Сверхманевренный, всепогодный, многоцелевой истребитель Су-30СМ

20

В девяностые годы, проектируя первые модификации Су-27, никто не мог предположить, что новая машина станет символом возрождения и перемен. Однако, Су-30 и его последующие версии изменили представление всего мира о нашей оборонной промышленности и будущих ВКС. Сверхманевренный, умный, всепогодный, современный и еще бесконечное количество эпитетов скрывается за таким коротким названием Су-30СМ, о котором сегодня подробно расскажет команда программы «Полигон» телеканала «Т24».

Как все начиналось


В 1991 году была сформирована знаменитая пилотажная группа «Русские Витязи», которая на протяжении 25 лет пилотировала самолёт Су-27 в своих зрелищных экспериментах с небом. В 2016 году ему на смену пришел приемник, и «Витязи» начали эксплуатацию Су-30СМ. По своим летным и боевым характеристикам этот самолёт считается одним из лучших многоцелевых истребителей в мире. Он способен завоевать господство в воздухе и одновременно работать по земле. Новые самолеты демонстрируют и новые возможности в пилотировании. Летчики раскрывают потенциал каждой машины. Именно сверхманевренность «тридцаток» позволила Витязям значительно расширить свой арсенал фигур высшего пилотажа.



Однако, прежде чем Су-30СМ попал к «Русским Витязям», ему предстояло пройти долгий путь. Отправной точкой в работе стала далекая Индия, из которой еще в 90-х годах пришел запрос на создание уникального самолета по очень взыскательным требованиям. По своим характеристикам боевая машина должна была опережать машины предыдущего поколения на десятилетия. Разработать и изготовить подобный истребитель для авиапромышленности нашей страны тогда было сродни чуду. И оно произошло. В процессе создания самолета, безусловно, пришлось многое доработать, но инженеры-конструкторы справились с поставленной задачей.

Производится Су-30СМ на Иркутском авиационном заводе. В год предприятие может выпустить до 30 машин. Отточенный за годы серийного производства и доведенный до ультимативной производительности самолет в 2012 году начал поступать в авиационные части Военно-Воздушных Сил России и морской авиации. На сегодняшний день Су-30СМ самый массовый истребитель в российских войсках, насчитывающий более 100 единиц.

Только небо, только ветер впереди


Боевая нагрузка Су-30СМ изменилась не только количественно, но и качественно. Помимо стандартной «классики», 30 миллиметровой встроенной пушки, истребитель теперь на 12 точках подвески может нести более 8 тонн вооружения. В его состав могут входить свободно падающие и корректируемые авиабомбы, неуправляемые и управляемые ракеты различного класса, включая противокорабельные Х-31А, способные уничтожать надводные корабли водоизмещением до четырех с половиной тысяч тонн.

Свое боевое крещение истребитель прошел во время военной операции Вооруженных сил России в Сирийско-арабской республике. Это была первая серьезная проверка летно-технических характеристик и боевых способностей нового самолета. В Сирии многофункциональность Су-30СМ подверглась серьезному испытанию. Истребитель за один день мог выполнить десятки вылетов с разными задачами, одна из которых – уничтожение инфраструктуры боевиков и снайперская работа по бронетехнике террористов. Еще одной важной задачей истребителя в Сирии стало прикрытие бомбардировщиков, которые работали по позициям бандформирований, позволяя Сирийско-арабской армии возвращать захваченные террористами города. Также Су-30СМ обеспечивали безопасность гражданских самолетов с гуманитарной помощью. Осуществляли контроль воздушного пространства и выполняли дальнюю разведку. А в случае прямого столкновения с противником в небе – истребитель мог не только за себя постоять, но и защитить другие самолёты. Су-СМ30 необычный истребитель, он в некотором роде «вожак стаи», способный управлять группой боевых самолётов – направлять их в нужный квадрат и поделиться разведданными. Истребитель способен даже выполнять часть функций самолёта дальнего радиолокационного обнаружения. На модернизированной «тридцатке» установлена многофункциональная РЛС «Барс», которая позволяет заметить истребители противника на расстоянии до 140 км. Одновременно радар берет на сопровождение до 15 воздушных целей и на 4 из них наводит оружие. Результаты работы Су-30СМ в Сирии – десятки тысяч уничтоженных террористических объектов. И хотя активная фаза спец операции закончилась, тем не менее на авиабазе Хмеймим истребители продолжают свое боевое дежурство.

Помимо России самолет покупает большое количество стран: Индия, Алжир, Малайзия, Казахстан, Беларусь и другие. Для каждой страны Су-30СМ имеет уникальный профиль, потому как принцип «открытой архитектуры» позволяет использовать различное авиационное оборудование.

Сверхманевренный


На серийной машине установлены двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. Именно они делают Су-30СМ сверхманевренным. Поворотные реактивные сопла способны отклоняться до 15 градусов, что позволяет управлять по всем трем осям: тангаж, крен, рысканье. Двигатели могут устойчиво работать как при режимах сверхманевренности, так и при околонулевых скоростях. Для повышения маневренности и увеличения подъемной силы на Су-30СМ установлено переднее горизонтальное оперение. Оно может автоматически отклоняться, тем самым обеспечивая устойчивый полет на больших углах атаки. Сам же полет осуществляется электродистанционной системой управления. ЭДСУ позволяет выполнять сложные фигуры высшего пилотажа на малых и больших скоростях. Система обрабатывает команды от ручки управления и передает электрические сигналы к рулям, стабилизаторам и поворотным соплам двигателей. Сверхманевренность Су-30СМ дает новые возможности в пилотировании самолета. Новый подход и еще неоткрытые фигуры высшего пилотажа позволяют развивать тактику воздушного боя.

Остановить инженерную мысль невозможно. Совершенствование комплекса под названием Су-30СМ продолжается и по сей день. Используя новейшие разработки и алгоритмы, библиотека интеллектуальной мощности истребителя возрастает, как и происходит обновление номенклатуры вооружения. Платформа Су-30СМ стала площадкой для внедрения самых передовых решений авиации.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 декабря 2019 05:58
    Хорош Су-30СМ, но время нещадно. БРЭО устарело немного... Двигатель... Планер...
    1. 0
      11 декабря 2019 10:01
      Согласен, но, с другой стороны, может нет смысла развивать его дальше, т.к. это будет уже другой самолет. Нужен ли еще один вариант Су-30? Вопрос. А вот движки бы обновить не помешало, но АЛ-41Ф1С не является взаимозаменяемым с Ал-31ФП, а другие модификации не факт что сейчас производятся.
  2. -4
    11 декабря 2019 06:00
    "Поворотные реактивные сопла способны отклоняться до 15 градусов, что позволяет управлять по всем трем осям"- а зачем им такие сопла,они же дороже да и такая маневренность на поле боя ему не нужна,не будет же он на войне кобру пугачева делать
    1. D16
      +2
      11 декабря 2019 11:42
      Кобру без ОВТ делали. А маневренности много не бывает. Возможность резко закинуть нос не изменяя направления полета и отстреляться в ближнем бою дорогого стоит.
      1. -2
        11 декабря 2019 11:43
        Цитата: D16
        Кобру без ОВТ делали. А маневренности много не бывает. Возможность резко закинуть нос не изменяя направления полета и отстреляться в ближнем бою дорогого стоит.

        я конечно от незнания спросил,но все же,если это так круто,то почему никто так не делает?
        1. D16
          +2
          11 декабря 2019 11:46
          Потому, что никто не собирается воевать с равным противником. Для войн с папуасами сверхманевренность не нужна.
  3. +10
    11 декабря 2019 06:04
    Почему он без АФАР и блока РЭБ до сих (!) пор? Железо и двигатель - это понятно. Но вот АФАР...
    1. +1
      11 декабря 2019 10:22
      РЭБ в отдельных контейнерах вешается при необходимости. Все необходимые коммуникации для подключения на борту есть. В Сирии с ними летали (видел в видеорепортажах с контейнерами частенько машины).
  4. -4
    11 декабря 2019 06:13
    Блин... Вот почему то строевые лётчики от него не в восторге как и от су-34.
    1. +4
      11 декабря 2019 07:25
      Цитата: Nehist
      Вот почему то строевые лётчики от него не в восторге как и от су-34.

      Впервые такое слышу, с чего вы взяли? Вы бы ещё к вашему списку добавили - Ту-95МС, Су-35, Ту-160, Ка-52,МиГ-31,Ту-22М3 - чего уж мелочиться.
      1. +4
        11 декабря 2019 09:18
        Это у него пробный шар smile Ну зачем Вы ему весь список обозначили? hi
    2. 0
      11 декабря 2019 09:54
      А от чего летчики в восторге?
      1. +5
        11 декабря 2019 11:00
        Цитата: d4rkmesa
        А от чего летчики в восторге?

        Есть, Дружище, одна у лётчика мечта: высота, высота. yes
      2. +4
        11 декабря 2019 11:12
        Цитата: d4rkmesa
        А от чего летчики в восторге?

        Сама постановка вопроса - довольно любопытная, в смысле, как всё это своеобразно подаётся, новизна - нет избитых шаблонов, перечислять не буду, их можно перечитать в здешних комментариях.
        Любой переход на новую технику у летчиков вызывает восторг (говоря языком местных знатоков)
        Перейти со старого и доброго Су-24 на новейший современный (именно новейший) Су-34 - это совершенно другая жизнь,и не только лётная, полная самых восторженных эмоций и впечатлений.
  5. +3
    11 декабря 2019 06:22
    А индусы его уже бракуют. Хотя наши парни на 604 авиабазе в Талдыкоргане без ума от них. Имеется 12 единиц, планируется приобретение еще 24 единиц.
    1. +1
      11 декабря 2019 09:56
      Херней страдают. Индийский Су-30МКИ - та еще сборная солянка. Даже движки частично производятся на месте.
  6. Комментарий был удален.
  7. +1
    11 декабря 2019 07:15
    Хорошая маневренность лишней не бывает, что б там не говорили, но оснащение, электроника должна меняться, в соответствии с потребностями современной тактике ведения БД в воздухе и на земле тоже.
  8. 0
    11 декабря 2019 09:47
    Забавно воспринял очепятку.
    В одном из предложений статьи проходит
    СУ-СМ30.
    С утра потребовалось некоторое время на осознание. smile
  9. -2
    11 декабря 2019 11:48
    Цитата: D16
    Потому, что никто не собирается воевать с равным противником. Для войн с папуасами сверхманевренность не нужна.

    ну f 15 побеждал не маневренностью,хотя это самолёт ещё холодной войны,так что я думаю это не совсем так
  10. +4
    11 декабря 2019 16:39
    Там где показывают тренажер - оранжевая тележка на которой он стоит и передвигается при транспортировке - полностью моя работа, проектировал её с нуля по ТТЗ на тренажер, и до ума доводил при изготовлении. Приятно видеть свою работу не только на заводе но и в роликах.