Ремонт с гарантией: российский ОПК получил свободу в плане экспортного сервисного обслуживания

Ремонт с гарантией: российский ОПК получил свободу в плане экспортного сервисного обслуживания


Российские компании оборонно-промышленного комплекса основное внимание будут уделять сервисному обслуживанию. Они получили больше прав при заключении договоров с иностранными заказчиками. Такое заявление прозвучало из уст Президента Российской Федерации В.Путина в Сочи в начале июля 2012 года в рамках правительственного совещания. По его словам, экспорт сервисных услуг, предоставленных российскими оборонными предприятиями в прошлом году, составил порядка 2,5 миллиарда рублей. Таким образом, экспорт сервисных услуг составил порядка 18 процентов от общих объемов всего военного экспорта России. Что касается текущего года, то за первый шесть месяцев объем экспортных поставок военной техники и вооружения составил около 6,5 миллиардов рублей. Это примерно на 15 процентов больше, чем за такой же период прошлого года.

Современная система военного российского экспорта начала формироваться в конце прошлого века. Таким образом, к концу 1990-х годов в государстве действовали всего лишь два государственных посредника – «Промэкспорт» и «Росвооружение», которые и занимались проведением переговоров о поставках военной продукции, а также контролировали ее экспорт. Однако в 2000 году, согласно приказу российского Президента, был сформирован единственный государственный посредник в данной отрасли – «Рособоронэкспорт». При этом вся система требовала значительного реформирования, которое продолжалось на протяжении нескольких лет. Так, военная экспортная система в современном ее виде оформилась окончательно только к 2007 году.


В то же время необходимо отметить, что, несмотря на наличие государственных посредников, военные оборонные предприятия имели право самостоятельно предлагать свои товары на мировом рынке, проводить переговоры, а также заниматься поставками военной продукции. Но так продолжалось только до 2006 года, когда вступил в силу приказ главы государства, согласно которому «Рособоронэкспорт» был признан единственным легитимным экспортным посредником, который имел право проводить переговоры и подписывать контракты относительно поставок за рубеж вооружений и военной техники. За оборонными предприятиями оставили право лишь отправлять за границу запчасти, а также предлагать сервисные услуги по ремонту и модернизации техники военного назначения.

К слову сказать, «Рособоронэкспорт» и в настоящее время является основным экспортером техники военного назначения, который имеет право не только проводить переговоры, но и заниматься поставкой иностранным заказчикам военной продукции. Именно на эту государственную компанию приходится около 80 процентов от общих объемов экспортных военных поставок.

Кроме того, необходимо отметить и то, что существует определенный перечень компаний и предприятий, которые имеют право самостоятельно продавать за рубеж военную технику и вооружение. Всего таких предприятий насчитывается 26. Три из них – «Оборонсервис», Объединенная судостроительная компания и «ОАК – Транспортные самолеты» - имеют право действовать только в жестких рамках процессов, заранее оговоренных с иностранными партерами. Две компании – «Адмиралтейские верфи» и «Звездочка» (северодвинская судостроительная компания) имеют право напрямую продавать готовую продукцию за рубеж.

Что касается остальных компаний – РСК «МиГ», ФНПЦ «Прибор», ГНПП «Сплав», корпорация «Аэрокосмическое оборудование», НПО «Квант», концерн ПВО «Алмаз-Антей» и других – то они имеют право продавать иностранным заказчикам запчасти, предлагать свои услуги в области ремонта, обслуживания и модернизации военной техники, а также подготовки кадров военного и технического персонала. Но, несмотря на относительную самостоятельность, эти компании все же предпочитают обращаться к услугам «Рособоронэкспорта» - компании, которая имеет значительный опыт в проведении переговоров с иностранными партнерами, учитывая при этом международную политическую обстановку.

Контролирует весь процесс за проведением переговоров по экспорту и импорту вооружений и военной техники Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству. Именно она решает, какая военная продукция и в каком объеме будет ввозиться на российскую территорию и вывозиться из нее, она выдает лицензии на поставки военной продукции оборонным предприятиям и организовывает выставки военной техники. Подчиняется служба непосредственно Президенту.

Необходимо в нескольких словах прокомментировать и слова российского главы государства, сказанные им в Сочи относительно того, что оборонные предприятия получат большую свободу при проведении переговоров по экспортным поставкам. Согласно заявлению самого Путина, больше внимания необходимо обратить именно на ремонт и сервисное обслуживание той военной техники, которая уже поставлена за границу. По сути, он предложил очень выгодное прибыльное дело, поскольку очень часто на ремонте, сервисном обслуживании и модернизации военной техники можно получить доход, равный половине стоимости всего контракта.

Вместе с тем, в СССР этому аспекту уделялось чрезвычайно мало внимания. Об этом говорит и Михаил Дмитриев, директор ФСВТС, который в феврале 2011 года заявлял о том, что в советское время не принимались во внимание преимущества модернизации и ремонта поставленной военной техники, а также поставки инструментов и запчастей. А поскольку российский оборонно-промышленный комплекс унаследовал не только достоинства, но и недостатки советской системы, то очень часто и иностранных заказчиков возникают претензии относительно послепродажного сервисного обслуживания и ремонта техники военного значения.

Как отмечает глава государства, весь процесс от проведения переговоров до самих поставок занимает огромное количество времени, поэтому необходимо менять сам механизм согласования и ободрения решений, а принципы взаимодействия с иностранными партнерами должны стать более гибкими. Поэтому некоторые предприятия оборонно-промышленного комплекса и получили право на ведение переговоров и подписание договоров по экспорту техники напрямую, без участия посредников. В то же время, отметив, что подобные нововведения уже продемонстрировали свою эффективность, о том, каким образом будет совершенствоваться система послепродажного сервисного обслуживания, В.Путин не уточнил.

Надо думать, что усовершенствования будут касаться упрощения самой процедуры согласования принятия решений с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству. Помимо этого, необходимо принимать во внимание и то, что весь процесс длится очень долго. Немаловажно и то, что многие предприятия ОПК сами не подвергались модернизации более двадцати лет, поэтому просто не в состоянии справиться с большими объемами заказов, что неоднократно приводило к срывам сроков по экспортным поставкам. А если ко всему сказанному добавить, что экспортные поставки Россия осуществляет в более чем 80 государств мира, то оказывать сервисные услуги по ремонту и модернизации военной техники, тем более с выездом специалистов или созданием сервисных центров на местах также составляет большую проблему.

В то же время, от таких усовершенствований есть и польза. Так, к примеру, ужесточение экспортных норм даст возможность увеличить ответственность российских оборонно-промышленных предприятий. У них больше не будет надобности платить процент от сделок государственному посреднику. Кроме того, существует шанс, что на каждом таком предприятии появится свой маркетинговый отдел, который будет укомплектован высококвалифицированными кадрами. И, кроме того, появится конкуренция, которая сможет стать толчком для расширения спектра оказываемых экспортных услуг.

Кроме того. Глава государства добавил, что необходимо расширять российское присутствие на мировом рынке военной техники и вооружений. Это касается не только географии экспортных поставок, но и расширения перечня экспортируемой военной продукции и сервисного обслуживания.

По словам директора ФСВТС Михаила Дмитриева, Россия пока удерживает свои позиции на мировом рынке вооружений благодаря соотношению невысокой стоимости и неплохого качества продукции. В то же время, он отметил, что наметилась тенденция к повышению стоимости военной техники из-за повышения цен на комплектующие. Подобная ситуация может отрицательно сказаться на конкурентоспособности военной продукции российского производства.

Тем не менее, в настоящее время подобных тенденций пока не отмечено. Так, Ливия обратилась к российскому правительству с предложением возобновить военно-техническое сотрудничество и помочь в проведении модернизации военной техники, которая была поставлена ранее. В частности, новые ливийские власти заинтересованы в технике, которая осталась после свержения режима Каддафи. Уже заключен договор о модернизации 200 танков Т-72. Кроме того, напомним, в мае текущего года Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому был снят запрет на продажу оружия в Ливию.

Существует и еще один, весьма интересный способ усовершенствования системы военно-промышленного сотрудничества – это практика дарения техники. Суть ее заключается в том, что Россия вполне может передать бесплатно или за символическую плату те резервы военной техники, которыми она обладает. При этом обязательным условием такой передачи должно стать сервисное обслуживание по ремонту и модернизации техники. Такой метод, помимо прибыли, позволит в определенной степени решить проблему утилизации техники.

В настоящее время основная задача, которая стоит перед российским оборонно-промышленным комплексом, - это не проиграть свои позиции другим государствам постсоветского и социалистического пространства, в частности, Украине и Польше, которые также предлагают свои услуги по ремонту и модернизации техники советского производства.

Использованы материалы:
http://lenta.ru/articles/2012/07/03/makemoney/
http://old.nationaldefense.ru/757/760/index.shtml?id=7215
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. igor67 18 июля 2012 09:29
    два раза прочитал статью,может стал тугодумом,статья называется:Ремонт с гарантией: российский ОПК получил свободу в плане экспортного сервисного обслуживания
    А разговор ведется о праве ведомств на заключение экспортных сделок,работая на ремонте вертушек,(Украина) мы в конце 90х получили свободу экспортного сервисного обслуживания
    ,т.е европейский стандарт изо 90000....,не помню какой,приезжали французы и немцы,французский спец помогал в подготовке предприятия,но это было почти 15 лет назад,а что в Российский ОПК работает по другому?
  2. арбалет 18 июля 2012 10:24
    Проснулись,понимаешь ли,но все таки лучше поздно,чем никогда,Индусы ,например, слезы льют давным давно из за бюрократических проволочек наших
    военно-экспортных ведомств,которые и сами не хотят заниматься поставками запчастей и ремонтом(очень они любят только многомиллиардные контракты) и другим не давали.Это приводит отчасти и к тому,что Индия стала больше закупать техники в США и Европе.
  3. gregor6549 18 июля 2012 10:27
    Если бы российская промышленность и ВПК в частности понимали психологию своих "забугорных" покупателей и продавая свои "железяки" инвестировали бы в создание за "бугром" центров сервисного обслуживание и бесперебойное снабжение этих центров запчастями обслуживания (как это делают все, кто хочет что то туда продавать) то обьем продаж возрос бы в разы. Там ведь народ разбалован. Если купил что то то с этим что то не дожно быть никакой головной боли. В свое время в ту же Австралию продавались и трактора Минского Тракторного и Нивы ВАЗа. И хотя по качеству они не могли конкурировать с западными моделями но их цена и наличие сети сервисных центров делали их вполне конкурентноспособными на австралийском рынке. А после развала СССР когда все центры накрылись медным тазом все эти машинки просто перестали покупать.

    По той же причине в свое время накрылся контракт на поставку МИГ29 в Финляндию, хотя финны были и не прочь их купить, т.к. до того летали на МИГ21. Но американцы предложили свои Ф18 в комплекте со всем, что надо для их ремонта и тех обслуживания, а Россия даже не смогла посчитатъ во сколько ей такая комплектная поставка обойдется. И пролетела на несколько миллиардов.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня