Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 1. Первые шаги
Как известно, Германия Первую мировую войну проиграла вчистую. На послевоенное время ее судьбу определил подписанный 28.06. 1919 представителями главных «объединившихся» и союзных держав Версальский мирный договор. Теперь численность вооруженных сил Германии не могли превышать 100 тыс. человек (семь пехотных и три кавалерийских дивизий). Запрещалось иметь, изготавливать и покупать все виды наступательного вооружения: в первую очередь, авиацию, тяжелую артиллерию, крупные боевые корабли, а также многое другое.
Однако данная статья посвящена танкам. Что же говорится в договоре о них? 171-я статья Версальского мирного договора гласила: «Равным образом запрещается производить и ввозить в Германию танки, броневики или всякого рода другие подобные машины, могут быть использованы для военных целей». Танки, имевшиеся в Германских боевых частях — трофейные английские и A7V — выдали победителям, еще по условиям перемирия 11.11.1918 г. Правда, на оснащении полиции было оставлено несколько бронеавтомобилей предназначенных для подавления беспорядков.
Немцы, даже несмотря на наблюдение союзнической комиссии, разобрали прототипы легких машин и танки-гиганты типа «К». Для сокрытия своих секретов, они уничтожили (возможно, спрятали?) всю документацию. Вот та немногая информация, которая известна на сегодняшний день.
Итак, Германия лишилась своих танковых заделов. Конечно, руководители рейхсвера и Reichswehr — постверсальские вооруженные силы – смириться с данным положением не могли и не хотели. Оставалось только одно — разрабатывать танки в тайне. Но, как и где?
Конструкторам было проще, поскольку они были людьми свободными. О. Меркер и Й. Фолльмер выехали за границу где трудились над укреплением обороны Швеции. На заводе компании Ландсверк, взяв конструкцию прототипа LKII за основу, они создали Strv m/21. Десять таких машин было выпущено уже в 1921 г. Через восемь лет танки были модернизированы. Вместо двигателя мощностью 60 л.с. поставили 85-сильный (оба размещались в передней части корпуса). Была усилена защита, толщина брони составляла 14 миллиметров. Улучшенная ходовая часть машины позволяла развивать скорость до 18 км/ч при запасе хода 70 км. Масса танка составила 9,5 тонн. Экипаж танка состоял из четырех человек. Кроме 37-миллиметровой пушки и пулемета в башне в корпусе был установлен еще один пулемет. Эти танки служили вплоть до Второй мировой.
Вскоре Фолльмер перебрался в Чехословакию. Там он в середине 1920-х годов создал и испытал колесно-гусеничные танки КН50, КН60. Меркер, оставшись один, в 34-м г. предложил легкий La-100, а позднее La-60, который считался самой удачной шведской машиной. Именно на этой машине впервые была применена индивидуальная торсионная подвеска опорных катков. Несколько модификаций данной машины выпускали в военное время, на базе танка создали самоходные артустановки. Она же стала прототипом для легкого танка «Толди» венгерского производства.
Труднее пришлось политикам и военным Германии. Они в своих реваншистских устремлениях искали даже не союзника, а сочувствующего. И именно таким сочувствующим стала Советская Россия, которая не входила в число стран-победителей. Напротив, Красной Армии самой приходилось отражать интервенцию Антанты. Тем более после гражданской войны Советская Россия оказалась в экономической и политической изоляции.
Эта сделка сулила обеим сторонам приличные дивиденды. Первые хотелось при помощи военного союза обойти Версальский договор. Вторые рассчитывали на помощь в формировании и повышении оборонного потенциала.
Опустим подробности переговорного процесса и продолжим повествование с 1926 г., когда на территории СССР начали организацию трех учебно-испытательных центров. Танковая школа, имеющая полигон (кодовое название «Кама») находилась в Казани. Ее работа продолжалась до 15.09.1933 г. В разные годы во главе школы стояли подполковник Мальбрандт, майоры Гарпе и Радльмайер.
В июле 1929 г. в полевом лагере «Камы» приступили к интенсивной учебе и испытаниям машин. Может возникнуть вопрос, какие танки собирались обкатывать, если у Германии официально не было танков, а производство советских танков «Малый сопровождения» только начали налаживать?
Оказывается, к данному времени уже были готовы испытательные объекты. На место их доставили под видом сельхоз оборудования. Руководство рейхсвера еще в 1925 г. поручило трем компаниям — Даймлер-Бенц, Рейнметалл-Борзиг и Крупп — спроектировать и изготовить по паре средних танков массой около 20 тонн. Для маскировки объявляли, что ведется строительство «больших тракторов». В следующем году был создан первый рейнметалловский прототип.
Фирмы Рейнметалл Борзиг и Крупп отчитались за первые машины в 28-м году, за вторые — в 29-м. Даймлеровские модели в связи с многочисленными дефектами задержались практически на год. Окончательная сборка всех машин производились в Унтерлюсе на заводе Рейнметалл-Борзиг.
Крупповские и рейнметалловские машины имели вес 19,3 тонн, запас хода составлял 150 км. Карбюраторные шестицилиндровые 250-сильные двигатели BMW Va позволяли развивать скорость до 40 км/ч. Даймлеровские «тракторы» по скорости не отставали от них. Хотя при массе 15 тонн и двигателе мощностью 255 л.с. своего же производства они обладали лучшей удельной мощностью которая составляла 17 л.с./т. Нужно признать: для 20-х годов прошлого века это были очень неплохие характеристики.
Вооружение танков состояло из 75-мм короткоствольного орудия (длина 24 калибра) имеющего боекомплект из 104 выстрелов и трех 7,92-мм пулеметов, один из которых был спарен с пушкой, имеющих боекомплект из 6000 патронов. Экипаж – шесть человек. Основным конструкционным материалом была 13-мм неброневая сталь.
Касательно «легких тракторов» (следует читать, легких танков), то фирмы Рейнметалл-Борзиг и Крупп заказ на них получили в 1929 г. Крупповские образцы, имеющие разные системы подвески, были созданы в 31-32 гг. На них устанавливались 37-миллиметровая пушка во вращающейся башне. Вес танков составлял 7,9 тонн. Экипаж – три человека. Все легкие танки побывали в «Каме». После этого они вернулись в Германию, где принимали учасие в маневрах Первой танковой дивизии.
Фирма Рейнметалл-Борзиг свои две разнотипные легкие машины, броня которых была изготовлена из мягкой стали, построила лишь в 34-м г.: самоходную установку и танк с башней (в СССР он, естественно, не попал). Их боевая масса составляла 8 и 9,5 тонн соответственно. Обе машины оснащались одним и тем же 100-сильным двигателем. Кроме 37-мм пушки (длина 45 калибров), каждая машина вооружалась пулеметом.
В 1927—1928 годах тайно велись проработки самоходных артустановок. Известно, по крайней мере, об одном образце с 37-им пушкой прикрываемой щитом. Бронирован был только двигатель и то, скорее всего, мягкой сталью. Компанией Ганомаг предлагалась более совершенная модель. Базой служил трактор «Венделер и Дорн». Общая масса 6,8 тонн. Установленное на тумбе 77-миллиметровое легкое орудие образца 1896/1916 года обеспечивало круговой обстрел. 50-сильный карбюраторный двигатель позволял достигать скорость 6 километров в час. По всей видимости, данных машин в Казани не было.
Кое-что из технических достижений Германии перекочевало в конструкции танков Советского Союза. Например, Т-28 получил крупповскую подвеску; Т-28, Т-35 — размещение в носовой части экипажа; Т-26, Т-28, БТ — сварные корпуса, прицелы, приборы наблюдения, радио- и электрооборудование, спаривание пулемета и орудия.
Также развивалось непосредственное сотрудничество между германскими и советскими инженерами. Так, в начале 1930-х г. в Ленинграде работал Гроте, создавший средний танк ТГ. Однако данную машину в производство не приняли только из-за сложности конструкции. А ведь в ней были реализованы многие интересные новшества. При скорости 35 км/ч и боевой массе 25 тонн она имела превосходное вооружение: 37-, 76-мм пушки и четыре пулемета. 11 человек экипажа защищала 50-мм броня.
Й. Фолльмер также работал на Советский Союз. Однако в страну он не приезжал, а пересылал чертежи, исправно получая за них плату. Где использовались его проекты, документально пока не установлено.
От казанской школы Советская сторона постаралась взять максимум возможного. Согласно докладу зам. начальника Управления механизации и моторизации Рабоче-Крестьянской Красной армии, командира корпуса Грязнова наркому обороны Ворошилову через школу удалось пропустить «... 65 человек начсостава мотомеханизированных и танковых войск со значительным процентом строевых командиров». Арендаторы имели более скромные результаты учебной работы. Полный курс подготовки в «Каме» прошли 30 офицеров-танкистов Германии. Некоторые из прошедших подготовку в СССР впоследствии стали весьма крупными военачальниками. Например, в «Каме» обучался Риттер фон Тома — командир танкового подразделения легиона «Кондор» в 1936 году в Испании, генерал танковых войск, командующий в 1942 году немецким африканским корпусом. Генерал-полковник Иозеф Гарпе — командующий Четвертой танковой армией. Обергруппенфюрер Вильгельм Биттрих — командир Второго танкового корпуса войск СС.
Майор Г. Гудериан, который в то время служил в отделе автомобильных войск рейхсвера, также приезжал сюда. Правда, не как ученик (данного мнения придерживаются многие историки), а как инспектирующее лицо. Во время поездки Гудериан и капитан Пирнер обсуждали конструктивные особенности танков, доставленных только что в СССР.
В боевых машинах его интересовало все. Отмечая удачные тех. решения (хорошую маневренность и проходимость, круговой обстрел из пулеметов и пушки), он больше интересовался недостатками: почему отсутствуют радиостанции, почему место командира установили рядом с водителем в передней части, из-за чего у него отсутствуют круговой и боковой обзор.
Повышенную любознательность Гудериана объяснить просто. Вынашивая прообраз будущих танковых дивизий, Гудериан подыскивал подходящих для них два типа танков: основной – сравнительно легкий, имеющий противотанковую пушку, и средний — имеющий короткоствольное орудие для арт. поддержки основных танков. Ища подходящий вариант боевой машины офицер-автомобилист даже совершил месячный визит в Швецию, где побывал во Втором батальоне гвардии. Гудериан лично освоил танки Strv m/21, состоявшие в нем на вооружении.
А танками Г. Гудериан «заболел», когда ознакомился с работами энтузиастов «механизированной» войны — француза Ш. Де Голля и англичан Б. Лиддел-Гарта, Дж. Фуллера. Он буквально был поглощен идеей создания и самостоятельного использования танковых войск.
Судя по мемуарам Гудериана, поначалу он не мог найти понимания, и долго был единственным специалистом в данной области. Г. Гудериан даже подшучивал над собой: «Среди слепых и одноглазый король». Со временем ему удалось сдвинулось дело с мертвой точки. Среди офицеров семи автомобильных батальонов входивших в состав рейхсвера нашлись единомышленники.
На начальном этапе самым приемлемым было ознакомление теорией, которая вызывала явный скептицизм. Одновременно штудировались английские уставы вождения танка. Во время практических упражнений использовали толкаемые солдатами фанерные силуэты танков с велосипедными колесами. Позже макеты переставили на автомобильные шасси.
Реальная подготовка к созданию бронетанковых войск началась в октябре 1931 г. с назначением Г. Гудериана начальником штаба инспекции автомобильных войск. Летом следующего года в учебных лагерях были проведены первые учения с пехотным полком, при поддержке батальона танков-макетов. Этот процесс резко ускорился приход А. Гитлера к власти.
Началось преобразование кавалерийских полков в мотопехотные. В городах Ордруф и Цоссен в автошколах будущих танкистов продолжали обучать вождению на гусеничных тракторах, которые по многим параметрам были близки к боевым машинам. Различные фирмы вскоре поставили около полтора десятка прототипов легких танков.
Данные машины в официальных документах по-прежнему продолжали называть сельскохозяйственными тракторами LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper). Правду говоря, это были всего лишь шасси без надстройки и башни, однако с 13-мм броней. Открытый корпус позволял разместиться инструктору и четырем обучающимся. Такими машинами, кроме школ, были укомплектованы первые два формируемых танковых полка. Летом 1934 г. Гитлеру было продемонстрировано в миниатюре, что собой представляют механизированные войска. В отряд входили взводы противотанковых пушек, мотоциклистов, «танков» LaS, средних и легких бронеавтомобилей. «Вот то, что мне необходимо. Я хочу иметь именно это», — говорил фюрер, восторгаясь слаженными и быстрыми действиями представителей разных родов оружия.
Им же был отдан приказ создать Panzerwaffenamt (Управление бронетанковых войск). Его главой стал генерал-лейтенант О. Люц, а полковник Г. Гудериан стал начальником штаба. Обоих связывала совместная служба и давняя дружба, позволившая в едином тандеме взяться за порученный участок работ. Поэтому не мудрено, что Люц предложил добавить к двум «гудериановским» третий тип боевых машин — легкий танк-разведчик имеющий 20-мм автоматической пушкой и пулемет.
Генерал Л. Бек, будущий начальник главного штаба сухопутных войск вермахта к танкам по-прежнему относился недоверчиво, отводя им роль сопровождения пехоты и то в лучшем случае. (По Версальскому договору в рейхсвере генеральный штаб иметь запрещалось. В сухопутных войсках его функции выполнялись войсковым управлением с отделами: организационным, оперативным, по изучению боевой подготовки и иностранных армий).
Но Г. Гудериан О. Люц стояли на своем, полагаясь на рейхсканцлера являющегося сторонником скорейшего создания панцерваффе. А тут еще и бывшие члены Антанты ослабили строгость Версальского договора. Германия в марте 1935 г. официально денонсировала запрещающие статьи, т. е. вновь получила военный суверенитет.
Теперь Wehrmacht (вооруженные силы нацистской Германии) не сдерживаемый договором начал стремительно набирать силы. В первое лето его становления были проведены четырехнедельные учения опытной танковой дивизии М. фон Вайкса (Weichs),который собрал все танковые подразделения, существовавшие в то время, под свои знамена.
Первые лица военного ведомства генерал-полковник В. фон Бломберг, министр, и В. фон Фрич главнокомандующий сухопутными силами наблюдали за ходом учений. Об успешном окончании учений возвестил желтый аэростат, поднятый в воздух. Генерал В. Фрич по этому поводу заметил, что на аэростате не хватает надписи: «Танки Гудериана являются самыми лучшими».
Посеянные зерна быстро дали всходы. Самые известные машиностроительные компании получили заказ на разработку и создание средних и легких танков в больших количествах. 15 октября 1935 г. были сформированы три танковые первые дивизии: Первую в Веймаре – командующий Вайкс, Вторую в Вюрцбурге (позже была передислоцирована в Вену) – командующий Гудериан и Третью в Берлине — командующий генерал Фессеман.
Командование кавалерии также хотело получить в свое распоряжение танки, потому обзавелось тремя (позднее и четвертой) легкими дивизиями. Зимой 40-го года они были переформированы в танковые.
Лишь генерал Бек в вопросах использования бронетанковой техники в бою продолжал стоять на своем и потребовал сформировать две танковые бригады. Данные формирования некоторое время находились в резерве Главного командования, позднее послужили основой для новых танковых дивизий.
Таким образом, проигравшие Первую мировую, немцы (многие из руководства считали, что именно из-за танков) на этот раз именно на них делали основную ставку перед новыми военными походами. Победители же напротив, даже несмотря на прежний приоритет в теоретических разработках, отстали безнадежно. Они рассматривали танки только как придаток к пехоте, за что и поплатились.
Информация