Суета вокруг «Катрана», или Шум и ничего

73

Все по законам жанра. Или шоу-бизнеса. Если о звезде начинают забывать, надо устроить скандал. Наш герой ничуть не звезда, потому скандалы не нужны, но некоторые СМИ с легкой подачи все той же «Звезды» вдруг заговорили.

Казалось бы, кому надо?



Но вот на прошедшем в Дубае авиационном салоне «Dubai Airshow 2019» глава нашего «Ростеха» господин Сердюков зачем-то упомянул о Ка-52К.

Всуе, наверное.

Ничего нового господин Сердюков не сообщил, за исключением подтверждения, что в ГПВ (государственной программе вооружений) на 2018-2027 годы планировалась закупка «Катранов». И работа над «Катранами», которые, кстати, в этом году все-таки закончили программу испытаний (вполне успешно), будет продолжена.

Возникает только один вопрос: а зачем? «Сui prodest», как говаривали древние римляне. Кому выгодно?

Вот кому выгодно, совсем непонятно.

Вертолет, который довольно оперативно сконструировали в КБ Камова, никому не нужен. Вот совершенно никому. За исключением Египта, которому достались злосчастные «Мистрали», ради которых «Катран» и разрабатывался.

Так что «Катраны» для Египта – это единственный луч света, дальше, простите, тьма.


Процитирую Сердюкова:
«Напомню, что изготовлены четыре опытных образца Ка-52К, которые находятся сейчас на базе "Камова" и готовы к продолжению испытаний. Но необходимы носители, которые пока не определены».


Носители не определены. Вот этим все и заканчивается. Точка, причем такая жирная…

Хорошо, глава «Ростеха» напомнил о наличии у нас корабельной версии Ка-52. Толку с этого ноль, причем полный. Просто потому, что пока существуют два корабля, и они не российские, которые могут нести на себе «Катраны».

Египетские корабли и понесут. Больше носителей нет и в ближайшее время не предвидится.

Кто-то может сказать, что Ка-52К может быть использован на других кораблях и с другими целями. Хорошо. В свое время коллега Кирилл Рябов достаточно четко осветил эти нюансы вот здесь:

Перспективы Ка-52: корабельные вертолеты без кораблей.

Потому просто цитата от Рябова:

«В ходе испытаний сентября 2011 года вертолет Ка-52 садился на кормовую площадку большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» (проект 1155). Штатная авиационная группа БПК пр. 1155 состоит из двух противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ. Для хранения и обслуживания этой техники подобные корабли имеют два полуутопленных ангара в кормовой надстройке. Известные сведения о габаритах вертолетов Ка-27ПЛ и Ка-52К позволяют предполагать, что «Катран» вполне способен уместиться в ангаре БПК пр. 1155».


И один-единственный вопрос: а зачем?

Зачем большому противолодочному кораблю вертолеты (два) Ка-27ПЛ (противолодочная комплектация), понятно. Корабль борется с подводными лодками, и тут длинная поисковая рука в виде вертолетов вполне себе хороша.


Ка-27ПЛ имеет для этого все, что необходимо, а именно «Осьминога», поисково-прицельную систему, которая в состоянии обнаружить подводную лодку на глубине в 100 метров с весьма приличного расстояния в 8-15 км.

«Осьминог» состоит из РЛС «Инициатива-2КМ» в носовой части фюзеляжа и опускаемой гидроакустической станции ВГС-3 («Рось-В»), размещённую в задней части фюзеляжа.

Кроме этого, в оснащение входят комплект радиомаяков-ответчиков, 36 гидроаккустических буёв, сигнальные (ориентирные) морские авиабомбы (ОМАБ-Н и ОМАБ-Д).

Для уничтожения подводных лодок имеются противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг.

То есть корабль укомплектован двумя вертолетами, способными найти и если не уничтожить подводную лодку противника, то значительно осложнить ее работу в районе.

Ничего этого у «Катрана» нет.

Это обычный армейский сухопутный вертолет, укомплектованный абсолютно так же, как его коллеги простые Ка-52. Даже РЛК «Арбалет» тот же.

В общем и целом это ударный вертолет для работы по сухопутным целям. И несмотря на то, что его можно запихнуть в ангар БПК, делать ему там совершенно нечего.

Суета вокруг «Катрана», или Шум и ничего

Два противолодочных вертолета на борту противолодочного же корабля – это серьезное подспорье в боевой работе. Два сухопутных ударных вертолета – это смех.

Что ждет «Катраны»?

Да ничего их не ждет. Это вертолет, который был создан для двух (ладно, четырех в очень далекой перспективе) ударных десантных кораблей. Кораблей этих у нас нет и никогда теперь не будет.

Выпущенные экземпляры, которые начали строить к приходу «Мистралей», конечно, надо передать на службу. По сути вертолет отличается только складывающимися узлами, а так это совершенно тот же Ка-52. Так что – однозначно не зря собрали.

Плюс транспортировать будет проще, хоть какой-то плюс.


Надо сказать, что это нормальная практика в мире. Бывает, что казалось вроде бы прекрасное оружие «не выстреливает».

В качестве примера моментально хотел бы привести бельгийский штурмовой комплекс FN F2000.

Полимеры в конструкции, пластиковое легкосъёмное цевье, на место которого могут устанавливаться различные дополнительные модули: лазерный целеуказатель, фонарь, 40-мм гранатомёт, «нелетальный» модуль М303, предназначенный для стрельбы капсулами, содержащими краску или слезоточивый газ, ствол-дробовик и многое другое.


Компьютеризированный модуль управления огнём с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем, управляющим стрельбой как автомата, так и гранатомета, выставляющий прицельную марку прицела как для стрельбы из самого автомата, так и из подствольного гранатомёта, основываясь на данных о дальности до цели.

А вот не глянулся никому. То ли сложность конструкции (хотя могут работать как правши, так и левши), то ли цена… В итоге чудо-комплекс купили 9 стран, да и то покупали скорее в розницу, для вооружения профессионалов из спецподразделений.


Да, покупка саудитами огромной партии для своей Нацгвардии – не показатель. В Саудовской Аравии известно, деньги девать некуда, а где хорошая армия и где саудиты?

То же самое и с «Катраном» будет.

Авось кто-нибудь да возьмет. Потому Сердюков и напоминал. Есть у нас что предложить, если вам интересно. Но будущего у Ка-52К просто нет, потому что нет для него носителей. И судя по всему, не будет.

Так что удел «Катрана» — быть завсегдатаем выставок и салонов в качестве экспортного корабельного варианта сухопутного ударного Ка-52.

Но ничего в этом печального или страшного нет. Просто не получился проект с «Мистралями», вот и все. Если бы вообще Ка-52 как модель был из-за этого снят с производства, то да, это был бы прискорбный факт. А так – дело насквозь житейское…
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    27 ноября 2019 05:53
    Так что удел «Катрана» — быть завсегдатаем выставок и салонов в качестве экспортного корабельного варианта сухопутного ударного Ка-52.
    Не слишком ли громкое заявлений? Или как всегда, все пропало?
    Будут у нашего флота УДК и это уже не ставится под сомнение!
    1. +4
      27 ноября 2019 07:00
      Главное чтоб завтра не сказали, что они не нужны (так ведь про УДК говорили после срыва контракта)….. Да и скорость строительства боюсь не порадует..... В общем туманно это все...
      1. +9
        27 ноября 2019 12:36
        Но ничего в этом печального или страшного нет. Просто не получился проект с «Мистралями», вот и все. Если бы вообще Ка-52 как модель был из-за этого снят с производства, то да, это был бы прискорбный факт. А так – дело насквозь житейское…

        А вот тут автор не угадал. Ка-52 задвинули минимум до 2022 года под предлогом модернизации и прекратили выпуск.. Вместо этого подписан контракт на уродца МИ-28(НМ), эта недоделка будет выпускаться до 2027 года в количестве 100 штук... Эти криворукие милевцы уже достали со своим сырым вертолётом...

        https://iz.ru/882708/2019-05-28/v-minoborony-nazvali-sroki-sozdaniia-modernizirovannogo-vertoleta-ka-52

        https://iz.ru/895015/2019-07-02/v-vertoletakh-rossii-dopustili-vooruzhenie-ka-52-raketoi-ot-mi-28nm
        1. +5
          27 ноября 2019 12:48
          Всё у нас через одно место таких, как "реформатор-расчистильщик" Сердюков...
          https://aftershock.news/?q=node/732408&full
          https://ru.krymr.com/a/27954444.html

          Вот МИ и КА слили в один холдинг . СЛИЛИ в каком смысле и что ? Ка-52 ?
          1. +9
            27 ноября 2019 12:59
            Ещё пару Ми-28 грохнется с лётчиками и сливателей можно сажать с Сердюковым...
            Я ПРОТИВ такого СЛИВА .
            1. -2
              27 ноября 2019 14:47
              Автор - всепропальщик! Или возомнил себя великим мыслителем, таким- "гуру" в военной технике, к мнению которого должны прислушиваться президенты. Попросту- столько писанины и впустую.. ) информации -ноль! И прогноз не реалистичный.
              1. +3
                27 ноября 2019 17:05
                Вам автор представил 4 ссылки! Из которых он мог сделать такой вывод...А что поверхностный, ветренный , пустой комментарий и его автор лучше критического, но обоснованного? А может у Ми-28 нет проблем, или КА-52 и его предшественника не задвигают больше 20 лет ? Иногда лучше думать...
              2. +3
                27 ноября 2019 17:21
                Автор Вам вполне обоснованно написал про Ми28. Машину более 10 лет до ума довести не могут. Она уже морально устарела и все что на неё в спешке лепят не делает её нормальной боевой машиной
            2. +7
              27 ноября 2019 15:26
              Не посадили тогда, не посадят и теперь. Он же памятник.
        2. +4
          27 ноября 2019 21:11
          Цитата: okko077
          Вместо этого подписан контракт на уродца МИ-28(НМ), эта недоделка будет выпускаться до 2027 года в количестве 100 штук... Эти криворукие милевцы уже достали со своим сырым вертолётом...


          Такие оскорбительные суждения вправе давать человек, налетавший не одну сотню часов на этой машине. Вы себя к таким относите?
          1. +1
            27 ноября 2019 21:28
            Вы живёте в информационной среде? Или вас выписа с необитаемого острова? Вы подобных мнений не слышали раньше?
            https://www.aviaport.ru/conferences/43016/
            1. -5
              28 ноября 2019 15:41
              Ваше мнение и вам подобных никому не интересно.
              1. 0
                28 ноября 2019 17:31
                А у вас вообще нет никого мнения...
    2. KCA
      +1
      27 ноября 2019 07:28
      Да и вчера писали что Турции, возможно, придётся авианосцы переделывать в вертолётоносцы, тоже возможный вариант впарить КА-52К
      1. +4
        27 ноября 2019 10:11
        Не впарить. Они сами впаривают АТАК в Пакистан (уже контракт). Сейчас активно в Бразилию (как раз морскую версию для Океана) - пытаются пихнуть, выдали сертифкаты 10 пилотам Бразилии на управление АТАК. Закупка Ка-52 - сильно подпортит репутацию и экспортные перспективы.
        1. KCA
          -7
          27 ноября 2019 12:57
          А вариант совместной сборки КА-52К? Турки, думаю, четырьмя руками "ЗА" будут
      2. -4
        27 ноября 2019 10:55
        ВОт именно.
        Египет - 14-20 машин.
        Турция - тоже.
        Китай? А почему бы и нет?
        А может индонезы захотят?
        Теоретически, на 10-летнюю перспективу 100 машин наберётся.
        1. +7
          27 ноября 2019 11:48
          Египет пока купил только обычные Ка-52. На Ка-52К денег Саудиты пока не выделили.
          Турция - я выше указал, у них свой экспортный проект АТАК и АТАК2 скоро. Покупать Ка-52 - бить по экспортному имиджу. Например тот же вертолетный закуп из Бразилии - где Турция ведет активное наступление, включая и на папочку Мангуста.
          Китай - у него свои вертолеты (кстати тоже от Камова - правда на классике) и он уж точно не купит.


          Плюс они легкий довели с РЛС

          Индонезы - сомнительно, хотя они могут. у них то куча ДКВД есть.
          1. +1
            27 ноября 2019 15:29
            Ну что ж, верно вы правы будете.
            Хотя чё там у турок получилось с их вариацией старины Мангуста... ещё вопрос. Да и Ка-52К по номенклатуре вооружения, ИМХО, сильно получше будет - как раз в обозримой перспективе.
    3. +1
      27 ноября 2019 08:11
      Вот да, сейчас не нужен, но пройдут годы, будут построены УДК и задел будет ооочень нужен.
    4. +4
      27 ноября 2019 09:28
      В Калининграде уже строятся два больших десантных корабля проекта 11711М, для которых базирование КА-52К будет нормой.
      1. +3
        27 ноября 2019 10:05
        Под вопросом. Там будет корма на 2 площадки (сейчас 1). Это главное визуальное отличие. Что будет внутри пока неясно. Выйдет ли в ангар запихнуть 4 машины - как на китайце? Или ангар будет узенький как на Грене?

    5. +10
      27 ноября 2019 10:01
      УДК даже по самым оптимистичным планам будет введен в строй к 2027 году. То есть к концу ГПВ.

      По прошлой ГПВ например должно было быть 8 фрегатов 22350 - по факту будет 2, а 8 даже не заложено. И 18 корветов 2038Х - будет 8 в лучшем случае.

      Через 8 лет - Ка-52К придется генерально модернизировать. Из того что уже сейчас в планах Камова - новая РЛС для сухопутных машин. Это на ближайшие 2-3 года закрытие испытаний. ЕЩе новый пилотажный комплекс. Еще интеграция новых типов вооружения. Через 8 лет - возможно и двигателисты что-то придумают. Прочнисты и технологи - введут новые технологии, будет больше металлической печати на принтере (это уже сейчас дает ощутимую выгоду в весе при стабильной прочности на один или несколько векторов).

      В общем для нового УДК - придется делать Ка-52КМ. Или вводить в ГОЗ заведомо устаревшую машину.
      1. -3
        28 ноября 2019 02:39
        Если УДК будут готовы к 2027\28 г.г. , то желательно авиакрыло для них иметь уже к тому самому моменту . Если численность данного авиакрыла будет 16 - 20 вертолётов , а его состав варьироваться от типа задач , то желательно иметь его двойной состав для каждого УДК . Скажем , 16 Ка-52К , 16 Ка-27\Ка-29 или "Касатки" , 4 Ка-31 - разумеется это с учётом берегового резерва . Для 2-х УДК вертолётов понадобится вдвое больше . Они и в базе будут не лишними , и в случае необходимости переброски на удалённый ТВД бОльшего количества вертолётов , кроме ангара можно загрузить и практически всю полётную палубу (после прибытия на место группа усиления перелетает на берег , а на борту остаётся штатное количество ЛА) ...
        Вот и получается , что только для 2-х УДК к 2027 г. нужно иметь(уже иметь) 32 Ка-52 , а с учётом потребностей для строящихся 2-х 11711М(которых вполне возможно будет не 2 , а хотя бы 4 - 6) , не менее 40 шт. ... Их ведь ещё построить надо ...
        Так что думаю Сердюков , как ответственный ныне по вертолётам , вопрос специально поднял в так сказать провокативной форме - "определяйтесь мол быстрее с носителями и давайте заказ" .
        ВПК заказы любит .
        Тут намедни объявили , что морскую пехоту теперь назовут "экспедиционными силами" ... То есть будут теперь у ВМФ экспедиционные силы . А этим силам нужны носители . Способные действовать автономно вдали от родных берегов . То есть создаётся структура , которой без УДК уже никак не обойтись . И думаю , что двумя УДК дело не кончиться ... тут главное начать , а аппетит во время еды разгуляется .
        И не стоит вспоминать о деньгах - они есть . Их МНОГО .
        На пенсии их , конечно не дадут , не для того майдан стоял под "Белым домом"(1991 г.) , но на УДК , фрегаты , эсминцы и прочие красивые и статусные вещи - вполне . А если при этом в Керчи появится мощное судостроительное производство и новые рабочие места , а так же в Приморье(где Ка-52 собирают) , Улан-Удэ и других хороших городах России , причастных к оному , то я буду просто счастлив .
        Так что , не бывать УДК без "Катрана" ... как и "Катрана" без УДК ... ДА БУДУТ ОБА ! drinks
    6. +1
      1 декабря 2019 09:41
      Будут, будут с руководством нынешней России все будут.
  2. +5
    27 ноября 2019 05:56
    Роман, это хороший задел на будущее. А то у нас как всегда, на все не хватает денег. Вот построят верлотоносцы в Крыму, и Катранам там найдется место и задачи. Лучше уж сейчас иметь вертолет в наличии, чем потом, судорожно пытаться его создать.
    1. +5
      27 ноября 2019 06:22
      Цитата: Бережливый
      Вот построят верлотоносцы в Крыму, и

      Если построят. у нас как в песне : "призрачно всё в этом мире бушующем..."
      1. +2
        27 ноября 2019 08:28
        Цитата: Аэродромный
        Если построят.

        При наличии живых вертолётов, если прижмёт - мобилизовать любой ролкер у граждан и вертолетоносец готов. См. "Atlantic conveyor" wink
        1. 0
          29 ноября 2019 16:03
          Цитата: Alex_59
          При наличии живых вертолётов, если прижмёт - мобилизовать любой ролкер у граждан и вертолетоносец готов. См. "Atlantic conveyor"

          А у нас есть что мобилизовать? Что ж тогда МИД и МО несколько лет корячились с покупкой сухогрузов для Сирийского экспресса? wink
          С мобилизацией судов всё сложно - никто из частников не хочет влететь под санкции или запрет на вход в порты. Да и мобилизовать судно под удобным флагом не так уж и просто.
          Так что либо нужно создавать своё Командование Морских Перевозок, либо государственное пароходство (и его суда мобилизовать в случае чего).
    2. +3
      27 ноября 2019 09:34
      Лучше уж сейчас иметь вертолет в наличии, чем потом, судорожно пытаться его создать.

      глупость. Это корабельная версия, созданная на базе сухопутной. Ее не создавали "с нуля".
      1. -1
        28 ноября 2019 02:50
        Если сейчас остановится производство Ка-52 в Приморье(закупки сухопутной версии вроде прекратили) , людей сократят , производство деградирует ... а потом спохватятся ... вот тогда и начнутся судороги . Производство надо поддерживать заказами . Если не сухопутных , то морских версий . Машина хорошая , в морском хозяйстве тоже пригодится ... А то ведь Сердюков и "оптимизировать" может - он мастак на сокращения и ликвидации .
  3. +3
    27 ноября 2019 06:32
    На днях же была статья о закладке двух УДК на 25 тыс. тонн. А это как минимум десяток Катранов на борту, так как говорят о "более 20" тяжелых вертолетах.
    https://topwar.ru/164817-v-vmf-rf-okonchatelno-opredelilis-s-parametrami-zakladyvaemyh-udk.html

    В любом случае разработка пригодится. Учитывая то, сколько подобных разработок лежит в сейфах КБ, тут хоть в железе сделали, а это опыт.
  4. +7
    27 ноября 2019 06:43
    Сам вертолёт недёшево обошёлся в плане НИОКР, вложены немалые средства в морскую модификацию, что теперь, молчать в тряпочку? Надо рекламировать, продвигать и всё такое. Другое дело, что из уст покровителя официально признанной воровки это слышим. Осадочек остался, тем более что ложечки не все нашлись. ))
  5. +10
    27 ноября 2019 07:04
    глава нашего «Ростеха» господин Сердюков
    Извините, но КОГДА г-н Сердюков стал главой "Ростеха"? А Чемезов куда ушел?
    "Катран" нужен. Хотя бы для той же поддержки высадки десанта и для его базирования, сейчас, до момента спуска на воду и принятия на вооружение наших УДК, можно использовать любой корабель с вертолетной площадкой или вообще переоборудовать какой либо из сухогрузов. Было бы желание
    1. +1
      28 ноября 2019 10:50
      svp67
      Все правильно пишите.
      "..."Катран" нужен. Хотя бы для той же поддержки высадки десанта ..."
      Но тут есть Ка-29, его Ка-52К заменить не сможет, поскольку тот десант может таскать на борту.
      По огневой мощи,составу и возможностям вооружения, конечно, Ка-52К превосходит Ка-29, но тот - "универсал", транспортно-боевой, а этот - чистый боевой. В идеале возможно, что "Катран" будет прикрывать/поддерживать высадку десанта с "двадцать девятых", т.е. работать в связке, как Ми-24 - Ми-8,к примеру, при высадке "Катраны" будут наносить первый, мощный удар, проламывать оборону и расчищать плацдарм для высадки, а второй волной пойдут уже "двадцать девятые" с десантом...Так было бы неплохо.
      Но у нас сейчас "коммерческие" Вооруженные силы, все считают бюджеты, и вполне может быть, что данный вариант посчитают "избыточным", ну типа, что хватит и того, что есть, не фиг "жировать" морпехам.
      1. 0
        30 ноября 2019 23:21
        Цитата: ангел-истребитель
        s.
        Но у нас сейчас "коммерческие" Вооруженные силы, все считают бюджеты, и вполне может быть, что данный вариант посчитают "избыточным", ну типа, что хватит и того, что есть, не фиг "жировать" морпехам.


        Наоборот. Главной проблемой КБ Камова даже в СССР было то, что нормальные разработчики отказывались с ними работать. Не потому, что машины млохие, а потому, что серии ничтожные. Миль обеспечивал серии в
        сотни бортов, а Камов, хорошо, если десятки. Вы, слышали, например про ударную версию Ка-27? С ракетным вооружением.

        Ка-52, как раз, возможно, позволит КБ выйти из этой проблемы. Да, это ударный вертолёт, но у него уже есть радар и точки крепления внешней подвески. Теоретически на его базе можно сделать противолодочный. Тогда, в сочетании с сухопутной версией КБ получит серию и возможность развивать серию. Именно в этом случае сочетание Ка-52К и Ка-29 может стать реальностью.
        А вот в развитие зоопарка из Ка-27, Ка-29, и Ка-52 верится с трудом.
        1. +1
          1 декабря 2019 11:28
          Соглашусь,"камовцам" нужно максимально расширять функционал "пятьдесятвторого" для ВМФ, а это - противолодочный вариант, как ни крути.Тогда они смогут заинтересовать им командование флотов и получить заказы на серийное производство.
  6. +3
    27 ноября 2019 07:21
    Но вот на прошедшем в Дубае авиационном салоне «Dubai Airshow 2019» глава нашего «Ростеха» господин Сердюков зачем-то упомянул о Ка-52К.

    Генеральный директор корпорации — Сергей Чемезов (с 26 ноября 2007 года). Штаб-квартира располагается в Москве по адресу: Малая Пироговская улица, 19.

    Анато́лий Эдуа́рдович Сердюко́в (Председатель Совета директоров ПАО «Роствертол»(с 2017); председатель Совета директоров ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (с 2019), вице-президент Союза машиностроителей России(с 2019)[5].

    Вот уже и г-н Р.Скоморохов начал путать "кто есть Who"
  7. +3
    27 ноября 2019 07:46
    Давно Сердюков стал главой Ростеха? Там же Чемезов всем управлял?
  8. -5
    27 ноября 2019 07:59
    Вот тут с автором и спорить не буду. В данной статье все правильно изложенно, а распыляться на "вот ког да ни будь..." Вообще не стоит. Наступит "прекрасное далеко", тогда и поговорим.
  9. +16
    27 ноября 2019 08:13
    Два противолодочных вертолета на борту противолодочного же корабля – это серьезное подспорье в боевой работе. Два сухопутных ударных вертолета – это смех.
    Объясняю. В той позе, в которой находится наш флот, смеху места не находится. А вот Ка-52К некоторое место может быть найдено. В частности, у БПК проекта 1155 при всем его противолодочном могуществе есть одна маленькая проблема - полное отсутствие ударного вооружения для работы по кораблям/берегу. В советское время предполагалось что БПК 1155 будут работать в паре с ударными ЭМ пр. 956. Но последние вышли из строя намного стремительней, а БПК еще служат. Во флотах прочих стран многие корабли тоже не имеют ударного вооружения, но что характерно они являются кораблями ПВО/ПЛО в составе АУГ, то есть ударная функция делегирована авианосцам с их самолетами. У нас авианосцев, как и эсминцев пр. 956 маловато.
    Не редко БПК проекта 1155 несут одиночную службу (показывают флаг) в весьма отдаленных районах мирового океана, где возможны всякие сюрпризы. И иметь один из вертолетов в ударном варианте может быть полезно. Например Ка-52К с парой ракет Х-29 (а еще Х-35 можно, мммм....) может представлять реальную угрозу для кораблей класса катер-фрегат. И, как показывает опыт британских вертолетов в Фолклендской войне, они могут навести шороху даже когда противник располагает полноценной авиацией. В общем перед выходом на задачу благодаря Ка-52К командующий походом имеет дополнительное, весьма эффективное средство, и в зависимости от ожидаемой обстановки может либо заменить один Ка-27ПЛ на Ка-52К, или нет.
    А еще было бы отлично иметь по эскадрилье таких вертолетов в каждой бригаде морской пехоты. Все таки вертолет заточен под работу над урезом воды. При необходимости может сесть на любой корабль. Это очень полезно. И опыт тех же англичан говорит о том, что даже при отсутствии специальных десантных кораблей (и вообще кораблей) наличие вертолетов - это очень великолепно. Потому что при желании любой мобилизованный ролкер становится легким вертолетоносцем. И "складных" Ка-52К туда влезет намного больше, чем чисто сухопутных Ми-24/28. И эффективно охраняемый мобилизованный ролкер-вертолетоносец прибывший в нужное время в нужное место, может очень не плохо "решать вопросы".
  10. +2
    27 ноября 2019 08:49
    Складывающиеся лопасти очень хотели бы и сухопутчики. Но в общем и целом пока неясно, нужен ли вертолетоносец вообще.
  11. +6
    27 ноября 2019 08:58
    Все же немножко неправильно.
    Во-первых, Катраны могут базироваться на БДК типа Иван Грен, тем более что новая модификация кораблей этого типа несёт увеличенную авиагруппу. А во-вторых, Катраны могут быть размещены на боевых кораблях флота, обеспечивающих десантную операцию. Естественно, не на постоянной основе, а на период проведения последней.
    1. 0
      27 ноября 2019 10:24
      Ну тут будут свои проблемы:
      - дорого, придется развертывать ударное вертолетное соединение морякам. Возможно на нескольких флотах (ибо условия работы на Севере и на Каспии отличаются, а на ТОФ быстро не перебросить машины).
      - крайне небольшая целевая надобность.
      - большие проблемы с реальной походной практикой. Например идет Сметливый или Пытливый на БС в средиземку, на него банально некуда посадить вертолет. Идет Мудрый или Григорович - садить на него вертолет = отказаться от многофункционального ПС. То есть если кого-то надобно будет экстренно увезти на землю, доставить депешу или небольшой груз, провести патруль и досмотр - с этим возникнут очень большие проблемы. Кораблей с 2 вертолетами очень мало (БПК 1155 + Петро + Нахимов + Кузнецов + Грен/Моргунов - но там тоже под вопросом, ибо это обрезка целевого назначения).
      1. +3
        27 ноября 2019 10:43
        На самом деле все не так плохо, как кажется:))) Придаем нашим морпехам хотя бы по эскадрилье катранов на бригаду - получат хорошие боевые машины, а применение им всегда найдется. А в случае войны - так нам в средиземке десанты не высаживать. Там, если что, и корвет довезет
      2. 0
        29 ноября 2019 16:06
        Цитата: donavi49
        - дорого, придется развертывать ударное вертолетное соединение морякам.

        А его и так развёртывать придётся - для поддержки тех же морпехов, работающих в роли пехоты. ЕМНИП, у ВМФ были планы на эскадрильи огневой поддержки для бригад морской пехоты.
        Плюс к тому морякам сейчас передали, ЕМНИП, два армейских корпуса.
  12. +3
    27 ноября 2019 10:19
    Идиотская и хайповая статья. Сквозь весь текст сквозит, что Катраны не нужны, что носителей нет и не будет, что для противолодочного корабля 2 вертолёта ПЛО хорошо, а 2 Катрана плохо(капитан-очевидность). А то, что принято решение о закладке на "Заливе" 2х десантников-вертолетоносцев мимо авторишки пролетело как ветерок мимо лавочки, на которой он свой Пасквиль царапал, для которых эти Катраны и сойдут. У нас не матрас, нам много и не надо.
    1. +6
      27 ноября 2019 10:46
      А что приняли решение, так там год будут уточнять, через пару тройку- заложат, ну а в то, что их построят хотя бы лет за 10 веры у меня никакой нет. В общем, когда они войдут в строй им уже новый вертолет понадобится, катран устареет feel
  13. 072
    +2
    27 ноября 2019 10:20
    Наличие Катрана и Ка-29 в составе ВВС флота позволить иметь готовый к немедленному применению воздушный компонент морского десанта . Опыт войны на Фолклендах показал что в качестве судов базирования можно использовать контейнеровозы и ролкеры .Наличие складываемых винтов позволяет организовать ангарное хранение что продлит ресурс
    1. +4
      27 ноября 2019 10:48
      Опыт Фолклендов как раз опроверг, так как Атлантик конвейер немножко утонул вместе с вертолетами, что крайне осложнило действия британских морпехов и затянуло наземную операцию
      1. +2
        27 ноября 2019 11:55
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Опыт Фолклендов как раз опроверг, так как Атлантик конвейер немножко утонул вместе с вертолетами, что крайне осложнило действия британских морпехов и затянуло наземную операцию
        Так из этого не следует вывод, что вертолеты на контейнеровозе базировать невозможно/бесполезно. Из этого следует вывод что охранять и прятать такой контейнеровоз надо тщательнее.
        И одновременно - если бы попадание, пришедшееся в Атлантик досталось "Мистралю", то последний может быть и не утонул, но результат в моменте был тем же - осложнение действий морпехов и затягивание наземной операции. Потому что условный специализированный Мистраль перенес бы такой удар не намного лучше чем Атлантик - из строя вышел бы точно. То есть проблема не столько в конструкции носителя, сколько в его защите от удара.
        1. +2
          27 ноября 2019 13:35
          Вы были бы правы, если не одно важное "но". Атлантик конвейер как раз и находился под прикрытием, но когда аргентинцы нанесли ракетный удар, боевые корабли тут же выставили ложные цели. ГСН Экзосетов повелась на ЛОЦ, и ракеты полетели в молоко... На ту беду в сторону Атлантика, а он, будучи гражданским пароходом, системами постановки ЛОЦ оборудован не был. Вот и погиб ни за грош, а был бы на его месте боевой корабль- поставил бы ЛОЦ и уцелел.
          1. +5
            27 ноября 2019 15:44
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Атлантик конвейер как раз и находился под прикрытием, но когда аргентинцы нанесли ракетный удар, боевые корабли тут же выставили ложные цели. ГСН Экзосетов повелась на ЛОЦ, и ракеты полетели в молоко... На ту беду в сторону Атлантика, а он, будучи гражданским пароходом, системами постановки ЛОЦ оборудован не был. Вот и погиб ни за грош, а был бы на его месте боевой корабль- поставил бы ЛОЦ и уцелел.

            Дык это вроде моим выкладкам не противоречит. Защищать гражданина надо тщательнее. Разными методами. В том числе и установкой ПУ ЛЦО. Не обязательно же городить ЗИФ-121 с подпалубным хранилищем. Можно предусмотреть установку "чемоданов" с зарядами ЛЦ с фиксированными углами стрельбы (ставят же подобные на борта Ил-76, а на сухогруз никак?), либо пусковые комплексов ПК-10, ПК-16. Не поверю, что на катер они встают без проблем, а на сухогруз - никак.
            Ну и потом Атлантику реально не повезло. И с той ПВО что была у англичан он мог бы получить вообще не ракету, а авиабомбу. Как ряд вполне себе боевых кораблей HMS, умеющий и стрелять и ЛЦО ставить. Сэр Галахэд например военный корабль, а толку? А "Ардент", или "Антилоуп"?
      2. 072
        0
        30 ноября 2019 13:26
        Если учесть количество мобилизованных судов в эскадре и состояние пво то потеря Атлантик конвейер не вызывает удивления от больших потерь англичан спасло только большое количество отказов взрывателей на авиабомбах
  14. +2
    27 ноября 2019 11:52
    Проблема Ка-52 заключается в устаревшей соосной схеме несущего винта с маховым движением лопастей, ведущей к удвоению веса движителя вертолета и ограничения скорости его полета.

    А создать винт с жестким креплением лопастей и компенсацией знакопеременного изгибающего момента за счет кручения оболочки лопастей камовцы так и не смогли, несмотря на известность такого технического решения последние 30 лет.
  15. +1
    27 ноября 2019 11:55
    Вот пока будут такие как Сердюков армии и флота ничего не нужно будет
    По нему тюрьма плачет ,а Путин с ним нянчится. Кто произведено Путин или Сердюков с Чубайсом непонятно.
  16. +2
    27 ноября 2019 12:06
    Глупая статейка, с не менее глупыми выводами.
  17. 0
    27 ноября 2019 12:29
    До УДК нам далеко, а проект хорош тем, что есть задел для модернизации Ка52......а может и Ми28, в свете унификации.
  18. -6
    27 ноября 2019 14:10
    Вот читаешь такой дерьмофейк и задаешь себе вопрос, а кто этот писатель, что он знает о боевом применении и планировании? Рылом ты не вышел, чтобы тебе отчитывались о том, как, где, когда и сколько будет создано новых образцов техники и как она будет применяться.
    Есть такая разработка - Каспийский монстр ее называют. Если на нее поставить эти два вертолета да десант внутрь, то это будет великолепный комплекс завоевания господства в десантных операциях на морском и океаническом театре военных действий. Вот здесь фронтовые аллигаторы поддержат десант на все сто. Взлом обороны при помощи таких средств - это просто , как ведро. А если таких тачанок с дюжину? Высадка союзников в Нормандии - отдыхает. Против лома нет приема.
    Еще раз. Не журналисту оценивать боевой потенциал и схему боевого применения новых образцов. его дело, писать то, что ему говорят, а не делать выводы своим скудным умишком.
  19. +4
    27 ноября 2019 14:23
    Ну чаво вы так на Ка-52К накинулись ? Ну,совершили глупость...так,с кем не бывает ! Особливо, когда деньги не свои,а государственные ! Теперича главная задача , придать здравый смысл провальному мероприятию ! Что там у нас ? Ааа...оснащение УДК ...Резонно ! (1)Огневая поддержка десанта ! Своевременное выявление внезапно появившихся целей,наиболее опасных для десанта... передача данных "куда следует" и атака опасных целей по возможности ! (2)Следующее...удалённая от корабля первичная линия ПВО !..."Катраны" вооружены ракетами "воздух-воздух" ...(3) Охрана противолодочных вертолётов "Катранами" с РВВ... (4). "Катраны" могут вооружаться ПКР "Х-35"... вот вам и "длинная рука" ракетных кораблей ! Если ещё немного "по-мозговать", то и более примеров можно набрать... yes
    1. -3
      27 ноября 2019 16:39
      Ну,совершили глупость...так,с кем не бывает !
      откуда вы такие умные беретесь?
  20. +2
    27 ноября 2019 15:11
    Катраны на Курилах бы очень гармонично смотрелись.
  21. Комментарий был удален.
  22. -1
    27 ноября 2019 16:41
    печальненько,вертолет ведь хорош да и красив
  23. 0
    27 ноября 2019 18:09
    Мдаа. Сердючка в своем репертуаре. Главное развести.
  24. 0
    27 ноября 2019 20:34
    Цитата: Victor Zibert
    Мдаа. Сердючка в своем репертуаре. Главное развести.

    Не подумайте ничего плохого! Я не поклонник Сердюкова. Но сейчас, после Ваших слов, за него ей Богу обидно! Не он занимается вопросами кораблестроения, были бы надлежащие носители, а не 2 убогих ,,Грена" и 2 чуть получше ,,греноообразных'', недавно заложенных, он обязательно бы их пристроил туда.
  25. bar
    +1
    27 ноября 2019 22:52
    Некоторое время назад тут была статья от того же автора "Сердюков против Миля и Камова" об объединении КБ Камова и Миля. И было много стонов по этому поводу. Как нехороший Сердюков убивает конструкторскую школу таких нужных нашей стране камовских вертолётов. И вот на тебе. Оказывается Сердюков наоборот лоббирует производство "катранов", которые на самом деле никому не нужны. Чудеса да и только. Автор поспал и всё забыл? Или парадигма поменялась?
  26. +1
    27 ноября 2019 23:04
    Эх всё-таки как у нас хреново с маркетингом, Даже хорошую вертушку никому продать не можем. Вот те же американцы практическую любую свою военную хрень кому угодно впарят и не моргнут. laughing
  27. -1
    28 ноября 2019 08:53
    Очень странная статья. Автору наверно не нравится, что данная машина уже приносит прибыль в казну. Кроме того вертолёт пройдёт обкатку в Египте, что очень положительно, и уже будет поступать на отечественные носители с учётом выявленых недостатков. По моему всё замечательно, к чему этот всепропальческий тон не понятно.
  28. 0
    28 ноября 2019 10:59
    «Сui prodest», как говаривали древние римляне

    Вообще-то "qui"
  29. 0
    28 ноября 2019 15:54
    Вертолет предназначен в первую очередь для базирования на удк. Египет их для Мистралей и покупает. Наши Удк еще не заложены, тч до этого Катраны если у будут строиться , то только для обучения или базирования на Кузнецове. Ну еще может на новых бдк. заложенных на Янтаре.В принципе основная функция этой вертушки понятна - поддержка десанта и подавление береговых объектов обороны противника. Для этой цели он и заточен. request
  30. 0
    29 ноября 2019 12:40
    "Да ничего их не ждет. Это вертолет, который был создан для двух (ладно, четырех в очень далекой перспективе) ударных десантных кораблей. Кораблей этих у нас нет и никогда теперь не будет." Автор на верное еще не в курсе, что подобные десантные корабли - вертолетоносцы уже строятся в России...
  31. 0
    18 декабря 2019 13:05
    Так мы собираемся строить УДК. Так что непонятно, почему это "Катраны" не нужны. Сейчас не нужны, потом понадобятся. Просто будет их модификация, да и все.
  32. +1
    25 января 2020 17:53
    Роман несет негатив. Уже реально смешно. Либо для кликбейта и для увеличения комментариев. Либо реально Роман не слышал про закладку двух вертолетоносцев. Короче это уже просто смешно читать и серьезно воспринимать. Во что превращается ВО?