Бронеавтомобили семейства БА – Средний бронеавтомобиль – БА-10

В 1938 году на вооружение Красной Армии был принят средний бронеавтомобиль под обозначением БА-10, который был разработан в 1937 года на Ижорском заводе группой конструкторов в составе достаточно известных специалистов: В. А. Грачева, О. В. Дыбова и А. А. Липгарта. Данный бронеавтомобиль представлял из себя дальнейшее развитие советских бронеавтомобилей БА-3, БА-6 и серийно производился с 1938 по август 1941 года. Всего за этот период удалось собрать 3291 бронеавтомобиль БА-10, что автоматически сделало его самым массовым советским бронеавтомобилем довоенной постройки, а также самым массовым средним бронеавтомобилем. Данная машина достаточно успешно применялась советскими войсками в боях на Халхин-Голе, во время зимней войны с Финляндией, а также практически на всем протяжении Великой Отечественной. Некоторая часть БА-10 была поставлена Монголии, кроме того, некоторое количество трофейных автомобилей данного типа использовали армии Германии и Финляндии.

Историю данного бронеавтомобиля необходимо начать еще с 1927 года, когда был готов технический проект нового бронеавтомобиля, получившего название БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Постройкой данной машины занялись на Ижорском заводе. В 1938 году после проведения серии успешных испытаний данная машина под обозначением БА-27 обр. 1928 года была принята на вооружение РККА. Первоначально она производилась на базе шасси грузовика АМО-Ф-15, но уже с лета 1929 года базой для бронеавтомобиля стало новейшее для того времени шасси полуторатонного грузовика «Форд-АА», который оснащался четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, развивавшим мощность в 40 л.с.

До конца 1931 года было выпущено всего около сотни бронеавтомобилей БА-27. Многие из них приняли активное участие в боях с китайцами на КВЖД и в борьбе с бандами басмачей в Средней Азии. Бронеавтомобиль обладал массой в 4,14 тонны и имел бронирование на уровне 4-7 мм. Его главным вооружением была 37-мм пушка конструкции барона Михаила Федоровича фон Розенберга – дяди того самого Альфреда Розенберга, который являлся одни из идеологов НСДАП. Данное орудие, обладая длиной ствола всего лишь в 19 калибров, имело слабую бронепробиваемость и было непригодно для борьбы с танками. На расстоянии в 200 метров его снаряд пробивал броню в 10 мм, на расстоянии в 100 метров – 12 мм.
Бронеавтомобили семейства БА – Средний бронеавтомобиль – БА-10
Средний бронеавтомобиль БА-6


Полностью осознавая беспомощность данного бронеавтомобиля в борьбе с танками противника, в СССР начали работы над более совершенным бронеавтомобилем. Стремясь усилить огневые возможности машины, в 1934 году конструкторами был разработан новый бронеавтомобиль БА-3, который получил башню от танка Т-26. Разнообразные по назначению 45-мм снаряды установленной в данной башне пушки имели существенно большую начальную скорость и пробитие, а совершенная система наводки помогала вести достаточно точный, прицельный огонь.

К 1935 году на Горьковском заводе было освоено производство нового грузового автомобиля ГАЗ-ААА, имеющего трехосное шасси. По сути это был трехосный вариант полуторки, у которого два задних моста были ведущими. В том же 1935 году ворота завода покинул новый бронеавтомобиль, получивший название БА-6. Его бронирование было увеличено и доведено до 9-мм. Еще через год он был заменен в производстве версией БА-6М и, наконец, в 1938 году методом проб и ошибок был создан новый средний бронеавтомобиль БА-10. Базой для него послужило шасси грузовика ГАЗ-ААА, но с укороченной рамой. Ее задняя часть была сокращена на 400 мм, а из средней части вырезали 200 мм.

Параллельно с ним был спроектирован еще один бронеавтомобиль – БА-9, который вооружался одним 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДК, который устанавливался в башне вместо стандартной спаренной пушечно-пулеметной установки. Данная машина проходила испытания весной 1937 года. После этого даже было принято решение о ее серийном выпуске, но по причине отсутствия должного количества крупнокалиберных пулеметов БА-9 серийно не производился.
Бронеавтомобили семейства БА – Средний бронеавтомобиль – БА-10

Бронеавтомобиль БА-10 был спроектирован по классической компоновочной схеме, которая предусматривала переднее расположение двигательной установки. Две пары задних колес были ведущими, передние были управляемыми. Экипаж бронеавтомобиля включал в себя 4 человека: водителя, командира машины, наводчика и пулеметчика. Длина бронеавтомобиля составлял 4655 мм, ширина – 2070 мм, высота – 2210 мм. Боевая масса машины составляла – 5,14 т., что позволяло БА-10, оснащенному 50-сильным двигателем М-1, развивать по шоссе скорость до 53 км/ч. Бронеавтомобиль отличался хорошей проходимость, а благодаря низко подвешенным, свободно вращающимся запасным колесам мог спокойно преодолевать даже траншеи.

Корпус бронеавтомобиля был полностью закрытый, клепано-сварной, он производился из листов катаной стали разной толщины, которые везде были установлены с рациональными углами наклона, что увеличивало степень защищенности экипажа. Для изготовления днища применялись листы толщиной в 4 мм, для крыши – 6 мм листы, бортовое бронирование корпуса имело толщину в 8-9-мм, а лобовые детали бронеавтомобиля были представлены листами толщиной в 10-мм. Топливные баки БА-10 прикрывались также дополнительными бронелистами. Для посадки и высадки экипажа по бортам располагались прямоугольные двери, имеющие небольшие окна, которые оборудовались бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей применялись внутренние петли, что позволяло сократить количество мелких деталей на внешней поверхности корпуса.

За отделением управления располагалось боевое отделение, крыша которого находилась на уровне ниже крыши кабины водителя. За счет применения ступенчатой формы крыши корпуса конструкторам удалось уменьшить общую высоту машины. Непосредственно над боевым отделением находилась сварная коническая башня кругового вращения, имеющая большой полукруглый люк, с откидывающейся вперед крышкой. Через люк можно было попасть в машину или покинуть ее, а также осуществлять наблюдение за местностью. Помимо этого, в боевой обстановке обзор обеспечивался за счет смотровых щелей, которые находились в бортах башни.
Бронеавтомобили семейства БА – Средний бронеавтомобиль – БА-10

В качестве основного вооружения БА-10 использовалась 45-мм пушка 20К обр. 1934 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, установленные в цилиндрической маске двухместной башни. Пушка служила для борьбы с бронетехникой противника: танками, самоходками, бронемашинами. Для 1930-х годов ее бронепробиваемость была более чем достаточной. На расстоянии в 500 метров по нормали снаряд, выпущенной из данной пушки, мог пробить 43-мм броню.

Обладало орудие и возможностями борьбы с пехотой. Для этого оно оснащалось картечью и осколочной гранатой. 45-мм осколочная гранта при взрыве образовывала около 100 осколков, которые сохраняли свою убойную силу при разлете в глубину на 5-7 метров и по фронту на 15 метров. Картечные же пули при стрельбе образовывали зону поражения на расстоянии в 60 метров по фронту и до 400 метров в глубину. Помимо этого в боекомплект орудия могли включаться бронебойно-химические и дымовые снаряды. Бронебойно-химические снаряды предназначались для отравления гарнизонов ДОТов и экипажей танков. Они содержали до 16 г. состава, которые в ходе химической реакции превращался в синильную кислоту.

Наведения оружия на цель в вертикальной плоскости производилось в секторе от -2 до +20 градусов. В состав боекомплекта БА-10 входили 49 выстрелов к орудию и 2079 патронов к 2-м пулеметам ДТ. Круговое вращение башни производилось при помощи ручного механизма поворота. Для ведения прицельного огня в распоряжении командира и наводчика машины имелся перископический панорамный прицел ПТ-1 обр. 1932 года и телескопический прицел ТОП образца 1930 года.
Бронеавтомобили семейства БА – Средний бронеавтомобиль – БА-10
Немцы осматривают трофейные бронеавтомобили БА-10

В передней части бронеавтомобиля располагался моторный отсек, в котором устанавливался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1, имеющий рабочий объем в 3280 см3, данный двигатель развивал максимальную мощность в 50 л.с. при 2200 об/мин, что позволяло БА-10 передвигаться по дорогам, имеющим твердое покрытие, со скоростью до 53 км/ч. С учетом полной заправки бронеавтомобиль мог преодолеть от 260 до 305 км. в зависимости от состояния дорожного покрытия. С двигателем ГАЗ-М1 взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили четырехступенчатая коробка передач (4 вперед, 1 назад), однодисковое сцепление сухого трения, демультипликатор, главная передача, карданная передача, механические тормоза. При этом тормоза с передних колес машины были сняты и был введен центральный тормоз в трансмиссии.

Ходовая часть бронеавтомобиля была трехосной и неполноприводной (6x4). В ходовой части использовались шины ГК размером 6,50-20. На передней оси БА-10 были установлены односкатные колеса, на двух задних ведущих осях – двухскатные. Запасные колеса устанавливались по бортам корпуса и свободно вращались на своих осях. Такая схема не позволяла бронеавтомобилю сесть на днище и облегчала преодоление различных препятствий: рвов, окопов и насыпей. Он легко преодолевал подъемы крутизной в 24°, а также броды глубиной до 0,6 метра. Для увеличения проходимости машины на задние скаты могли устанавливаться легкие металлические гусеницы типа «Оверолл». Передние колеса БА-10 прикрывали крылья обтекаемой формы, задние прикрывались широкими и плоскими крыльями, которые образовывали над колесами полки, на которых закреплялись различные ящики с инструментами, с запасными частями и другим штатным снаряжением.

Со временем увидела свет и модернизированная версия машины – БА-10М, которая отличалась новыми бензобаками емкостью по 54,5 литра каждый. Бензобаки были расположены в специальных бронекожухах по бортам машины вдоль крыльев задних колес. Бензопроводы проходили по днищу машины и были уложены в специальные бронированные планки. Ходовые качества от этого не улучшились, но живучесть машины в боевых условиях удалось повысить, так как в случае пробития топливных баков горючее выливалось наружу корпуса. Помимо этого БА-10М получил бронезащиту пулеметной установки, смонтированной в корпусе по ходу движения, ящик ЗИП для прицельного оборудования, а также новый поворотный механизм башни. Также на бронеавтомобиле изменили установку глушителя и ввели ряд других несущественных усовершенствований, которые делали работу экипажа более комфортной. При этом масса БА-10М составила 5500 кг., что никак не отразилось на динамических качествах машины. Стоит отметить, что из-за дефицита в СССР радиооборудования далеко не все бронеавтомобили были оснащены радиостанциями 71-ТК-1.

Использованы источники:
http://opoccuu.com/ba-10.htm
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/broneavtomobili/106-ba-10
http://www.bronetehnika.narod.ru
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 27
  1. Vadivak 18 июля 2012 09:33
    К осени 1941 года опыт боевого применения показал, что использовать пушечные бронеавтомобили «по-танковому» - для сопровождения пехоты или атаки укреплений противника приводит к огромным потерям, так как бронезащита машин была противопульной, а проходимость значительно уступала гусеничной техники. А вот метод подвижных засад, преследование противника, это самое то. Немцы тоже пытались применять БА в атаке, результат тот же
  2. Братец Сарыч 18 июля 2012 10:47
    Чем вколачивать такие огромные средства в производство бронеавтомобилей более чем сомнительной боевой ценности, лучше бы вкладывались в производство бронетранспортеров и самоходной артиллерии!
    Братец Сарыч
    1. Йошкин Кот 18 июля 2012 10:51
      гм, легко судит по прошествии 80 лет
      Йошкин Кот
      1. borisst64 18 июля 2012 14:55
        Автомобильные заводы способны выпускать такие бронеавтомобили, а бронетранспортеры (в современном понятии) и самоходки не могут. Требуется кардинальная модернизация в производстве двигателей, трансмиссии, ходовой части. Небольшой пример - гусеницы совсем непростая конструкция, проектируется отдельным бюро, в производстве дороги. (стоимость гусениц Челябинского Т-170 почти 0,5 млн.руб)
        borisst64
        1. стас57 19 июля 2012 18:05
          совершенно верно, ганомаговская ходовая, или ШРУС нашим заводам в массе мыл практически неподсилен
    2. стас57 19 июля 2012 17:58
      Чем вколачивать такие огромные средства в производство бронеавтомобилей более чем сомнительной боевой ценности, лучше бы вкладывались в производство бронетранспортеров и самоходной артиллерии!

      ну конечно вы прям с ходу назовете мне характеристики советского, массового, полноприводного или полугусиничного автомобиля с массой в 9 тонн и с такой же тягой.
      или SdKfz 250
      а может вы еще и знаете куда их до войны в народном хозяйстве присторить?
  3. nnz226 18 июля 2012 13:48
    Танки типа БТ и Т-26 с таким же бронированием, выглядели так же бледно в атаках: начиная с Халхин-Гола и до сгорания в боях 1941 г. Спасибо товарищу Тухачевскому за противопульное бронирование многих тысяч танков!!! И горящие танки в боях от любого попадания! А эти бронеавтомобили действительно могли заменить отсутствующие в РККА самоходки. 45-мм пушка могла подбивать "панцеры" при действии из засад. А уничтожить их можно было бы только прямым попаданием, а не осколками и пулями по открытым расчётам простых орудий.
    1. vylvyn 18 июля 2012 13:58
      Полностью согласен. И добавлю, что машина идеально подходила для рейдов по тылам противника. Но, к сожалению, не срослось.
      vylvyn
      1. Vadivak 18 июля 2012 14:47
        Цитата: vylvyn
        машина идеально подходила для рейдов по тылам противника.


        В летнее время, наверное да.
        1. 77bor1973 18 июля 2012 21:34
          Были и в зимнем варианте !
          77bor1973
          1. loft79 18 июля 2012 23:17
            Не интересовался эффективностью данных съемных гусениц, но при гололеде , на мой взгляд никакие. нет зубцов. Видел фото БА-10 зимой, так там гусеницы были на корпусе.
            1. mkpda 19 июля 2012 20:25
              Гусеницы ставились при преодолении участков местности с низкой несущей способностью грунта. Для зимних условий ещё существовали лыжи для передней оси.
              С учётом плохой вентиляции и большой теплоотдачи двигателя в обитаемую часть корпуса, зимой было наиболее комфортно находиться в БА (недостаток для всех моделей довоенных БА) с включённым двигателем.
    2. Vadivak 18 июля 2012 14:46
      Цитата: nnz226
      Спасибо товарищу Тухачевскому за противопульное бронирование многих тысяч танков!!


      У него вообще много "идей" было -Будучи начальником вооружений Красной Армии Тухачевский фактически блокировал производство ручного автоматического оружия, отдавая явное предпочтение традиционным винтовкам. Когда в 1932-1933 годах на полигонных испытаниях из 14 образцов пистолетов-пулемётов лучшей была признана конструкция В.Дягтерёва, Тухачевский заказывает изготовить только 300 экземпляров этого образца, да и то исключительно для армейского начсостава.
      Тухачевский решительно выступал против миномётного вооружения Красной Армии. В результате его усилий в планах второй пятилетки производство этого вида оружия вообще не предусматривалось. Место миномётов должны были, по замыслу маршала, занять пехотные мортиры, которые так и не были созданы.
      Всячески препятствовал Тухачевский и развитию ствольной артиллерии. Он доказывал, что такого рода артиллерийские системы исторически обречены и должны быть заменены безоткатными пушками. Попытки ведущего советского конструктора В.Грабина убедить маршала в узости, односторонности и опасности такого подхода для обороноспособности страны успеха не имели.

      Хотя и он надо сказать интересные идеи поддерживал
      1. datur 18 июля 2012 20:30
        Vadivak,занять пехотные мортиры, которые так и не были созданы.--- вообще то автоматический гранатомет как раз был создан(Таубина) ,но не доведен до ума ! не стало тухачевского и все амба!!!!
    3. mkpda 18 июля 2012 15:08
      Ну про замену самоходок Вы погорячились, а в остальном готов с Вами согласиться.
      1. Banshee 18 июля 2012 19:59
        Да, идейка динамореактивных пушек Курчевского была фееричной. Сколько денег угробили, сколько проектов умных запороли... Жаль, Курчевского не прислонили рядом с покровителем.
        1. стас57 19 июля 2012 18:09
          Цитата: Banshee
          . Жаль, Курчевского не прислонили рядом с покровителем

          вообще то прислонили в 37ом
  4. Toten 18 июля 2012 14:27
    Интересно, что на фото с немцами и бронемашинами стоит подпись Сентябрь 1939 года. Получается что данная разработка уже через год после создания появилась у поляков. Маловероятно чтобы поляки захватили у СССР машины в ходе скоротечных боев в 1939 а потом они были опять захвачены немцами.
    Toten
    1. Братец Сарыч 18 июля 2012 15:21
      Скорее всего это не трофейные машины - скорее какая-то встреча советских войск и немцев...
      Братец Сарыч
      1. Братец Сарыч 18 июля 2012 19:43
        Я, к стыду своему, надпись сразу не заметил, я просто обратил внимание на человека в шинели, фуражке и сапогах со шпорами - форма явно не немецкая, скорее наша, советская, и вряд ли кто-нибудь бы позволил пленному шляться среди своих войск...
        Братец Сарыч
        1. loft79 18 июля 2012 23:26
          Легко немецкая. Моторизированные дивизии из ковалерийских создавались. так что вероятно немецкая с учетом погон, если правильно разглядел.

          Про 1939 тоже не сразу увидел )
  5. mkpda 18 июля 2012 15:17
    Пару вопросов по статье.
    Первый. Башня БА-27 была взята от Т-18 и там использовалась пушка системы Гочкиса, действительно ли на БА-27 стояла пушка Розенберга?
    Второй. Хотелось бы уточнить про шасси БА-3, там стояло фордовское трёхосное шасси.
  6. Toten 18 июля 2012 15:53
    Братец Сарыч,

    Не факт, в тот момент боевые действия продолжались и врятли две армии не связанные каким-либо союзническим обязательством стали вот так просто брататься, показывать друг другу технику и тд.
    Плюс по фото-техника стоит рядами как на показ для высшего начальства, плюс вокруг техники сплошные солдаты Вермахта, не думаю что РККА просто так бы отдало технику на осмотр потенциальному противнику(как тогда считался любой встречный) без какого либо сопровождения.

    По состоянию машин-в боевых действиях не участвовали, смахивает на полигонный вариант, нашли на складах у поляков и выставили на показ.
    Toten
    1. Гамдлислям 18 июля 2012 16:53
      Во Львове был совместный парад в конце сентября 1939 года, где участвовали и бронемашины БА-10.
      1. Братец Сарыч 18 июля 2012 19:41
        Все-таки это был не совсем парад, что бы и кто бы ни говорил...
        Братец Сарыч
    2. Vadivak 18 июля 2012 16:59
      Цитата: Toten
      Не факт, в тот момент боевые действия продолжались и врятли две армии не связанные каким-либо союзническим обязательством стали вот так просто брататься, показывать друг другу технику и тд.


      22 сентября 1939 года в Бресте состоялся совместный советско-германский военный парад, приуроченный к передаче Бреста и Брестской крепости Советскому Союзу в результате раздела Польши между Третьим Рейхом и СССР. Немецкими частями командовал генерал Гейнц Гудериан, советскими - комбриг Семён Кривошеин.

      И как вы справедливо указали на дату, то я разыскал еще фото с этого парада и осмотра техники похоже фото взято оттуда а надпись отредактирована
      1. BYRY 19 июля 2012 01:52
        Если приглядеться повнимательнее,то над членом экипажа БТ-10 стоят два дерева с минимальной кроной.То точно на том же месте они находятся на первой фотографии .
        BYRY
  7. Toten 18 июля 2012 17:57
    Vadivak,

    Да,фотографии явно связанные.Спасибо.
    Toten

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня