IMF worried in vain! How Russia will spend reserves

IMF worried in vain! How Russia will spend reserves

Outsider tips


Military Review has already written about how aggressively foreign experts recommended and continue to recommend Russia not to spend reserve funds on infrastructure projects (“Where to put Russian money? Why Moscow is not listening to the IMF) Especially intrusive were the tips to invest honestly earned money in reliable and highly liquid assets. Of course, foreign, and best of all - American.

Extra money, as you know, does not happen. And much less happens. And, it would seem that the fact that Russia is now earning on hydrocarbons, or rather, on the favorable market conditions for oil and gas, can only be considered superfluous by a madman. It is no coincidence that no one seemed to be going to listen to the advice of the IMF and experts more closely. Especially considering that we have counter-sanctions and dedollarization on the agenda.


However, because of the unthinkable stinginess shown by the Russian financial authorities, it seems that all their rebuffs to the International Monetary Fund or the reputable Bloomberg agency were nothing more than spectacular declarations to the public. But judging by the publications in the press about the rules of the game, which are established for using the funds of the National Security Fund, access to them will be extremely limited.


The Central Bank and the Ministry of Finance proposed, and the prime minister promptly approved so stringent regulations that almost the entire business, which does not have free funds, might not even dream of means of the NWF. Details are slightly lower, the approach itself suggests that the Ministry of Finance and the Central Bank once again prevailed the habitual desire not to take risks. For many years this worked, by all indications, it will work now.

Today, deliberate caution is beautifully presented as a laudable desire to get a return on investment. Returns, though not maximum, but guaranteed.

What guarantees?


What kind of guarantees can we talk about if our own, or rather, people's money, although we have not been using such definitions for a long time, we regularly give to the side for management. Yes, for the ability to diversify any funds, not only reserve ones, that is, do not put eggs in one basket, each financier is supposed to be praised.

Let us recall a simple folk wisdom on this subject: “don’t teach me how to live, better help me financially.” But Russia just demonstrates its readiness to help financially direct competitors, who are also strangling us with sanctions that are most dangerous for the banking and financial sector. And we will not argue: the IMF is constantly imposing itself on Russia with all sorts of loan offers, considering this the best form of material assistance.

In recent years, Russia has practically not taken a loan from the IMF, and not at all because it does not know what to do with its reserves. Nobody can get away from the global capital market, in which case you can stay without access to a cheap and long-term loan. That is why the main reason for our intransigence in relations with the fund remains not too good, even too bad credit conditions.

And such, as if Russia had not only paid for decades through the stump-deck for decades, wrote off billions, and already extended tens and hundreds of billions. It doesn’t matter what: dollars, euros or even RMB. Since Soviet times, our country was among the best recipients of loans. The short pause she took during the reform period does not count at all, since even the default of foreign creditors has been affected to a minimal extent.


By the way, and with the same IMF, with the light hand of ex-Prime Minister Mikhail Kasyanov, we managed to pay off almost completely even before the crisis at the turn of the 2008-2009. At what price was this calculation made, a separate topic for research, while Russian lawmakers and the executive branch have been arguing for years now about how to manage the money accumulated in the National Wealth Fund (NWF).

For a long time, the courage to talk about how, at their expense, it is possible to solve, for example, not only economic, but also some social issues, few were enough. If only the Communists, and even then not at the crucial moment. Now about the social sphere too - not a word. Prime Minister Dmitry Medvedev has already approved the conditions prepared by the Ministry of Finance for investing the NWF in purely economic projects.

The stake is placed on stimulating economic growth, and only he will help to solve social issues. At least it should.


Therefore, it is hardly worth wondering that, for the calculation of the means of the NWF, the grounds seem to be much less than for the same IMF loans. However, for relations with the IMF you yourself must at least be a representative of the executive authority. In the case of the NWF, just the executive branch will need to prove that the money from the fund will not go into the sand.

And what are the scores?


Here is the time to deal with the conditions that the Central Bank and the Ministry of Finance are exposing to business. So, contrary to the formula known since Peter the Great, when “the sovereign ruble pulls three private shares”, the share of the NWF in financing the proposed projects will not exceed 20%, that is, the ratio will be 1 to 4, not more. However, the investor himself must invest at least 20%, and the rest must be covered at the expense of the raised funds.

The minimum return on the fund’s investments is very tightly limited - at the OFZ level, which, given the average Russian average extremely low profitability of the most promising projects, indicates one thing. For money, either no one will come, or one will come who can at least draw high profits on paper. As you know, we have abundant experience in this area, and again, it will not be those who propose projects who decide, but those who will select them.


It should be noted that it is still too early to actually divide the surpluses of the NWF: the cutoff level established by law in 7 percent of GDP for the liquid part will be overcome at best only in the 2020 year. Now, according to the Ministry of Finance, the fund has already accumulated more than 7,3 percent of GDP, but, apparently, there are still difficulties with liquidity.

And no one is in a hurry to claim free trillions. Well, with the obviously low demand for NWF funds, there will no longer be a destination for them other than those that the IMF has carefully recommended to us. Highly liquid and reliable western assets.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

58 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

МВФ напрасно волновался! Как Россия потратит резервы

МВФ напрасно волновался! Как Россия потратит резервы

Советы постороннего


«Военное обозрение» уже писало о том, как настойчиво иностранные эксперты рекомендовали и продолжают рекомендовать России не тратить резервные средства на инфраструктурные проекты («Куда деть российские деньги? Почему Москва не слушает МВФ»). Особенно навязчивыми были советы вложить честно заработанное в надёжные и высоколиквидные активы. Разумеется, зарубежные, и лучше всего – американские.

Лишних денег, как известно не бывает. И уж тем более много не бывает. И, казалось бы, то, что Россия сейчас зарабатывает на углеводородах, точнее, на благоприятной конъюнктуре рынка нефти и газа, считать лишним может только сумасшедший. Неслучайно к советам МВФ и экспертов пожиже прислушиваться никто вроде бы не собирался. Особенно с учётом того, что на повестке дня у нас контрсанкции и дедолларизация.


Однако из-за немыслимой скупости, которую демонстрируют российские финансовые власти, складывается впечатление, что все их отповеди в адрес Международного валютного фонда или авторитетного агентства Bloomberg были не более чем эффектные декларации на публику. А ведь судя по публикациям в прессе о правилах игры, которые устанавливаются для использования средств Фонда национальной безопасности, доступ к ним будет предельно ограничен.


Центробанк и Минфин предложили, а премьер оперативно утвердил настолько жёсткие нормативы, что практически весь бизнес, не имеющий свободных средств, о средствах ФНБ может даже не мечтать. Подробности чуть ниже, сам же подход говорит о том, что у Минфина и Центробанка в очередной раз возобладало привычное стремление не рисковать. Много лет это срабатывало, по всем признакам, сработает и сейчас.

Сегодня же нарочитая осторожность красиво подаётся как похвальное желание получить отдачу от вложенных средств. Отдачу пусть не максимальную, но гарантированную.

Какие гарантии?


О каких же гарантиях может идти речь, если свои, точнее, народные деньги, хотя такие определения у нас давно не в ходу, мы регулярно отдаём в управление на сторону. Да, за умение диверсифицировать любые средства, не только резервные, то бишь не класть яйца в одну корзину, каждого финансиста полагается хвалить.

Вспомним по этому поводу простенькую народную мудрость: «не учите меня жить, лучше помогите материально». А ведь Россия как раз и демонстрирует готовность помогать материально прямым конкурентам, которые нас к тому же душит санкциями, наиболее опасными как раз для банковско-финансовой сферы. И не будем спорить: как раз МВФ постоянно навязывается к России с разного рода кредитными предложениями, считая это лучшей формой материальной помощи.

Россия в последние годы в долг у МВФ практически не берёт, и вовсе не потому, что не знает, как со своими резервами поступать. Уходить с мирового рынка капитала никому не с руки, в случае чего можно ведь вовсе без доступа к дешёвому и долгосрочному кредиту остаться. Вот почему главной причиной нашей несговорчивости в отношениях с фондом и остаются не слишком хорошие, даже слишком уж нехорошие условия кредитования.

И такие, словно Россия не то что десятилетиями, а веками расплачивалась через пень-колоду, списывала миллиарды, а пролонгировала уже и десятки, и сотни миллиардов. Уже не важно, чего: долларов, евро или даже юаней. Наша страна ещё с советских времён числилась в лучших получателях кредитов. Короткая пауза, взятая ею на период реформ, вообще не в счёт, так как даже дефолт иностранных кредиторов затронул в минимальной степени.


Кстати, и с тем же МВФ с лёгкой руки экс-премьера Михаила Касьянова мы успели рассчитаться почти по полной ещё даже до кризиса на рубеже 2008-2009 годов. Какой ценой был произведён тот расчёт, отдельная тема для исследований, пока же российские законодатели и исполнительная власть вот уже не первый год ведут споры о том, как распорядиться накопленными в Фонде национального благосостояния (ФНБ) деньгами.

Долгое время смелости заговорить о том, что за их счёт можно решить, к примеру, не только экономические, но и некоторые социальные вопросы, мало у кого хватало. Если только у коммунистов, да и то не в самый ответственный момент. Сейчас о социалке тоже – ни слова. Премьер Дмитрий Медведев уже одобрил подготовленные Минфином условия инвестирования ФНБ в сугубо экономические проекты.

Ставка делается на стимуляцию экономического роста, а уж он и социальные вопросы решить поможет. По крайней мере, должен.


Поэтому вряд ли стоит удивляться, что для расчёта на средства ФНБ оснований, похоже, куда меньше, чем на те же кредиты МВФ. Впрочем, для взаимоотношений с МВФ надо самому быть как минимум представителем органа исполнительной власти. В случае же с ФНБ как раз исполнительной власти надо будет доказать, что деньги из фонда не уйдут в песок.

И какие счёты?


Тут самое время разобраться с условиями, которые выставляют бизнесу Центробанк и Минфин. Итак, вопреки известной ещё с Петра Великого формуле, когда «государев рубль за собой три частных тянет», доля ФНБ в финансировании предлагаемых проектов не превысит 20%, то есть соотношение будет 1 к 4, не больше. Впрочем, и сам инвестор должен вложить не меньше 20%, а остальное надо покрывать за счёт привлечённых средств.

Весьма жёстко ограничивается и минимальная доходность вложений фонда – на уровне ОФЗ, что при средней по России крайне низкой рентабельности самых перспективных проектов свидетельствует об одном. За деньгами либо никто не придёт, либо придёт тот, кто сумеет хотя бы на бумаге «нарисовать» высокие прибыли. По этой части у нас опыта, как известно, с избытком, и всё опять же будут решать не те, кто проекты предлагает, а те, кто их будет отбирать.


Нельзя не отметить, что реально делить излишки ФНБ пока всё же рано: уровень отсечки, установленный законодательно в 7 процентов от ВВП для ликвидной части, будет преодолён в лучшем случае только в 2020 году. Сейчас в фонде, по данным Минфина, уже накопилось больше 7,3 процента ВВП, но, по всей видимости, ещё есть трудности с ликвидностью.

И никто на свободные триллионы претендовать не спешит. Ну а при заведомо низком спросе на средства ФНБ для них уже не останется иного адресата помимо тех, которые нам старательно рекомендовали в МВФ. Высоколиквидные и надёжные западные активы.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти