Янычары и бекташи

38

Янычары и бекташи

Возможно, кто-то видел это представление в Конье или Стамбуле: большой зал, в котором гаснет свет, и становятся почти невидимыми мужчины в черных накидках. Неведомо откуда доносятся непривычные для нашего уха звуки – барабаны задают ритм музыкантам, играющим на старинных тростниковых флейтах.


Стоящие в центре зала мужчины вдруг сбрасывают свои плащи и остаются в белых рубахах и фетровых конических шапках.

Скрестив на груди руки, они, по очереди, подходят к своему наставнику, кладут голову на его плечо, целуют руку и выстраиваются в колонну.

По его команде начинается странный танец: вначале артисты, изображающие дервишей, три раза обходят зал, а потом начинают кружиться – с запрокинутыми головами и распростертыми руками. Ладонь правой руки поднята вверх, чтобы получить благословение неба, левая ладонь опущена, передавая благословение земле.




Да, эти дервиши, не настоящие. Молитвы-кружения членов этой малочисленного братства дервишей обычно проходят ночью, длятся несколько часов и закрыты для посторонних. Членов этого суфийского Ордена называют бекташами. И в современном турецком языке так же порой называют и янычаров, используя эти слова, как синонимы.

Янычар, гравюра

Сейчас мы попробуем разобраться, как и почему это произошло.

Прежде всего давайте определимся, кто такие дервиши и немного поговорим об их общинах, которые часто называют орденами.

Братства дервишей


В переводе с фарси слово «дервиш» означает «нищий», «бедняк», а на арабском языке – это синоним слова суфий (суфий на арабском– буквально, «одетый в грубую шерсть», первые суфии пытались «понять мир, себя и Бога»). В Средней Азии, Иране и Турции дервишами называли нищенствующих мусульманских проповедников и аскетов-мистиков.


Странствующий дервиш-суфий, Иран, XIX век

Их отличительным знаком была длинная рубаха, полотняная сумка, которую они носили на плече, и серьга в левом ухе. Дервиши существовали не сами по себе, а объединялись в общины («братства»), или Ордена. У каждого из таких Орденов был свой устав, своя иерархия и обители, где дервиши могли провести какое-то время в случае болезни или в силу каких-то жизненных обстоятельств.


Албания, Берат, постоялый двор дервишей-бекташей

Личной собственности дервиши не имели, так как считали, что всё принадлежит Богу. Деньги на пропитание они получали, в основном, в виде милостыни, либо зарабатывали, показывая какие-нибудь фокусы.


В Российской империи суфийских дервишей до революции можно было встретить даже в Крыму. В настоящее время Ордена дервишей есть в Пакистане, Индии, Индонезии, Иране, некоторых государствах Африки. А вот в Турции в 1925 году они были запрещены Кемалем Ататюрком, который заявил: «Турция не должна быть страной шейхов, дервишей, мюридов, страной религиозных сект».


Монумент «Республика», площадь Таксим, Стамбул. Кемаль Ататюрк, слева от него – Климент Ворошилов и Семен Аралов


Монумент «Республика», Климент Ворошилов и Семен Аралов

А раньше, в XIX веке, именно орден бекташей был запрещен султаном Махмудом II. Мы ещё расскажем, почему это произошло. Пока же скажем, что в конце ХХ века бекташи смогли вернуться на историческую родину.

Орден бекташей – не единственная и не самая большая община дервишей. Имеется множество других: кадири, накшбанди, ясеви, мевлеви, бекташи, сенуси. При этом, под влиянием того или иного суфийского Ордена могут находиться и люди, официально в данную общину не входящие и дервишами не являющиеся. Так, например, в Албании идеям бекташей сочувствовали до трети всех мусульман страны.

Для всех суфийских орденов было характерно стремление к мистическому единению человека с Аллахом, но каждый из них предлагал свой путь, который его последователи считали единственно правильным. Бекташи исповедовали искаженный Ислам шиитского толка, который приверженцам ортодоксального Ислама представлялся страшной ересью. Некоторые даже сомневались в том, что бекташи вообще являются мусульманами. Так, посвящение в орден многим казалось похожим на обряд крещения в Христианстве, а в самом учении бекташей находят влияние Торы и Евангелий. Среди обрядов – причащение вином, хлебом и сыром. Есть своя «Троица»: единство Аллаха, пророка Мухаммеда и шиита Али ибн Абу Талиба («четвертый праведный халиф»). Мужчинам и женщинам разрешается молиться в одном помещении, над михрабом (ниша, указывающая направление на Мекку) в помещениях для молитв общин бекташей висят портреты их шейха – Баба-деде, что для правоверных мусульман просто немыслимо. А возле усыпальниц святых бекташи зажигают восковые свечи.

То есть орден бекташей подавляющим большинством мусульман должен был восприниматься, как община еретиков, и потому, казалось, обречен стать прибежищем маргиналов. Но, как ни странно, именно эта эклектичность, позволяющая усваивать ислам в упрощённой форме (особенно с обрядовой точки зрения), и сыграла решающую роль в возвышении этого ордена.

Теперь немного расскажем об основании ордена бекташей.

Хаджи Бекташи Вали



Хаджи Бекташ, портрет в музее города Хаджибекташ

Основу этого суфийского ордена заложил в XII веке в Малой Азии Саййид Мухаммад бин Ибрахим Ата, более известный под прозвищем Хаджи Бекташи Вали («Вали» можно перевести, как «святой»). Родился он в 1208 (по другим данным – в 1209) году на территории северо-восточной провинции Ирана Хорасан, умер же, предположительно, в 1270 или 1271 г.г. в Турецкой Анатолии – неподалеку от города Кыршехир.


Хорассан и Нишапур на карте Ирана


Кыршехир и Хаджибекташ на карте Турции

В некоторых источниках утверждается, что Сайид Мухаммад с детства обладал даром караматов – чудотворений. Родители отдали мальчика на воспитание шейху Лукману Перенди из Нишапура. По окончании обучения он обосновался в Анатолии. Здесь он проповедовал Ислам, быстро завоевав уважение у местных жителей. Скоро у него появились свои ученики, для которых были построены 7 маленьких домиков у дороги. Именно ученики Сайида Мухаммада (Вали Бекташа), во главе которых встал Балим-Султан, ныне почитающийся, как «второй учитель» (пир ас-сани) через 150 лет после его смерти и организовали новый суфийский орден, получивший название в честь первого Учителя. Вокруг домов, построенных для первых учеников, выросло небольшое поселение, которое, со временем, стало городом с труднопроизносимым названием Сулуджакарахёйюк – теперь он носит название Хаджибекташ.


Хаджибекташ, музейный комплекс


Хаджибекташ, музейный комплекс, статуя льва из Египта, подаренная ордену бекташей в 1835 году

Здесь находится могила основателя Ордена, и резиденция нынешнего его главы – «деде».

За пределами Турции суфийский орден бекташей был очень популярен в Албании, именно в этой стране нашли убежище многие из дервишей, после запрета их общины султаном Махмудом II и Кемалем Ататюрком.


Албания, префектура Берат, могилы бекташей

Кроме того, в Турции и Албании есть «текке» – своеобразные монастыри-обители мюридов (послушников), которые, готовясь стать дервишами, проходят обучение у наставников – муршидов. Глава каждой такой обители называется «отцом» (baba).

Впоследствии члены ордена бекташей разделились на две группы: на исторической родине, в Анатолии, челяби верили, что ведут свое происхождение от Хаджи Бекташа Вали, а в Албании и в других европейских владениях Османов территориях бабаганы считали, что Учитель не имел семьи, и, следовательно, у него не могло быть потомства. Как это обычно и бывает, челяби и бабаганы традиционно враждовали между собой.

Но всё-таки при чем здесь янычары?

«Новое войско»


Основателю Турецкой империи, еще не султану, а всего лишь бею Осману, была необходима пехота.


Осман Гази


Меч Османа Гази, которым опоясывались султаны при восшествии на престол

Она, в общем-то, в турецком войске существовала, но набиралась только на время боевых действий, была плохо обучена и недисциплинированна. Называлась такая пехота «яя», служба в ней для потомственных лихих наездников считалась непрестижной, и потому первые профессиональные пехотные подразделения были созданы из обращенных в Ислам христианских солдат. Эти соединения получили название «новое войско» – «ени чери» (Yeni Ceri). В русском языке это словосочетание превратилось в слово «янычары». Однако первые янычары набирались только на время войны, а потом – распускались по домам. В анонимном трактате начала XVII века «История происхождения законов янычарского корпуса» говорится о них:
«Его Величество султан Мурад-хан Гази, – да будет над ним милость и благоволение Бога! направился против неверной Валахии и велел построить два судна, чтобы переправить конное анатолийское войско … (в Европу).

Когда потребовались люди для того, чтобы вести эти (суда), они оказались шайкой сброда. Пользы от них не было никакой. К тому же надо было платить им по два акче. Расход большой, а исполняли они свои обязанности – спустя рукава. Возвращаясь из похода в свои вилайеты, они дорогой грабили и разоряли Райю (немусульманское податное население)».


Был собран совет, на который пригласили великого визиря, улемов и «ученых мужей», среди которых особо отмечен Тимурташ Деде – его называют потомком Хаджи Бекташа Вали. На этом совете было принято решение:
«Вместо того, чтобы сразу же делать «чужеземных мальчиков» (аджеми оглан) янычарами, сначала посылать их на обучение с жалованьем в одно акче, с тем чтобы они становились янычарами с жалованьем в два акче только после подготовки».



Акче, серебряная монета Сулеймана I

При внуке Османа Мураде I была введена знаменитая система «девширме»: в христианских провинциях султаната, главным образом, на Балканах, примерно раз в пять лет (иногда чаще, иногда – реже) производился набор мальчиков в корпус янычаров.


Набор мальчиков в янычары, рисунок XVI века

Система «девширме» часто рассматривается, как один из методов угнетения христианского населения Османской империи, однако, как ни странно, теми же христианами, в целом, она воспринималась скорее положительно. Мусульмане, детей которых было запрещено принимать в корпус янычар, предпринимали попытки определить туда своих сыновей за взятки. Право отдавать своих детей в янычары, принявшим Ислам славянам Боснии, было даровано, как особая милость и привилегия, о которой просили сами боснийцы.


Мурад I

По замыслу Мурада, будущих янычар следовало выбирать только из самых лучших и знатных семей. Если мальчиков в семье было несколько, выбирать следовало самого лучшего из них, единственного сына из семьи не забирали.

Предпочтение отдавалось детям среднего роста: слишком высокие отбраковывались, как глупые, а маленькие – как неуживчивые. Дети пастухов забраковывались на том основании, что они «плохо развиты». Запрещалось брать и сыновей деревенских старост, потому что они «слишком подлы и хитры». Не было шанса стать янычарами у излишне болтливых и словоохотливых: полагали, что они вырастут в завистливых и упрямых. Мальчики с красивыми и нежными чертами лица считались склонными к мятежу и бунту (а «врагу они покажутся жалкими»).

Кроме того, запрещалось набирать в янычары мальчиков «из Белграда, Центральной Венгрии и пограничных (земель) Хорватии, потому что из мадьяра и хорвата никогда не получится настоящего мусульманина. Улучив момент, они отрекаются от ислама и бегут».

Отобранных мальчиков привозили в Стамбул и зачисляли в специальный корпус, который назывался «аджеми-огланы» («чужеземные мальчики»).


Стамбул (Константинополь). Старинное изображение

Самых способных из них переводили в школу при султанском дворце, по окончании которой они порой делали блестящие карьеры на государственной службе, становясь дипломатами, губернаторами провинций и даже визирями.


На берегу Босфора

Ленивые и неспособные отчислялись и назначались садовниками либо слугами. Большинство же воспитанников аджеми-оглы превращались в профессиональных солдат и офицеров, которые поступали на полное государственное обеспечение. Им запрещалось заниматься ремеслами и жениться, жить полагалось только в казармах.


Сипах и янычары

Основное подразделение корпуса называлось «ода» («комната» – имелось в виду помещение для совместного приема пищи), а сам корпус – оджак («очаг»). Лишь достигнув положения отурака (ветерана) по возрасту или из-за увечья, янычар мог отпустить бороду, получить разрешение на женитьбу и обзавестись хозяйством.

Янычары были особой, привилегированной кастой военных. Их посылали для наблюдения за порядком в полевых армиях и в гарнизонах, именно у янычар хранились ключи от крепостей. Янычара нельзя было казнить – вначале следовало вывести его из состава корпуса. Но они были чужими для всех и полностью зависели от султана.

Единственными друзьями янычар стали дервиши-бекташи, шейх которых Тимурташ Деде, как мы помним, был одним из главных инициаторов создания этого корпуса. И они нашли друг друга – суровые дервиши и оторванные от родных и семьи испуганные маленькие христианские мальчики, из которых и стали формироваться новые и по-своему уникальные части турецкой армии. И странная эклектичность учения бекташей, о которой было сказано выше, оказалась как нельзя лучше, так как позволяла неофитам воспринимать ислам в более привычной для христианских детей форме.

Отныне судьба дервишей-бекташей и судьба помыкающих султанами всесильных янычар была связана воедино: вместе они обрели великую славу, и одинаково страшным был их конец. Но бекташи, в отличие от янычар, сумели выжить и существуют поныне.

«Бекташизм» стал идеологией янычар, которые именовались «сыновьями Хаджи Бекташа». Дервиши этого ордена постоянно находились рядом с янычарами: вместе с ними они ходили в походы, учили их и оказывали первую медицинскую помощь. Даже головной убор янычар символизировал собой рукав от одежды Хаджи Бекташа. Многие из них становились членами ордена, шейх которого был почетным командиром 99 роты корпуса, а на церемонии вступления в должность он провозглашался также наставником и учителем всех янычар. Султан Орхан, перед тем, как принять решение о создании нового янычарского корпуса, попросил на это благословения у представителей ордена бекташи.

Довольно распространено мнение, что именно Хаджи Бекташ совершил дуа – мольбу Всевышнему, стоя перед первыми янычарами, протер спину каждого из них, желая им храбрости и доблести в боях с врагами. Но это только легенда, не более: мы же помним, что к основанию корпуса янычаров приложил считавшийся его потомком Тимурташ Деде.

В конце XIV века все соседи турок содрогнулись от ужаса. Битва на Косовом поле (1389 г.) стала триумфом янычар, а после разгрома армии крестоносцев под Никополем (1396 г.) их именем стали пугать детей по всей Европе. Вдохновляемые дервишами, фанатичные и прекрасно обученные янычары на поле боя не имели себе равных. Янычар называли «львами ислама», но и против своих единоверцев они сражались с не меньшей яростью.


Янычары в походе


Ятаганы из музея дворца Топкапы в Стамбуле

Численность янычар неуклонно возрастала. При Мураде их было всего две-три тысячи человек, в войске Сулеймана II (l520-1566) уже около двадцати тысяч, а к концу XVIII столетия численность янычар доходила порой до 100 000 человек.


Патруль янычар

Очень скоро янычары поняли все выгоды своего положения и из покорных слуг султанов превратились в их самый страшный кошмар. Они полностью контролировали Стамбул и в любой момент могли сместить неудобного правителя.

Султан Баязид II и янычары



Баязид II

Так, в 1481 году, после смерти Фатиха Мехмеда II на трон претендовали его сыновья – Джем, которого поддерживали мамелюки Египта, и Баязид, в поддержку которого выступили янычары Стамбула. Победу одержал ставленник янычар, вошедший в историю, как Баязид II. В благодарность он увеличил их жалованье с двух до четырех акче в день. С тех пор янычары стали требовать деньги и подарки от каждого нового султана.

Баязид II вошел в историю, как человек, отказавший Колумбу, который обратился к нему с просьбой о финансировании своей экспедиции, и Леонардо да Винчи, предложившему ему проект строительства моста через залив Золотой Рог.

