Военное обозрение

Несчастная Баху-Бике, царица Дагестана

25
Несчастная Баху-Бике, царица Дагестана

Баху-Бике (иллюстрация Евгении Андреевой)


Первая половина XIX века была для Дагестана (ныне единой республики) тяжёлым временем. Дагестан был разодран местными правителями на отдельные конкурирующие владения: Тарковское шамхальство, Мехтулинское владение, Кюринское, Казикумухское (Казикумыкское) и Аварское ханства и т.д. Союзы создавались и разрушались. А пришедший на эту землю мюридизм ещё более осложнил ситуацию.

Аварским ханством вплоть до 1801-го года правил Умма-хан Аварский по прозвищу Великий. Он значительно расширил владения Аварии, а царь грузинский Ираклий II, как и большинство ханов Дагестана и Азербайджана, платил ему дань. Именно Умма-хан после череды просьб, отправленных в Петербург, был принят в состав Российской империи. Беда могущественного хана была в том, что три жены так и не принесли ему наследника. На свет появились только две девочки. Одной из них была Баху-Бике (Паху-бике).

Баху-Бике вышла замуж за знатного мужчину из рода тарковских шамхалов Султан-Ахмеда. Когда претендентов на ханский престол не осталось, Баху-Бике убедила знать поддержать своего мужа. На недолгое время Султан-Ахмед стал ханом в столице ханства – Хунзахе (ныне аварское село в Дагестане с 4 тыс. жителей).

Восшествие ханши


В 1823-м году Султан-Ахмед скончался. Нуцал-хан, Умма-хан, Булач-хан и юная дочь Султанат, дети хана, были ещё совсем юными. Поэтому правление была вынуждена взять в свои руки Баху-Бике. Она не отличалась воинственностью, но была крайне уважаема и любима хунзахцами. Статная, гордая, соответственно своему титулу, необычайно красивая и при этом обаятельная и хлебосольная. Её гостеприимство славилось во всём Дагестане.

Правление Баху-Бике обещало стать временем мира и спокойствия в ханстве. В отличие от отца, она не стремилась развязывать войн, продолжала курс на русское подданство, успешно обороняла ханство от мюридов и предпочитала решать спорные дела выгодными браками, за что ей часто приписывали интриганство. Юные дети её росли храбрыми, достойными мужчинами, а красавица Султанат была одной из самых завидных невест Кавказа. Увы, это отчасти стало причиной падения их династии.


Хунзанцы издавна состояли в союзе с Казикумухским ханством, а ханша Баху и вовсе была с Аслан-ханом Казикумухским в родственных отношениях. Однако, когда пришла пора сватать повзрослевших детей, Нуцал женился на дочери шамхала Тарковского, а красавица Султанат приглянулась сыну шамхала. Баху-Бике не препятствовала этому, рассчитывая, что сможет увеличить земли Аварии за счёт новых родственников. Но отказ в праве сына Аслан-хана взять в жёны Султанат его взбесил, и он отныне разорвал старый союз в борьбе с мюридами и самим кавказским газаватом.

Вскоре весть о размолвке Аслан-хана и Баху-Бике разнеслась по Кавказу. Ханша, понимая, что Гази-Мухаммад, имам и старый враг пророссийского Хунзаха, вскоре направит своё войско в её земли, послала Нуцала в Тифлис к русскому командованию. Но война с мюридами и так отвлекала большие силы, поэтому командование оказало весомую финансовую помощь и настаивало на том, чтобы её употребили для формирования отрядов горской милиции.

Разочарование в надеждах


Вскоре по Кавказу разнеслась весть, что непримиримый Гази погиб в бою с русскими войсками во время штурма аула Гимры, а Шамиль при этом был тяжело ранен. Так появилась надежда. Новым имамом стал Гамзат-бек, сподвижник Шамиля, а также дальний родственник детей Баху-Бике. Главное же, согласно старым законам аталычества Гамзат-бек не просто жил в Хунзахе, но был принят в ханском дворце, а Баху относилась к нему как к собственному сыну. Поэтому женщина вполне законно полагала, что Гамзат оставит ханство в покое.

Но внезапно Гамзат предъявил самые радикальные требования к Баху, лишавшие ханство, по сути, любой независимости. По советам старейшин и кадиев (судьи) Хунзаха ханша ответила Гамзату, что готова принять шариат на своей земле, но рвать союз с русскими не будет. Ответ имам принял с притворным спокойствием, но потребовал одного из сынов ханства себе в аманаты. Баху решила, что родную кровь Гамзат тронуть не посмеет, и отправила к нему восьмилетнего Булача.


Казалось бы, конфликт исчерпан. Но коварство Гамзата Баху явно недооценила. Через некоторое время недалеко от столицы ханства всадники верные Хунзаху обнаружили войско Гамзата, разбившее лагерь. Теперь имам требовал немедленного подчинения Аварии своей воле. Более того, узнав, в какой опасности оказался восьмилетний Булач, его вспыльчивый брат Умма-хан отправился в лагерь мюридов с целью выручить мальчика, но сам попался в плен.

Баху-Бике была в ярости и горе от потери двух сыновей. Она требовала от Нуцала, чтобы он немедленно вызволил братьев из беды. Нуцал же ответил, что без большого отряда идти на Гамзата бессмысленно, и просил немного времени, чтобы собрать войско верных нукеров. Однако Баху от горя потеряла всякую осторожность и приказала отправляться на переговоры сейчас же. Нуцал лишь бросил напоследок, что мать так и не поняла вероломства Гамзата и потеряет всех своих сыновей. Несчастный Нуцал в тот момент сказал пророческие слова.

Страшная расправа


Гамзат-бек принял Нуцала и его нукеров с напускным радушием и пригласил хана в свой шатёр. Имам сразу огорошил молодого Нуцала предложением возглавить весь мюридский отряд и самому получить титул имама, а сам Гамзат же войдёт в Хунзах. Нуцал запротестовал, сетуя, что даже в Коране понимает слабо. Вдруг, словно это было заранее условлено, Шамиль, находившийся в том же шатре, обвинил хунзанцев, что они все неверные. В этот момент Гамзат вскочил и увёл Нуцала и его пленных братьев совершить намаз.

Совершив намаз, все пошли к шатрам. По дороге внезапно преобразившийся Гамзат самыми последними словами оскорблял Нуцала и его братьев. После того как Нуцала назвали врагом ислама, он не выдержал и выхватил саблю. Этого как раз и ждал коварный имам. Один из его телохранителей в мгновенье ока застрелил юного Умма-хана, идущего рядом. Нуцал и его нукеры поняли, что это последний бой, поэтому со всем ожесточением бросились на противников. Грянули выстрелы, и заговорила сталь.


Иллюстрация из книги Залму Батировой "Хунзахская ханша"

Нуцал, несмотря на абсолютную безнадёжность положения, дрался отчаянно и крайне мужественно. Одним из первых он буквально срубил родного брата Гамзата, который вскорости умер. Под саблю Нуцала попал и шурин Гамзата. В это же время верных Нуцалу нукеров расстреливали почти в упор и рубили саблями в полном окружении. Однако распылённый ненавистью молодой хан продолжал биться. Ему успели прострелить плечо, а левая щека была срублена вражеским клинком. Нуцал же, прикрыв рану рукой, продолжал рубить врагов.

Мюриды уже не осмеливались подойти к хану в одиночку, он каждого обращал в бегство предсмертным гневом. Всего Нуцал зарубил около 20 человек, прежде чем, истекая кровью, пасть на один из трупов.

13 августа 1834 года, по сути, пресеклось древо аварских ханов. Правда, восьмилетний Булач ещё оставался жив в плену имама.

Смерть Баху-Бике


Существует две версии дальнейшего развития событий. Согласно первой, Гамзат-бек вошёл в Хунзах. В это время Баху стояла на крыше ханского дома. Заметив, что его сыновей в отряде Гамзата нет, а сам имам измазан чужой кровью, Баху, стараясь сохранить присутствие духа, оделась во всё чёрное и вышла к врагу, по-прежнему величавая и статная. Защитников ханства более не было, а сами хунзанцы были полностью подавлены.


Гамзат-бек

Гамзат встретился с ханшей. Баху, видимо, лелея надежду, что хотя бы восьмилетний Булач остался жив, сдержанно и холодно поздравила его с новым завоёванным титулом хана аварского. В эту минуту вероломный Гамзат сделал знак стоявшему рядом с Баху-Бике мюриду. Воин не моргнув глазом зарубил несчастную мать.

Согласно второй версии, Гамзат сначала решил расправиться с Сурхай-ханом, союзником России в чине полковника, который также имел права на трон Аварского ханства. Позже он перевёз Баху в селение Геничутль, в котором ханша провела последние дни. Наконец Гамзат вызвал женщину к себе. Но в итоге повторилось та самая грязная и подлая казнь.

Стоит отметить, что приближённые Гамзат-бека отнеслись к этой расправе крайне отрицательно. Даже Шамиль, коривший убитых ханов в неверности, заявил, что уговора вырезать всех аварских ханов и ханшу не было. Более того, будущий имам дал совет Гамзату уехать из Хунзаха, в котором он стал ненавидим. Но действующий имам уже мнил себя правителем всего Дагестана. К тому же Гамзат заявил, что вести газават ему удобнее из Хунзаха.

Радость самозваного хана была недолгой


Вскоре после расправы над ханами Гамзат направил свою жажду власти на Цудахар (цудахарское общество), который не спешил принимать мюридизм и участвовать в газавате. Имам решил взять Цудахар хитростью. Он отправил письмо с требованием пропустить его войско, якобы направляющееся в Дербент. Но аксакалы Цудахара, наслышанные о подлом убийстве Баху-Бике и её детей, не поверили имаму и собрали войско. Понимая перспективы, цудахарцы сражались с Гамзатом так отчаянно, что последний спасся только бегством.


Хунзах

Тем временем в Хунзахе зрело недовольство. Мюриды вели себя как хозяева, а имам насаждал всё новые законы. Наконец созрел заговор. По одной из версий, местный уважаемый старик Мусалав не выдержал и заявил двум молодым хунзанцам Осману и Хаджи-Мурату (тому самому герою Толстого), что те, являясь молочными братьями с убитым Умма-ханом, обязаны убить Гамзата.

В пятницу все мусульмане начали стекаться в мечеть. Естественно, Гамзат-бек, имам, также направился в мечеть, но вооружённый и в сопровождении 12 мюридов. Ему уже успели донести о созревшем заговоре. Наконец настало время молитвы. Вдруг Осман громогласно обратился ко всем собравшимся: «Что же вы не встаете, когда великий имам пришел с вами молиться?»

Это послужило знаком. Гамзат, почуяв недоброе, начал пятиться к дверям. В этот момент несколько выстрелов остановили его. Коварный имам упал на месте. Мюриды, конечно, ринулись мстить за своего лидера, но успели только застрелить Османа. Хунзанцы, прекрасно помнившие подлое убийство Баху-Бике и её детей, расправились с мюридами. Оставшиеся в живых сподвижники Гамзата укрылись в ханском доме, который вскоре восставшие аварцы сожгли. Обнажённое тело бывшего имама, вопреки традициям, оставили валяться около мечети на четыре дня в наказание за коварство и грехи.

Увы, судьба восьмилетнего Булача была не менее трагична, нежели судьба его матери. Мюриды, узнав о гибели своего имама, отправились за мальчиком. Несмотря на протесты даже надсмотрщика мальчишки, мюриды схватили его и, зная, что тот не умеет плавать, утопили несчастного в реке.
Автор:
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Аэродромный
    Аэродромный 28 ноября 2019 05:34
    -9
    утопили несчастного в реке.
    прекрасная тема для ВО.
    1. алексей алексеев_2
      алексей алексеев_2 28 ноября 2019 14:36
      +2
      Ну обсуждалось ведь когда то на ВО убийство романовыми сына Марии Мнишек.Только того повесили на воротах.А этот чем хуже..Прост Господи...
  2. Molot1979
    Molot1979 28 ноября 2019 07:43
    +16
    Успешнее всего борьба за веру шла против женщин и детей.
    1. Lexa-149
      Lexa-149 1 декабря 2019 14:24
      +2
      Это шла борьба за абсолютную власть под ширмой борьбы за веру.
  3. knn54
    knn54 28 ноября 2019 07:54
    +6
    МЮРИДИЗМ-это "рай" под тенью сабель...
  4. Владимир61
    Владимир61 28 ноября 2019 08:00
    +4
    Спасибо! Читается легко и с интересом, как легенда.
  5. Александр Требунцев
    Александр Требунцев 28 ноября 2019 08:25
    +13
    Нуцал не хотел ехать к Гамзат-беку. Он понимал, что взяв в свои руки всех трёх сыновей имам уже не будет опасаться мести и убьёт всех. Но мать выразилась в том смысле, что мужчины не трусят и т.д. Сыграла на этом. Естественно, Нуцал после этого поехал, сказав ей, что она сама погубила своих сыновей.
    Когда же Гамзат-бек после убийства вошёл в Хунзах, она вышла к нему и что-то ещё начала выговаривать ему, но Шамиль (будучи тогда одним из наибов Гамзат-бека) просто дал сигнал одному из мюридов и тот подошёл сзади, схватил Паху-Беке за волосы и перерезал ей горло кинжалом. Как потом сказал про неё Хаджи-Мурат Лорис-Меликову: "Глупая баба, длинный язык..."
  6. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 28 ноября 2019 09:27
    +4
    Какая трогательная и интересная история. Спасибо, автор!
  7. Хозяин Трилобита
    Хозяин Трилобита 28 ноября 2019 11:02
    +7
    "Игра престолов" с кавказским колоритом... В общем, занимательно. Автору спасибо.
  8. Околоточный
    Околоточный 28 ноября 2019 12:57
    +6
    Добавлю, Хунзах является Родиной и местом упокоения Р.Гамзатова, автора стихов песни "Журавли".
    1. S.I.D
      S.I.D 9 декабря 2019 19:06
      +1
      В свете данной статьи, более интересно другое произведение Расула Гамзатова - «Сказание о Хочбаре, уздене из аула Гидатль, о кази-кумухском хане, о хунзахском Нуцале и его дочери Саадат» - экранизированное творческой группой Алексея Германа на студии Ленфильм
  9. алексей алексеев_2
    алексей алексеев_2 28 ноября 2019 14:47
    -5
    Может на ВО открыть новый раздел-мелодраматический..Глядишь и дамочки подтянутся...
  10. Алтай72
    Алтай72 28 ноября 2019 16:52
    +2
    Только звали её не Султанат, а Салтанат...
  11. ElTuristo
    ElTuristo 28 ноября 2019 17:08
    +1
    Хорошая статья.всем интересующимся Историей Кавказкой войны,читать 5-ти томник В,А,Потто "Кавказкая война".
    1. курвиметр
      курвиметр 28 ноября 2019 19:59
      0
      Добавлю. Фадеев Р. А.
  12. HanTengri
    HanTengri 28 ноября 2019 19:05
    0
    Аварским ханством вплоть до 1801-го года правил Умма-хан Аварский по прозвищу Великий.

    Какое оригинальное, а, самое главное, редкое прозвище у хана было... laughing
    1. Околоточный
      Околоточный 29 ноября 2019 00:04
      +1
      Кстати, в Дагестане есть очень сильный и влиятельный клан - семья Умахановых. По национальности Даргинцы. Возможно фамилия от Умма-хан и происходит. При Брежневе один из Умахановых был первым секретарем республиканского обкома. Сейчас один из Умахановых заседает в СФ.
      1. Александр Требунцев
        Александр Требунцев 29 ноября 2019 08:24
        +1
        Ну это вряд ли. Аварцы всегда считали себя особым народом. Как к даргинцам мог попасть Умма-хан? Если только побочная ветвь через женщин как-то. Все 3 имама были аварцы, другие вряд ли бы смогли появиться. Тогда аварцы считали себя (потенциально) государствообразующим народом. Пытаясь подчинить себе Аваристан имамы рассчитывали потом подчинить себе все другие народы Дагестана. Аварцы составляли более трети населения всего Дагестана. Ближние к ним тэйпы Чечни подчинялись им.
        1. Околоточный
          Околоточный 29 ноября 2019 12:37
          +1
          Не настаиваю, высказал как предположение. hi Вы правы, мать Шамиля была аваркой. Но, что интересно, самый большой процент радикалов в недавних событиях на Кавказе был из числа даргинцев. Селение Губден до сих пор считается как наиболее радикализированное. Бывал там вместе с отцом в 80-е. Нормальное было село.
        2. Комментарий был удален.
        3. S.I.D
          S.I.D 9 декабря 2019 18:52
          0
          Тогда аварцы считали себя (потенциально) государствообразующим народом.

          Этого не было и нет. О каком государстве идёт речь? Дагестан - административный продукт Советов. Аварцы же выделяют себя среди народов Дагестана тем, что отождествляют свою культуру как истинно горскую. О том же говорит, к примеру, самоназвание аварцев - магlарулал - "люди гор". Никакого выделения себя как лучших над другими народами не имеет место быть в культуре аварцев. Это распространённое заблуждение многих суетливы умов, в т.ч. среди народов Дагестана.

          Пытаясь подчинить себе Аваристан имамы рассчитывали потом подчинить себе все другие народы Дагестана ...

          1. Какая чепуха!, простите за грубое слово. Претензии аварцев к соседним народам исчерпывались набегами за добычей и налагаемой данью. Никаких попыток отобрать земли или поработить другие народы никогда не было.
          2. Ну а имамы... тут уж вы совсе в блуд входите. Имамы, будучи выборными духовными предводителями внутри субкультуры дагестанского мюридизма, никогда не имели претензий подчинения себе кого-то, или возвышения себя лично. Это просто исключено в культуре аварского народа, этот приём среди аварцев не работал ни тогда, ни сегодня. Вам, может это трудно понять, но это так. Имамы - продукт суффистского мировозрения, и в случае с дагестаном все трое имамов несли на себе миссию установления справедливого общества в рамках религии ислама, согласно его социально-правовой этике - шариату. Они были не узурпаторами и метежниками, как о том говорит автор статьи, а в высшей степени бескорыстными подвижниками. Иначе бы за ними не пошёл народ на полувековую борьбу с огромной Россией.
  13. Sniper
    Sniper 29 ноября 2019 15:57
    +6
    огласите пожалуйста весь список Нуцал-ханов!! носили-ли они красные мокасины? .. и завещал-ли он танцевать лезгинку возле Метро , нынешней молодежи!
    1. S.I.D
      S.I.D 9 декабря 2019 18:30
      0
      Для введения в тему красных мокасин и нуцал-ханов ...
      https://www.youtube.com/watch?v=YbqqRoHMSsk
  14. Комментарий был удален.
  15. S.I.D
    S.I.D 9 декабря 2019 18:24
    0
    Завёл аккаут что бы прокоментировать данную статью.
    Я аварец - соотечественник и Баху-бике и Имама Шамиля и Имама Гамзата. Плюс к тому, моё родное село по соседству с Хунзахом. Плюс к тому, мой род в давних связях с хунзахцами - и торговых и кунацких. Плюс к тому, у меня в достаточности знакомых родом с Хунзаха. Плюс к тому, имею давний интерес к истории родного края и народа, коротый с молодости подпитываю изучением культуры и истории. Вот с этой позиции прокомментирую данную статью ...

    Для начала резюмирую посыл статьи, который можно выразить так... Баху-бике - благородная человеколюбивая и прогрессивная княжна, правившая аварским народом ему во благо, кое заключалось в мирной коллаборации с русским царём в деле политической, экономической и культурной экспансии Российской империи на Кавказ. Имам Гамзат - частолюбивый узурпатор, который использовал религиозное движение мюрридизма для узурпации власти в своё честолюбивое удовольствие.

    Если кто узрел другой посыл, тот в праве выразить иное. Однако...
    Я не впервые сталкиваюсь с описанием тех событий и тех людей с этой точки зрения. Данная точка зрения, хоть и изредка, но достаточно системно вырисовывается невесть откуда вычленяющимися исследователями где -то с начала 90-хх. Причём отношение к институту имамата Дагестана и Чечни эта чтока зрения совпадает с посылами советской политической историографии (имамы Дагестана и Чечни - бандиты). А отношение к институту хунзахского ханства у них в нове, т.к. в советское к ханам и ханшам никаким пиитетом никто не страдал.

    Истоки пиитета к институту хунзахского ханства в постперестроечном творчестве "аварских" младоисториков здесь с полтычка не сообщишь. Для его понимания нужно понимать частность внутренних отношений внутри аварского джамаата (общества) - что есть дело объёмное, не для формата коммента. Здесь же только отмечу (для того, кому действительно всё это интересно) что Хунзах, хунзахское ханство и вообще субкультура хунзахского общества во внутренней культуре и аварского народа, мягко говоря, стоит особняком. Хунзах, кратко говоря, это что-то не совсем аварское. Хунзах же, на протяжении всех памятных и известных мне времён, настырно и энергично лезет в позицию "лучших людей аварии", аварской "аристократии", аварской "интелегенции". Это "историческое" дество во внутриаварском культурном поле воспринимается как то диковино-юмористически, добродушно обшучивается, и не особо воспринимается в серьёз (кроме самих хунзахцев). В культурном аспекте Хунзах внутри аварской культуры стоит особняком именно своей неаварскостью. Думаю, причина тут самая глубокая - у аварцев и хунзахцев абсолютно разные системы жизненных ценностей, вплоть до понимания что такое хорошо и что такое плохо.

    Так вот, эта статья напасана в крайне прохунзахском дискурсе. Лично для меня, аварца, она с одной стороны забавна своей "сказочностью", с другой стороны она несколько тревожит тем что она исполненна весьма профессионально с точки политтехнологической точки зрения. Литературно-стилистически статья сделана весьма талантливо и профессионально, что не привычно даже для высоко интелектуального хунзахского научного сообщества, плоды творчества которых имел честь видеть раньше. Статья явно нацелена на придание тем историческим событиям определённого смысла которого не было, и отрисовки определённого исторического сценария, которого так же не было. Соответственно, искажаются и портреты исторических деятелей.

    Резюмируя свой комментарий, скажу следущее... Данная статья искуссно искажает историческую реальность, искажает исторический и культурный вклад исторических личностей, придаёт реально бывшим событиям совершенно чуждые реальности смыслы. Будьте осторожнее с этим :)

    п.с. ...
    Если же найдётся среди читателей топвар достаточное колличство интереса к данной тематике и этому комментарию, попробую написать статейку для освещения тех событий, скажем так, с другой стороны...
  16. Александр Требунцев
    Александр Требунцев 11 декабря 2019 06:49
    0
    Цитата: S.I.D
    ...Имамы, будучи выборными духовными предводителями внутри субкультуры дагестанского мюридизма, никогда не имели претензий подчинения себе кого-то, или возвышения себя лично. Это просто исключено в культуре аварского народа, этот приём среди аварцев не работал ни тогда, ни сегодня...

    А как же желание Шамиля сделать должность имама наследственной? Если бы не Хаджи-Мурат, ему бы это удалось и о выборности бы сразу забыли. :)))
    1. S.I.D
      S.I.D 12 декабря 2019 14:03
      0
      Желание .... what Желание это было или необходимость - не нам решать. Согласитесь ..? Имаму в душу нам не заглянуть. Да и было ли это вообще?

      Думаю, имам не видел другого, кто твёрдо продолжил бы газават. Ситуация к тому времени была уже запредельно тяжёлая. И если бы дело дошло до нового имама, то новый имам был бы избран точно так же как и Гамзат, и Шамиль - голосованием на представленную кандидатуру. Шамиль мог представить сына на голосование, а назначить его не мог.

      История с Хаджимуратом это результат интриги, с которой сам Хаджимурат, скажем так, не справился. Дошло бы до голосования, думаю, Хаджимурат поддержал бы кандидатуру Шамиля. Сам Хаждимурат, известно, хунзахских корней. Будучи человеком, бесспорно, с трезвым рассудком, он не стремился в чин имама. В то время в кресло имама уже никто не стремился, а вовсе даже , как говорится, - наоборот. Единственные сила, кому тогда была интересна позиция имама - это хунзахская "элита". Для них пост имама открывал возможности отъиграть свои позиции обратно... Думаю они и разыграли интригу с Хаджимуратом, планируя двинуть его на этот пост. Хаджимурат дрогнул и соскочил, за что и поплатился в конце по полной программе.

      Понимая ситуацию на тот момент в Дагестане, и прибывая в здравом рассудке, никто не станет в серьёз обсуждать наличие какой-либо борьбы (ни "на ковре", ни "под ковром") за пост имама между личностями мюридов. Этот пост к тому времени не сулил уже ни каких личных выгод - ни в материальном плане, ни в честольбивых устремлениях. Думаю от этого все шарахались.

      Имам Шамиль довёл освободительную борьбу долеко за пределы человеческих возможностей. Потому никого кроме сына предложить на этот пост он уже и не мог физически.