Противокорабельная ракета КС-1 «Комета»: первая в своём роде

12

Ракета КС-1 под крылом Ту-16КС. Фото Wikimedia Commons

В первые послевоенные годы в нашей стране изучались сферы применения ракетного вооружения и пути его развития. По результатам этих работ была найдена возможность создания перспективной противокорабельной ракеты для бомбардировщиков. В 1947 г. вышло соответствующее постановление Совмина СССР, а через несколько лет на вооружение поступил готовый комплекс КС-1 «Комета».

Особо важное задание


Постановление Совмина о создании авиационной ПКР с дальностью стрельбы не менее 100 км вышло 8 сентября 1947 г. Проект с шифром «Комета-3» поручили разрабатывать нескольким организациям.



Ракету должно было сделать ОКБ-51, но вскоре работы перепоручили ОКБ-155 А.И. Микояна. Систему наведения и управления для ракеты проектировало вновь созданное Специальное бюро №1 во главе с П.Н. Куксенко. Над системами для самолета-ракетоносца работало ОКБ-156 А.Н. Туполева. Также к работам привлекли массу других научных и проектных организаций.

Поиски облика


Работы по «Комета-3» велись в ОКБ-155 под шифром «Б»; руководил ими М.И. Гуревич. Еще во время поиска основных решений, заказчик потребовал оснастить ракету турбореактивным двигателем и повысить ее дальность. Следствием этого стало предложение построить ПКР на базе существующего реактивного истребителя.

Противокорабельная ракета КС-1 «Комета»: первая в своём роде
Один из самолетов-аналогов "К". Фото Militaryrussia.ru

Сначала в качестве основы для «Кометы» рассматривали самолет И-300 (МиГ-9) в упрощенном варианте. Затем проработали аналогичную переделку более нового самолета И-310 (МиГ-15), и этот вариант оказался более удачным. Тем не менее, для выполнения всех требований пришлось создать совершенно новую конструкцию – хотя и на основе наработок по старой.

На стадии поисков активно использовались летающие лаборатории на базе существующей техники. Аппаратуру носителя испытывали на транспортном Ли-2, а приборы для ракеты отрабатывали на МиГ-9. К началу 1951 г. появился первый из четырех самолетов-аналогов «К». По своей конструкции он максимально походил на будущую ПКР, но отличался наличием кабины, механизации крыла и убираемого шасси. По своим ТТХ «К» повторял проектируемую ракету.

4 января 1951 г. летчик-испытатель Амет-хан Султан выполнил первый полет на «К-1» со взлетом с земли. Весной ОКБ-156 предоставило бомбардировщик Ту-4КС с аппаратурой для подвеса ракеты или самолета-аналога. Первый полет «К» со сбросом с носителя выполнили в мае того же года. Вскоре на испытания вышли еще три лаборатории с номерами от двойки до четверки.

До мая 1952 г. четыре самолета-аналога выполнили ок. 150 полетов с горизонтальным взлетом или сбросом с Ту-4. Были отработаны вопросы аэродинамики, общесамолетных систем, средств наведения и т.д. Успешные испытания изделий «К» позволили сформировать окончательный облик перспективной ПКР «Комета-3», а также приступить к подготовке испытаний такого оружия.

Изделие «Комета»


Готовая ракета КС-1 «Комета» представляла собой самолет снаряд, внешне и по компоновке похожий на истребитель МиГ-15. Отличия заключались в меньших размерах (длина 8,3 м и размах крыла 4,77 м), массе (2760 кг), увеличенной стреловидности крыла и т.д.


Самолет-носитель Ту-4КС с "К" под крылом. Фото Militaryrussia.ru

В качестве силовой установки на КС-1 использовался турбореактивный двигатель РД-500. Предлагалось брать авиационные двигатели с истекшим ресурсом, проводить капитальный ремонт и ставить их на ракеты. ПКР не нуждалась в двигателе с полным ресурсом, а такой подход позволял изрядно сэкономить.

Позже появилась упрощенная и облегченная короткоресурсная модификация двигателя РД-500К на основе более дешевых материалов и без возможности управления тягой. Поздние серии КС-1 оснащались только специальными РД-500К.

ПКР получила систему наведения типа К-1. Она включала полуактивную радиолокационную ГСН в носовой части, хвостовую штыревую антенну и аппаратуру обработки сигналов с выдачей команд на исполнительные механизмы. Приборы ракеты должны были принимать радиосигналы РЛС носителя.

В центральной части планера размещалась фугасная боевая часть К-450 с 500-кг зарядом. Этого хватало для поражения кораблей всех основных классов.


Самолет-аналог "К" и крылатая ракета КС-1. Рисунок Airwar.ru

Изначально носителем КС-1 стал дальний бомбардировщик Ту-4КС, получивший набор специального оборудования. На нем установили радиолокатор К-1М «Кобальт-М», аппаратуру управления ракетами, пульт оператора и два балочных держателя под крылом.

Принцип работы


Принцип работы ракетного комплекса был достаточно прост. Самолет-носитель с дистанции 90-100 км при помощи РЛС должен был находить надводную цель и брать ее на автосопровождение. На дистанции ок. 90 км сбрасывалась. После пуска ракета развивала максимальную скорость и выходила на высоту 400 м, оставаясь в луче РЛС носителя. На дистанции не более 30 км от цели ГСН могла захватить отраженный целью радиосигнал и наводить ракету на него. Перед поражением цели ракета переходила в пикирование.

Самолет-носитель должен был подсвечивать цель до момента попадания ракеты, после чего мог уходить из района цели. В зависимости от своих ЛТХ, в момент попадания ракеты бомбардировщик должен был оставаться на расстоянии в десятки километров от цели, что исключало его поражение средствами ПВО того времени.

На траектории «Комета» развивала скорость не менее 1000 км/ч. Дальность стрельбы изначально составляла 90 км. Высота пуска – не более 4-4,5 км.

КС-1 на испытаниях


В мае 1952 г., после завершения испытаний самолетов «К» состоялся первый пуск ракеты КС-1 с Ту-4КС. Из-за неполадок ракета не вышла в луч РЛС и упала в море. Следующие пуски тоже оказались неудачными, один из них завершился повреждением самолета-носителя. Вследствие этого потребовалась непростая доводка изделия.


Ту-4КС с двумя ракетами. Фото Militaryrussia.ru

Государственные испытания начались в июле 1952 г. и завершились в январе 1953- го. В них использовали 12 ракет; учебной целью был списанный крейсер «Красный Кавказ». Основная масса пусков осуществлялась с весовым имитатором БЧ – для сохранности цели. Однако кинетической энергии ракеты хватало для поражения цели. Пробивался ли при этом броневой пояс – неясно. Из 12 ракет в цель попали 8.

21 ноября 1952 г. состоялся последний пуск по крейсеру. Цель без экипажа шла со скоростью 18 узлов. Бомбардировщик нашел ее на дистанции 120 км и выполнил пуск «Кометы» с 80 км. Ракета с БЧ попала в цель и взорвалась. Корабль получил фатальные повреждения и за несколько минут затонул.

В серии и в войсках


Уже в 1952 г. филиал 2 ОКБ-155 наладил серийное производство новых ракет, а в начале 1953-го «Комету» приняли на вооружение. Разработчики проекта получили Сталинскую премию.

В 1953 г. производственную кооперацию по КС-1 существенно перестроили. К программе производства привлекли новые предприятия, что позволило увеличить темпы выпуска.


Макет "Кометы" с прозрачным обтекателем. Видна антенна ГСН. Фото Militaryrussia.ru

В том же году в Крыму была сформирована учебно-тренировочная часть №27, получившая самолеты Ту-4КС и ПКР КС-1. Личному составу части предстояло освоить новую материальную часть и отработать особенности ее применения. В течение двух лет было произведено 18 учебных пусков (14 попаданий), на основе чего составили наставление по боевому применению ракет.

В августе 1955 г. часть №27 переформировали в 124-й тяжелый бомбардировочный авиаполк дальнего действия. В дополнение к переоборудованным Ту-4 он получил самолеты-имитаторы СДК-5 – модификацию МиГ-17 с аппаратурой по типу аналога «К». С их помощью можно было проводить обучение летчиков, не тратя реальные ракеты.

Параллельно с этими событиями на Казанском авиазаводе шла модернизация бомбардировщиков Ту-4. За несколько лет в носители ПКР переоборудовали десятки строевых машин морской авиации флота.

Новый носитель


К моменту принятия «Кометы» на вооружение самолет Ту-4 морально устарел и нуждался в замене. Уже в 1954 г. стартовали испытания бомбардировщика-ракетоносца Ту-16КС. На новейший Ту-16 установили аппаратуру от Ту-4КС. При этом часть систем управления и рабочее место оператора пришлось выполнить в виде контейнера, подвешиваемого в грузоотсеке. Как и предшественник, новый самолет мог нести две ракеты КС-1.


Схема боевого применения КС-1. Рисунок Rbase.new-factoria.ru

В ходе испытаний Ту-16КС подтвердил свои преимущества перед Ту-4КС. Он отличался более высокими ЛТХ и имел современное приборное оснащение. Все это позволяло более полно реализовать потенциал ПКР. В конце 1955 г. ракетный комплекс на основе Ту-16 официально приняли на вооружение.

К концу пятидесятых Ту-16КС имелись в морской авиации всех флотов ВМФ СССР. Их общая численность достигла 90 единиц. За счет этого удалось отказаться от устаревших носителей середины сороковых годов.

Модернизация ракеты


Параллельно с производством новых носителей выполнили модернизацию ракеты. Улучшенная «Комета» могла запускаться на высотах до 7 км и летела на 130 км. Обеспечили последовательный залповый пуск двух ракет одним носителем. В таком случае оба изделия летели в одном луче, но с безопасным интервалом. Была сформирована методика пуска ракеты с высоты 2 км. Это упрощало нанесение удара и повышало вероятность поражения цели до 0,66.

В начале шестидесятых разработали улучшенную аппаратуру для КС-1 и Ту-16КС, устойчивую к помехам. За счет этого удалось повысить стойкость к РЭБ противника, а также снизить негативное влияние собственных радиоэлектронных средств при массированном пуске.


Подвеска ракеты под крыло Ту-16КС. Фото Rbase.new-factoria.ru

Разрабатывалась новая модификация «Кометы» с инфракрасной ГСН типа «Спутник-2». Было изготовлено несколько таких ракет, но направление не получило развития. Выяснилось, что цель типа «корабль» излучает недостаточно тепла для эффективной работы ИК ГСН.

На основе КС-1 создали несколько новых ракетных комплексов. Для крейсеров пр. 67 разработали систему КСС, включавшую балочную пусковую установку и приборы управления. Схожим образом построили сухопутные комплексы С-2 «Сопка» (подвижный) и «Стрела» (стационарный). На базе С-2 разработали изделие КС-7 или ФКР-1, отличавшееся применением ядерной БЧ.

Долгая служба


Крылатые ракеты семейства КС-1 «Комета» несли службу с 1953 г. Первой появилась авиационная ПКР. Вскоре после нее на вооружение поступили сухопутные модификации, в т.ч. с особыми возможностями. Комплексы на основе Ту-4КС и Ту-16КС состояли на вооружении морской авиации всех флотов. Наземные комплексы эксплуатировались береговыми войсками и ВВС.

«Комета» была первой отечественной ПКР и неплохо зарекомендовала себя в этом качестве. Однако уже к середине шестидесятых годов такое вооружение устарело и для его замены создали новые образцы. В этот период стартовало производство новых ракет и переоборудование Ту-16КС под них. Комплексы с ПКР КС-1 оставались на вооружении до 1969 г., после чего их окончательно списали и заменили более поздними системами.


Пусковая установка сухопутного комплекса "Сопка". Фото Wikimedia Commons

Ту-16КС и ракеты для них ограничено поставлялись зарубежным странам. Такие ракетные комплексы получили Египет и Индонезия. Насколько известно, египетские ВВС не успели использовать полученное оружие. Во время Шестидневной войны ВВС Израиля уничтожили всю египетскую эскадрилью ракетоносцев прямо на аэродроме. Индонезийские самолеты служили в течение многих лет, но в боях не участвовали.

Первая в своем роде


Проект КС-1 «Комета» был первой отечественной попыткой создать противокорабельную ракету для борьбы с крупными надводными целями. В целом эта попытка была удачной, и морская авиация получила новое оружие с высокими характеристиками. Впрочем, ввиду несовершенства технологий того времени «Комета» имела целый ряд заметных недостатков.

Их исправление и освоение новых решений достаточно быстро привело к появлению новых более совершенных ПКР. Вскоре они вытеснили КС-1 из арсеналов, но за ней осталось почетное место в истории отечественных авиационных вооружений.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    23 ноября 2019 06:12
    В 1947 г. вышло соответствующее постановление Совмина СССР, а через несколько лет на вооружение поступил готовый комплекс КС-1 «Комета».


    Наследие сына Берии
    а Главным конструктором - С. Л. Гегечкори (С. Л. Берия)..
    .. belay узнал недавно только об его вкладе в обороноспособность нашей страны...ну надо же чудеса судьбы.

    http://www.airwar.ru/weapon/kr/ks-1.html
    1. +2
      24 ноября 2019 10:30
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Наследие сына Берии

      Ну не он один там "руку приложил", хотя его вклад отрицать не приходиться.
      4 января 1951 г. летчик-испытатель Амет-хан Султан выполнил первый полет на «К-1» со взлетом с земли. ... Первый полет «К» со сбросом с носителя выполнили в мае того же года. Вскоре на испытания вышли еще три лаборатории с номерами от двойки до четверки.
      До мая 1952 г. четыре самолета-аналога выполнили ок. 150 полетов с горизонтальным взлетом или сбросом с Ту-4. Были отработаны вопросы аэродинамики, общесамолетных систем, средств наведения и т.д.
      Эти полеты проходили с летчиком на борту и пилот выключал "автопилот" все позже и позже, доведя до того момента когда уже реально до столкновения с "мишенью" оставались доли секунд. И за эти полеты пилоты получали хорошие денежные премии.Рассказывают одну авиационную байку в связи с этим. У кого то в "светлой голове", наверного какого то "эффективного менеджера" от финансов, родилась идея, что раз не происходит ни каких происшествий, во время этих полетов, то надо бы сделать так, что бы пилоты САМИ отказались от премий. Соорудили целую бумагу, которую подписали конструктора и принесли пилотам. Ахмед-хан, отказался ее подписывать, написам свое особое мнение:"Моя вдова была бы против". Но остальные подписали, вот честно не знаю, кто ж эту "бумажку" так проталкивал, но изменять не чего не стали, а предоставили ее на очередном совещании ГКО, посвященному новым вооружениям. И там вот огласили этот "документ", который утвердить должен был лично Сталин, как председатель ГКО. Сталин прочел документ, внимательно и наложил резолюцию :: "Просьбу об отказе от премиальных денег отклонить. Премии оставить. Полностью согласен с мнением вдовы товарища Ахмет-хан Султана. И.Сталин"
      Вот оно "кровожадное лицо" Сталина.
  2. +2
    23 ноября 2019 06:47
    Разрабатывалась новая модификация «Кометы» с инфракрасной ГСН типа «Спутник-2». Было изготовлено несколько таких ракет, но направление не получило развития. Выяснилось, что цель типа «корабль» излучает недостаточно тепла для эффективной работы ИК ГСН. На наземном варианте "Кометы" ,на С-2 ("Сопка"/"Стрела") тоже испытывалась ИК.ГСН "Спутник-2"...но задумывалась комбинированная система наведения: на начальном и среднем участках траектории-по радиолучу;а на конечном -ИК.ГСН (15 км ) .Что-то в описании не припомню про неудачу с ИК.ГСН... А вообще-то ,задумывались и над созданием активной радиолокационной ГСН..но,видимо ,сочли этот ракетный комплекс тогда "достаточно устаревающим",чтобы более не вкладываться в него... P.S. После школы перед армией я успел поработать в цеху по ремонту радиолокационной техники (статус в/ч...), где и "повстречался" с РЛС ,входящими в ракетный комплекс С-2 ("Стрела")...
  3. +2
    23 ноября 2019 06:52
    Спасибо Автору за развернутую статью,очень интересная история.
    На dogswar появилась целая подборка о КР СССР и России,рекомендую!
  4. +2
    23 ноября 2019 08:03
    Читал когда то о КС в монографии по Ту16. Здесь более развернутая статья. Спасибо.
  5. +3
    23 ноября 2019 09:26
    СССР необходимо было компенсировать количественный перевес флотов НАТО. Угроза должна была быть достаточно весомой, чтобы супостат не расслаблялся... Что и было сделано.
  6. +2
    23 ноября 2019 13:48
    Хорошая статья. Жаль, египтяне не сумели их использовать в шестидневной войне, тогда бы и название войны было бы другим, и неясно, как бы она закончилась.
    1. +1
      24 ноября 2019 08:23
      Цитата: Авиатор_
      Хорошая статья. Жаль, египтяне не сумели их использовать в шестидневной войне, тогда бы и название войны было бы другим, и неясно, как бы она закончилась.

      Ерунда. Та война велась не на воде, и Израильские корабли там главной роли не играли.
  7. +1
    23 ноября 2019 21:11
    Хорошая статья, Спасибо!

    Конструкция излишне прямолинейная но вполне работоспособная. Очень интересно было посмотреть на предтечу современных Ониксов и Цирконов. :)
  8. +1
    24 ноября 2019 22:19
    РД-500К делали из выработавших свой ресурс РД-500 (копия Роллс-Ройс "Дервент"). Системы управления и запуска были упрощены, но основные конструкционные материалы остались теми же. Естественно, что после "переборки" назначенный ресурс такого двигателя был существенно меньше.
  9. 0
    26 ноября 2019 00:50
    Всегда забавляла "самолётообразность" первых крылатых ракет, что на западе, что в СССР.
    Да и статья лично мне очень понравилась. Рябов радует, как всегда!)
  10. 0
    26 января 2020 21:07
    Жаль, что нет видео поражения Красного кавказа ракетой. Помнится когда-то просмотрел - ракета очень эффектно снесла половину надстройки.