Зато он восстановил Стамбул после землетрясения 1509 года («Малый конец света»), построил в столице грандиозную мечеть своего имени, отправил свой флот для эвакуации изгнанных из Андалусии мусульман и евреев и заслужил прозвище «Вали» – «святой».


Мечеть Баязида II, Стамбул

Одна из войн, которые вел этот султан, вошла в историю под курьезным названием «Бородовая»: в 1500 г. Баязид потребовал от венецианского посла поклясться бородой в том, что его государство хочет мира с Турцией. Получив ответ, что у венецианцев нет бород – они бреют свои лица, он, издеваясь, сказал: «В таком случае, жители твоего города похожи на обезьян».

Глубоко задетые венецианцы решили смыть это оскорбление османской кровью, и потерпели поражение, потеряв полуостров Пелопоннес.

Однако в 1512 году янычары, которые и возвели Базида II на престол, вынудили его отречься от власти, которую он должен был передать своему сыну Селиму. Тот сразу же приказал казнить всех своих родственников по мужской линии, за что вошел в историю под прозвищем Явуз – «Злой» или «Свирепый». Вероятно, причастен он был и к смерти самого Баязида, который подозрительно быстро скончался – через месяц после своего отречения.


Султан Селим I Явуз

Хозяева Стамбула


Селим I Явуз скончался в 1520 году, и уже в 1524 году янычары восстали и против его сына, в нашей стране известного, как Сулейман Великолепный (а в Турции его называют Законодателем). Были ограблены дом великого визиря и других вельмож, разгромлена таможня, Селим II лично участвовал в подавлении бунта, и даже, как говорят, убил несколько янычар, но, все же, вынужден был откупаться от них.


Султан Селим II (Сулейман Великолепный)

Пик янычарских бунтов пришелся на начало XVII века, когда всего за шесть лет (1617-1623 г.г.) были смещены четыре султана.

Но при этом корпус янычар стремительно деградировал. Система «девширме» была ликвидирована, янычарами теперь становились дети янычар и коренные турки. Ухудшалось качество военной подготовки янычар и их боеспособность. Былые фанатики уже не рвались в бой, предпочитая походам и битвам сытую жизнь в столице. От трепета, который янычары когда-то внушали врагам Османской империи, не осталось и следа. Все попытки реформировать корпус по европейским образцам терпели крах и посмевшие пойти на такой шаг султаны почитали за большую удачу, если от ярости янычар им удавалось откупиться головами великого визиря и других высших сановников. Последний султан (Селим III) был убит янычарами в 1807 году, последний визирь – в 1808. Но развязка этой кровавой драмы была уже близка.

Махмуд II и последний мятеж янычаров


В 1808 году в результате государственного переворота, организованного Мустафой-пашой Байрактаром (губернатор Рущука) к власти в Османской империи пришел султан Махмуд II (30-ый османский султан), которого иногда называют «турецким Петром I. Он сделал обязательным начальное образование, разрешил издание газет и журналов, стал первым султаном, появившимся на публике в европейской одежде. Для преобразования армии на европейский лад из Германии были приглашены военные специалисты, в числе которых оказался даже Хельмут фон Мольтке Старший.


Махмуд II. Миниатюра 1840-х годов

В июне 1826 г. султан Махмуд II повелел объявить янычарам (а их в Стамбуле было около 20 000), что им не будут давать баранину до тех пор, пока они не изучат строевые порядки и тактику европейских армий. Уже на следующий день они подняли мятеж, к которому примкнули почему-то также пожарные и носильщики. А в первых рядах восставших, разумеется, оказались старинные друзья и покровители янычар – дервиши-бекташи. В Стамбуле были разграблены многие богатые дома и даже дворец великого визиря, но сам Махмуд II вместе с министрами и шей-уль-исламом (духовный лидер мусульман Турции) успел укрыться в мечети султана Ахмета. По примеру многих своих предшественников он попытался прекратить мятеж обещаниями милости, но распаленные янычары продолжали грабить и жечь столицу империи. После этого султану оставалось только бежать из города, либо готовиться к неминуемой смерти, однако Махмуд II вдруг сломал все существующие стереотипы и приказал принести Сандак-шериф – священное Зеленое знамя Пророка, которое, по старинному преданию, было сшито из халата самого Мухаммеда.


Санджак-Шериф – знамя пророка Мухаммеда (свернуто) и золотой ковчег, в котором оно хранится, Топкапы, Стамбул

Глашатаи призвали горожан встать под «Знамя Пророка», добровольцам раздавали оружие, местом сбора всех султанских сил была назначена мечеть султана Ахмеда I («Голубая мечеть»).


Мечеть султана Ахмеда I, Стамбул

Махмуд II надеялся на помощь исстрадавшихся от своеволия янычар жителей Стамбула, которых те всячески притесняли: обкладывали торговцев и ремесленников данью, заставляли их выполнять за себя хозяйственные работы, а то и просто грабили на улицах. И Махмуд не ошибся в своих расчетах. К верным ему войскам примкнули матросы и многие из горожан. Янычары были блокированы на площади Эйтмайдан и расстреляны картечью. Их казармы были сожжены, и в них заживо сгорели сотни янычар. Бойня продолжалась два дня, а потом еще целую неделю палачи рубили головы выжившим янычарам и их союзникам-дервишам. Как обычно, не обошлось без оговоров и злоупотреблений: некоторые поторопились донести на своих соседей и родственников, обвиняя их в пособничестве янычарам и бекташам. Трупы казненных бросали в воды Босфора, и их было так много, что они мешали плаванию кораблей. И долгое время потом жители столицы не ловили и не ели рыбу, пойманную в окрестных водах.

В историю Турции эта резня вошла под названием «Счастливое событие».

Махмуд II запретил поизносить имя янычар, на кладбищах были уничтожены их могилы. Орден бекташей был запрещен, их духовные лидеры были казнены, все имущество братства было передано другому Ордену – нашкбенди. Многие бекташи эмигрировали в Албанию, которая на некоторое время стала центром их движения. В этой стране в настоящее время и находится Всемирный центр бекташи.

Позже сын Махмуда II – султан Абдул Меджид I, разрешил бекташам вернуться в Турцию, но прежнего влияния здесь они уже не обрели.


Алоиз фон Анрайтер. Портрет султана Абдул Меджида I

В 1925 году, как мы помним, бекташи, наряду с другими суфийскими орденами, были изгнаны из Турции Кемалем Ататюрком.

А в 1967 году Энвер Ходжа (родители которого сочувствовали идеям бекташей) прекратил деятельность их ордена в Албании.


Энвер Ходжа, первый секретарь ЦК Албанской партии труда, запретивший орден бекташей в Албании

Снова в эту страну бекташи вернулись в 1990 г., одновременно с возвращением в Турцию. Но никакого значения и влияния они сейчас на исторической родине не имеют, а их мистические «танцы», которые исполняют фольклорные ансамбли, многими воспринимаются всего лишь как забавный аттракцион для туристов.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    22 ноября 2019 06:17
    Спасибо автору. Очень интересная статья.
    1. -24
      22 ноября 2019 09:01
      псевдоисторические статейки ,которые пишет Рыжов могут вызвать только большое количество вопросов на которые он ответить не в силах и больше ничего.
      Например картинка на которой мальчиков принимают в янычары,известно ,что янычары набирались из славян ,а мальчики эти видом не славяне ,а монголоиды какие то, так что тут ложь сразу.
      Известно ,что янычары с самого начала избирали из сыновей умершего султана ,будущего султана,а остальных сыновей т.е. братьев главного претендента сам будущий султан должен был казнить,для порядка в стране.Вместо этого Рыжов пишет совсем не то .
      Янычарское подавление 1826г. вызывает много вопросов.Как огромная сила -янычанский корпус,профессиональные воины вдруг смог проиграть ,как пишет Рыжов вооружённым горожанам? Это не мыслимо.Ясно что была полновесная война ,когда янычары столкнулись с таким же сильным противником ,а это могли быть только вооружённые силы других государств и это конечно были европейцы.Поэтому то потом вся политика Турции была переориентирована на Европу.
      В те времена была Большая Война с прежним миром с Великой Тартарией,которая из себя представляла скорей всего несколько разрозненных государств и которую европейцы просто разбили по частям.
      1. +16
        22 ноября 2019 09:31
        А почему не с Швамбранией?

        Какие годы войны? Кто с кем воевал?

        Какие персоналии этих войн оставили след и память?
      2. +4
        22 ноября 2019 10:22
        статья какая-то мешанина. Например, при Мураде 1, свозить мальчиков в Стамбул не могли - Константинополь ещё принадлежал ромеям,да и после завоевания города турки продолжали его называть Константиние...
        Считаю,что даже при написании попсовых исторических статей автор должен быть аккуратным в событиях и терминах.
  2. +1
    22 ноября 2019 06:30
    Спасибо , очень интересно .
  3. +2
    22 ноября 2019 07:10
    Янычары чем то напоминают стрельцов, особенно когда низвергали своих султанов и царей.
    1. +14
      22 ноября 2019 07:23
      Образом жизни последние янычары похожи на последних стрельцов, а участием в дворцовых переворотах - скорее, на русскую гвардию XVIII века. Русских гвардейцев многие иностранцы тогда прямо называли "янычарами".
      1. +9
        22 ноября 2019 15:50
        Стрельцы/янычары - это военно-хозяйственное сословие, на котором главы государств экономили бюджетные деньги, платя жалование в военное время и предоставляя возможность самозанятости в военное время.

        Русские гвардейцы были военными служащими, получая жалование в независимости от состояния война/мир. Гвардейские офицеры имели дополнительный источник финансирования - свои поместья, но не потому, что офицеры служили в гвардии, а по праву фамильной собственности.

        Верхушка гвардейских офицеров участвовала в дворцовых переворотах 18-19 веков по праву происхождения от дома Рюриковичей или от бояр, равных до 1613 года предкам дома Романовых.
  4. +10
    22 ноября 2019 07:23
    Замечательный материал, уважаемый Валерий! Главное, я только что закончил написанием две статьи про конницу османов - сипахов, дели, акынджи, сражавшуюся с кирасирами и пистольерами европейцев, а тут этот материал. Он будет первым, а мои его дополнят. Получится просто отлично!
    1. +5
      22 ноября 2019 07:24
      Спасибо, рад, что понравилось
      1. Stv
        +3
        22 ноября 2019 23:56
        Автор, я специально зарегистрировался что бы оставить комментарий. Исторически верная трактовка, но невероятная мешанина созданная человеком, абсолютно не разбирающимся в теме суфизма даже поверхностно!!! Уши слона, шея жирафа, и все это притянуто ко льву! Про суфизм, Джелладдина Руми и его танцы с поэмой Мевлана, промолчу, ваше сознание не вмещает столь глубокие смыслы, проще все это притянуть к бекташам. Но назвать зятя Пророка и последнего праведного халифа Абу Талиба, "шиитским святым", верх эрудиции!
        1. 0
          23 ноября 2019 04:39
          Извините, но такие комментаторы напоминают мне "все знающих" диванных эрудитов, "поливающих" находящихся под светом софитов и чудовищным напряжением игроков "Своей игры" или "Что, Где, Когда". Встаньте "под софит" сами, напишите статью, которую редакторы сочтут достойной публикации, а читатели будут, не зевая от скуки, с интересом читать, и будьте готовы увидеть в комментариях к этой статье от непонятно кого, "великого и ужасного анонима", какую-нибудь бездоказательную чушь. В общем, просветите нас - будем очень благодарны. Или регистрация на сайте - это единственный "подвиг", который мы вправе от Вас ожидать?
          1. Stv
            +3
            23 ноября 2019 09:04
            Автор, я не "поливаю" вас. Прошу прощения если мой пост вызвал какое либо напряжение, исторически статья прекрасна. Но религиозные темы в ней смешаны в большую кучу, а просветить Вас в них сможет простая википедия.
  5. +1
    22 ноября 2019 07:38
    Я не про янычар ,просто вспомнился фильм " Мамелюк", про их аналогов в Египте. Произвёл впечатление на меня.
  6. +7
    22 ноября 2019 07:41
    Суфизм проявлялся ещё в доисламский период.

    И замечателен принцип отбора: "Отбраковка высоких как глупых, а маленьких как неуживчивых".
  7. +3
    22 ноября 2019 08:03
    Система «девширме» часто рассматривается, как один из методов угнетения христианского населения Османской империи, однако, как ни странно, теми же христианами, в целом, она воспринималась скорее положительно.


    Совершенно неясно, на основании чего сделан данный вывод? Как автор себе представляет, чтобы родители добровольно отдали своего ребенка, зная, что он будет воспитан не просто в исламе, а в ненависти к христианству, а затем может быть использован для устрашения и усмирения их единоверцев?

    Причем автор не упоминает, что сама концепция янычар была методом психологической войны, когда христианские народы знали, что их идут убивать их кровные единоверцы, насильно отнятые у своих родителей в рамках девширме - "налога кровью".

    Но в целом статья интересная.
    1. +7
      22 ноября 2019 08:21
      Потому что часто это был единственный шанс для ребенка выбраться из беспросветной нищеты, в которой жили целые поколения этой семьи.
      1. 0
        22 ноября 2019 11:02
        Чушь. В те времена не было такой секуляризации и никому в голову бы такое не пришло. Тем более, что забирали - лучших, самых крепких и самых здоровых. А отдавать ребенка, чтобы якобы он лучше жил, зная, что через некоторое время он в отряде может придти с карательной целью к своим же родным и будет их искренне ненавидеть, потому что они - христиане, на такое в здравом уме никто не пойдет.

        Кто из авторитетных исследователей пишет о вашей версии?

        Достаточно просто взять название девширме у тех народов, по отношению к которым он применялся: у сербов - "данак у крви", у болгар - "кръвен данък", что переводится как «кровная дань, налог кровью», чтобы понять отношение христианских народов к этому мерзкому и отвратительному явлению.
        1. +8
          22 ноября 2019 11:10
          А вы обратили внимание, что у тех же сербов, хорватов, мадьяр детей в янычары не брали? Потому что считали "из мадьяра и хорвата никогда не получится настоящего мусульманина. Улучив момент, они отрекаются от ислама и бегут" - об этом написано в статье. А вот в славянской Боснии просили о Девширме, как об особой милости - тоже написано. В разных странах и у разных народов отношение к возможной карьере сыновей в корпусе янычар было разное.
          1. +1
            22 ноября 2019 12:42
            Т.е. вы пишите о каких-то отдельных случаях, а приводите в пример как общее правило?

            Славянская и христианская - это не синонимы. Как и мусульмане и тюрки. Степень "воцерковления" может быть разной в любой религии.
          2. +14
            22 ноября 2019 13:01
            Уважаемы автор, статия интересная, содержательная! hi Что до отношении поробленых народов к т.н. налог девширме, для болгаров это была самая страшная трагедия, продолжавшая веками! Весь болгарский фолькльор пестрит с сорцераздирательные рассказы на этой теме! В песнях и легендах расказывается, какими свирепами, безпощадными фанатиками становились християнские малчики превращаясь в янычари. Когда приходили слухи, что начинается отбор, многие прятали детях в горах. Были случаи, когда сами родители калечили своих детей, чтоб не забирали их яничарами. По расчетах историков и демографах, за время действия "кровного налога", только из болгаров было забранно не менше 8 млн. малчиков. Милионы из них погибли в сражениях. Это был страшны удар по популяции болгарского народа. Непрерывная кровоточащая рана! Для сравнении в 14 веке, в период когда Болгария пала под Османское рабство, болгарское население было около 2 млн. К конце 18 века, опять 2 млн. Процес Возрождения болгарской нации начался после того, как янычарский корпус был разформирован. Тогда демографическая ситуация резко улучшилась и к конце 19 века болгары-християни было 4,5 млн.
            1. 0
              22 ноября 2019 14:56
              Есть очень интересная книга В.Малыка"Тайный посол", "Посол урус-шайтана".Конечно же ,книга художественная,не историческая,но в юности я ей зачитывался.Там есть и янычары из болгарского народа,и османы,и запорожские казаки, татары, и русские войска,интрига,предательство,любовь...Не зря Малыка называли "Русским Фенимором Купером".Именно оттуда я узнал о том,что в этой статье не стало для меня новостью.Плюс конечно же книги В.С.Пикуля (тот же "Фаворит").Да,тоже художественные,но ведь там то же о Турции,что и в статье (хотя статья очень интересная).Так что если есть возможность-почитайте,думаю что не пожалеете.
            2. +6
              22 ноября 2019 23:42
              О чем и речь. Только нездоровые пантюркистски ангажированные люди могут считать, что девширме было благом для христианских народов.
  8. +1
    22 ноября 2019 08:21
    Спасибо за познавательную и глубокую статью.
  9. +5
    22 ноября 2019 12:25
    Спасибо! Я с удовольствием прочитал вашу статью. Немного отличается информация, которая дается тут в Турции, но не важно, и там и тут есть свои правды и неправды. Так... с большим трудом избавилась Османсяка Империя от них. А Мустафа Кемаль Ататюрк, блестящий лидер и основатель современной Турецкой Республики, одним своим указом убрал этих "религиозных муравьев", как бекташи, дервиш и тд - казнили тех, кто был против, важнее была государство, которое должно была держать курс на процветание.
    1. +1
      22 ноября 2019 12:44
      Сейчас все возвращается, только не дервиши, братья-мусульмане (запрещенные в России) в виде ПСР. Тот же Эрдоган, если я не ошибаюсь, имам-хатыб.
  10. +14
    22 ноября 2019 14:11
    Отличная статья, Валерий, но присутствует ряд неточностей, для устранения которых возможно надо было расширить круг источников, а в некоторых случаях просто быть внимательней, как в моменте "Отобранных мальчиков привозили в Стамбул",который некоторые представители "суперэтноса" тут же подняли на щит.
    Что касается "девширме", или, как у болгар, "кръвният данък" - налог кровью, то тут следует вопрос уточнить.
    Принудительно набранные из христианского населения мальчики предназначены были не только для службы в янычарах. Yeni Çeri - это больше статусная категория. Набранные согласно девширме мальчики становились kapıkulları и предназначались для службы в кalemiyye (канцелярии), пополняли ряды теологов -İlmiyye и шли на военную службу - seyfiyye. Последние могли служить как в кавалерии, Kapıkulu Süvarileri, так и в пехоте - Kapıkulu Ordusu.
    Относительно положительного восприятия "девширме" христианским населением - вопрос спорный. Имея опыт жизни на Балканах (Болгария, Югославия) и общения с местным населением (историками в том числе), могу сказать, что положительных отзывов не встречал. Известен ряд восстаний в той же Болгарии именно против "девширме".
  11. 0
    22 ноября 2019 14:34
    Недавно прочёл роман В.С.Пикуля "Янычары", где все эти события и многое другое про янычар описано.
  12. +3
    22 ноября 2019 15:12
    Несмотря на мелкие неточности материал по обыкновению хорош, спасибо автору, давно отслеживаю его творчество, каждый раз узнаю что-то новое, особенно материалы про Карибских флибустьеров и иже с ними были зело познавательны. fellow
    История же возвышения и последующего падения корпуса янычар, совершенно типичная для всех без исключения не просто отборных, а так сказать суперэлитарных частей, вырождавшихся из профессиональных (и высококлассных!) военных фактически в паразитические сословия: начиная от эпохи Великого Рима, когда преторианцы из личной гвардии императоров, изначально набиравшиеся как лучшие из лучших и порой совершавшей исключительные подвиги, последовательно (по мере деградации самой Империи) превратились в худший кошмар владык, которые не могли распоряжаться даже телохранителями (иной раз сами распоясавшиеся телохранители представляли смертельную угрозу); пропуская своеволььные дворянские сборища Европы, которых даже короли были вынуждены максимум просить (а то и подкупать), но никак не приказывать, поскольку организованных коронных войск было или мало или вовсе не было (Речь Посполитая это вовсе эталон, можно сказать); переходя к петровским стрельцам, желавшим людишек для услужения, льгот при занятии ремеслами, самоуправства поселений, но к началу 18-го века как военный люд окончательно выродившихся и представлявшие собой натурально пустое место даже в сравнении с толком необученными и неопытными новоманерными потешными полками царя; аналогично выродившиеся благородные французские королевские мушкетеры, под конец своего бесславного существования откровенно ненавидимые в дисциплинированных строевых частях, набиравшихся по призыву из простолюдинов; и заканчивая разновсяческими придворными гвардиями 19-20-го вв. работавшими не столько на Отечество (каким бы оно ни было - от русских окраин до Латинской Америки), сколько на свой карман, помыкавшие правителями и держащими в страхе свои собственные народы (этакие гопники, только узаконенные и в форме).
    Т. е. сначала образование/формирование этих частей со здоровой долей мистицизма и необычности (отличающей этих избранников в лучшую сторону от прочих "черноногих"); дальнейшая организация в собственно части со своими штатами, экипировкой, вооружением, обеспечением (и опять же отличным в лучшую сторону! что поначалу безусловно благо, но впоследствии всегда оказывалось фатально); муштра и дрессировка, отличные от общепринятых у потенциальных врагов (и их неготовность, следовательно, к столкновению с непривычной тактикой и приемами); последующие умопомрачительные виктории на полях сражений с почестями и привилегиями; затем постепенное осознание своей крутизны с параллельным, что даже таких крутых на поле сражения и убить могут (и красивой жизни толком не увидишь, а ведь положение и плата позволяют!) - осада Вены и Каменца в части потерь и подрыва боевого духа султанской гвардии здорово показательны в этом плане; и наконец окончательное именно моральное разложение, вседозволенность, натуральный рэкет (читай вымогательство у правителей денег, льгот и привилегий) и не просто бесславная, а натурально позорная гибель или в самом лучшем случае роспуск и прекращение существования.
    Так что ничем новым для Истории с Большой Буквы в глобальном плане янычары, таким образом, не являлись, представляя в то же время занимательный образчик не столько как подобных войск, как целой оригинальной социо-культурной общности - первоначально агрегированной из различных национальностей, традиционных бытовых укладов, языков и вероисповеданий, обращенной против внешних врагов, а в оконцовке деградировавшей, коррумпированной, обратившейся против своей же страны ради чисто шкурных интересов. request
    С ув. hi
    P.S.
    Даже в развлекательной литературе образ именно и конкретно янычар был прекрасно проработан Фрэнком Гербертом и его сыном Брайаном во Вселенной "Дюны" (сардаукары, же).
  13. 0
    22 ноября 2019 16:09
    А что им так было войны не устраивать?Не сами же воевали, а с помощью наших Славян.Основная часть Янычара,были и составляли Славяне.
  14. +4
    22 ноября 2019 16:14
    Спасибо, Валерий! hi
    По его команде начинается странный танец: вначале артисты, изображающие дервишей, три раза

    Видел когда-то давно кинохронику с этим танцем, но запомнилось. А по поводу янычар сразу вспомнился Верещагин, но не знаю, как именно баши-бузуки относятся к регулярным частям.
  15. +1
    22 ноября 2019 17:04
    Цитата: Бар2
    псевдоисторические статейки ,которые пишет Рыжов могут вызвать только большое количество вопросов на которые он ответить не в силах и больше ничего.
    Например картинка на которой мальчиков принимают в янычары,известно ,что янычары набирались из славян ,а мальчики эти видом не славяне ,а монголоиды какие то, так что тут ложь сразу.
    Известно ,что янычары с самого начала избирали из сыновей умершего султана ,будущего султана,а остальных сыновей т.е. братьев главного претендента сам будущий султан должен был казнить,для порядка в стране.Вместо этого Рыжов пишет совсем не то .
    Янычарское подавление 1826г. вызывает много вопросов.Как огромная сила -янычанский корпус,профессиональные воины вдруг смог проиграть ,как пишет Рыжов вооружённым горожанам? Это не мыслимо.Ясно что была полновесная война ,когда янычары столкнулись с таким же сильным противником ,а это могли быть только вооружённые силы других государств и это конечно были европейцы.Поэтому то потом вся политика Турции была переориентирована на Европу.
    В те времена была Большая Война с прежним миром с Великой Тартарией,которая из себя представляла скорей всего несколько разрозненных государств и которую европейцы просто разбили по частям.

    бредятина!!!!во-первых.средневековые гравюры и рисунки не фотография.и не преследуют цель антропологического сходства персонажей.во вторых-большая порта-была абсолютной деспотической монархией.и вопросы престолонаследия никак не являлись привилегией солдатской массы.хотя и привилегированной.в третьих-есть такой исторический процесс-перерождение.в результате которого сильные становятся слабыми.умные-дураками.,дисциплинированные-сбродом.Ярчайшим примером является КПСС.
    1. +3
      23 ноября 2019 04:19
      Дворцовые перевороты в Османской Порте, совершенные янычарами - факт, который ни у кого не вызывает сомнений. Что касается Рюриковичей и "равных им бояр" в России, вспомните непонятно откуда взявшуюся Екатерину I, которую после смерти Петра I фактически возвел на трон "высокородный боярин" Алексашка Меньшиков. И худородную немку Екатерину II и "рюриковичей" Алексея Орлова, Григория Потемкина, заезжего авантюриста Шванвича, принимавших участие в убийстве последнего "природного русского императора" Петра III. "Секретаря" этого заговора - "мутного" "пьемонтца" господина Отрара, которого многие считают авантюристом международного масштаба Сен-Жерменом. Вспомните "высокородных бояр" Зубовых и немецких "рюриковичей" Беннигсена и Палена, убивших Павла I.
  16. 0
    2 декабря 2019 15:00
    А за какие таки услуги на монументе «Республика» присутствуют Климент Ворошилов и Семён Аралов?
    1. 0
      5 декабря 2019 21:22
      Так ведь кто помог Ататюрку изгнать англо-греческие оккупационные войска? Военные советники из РККА, и соответствующая военная помощь в виде боеприпасов, орудий.
      Ну и, конечно, нельзя недооценивать боевой опыт турецких войск Кемаль-паши: они достаточно долго воевали с русскими. Да и настрой освобождения Турции присутствовал.
  17. 0
    19 декабря 2019 20:08
    ...автору - рахмет. Шедеврально.
  18. 0
    1 февраля 2020 15:29
    Янычары это механизм геноцида балканских славян и точка. Другой вопрос, что сама идея формирования воинских частей по национальному или территориальному признаку, еще Византийско- Римская.И прочесть об этом было-бы интересно. Но увы, ""караван историй" это наш уровень).
  19. 0
    16 февраля 2020 10:36
    Читал, что Суворов приказывал солдатам в бою в первую очередь выбивать дервишей, янычары тогда не так яростно сражались.