Самолёты с морщинами. Стоит ли беспокоиться?

43

То самое фото из журнала The Aviationist. В дополнение к помятому фюзеляжу - искры из двигателя вследствие попадания инородного предмета

На протяжении почти всей своей истории самолеты сталкиваются с характерным явлением в виде деформации обшивки. При тех или иных обстоятельствах ровная внешняя поверхность подвергается короблению и покрывается «морщинами», портящими внешний вид. Однако в современной авиации это не является проблемой – подобные деформации учитываются при проектировании, а в ряде случаев предусматриваются изначально.

Внешние проявления


С проблемой местных деформаций обшивки ввиду различных факторов впервые столкнулись уже на ранних этапах развития авиации, когда самолеты строились из дерева и покрывались полотном. Внедрение новых материалов и совершенствование конструкции позволяло избавиться от морщин на поверхности, но не исключало их появление полностью.



Эпоха цельнометаллических самолетов принесла новые преимущества, но не избавила технику от недостатков. Даже современные образцы авиационной техники порой имеют характерные волнистые участки обшивки. Обшивка деформируется между силовыми элементами, из-за чего поверхность планера приобретает специфический вид.


Другой B-52 с более выраженными морщинами. Фото Wikimedia Commons

Рассматриваемые деформации обшивки относятся только к фюзеляжам. На несущих поверхностях нередко наблюдаются схожие явления, однако они имеют немного иную природу, и с ними ведется активная борьба особыми средствами. Деформации обшивки фюзеляжа, в свою очередь, имеют меньший приоритет. Кроме того, на многих самолетах подобное поведение планера изначально предусматривается при проектировании.

Тему коробления обшивки самолета на днях вновь подняла зарубежная авиационная пресса. Поводом для этого стала любопытная фотография американского стратегического бомбардировщика Boeing B-52H Stratofortress. На ней было четко видно, что на участке между кабиной и крылом левый борт фюзеляжа серьезно деформирован и образует волнистую поверхность. Границы такой деформации прошли по силовым элементам.

Следует отметить, что это не единственная фотография B-52 с подобными деформациями. Известны многочисленные снимки и иных самолетов или вертолетов с таким состоянием обшивки. Они нередко нервируют общественность, но специалисты сохраняют спокойствие.

Причины явления


Во времена деревянных конструкций и полотняной обшивки «морщины» в основном были связаны с несовершенством материалов и отсутствием опыта в конструировании техники, а также с низкой культурой производства. Все эти факторы, в т.ч. в разных сочетаниях, могли приводить к образованию мелких или крупных морщин на полотняной обшивке.


Пассажирский Boeing 747 с деформацией фюзеляжа за крылом. Фото Airliners.net

Неаккуратная установка гибкой обшивки приводила к несимметричным растяжениям с последующей деформацией. Деревянный силовой набор под воздействием внешних факторов мог немного менять свои размеры и форму, что сказывалось на обшивке. Во время полета силовой набор принимал на себя нагрузки и тоже деформировался – с известным влиянием на форму полотна.

В случае со смешанными или цельнометаллическими конструкциями имеет место сохранение последнего фактора – деформации планера под воздействием разнообразных нагрузок в полете и на стоянке. Прочие предпосылки к короблению в основном ликвидированы.

Рассмотрим процессы деформации обшивки на примере самолета B-52H, ставшего главным героем последних публикаций. На его фотографии четко видно, что на уровне бортов кабины обшивка выпирает наружу по ячейкам сетки, образованной каркасом. Позади этого участка, ближе к крылу, наблюдается несколько аналогичных «ячеек» с диагональными морщинами. Прочие участки обшивки, в т.ч. в непосредственной близости от покоробленных, выглядят прямыми и не привлекают внимания.

Планер B-52H построен по схеме полумонокока. Его основой является прочный силовой набор; часть нагрузок берет на себя обшивка. При этом металлические листы обшивки имеют толщину не более нескольких миллиметров, что определяет их прочность на растяжение и сжатие и позволяет сократить массу. Конструкция планера выполнена упругой и реагирует на нагрузки некоторыми деформациями в пределах установленной нормы. Основная часть нагрузки ложится на каркас, но и обшивка не остается без работы.


Boeing 757 с аналогичными проявлениями. Эллипсом отмечена зона коробления. Фото Wikimedia Commons

На стоянке носовая часть планера опирается на передние стойки шасси и нагрузки распределяются оптимальным образом. После заправки топлива и подвески боекомплекта масса самолета увеличивается, а после взлета распределяется иным образом – весь вес посредством силового набора и работающей обшивки передается на крыло. Выполнение различных маневров может приводить к изменению направления и значения нагрузки на конкретные участки каркаса и обшивки.

Длительное воздействие нагрузок на растяжение, имеющее место при долгой эксплуатации самолета, может приводить к деформации отдельных участков обшивки. Следствием этого становится коробление внешней поверхности с получением специфического внешнего вида. Впрочем, несмотря на порчу экстерьера, деформированные участки обшивки могут сохранять требуемую прочность и пригодны для дальнейшей эксплуатации.

Продолжение эксплуатации и сохранение нагрузок приводят к дальнейшим деформациям, и деталь все равно приходится менять. Однако такие процессы занимают достаточно много времени, за которое самолет может попасть в объектив фотографа и обеспокоить общественность.

Способы борьбы с явлением


Предотвратить коробление можно на стадии разработки и строительства планера, и для этого можно использовать несколько основных идей. Прежде всего, необходим тщательный расчет прочности конструкции с учетом всех нагрузок на стоянке и в полете. Правильный выбор материалов и параметров деталей позволяет сделать конструкцию достаточно прочной и жесткой без риска повреждения обшивки.


Российский Ту-160 тоже может иметь деформацию обшивки - в данном случае в передней части центроплана. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Нетрудно заметить, что на B-52H «морщины» появляются только на определенных участках, где имеются большие нагрузки, а силовые элементы достаточно редки. Таким образом, более частое размещение деталей каркаса и крепление к ним обшивки позволяет иначе распределять нагрузки и исключать видимые деформации.

«Морщины» характерны для гибкой металлической обшивки. Современные композиционные материалы отличаются большей жесткостью, из-за чего не деформируются под аналогичными нагрузками. Однако композиты сложнее и дороже листовой обшивки. Кроме того, их применение не всегда соответствует требованиям проекта.

Нужно отметить, что коробление обшивки не всегда является проблемой, требующей решения. Такое явление может изначально закладываться в конструкцию для обеспечения нужного соотношения прочности, массы и летных характеристик.

Не повод для беспокойства


Поведение обшивки в ходе разных этапов полета и в эксплуатации учитывается уже на этапе разработке проекта. Также определяются сроки службы и требования к панелям обшивки, соответствие которым позволяет продолжать их использование.


Хвостовая часть Ту-95МС. Швы крепления обшивки располагаются достаточно близко, что исключает образование морщин. Фото Wikimedia Commons

На примере бомбардировщиков B-52H, имеющих рекордный возраст, видно, что «морщины» на обшивке не мешают эксплуатации техники и не являются серьезной проблемой. Элементы обшивки можно заменять новыми, но необходимость в этом возникает не слишком часто. Как следствие, множество самолетов продолжает летать с волнистой обшивкой, которая ничуть не мешает им выполнять поставленные задачи.

Схожие особенности планера наблюдаются у множества других самолетов и вертолетов разных классов, в т.ч. у техники гражданского назначения. Во всех случаях деформация и коробление сами по себе не становятся поводом для беспокойства. Ремонт выполняется при наличии соответствующих предпосылок технического характера, тогда как внешним видом обычно жертвуют.

Таким образом, недавно опубликованная фотография, наделавшая немало шума, показывает всего лишь одну из любопытных особенностей современной авиации. Конструкторы прекрасно осведомлены о ней и принимают необходимые меры, если они нужны. А поводы для паники отсутствуют, даже если «морщинистый» самолет выглядит странно и непривычно.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 ноября 2019 05:38
    да ерунда эти "морщины", у нас полгорода машины такие имеют. yes
    1. +6
      22 ноября 2019 05:55
      Что-бы не было видно "морщин", аэропланы делали гофрированными.
      1. +3
        22 ноября 2019 06:34
        Мне кажется ,что морщины съедают экономическую эффективность самолета,а это очень актуально для пассажирских бортов.Я так думаю.
        1. +3
          22 ноября 2019 06:50
          Цитата: andrewkor
          Мне кажется ,что морщины съедают экономическую эффективность самолета,а это очень актуально для пассажирских бортов.Я так думаю.

          а может-напротив ? у акулы например шкура как наждак.
          1. +7
            22 ноября 2019 10:27
            Я думаю, что наш кот тоже предпочёл бы наждак, а то его все затискали и загладили.
            1. +1
              22 ноября 2019 13:04
              Цитата: Berkut24
              Я думаю, что наш кот тоже предпочёл бы наждак, а то его все затискали и загладили.

              ========
              Да ну??? А наш терпеть не может щеток и расчесок, сам - лохматый, как хиппи (аэродинамическое сопротивление - ого-го!!).... А по квартире носится со "скоростью звука"!!! belay
              Наверное аэродинамики что-то неверно просчитали....... request
          2. +9
            22 ноября 2019 10:39
            Уровни создателя акулы и аэроплана вообще не соизмеримы.
            1. +6
              22 ноября 2019 14:48
              Цитата: Nashorn
              Уровни создателя акулы и аэроплана вообще не соизмеримы.

              Верно. Акула намного более совершенное существо. smile По крайней мере самолеты сами не размножаются до сих пор.
              1. +2
                22 ноября 2019 21:53
                Если тот кто создал акулу создаст самолёт, то они тоже будут размножаться.
                1. +1
                  25 ноября 2019 14:26
                  Цитата: Nashorn
                  Если тот кто создал акулу создаст самолёт, то они тоже будут размножаться

                  Уже. Давно. Но их воевать не заставишь, только охотиться.
          3. +15
            22 ноября 2019 11:54
            у акулы например шкура как наждак

            Ну акуле сойдёт, она не часто особо то разгоняется. Зато у дельфина очень гладкая. Но в данном случае, более всего подойдёт шкура скумбрии. Пока живая - гладкая, а вот копчёная как раз становится похожей на обшивку Боинга. yes
            1. +7
              22 ноября 2019 13:08
              Цитата: Svarog51
              Но в данном случае, более всего подойдёт шкура скумбрии. Пока живая - гладкая, а вот копчёная как раз становится похожей на обшивку Боинга.

              =======
              Отсюда следует вывод: "НЕ НУЖНО "Боинг" КОПТИТЬ!!!!" laughing В "копченом" виде - он "не товарно" выглядит!!! wassat
            2. 0
              17 февраля 2020 17:46
              Да вот я б не сказал что у дельфинов гладкая. По ощущениям если не как наждак нулевка, то уж как минимум какой-то грубый брезент или типа того. Но гладкой ее не назвать
          4. 0
            22 ноября 2019 13:00
            Цитата: Аэродромный
            а может-напротив ? у акулы например шкура как наждак.

            ========
            А представляете себе КАКУЮ скорость развивала бы акула, если бы у неё шкура была гладкая "как зеркало"???? belay
        2. +2
          22 ноября 2019 10:09
          Цитата: andrewkor
          Мне кажется ,что морщины съедают экономическую эффективность самолета,а это очень актуально для пассажирских бортов.Я так думаю.

          Да, если волнистая обшивка увеличивает сопротивление воздушной среды, то увеличивается расход авиационного топлива, которое сейчас весьма дорого
        3. 0
          22 ноября 2019 11:15
          Стоит ли беспокоиться?

          Беспокоиться стоит о качественной подготовке лётного состава, особенно в гражданской
        4. 0
          22 ноября 2019 12:59
          Цитата: andrewkor
          Мне кажется ,что морщины съедают экономическую эффективность самолета,а это очень актуально для пассажирских бортов.Я так думаю.

          =========
          Народная мудрость гласит: "когда "кажется" - креститься нужно!".... Вам Андрей - "креститься" нет нужды! Все верно! good "Морщины" - приводят к увеличению аэродинамического сопротивления = снижение максимальной и крейсерской скорости + увеличение расхода топлива + повышенная вибрация (особенно на малых высотах и больших скоростях)!
          drinks
      2. 0
        22 ноября 2019 12:53
        Цитата: Uncle Lee
        Что-бы не было видно "морщин", аэропланы делали гофрированными.

        ==========
        Если это шутка - то good drinks , ну а если всерьез - negative fool
      3. 0
        22 ноября 2019 14:50
        Цитата: Uncle Lee
        Что-бы не было видно "морщин", аэропланы делали гофрированными.

        Но не долго. Потому что как только выросли скорости, мириться с ростом "смачиваемой поверхности" гофрированных аэропланов стало невозможно. Слишком велико сопротивление такой обшивки.
    2. +8
      22 ноября 2019 07:36
      Предлагаю данные места мазать кремом с каллагеном! А что, женщинам рекомендуют, а нам нельзя?! laughing
      1. +5
        22 ноября 2019 08:17
        Цитата: Вождь краснокожих
        Предлагаю данные места мазать кремом с каллагеном! А что, женщинам рекомендуют,

        Женщины пользуются коллагеном (фибриллярный белок, составляющий основу соединительной ткани организма и обеспечивающий её прочность и эластичность, основной компонент соединительной ткани)...
        Боюсь от того, что предлагаете использовать вы (каллаген) может появиться только смрадный запах, а женщины наверняка этим не пользуются. lol
    3. +1
      22 ноября 2019 10:53
      Особенно автовазы
  2. +5
    22 ноября 2019 06:47
    Ну, если сравнивать морщины у Б-52Н и наших самолетах, так на американце уже даже не морщины, уже провалы какие-то. Как будто кто-то впечатался туда с приличной силой. Тут вряд ли можно сказать, что такие проблемы с обшивкой не оказывают влияния на аэродинамику.
    1. +2
      22 ноября 2019 08:22
      Цитата: Wedmak
      Ну, если сравнивать морщины у Б-52Н и наших самолетах, так на американце уже даже не морщины, уже провалы какие-то.

      good
      Правильно, чего сравнивать веснушки с вертяной оспой. Китайцы нам куртки такие шьют, волнами:
  3. +5
    22 ноября 2019 09:37
    Следует отметить, что это не единственная фотография B-52 с подобными деформациями.


    Известны многочисленные снимки и иных самолетов





    1. +3
      22 ноября 2019 15:06
      А я ещё в прошлый раз писал, они надувные))))
  4. +2
    22 ноября 2019 12:13
    Несколько дней назад в ленте новостей яндекса была новость про то что будут модернезировать находящийся на хранении Ту-22М3.
    Так в комментариях как только не изголялись на тему того что это "старьё" 40 летней давности ни на что не способно. Такие самолёты годны только на металлолом. Как будут смеяться американские пилоты над нашими летящими на такой "рухляди".
    Может они и будут смеяться. Но только летая на B-52 чьё производство закончилось в 65 году, F-15 и F-16 совершившими свой первый полёт в 72 и 74 году соответственно. Не помещается в мозг наших интернет оппозиционеров что военная техника хоть наша, хоть иностранная. Не перестаёт быть самой современной и актуальной в течении многих лет. В отличии от смартфонов которые "обновляются" каждые пол года.
    1. 0
      25 ноября 2019 12:22
      Там маленькое нагруженное крыло ещё и с поворотным узлом , он разрушается! И фюзеляж не несущий! Старьё старью рознь.. Вот так !!!
  5. +10
    22 ноября 2019 13:00
    Крупным планом

  6. +2
    22 ноября 2019 14:31
    Самолёты с морщинами. Стоит ли беспокоиться? Не стоит.Явление это давно известно и механизм его хорошо изучен.

    Hawker “Typhoon”
    1. +3
      22 ноября 2019 14:33

      В-29 Суперкрепость.
      1. +4
        22 ноября 2019 14:35

        Британский Спитфайр
        1. 0
          22 ноября 2019 14:47
          Интересно, что имел ввиду организм, поставивший минуса? Или это на почве вселенской нелюбви к ближнему, который знает больше?
          Тут некоторых особо рьяных минусаторов обнулили недавно, кстати.
          1. 0
            22 ноября 2019 15:12
            Поподробней про минусаторов можно? А то у меня тут целый круг таких товарищей....))
        2. 0
          30 ноября 2019 17:11
          Клепка тонких обшивок очень сложна. Даже квалифицированные рабочие делают "одеяло". Автоматической клепки тогда не было((((.
      2. +1
        23 ноября 2019 22:59
        а вы, часом, не путаете "морщины" с заклепочными швами?
  7. 0
    22 ноября 2019 20:28
    Не авиатор... Слышал так:
    Там так было изначально сделано/задумано/получилось - на большой высоте (для которой он и рассчитывался) и скорости "старая леди разглаживает свои морщины"

    Насколько помню, БлекБердс тоже текли вечно, а рабочий режим у них был - когда уже разогнались в стратосфере - фюзеляж удлинился, и уже ничего не течет, а это вам не морщины
  8. +1
    22 ноября 2019 21:26
    Про "морщины" на корпусе больше всех знают моряки. Легко найти фото российских боевых кораблей с морщинами. Никому не мешает.
    На скоростях самолёта морщины вероятно ухудшают аэродинамику.
    1. 0
      23 ноября 2019 09:57
      На скоростях морщины разглаживаются
  9. +2
    23 ноября 2019 05:59
    Старческие морщины, ещё возможна старческая пигментация и возрастная деменция..Надеюсь, на их самолётах она также присутствует..
  10. 0
    23 ноября 2019 09:56
    Так вот чего натовцы так близко подлетают к нашим стратегам, морщинки пытаются разглядеть.
  11. Комментарий был удален.
  12. +1
    23 ноября 2019 17:27
    А как насчет искр? laughing Тоже не стоит беспокоиться? Хотя нам-то что? Пусть пины беспокоятся.
  13. 0
    30 ноября 2019 17:07
    Самолет летает 50 лет. Стоит ли обращать внимание на какие-то морщины?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»