Транссиб: стратегический прорыв в трансконтинентальное будущее

30
Одним из базовых организующих элементов российского геополитического пространства следует по праву считать Транссибирскую магистраль. Транссиб – величайший транспортный проект, соединивший два океана, позволивший России связать между собой мировые производственно-экономические центры и получить огромные возможности для будущего развития.



История Транссиба началась в 1892 году, когда министр путей сообщения Российской империи граф Витте – поистине величайший русский государственный деятель – предложил грандиозную по масштабности идею о строительстве железной дороги, которая бы соединила Петербург с Владивостоком. Витте, впоследствии ставший министром финансов, буквально заболел идей проекта сооружения Великого Сибирского пути – именно такое название первоначально получила новая магистраль. Особая заслуга в реализации проекта строительства магистрали принадлежит Императору Николаю II, лично всеми силами способствовавшему его завершению. Учрежденный Императором Комитет Сибирской железной дороги постановлял: «Сибирская железная дорога – это великое народное дело, которое должно осуществляться русскими людьми и из русских материалов». Строительство магистрали началось одновременно с двух направлений — от Челябинска на восток и от Владивостока на север и далее на запад. Сооружение дороги – великий подвиг русского народа, совершенный честным подвижническим трудом тысяч рабочих, инженеров, строителей, простых людей. По темпам строительства магистрали (10 лет), учитывая её грандиозную протяженность и крайнюю трудность строительства, Великий Сибирский путь не знал и не знает себе равных в мире. Во многом благодаря Транссибу СССР провёл мощную индустриализацию 30-х годов, во многом благодаря Транссибу наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне, в значительной степени благодаря Транссибу не распалась и новая Россия после катастрофы 1991 года.

Транссибирская магистраль по сей день занимает центральное место в государственной политике России по строительству и поддержанию функционирования континентального транспортного коридора, тем самым определяя свою роль в мире как основного логистического звена, соединяющего Европу и Азию. При устранении существующих недостатков и дальнейшем инновационном развитии магистрали Россия планирует её качественную модернизацию и расширение с радикальным увеличением объёма транзитных перевозок.

Понятно, что стремление нашей страны к сохранению и углублению международной монополии на трансконтинентальный транзит, устраивает далеко не всех, и в борьбу за контроль над евразийским транзитом уже вступили новые игроки. Так, весной этого года стало известно, что правительство Киргизии включило в список приоритетных государственных проектов строительство железной дороги, соединяющей Китай с Узбекистаном. Строить дорогу будут китайцы, но сам проект курируется Западом. И хотя судьба проекта пока ещё довольно туманна, его маршрут и цели вполне ясны. Главной целью проекта является снижение транзитной зависимости Евросоюза от России и создание альтернативы Транссибу.

Предполагается, что новая железнодорожная магистраль, соединяющая Китай с Узбекистаном, пройдёт по территории Киргизии, далее через Туркмению до портов Каспийского моря, где вагоны будут погружаться на паромы и доставляться в Баку. В свою очередь Баку, Тбилиси и турецкий Карс свяжет уже достраивающаяся горная железная дорога, соединяющаяся западный берег Каспийского моря с материковой Турцией. А добраться до Босфора отсюда уже не проблема – дорога в Турции уже есть. Железнодорожный тоннель под Босфором, ведущий в Европу, также построен. Таким образом, перевозчики смогут отправлять грузы из голландского порта Роттердам в Шанхай через Турцию, Грузию, Азербайджан, Туркмению, Узбекистан и Киргизию.

Каковы же действия России по сохранению своей роли ведущей железнодорожной транзитной державы? Транссиб – величайшая дорога всех времён, но её необходимо развивать, присоединяя к ней всё новые вспомогательные магистрали, существование которых сделает Россию ещё более привлекательной в глазах мировых перевозчиков. Потенциально Россия способна предложить невиданные доселе скорости перевозки грузов по континенту. Каким же образом это можно сделать?

Среди стратегических транспортных проектов, реализуемых сейчас в России, выделяется строительство новой железнодорожной магистрали под названием БЕЛКОМУР (Архангельск - Карпогоры - Сыктывкар - Пермь - Соликамск) протяженностью около 1160 км. Проект дороги разрабатывался ещё до переворотов 1917 года, однако его реализация затянулась на целый век, а современным проектировщикам пришлось начинать его практически с нуля – значительная часть советской проектной документации по БЕЛКОМУРу мистическим образом пропала после распада СССР. Ввод магистрали в действие запланирован на 2017-2018 годы.

Транссиб: стратегический прорыв в трансконтинентальное будущее


Новая магистраль сократит расстояние перевозок между скандинаво-балтийским и восточноазиатским регионами более чем на 25%! Кроме того, строительство дороги даст мощный толчок в развитии соответствующим регионам России, прежде всего Республике Коми.

БЕЛКОМУР может иметь и своё грандиозное продолжение, которое способно раз и навсегда решить проблему межконтинентального транзита (транзита из Евразии в Северную Америку) – это строительство Трансарктической магистрали, пролегающей по российскому Крайнему Северу, (пока что это проект из области футурологии). А вот продолжение Транссиба на американский берег Берингова пролива через мост или тоннель – идея, о реализации которой говорят всерьёз и всё чаще. Строительство такого объекта фактически реализует идею создания единого мирового логистического пространства, центральное место в котором займёт Сердце Мира (Хартленд) – Россия.

Весной этого года глава РЖД Владимир Якунин заявил, что Россия и США могут быть связаны железной дорогой, причем «не в очень отдаленном будущем». Планы строительства тоннеля под Беринговым проливом существуют уже много десятилетий. Эксперты всего мира говорят о колоссальном экономическом эффекте, который может иметь проект в случае своей успешной реализации.
Президент РЖД Владимир Якунин: «Уверен, что перспективы продолжения железной дороги на Камчатку и дальше через тоннель для соединения с североамериканскими дорогами – это проект с реализуемостью в не очень отдаленном будущем» (цитата ИТАР-ТАСС). Впрочем, ничего сенсационного в весеннем заявлении Якунина нет, поскольку идея реализации проекта соединения двух континентов железнодорожным путем через Берингов пролив был озвучен ещё в 2007 году в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ на период до 2030 года».



Строительство Амуро-Якутской железной дороги – северного ответвления Транссиба, способного продолжиться до американских берегов, завершается. Достроить последний кусок железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск планируется к 2013 году. До 2030 года РЖД планирует продолжить магистраль из Нижнего Бестяха до Магадана, а затем и в Чукотский автономного округа и Камчатский край. А о возможном строительстве тоннеля под Беринговым проливом можно будет говорить лишь после 2030 года.

Строительство железнодорожных магистралей на Крайнем Севере и сооружение тоннеля в Америку через Берингов пролив, несомненно, станет колоссальным прорывом для нашей страны и снимет большинство вопросов относительно поиска геополитическими конкурентами России возможных дублёров Транссиба вне пределов России. Арктическая же магистраль с тоннелем в Америку, дублирующая Транссиб либо являющаяся его продолжением, но так или иначе с ним сообщающийся, может стать основной магистральной артерией всей планеты, соединив современными скоростными дорогами её богатейшие регионы, на долю которых приходится львиная доля мирового производства и экономической мощи, – ЕС, АТР, США и Канаду с Евразийским экономическим пространством. Россия с её уникальным географическим положением и вековыми традициями великого железнодорожного строительства имеет все шансы на успех в этом грандиозном мероприятии.



Использована информация:
http://dergachev.ru/Russian-encyclopaedia/18/66.html
http://www.rosbalt.ru/exussr/2012/03/29/963292.html
http://www.rg.ru/2011/08/23/transsib.html
http://vz.ru/economy/2012/3/15/568654.html
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. itr
    +5
    18 июля 2012 09:14
    автор сам себе противоречит аналогу трансиба не будет ни когда
    Сами подумайте с кем проще договорится о транзите с Одной страной или с 30 Тем более половина из данных стран мягко говоря не порядочны да и в любой момент могут за оружие схватится . Не не стабильна схема
  2. +1
    18 июля 2012 09:34
    Цитата: itr
    Сами подумайте с кем проще договорится о транзите с Одной страной или с 30 Тем более половина из данных стран мягко говоря не порядочны да и в любой момент могут за оружие схватится . Не не стабильна схема

    Согласен с вами, но утверждение вроде - "Строительство такого объекта фактически реализует идею создания единого мирового логистического пространства, центральное место в котором займёт Сердце Мира (Хартленд) – Россия" и "Строительство железнодорожных магистралей на Крайнем Севере и сооружение тоннеля в Америку через Берингов пролив, несомненно, станет колоссальным прорывом для нашей страны и снимет большинство вопросов относительно поиска геополитическими конкурентами России возможных дублёров Транссиба" наводят на мысли высказанные Бзежинским на экономическом форуме в Ярославле о необходимости вхождения России в единое транснациональное пространство! Во- вторых автор в статье делать упор на экономическую сторону вопроса! Поэтому статья у меня вызывает больше вопросов, чем есть у меня ответов так сказать.
  3. borisst64
    +4
    18 июля 2012 09:40
    Судя по тому что построили новый вагоностроительный завод в Тихвине, наша железная дорога работает на полную катушку!
  4. +2
    18 июля 2012 10:26
    Идея на мой взгляд хорошая. Для тунеля участок сейсмоопасный, но думаю что при современных технологиях вопрос решаемый. Дорога даст толчок в развитии региона.
    1. НикНик
      0
      19 июля 2012 18:04
      Да ладно! Это когда это Магаданскую область трусило? Ничего там опасного.
      А вот строить по вечной мерзлоте это будет ох-ох как тяжело. Жил на Чукотке. все дома там стоят на сваях.
  5. +5
    18 июля 2012 10:26
    Спасибо за статью. Надеюсь, наш народ начнет по достоинству оценивать все то, что сделал наш Царь, Николай 2й и его министры. А то слишком еще много шелухи про "кровавого" и "слабовольного".
    1. EvgAn
      +7
      18 июля 2012 11:11
      Ну, Транссиб - это заслуга далеко не Николая II (хотя он, конечно, тоже много сделал). Недаром в Иркутске стоит памятник не ему, а Александру III, как зачинателю строительства магистрали.
  6. posad636
    +2
    18 июля 2012 10:27
    Тема очень интересная и важная. Вместе с тем, Что то РЖД не торопится модернизировать Транссиб. Он сейчас перегружен и приносит России 5 млрд. рублей убыток ежегодно!
    Неообходимо срочно увеличивать его пропускную способность.
    Кроме того, необходимо начать строительство моста на Сахалин, прокладывать туда пути. С японцами приходить к окончательному решению по строительству тоннеля через пролив Лаперуза. Уже только это позволит Трассибу стать золотой статьей нашего бюджета.
    Как это сделать? А очень просто: gосадить Якунина на на трассу и пусть организует процесс. Нечего ему сверкать на всех церковных vthjghbznbz[/
    "Шоферское братство" http://shoferbratstvo.ru/
    1. +3
      19 июля 2012 05:57
      Цитата: posad636
      Тема очень интересная и важная. Вместе с тем, Что то РЖД не торопится модернизировать Транссиб. Он сейчас перегружен и приносит России 5 млрд. рублей убыток ежегодно!

      Кто Вам такое сказал. По итогам аудиторской проверки чистая прибыль ВСЖД за 2010-2011 годы составила 1,24 млрд. рублей.
      Цитата: posad636
      Неообходимо срочно увеличивать его пропускную способность

      Сейчас по трансибу идет 120-160 пар поездов в сутки. Интервал на перегоне 12-18 минут. Минимальный интервал 6 минут и 240 пар поездов в сутки. Так что не так трансиб и загружен.

      Цитата: posad636
      Вместе с тем, Что то РЖД не торопится модернизировать Транссиб.

      Опять не правда. В ВСЖД более 60% рельсового полотна поменяны на бесстыковой путь (длинна рельса 800 м) что позволило увеличить участковую скорость для грузовых составов да 62 км час, а раньше было 32. Ключевые станции модернизированы по длине между входными стрелками станции до 2500 метров, что позволило принимать и водить поезда массой 12000 тонн.Переведен участок Зима-Слюдянка с постоянного на переменный ток, что позволило избавиться от двух станций стыкования, уменьшить кол-во подстанций увеличить массу водимых поездов. На БАМе допустим сейчас строиться ЛЭП-500 которая позволит электрифицировать БАМ, кстате там применена система тяги 2х25 кВ что является достижением не только в России но и в мире. А Вы говорите не модернизируют. Просто это процесс не быстрый и не дешевый.
  7. +2
    18 июля 2012 10:57
    Да, если бы еще в порыве Хрущевской эпохи не погробили проекты тоннель на Сахалин,дорога Салехард-Игарка-Красноярск жить было бы на много веселей.
  8. Братец Сарыч
    -1
    18 июля 2012 10:58
    Идея туннеля под Беринговым проливом - просто-напросто гигантская афера! Вспомните, сколько БАМ всем Союзом строили, а его ценность в качестве магистрали изначально была много ценнее! Рядом с таким баблом, выкинутым на очередную прихоть, деньги, потраченные на всякие "мостики" на остров Русский, покажутся скромной мелочью...
    1. 0
      18 июля 2012 11:20
      Я тоже встречал немало сомнений относительно тоннеля в Америку, поскольку его функционирование способно оказать очень сильные центробежные силы Дальнего Востока от России в сторону сша.
      Видимо это тот случай, когда не следует в пеной у рта вопить от радости, а надо семь раз отмерить, прежде, чем делать отмашку.
    2. loc.bejenari
      +2
      18 июля 2012 14:58
      вы правы
      очередной проект распила и разворовывания бабок
      в итоге все деньги уйдут на проект который закажут кипрской фирме за пару миллиардов
      еще пару миллиардов заплатят за так называемые консалтинговые услуги
      на этом все закончится
      у нас в Киеве есть шедевр по сбору народных денег и циничного разворовывания
      при Юще собрали 140 миллионов на детскую больницу будущего
      в итоге 60 лямов ушло на непонятный проект здания хотя были бесплатные типовые
      а остальные деньги -на содержание фонда по управлению
      в итоге -денег нет а посреди леса забор и котлован
      у вас и котлована не будет
      раньше все распилят
      1. АЛЕГРО
        0
        18 июля 2012 21:52
        как вариант вполне реально
    3. Братец Сарыч
      +2
      18 июля 2012 19:36
      Никто не возразил, но минусов сунули...
      1. 0
        18 июля 2012 19:52
        Не плач чувак щас подлечим, держи черный крестик.
      2. 0
        20 марта 2016 09:44
        Цитата: Братец Сарыч
        Никто не возразил, но минусов сунули...

        Я вас не минусовал, но что тут технически невозможного.
        Есть ведь аналогичный проект - Ла Манш.
        Ведь нам надо эти территории осваивать, там богатейшие месторождения....
        Процент воровства есть всегда везде и при любой власти. Но тем не менее растут города и заводы.
  9. 0
    18 июля 2012 12:15
    Цитата: косопуз
    Видимо это тот случай, когда не следует в пеной у рта вопить от радости, а надо семь раз отмерить, прежде, чем делать отмашку.

    Очень подозрительно, что проект этого тоннеля лоббирует З.Бжезинский, а что это за фрукт всем нам известно.
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      20 марта 2016 10:22
      Ему жизни месяца три намерено - какое уж тут лоббирование, в аду сковородки уже перекалились
  10. ups
    +3
    18 июля 2012 13:29
    Многие неверно просто не знают, что там очень много полезных ископаемых. Разработка которых просто не рентабельна из за отсутствия транспорта, а если туда протянуть железную дорогу, я про якутию и камчатку, то это будет реальным прорывом.
    1. Братец Сарыч
      0
      18 июля 2012 15:16
      БАМ строили для разработки уже открытых к тому времени месторождений - много там чего разрабатывается?
      Это только по карте кажется, что по вашему маршруту новую магистраль проложить как нефиг делать! Это труднейшая задача, тащить магистраль через те районы, которые к тому же практически не заселены - сейчас и более обжитые районы обезлюдивают...
      1. 0
        20 марта 2016 09:45
        Будет работа, люди появятся.
  11. 0
    18 июля 2012 14:57
    Соединять Азию и Америку необходимо, как бы фантастически это не звучало.
    1. Братец Сарыч
      +2
      18 июля 2012 15:17
      Кому необходимо? - позвольте спросить...
      1. EvgAn
        0
        18 июля 2012 16:16
        И тем не менее, до Якутска ветку почти протянули - вроде немного осталось. Значит, РЖД надо, видимо :)
  12. +3
    18 июля 2012 17:21
    Особая заслуга в реализации проекта строительства магистрали принадлежит Императору Николаю II, лично всеми силами способствовавшему его завершению. Учрежденный Императором Комитет Сибирской железной дороги постановлял: «Сибирская железная дорога – это великое народное дело, которое должно осуществляться русскими людьми и из русских материалов».

    Странным образом забыли создателя Панамского канала Джона Фрэнка Стивенса сыгравшего ключевую роль в строительстве Транссиба.
    А вообще, до революции столько железных дорог построили, что большевикам оставалось только мечтать. Хотя бы взять в пример ЖД соединившую Санкт-Петербург и Карс.
  13. 0
    18 июля 2012 19:54
    Яркий пример это еврозийский тоннель, Британия выиграла лишь тем что увеличила свою территорию, вываливая вырытую землю.
    1. -1
      20 марта 2016 09:49
      Цитата: cth;fyn
      Яркий пример это еврозийский тоннель, Британия выиграла лишь тем что увеличила свою территорию, вываливая вырытую землю.

      Если не принимать во внимание перегрузку через паром, то да. Там подожди, тут подожди. То туман, то шторм.
      С этих позиций и дороги не нужны. Прекрасно можно ходить полями.
  14. 77bor1973
    +1
    18 июля 2012 20:20
    Думаю соединить все, отрезанные , регионы России сетью железных дорог мы просто обязаны , это даже не обсуждается, а вот строить тоннель это уже дело пятое, если не десятое!
  15. Капитан Врунгель
    +3
    18 июля 2012 20:49
    В настоящее время утопия. Сколько тысяч километров от Сковородино до Уэлена и какой рельеф. От Колымы до Чукотки безлюдье. США, от Форта Нельсона до пролива не менее пустынная местность и тысяча километров, Если учесть, что современный линейный контейнеровоз берет 3 тысячи 40 футовых контейнеров - 3 тысячи железнодорожных вагонов. 30 составов по сто вагонов. И скорость более 20 узлов, переход из портов восточного побережья США до Европы десять суток, С западного побережья через Панамский грубо ,в два раза продолжительней. По перспективной железной дороге из США, Канады, не говоря о Латинской Америки , не быстрее, но намного дороже, Пока,что морской транспорт самый дешевый.
  16. ЭСКАНДЕР
    +1
    18 июля 2012 21:51
    Блин, дороги надо строить, чо все в РЖД упёрлись…
    Если сказать, что дорого – иностранцев наймите (чтоб не по Московским ценам).
    Если сказать, что климатические условия – посетите Канаду.
    1. mind1954
      +1
      19 июля 2012 01:31
      Должен заметить, что граница США и Канады находится
      на ШИРОТЕ Киева ! И там в США на дороги зимой высыпается столько соли,
      что был большой скандал по поводу уничтожения реликтовых сосен
      вдоль дороги в заповеднике у канадской границы !

      А для чего тоннель ? Чтобы со свистом из колонии вывозить сырьё ?
      Когда решим проблему с властью КОЛОНИЗАТОРОВ, тогда можно
      о чём-то думать !
      А в абсолютно нездоровой обстановке, которая существует в нашей
      стране, это в лучшем случае, как правильно было подмечено,
      очередной долгоиграющий объект для распилови !!!
  17. +2
    20 марта 2016 10:02
    Странная стать похожая на мечтания, не несущие ни какой смысловой нагрузки. Где деньги Зин? К чему буквы зря изводить?