Бронеавтомобили семейства БА – Легкий бронеавтомобиль – БА-20

Бронированные автомобили – бронеавтомобили – это тип специальной военной техники, обладающей бронированным кузовом и пулеметным или пушечным вооружением. В период двух мировых войн бронеавтомобили в отличие от колесных бронетранспортеров не были предназначены для перевозки десанта. По комплексу выполняемых задач они во многом были сходны с легкими танками тех лет. Особенно это можно отнести к СССР, где перед войной были созданы бронеавтомобили семейства БА различных типов: легкие (массой до 4 тонн) – БА-20, средние (от 4 до 8 тонн) – БА-3, 6, 10, а также тяжелые (масса более 8 тонн) – БА-11. Уже в военные годы был создан еще один легкий бронеавтомобиль БА-64.

Начнем наш рассказ с легкого бронеавтомобиля БА-20. В 1930-е годы во многих армиях мира достаточно широко применялись обыкновенные легковые автомобили, пусть даже имеющие недостаточную проходимость. Чаще всего они использовались в штабах, для связи и командирской разведки. Оснащение воинских подразделений автомобилями в случае войны увеличивало мобилизационные возможности промышленности. При этом для использования в армейских целях обычные гражданские модели требовалось прикрыть хотя бы легкой противопульной броней. Именно таким образом в СССР поступили, переделав ГАЗ-А, в легкий бронеавтомобиль ФАИ, который выпускался с 1931 по 1936 годы.

Аналогичным образом решено было поступить и с более мощным автомобилем ГАЗ-М1 «Эмка», который, как и ГАЗ-А, не был полноприводным. В 1936 году на базе ГАЗ-М1 на Выксинском заводе дробильно-размольного оборудования (город Выкса, Горьковская область) был спроектирован бронеавтомобиль БА-20. Данный бронеавтомобиль был принят на вооружение советской армии и находился в серийном производстве с 1936 по 1941 год. Всего за это время было произведено 2114 бронеавтомобилей. БА-20 использовался Красной Армией в боях на Халхин-Голе, советско-финской войне, а также на начальном периоде Великой Отечественной. Уже во время войны на смену БА-20 в войска пришел новый легкий бронеавтомобиль БА-64.
Бронеавтомобили семейства БА – Легкий бронеавтомобиль – БА-20


Бронеавтомобиль БА-20 имел компоновочную схему с передним расположением моторного отделения. Совмещенное боевое отделение и отделение управления располагались в средней и кормовой частях бронеавтомобиля. В кормовой части над боевым отделением располагалась небольшая вращающаяся пулеметная башенка. Посадка и высадка экипажа, который состоял из 2-х человек, осуществлялась через бронированные двери, которые располагались по бортам корпуса БА-20, а также через люк, находящийся в крыше пулеметной башенки. Для кругового обзора из бронеавтомобиля был предназначены специальные смотровые щели в корпусе и башне, прикрываемые изнутри специальными бронезаслонками, а также смотровые лючки в лобовом листе, корме и дверях. Помимо этого в машине имелся еще один люк – десантный, находящийся в днище БА-20. Он предназначался для выхода экипажа из машины в случае ее подбития на поле боя.

Бронеавтомобиль БА-20 обладал противопульным бронированием, его сварной корпус производился из катаных броневых листов, имеющих толщину в 4 и 6 мм. Бронелисты располагались под большими углами наклона. По сравнению со своим предшественником, бронеавтомобилем ФАИ, он обладал увеличенным объемом боевого отделения (для размещения внутри радиостанции), а также сравнительно небольшой массой и размерами. Масса БА-20 составляла 2,52 тонны.

Живучесть в условиях боя бронеавтомобилю обеспечивали пулестойкие шины ГК, а повышенную надежность – усиленные рессоры и полуоси заднего моста. С улучшением ряда эксплуатационных качеств машины возросла и ее боевая масса, правда это практически никак не отразилось на его проходимости и надежности. Хорошие тяговые качества двигателя позволяли бронеавтомобилю БА-20 преодолевать подъему крутизной до 15 градусов, а также труднопроходимые участки местности.
Бронеавтомобили семейства БА – Легкий бронеавтомобиль – БА-20

На бронеавтомобиле устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный двигатель М-1, развивавший мощность в 50 л.с. Двигатель снабжался экономайзером и карбюратором «Зенит». Его пуск осуществлялся при помощи электростартера МАФ-4006 мощность в 0,8 л.с. В батарейной контактной системе зажигания машины применялись распределитель с центробежным регулятором, индукционная катушка (бобина) и свечи зажигания. Емкость топливных баков составляла 70 литров, запас хода по шоссе равнялся 350 км. В состав трансмиссии БА-20 входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, а также трехступенчатая коробка передач (три скорости вперед и одна – назад), главная передача, карданная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа.

Бронеавтомобиль вооружался одним пулеметом ДТ калибра 7,62-мм, который был установлен в шаровой опоре вращающейся башенки. Его боекомплект состоял из 1386 патронов, которые были снаряжены в 22 диска по 63 патрона. Углы его вертикального наведения составляли от -13 до +23 градусов. Для ведения огня применялся простой механический прицел. Вращение башенки производилось при помощи специального спинного упора усилиями стрелка, который сидел на вращающемся сидении, прикрепленном к днищу бронеавтомобиля. Данный стрелок одновременно являлся и командиром экипажа бронеавтомобиля БА-20.

Электрооборудование БА-20 было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение в сети машины составляло 6 вольт. В качестве источников электроэнергии применялась аккумуляторная батарея ЗСТ-100, имеющая емкость в 100 Ампер-часов, а также генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт. Для осуществления внешней связи часть машин оснащалась коротковолновой приемо-передающей радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну. Радиостанция монтировалась в боевом отделении за местом водителя, для питания радиостанция применялся дополнительный аккумулятор ЗСТ-100. В случае установки на машину радиостанции в состав ее экипажа вводился радист. Для внутренней связи экипаж БА-20 пользовался танкофоном.
Бронеавтомобили семейства БА – Легкий бронеавтомобиль – БА-20

БА-20 обладал хорошей проходимостью и был достаточно надежен. Хорошие тяговые качества его двигателя позволяли без особых проблем преодолевать подъемы до 15 градусов, косогоры до 12 градусов, броды глубиной до полуметра и канавы шириной в 0,35 метров. Как и легковой автомобиль ГАЗ-М1, БА-20 имел привод лишь на заднюю ось. По шоссе автомобиль мог развивать скорость в 90 км/ч, по пересеченной местности средняя скорость составляла 36 км/ч.

В 1938 году подобно другим бронеавтомобилям Красной Армии он прошел процедуру модернизации. Обновленная машина получила обозначение БА-20М. Новая машина отличалась от предыдущей версии новой пулестойкой башенкой конической формы. В состав ее экипажа добавился третий человек – радист. Радист обслуживал усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3, которая оснащалась штыревой антенной и располагалась с левого борта броневика. В состав вооружения БА-20 был введен запасной пулемет ДТ, который размещался в боевом отделении. При этом боекомплект машины остался неизменным. Броневая защита автомобиля был усилена за счет использования лобовых листов башни и корпуса толщиной в 9 мм. Помимо этого удалось увеличить запас хода машины, который составлял теперь 450 км. Увеличение запаса хода произошло за счет установки дополнительного топливного бака на 30 литров. Данная модернизация привела к незначительному увеличению массы бронеавтомобиля. БА-20М стал весить на 100 кг. больше, его масса составила 2,62 тонны.

В 1936 году был разработан также железнодорожный вариант бронеавтомобиля БА-20ЖД, у которого помимо обычных колес имелись также и замещающие их в случае необходимости стальные диски с ребордами, которые способны были без проблем катиться по рельсам. Смена колес на бронеавтомобиле выполнялась силами экипажа за 30 минут, при этом снятые шины закреплялись по бортам корпуса. Скорость БА-20 по железной дороге составляла до 80 км/ч, а запас хода равнялся 430-540 км. Масса данной модификации бронеавтомобиля достигла 2,78 тонн. Данные машины чаще всего входили в состав бронепоездов или использовались в качестве легких разведывательных бронедрезин.
Бронеавтомобили семейства БА – Легкий бронеавтомобиль – БА-20

Боевое крещение БА-20 прошел во время вооруженного конфликта с Японией на реке Халхин-Гол, где было установлено, что броня БА-20 с легкостью пробивается бронебойными пулями крупнокалиберного 13,2-мм пулемета. Броня бронеавтомобиля держала лишь винтовочные и пулеметные простые и бронебойные пули калибра 7,62-мм. В дальнейшем бронеавтомобиль принял участие в советско-финской войне, в составе разведывательных батальонов, а также неплохо зарекомендовал себя в боях начального периода Великой Отечественной. Бронеавтомобиль серийно выпускался с 1936 по 1941 года, незначительное количество машин было собрано в 1942 году из остававшихся деталей. До начала Великой Отечественной войны было произведено 1557 БА-20.

Среди трофеев, которые были захвачены финской армией в ходе советско-финской войны 1939 года, среди прочего было и 22 бронеавтомобиля БА-20 и БА-20М. На вооружении финской армии данные бронеавтомобили находились вплоть до 1957 года. Помимо этого в ходе летних боев 1941 года немцы смогли захватить около 100 бронеавтомобилей обеих модификаций. Большинство из них было направленно в войска СС и полицейские части. В немецкой армии данная машина получила обозначение Panzerspaehwagen BA 20 (r), версия БА-20М – Panzerspaehwagen BA 202 (r). Машины Panzerspaehwagen BA 202 (r) состояли на вооружении различных частей, к примеру 7-й горнострелковой добровольческой дивизии СС «Принц Ойген».

Бронеавтомобили семейства БА – Легкий бронеавтомобиль – БА-20
Колонна бронетехники РККА пред отправкой на фронт. На фото запечатлены легкие бронеавтомобили БА-20, причем первый ряд составляют машины, оборудованные радиостанциями 71-ТК-1 с поручневой антенной. Справа, у верхнего среза фото, видна часть танковой колонны, состоящей из танков Т-28 и Т-35


Использованы источники:
www.bronetehnika.narod.ru/ba20/ba20.html
www.opoccuu.com/ba-20.htm
www.pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/broneavtomobili/83-ba-20
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 44
  1. Братец Сарыч 17 июля 2012 08:28
    Лично для меня так и не понятно, зачем их столько наклепали? Машина-то, что ни говори, чисто полицейская по своим возможностям...
    Также не понятно, зачем в статье некоторые моменты по несколько раз повторяются - издержки копирования из нескольких источников?
    Братец Сарыч
    1. Tirpitz 17 июля 2012 09:31
      Наклепали их так много потому что не всегда коллективизация шла гладко. И вплоть до 41 г. необходимо было во многих регионах СССР проводить "разъяснительную работу"
      Tirpitz
      1. Прохор 17 июля 2012 19:40
        В СССР в конце 30-х "разъяснительной работы" броневиками никто не вёл, о чём Вы?...
        Прохор
      2. Oladushkin 18 июля 2012 12:25
        Цитата: Tirpitz
        Наклепали их так много потому что не всегда коллективизация шла гладко. И вплоть до 41 г. необходимо было во многих регионах СССР проводить "разъяснительную работу


        Фантазер бы батенька. По вашему,без этого БА ,если уж на то пошло по вашей логике, "разъяснительную работу" проводить было нечем и некем? Нет,это просто был очердной бзик Тухачевского.
        Oladushkin
  2. Banshee 17 июля 2012 08:44
    Сам в шоке... Хотя, если вспомнить, сколько было перед войной танков наклепано, то цифра не сильно удивляет. Всего надо было как таблеток от жадности... побольше.

