреплений на Аландских островах.
          В ходе войны участникам антироссийской коалиции не удалось добиться всех своих целей, но удалось предотвратить усиление России на Балканах и на 15 лет лишить её Черноморского флота.

          Представитель Англии, граф Кларендон потребовал разоружения города Николаев и уничтожения его верфей в соответствии с мирным договором. Однако Орлов заявил, что Николаев находится не на берегу Чёрного моря, а на реке Буг, и условия договора на него не распространяются. Во время переговоров поднялся вопрос относительно русских фортов на восточном побережье Чёрного моря. Некоторые из них были взорваны во время войны, и Кларендон заявил, что форты — это, по сути, те же арсеналы, только называются по-другому. Следовательно, Россия не имеет права их восстанавливать. Орлов с ним не согласился: по его мнению, форт и арсенал — разные вещи. Форты были восстановлены.
          А через 24 года Россия вернула все утраченные территории и восстановила флот на Черном море.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
            2. Околоточный
              Околоточный 25 ноября 2019 13:45 Новый
              0
              Еще один тролль-русофоб. Тема статьи за русско-японскую войну? Вам ДОКУМЕНТАМИ по вашей..вашему лицу щелкнули. Угомонитесь.
              1. Комментарий был удален.
                1. Околоточный
                  Околоточный 25 ноября 2019 23:06 Новый
                  0
                  Можно, вежливо послать.....ну, вы поняли.
                  1. Комментарий был удален.
        3. phair
          phair 26 ноября 2019 04:02 Новый
          +1
          Не проиграла. А на Камчатке вообще так наваляли, что французский адмирал застрелился.
    2. alsoclean
      alsoclean 24 ноября 2019 20:00 Новый
      +7
      (в первую очередь от холеры, которую сами и привезли)

      В том числе главнокомандующие: британский Реглан и французский де Сент-Арно. Ирония судьбы - русские командиры:Корнилов, Нахимов, Истомин погибли в бою от пули или ядра. Союзники - от поноса.... судьба однако....
      1. Комментарий был удален.
  4. knn54
    knn54 24 ноября 2019 12:45 Новый
    +3
    Большое спасибо за статью.Данное событие практически не освещалось ни в РИ,ни в СССР. Не знал,что и янкесы решили поучаствовать в Крымской компании.
    Данная катастрофа привела к тому, что у человечества появилась метеослужба-на метеорологию впервые обратили внимание не только ученые, но и государственные,в первую очередь военные, деятели. Еще бы,такой ущерб.
  5. colotun
    colotun 24 ноября 2019 15:30 Новый
    +1
    1) Камика́дзе (яп. 神風 камикадзэ, симпу:, ками — «божество», кадзэ — «ветер») — «божественный ветер», название тайфуна, который дважды, в 1274 и 1281 годах, уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Японии.
    2)Правда ли, что коллективная молитва японцев потопила американский флот в 1944?
    Исторические факты:
    18 декабря 1944 года. 3-й флот США двигался к Филиппинским островам — готовился массированный десант, который должен был забить последний гвоздь в крышку гроба японских вооружённых сил. У японцев не было военных сил противостоять армаде, поэтому в ход пошли нетрадиционные средства. По совету колдунов кабинет министров призвал весь японский народ молиться богине Солнца Аматэрасу, призывая её обрушить на корабли врага священный ветер — Камикадзе. В обращении министров говорилось, что только одновременная молитва миллионов японцев может создать сгусток «духовной энергии» , который отвратит угрозу вторжения. Американцы никакого внимания сообщению разведки о молитве Аматэрасу не придали, и, как оказалось, зря. 18 декабря 1944 года в 300 милях восточнее острова Лусон корабли 3-го флота США попали в центр тайфуна. Видимость упала до 900 метров. Началась сильная бортовая качка, кроме того, корабли шли с постоянным ветровым креном. В результате через вентиляционные шахты и другие отверстия в надводной части кораблей вода начала поступать в корабельные помещения, достигая уровня в 60-90 сантиметров. Распределительные щиты и различные электромеханизмы часто закорачивались, в результате начался пожар, прервалась работа механизмов. Вышло из строя электроосвещение, радиолокационные станции. Самолёты на авианосцах срывало с мест, они ударялись друг о друга. Личный состав в панике оставлял машинные отделения. Перевернулись и затонули три эсминца: «Халл» , «Монагхэн» и «Спенс» . Эсминцы, перед тем как опрокинуться, лежали на подветренном борту с постоянным креном 50-80 градусов. «Спенс» первым пал жертвой стихии (или гнева богов? ) — у него было повреждено рулевое устройство, и корабль стал неуправляемым. Спустя три часа он затонул почти со всем экипажем. Затем печальная участь постигла «Халл» . Он также потерял управление, опрокинулся на борт и продержался на воде не более часа. Из 201 человека экипажа только 62 удалось спастись. Эсминец «Монагхэн» погиб ещё через полчаса с большинством команды. Серьёзные повреждения получили ещё девять кораблей: лёгкий крейсер «Майами» , три лёгких авианосца — «Монтерей» , «Коупенс» и «Сан-Джасинто» , два эскортных авианосца — «Кейп Эсперанс» и «Элтамаха» , а также три эсминца — «Эйулин» , «Дьюи» и «Хикокс». Девятнадцати кораблям, от сторожевых до тяжёлых крейсеров и линкоров, были нанесены менее серьёзные повреждения. Итого, утонул и был повреждён 31 корабль. 146 самолётов на разных кораблях были разрушены или повреждены, во время инцидента погибло 790 человек, ещё 80 получили ранения. В результате 3-й флот не смог нанести удары по острову Лусон в запланированное время. Корабли были вынуждены уйти в атолл Улити для ремонта и отдыха личного состава. Военно-морской суд США, разбиравший обстоятельства катастрофы, постановил, что «были допущены большие ошибки в отношении прогнозов места и пути движения тайфуна».
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    3)Гибель «Великой армады»: как англичане уничтожили «непобедимый» испанский флот
    Материал из Википедии — свободной энциклопедии
    Непобедимая армада (исп. Armada Invencible), или Великая и славнейшая армада (исп. Grande y Felicísima Armada) — крупный военный флот (около 130 кораблей), собранный Испанией в 1586—1588 годах для вторжения в Англию во время англо-испанской войны (1585—1604). Поход Армады состоялся в мае-сентябре 1588 года под командованием Алонсо Переса де Гусмана, герцога Медина-Сидония.
    Когда испанский флот оправился от первого удара и в мае 1588 года вышел к нидерландским берегам, на корабли обрушился жестокий шторм, и они были вынуждены зайти в Ла Корунью на ремонт. Герцог Медина-Сидония, обеспокоенный недостатком продовольствия и болезнями среди матросов и солдат, высказал сомнения по поводу продолжения похода, но король настоял на дальнейшем движении флота.

    Непобедимая армада была потрёпана англо-голландским флотом из лёгких и манёвренных кораблей, которым командовал Чарльз Говард[en], в серии боёв, завершившихся Гравелинским сражением. В них отличились «пираты Елизаветы», самый известный из которых — Фрэнсис Дрейк. Сражения длились 2 недели. Армада не сумела перегруппироваться и ушла к северу, отказавшись от вторжения, причём английский флот следовал за ней на некотором отдалении, идя вдоль восточного побережья Англии. Возвращение в Испанию было трудным: Армада пошла через северную Атлантику, вдоль западного побережья Ирландии. В результате сильных штормов многие суда были выброшены на северное и западное побережье этого острова. В ходе экспедиции было потеряно более 60 кораблей (причём только 7 из них — боевые потери)[6].
  6. wlkw
    wlkw 25 ноября 2019 00:14 Новый
    +3
    Вообще-то, конечно, повезло с ураганом, что и говорить. После того разгрома, что он устроил союзничкам, я думаю, что их военные планы свелись к минимуму. Просто взять Севастополь, "дело чести", как говорится. Так бы они его взяли раньше, да еще могли бы и по Крыму "погулять". А так они сразу перешли к финальной части любой войны - к мирному договору. Нам он тоже был "на руку" в сложившейся ситуации.
  7. wlkw
    wlkw 25 ноября 2019 09:15 Новый
    +3
    История обороны Севастополя в общем то достаточно хорошо всем известна, описана с литературе, снята в кино, + пропаганда всех мастей и времен, причем с обоих сторон. Но я бы посоветовал всем интересующимся ознакомиться с событиями и военно-политическими раскладами перед военной компанией. Я как то задался этой целью и "полистал" интернет по данному вопросу.
    В целом, все было не просто плохо, а очень плохо для России. На тот момент у России не было союзников, НИ ОДНОГО! Австро-Венгрия и Германия держали нейтралитет, но против нас и были готовы начать военные действия. Ситуация могла обернуться хорошим разгромом...
    Так что сдача Севастополя, это одно из меньших бед, все относительно. На самом деле, не так уж все и плохо для нас закончилось, все остальные военные расклады были бы только хуже и хуже.
    В общем, кому интересно, почитайте. Ссылки давать не буду, все ищется легко.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 25 ноября 2019 18:57 Новый
      +1
      Цитата: wlkw
      На тот момент у России не было союзников, НИ ОДНОГО! Австро-Венгрия и Германия держали нейтралитет, но против нас и были готовы начать военные действия.

      Кто из польских королей, по твоему мнению, был самым глупым?.. Я тебе скажу, что самый глупый польский король был Ян Собесский, потому что он освободил Вену от турок. А самый глупый из русских государей — я, потому что я помог австрийцам подавить венгерский мятеж
      © Николай I
    2. Рязанец87
      Рязанец87 26 ноября 2019 14:55 Новый
      +1
      Одну ссылку я все-таки попрошу: на описание альтернативной реальности, где в 1853-56 гг. на политической карте Европы существует "Австро-Венгрия и Германия".
      1. wlkw
        wlkw 26 ноября 2019 20:06 Новый
        0
        Честно скажу, что когда писал, я видел, что то не правильно, но по смыслу понятно. Лень было ковыряться в интернете и выяснять, как они назывались на тот момент. Сорри.....
        1. Алекс2000
          Алекс2000 5 февраля 2020 23:18 Новый
          0
          Когдато на сайте внешнеполитического ведомства читал подборку документов, предшевствовавших войне.

          ВСЕ страны не скрывали - что Турция для них важна как транспортный узел, и заранее писали , что помогать не будут, скорее наоборот...

          Франция же прямо просила не воевать, и в этом случае обещала помощь в усилении на Балканах, вплоть до включении в РИ Румынии.
          И предупреждала заранее, что при войне, встанет на сторону Турции. Их связи, кстати, интересно описаны в "Графе Монте-Кристо"

          Независимый перевалочный пункт у смычки морей всем был важен, и отдавать комуто никтоб не стал....