Усиление морских черноморских рубежей: сторожевик проекта 12150 «Мангуст»

29
Абхазский морпорт Очамчиры принял два российских сторожевика типа «Мангуст», которые прибыли, согласно международных договоренностей, на усиление пограничной морской группы, которая осуществляет охрану черноморских рубежей республики. Встреча кораблей началась с торжественной церемонии. Два сторожевика серии «Мангуст» теперь пришвартованы в порту Очамчиры. Ожидают в скором времени прибытия корабля проекта «Соболь», который дополнит российскую пограничную группировку, насчитывающую в данное время 8 кораблей. "Соболь" станет последним судном и полностью укомплектует российских морских пограничников.
Данные сторожевики – современные корабли, способные быстро маневрировать и развивать скорость до 90 км/ч. Они имеют на борту современное скорострельное вооружение и оборудование.

Усиление морских черноморских рубежей: сторожевик проекта 12150 «Мангуст»


Усиление корабельной группировки завершено и в городе Сочи – корабли призваны обеспечивать безопасность будущих олимпийских игр. Кроме кораблей серии «Мангуст», в мероприятиях будут задействованы корабли серий «Соболь» и «Охотник». Так, самым крупным сторожевым кораблем сочинской группировки стал корабль класса «Охотник» - сторожевой корабль с вертолетами на борту, вооруженный современным вооружением и оборудованием.

Корабль проекта 12150 «Мангуст»
Сторожевой патрульный катер класса «Мангуст» разработан санкт-петербургским ЦМКБ «Алмаз» специально для Федеральных пограничников РФ. Производством сторожевиков занимает Рыбинский завод «Вымпел», который может создавать для пограничников около 5-ти катеров данного класса в год. При острой необходимости эта цифра может быть увеличена почти вдвое. Таких катеров не производят больше нигде в мире. Эти катера, если сравнивать их с аналогичными зарубежными кораблями, не уступают им по своим характеристикам. Основной задачей сторожевиков «Мангуст» является осуществление патрулирования российских территориальных вод, охраны морской государственной границы, выполнение функций таможенной службы, охрана морских ресурсов, борьба с незаконным выловом рыбы, контрабандой и морской нелегальной транспортировкой.



Устройство катера класса «Мангуст»
Корпус пограничного катера изготовлен из алюминиевых сплавов с примесями магния. Внешние обводы корабля придают ему форму глубокого «V», которая обеспечивает катеру возможность набора большой скорости до 50 узлов. Корпус катера поделен на 6 отсеков, и при затоплении одного из них он сможет продолжить движение и выполнять поставленные задачи. Подводная часть катера получила электрохимическую протекторную защиту, поверх которой нанесен слой антикоррозийного покрытия – краска и грунт от фирмы «Хемпелс».

Силовая катера состоит из двух дизельных двигателей М470 «Звезда» общей максимальной мощностью 2.6 тысячи кВт с приводами «ACD-14». Для обеспечения подачи бортовой электроэнергии катер оснастили дизельным генератором имеющим мощность 16 кВт и аккумуляторными батареями 12-24 В. Кроме того, катер получил комплекс интерцепторов, которые будет обеспечивать сохранение им высокой скорости и ходовой при волнении моря до 4-х баллов.



Оборудование катера – современный комплекс навигации и связи, обеспечивающий современный уровень безопасного кораблевождения. Он состоит из радиолокационной станции, электронного прокладчика, гирокомпаса, магнитного компаса, системы спутниковой связи, лага, эхолота, УКВ радиостанций и аварийного радиобуя от системы «КОСПАС-САРСАТ». По требованию возможна установка на борт катера КВ радиостанции.

Вооружение
Сторожевой катер класса «Мангуст» может нести различное вооружение, в зависимости от решаемых задач или по требованию заказчика его устанавливают еще на заводе. Стандартный вариант оснащения «Мангуста» вооружением:
- 14.5 мм тумбовая стационарная пулеметная установка;
- один-два пулемета калибра 7.62 мм;
- ПЗРК «Игла»;
- гранатомет противодиверсионного типа «ДП-64»;
- гранатомет АГС-17.
Кроме пулеметов, заказчику сразу предлагают установить ракетный комплекс «Вихрь». Он обладает возможностью лазерного наведения и дальностью применения ракет до 10-ти километров. Из дополнительного оборудования, можно отметить наличие надувной лодки, имеющей жесткий корпус и собственный мотор и стрелу для принятия/отдачи грузов весом до 140 килограмм.

Основные характеристики:
- водоизмещение норма/макс -23.6/30 тонн;
- длина – 18.7 метров;
- ширина – 4.4 метра;
- осадка – 1.1 метра;
- скорость эконом/макс – 35/71 км/ч;
- автономность плавания до 2 суток;

Модификации катера
- проект 12150 – базовый вариант катера класса «Мангуст»;
- проект 12150В – катер с предустановленным ракетно-артиллерийским комплексом «Вихрь» - пусковая ракет и 30 мм скорострельное орудие. Боезапас – 4 ракетных выстрела и 500 боеприпасов для орудия;
- проект 12159М – специальная модификация катера для МЧС России. Основное предназначение – выполнение поисковых и спасательных работ. Основное оборудование аварийно-спасательного назначения. Производится серийно, первый катер уже сошел со стапелей.



Источники информации:
http://www.arms-expo.ru/049055057053124049052049048.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.vympel-rybinsk.ru/12150.htm
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Братец Сарыч
    +3
    17 июля 2012 08:46
    Усиление морских рубежей - звучит более чем заманчиво, но вот дальше читаем, что осуществляется оно вооруженными прогулочными катерами...
    1. НикНик
      0
      17 июля 2012 11:43
      Вот вот. И все равно у абрамовича круче!
    2. +1
      18 июля 2012 05:59
      Цитата: Братец Сарыч
      но вот дальше читаем, что осуществляется оно вооруженными прогулочными катерами...


      у каждого типа кораблей своя задача...как видно из описания, данным катерам не ставится задача уничтожения вражеских АУГ...в большинстве случаев проще и дешевле выгнать в море вот такой маленький сторожевик, чем снаряжать более крупное судно...

      а по фото, да...похож на прогулочный катер....если не считать крупнокалиберный пулемёт, ПЗРК, гранатомёты и ракетные установки...
      1. 0
        18 июля 2012 19:58
        Цитата: Krilion
        похож на прогулочный катер....если не считать крупнокалиберный пулемёт, ПЗРК, гранатомёты и ракетные установки...

        Эх на таком, да с девками, да вдоль Сочей!!!
        1. Физрук
          -1
          19 июля 2012 10:57
          Усиление Черноморских рубежей ...

          Водоизмещение 23 тонны ... какой позор

          ВПЕРЕД, РУСИЧИ !!! fellow
  2. Йошкин Кот
    +3
    17 июля 2012 09:05
    бандупутинаподсуд! он не хочет ловить контрабандистов и браков эсминцами! и крейсером "Москва"! laughing
    1. 0
      6 августа 2017 16:11
      Демагогия цветет! Нарушителей мор.границы ловить хватит. А отражать нападение вражеского ордера - не их задача.
  3. +13
    17 июля 2012 09:09
    Для пограничников в ближней морской зоне очень даже хорошие катера. Для того, чтобы догнать и остановить нарушителя имеющегося вооружения вполне достаточно.
    Только это не усиление, а просто укомплектование пограничников средствами контроля ближней морской зоны и не более.
    1. +2
      17 июля 2012 19:01
      Цитата: Сахалинец
      Для пограничников в ближней морской зоне очень даже хорошие катера

      Нормальные и мощные катера. Давно уже пора брать их на замену "Аистам" и "Грифам". Задачи у моряков - пограничников на чёрном немного другие, чем на тихом или северном, так что всё самое то!
      Цитата: Йошкин Кот
      бандупутинаподсуд! он не хочет ловить контрабандистов и браков эсминцами! и крейсером "Москва"!

      ++++ улыбнуло!
      1. laurbalaur
        0
        17 июля 2012 20:29
        чем они хуже предидущих? Вы на них , ходили ?
        1. +1
          18 июля 2012 12:56
          Кто-то говорил, что они хуже?
          Ходил на "Грифах" и "Лангустах", а "Аисты" - корыта ещё те.
  4. +6
    17 июля 2012 09:36
    Сделали да и ладно. Можно сказать, хорошо. Но не вижу причин, чтобы подбрасывать чепчики по случаю спуска на воду элементарной яхты. Как-то так. :о)
  5. +6
    17 июля 2012 09:40
    В кораблестроительных программах многих стран особое внимание отводится маневренным катерам, предназначенным для охраны территориальных вод и экономических зон, а также участия в патрульных и боевых операциях. Использование на патрульных катерах в качестве вооружения автоматических пушек калибра 20, 30, 40 мм и пулеметов калибра 7,62 мм и 12,7 мм, не отвечает современным требованиям ввиду их малой эффективности на дальностях стрельбы более 2000 м.

    Анализ боевого использования катеров, характеристик огневых средств надводных, береговых и воздушных боевых объектов показал необходимость усиления вооружения катеров с целью расширения круга решаемых задач по охране территориальных вод и экономических морских зон, проведению патрульно-полицейских и таможенных операций, обеспечению эффективной самообороны и участию в боевых операциях.

    Оснащение катеров многоцелевым высокоточным ракетным вооружением позволяет значительно повысить их боевую эффективность. Комплекс "Вихрь", разработанный для российского боевого вертолета Ка-50, в наибольшей степени удовлетворяет требованиям к вооружению катеров.
    Состав

    Модульный принцип построения систем комплекса и их автономность позволяют обеспечивать различные варианты размещения на катере в зависимости от его класса и выполняемых задач. Для малого катера предложен вариант построения комплекса "Вихрь-К", включающий:
    управляемую многоцелевую ракету "Вихрь";
    систему управления огнем (СУО);
    артиллерийскую установку АК-306 или АК-630, доработанную для размещения ракет "Вихрь".

    Конструктивно комплекс "Вихрь-К" включает:
    четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с управляемыми ракетами "Вихрь", размещенными на АК-306 или АК-630;
    два пусковых устройства (ПУ);
    доработанную ракетно-артиллерийскую установку (РАУ) АК-306 или АК-630;
    круглосуточную автоматизированную систему управления огнем;
    датчики текущей информации об условиях стрельбы;
    источники питания;
    комплект электромонтажа.

    Стабилизированный дневно-ночной прицел-прибор наведения СУО размещен на ходовой рубке, что обеспечивает широкий диапазон углов поиска и сопровождения целей, а другие элементы СУО (вычислительная система, автомат сопровождения целей, пульт управления СУО с комплексом вооружения и видеосмотровым устройством) размещены в рубке катера.

    Необходимость оснащения катера ракетно-артиллерийским вооружением обоснована по ряду критериев: вероятности попадания и поражения типовых целей, вероятности выполнения боевой задачи в дуэльной ситуации и по обобщенному критерию, учитывающему соотношение эффективности и стоимости.

    Численные значения критериев определены по результатам моделирования процесса обстрела и дуэльного боя катера с целью. В качестве исходных данных приняты суммарные ошибки попадания боеприпаса в цель и характеристики поражающего действия боеприпаса.

    За типовые цели приняты:
    надводная - малый катер, вооруженный 40-мм автоматической пушкой или, как вариант, - 76-мм скорострельной пушкой;
    воздушная - вертолет берегового или морского базирования, вооруженный управляемыми ракетами с дальностью действия 6000 м с кумулятивно-осколочно-фугасной БЧ типа Hellfire;
    береговые - танк типа М1-А1 и БМП М2.

    Из расчетов виден существенный рост эффективности катера в 4,1 - 5,7 раза.

    Выбранный вариант размещения ТПК с УР "Вихрь" на РАУ АК-306 или АК-630 обеспечивает высокую компактность комплекса, достаточный для применения УР диапазон углов наведения -4°+38° в вертикальной плоскости и +180° в горизонтальной. При этом технические характеристики установки АК-306 после ее доработки не ухудшаются при боевой работе пушками АО-18Л.

    Высокоточный комплекс по своему техническому уровню опережает аналогичные разработки ведущих стран. Значительно более высокая стоимость выполнения боевой задачи комплексом "Hellfire" обусловлена, в основном, меньшей в 1,5 раза максимальной скоростью полета ракеты по сравнению с ракетой "Вихрь". Комплекс основан на перспективных технических решениях, заложенных в управляемом вооружении "Вихрь", автоматизированной СУО, а также автоматической пушке АО-18Л в составе артиллерийской установки АК-306, которые изготовляются серийно. Их высокие боевые и эксплуатационные характеристики подтверждены в ходе испытаний и войсковых учений.

    Важной особенностью комплекса является автономность и модульность исполнения всех элементов, что позволяет его легко разместить на любом морском катере без существенных доработок, в короткие сроки и при небольших финансовых затратах. Катера, находящиеся в эксплуатации и оборудованные артиллерийской установкой АК-306, могут быть дооснащены комплексом "Вихрь" со значительно меньшими затратами, чем при оснащении таких катеров вновь разрабатываемыми комплексами вооружения.

    Ракетный комплекс действует на дальности до 10 км и поражает типовые цели с вероятностью 80%. Особенность комплекса в том, что его ракетой можно попадать в любую часть корабля противника: ходовую рубку, машинное отделение или отдельные части радиолокационных средств. Точность стрельбы с дистанции 10 км составляет квадрат, размером 2,5Х2,5 м.
    Тактико-технические характеристики Разработчик КБ "Приборостроения"
    Дальность стрельбы, км 0.5-10
    Время полета , с
    - на максимальную дальность 28
    - на дальность 8000м 23
    - на дальность 6000м 14
    Средняя скорость полета, м/с 600
    Боевая часть
    - тип кумулятивно-осколочно-фугасная с лидирующим кумулятивным зарядом
    - вес, кг 8-12
    - вес взрывчатого вещества, кг 4-5.5
    - тип взрывателя контакный и неконтактный
    - радиус действия неконтактного взрывателя, м 2.5-3.0
    Ракета
    - число ступеней 2
    - длина, мм 2750
    - максимальный диаметр корпуса, мм 125-130
    - размах крыла, мм 240
    - размах стабилизаторов, мм 380
    - стартовый вес, кг 40-45
    - длина ТПК, мм 2870
    - диаметр ТПК ,мм 140
    - вес ракеты в ТПК ,кг 59
    - температура применения, град oC от -50 до +50
    1. SIT
      0
      17 июля 2012 14:05
      Цитата: urzul
      За типовые цели приняты: надводная - малый катер, вооруженный 40-мм автоматической пушкой или, как вариант, - 76-мм скорострельной пушкой; воздушная - вертолет берегового или морского базирования, вооруженный управляемыми ракетами с дальностью действия 6000 м с кумулятивно-осколочно-фугасной БЧ типа Hellfire; береговые - танк типа М1-А1 и БМП М2.

      Это вот на такой пргулочной яхте из алюминиево магниевого сплава дуэль с вертолетом огневой поддержки или танком!?!? Разработчик сам это делать собирается или предоставит право почетной и быстрой смерти будущим экипажам? Длина ракеты Вихрь 2770мм. Значит установить ее можно только в носовой части. Если угол горизонтальной наводки составляет заявленные 180 гр, то в случае необходимости стрельбы прямо по курсу реактивной струей ракеты не только стеклышки в рубке повышибает, но и штурвального вместе с креслом унесет на камбуз. И еще. Ограничение состояния моря в 4 балла делает такой катерок актуальным в курортный сезон на Черном море. На севере и ТОФе это несерьезно. Да даже у Новороссийска в ноябре волны максимально достигали 11м. Какое нить рыбацкое корыто загруженное герычем под самую крышку трюма дошкандыбает и в такую погоду, а катерки эти придется вытаскивать на берег и покрепче привязывать чтоб не удуло.
  6. Tirpitz
    0
    17 июля 2012 10:15
    Так, самым крупным сторожевым кораблем сочинской группировки стал корабль класса «Охотник» - сторожевой корабль с вертолетами на борту.

    Есть у кого информация по нему?
    1. 0
      17 июля 2012 11:36
      ??? smile
      Головной корабль проекта 22460 "Рубин" (заводской № 501) был завершен постройкой на ОАО "СФ "Алмаз" в 2009 году и 12 мая 2010 года принят в состав Черноморско-Азовского пограничного управления Федеральной пограничной службы ФСБ России

      http://topwar.ru/13740-spuschen-na-vodu-zhemchug.html
    2. Капитан Врунгель
      +1
      17 июля 2012 17:27
      Типа "Рубин"-пограничный сторожевой корабль 2 ранга (малый корвет). Скорость 30 узлов. Экипаж 24 чел. Вооружение АК-630 и 2 кр.пулемета. Ангар для вертолета.
      1. +1
        18 июля 2012 12:53
        Цитата: Капитан Врунгель
        Ангар для вертолета.

        Или беспилотника.
    3. +1
      18 июля 2012 12:50
      Вот он какой.
  7. +2
    17 июля 2012 10:50
    Мне только одно интересно. Почему у него классический винтовой привод. Для прибрежной зоны гораздо выгоднее водометы ставить, нет вероятности сломать винты или намотать на них всякую муть, скорость та же если не больше так как уменьшается кавитация эмпилеров. Тем более их неплохо Зеленодольск делает.
    1. +3
      17 июля 2012 12:07
      Не моряк сужу по лодке тестя у него как раз таки водомет стоит с саабовским двигателем.
      У него при больших скоростях свыше 65 км в час резко ухудшается управляемость. Возможно тут тоже самое но могу ошибаться.
      1. +1
        17 июля 2012 12:35
        Это если водомет не с поворотным соплом. Их 2 вида зеленодольский недавно разработали в КБ Агат, и вообщем то он себя неплохо показал. Даже для ФСБ сверх скоростные машины с водометом сейчас делают. Недавно 4 отдали в эксплуатацию.
        1. +2
          17 июля 2012 20:50
          Цитата: Паровоз
          Почему у него классический винтовой привод.

          Могу допустить только стесненность пространсва в катере, не позволяющей разместить каналы водометов в корпусе. Все-таки, в отличие от прогулочных катеров он несет большую стандартную нагрузку, это вооружение, экипаж, провизию, средства РЭВ, больший экипаж.
    2. Капитан Врунгель
      +2
      18 июля 2012 09:53
      У катера не классический винтовой привод. а винто-рулевой поворотный, Устройство менее громоздкое, но более эффективное для малых судов.
  8. патриот2
    +1
    17 июля 2012 12:24
    Новость на +
    Хорош катер для защиты морграниц от нарушителей и диверсантов. Вооружение приличное, скорость также хороша. Побольше бы нам таких и на Балтике, да и на ТОФе.
  9. 0
    17 июля 2012 13:03
    Кто может дать хоть какую-то информацию об упомянутых в статье сторожевиках серии "Собой" и "Охотник"?
    1. +1
      17 июля 2012 13:19
      смотри тут http://topwar.ru/13740-spuschen-na-vodu-zhemchug.html
      1. 0
        17 июля 2012 13:28
        Понятно. Думал, проект 22460 называется "Рубин". Возможно, так СМИ обозвали по названию головного судна. Но "Охотник" вообще нигде не проскальзывал...
        А что насчёт "Собой"?
        1. +1
          17 июля 2012 14:40
          "Соболь" здесь.
          http://topwar.ru/3787-proekt-12200-patrulnyj-kater-sobol.html
          1. 0
            17 июля 2012 14:43
            Насчёт "Соболя" вопросов нет. Видимо, в статье очепятка. Написали "Собой". Обрадовался, что появилось нечто новенькое.
  10. +1
    17 июля 2012 16:21
    Красивый кораблик!!!
  11. Мирослав
    +1
    17 июля 2012 17:35
    Симпатичный катерок. И в нашу морскую святыню - Севастополь не машет направить.
  12. laurbalaur
    0
    17 июля 2012 20:00
    на самом деле -красивый , только у меня , побольше ! не знаю , какой у не го радар, мой видит не 80 км, морская зона итд. так что ...смеЁмся вместе !
    1. Капитан Врунгель
      +2
      17 июля 2012 23:01
      Судя по обтекателю антенны радара "FURUNO" для скоростных судов. И на какой высоте расположена Ваша антенна, если видите цель за 45 миль. Земля имеет форму шара. Высота Вашей антенны-горизонт-высота цели. Для справки, шкала радаров в милях. а не в километрах,
  13. ivansaxonov
    +1
    17 июля 2012 21:48
    Катер предназначен для выполнения задач в ближней морской зоне, так что его габариты достаточны и соответствуют его предназначению!
  14. Мимопроходящий
    +1
    17 июля 2012 23:01
    Данные сторожевики – современные корабли, способные быстро маневрировать и развивать скорость до 90 км/ч.

    которая обеспечивает катеру возможность набора большой скорости до 50 узлов.

    скорость эконом/макс – 35/71 км/ч;

    Так какая максимальная скорость? До 50 узлов или до 38 узлов (71км/ч)?
    Я так понимаю, что правильная цифра - 71 км/ч, тогда зачем автор в статье посвященной конкретному катеру Мангуст, аж два раза упомянул скорость катера Соболь, создавая впечатление что это скорость Мангуста? ИМХО, статья журналамерская, автору мой минус.
    1. 0
      18 июля 2012 19:53
      Так автор ещё катера кораблями называет. Ну бывает.
  15. +2
    17 июля 2012 23:16
    Хороший катерок, а вот к автору есть вопросы : Если такие катера не строят нигде в мире, то с какими аналогичными зарубежными кораблями их сравнивать и кому они не уступают по своим характеристикам?
    И какова всё таки максимальная скорость у катера? Сначала было 90 км/ч, потом 50 узлов, что делает больше 92 км/ч и наконец в основных характеристиках 71 км/ч.
    Не серьёзно как то...
  16. +1
    18 июля 2012 06:52
    Насколько я понимаю, слэнговое название "сторожевик" в советские (и досоветские) времена означал "сторожевой корабль", а никак не "сторожевой катер". Наличие катеров в любых подразделения ( будь то пограничники или ВМФ) приветствуется и естественно, поскольку для них есть свои задачи, но называть катер с минимальным (простите, смешным) вооружением "сторожевиком"?... Эдак мы до мышей ... дойдём. Что бы нам тогда любой корабль с вертолётом на борту не назвать "авианесущим крейсером". Ещё раз - катера нужны, но пусть так и называются...
  17. +1
    20 июля 2012 09:46
    Дредноут, любое вооруженное судно становится КОРАБЛЁМ. Всё остальное - просто судно. Даже если я на свою надувнуху поставлю пулемёт - я могу называть её кораблём.