    Хотя, если у финнов аж до 57 года прослужили - неплохая машинка вышла. Как разведывательная единица скорее всего очень даже и полезна была.
    1. borisst64 17 июля 2012 11:00
      И не только как разведывательная, В то время противотанковые средства были ограничены и такой автомобиль мог роту положить в чистом поле.
      borisst64
      1. rennim 17 июля 2012 13:09
        Зато у нас сейчас тоже собираются клепать Рыси и Тигры...
  3. mkpda 17 июля 2012 09:18
    Пережиток тухачевщины, такие машины были нужны (обязательно радиофицированные) только для управления частями и обеспечения связи. Промышленность обладает огромной инерционностью, раз запущенный механизм массового производства очень сложно изменить или остановить и это очень дорогое удовольствие...
    1. Прохор 17 июля 2012 16:29
      Уточним - "советская плановая промышленность". Хотя в войну эта инерционность оказалась очень кстати - раскатали немцев в хлам "тридцатьчетвёрками" и САУ на их базе, пока те с выпуском абсолютно разных T-IV - T-V - T-VI экспериментировали!
      Прохор
      1. mkpda 18 июля 2012 14:19
        Правильно, вот только Т-34 (точнее аналог по боевым качествам) появился лет на пять позже, чем мог при нормальном замнаркома по вооружению...
  4. Инсургент 17 июля 2012 11:28
    В фильме днепровский рубеж точно такая машина снималась
    Инсургент
    1. rennim 17 июля 2012 13:10
      Нет..там была подделка под БА 20
  5. Мирослав 17 июля 2012 11:59
    Неплохая тачка была.
    Мирослав
  6. Инсургент 17 июля 2012 14:06
    Да неважно где счяс настоящий то экспонат найдеш може в кубинке ,подделк однако была зделана на шасси эмки
    Инсургент
    1. Прохор 17 июля 2012 16:33
      А уж какую чушь в военных фильмах из Т-34 и Т-54 делали - вообще стыд и позор советского и российского кинематографа! Шахназаров и то с "Белым Тигром" из ИС-а облажался, хотя его "Тигр" куда лучше Озеровских...
      Прохор
      1. loft79 18 июля 2012 00:55
        Зря говорите, из Т-54 по-моему не плохие переделки на тигр получались (для того времени), фото к сожалению сейчас не найду.

        Вот подвеску от бмп взгляд резанул что в "обитаемый остров" 'е, что и в "Они из будущего", сразу портит впечатления от фильма. Имхо
        1. Прохор 18 июля 2012 12:04
          Не, не похож! Хотя и лучше, чем Т-72 в "На безымянной высоте"... laughing
          У того же Озерова в фильме о Курской дуге Т-34-85 (даже его тогда не было!) вместе с Т-62 в атаку идут, "Тигры"-Т-54 под Москвой уже есть....
          Прохор
  7. ВОЛХ 17 июля 2012 23:01
    Цитата: mkpda



    mkpda Сегодня, 09:18 ↓


     2 








    Пережиток тухачевщины, такие машины были нужны (обязательно радиофицированные) только для управления частями и обеспечения связи. Промышленность обладает огромной инерционностью, раз запущенный механизм массового производства очень сложно изменить или остановить и это очень дорогое удовольствие...

    Что значит пережиток тухачевщины?В вашем понимании.
    ВОЛХ
    1. mkpda 18 июля 2012 15:27
      Правильная идея доведённая при реализации почти до полного абсурда. Например, как собирался этот маршал успешно применять танки и самолёты, если радиостанций не хватало даже на четверть всего парка техники! Или упор на танки с противопульным бронированием, при повсеместном увлечении в армиях потенциального противника ПТА, противотанковыми ружьями, мелкокалиберными зенитными системами и крупнокалиберными пулемётами.
      1. стас57 19 июля 2012 18:13
        Цитата: mkpda
        Правильная идея доведённая при реализации почти до полного абсурда. Например, как собирался этот маршал успешно применять танки и самолёты, если радиостанций не хватало даже на четверть всего парка техники! Или упор на танки с противопульным бронированием, при повсеместном увлечении в армиях потенциального противника ПТА, противотанковыми ружьями, мелкокалиберными зенитными системами и крупнокалиберными пулемётами.

        идея правильная, но не совсем понятная для теоретиков от компа.
        немцы вон, на тракторах тренировались, а было бы 10000 танков, весь мир бы раздрали,
        потому как 10000 танков это возможность обучить 10000 экипажей бывших крестьян в приличных танкистов.
        у вас есть другой вариант обучения?
        1. mkpda 24 июля 2012 10:33
          Для обучения 10000 экипажей не надо иметь 10000 танков. Более того, грамотно применить эти 10000 танков без соответствующего развития других родов войск, обеспечения бесперебойного снабжения и технического обеспечения практически нереально.
  8. Oladushkin 18 июля 2012 12:23
    Кто не в курсе зачем наклепали-расскажу. Это все творчество идиота от военной стратегии Тухачевского,который был во главе ведомства,которое заказывало промышленности оборонный заказ. Это ему принадлежат как и поражение от белополяков ,так и гениальные идеи по поводу мехкорпусов чмсленностью до 10 000 танков.
    Oladushkin
  9. ВОЛХ 18 июля 2012 12:43
    Насчет поражения от белополяков, можно наверное уточнить, что не только на Тухачевском лежит вина, но и на Ленине В.И, Каменеве С.С, Егорове А.И и Сталине И.В.Это раз, два можете привести подтверждение его идей о мех.корпусах численностью 10000 танков?
    ВОЛХ
    1. Гамдлислям 18 июля 2012 16:26
      Уважаемый коллега Сергей, Тухачевский был креатурой Троцкого. А Сталин и Егоров тут не причём. Тухачевский подражал своему шефу и возомнил себя Наполеоном (не даром у него в РККА была кличка - "наполеончик"), но командавал войсками из глубокого тыла, нередко вопреки здравому смыслу. Отсюда и катострофическое поражение.
      1. Прохор 18 июля 2012 16:59
        А ещё он впервые в мире применил химическое оружие против собственного народа - при подавлении крестьянского восстания на родной мне Тамбовщине.
        Кажется, подобных выродков в 20 веке больше не было, Пол Пот разве что...
        Прохор
  10. ВОЛХ 18 июля 2012 17:08
    Цитата: Гамдлислям



    Гамдлислям Сегодня, 16:26 ↑ ↓ новый


     0 








    Уважаемый коллега Сергей, Тухачевский был креатурой Троцкого. А Сталин и Егоров тут не причём. Тухачевский подражал своему шефу и возомнил себя Наполеоном (не даром у него в РККА была кличка - "наполеончик"), но командавал войсками из глубокого тыла, нередко вопреки здравому смыслу. Отсюда и катострофическое поражение.


    Троцкий пока не причем, речь зашла о польской кампании, Тухачевский командарм западного фронта, Егоров Юго-западного фронта, Сталин член военного совета Ю.Зап. фронта.Каменев ком.фронта. то есть на лицо как минимум список из нескольких лиц причастных напрямую к тем событиям.
    Для того что бы внятно критиковать человека вы должны знать и фамилии написанные мною выше и озвученные тут.
    Вы же с товарищем Оладушкиным без всяких аргументов подхватываете чьи то выражения и начинаете ругать идиотами тех людей, которые в 25 лет армиями командовали, простите конечно, но идиоту и просто наполеончику не доверят армию.
    И тем более будь он идиотом то не смог бы одержать блистательные победы над Колчаком и Деникиным, а начало Польской кампании, так вообще было молниеносным блицкригом, концовка конечно в силу определённых причин была трагичная.
    Извиняюсь за столь пространный ответ, но не терплю высказывания людей некомпетентных в некоторых вопросах, но тем не менее жаждущих сказануть что нибудь этакое.
    Вынужден был написать всё это анализируя ваши сообщения, и придя к выводу что вы как минимум не знакомы сколько нибудь глубоко с деятельностью т.Тухачевского.И поэтому ваши оценки не имеют ничего общего с реальным положением дел.
    ВОЛХ
    1. mkpda 18 июля 2012 18:15
      Если брать сугубо военную сторону вопроса, то Тухачевский элементарно не смог воплотить план компании в жизнь. Он быстро потерял связь и следовательно потерял управление войсками. Ну не бывает чудес, не было у Тухачевского необходимого опыта для провидения операции.
    2. Алекс 15 марта 2014 12:55
      Цитата: ВОЛХ
      начинаете ругать идиотами тех людей, которые в 25 лет армиями командовали, простите конечно, но идиоту и просто наполеончику не доверят армию.
      Троцкий, тогдашний руководитель РККА, подбирал руководителей и командиров не по их деловым качествам, а исключительно по революционным и по признакам личной преданности. Смещения высшего комсостава при его приездах на фронты (и это в лучшем случае), а то и расстрелы - обычная практика "пламенного Льва Давидовича".
  11. ВОЛХ 18 июля 2012 17:43
    Цитата: Прохор



    Прохор (1) Сегодня, 16:59 ↑ ↓


     -1 








    А ещё он впервые в мире применил химическое оружие против собственного народа - при подавлении крестьянского восстания на родной мне Тамбовщине.Кажется, подобных выродков в 20 веке больше не было, Пол Пот разве что...


    Предлагаю вам самостоятельно изучить этот вопрос и убедиться в обратном.

    Что и требовалось доказать,обвинения и оскорбление в основной массе кидают те, кто совершенно безграмотен в этих вопросах.
    Так что законо-проект ''О клевете'' лично я встретил с восторгом wink .
    ВОЛХ
  12. ВОЛХ 19 июля 2012 09:16
    Цитата: mkpda
    Ну не бывает чудес, не было у Тухачевского необходимого опыта для провидения операции.


    Для провидения да,согласен, а вот для проведения вполне.
    ВОЛХ
    1. mkpda 20 июля 2012 09:32
      Несколько месяцев на фронте в чине прапорщика, плен, а дальше командование в Гражданской войне (весьма специфический опыт). Польская компания - война с классическим противником, в которой Тухачевский запорол смелый план разгрома Польши.
      Во-первых, он потерял управление войсками.
      Во-вторых, он не обеспечил прикрытие своих флангов.
      В-третьих, он не создал необходимого фронтового резерва и при первых же активных действиях противника стал статистом.
      1. ВОЛХ 20 июля 2012 14:10
        Не так было как вы говорите.
        ВОЛХ
  13. Oladushkin 19 июля 2012 11:45
    Вас интересует польская компания? Гугл в помощь. Два командарма было тогда на белопольском фронте -поинтересуйтесь. С.М.Буденный драл белополяков в хвост и в гриву с 1 конной, а Тухачевский великий теоретик умудрился погубить сотни тысяч краснноармейцев,хотя сам со своей армией находился в выигрышном положении.
    Oladushkin
  14. Oladushkin 19 июля 2012 12:01
    И вдобавок -вот вы говорите что мол нельзя критиковать тех ,кто армией командовал а вы мол нет.Справедливо. Но как же назвать командующего армией который заказывает для армии вещи,которые уже устарели? Почему именно от Тухачевского поступают заказы на танки,кторые уже на момент заказа уничтожаются винтовочным патроном? Это что профессиональная фишка такая? Как будучи ,как вы утвеждаете, военным гением ,Тухачевский заказывал то,что уже изначально было дерьмом? во всех армиях мира были рации,а знаете как должны были наступать танки по логике тухачевского? Командир должен был из танка,отмеченного белой полосой подавать ФЛАЖКАМИ сигналы. Шикарно,преклоняюсь перед гением академии.
    Его должны были расстрелять уже только за один такой экзерцисс над техникой в РККА. Армию,которую он губил уже будучи расстрелянным,когда обученные по его методе командиры пытались противостоять фашистам в 1941-1942гг. Почитайте ветеранов-начинали во всю бить фашистов когда действовали "не по уставу". Немцы убили всех этих по настоящему героев,настоящих патриотов СССР, пришли на их место командиров бывшие продавцы,ткачи,учителя ,обучились сами уже и победили фашизм.
    Oladushkin
    1. mkpda 20 июля 2012 09:39
      Били как раз по Уставу. Уставы были вполне адекватными, проблема была в первую очередь организационная и техническая. Не было ни одной отмобилизованной части, техника и люди были распылены между многочисленными частями - были везде и нигде. Техника практически поголовно была с многочисленными недостатками или неполное оснащение для полноценного использования. И т.д.
  15. ВОЛХ 19 июля 2012 13:13
    Не хочется дисскутировать с человеком не знакомым с обсуждаемым вопросом, в гугле не нуждаюсь, ибо знаю об этом периоде практически всё.
    Так же знаю что т.Тухачевский принимал на вооружение, знаю его требования к танкам, и знаю его тезисы об управлении соединениями.
    Желания продолжать разговор на данную тему не испытываю.
    П.С.
    Верно одно, на т.Тухачевского как ни на кого другого вылито слишком много грязи, он незаслуженно подвергается нападкам, и ему приписывается многое из того что он не делал.
    Так же совершенно не освещены многие стороны его деятельности которые положили начало современным методам ведения боя.
    Но это совершенно другой разговор.
    П.П.С.Что касается бравого кавалериста Будёного то его 1я кон.армия должна была по директиве Каменева не штурмовать Львов, а обеспечить поддержку южного крыла западной армии, этого сделано не было, зато был польский удар по неприкрытому флангу.

    Впоследствии на разборе полётов по польской кампании Ленин здорово критиковал действия ю.зап.фронта.
    Тухачевский не был обвиняем в поражении по своей вине.Об этом например почему то не говорят и не пишут, а напротив говорят после поражения Тухачевского в польше, это не верно, это не он потерпел поражение.
    В первую очередь потерпел поражение ген.штаб, т.е. С.С.Каменев, затем И.В.Сталин, за бойкот директивы Каменева об отдаче 1й кон.армии западному фронту.

    Цитата: Oladushkin
    Почему именно от Тухачевского поступают заказы на танки,кторые уже на момент заказа уничтожаются винтовочным патроном?

    Простите, это какие танки?
    ВОЛХ
    1. mkpda 20 июля 2012 09:49
      Имел возможность посмотреть фильм про Т-27 снятый по заказу Тухачевского, фантазёр он и взрослый мальчишка в лучшем случае.

      Про особые полководческие способности Ленина я впервые услышал от Вас. А про передачу 1КА, как Вы это представляете на практике? Для примера, 8МК потратил более двух суток на 500 км марш без боестолкновений, в какие сроки 1КА могла совершить манёвр?

      Винтовочный патрон с бронебойной пулей был опасен для плавающих танков (Т-37А, Т-38), но даже без этого эти танкетки были практически бесполезны в боевых действиях.
    2. Алекс 15 марта 2014 12:59
      Цитата: ВОЛХ
      в гугле не нуждаюсь, ибо знаю об этом периоде практически всё.
      Типичная позиция неуча (о чем говорю, знаю - за 25 лет работы в школе на таких насмотрелся вдоволь).
  16. Oladushkin 19 июля 2012 15:09
    Что бы не быть голословным скажу следующее - прочитайте цикл книг "Война и Мы" известного публициста Ю.И.Мухина и все встанет на свои места.
    Там все есть, прочтите и наслаждайтесь новым для вас знанием в истории родной страны.
    Oladushkin
  17. ВОЛХ 19 июля 2012 15:48
    Спасибо, брать информацию из книг дурной тон.Тем более из книг такого писаки как данный господин.Он себе скомпрометировал как объективный источник информации.
    ВОЛХ
    1. Алекс 15 марта 2014 13:03
      Цитата: ВОЛХ
      Спасибо, брать информацию из книг дурной тон.
      Интересный пассаж... А откуда же эту информацию берут, из спиритических сеансов, что-ли? Вот уж и в правду, желание отстаивать своё мнение иногда сильнее здравого смысла.
  18. Oladushkin 19 июля 2012 16:00
    Вы простите,сами-то сколько написали книг по истории? Вы хоть одну книгу Ю.И.Мухина-то видели? Если бы видели,не писали бы о нем в дурном тоне.Каждая книга не просто вымышленные трололо,как говорится. В каждой книге по конкретной теме есть документы приведенные полностью из архивов МО и открытых источников. Каждый факт имеет ссылку,поэтому Ю.И.Мухина никак нельзя называть "писакой". Писаки это столпы демократии типа Суворова (измарал гад такую фамилию)-Резуна, Волкогоновы всякие.
    И кстати, с каких это пор это информацию брать из книг дурной тон? Где же брать тогда? Со стен или с заборов? А может наиправдейший телевизор нам все правильно объяснит?
    Oladushkin
  19. ВОЛХ 19 июля 2012 16:12
    Книг ни одной к счастью не написал, а докладов, курсовых, и проектов достаточно, в том числе и на ту тему о которой говорим.
    Про Мухина я плохо не говорю, я хочу отметить то что он очень субъективен и узок в своих трудах, он разрешите так сказать слишком Сталинист, и особо всерьёз не принимаем, и не только у меня.
    Информация берётся как вы сказали ранее из - архивов МО,РГВА,фсб, но не из книг субъективных писак которые пишут их с той целью, что бы высказать свой взгляд на происшедшее, или происходящее.
    ВОЛХ
    1. mkpda 20 июля 2012 09:52
      Перефразируя известный афоризм, - "Глядя на ленинскую гвардию, если бы Сталина не было, то его надо было выдумать."
  20. ВОЛХ 20 июля 2012 10:39
    Цитата: mkpda
    Винтовочный патрон с бронебойной пулей был опасен для плавающих танков (Т-37А, Т-38), но даже без этого эти танкетки были практически бесполезны в боевых действиях.


    А Г.Пэнэжко очень даже не плохо воевал под Дубно на этих танкетках, типа т38.
    Я погляжу тут никто читать внимательно не умеет, где я сказал о Ленине как о полководце?
    И вообще,диалог ни о чем,в связи с вашим поверхностным знакомством с историей ВОВ и Г.В.
    ВОЛХ
  21. ВОЛХ 20 июля 2012 11:16
    Цитата: mkpda
    (Т-37А, Т-38), но даже без этого эти танкетки были практически бесполезны в боевых действиях.


    это танкетки разведки, это глаза и уши мех.частей, и при умелом использовании они становились просто незаменимыми на поле боя, по ТТХ они очень даже хороши.И не вина техники и т.Тухачевского что бойцы и командиры не умели грамотно использовать технику.У них видимо такое же отношение к ней было как и у тех кто тут её костерит.
    ВОЛХ
    1. mkpda 23 июля 2012 13:56
      И как в разведке использовать нерадиофицированные машины?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня