Пингвин на коньках. Ракетные катера типа «Sparviero»

35

Автор всегда интересовался, так сказать, малыми формами во флоте. И пройти мимо в своё время достаточно перспективной, хоть и сырой разработки в виде итальянского ракетного катера на подводных крыльях типа «Sparviero», просто не мог. Более того, по его скромному мнению, данные катера — просто ментальное исключение в рядах итальянского флота, который практически всегда возводил на своих стапелях исключительно элегантные, даже утончённые корабли. И вдруг появляется этот «уродец», похожий на пингвина, поставленного на фигурные коньки. Но тем не менее интереса к своей персоне этот катер не потерял.

Прямым прародителем «Sparviero» был американский экспериментальный катер на подводных крыльях USS Tucumcari. Правда, USS Tucumcari не нёс на своём борту ракетного вооружения, ограничиваясь артиллерией. Данный катер разработала компания «Боинг». На его базе отрабатывались технологии судов на подводных крыльях, а также оценка эксплуатации водомётного движителя. USS Tucumcari удалось даже показать себя во Вьетнамской войне, но век его был недолог. Уже в 1972-м году, т.е. спустя всего четыре года после начала эксплуатации, экипаж во время учений в районе острова Вьекес (Пуэрто-Рико) протаранил риф на скорости свыше сорока узлов. А во время проведения спасательных работ янки так перестарались, что окончательно угробили корабль. Ремонт был признан нерентабельным.



Итальянские «роды»


Ещё в 1964-м году итальянский предприниматель испанского происхождения Карло Родригес, построивший свой бизнес на разработке судов на подводных крыльях, и корпорация «Боинг» при поддержке отдела военно-морских исследований Италии основали компанию «Alinavi». Именно на базе этой компании и были начаты первые разработки военных кораблей на подводных крыльях.


Катер «Sparviero»

Когда в 1968-м году USS Tucumcari вступил в ряды ВМФ США, им сразу заинтересовались итальянцы. Уже в 1970-м году ВМФ Италии заказал «Alinavi» разработку и постройку прототипа катера на подводных крыльях, в качестве отправной точкой для которого будет служить американский опыт. Прототип получил имя «Sparviero». А так как «в моду» входили именно ракетные катера, то в изначальный американский вариант были внесены изменения.

Тактико-технические характеристики:

— максимальная длина – 24,5 м, ширина – 7 м, осадка – от 1,45 до 1,87 м;
— водоизмещение – 60,6 тонны;
— максимальная скорость на подводных крыльях при оптимальной погоде — 50 узлов (92,6 км/ч), скорость в водоизмещающем режиме – 8 узлов (15 км/ч);
— экипаж – 10 человек, включая двух офицеров;
— автономность – 1 сутки;
— дальность плавания на скорости 45 узлов – 740 км, на скорости 8 узлов – 1940 км;
— материал корпуса и надстройки – алюминий.

В наследство от американцев итальянский катер получил систему подводных крыльев, разработанную «Боингом» и состоящую из одного крыла в носу и двух на корме. Естественно, в различных типах движения использовались два разных двигателя и два разных движителя. При водоизмещающем режиме работал обычный дизельный двигатель Isotta-Fraschini ID38N6V, а движителем был гребной винт. Когда же катер переходил на движение на подводных крыльях, то в работу вступал газотурбинный двигатель Rolls-Royce Proteus 15М560 (5000 л.с.) с водомётным движителем.

Учитывая дальность плавания и прочее, итальянские военморы планировали использовать данные корабли для коротких операций, требующих от катеров высокой скорости. Именно поэтому никаких жилых помещений и тем более камбуза на кораблях оборудовать не собирались в принципе.


Первоначальное вооружение состояло из двух противокорабельных ракет «Otomat» на корме за надстройкой и одного 76-мм орудия Oto Melara на носу.

Жизнь в море и на бумаге


Прототип «Sparviero» был заложен на верфи в Специи в апреле 1971-го года, а спущен на воду 9 мая 1973-го года. Непосредственный ввод катера в эксплуатацию состоялся в 1974-м году под бортовым номером P 420. Во время ходовых испытаний и непосредственной эксплуатации данный катер заявленные ТТХ оправдал, однако начало строительства полноценной серии постоянно откладывалось.

В 1975-м году снова был поднят вопрос не просто о заказе целой серии катеров типа «Sparviero», но и о дополнительной закупке двух более крупных кораблей на подводных крыльях типа «Пегас» американского производства. «Пегасы» в 1975-м году как раз возводились компанией «Боинг» в Рентоне, штат Вашингтон. Данные корабли должны были работать совместно в рамках стандартизации вооружений блока НАТО. Но данная группа так и не была создана.


В 1977 году командование снизошло до решения вопроса о серийном производстве «Sparviero». При этом заказ был размещён на судоверфи компании Fincantieri. «Новые» катера получили усовершенствованную ракетную установку «Otomat» с системой целеуказания Teseo. Также планировали установить на катера более мощные газотурбинные двигатели Allison, но это не было реализовано.

Всего с 1980-го по 1983-й год на воду было спущено шесть ракетных катеров на подводных крыльях типа «Sparviero»: Nibbio (бортовой номер P 421), Falcone (P 422), Astore (P 423) , Grifone (P 424), Gheppio (P 425) и Condor (P 426).

Показать себя во всей красе данным катерам не удалось. Вплоть до середины 90-х годов корабли типа «Sparviero» несли вполне себе спокойную, в основном патрульную службу. Высокоскоростной жалящий удар ракетным вооружением, на что так рассчитывало командованием, корабли наносили только в рамках учений. На данный момент все катера списаны.

Второй короткий вдох жизни


В начале 90-х, когда итальянцы потихоньку отправляли «Sparviero» на металл, катерами заинтересовались японцы. Страна восходящего солнца хотела заменить шустрыми итальянцами свои окончательно устаревшие торпедные катера серии РТ-11 – РТ-15, развивающие скорость до 40-ка узлов.


Катера типа «Sparviero» с поднятыми подводными крыльями

В 1991 году японцы заключили с Италией лицензионное соглашение на производство ракетных катеров на подводных крыльях. Естественно были внесены изменения в плане вооружения. Вместо 76-мм орудия на носу была установлена скорострельная пушка M61 Vulcan, а вместо комплекса «Otomat» поставили противокорабельные ракеты тип 90. И, конечно, новые катера снабдили более современными РЛС. Газотурбинный двигатель также заменили на двигатель General Electric LM500 в 5200 л.с.

В 1992-м году оба катера были спущены на воду. При этом собственных имён им не предоставили — только номера PG 01 и PG 02. Казалось бы, корабли, канувшие в лету, получили второй шанс. Но вдруг начались проблемы с финансированием.


Следующий катер заложили только в 1993-м году под номером PG 03. В 1994-м, когда со стапелей верфи Sumitomo сошёл третий катер серии, командование уже окончательно охладело к этим кораблям на подводных крыльях. В итоге заказывать четвёртый катер не стали, а проект был свёрнут.

Японская троица честно пересекла рубеж 2000-го года, а в 2010-м году последний птенец итало-американской компании японских верфей был благополучно списан.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 декабря 2019 18:34
    Экий он несуразный, да непропорциональный)))
  2. 0
    12 декабря 2019 18:36
    Эх,в Бандерфлот бы эти кораблики ,да на прорыв через Керченский пролив( каламбур ,однако,получился)
    1. +7
      12 декабря 2019 18:47
      А как Вы считаете-эти корыта совершенно безобидны с двумя ракетами, артустановкой и высокой скоростью? Я считаю что они достаточно серьёзный противник.
      1. 0
        13 декабря 2019 01:16
        Цитата: 210окв
        А как Вы считаете-эти корыта совершенно безобидны с двумя ракетами, артустановкой и высокой скоростью? Я считаю что они достаточно серьёзный противник.

        У этого "креатуро миравильозо" Совсем плохо с автономностью.
        1. +2
          13 декабря 2019 04:10
          Так он на это и не рассчитан. Действует в прибрежных районах, выскочил залп ракетами и деру. Меня вот что интересует, он при стрельбе из пушки на задницу не садится. Все ж для таких размеров калибр великоват, особенно когда на крылышках идет.
  3. +14
    12 декабря 2019 18:39
    Итальянцы, японцы, американцы и т.д.
    А про Ростислава Евгеньевича Алексеева и его корабли на подводных крыльях?
    Не только "Ракет", "Комет", "Метеорах" но и "Ураганах"?

    Интересно, Автор не знает, стесняется или сознательно вводит Российскую молодежь в заблуждение?
    1. +2
      12 декабря 2019 21:32
      Советских конструкторов всегда увожал, катера на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланы. Но автор не прав в одном, запихать в такое корытце две ракеты и серьезную пушку, это элегантно, хоть и внешне уродец.
      1. +8
        12 декабря 2019 21:51
        Да ладно. Наши на 183-ий торпедник водоизмещением 60 тонн (стало 70-ть) ухитрились 2 ТЕРМИТА запихнуть :) (проект 183-Р). Правда без подводных крыльев. Вот где была бешеная блоха :) Ибо Термит это не оттомат, там 2 тонны взлетной массы и 500 кг бч :)
        2 египетских катера по 70 тонн каждый утопили 1700-тонный еврейский эсминец :)
    2. +5
      12 декабря 2019 23:17
      или сознательно вводит Российскую молодежь в заблуждение?


      Вообще-то это мировое "заблуждение"... СПК в мире зовут "русскими " , а вот на воздушной подушке - "английскими". Виной всему серийная постройка "Ракеты" и "Ховеркрафта". На деле был итальянец Форланини с его этажеркой и инженер Левков с его катерами. Но кто помнит кроме спецов ?


  4. Uhu
    +6
    12 декабря 2019 18:41

    Катер PG 01 (фото 2000 г.)
    Источник: https://cmboat.ru/katera/missilemotorboat/rk195/

    Катер PG 02 (фото 2001 г.)
  5. +2
    12 декабря 2019 18:46
    ладно ракеты, но как они на него 76мм пушку впихнули ?
    1. +1
      12 декабря 2019 20:24
      Как - это второй вопрос
      Первый - зачем?
  6. 0
    12 декабря 2019 20:24
    Зачем такому маленькому кораблику такая большая пушка?
    1. -4
      12 декабря 2019 22:05
      Скорее вопрос зачем стране члену НАТО в Средиземном море катер с ПКР.
      1. +6
        13 декабря 2019 00:29
        Цитата: 30hgsa
        Скорее вопрос зачем стране члену НАТО в Средиземном море катер с ПКР.

        А почему нет? В отличии от самолета, катер может приблизится и лично доразведать цель. Например убедится что это не рыбак какой то. Италии, с ее географией в центре Средиземного моря в самый раз такой шустряк.
        1. 0
          13 декабря 2019 11:41
          Это вы ответили на вопрос зачем катер, а зачем ПКР ? :)
          1. +2
            13 декабря 2019 21:29
            А ПКР на случай если сильно приближаться не хочется. :)

            Там ведь полно всяких арабских "демократий" вооруженных кстати в основном москитным флотом. И европейцы с ними периодически ссорятся.
    2. +3
      13 декабря 2019 04:30
      На ютуб есть видео американских пегасов в пло варианте - так они довольно бодро лупят из пушки на полном ходу по берегу
      1. +4
        13 декабря 2019 10:24
        ....видео американских пегасов в пло варианте

        hi ...Длинное кино.
        .... "Пегас" представляли собой серию быстроходных патрульных катеров, используемых ВМС США. Они находились на вооружении с 1977 по 1993 год. Эти подводные крылья носили обозначение "PHM". .

        1. +5
          13 декабря 2019 15:24
          Александр hi А как у него водозабор происходит, когда он весь из воды выходит? Там же водомёт работает на больших скоростях. request
          1. +1
            13 декабря 2019 19:19
            [quote водозабор происходит][/quote]
            ...из водозаборников в стойках крыльев. Я сам-то не в курсе был. Вычитал в и-нете:
            Газовая турбина служила для движения на крыльях, дизельная — для экономического хода. В качестве движителей использовались четыре водомета, с забором воды через патрубки в стойках кормовых крыльев.
            Источник:
            https://cmboat.ru/katera/missilemotorboat/rk228/

            -- это для "Пегасус".
            ...Здорова Серёг! Ты как живой belay Каким ветром? smile
            1. +4
              13 декабря 2019 19:49
              Амнистия политическим была. Выпустили, только обрили уже. Вот обрастаю. good drinks Собственно я и не пропадал, я это - "Ребята, давайте жить дружно!" был. bully
  7. +4
    12 декабря 2019 20:43
    Ничего нового. Просто перепечатка отрывка из уникальной, но увы- древней, как "это самое" мамонта (1976 г. издания) Злобинской книги "Суда на подводных крыльях и воздушной подушке". https://www.morkniga.ru/p806810.html
    1. +2
      12 декабря 2019 21:18
      Если книга 76-го года , то как в ней появилась информация из 90-ых?
      1. 0
        12 декабря 2019 22:07
        Гугл сэр и желание написать об чем нибудь творят чудеса. Логично же что человек решил до конца проверить боевой путь обьекта статьи,вот и дописал.
  8. +1
    12 декабря 2019 22:18
    hi
    Спасибо автору за любопытный материал!
    Вспомнилось: Sparviero (Ястреб-перепелятник) и Nibbio (Коршун) назывались скауты типа “Аквила“ (L'esploratore classe “Aquila”).
    Были заложены до 1-й Мировой.

    Несколько лет назад я опубликовал об этом серию статей
    Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть».
    Это про них.
  9. +5
    12 декабря 2019 22:38
    На мой взгляд, это совсем не пингвин, нормально вооруженный (как корвет), очень компактный (всего 60т водоизмещения против 200т у "Антареса" и 450-600т у "Урагана" и "Кунаховича"), весьма экономичный (при 5000л.с. - 50 уз., против 60-65уз. у наших СПК при мощности ГТД в 18000л.с., а их стояло от 2 до 3, т.е. до 54тыс. л.с., соответственно и расход топлива, итальянец проходил на максимуме 750км, наши - до 750-800 миль, т.е. при 5-9 кратно большем водоизмещении всего в 2 раза дальше). Проект вполне имел право на жизнь как МРК-перехватчик (особенно при внешнем целеуказании) для надводных кораблей на небольших и средних морских акваториях (Черное, Балтийское, Эгейское, Средиземное моря). В 1982 в Лас-Пальмасе видел "Джетфойл" - гражданский пассажирский вариант на базе боинговского СПК "Тукумкари", тот влетал в достаточно компактную бухту на крыльях в полную высоту, сбрасывал скорость, на вираже разворачивался, садился на корпус и мягко подходил к пирсу для швартовки, причем шума практически не производил. Вот когда из Севастополя выходили "Бора" или "Кунахович" - рев стоял как на взлетающем самолете...
    1. -2
      13 декабря 2019 03:31
      Это и не пингвин и не "ястреб", это Арёль! Просто болель!
  10. BAI
    0
    13 декабря 2019 08:44
    Носовое крыло только одно. Интересно, как у него с устойчивостью. По крйней мере трех колесные скуттера менее устойчивы, чем квадроциклы. И в СССР с центральным носовым крылом кораблей не строили.
    1. +1
      13 декабря 2019 10:17
      Цитата: BAI
      Носовое крыло только одно. Интересно, как у него с устойчивостью....

      Нормально. hi

      ...Они-хе сначала .расчёты делают, на масштабных моделях качества смотрят... добавления какие-то. После, то-же на ходовых
    2. +1
      13 декабря 2019 13:06
      Действительно, устойчивость - вполне на уровне. Носовое крыло, в системе с ультразвуковыми датчиками в носовой части СПК и борткомпьютером, за счет быстрого изменения угла атаки всей поверхности крыла (а не только закрылок, как на наших СПК) компенсировало влияние волнения и значительно уменьшало килевую качку
  11. 0
    13 декабря 2019 13:19
    Не пингвины, а воробьи (по названию, в переводе с итальянского). "Зубастые" воробушки для своего времени были.
  12. 0
    13 декабря 2019 16:11
    Добрый вечер! Появилось два вопроса по эксплуатации такого типа кораблей на флоте:
    1-й: Как корабли на подводных крыльях переживают встречи с мусором (у советских комет были очень большие проблемы от столкновений со сплавляемым лесом)?
    Океан сейчас достаточно грязный, плавает много различного мусора от пластиковых бутылок, до различных бочек и т.п.
    2-й: Японцев устроила мореходность судна на подводных крыльях (если судить по картинкам, на подводных крыльях судно выдержит волну метра 2 без выхода крыльев из воды)?
  13. +1
    13 декабря 2019 17:36
    Все эти итальянские, советские, японские СПК просто не попали на "СВОЮ" войну! По критерию стоимость-эффективность наверное обошли бы корветы с ПКР при использовании по назначению. А большая пушка это как мужское достоинство...
  14. 0
    7 февраля 2020 21:36
    Подводные крылья - тупиковая ветвь военного кораблестроения. Мореходность низкая, а для применение оружия - еще ниже. Только для хорошей погоды.