Бронеавтомобили семейства БА – Средний бронеавтомобиль – БА-10
Историю данного бронеавтомобиля необходимо начать еще с 1927 года, когда был готов технический проект нового бронеавтомобиля, получившего название БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Постройкой данной машины занялись на Ижорском заводе. В 1938 году после проведения серии успешных испытаний данная машина под обозначением БА-27 обр. 1928 года была принята на вооружение РККА. Первоначально она производилась на базе шасси грузовика АМО-Ф-15, но уже с лета 1929 года базой для бронеавтомобиля стало новейшее для того времени шасси полуторатонного грузовика «Форд-АА», который оснащался четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, развивавшим мощность в 40 л.с.
До конца 1931 года было выпущено всего около сотни бронеавтомобилей БА-27. Многие из них приняли активное участие в боях с китайцами на КВЖД и в борьбе с бандами басмачей в Средней Азии. Бронеавтомобиль обладал массой в 4,14 тонны и имел бронирование на уровне 4-7 мм. Его главным вооружением была 37-мм пушка конструкции барона Михаила Федоровича фон Розенберга – дяди того самого Альфреда Розенберга, который являлся одни из идеологов НСДАП. Данное орудие, обладая длиной ствола всего лишь в 19 калибров, имело слабую бронепробиваемость и было непригодно для борьбы с танками. На расстоянии в 200 метров его снаряд пробивал броню в 10 мм, на расстоянии в 100 метров – 12 мм.
Полностью осознавая беспомощность данного бронеавтомобиля в борьбе с танками противника, в СССР начали работы над более совершенным бронеавтомобилем. Стремясь усилить огневые возможности машины, в 1934 году конструкторами был разработан новый бронеавтомобиль БА-3, который получил башню от танка Т-26. Разнообразные по назначению 45-мм снаряды установленной в данной башне пушки имели существенно большую начальную скорость и пробитие, а совершенная система наводки помогала вести достаточно точный, прицельный огонь.
К 1935 году на Горьковском заводе было освоено производство нового грузового автомобиля ГАЗ-ААА, имеющего трехосное шасси. По сути это был трехосный вариант полуторки, у которого два задних моста были ведущими. В том же 1935 году ворота завода покинул новый бронеавтомобиль, получивший название БА-6. Его бронирование было увеличено и доведено до 9-мм. Еще через год он был заменен в производстве версией БА-6М и, наконец, в 1938 году методом проб и ошибок был создан новый средний бронеавтомобиль БА-10. Базой для него послужило шасси грузовика ГАЗ-ААА, но с укороченной рамой. Ее задняя часть была сокращена на 400 мм, а из средней части вырезали 200 мм.
Параллельно с ним был спроектирован еще один бронеавтомобиль – БА-9, который вооружался одним 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДК, который устанавливался в башне вместо стандартной спаренной пушечно-пулеметной установки. Данная машина проходила испытания весной 1937 года. После этого даже было принято решение о ее серийном выпуске, но по причине отсутствия должного количества крупнокалиберных пулеметов БА-9 серийно не производился.
Бронеавтомобиль БА-10 был спроектирован по классической компоновочной схеме, которая предусматривала переднее расположение двигательной установки. Две пары задних колес были ведущими, передние были управляемыми. Экипаж бронеавтомобиля включал в себя 4 человека: водителя, командира машины, наводчика и пулеметчика. Длина бронеавтомобиля составлял 4655 мм, ширина – 2070 мм, высота – 2210 мм. Боевая масса машины составляла – 5,14 т., что позволяло БА-10, оснащенному 50-сильным двигателем М-1, развивать по шоссе скорость до 53 км/ч. Бронеавтомобиль отличался хорошей проходимость, а благодаря низко подвешенным, свободно вращающимся запасным колесам мог спокойно преодолевать даже траншеи.
Корпус бронеавтомобиля был полностью закрытый, клепано-сварной, он производился из листов катаной стали разной толщины, которые везде были установлены с рациональными углами наклона, что увеличивало степень защищенности экипажа. Для изготовления днища применялись листы толщиной в 4 мм, для крыши – 6 мм листы, бортовое бронирование корпуса имело толщину в 8-9-мм, а лобовые детали бронеавтомобиля были представлены листами толщиной в 10-мм. Топливные баки БА-10 прикрывались также дополнительными бронелистами. Для посадки и высадки экипажа по бортам располагались прямоугольные двери, имеющие небольшие окна, которые оборудовались бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей применялись внутренние петли, что позволяло сократить количество мелких деталей на внешней поверхности корпуса.
За отделением управления располагалось боевое отделение, крыша которого находилась на уровне ниже крыши кабины водителя. За счет применения ступенчатой формы крыши корпуса конструкторам удалось уменьшить общую высоту машины. Непосредственно над боевым отделением находилась сварная коническая башня кругового вращения, имеющая большой полукруглый люк, с откидывающейся вперед крышкой. Через люк можно было попасть в машину или покинуть ее, а также осуществлять наблюдение за местностью. Помимо этого, в боевой обстановке обзор обеспечивался за счет смотровых щелей, которые находились в бортах башни.
В качестве основного вооружения БА-10 использовалась 45-мм пушка 20К обр. 1934 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, установленные в цилиндрической маске двухместной башни. Пушка служила для борьбы с бронетехникой противника: танками, самоходками, бронемашинами. Для 1930-х годов ее бронепробиваемость была более чем достаточной. На расстоянии в 500 метров по нормали снаряд, выпущенной из данной пушки, мог пробить 43-мм броню.
Обладало орудие и возможностями борьбы с пехотой. Для этого оно оснащалось картечью и осколочной гранатой. 45-мм осколочная гранта при взрыве образовывала около 100 осколков, которые сохраняли свою убойную силу при разлете в глубину на 5-7 метров и по фронту на 15 метров. Картечные же пули при стрельбе образовывали зону поражения на расстоянии в 60 метров по фронту и до 400 метров в глубину. Помимо этого в боекомплект орудия могли включаться бронебойно-химические и дымовые снаряды. Бронебойно-химические снаряды предназначались для отравления гарнизонов ДОТов и экипажей танков. Они содержали до 16 г. состава, которые в ходе химической реакции превращался в синильную кислоту.
Наведения оружия на цель в вертикальной плоскости производилось в секторе от -2 до +20 градусов. В состав боекомплекта БА-10 входили 49 выстрелов к орудию и 2079 патронов к 2-м пулеметам ДТ. Круговое вращение башни производилось при помощи ручного механизма поворота. Для ведения прицельного огня в распоряжении командира и наводчика машины имелся перископический панорамный прицел ПТ-1 обр. 1932 года и телескопический прицел ТОП образца 1930 года.
В передней части бронеавтомобиля располагался моторный отсек, в котором устанавливался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1, имеющий рабочий объем в 3280 см3, данный двигатель развивал максимальную мощность в 50 л.с. при 2200 об/мин, что позволяло БА-10 передвигаться по дорогам, имеющим твердое покрытие, со скоростью до 53 км/ч. С учетом полной заправки бронеавтомобиль мог преодолеть от 260 до 305 км. в зависимости от состояния дорожного покрытия. С двигателем ГАЗ-М1 взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили четырехступенчатая коробка передач (4 вперед, 1 назад), однодисковое сцепление сухого трения, демультипликатор, главная передача, карданная передача, механические тормоза. При этом тормоза с передних колес машины были сняты и был введен центральный тормоз в трансмиссии.
Ходовая часть бронеавтомобиля была трехосной и неполноприводной (6x4). В ходовой части использовались шины ГК размером 6,50-20. На передней оси БА-10 были установлены односкатные колеса, на двух задних ведущих осях – двухскатные. Запасные колеса устанавливались по бортам корпуса и свободно вращались на своих осях. Такая схема не позволяла бронеавтомобилю сесть на днище и облегчала преодоление различных препятствий: рвов, окопов и насыпей. Он легко преодолевал подъемы крутизной в 24°, а также броды глубиной до 0,6 метра. Для увеличения проходимости машины на задние скаты могли устанавливаться легкие металлические гусеницы типа «Оверолл». Передние колеса БА-10 прикрывали крылья обтекаемой формы, задние прикрывались широкими и плоскими крыльями, которые образовывали над колесами полки, на которых закреплялись различные ящики с инструментами, с запасными частями и другим штатным снаряжением.
Со временем увидела свет и модернизированная версия машины – БА-10М, которая отличалась новыми бензобаками емкостью по 54,5 литра каждый. Бензобаки были расположены в специальных бронекожухах по бортам машины вдоль крыльев задних колес. Бензопроводы проходили по днищу машины и были уложены в специальные бронированные планки. Ходовые качества от этого не улучшились, но живучесть машины в боевых условиях удалось повысить, так как в случае пробития топливных баков горючее выливалось наружу корпуса. Помимо этого БА-10М получил бронезащиту пулеметной установки, смонтированной в корпусе по ходу движения, ящик ЗИП для прицельного оборудования, а также новый поворотный механизм башни. Также на бронеавтомобиле изменили установку глушителя и ввели ряд других несущественных усовершенствований, которые делали работу экипажа более комфортной. При этом масса БА-10М составила 5500 кг., что никак не отразилось на динамических качествах машины. Стоит отметить, что из-за дефицита в СССР радиооборудования далеко не все бронеавтомобили были оснащены радиостанциями 71-ТК-1.
Использованы источники:
http://opoccuu.com/ba-10.htm
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/broneavtomobili/106-ba-10
http://www.bronetehnika.narod.ru
Информация