Як-1: создание и развитие истребителя

39

О конструкторском бюро А.С.Яковлева знают не только в России, но и далеко за её пределами. В течение долгих лет руководил бюро А.С.Яковлев, легендарный советский конструктор, создатель самолётов «Як». Им было сделано многое для того, чтобы Советский Союз стал великой авиационной державой.

В стенах этого КБ было разработано более 200 типов и модификаций летательных аппаратов, имеющих различное назначение. За годы Великой Отечественной войны было выпущено 40 тыс. самолётов, из них 37 тыс. боевых.



Имея славную историю, самолёты Яковлева долгие годы выпускались серийно, выпускаются они и сейчас. Это единственное конструкторское бюро, которое за годы своего существования проектировало и изготавливало тяжёлые планеры, самолёты вертикального взлёта, вертолёты, первый звуковой бомбардировщик, серию истребителей ВОВ, учебно-тренировочные самолёты.

Исследователь истории отечественной авиации Сергей Кузнецов, гость «Архивной революции», расскажет о создании истребителя Як-1 (в том числе - модификации Як-1Б) и других самолётов, спроектированных под руководством А.С.Яковлева. Почему именно Як-1 стал локомотивом для всей нашей авиационной промышленности в предвоенные годы? Смотрите видео.

    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    39 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +5
      12 декабря 2019 08:23
      Почему именно Як-1 стал локомотивом для всей нашей авиационной промышленности в предвоенные годы?
      ЯК-1 стал ЛОКОМОТИВОМ авиационной промышленности????????? Ну только если считать, что "машинистом" у него был человек дающий советы по развитию авиапромышленности самому Сталину... А так, ничего сверхъестественного, в этом самолете не было. Вот если бы удалось И-185 запустить в производство или Ту-2, в 1941 году, то да, это действительно потянуло бы советскую авиапромышленность вперед
      1. 0
        12 декабря 2019 08:35
        Цитата: svp67
        Вот если бы удалось И-185 запустить в производство или Ту-2, в 1941 году,

        И-200 и И-185 очень близки к друг другу в конструктивном плане и что? Не получилось у МиГа(И-200) стать локомотивом, то же и в случае с Ту-2.
        Сверхестественность это не к локомотиву...
        1. +2
          12 декабря 2019 08:38
          Цитата: mark1
          И-200 и И-185 очень близки к друг другу в конструктивном плане и что?

          Не совсем. Хотя это самолеты и ОДНОГО автора, но И-185 был действительно прорывом, не зря же его решения по ВМГ через несколько лет брали за пример при конструировании тех же "Лавочкиных".
          Цитата: mark1
          Не получилось у МиГа(И-200) стать локомотивом, то же и в случае с Ту-2.

          Или просто НЕ ДАЛИ.?
          1. 0
            12 декабря 2019 08:57
            Цитата: svp67
            Или просто НЕ ДАЛИ.?

            Не дали, гады... не дали ползучие...
            Как надоели все эти перепевы!
          2. +5
            12 декабря 2019 10:00
            Цитата: svp67
            Или просто НЕ ДАЛИ.?

            Да, и если верить либерастам, то Поликарпова самого замучили завистник Яковлев, кровавая гебня палача Берия, и лично кровавый диктатор Сталин, и ваще он пал жертвой бесчеловечного режима. Хотя, если посмотреть на факты, то выясняется, что Поликарпов умер от рака. Увы, в те времена состояние медицины вообще и онкологии в частности было таково, что рак был практически без вариантов смертным приговором.
            1. 0
              12 декабря 2019 14:37
              А сидение Поликарпова в Бутырке вместе с Григоровичем, надо понимать, успешно способствовало лечению?
              1. 0
                17 декабря 2019 11:06
                За гибель двух человек на опытном 2И-Н1 должен же был кто-то ответить. Особенно, с учетом того, что вышедший на испытания самолет не соответствовал недавно принятым новым нормам прочности. А на Руси виновных испокон веков назначали.
            2. 0
              17 декабря 2019 11:03
              Однако, даже современная медицина не отрицает влияние "психологического климата" на протекание онкозаболеваний. А "климат" был тот еще. Поликарпов, единственный из Главных конструкторов, не имел собственного опытного производства. За 3 предвоенных года его ОКБ неоднократно перекидывали с одного завода на другой, попутно "отщипывая" сотрудников и проекты. Да и заводы были с совершенно разными технологиями, как, например 156-й "туполевский" и завод №1.
          3. Uhu
            +1
            12 декабря 2019 13:55
            9-я смешанная авиадивиия полностью потеряла все 237 истребителей МиГ в первые три дня после 22 июня 1941-го и фактически перестала существовать. Комдив Черных был расстрелян.
            Утром 22 июня 1941 года в пяти приграничных округах насчитывалось 917 МиГ-1 и МиГ-3. Через двое суток из этого числа осталось только 384 машины этих типов - это наглядно демонстрирует чудовищный уровень потерь, которые и в относительном и в штучном измерении были самые большие в советской авиации.

            Как раз дали. Потом догнали - и еще раз дали. Потому и прекратили выпуск в декабре уже 41-го.
          4. 0
            15 декабря 2019 13:11
            Цитата: svp67
            его решения по ВМГ

            Винтомоторная в отсутствие мотора?
        2. 0
          12 декабря 2019 11:38
          Поликарпов планировал полностью изменить крыло на И-200, до того как его у него отобрали, неизвестно каким бы получился этот самолёт, останься он в его КБ
          1. 0
            12 декабря 2019 12:24
            Цитата: КЕРМЕТ
            Поликарпов планировал полностью изменить крыло на И-200, до того как его у него отобрали, неизвестно каким бы получился этот самолёт, останься он в его КБ

            Он этот проект не считал приоритетом, отдавая предпочтение И-185...
          2. +1
            12 декабря 2019 12:38
            Яковлев- личность во многом противоречивая, однако... Прочитал довольно много книжек про различных советских конструкторов и вынес из них свое суждение-к сожалению, каждый конструктор старался отпихнуть другого и выпячить свои "достижения" причем, даже вовсе не задумываясь о пользе "общего дела", потому что это открывало пути не только для "известности", но и дорогу к деньгам, спецснабжению, и прочим ништякам.... Ладно бы это были такие гении, как например,-Грабин..... Причем, тот же Грабин сам говорил, что в представлении своей продукции, самое главное-"во время" предложить и умение эффектно "подать" предложенное, а вот этими качествами, как раз простой мужик(да еще и верующий) Поликарпов и не обладал (если бы не Чкалов, то вообще, мы никогда бы не узнали о нем, как о выдающемся конструкторе)....
          3. 0
            12 декабря 2019 13:38
            Цитата: КЕРМЕТ
            неизвестно каким бы получился этот самолёт, останься он в его КБ

            Точно таким же он остался бы... точно таким же - если б только АМ-37А не получил бы.(а как известно не получил). К стати И-211 (МиГ-9) с 82-м мотором довели вполне до кондиций И-185
            1. 0
              12 декабря 2019 14:39
              Ну точно таким же он бы не остался, вот что вспоминает бывший сотрудник его КБ Н. И. Андрианов:
              однажды Поликарпов вызвал его и Гуревича с материалами по проекту И-200:
              «Когда мы пришли, он сказал: «То, что организовали новое КБдля строительства нового самолета, — это правильно, а теперь покажите, что у вас получилось». Я доложил и подробно рассказал о конструкции. Поликарпов выслушал и сказал, что так машину делать нельзя, ее нужно кардинально переделать. Его замечания сводили на нет всю нашу работу. Я сказал, что самолет изменить уже нельзя, он строится и всюду одобрен. Поликарпов еще раз сказал, что он будет настаивать на полной переделке самолета. На этом мы расстались»
              .
              1. 0
                12 декабря 2019 14:54
                речь шла об изменения применительно к условиям з-да №1 -больше металла, меньше (т.к.легче) крыло, конечно это катострофа для разработчиков. А вы возьмите чертежи 185 го и 200 го и найдите координальные технологические различия
                1. 0
                  12 декабря 2019 15:00
                  Т. е. Вы сами признаете, ч о Поликарпов планировал крыло сделать более лёгким, ещё он планировал уменьшить его площадь, претензии были и к конструкции силового набора крыла - в итоге на выходе был бы немного не тот самолёт которым был МиГ-3
                  1. 0
                    12 декабря 2019 15:08
                    Когда я говорил "точно таким же" имелось в виду -относительно тяжелый самолет с неудачным тяжелым двигателем и слабым вооружением. строгий в пилотировании но к тому же еще и выпущенный в меньшем количестве
                    1. 0
                      12 декабря 2019 15:15
                      Тут полностью согласен, не отдай его Микояну И-200 и внедряли бы дольше и соответственно успели бы сделать меньше...
                      Хотя Поликарпов планировал его вроде как под 21-й завод, там мощности другие...
            2. 0
              12 декабря 2019 14:54
              К стати И-211 (МиГ-9) с 82-м мотором довели вполне до кондиций И-185

              И-210 был таким же эрзацем, что и ЛаГГ-3 с М-82, т. е. переделкой под воздушник, продувка кстати показала у него большие аэродинамические потери и от этого он не показал расчётные характеристики. А И-185 изначально был спроектирован под мотор воздушного охлаждения
              1. 0
                12 декабря 2019 15:15
                В начале 1943 г И-211 (МиГ-9Е) был уже доведенным самолетом с АШ-82ФН (670 км/час -совсем не плохо!)
    2. +6
      12 декабря 2019 09:16
      первый звуковой бомбардировщик

      Чего только не узнаешь на старости лет на ВО. О таком бомбардировщике даже сам А.Яковлев не знал, по крайней мере в своих мемуарах не упоминал.
      1. +1
        12 декабря 2019 12:25
        Цитата: Дилетант
        Чего только не узнаешь на старости лет на ВО. О таком бомбардировщике даже сам А.Яковлев не знал, по крайней мере в своих мемуарах не упоминал.

        Видимо пропущено "сверх" и если его вернуть, получается "первый сверхзвуковой" и это так понимаю Як-28
        1. +6
          12 декабря 2019 12:43
          Видимо пропущено "сверх"

          Я комментирую то, что написано, а не то что "видимо или не видимо". Если автор не читает свои статьи, то это означает, что он не уважает своих читателей. sad
    3. +3
      12 декабря 2019 09:16
      Я уж, позвольте, не о ТТХ! Только собственные воспоминания детства! Книги Александра Сергеевича Яковлева *Цель жизни* и *Записки авиаконструктора* мама из своей библиотеки мне впервые принесла году так в 81-м, И там я впервые увидел Як-1 ,Я влюбился в этот самолёт с первого взгляда! Он действительно красив! Помниться, неофициальное прозвище опытного образца как раз и было Красавчик! В письме брату, служившему на БДК ТОФ я послал собственный рисунок Як-1! Старался как мог!
    4. +2
      12 декабря 2019 09:17
      Материал известный, но меня в аннотации развеселила опечатка:
      первый звуковой бомбардировщик,
      Это как?))
      1. +1
        12 декабря 2019 09:45
        С когтями а не птица, летит и матерится
      2. +2
        12 декабря 2019 10:24
        Цитата: Вождь краснокожих
        первый звуковой бомбардировщик,
        Это как?))

        Ну,может быть и так: раньше была прибаутка: Будешь ты стрелком-радистом, а в душе-пилот ! Будешь ты летать со свистом задом-наперёд ! Это касалось бомбардировщика(!) Пе-2 ! А "свист"-это шо ? Это звук ! Конечно, можно летать не только со свистом ,но и с другим звуком ...а всё равно это можно подвести к "звуковому бомбардировщику" !
    5. Комментарий был удален.
      1. -1
        12 декабря 2019 10:50
        Конечно, оффтоп, но в Вартандере И-185 разрывает любой литак!))
      2. +1
        12 декабря 2019 11:36
        Хочу напомнить, что запустить в производство его не удалось даже после войны.

        Интересно на чем же Бе-6 летали?... winked
      3. +1
        12 декабря 2019 11:42
        Кстати, кроме отсутствия присутствия серийного мотора у стовосемьдесятпятого были проблемы с просветом от винта до земли. Чуть неровный еродром и привет!
        не было там никаких проблем с про светом, Вы хоть на фото посмотрите этого самолета
      4. Комментарий был удален.
    6. 0
      12 декабря 2019 12:26
      Основным для И-185 рассматривался М-90, которого не было.
      Почему не довели до ума М-71 большой вопрос.
      То что И-180 придержали в Нижнем - это факт, а если бы не придерживали, то ЛаГГ-1/3 был бы не нужен.
      То что Яковлев использовал свое положение в личных целях у меня сомнений нет.
      Но кончилось это скандалом вокруг Як-3-107, итогом которого за очковтирательство Сталин терпеть не стал и отправил Яковлева заниматься только самолетами, а Шахурина в места не столь отдаленные.
      1. Eug
        0
        12 декабря 2019 18:20
        Шахурина с Новиковым отправили в места не столь отдаленные за то, что подчиненные Новикову военпреды принимали у подчиненных Шахурина бракованные самолеты. История про несколько полков с расслоенными крыльями перед Курском - об этом. В войну поднимать шум не стали, приняли меры и устранили сам факт, а после войны раздали сестрам по серьгам.
    7. 0
      12 декабря 2019 12:42

      Не лишняя книга для любителей авиации.
    8. +2
      12 декабря 2019 14:58
      первый звуковой бомбардировщик
      Халтура на сайте цветет пышным цветом, авторы работают по принципу " и так сойдет".
      Даже если учесть, что автор имел в виду, я надеюсь, "сверхзвуковой" бомбардировщик, то все равно это говорит о том, что автор халтурил и не знаком с вопросом.
      Первый советский сверхзвуковой бомбардировщик - Як-26.
      1. +1
        13 декабря 2019 10:19
        Просто работают дилетанты. Это беда ВО. Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник. Послушайте репортажи Самолетова на канале "Звезда", ляпов не меньше! Если бы специалист с профильным авиационным образованием пришел в авиационную журналистику, было бы не в пример правильнее, чем если авиационной журналистикой занимается журналист без пофильного авиационного образования.
    9. +1
      12 декабря 2019 16:32
      123456789-е повторение давно известных данных.
    10. 0
      17 декабря 2019 11:21
      Цитата: Pavel57
      То что И-180 придержали в Нижнем - это факт, а если бы не придерживали, то ЛаГГ-1/3 был бы не нужен.

      Да, основания к этому были веские. Поликарпов, в отличие от Лавочкина и Яковлева, не выводил на испытания "выставочные версии" самолетов, как "полированный рояль" И-301 или облегченный в ущерб прочности И-26-I. Поэтому его серийные самолеты имели ЛТХ близкие к полученным на испытаниях. В этом случае И-180 обр. 1940 года превосходил ЛаГГ-3 по всем параметрам за исключением массы секундного залпа.
    11. -1
      29 декабря 2019 19:10
      Эх, на него бы АШ82 ...

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»