Военное обозрение

Боевые самолёты. Nakajima B5N: не числом...

40

Закройте глаза на минуту, и попытайтесь представить себе… себя. Во сне, в фантастическом романе, в жуткой сказке.


Вы – летчик. Вы идете к своему самолету, чтобы отправиться в полет. С вами все более или менее ясно, но смотрим на самолет.

Несколько двигателей, повышающих выживаемость? Нет. Один. Да, это «Сакае» от Накадзимы, это хороший мотор, но он один. С мощностью целых 1000 л.с.

Броня? Шутить изволите? Вас защитит вера в микадо, дух бусидо и так далее. Но брони нет. Совсем.

Вооружение… Ну примерно как с броней. Есть ручной пулеметик 7,7-мм с магазинным питанием, он обычно лежит во второй кабине на полу. Можно попробовать кого-то напугать, но я бы не слишком рассчитывал на успех.


Добавим, точнее, отнимем еще скорость, как союзника. 350 км/ч – это красивая цифра максималки. На деле же – 250 км/ч с полной загрузкой, а кто ходит в бой пустым?

Итак, кто вы? Смертник-камикадзе? Да, похоже, но… неверно.

Вы летчик японской морской авиации.

И ваш самолет – не просто летающий гроб, а очень своеобразный аппарат, с помощью которого были завоеваны просто огромные территории и совершены победы, не уступающие иным знаменитым самолетам.


Именно вы, скорчившись в тесной кабине этого чуда, захлебывались адреналином, слыша в наушниках сигнал «Тора! Тора! Тора!», начиная ловить в прицел огромные туши линкоров…



Все правильно. 7.49 утра, 7 декабря 1941 года, окрестности Перл-Харбора.

Было? Было.

Обязательный экскурс в прошлое. Вот только в весьма далекое прошлое.

Кто знает, когда родилась японская морская авиация? Да, как и основное большинство, во времена Первой мировой войны. В сентябре 1914 года, когда гидротранспорт-авиаматка "Wakamiya Maru" прибыла в Китай для боевых действий против ВМС Германии.

Вооружение первого авианосца Японии составляли аж четыре поплавковых самолета «Фарман», которые занимались разведкой и что-то там даже пытались бомбить. Вот с этого все и началось.

Как и во многих отсталых в этом плане стран, первые японские самолеты были импортными. Так было до 1918 года, когда флотский лейтенант Чикухеи Накадзима вместе с Сейбеи Каваниши основали авиационную компанию.

Боевые самолёты. Nakajima B5N: не числом...

Накадзима

Каваниши, правда, скоро решил открыть собственную компанию, в итоге Япония получила две амбициозных авиастроительных компании по цене одной. Это к имеющейся на тот момент «Мицубиси» и прочим.

А в 1923 году вошел в строй первый настоящий японский авианосец, "Hosho" ("Хошо"). И японцам весьма повезло, что в те времена линкоров нашелся человек, который по достоинству оценил способности авианосцев и оказал огромную помощь в развитии этого класса кораблей.

Все уже поняли, что я имею в виду капитана Исороку Ямамото, на тот момент командира Касумигаурской морской летной авиашколы.


Самолетостроение в Японии развивалось весьма оригинально, параллельно и выпуская самолеты по лицензии, и пытаясь конструировать свои. Было много консультантов, приглашенных с Запада. Иностранные советники, как Фогт (из «Райта») у «Кавасаки» и Петти (из "Блэкберна") у «Мицубиси», как могли, работали над улучшением самолетов.

В результате этой политики по миру пошла гулять байка о том, что японские самолеты являются ухудшенными копиями западных машин. Это заблуждение вполне удовлетворяло руководителей ВВС и армии, и флота, и они ничего не делали, чтобы опровергнуть его, до 7-го декабря 1941 года.

А в тот черный день для американского флота B5N оказался одним их тех самолетов, которым было уготовано развеять миф о том, что японская авиация мало на что способна.


Вообще, сказать, что B5N представлял что-то эпохальное, никак нельзя.

Да, B5N имел новинки, в том числе мог поспорить за звание одного из первых в японской морской авиации самолетов со складным крылом. Поворотные узлы были размещены так, чтобы консоли крыла перекрывали одна другую. Гидроцилиндры привода были размещены в каждом крыле, чтобы осуществлять складывание механически. Также самолет был оснащен новомодными закрылками типа Fowler, выпускавшиеся назад-вниз за заднюю кромку кpыла, а также трехлопастным винтом изменяемого шага. Так было, по крайней мере, изначально.

Пpототип совершил свой первый полет в январе 1937 года и развил скорость в 370 км/ч. Это был весьма неплохой показатель. Но потом началось упрощение конструкции. Сперва убрали механическое складывание крыла, заменив ручным, затем убрали механизм закрылков типа Fowler. Было решено заменить его упрощенным устройством, при котором вся секция задней кромки поворачивалась вниз.

Винт изменяемого шага был заменен винтом постоянного. Но в то же время было разработано множество узлов подвески, чтобы обеспечить самолету возможность нести по выбору бомбы или торпеды. Причем, замена этих узлов могла быть выполнена техническим персоналом прямо на палубе авианосца.

Пилот сидел в передней части кабины, имея плохую видимость вперед, что нормально для двигателей воздушного охлаждения. Так как хороший обзор – обязательное условие для проведения операций на палубе, то для сидения пилота был сделан лифтовый механизм, поднимавший его на достаточный уровень по высоте.

Штурман/бомбардир/наблюдатель располагался во второй кабине лицом вперед и имел по небольшому окошку в обеих бортах фюзеляжа, для наблюдения за расходом топлива по мерным стеклам на крыльях. Для прицеливания при сбросе бомб штурман открывал маленькие дверцы в полу. Радист/задний стрелок сидел со своим, обычно хранимым внутри кабины, пулеметом, сзади.

Связь между членами экипажа осуществлялась посредством переговорной трубы. Излишествами типа кислородного оборудования и всяких навороченных радиостанций экипаж не баловали.

Вот в таком виде B5N поступил в 1937 на службу в авиацию японского флота как стандартный торпедоносец и бомбардировщик, которым он оставался до 1944 года. Он был известен как морской палубный ударный бомбардировщик Тип 97 Модель 1. А во время войны самолет получил прозвище «Кейт».


Вообще, я не придерживаюсь мнения, что B5N был чем-то таким, ущербным в плане характеристик. Если посмотреть на то, чем был оснащен, например, Королевский флот Великобритании, то вот где печаль и тоска по полной программе. Да, я о несчастных «Skua» и «Swordfish», которым пришлось принять на себя первые годы войны.

Хотя, конечно, «Swordfish» в Таранто устроили бойню, не уступающую Перл-Харбору в пересчете на единицу участника.

Да и американские SBD-3 «Dauntless» и TBD-1 «Devastator» нельзя сказать, что наголову превосходили японские самолеты. Тоже характеристиками откровенно не блистали.

Но перейдем непосредственно не к ТТХ и ЛТХ, а к использованию самолетов по прямому назначению.

Итак, в ноябре 1940 года 21 «Swordfish» потопили 3 итальянских линкора в бухте Таранто. Это был как бы сигнал для Ямамото. «Все возможно».

Японцы весьма тщательно изучили налет на Таранто в подробностях, огромную пользу оказал морской атташе Японии в Великобритании Минору Генда, снабдивший Ямамото огромным объемом информации.

Подготовка к нападению была проведена просто превосходно. Специальные торпеды, оснащенными деревянными килями, 406-мм морские бронебойные снаряды с приваренными стабилизаторами – ну результаты дерзкого налета известны всем.



30% прямых попаданий у торпедоносцев и 27% у бомбаpдиpовщиков – это серьезно. Высокий уровень подготовки плюс неожиданность – и вот вам не блещущие характеристиками B5N разносят вместе с товарищами весь американский флот.

А дальше начался блицкриг Японии в Тихоокеанском регионе. И B5N стал примерно таким же инструментом этого блицкрига, как и «Штука» Ju-87 в Европе.


Голландская Восточная Индия, Цейлон, Коломбо и Тринкомали – наш герой отметился везде. Авианосец «Гермес», крейсера "Гермес","Дорсетшир" и "Корнуолл" на совести B5N.

Авианосец «Хорнет». Несмотря на не самую лучшую погоду, которую можно было использовать в качеств прикрытия, и наличие истребителей, «Хорнет» был обнаружен и в течение десяти минут получил пять бомбовых и два торпедных попадания в машинные отделения. И в итоге утонул.

Дальше B5N разделали под орех тяжелый крейсер «Нортгэмптон», который собрался взять на буксир потерявший ход авианосец.

В целом бомбардировщик/торпедоносец прошел всю войну, от первого до последнего дня.


Даже в качестве самолета для камикадзе был задействован. Для «специальных атак» наиболее часто используемым самолетом был A6M, но в 1945 году и часть B5N применялась в ударах самоубийц с Окинавы.

После Мидуэя и других сражений японская морская авиация больше не оправилась от потерь кораблей-носителей. Но B5N остался самолетом, который провоевал всю войну, до самого ее окончания.


ЛТХ B5N2

Размах крыла, м: 15,50
Длина, м: 10,20
Высота, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 37,70

Масса, кг
— пустого самолета: 2 279
— нормальная взлетная: 3 800

Двигатель: 1 х Hакадзима NK1B «Сакае -11» х 1000 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 378
Крейсерская скорость, км/ч: 255
Практическая дальность, км: 1 990

Максимальная скороподъемность, м/мин: 395
Практический потолок, м: 8 620
Экипаж, чел: 3

Вооружение:
— один 7,7-мм пулемет тип 92 на оборонительной установке в конце кабины;
— 6 x 60-кг бомб, 3 x 250-кг бомбы или одна 800-кг торпеда.

Согласитесь, характеристики не впечатляют вообще. Но факт, самолет провоевал, и сделал это весьма результативно. 1200 единиц – это небольшая серия, однозначно. И весьма немного самолетов уцелело, но с дебюта в 1938 году в Китае и до лета 1945 года – это говорит о том, что самолет был вполне приличным, несмотря на извечные японские приколы с бронированием и «лишним» оборудованием.

Получается, что не всегда у самолета, который вошел в историю, обязательно должны быть исключительные ЛТХ или огромная цифра изготовленных экземпляров. Можно и иначе: не числом.
Автор:
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. фа2998
    фа2998 25 ноября 2019 05:45 Новый
    +5
    Достойный противник.Думаю,японцы экономили на броне и вооружении чтобы повысить дальность.Театр военных действий огромный,и дальность впечатляет-чуть ли 2000 км. hi
    1. andrey-ivanov
      andrey-ivanov 25 ноября 2019 11:52 Новый
      +2
      Так и было. Не слишком мощные двигатели и необходимость тащить на себе приличный запас топлива для действий над просторам Тихого, определили максимально облегчённую конструкцию и высокий уровень подготовки пилотов японской морской авиации. Ибо только классные профи могли выжать из машин с небольшим запасом прочности всё возможное.
  2. амурец
    амурец 25 ноября 2019 06:15 Новый
    +1
    Получается, что не всегда у самолета, который вошел в историю, обязательно должны быть исключительные ЛТХ или огромная цифра изготовленных экземпляров. Можно и иначе: не числом.
    Автор! Спасибо, интересно.
    Д
    После Мидуэя и других сражений японская морская авиация больше не оправилась от потерь кораблей-носителей.
    Даже новейший авианосец Синано не успел принять на борт авиагруппу. https://topwar.ru/39451-17-chasov-slavy-avianosca-sinano.html
  3. Sahalinets
    Sahalinets 25 ноября 2019 07:03 Новый
    -6
    Сколько ошибок в коротенькой статье! Ну не делали японцы бронебойные бомбы из снарядов, это уже давно опровергнуто! И английские крейсера на счету пикировщиков Вэл...
    1. BORMAN82
      BORMAN82 25 ноября 2019 08:11 Новый
      +11
      Цитата: Sahalinets
      Ну не делали японцы бронебойные бомбы из снарядов, это уже давно опровергнуто!

      Делали, и не опровергнуто, а уточнено конкретно из каких переделывали (из 410мм) smile
      https://midnike.livejournal.com/1231.html
    2. Undecim
      Undecim 25 ноября 2019 12:35 Новый
      +11
      Ну не делали японцы бронебойные бомбы из снарядов
      Ну делали.

      Четвертый слева - японский 410-мм бронебойный снаряд APC Type 91, почти ничем не отличающийся от APC No. 6 / Type 88, который он сменил.
      Как раз из устаревшего APC No. 6 / Type 88 1928 года и изготовили бронебойную бомбу Type 99 Number 80 Mark 5.
      1. Undecim
        Undecim 25 ноября 2019 12:38 Новый
        +9

        Бомба Type 99 Number 80 Mark 5.
        1. Undecim
          Undecim 25 ноября 2019 12:42 Новый
          +8

          Бомба под самолетом.
          1. мотострелок
            мотострелок 25 ноября 2019 14:20 Новый
            +3
            Вон оно как! Про эти бомбы из снарядов читал ещё в детстве и всегда представлял, уж коли их из бронебойных снарядов делали, то со стороны дна снаряда крепили перья стабилизатора. А, оказывается снаряд "работал" задом наперёд, спасибо, буду знать.
            1. Alexey RA
              Alexey RA 25 ноября 2019 17:25 Новый
              +4
              Цитата: мотострелок
              Вон оно как! Про эти бомбы из снарядов читал ещё в детстве и всегда представлял, уж коли их из бронебойных снарядов делали, то со стороны дна снаряда крепили перья стабилизатора. А, оказывается снаряд "работал" задом наперёд, спасибо, буду знать.

              Стабилизатор крепили как раз с задней части снаряда. Просто при переделке в бомбу снаряд лишали наконечников и сильно обтачивали в хвостовой части - ведь теперь ему не нужно было выдерживать перегрузки и давление пороховых газов при выстреле.
              У снаряда были демонтированы баллистический (1) и бронебойный (2) наконечники, а также ведущие пояски (6). Цилин­дри­чес­кая часть снаряда, как не влияющая на бронепробиваемость, была обточена на конус (5) для снижения веса бомбы до приемлемого для палубных ударных самолётов «Накадзима» B5N. Внутренняя полость (4) была увеличена, что также снизило вес, позволило значительно увеличить заряд ВВ, а кроме того по образцу новых японских бронебойных снарядов туда был установлен алюминиевый демпфер (3), уменьшающий ударные нагрузки на разрывной заряд. Также было сделано новое ввинтное дно (7) под два взрывателя (8) авиационного типа и с выступом для крепления блока стабилизаторов. Плюс сам блок стабилизаторов (9), что наверное было самым простым во всей этой конверсии. В результате получился совершенно самостоятельный новый боеприпас, для которого исходный артиллерийский снаряд послужил не более чем заготовкой с подходящими габаритами и прочностными характеристиками.
              © midnike
    3. Alexey RA
      Alexey RA 25 ноября 2019 15:33 Новый
      +6
      Цитата: Sahalinets
      Ну не делали японцы бронебойные бомбы из снарядов, это уже давно опровергнуто!

      Делали. Просто объём работ при этом был таким, что бомба мало походила на исходный снаряд. У ув. midnike есть отличный сравнительный разрез исходного и конечного изделия:
      1. Wildcat
        Wildcat 26 ноября 2019 18:46 Новый
        +2
        Кстати, попадались комментарии попаданий (извиняюсь за тавтологию) этих бомб в Перл-Харборе: фиксировалось "бомба попала но не взорвалась, а развалилась" и "бомба попала, но не взорвалась".
  4. rocket757
    rocket757 25 ноября 2019 07:04 Новый
    +4
    Их вел "высокий дух" ... или ветер, откуда то там!!! К конце концов победила .... лучшая техника и экономическая мощь!
    1. tihonmarine
      tihonmarine 26 ноября 2019 12:37 Новый
      +2
      Цитата: rocket757
      Их вел "высокий дух" ... или ветер, откуда то там!!! К конце концов победила .... лучшая техника и экономическая мощь!

      Но всё равно они хорошо поднаваляли "детям Великих озёр", что до сих пор помнят.
      1. rocket757
        rocket757 26 ноября 2019 12:56 Новый
        +1
        Цитата: tihonmarine
        Но всё равно они хорошо поднаваляли "детям Великих озёр", что до сих пор помнят.

        Это да, но надо отдать должное янки. Они быстро сориентировались и при их умениях и экономической мощи, они сумели всё повернуть в свою пользу.
        Таким как янки полезно давать по носу, это резко их консолидирует и направляет в нужное им русло!
        Вот сейчас, Трам понял, что без кардинальных изменений во внутренней и внешней политики, полосатия находится в не стабильном состоянии ... куда он её подтолкнёт, поведёт, не совсем понятно, но создаётся впечатление, что он хочет, может сделать полосатию опять великой и ОПАСНОЙ!!!
  5. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 25 ноября 2019 07:47 Новый
    +3
    Спасибо за статью об рядовом японском "трудяге". Я всегда говорил, что войны выигрывают обыкновенные парни, а не олимпийские чемпионы.
    1. Антарес
      Антарес 25 ноября 2019 09:12 Новый
      +4
      Цитата: Вождь краснокожих
      Я всегда говорил, что войны выигрывают обыкновенные парни, а не олимпийские чемпионы.

      но для них нужны герои-ибо мотивация, цель, лидеры..
      а так да--война это тяжелый будничный кровавый труд.И нет там пафоса...кровь, холод/жара свист пуль и грохот снарядов..
      а данном случаи монотонный полет, встречи с истребителями-рутинные бомбежки..база, отдых перезарядка..
      японский трудяга войны.
  6. Grossvater
    Grossvater 25 ноября 2019 08:42 Новый
    0
    За исключением того, что не Хошо, а Хосё, достаточно интересно.
  7. Алексей 1970
    Алексей 1970 25 ноября 2019 08:47 Новый
    +3
    Интересная статья, спасибо. Самолет с не самыми крутыми ЛТХ дел навортоил немало да ещё и не при очень большой серии. Прям как у Суворова, не числом, а умением.
    1. igordok
      igordok 25 ноября 2019 09:21 Новый
      +3
      Цитата: Алексей 1970
      Самолет с не самыми крутыми ЛТХ дел навортоил немало да ещё и не при очень большой серии.

      Юнкерс-87, то же, далеко не лидер по характеристикам. Но натворил много, да по сути стал символом "блицкрига".
      1. Алексей 1970
        Алексей 1970 25 ноября 2019 12:40 Новый
        +5
        В умелых руках и грамотным применением, и наши "устаревшие" самолёты в начале ВОВ могли дать достойный отпор. Вот только случаев таких не слишком много. А когда повыбивали и "умелые руки", ещё долго пришлось повоевать чтобы хребет сломать такой машине как Люфтваффе.
        1. igordok
          igordok 25 ноября 2019 12:47 Новый
          +1
          Этот "хребет", дорого стоил. И восполнять его было затруднительно. Под конец ВОВ, машины у немцев еще были, а вот "хребет" практически иссяк.
      2. LastPS
        LastPS 22 декабря 2019 20:44 Новый
        0
        87-й в какой-то мере лидер. Ил-2 был уникальным и единственным в своем роде штурмовиком, который разрабатывали как штурмовик. 87-й же был уникальным, потому-что его разрабатывали, как пикировщик - самый совершенный пикировщик того времени. Проблема юнкерса была только в том, что он мог действовать, исключительно, при полном доминировании союзной авиации в воздухе, этим же и объясняются его успехи.
        Палубные бомбардировщики-торпедоносцы очень специфичная техника. Вот относительно чего автор оценивал их ТТХ, считая, что они не выдающиеся? Он ведь правильно подметил, что британские Суордфиши, будучи абсолютной архаикой, являются самым заслуженным и знаменитым типом ВМС Британии времен ВМВ. Вывод - для данного типа ЛА обычные ТТХ не так важны.
    2. tihonmarine
      tihonmarine 26 ноября 2019 12:41 Новый
      +1
      Цитата: Алексей 1970
      Самолет с не самыми крутыми ЛТХ дел навортоил немало да ещё и не при очень большой серии.

      Тут нужно вспомнить и наш ПО-2, простой гражданский У-2, наводивший ужас на немцев ,нашими матерями девчонками, " Ночными ведьмами".
  8. Алтай72
    Алтай72 25 ноября 2019 09:07 Новый
    -3
    Цитата: rocket757
    Их вел "высокий дух" ... или ветер, откуда то там!!! К конце концов победила .... лучшая техника и экономическая мощь!

    В конце концов победили "Малыш" и "Толстяк".... Американцы отомстили диким образом. Нужды в этом не было...
    1. Проктолог
      Проктолог 25 ноября 2019 10:09 Новый
      +1
      В смысле,"не было нужды"? А что же закончило войну, сохранив жизни не только сотен тысяч американских солдат при возможном десанте на Хонсю, но и миллионов японцев?!

      Два фактора принудили императора к капитуляции:
      1) вступление СССР в войну
      2) ядерные бомбардировки (количество имеющихся у американцев ядерных бомб были неизвестны японцам)
      1. Олег Зорин
        Олег Зорин 25 ноября 2019 19:33 Новый
        -1
        Артур Харрис после бомбардировки Дрездена: «все оставшиеся немецкие города не стоят жизни одного британского гренадера». И я с ним согласен.
  9. Grossvater
    Grossvater 25 ноября 2019 10:03 Новый
    +1
    Оценивая ТТД японской (немецкой) боевой техники, не стоит забывать о преимуществе нападения над обороной, тем более внезапного нападения.
  10. Tetrarch
    Tetrarch 25 ноября 2019 12:08 Новый
    +6
    Рискну заметить, что на фото адмирал Нагано, бывший командующий Объединённого флота, в декабре 1941 года начальник МГШ, а не адмирал Ямамото Исороку.
    1. Undecim
      Undecim 25 ноября 2019 12:22 Новый
      +3
      Вы совершенно правы, на фото Осами Нагано, начальник генерального штаба Императорского флота Японии.
      1. Undecim
        Undecim 25 ноября 2019 12:24 Новый
        +3

        Исороку Ямамото
  11. Undecim
    Undecim 25 ноября 2019 13:23 Новый
    +5
    Сколько ошибок в коротенькой статье!
    Да, ошибки имеют место. Например эта.
    гидротранспорт-авиаматка "Wakamiya Maru"

    Корабли ВМФ Японии в своих наименованиях суффикса "мару" никогда не имели, это прерогатива исключительно гражданских судов. Поэтому, когда судно "Вакамия-мару" в 1913 году было передано в Императорский флот и получило статус "корабль береговой обороны 2-го класса", именоваться этот корабль стал "Вакамия".
    Как и во многих отсталых в этом плане стран, первые японские самолеты были импортными. Так было до 1918 года, когда флотский лейтенант Чикухеи Накадзима вместе с Сейбеи Каваниши основали авиационную компанию.
    Первый японский самолет был построен в 1911 году капитаном Токугава Ёситоси, назывался Kaishiki № 1.
  12. Undecim
    Undecim 25 ноября 2019 13:57 Новый
    +7
    Авианосец «Гермес»

    Авианосец "Гермес" был потоплен пикировщиками Aichi D3A.
    1. Undecim
      Undecim 25 ноября 2019 14:17 Новый
      +5
      крейсера "Гермес", "Дорсетшир" и "Корнуолл"
      "Дорсетшир" и "Корнуолл"были потоплены пикировщиками Aichi D3A с авианосцев «Akagi», «Hiryu» и «Soryu».
      Крейсера "Гермес" во время Второй мировой в Королевском флоте не было.
      Бронепалубный крейсер "Гермес" типа «Хайфлайер» торпедирован германской подлодкой U-27 в 1914 году.
  13. Товарищ Ким
    Товарищ Ким 25 ноября 2019 14:44 Новый
    0
    Цитата: rocket757
    победила .... лучшая техника и экономическая мощь!

    Американцы, без помощи СССР и варварских атомных бомбардировок еще бы долго воевали с японцами.
  14. Alexey RA
    Alexey RA 25 ноября 2019 15:31 Новый
    0
    Именно вы, скорчившись в тесной кабине этого чуда, захлебывались адреналином, слыша в наушниках сигнал «Тора! Тора! Тора!», начиная ловить в прицел огромные туши линкоров…

    Хе-хе-хе... и именно вы, наплевав на все приказы, сначала атаковали учебный корабль, а затем смешали строй торпедоносцев и израсходовали оставшиеся дорогущие "противоавианосные" авиаторпеды на добивание и так уже тонущих ЛК. Причём израсходовали бесцельно - бедная "ВиВи", которой досталось большинство этих торпед, всё равно вошла в строй и даже поучаствовала в последнем линейном бою. smile
  15. Undecim
    Undecim 25 ноября 2019 18:41 Новый
    +5
    Кстати, самолет, представленный не первых трех фотографиях, это не Nakajima B5N, это реплика, созданная в 1969 году для съемок фильма "Тора! Тора! Тора!". Так как ни одного Nakajima B5N в более менее целом виде не сохранилось, то реплику собрали из двух похожих, но американских и в США (ирония судьбы!)
    Фюзеляж и крылья взяли от North American Aviation T-6 Texan, только фюзеляж удлинили.
    1. Undecim
      Undecim 25 ноября 2019 18:46 Новый
      +5
      Хвостовое оперение позаимствовали у Vultee BT-13 Valiant.
      1. Undecim
        Undecim 25 ноября 2019 18:51 Новый
        +5
        Копия получилась достаточно точной. Выдает ее двухлопастный винт.

        Самолет снимался так же в фильмах «Битва за Мидуэй», «Летающие неудачники», «Война и память», сериале « Черная овечья эскадрилья».
        Летает он и сейчас и используется в различных авиашоу.
  16. Reklastik
    Reklastik 28 ноября 2019 22:07 Новый
    0
    вместе с товарищами весь американский флот.
    - далеко не весь, не грех бы и уточнить.