Революционер, учёный и 87-летний снайпер. Николай Александрович Морозов

92
Революционер, учёный и 87-летний снайпер. Николай Александрович Морозов

Н.А. Морозов в юности. Фото Vk.com/club77885351

Борьба за свободы, научная деятельность, три десятилетия в тюрьмах и командировка на фронт в качестве снайпера – далеко не все этапы жизненного пути революционера и почетного академика АН СССР Николая Александровича Морозова (25 июня (7 июля) 1854 – 30 июля 1946). Его с полным правом можно было называть «человеком универсальным» современности.

Первые шаги


Будущий академик и революционер родился в 1854 г. в поместье Борок (Ярославская губ.) в семье помещика и бывшей крепостной крестьянки. Первое обучение Николай получил дома, но затем поступил во Вторую Московскую гимназию. Впрочем, учился там плохо и вскоре был исключен, после чего занялся самообразованием. В 1871 г. Морозов стал вольнослушателем Московского университета.




Морозов - руководитель "Земли и воли". Фото Bvi.rusf.ru

В 1874 г. Н.А. Морозов присоединился к кружку народников-чайковцев. Вместе с товарищами он ездил по ближайшим губерниям и активно общался с крестьянами. В том же году Морозов отправился в Швейцарию представлять интересы чайковцев на международных мероприятиях. Тогда же он вступил в ряды Первого Интернационала.

В 1875-м Морозов вернулся в Россию и сразу был арестован по подозрению в революционной деятельности. Тремя годами позже состоялся судебный «Процесс 193-х», по результатам которого Морозова освободили – предварительное заключение полностью покрыло назначенное наказание.

Молодой революционер


После заключения и суда Н.А. Морозов с новыми силами принялся за революционную работу, но уже на нелегальном положении. Вскоре он вошел в организацию «Земля и воля», а затем стал одним из ее руководителей и секретарем ее одноименной газеты.


Фото 80-х годов XIX в. Wikimedia Commons

В 1879-м Морозов был в числе создателей «Народной воли». Эта организация считала необходимой радикальную борьбу и готовила соответствующие «акции». Несколько покушений на императора Александра II провели при прямом участии Н.А. Морозова.

Впрочем, уже в 1880 г. Морозов разошелся во взглядах с товарищами-революционерами и уехал за границу. Причиной этого стали разногласия о роли террора в политической борьбе. Соратники Морозова считали его крайней мерой, от которой в дальнейшем следует отказаться, а тот видел в силовых методах нормальный инструмент для регулярного использования. Вскоре эти взгляды были сформированы в виде концепции под названием «теллизм» – по имени Вильгельма Телля.


Одна из камер Шлиссельбургской крепости, где отбывал наказание Морозов. Фото Wikimedia Commons

В январе 1881 г. Н.А. Морозов с женой нелегально вернулся в Россию и был арестован. Годом позже в рамках «Процесса двадцати» его приговорили к пожизненному заключению. Морозов отбывал наказание сначала в Петропавловской крепости, а с 1884-го – в Шлиссельбургской. С этим периодом связано появление шутливого прозвища «Морозов Шлиссельбуржский».

Ученый-универсалист


Н.А. Морозов не пал духом и не стал терять времени. Имея доступ к литературе, он продолжил самообразование. Заключенный революционер изучал иностранные языки, естественные и общественные науки и даже писал собственные научные труды. К моменту своего неожиданного освобождения Морозов успел выучить 11 языков и написать 26 томов (!) рукописей на разные темы, в т.ч. по актуальным вопросам разных наук.


Морозов с супругой Ксенией Александровной, 1910 г. Фото Wikimedia Commons

28 октября 1905 г. была объявлена амнистия, и Морозов вышел на свободу. Вместе с собой он забрал многочисленные рукописи и объемные знания во множестве областей. Можно с полным правом утверждать, что из заключения Н.А. Морозов был одним из самых образованных и эрудированных людей своего времени.

После освобождения будущий академик занимался в основном научной работой, но не забывал о борьбе за свободу народа. Он предпринимал попытки издания своих научных трудов, женился и даже вступил в масонскую ложу «Полярная звезда». В 1909 г. Морозов получил приглашение стать председателем Совета Русского общества любителей мироведения (РОЛМ). Эту должность он занимал до роспуска РОЛМ в 1932 г.


Дом-музей в Борке. Рабочий кабинет Морозова. Фото Wikimedia Commons

В 1911-12 гг. Морозову вновь пришлось отправиться в заключение. Однако в начале 1913-го состоялась очередная амнистия, и ученый вышел на свободу – на этот раз навсегда. К этому времени из 59 лет жизни Н.А. Морозов провел в тюрьме почти 30.

Революционер после революции


События 1917 г. Н.А. Морозов принял с энтузиазмом, хотя и не разделял позиций большевиков. Несмотря на разногласия с новой властью, видный ученый продолжил свою деятельность и даже получил новые посты и звания.

В 1918 г. Морозов стал директором Естественнонаучного института им. П.Ф. Лесгафта. На этой должности он оставался до конца жизни. По инициативе нового директора началось издание научных работ по разным вопросам в сфере естественных наук. В этих книгах продвигались прогрессивные теории в области строения вещества, космонавтики и т.д. Позже основные работы Н.А. Морозова и его коллег по ЕНИ получили высокую оценку от ведущих ученых страны и мира. Впрочем, часть исторических исследований и концепций не нашла поддержки в академических кругах.


1932 г. - Н.А. Морозов избран почетным академиком. Фото Militaryexp.ru

В 1932 г. Ленгубисполком закрыл РОЛМ, председателем которого был Морозов. Этому предшествовало расследование, выявившее в организации «контрреволюционную группировку». В отличие от некоторых коллег, Н.А. Морозов после этого не подвергался преследованиям, хотя ему и пришлось на некоторое время переехать в родной пос. Борок. В этот же период Морозов избран почетным академиком АН СССР.

Однако и после этого ученый продолжил свою работу. Основной базой для научной деятельности теперь была обсерватория, построенная ранее силами РОЛМ. В 1939 г. в поселке появился настоящий научный центр. Позже на его основе создали новые организации, сейчас относящиеся к РАН.

Снайпер


В возрасте 85 лет Н.А. Морозов увлекся стрельбой. В 1939 г. он записался в ОСОАВИАХИМ, на курсы снайперов. Несмотря на почтенный возраст, революционер-ученый освоил снайперское дело и затем регулярно посещал стрельбище для поддержания навыков.


Фото РАН / ras.ru

После нападения гитлеровской Германии академик Морозов, в то время работавший в Ленинграде, обратился в военкомат – он желал отправиться на фронт добровольцем. Ввиду возраста ему отказали. Однако ученый-снайпер продолжил писать письма и даже угрожать обращением «на самый верх».

В 1942 г. военкомат «сдался» и принял Н.А. Морозова на службу. Однако его взяли на правах добровольца-командировочного в должности снайпера и разрешили отправиться на передовую, но только на месяц. Вскоре Морозов оказался в одной из частей Волховского фронта.


Академик Морозов на природе. Фото Militaryexp.ru

Несмотря на солидный возраст, «новобранец» оказался настоящим профессионалом. Снайпер регулярно выходил на огневую позицию и выслеживал противника. Как и подобает ученому, перед каждым выстрелом он делал все необходимые расчеты – и бил без промаха. За месяц командировки Н.А. Морозов убил около десятка вражеских солдат и командиров.

После месяца службы ученого вернули с передовой в тыл и предложили вновь заниматься научной деятельностью. Однако после этого Н.А. Морозов продолжил писать письма с требованиями вернуть его на фронт. Впрочем, теперь переписка не дала желаемого результата.


Один из трудов Н.А. Морозова, повлиявших на советскую космонавтику. Фото Livelib.ru

После прорыва блокады почетный академик Морозов был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Вскоре ему вручили первый Орден Ленина. В 1945-м ученый удостоился второго Ордена Ленина, а также получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Научное наследие


Вернувшись в Ленинград, Н.А. Морозов продолжил научную работу, причем теперь изыскания ЕНИ им. Лесгафта велись с учетом нужд воюющей страны. Осуществлялись новые исследования и издавались свежие актуальные научные работы.

Почетный академик, революционер и снайпер ушел из жизни 30 июля 1946 г. в своем доме в Борке. Позже там был организован музей. В память об ученом назывались улицы, предприятия, малая планета и кратер на Луне. Причем первые объекты были поименованы еще при жизни Морозова.


Почтовый конверт 1979 г.в. Фото Wikimedia Commons

Николай Александрович Морозов прожил долгую и бурную жизнь, оставив большое наследие. Его труды затрагивали множество областей и вносили заметный вклад в создание фундамента для последующих практических достижений. Морозова с полным правом можно считать одним из главных наших естествоиспытателей XX века и одним из основоположников отечественной космической науки.

Научное наследие Морозова сохранено. Так, Российская академия наук создала ресурс «Архив Н.А. Морозова» – 13 описей и 135,7 тыс. листов полностью оцифрованы и доступны всем желающим.

«Архив Н.А. Морозова» на сайте РАН:
http://www.ras.ru/namorozovarchive/about.aspx
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    13 декабря 2019 06:20
    Выражаясь словами персонажа фильма "Не бойся, я с тобой!" - какая интересная у людей жизнь. Туда ехали, за ними гнались. От туда едут, за ними гонятся....
    1. -1
      13 декабря 2019 08:23
      одним из главных исследований учёного Морозова-это открытие фальсификации хронологии истории ,то на чём основывается современное учение историков Фоменко и Носовского.
      Морозов предлагал подвинуть античные даты ближе к современным,потому что применяя астрономические вычисления рассчитал,что многие события дошедшие до нас в "древних" источниках рассчитаны не правильно.
      1. -8
        13 декабря 2019 08:35
        Цитата: Бар2
        рассчитаны не правильно

        Забавно.

        А "неправильно" неправильно тоже "руские" пишут? Или это просто безграмотность?

        Свелес? wink
        1. Комментарий был удален.
          1. +4
            13 декабря 2019 10:39
            Иногда уши сворачиваются глядя на то как некоторые посетители сайта пишут . Понятно , не все имели отличные оценки по русскому и литературе .
            Но оскорблять , типа " собачье дело " , это слишком , вы сами показывает свое лицо . Будьте вежливы , даже если что то очень не нравится .
            Между прочим с ошибками комментариях я как то мирюсь , но если журналист делает такие ошибки , не могу понять . Или время "давит" , или просто не внимательно относится к работе .
            Бывает и комп "поправляет" .
            1. +2
              13 декабря 2019 14:33
              На украине слово Русский пишется , как руский ( поукраински руський).,Товарищ с свидо украЫны !
              1. 0
                13 декабря 2019 21:05
                Цитата: 30 вис
                На украине слово Русский пишется , как руский ( поукраински руський).,Товарищ с свидо украЫны !


                я не украинский ,а скорей казацкий ,но только из Азии -Казачья Орда.Многие слова ,которые употребляют украинцы и не употребимы у руских раньше были лексиконом именно казаков.
                -Бачить-видеть
                -гарный-красивый
                -атаман -командир
                -айда-пошли
                -було-было
                -гутарить -говорить
                и так далее.
            2. +2
              13 декабря 2019 17:55
              Цитата: Кузнец 55
              Иногда уши сворачиваются глядя на то как некоторые посетители сайта пишут . Понятно , не все имели отличные оценки по русскому и литературе .
              Но оскорблять , типа " собачье дело " , это слишком , вы сами показывает свое лицо . Будьте вежливы , даже если что то очень не нравится .
              Между прочим с ошибками комментариях я как то мирюсь , но если журналист делает такие ошибки , не могу понять . Или время "давит" , или просто не внимательно относится к работе .
              Бывает и комп "поправляет" .

              Сдаётся, "невнимательно" в данном контексте пишется слитно, тов.поучающий laughing
      2. 0
        13 декабря 2019 09:06
        любое событие произошедше в эту секунду неминуемо ,через миг попадает уже историю.Поэтому знание истории и причин по которым происходят события ,понимания логики выстраивания событий прошлого ,это основа для предсказания событий в будущем .В этом сила знания истории.
        Методики датировок событий прошлого предложенные Морозовым успешно применяются сейчас ,например датировки по гороскопам.Так никто кроме них не рассчитывал даты. Историки Фоменко и Нососвский расшифровали уже множества египетских и итальянских гороскопов и соответственно картина прошлого сильно сдвигается из выдуманных "тысячелетий" в основном во второе тысячелетие н.э.
      3. -5
        13 декабря 2019 09:14
        Цитата: Бар2
        применяя астрономические вычисления рассчитал,что многие события дошедшие до нас в "древних" источниках рассчитаны не правильно.

        Разве можно серьёзно воспринимать все эти морозовские "исследования" ? Ведь сам Морозов и занимался фальсификацией, он слишком долго сидел в тюрьме, и чересчур много начитался Библии, за неимением других книг.
        1. +4
          13 декабря 2019 09:15
          Цитата: bober1982
          Разве можно серьёзно воспринимать все эти морозовские "исследования" ? Ведь сам Морозов и занимался фальсификацией, он слишком долго сидел в тюрьме, и чересчур много начитался Библии, за неимением других книг.


          наверно можно ,потому что с некоторых пор своего нахождения в тюрьмах Морозов вполне свободно получал любую заказанную литературу,поэтому то он учёный -энциклопедист.
          1. -3
            13 декабря 2019 09:20
            Как идеолог и руководитель террористов, Морозов был хорош, как автор религиозных исследований,был мягко говоря слабоват.
            Я бы не стал на него ссылаться, но это конечно мое личное мнение.
            1. 0
              13 декабря 2019 09:28
              Цитата: bober1982
              Как идеолог и руководитель террористов, Морозов был хорош, как автор религиозных исследований,был мягко говоря слабоват.
              Я бы не стал на него ссылаться, но это конечно мое личное мнение.


              Он не может быть слабоват-это оценка гуманитария.В чём "слабоват" то? В том что не увидел ,что все остальные видят? Дык дело в том что ,как раз наоборот он оттолкнулся от всеобщего знания смог перейти на другой уровень понимания,как раз недоступный большенству.
              Он не может быть " слабоват" ,потому что его методики -это прежде всего всего математические методики.
              1. -5
                13 декабря 2019 09:37
                Цитата: Бар2
                смог перейти на другой уровень понимания,как раз недоступный большенству.

                Я всего лишь повторюсь, если столько насидеться в тюрьме, сколько он просидел, и от нечего делать начитаться Библии, то - да, уровень понимания у него отличался от большинства.
                Человек он конечно бы неординарным и жизнь прожил интересно, наверное даже чересчур.
                Удачи Вам.
            2. +5
              13 декабря 2019 09:31
              Цитата: bober1982
              Как идеолог и руководитель террористов


              кстати тут у нас с вами уже кардинальное расхождение в личности Морозова .Он не террорист ,а представитель воли народа в освобождении от иностранной тирании ,тирании царизма.
              В оценке личности Морозова у нас вами идеологические расхождения .
              1. -5
                13 декабря 2019 09:38
                Здесь без комментариев.
      4. +9
        13 декабря 2019 10:39
        одним из главных исследований учёного Морозова-это открытие фальсификации хронологии истории

        ,,,гм,интересно what почему в то время, с такими взглядами на историю, не подвергался гонениям,как в наше время критикуют Фоменко.
        Морозов дает не только новую хронологию русской истории, но и показывает, в чьих интересах она писалась (католики, Иван III и т.д.). Согласно Морозову не было татаро-монгол, а было «татарское иго», вместо Орды Русь платила дань Ордену, русские князья ездили не в Сарай на Волге, а в Сараево на Балканах, Чингисханом был ни кто иной, как римский папа Иннокентий III, а Хан Батый означает Батяй, т. е. все тот же римский папа, и т. д. От захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. до женитьбы Ивана III на Софье Палеолог Русь была униатской. Доказательством этого служит подтверждаемое астрономическими явлениями в русских летописях начало нового года на Руси в марте, как это было принято в католических странах.
        1. +8
          13 декабря 2019 10:52
          ,,,или все труды Носовского и Фоменко это всего лишь вольный и сокращённый пересказ Морозова?
      5. +1
        13 декабря 2019 11:16
        Цитата: Бар2
        одним из главных исследований учёного Морозова-это открытие фальсификации хронологии истории

        О, да... Не сомневался, что этот вопрос будет поднят в обсуждении. laughing
        К этому времени из 59 лет жизни Н.А. Морозов провел в тюрьме почти 30.

        А, может, клин клином вышибают? Отправить Фоменко и его последователей туда, где их новая хронология зародилась? Ну, не на тридцать лет, конечно, но хотя бы на полгодика, зато каждого... laughing
        А если серьезно, то Морозов, конечно, лицо одиозное весьма.
        Бунтарь во всем, склонный к насилию, которое считал самым эффективным способом решения чуть ли не всех существующих проблем, не имеющий классического образования эрудит-самоучка. Стальная воля, выдающийся интеллект, патологическое желание ниспровергнуть всё на свете просто из спортивного интереса, изумительное в своем нахальстве самомнение и приверженность к крайне радикальным решениям - нормальный такой персонаж.
        Уверен, что снайперскому делу он учился исключительно для того, чтобы иметь преимущество перед оппонентами в научных дискуссиях. laughing
        Мне Морозов чем-то напоминает нашего Ольговича, вернее, наоборот, Ольгович напоминает Морозова.
        Удерживая в памяти ужасающее количество информации по совершенно различным научным дисциплинам и даже будучи в состоянии свободно этой информацией оперировать, Морозов, не мог, как не может и Ольгович, обобщить эти знания, увязать их в единую систему, выстроив, таким образом, нечто цельное и нерушимое.
        А получается так, скорее всего, потому что и у того и у другого имелась доминирующая идея, реализации которой они оба посвящают свои способности, в ущерб объективности и здравому смыслу. У Морозова эта доминирующая идея - ниспровержение основ всего и вся, у Ольговича - сами знаете. smile
        Есть еще один персонаж в науке, чем-то похожий на Морозова - Лев Гумилев. Столь же широкая эрудиция и мощный интеллект, то же желание "перевернуть мир", произвести "революцию", но все-таки выраженное в более академичной, научной форме (потому менее ортодоксально), поскольку Гумилев не все свое свое образование, в отличие от Морозова, получил в тюрьме.
        1. +2
          13 декабря 2019 17:38
          Хозяин Трилобита, я не знала,что Вы так жестоки:" отправить Фоменко и его последователей туда,где их новая хронология зародилась" подумать только: Фоменко и Ко в одиночках!
          "На полгодика каждого"- энное количество наших коллег и авторов мы не увидим.
          Вот только сомневаюсь,что они туда захотят
          1. +1
            13 декабря 2019 19:28
            Цитата: Astra wild
            энное количество наших коллег и авторов мы не увидим.

            Именно ради этого я такое предложение и внес. smile
            А вообще, конечно, вы правы, по отношению к одним только новохроноложцам это будет жестоко. А вот если бы вместе с ними туда отправить еще и клесовцев, самсоновцев и прочих фолькхисториков (я имею в виду не тех, кто только читает, а тех, кто еще и пишет), то это уже не жестокость, а справедливое воздаяние. Они нас жалеть не будут, если дорвутся до наших голов, поверьте мне.
            А полгодика не такой уж и большой срок. Главное, чтобы была строгая изоляция от интернета и друг от друга, а доступ только к качественной научной исторической литературе.
            Те, кто выживут после ломки - станут нормальными людьми. Прошедших на этом пути точку невозврата - лечить медикаментозно.
            Хотя иногда, под тяжелое настроение, мне кажется, что главных распространителей этой заразы было бы неплохо положить под деревянные помосты, как наших князей монголы на Калке положили, а сверху ме-едленно именно вот так - ме-е-едленно и неотвратимо, выложить все их труды, собранные во всех магазинах и домашних библиотеках страны. И посмотреть, что будет.
            Так что, полгодика в одиночке - это нормально. Это я добрее доброго.
            1. Комментарий был удален.
              1. +1
                13 декабря 2019 21:19
                Цитата: Бар2
                как то вы пожелтели

                Теперь на сайте каждый может выбрать себе цвет отображения ника. Вам рекомендую... Впрочем, решайте сами.
                1. +3
                  13 декабря 2019 21:22
                  ,,,забронзовели, laughing состоите в группе ,,лучший комментатор,, good fellow
                  ,,,и от нашей партии есть представитель bully
                  1. +3
                    13 декабря 2019 21:25
                    А что это за группа? Мне никто ничего не говорил, я никуда не вступал и заявок не подавал... smile
                    Реально, думал, что так теперь собственный ник у всех отображается...
                    1. +3
                      13 декабря 2019 21:27
                      В свой профиль загляните,, yes
                      1. +2
                        13 декабря 2019 21:35
                        Нормально... Ребята, я, честное слово, не нарочно! smile
                        А кто ещё также "забронзовел" не знаете?
                      2. +3
                        13 декабря 2019 21:49
                        С честью и гордостью неси высокое звание soldier!
                        А кто ещё также
                        Лопатов
                      3. +3
                        13 декабря 2019 22:18
                        Цитата: bubalik
                        С честью и гордостью неси высокое звание

                        Ну, раз так, готов принимать поздравления. smile
                        Приятно, хотя мне кажется, что есть люди, заслуживающие такого отличия больше.
                        Буду стараться соответствовать. soldier
                      4. +2
                        13 декабря 2019 22:26
                        готов принимать
                        ,,результаты только 30 wink
                      5. +2
                        14 декабря 2019 12:35
                        Цитата: Хозяин Трилобита
                        Приятно, хотя мне кажется, что есть люди, заслуживающие такого отличия больше.

                        Всем доброго дня!Скромность-наше всё! drinks
                      6. +1
                        14 декабря 2019 06:51
                        Конечно не нарочно.
                        "Не виноватая я!
                        Он сам пришёл!". laughing laughing laughing Так что держитесь Михаил,уверен Вам сегодня *достанется*. drinks
            2. 0
              15 декабря 2019 21:29
              Однако"добрее доброго",не хочу быть Вашей противницей. Фиг знает,что Вы придумаете
      6. 0
        15 декабря 2019 16:45
        "Морозов предлагал подвинуть античные даты ближе к современным"////
        -----
        Оказалось - наоборот. Археология опровергает. Древне-египетскую историю сдвинули лет на 200 вглубь в свете последних находок.
  2. +11
    13 декабря 2019 06:46
    Замечательная биография революционера, учёного, снайпера. Спасибо автору, за статью, иначе бы не узнал об Николае Александровиче Морозове.
    1. +2
      13 декабря 2019 09:26
      Да, человек-легенда!
    2. +3
      13 декабря 2019 21:25
      Ну насчёт снайпера - это байка, конечно. В Войну он из Борка не выезжал, здоровье было не то. Да и кто бы его отпустил-то?
      Если что - каждый день на работу хожу мимо его музея и могилы :)
  3. +11
    13 декабря 2019 07:36
    Вскоре ему вручили первый Орден Ленина.
    hi





  4. +10
    13 декабря 2019 07:50
    После освобождения будущий академик занимался в основном научной работой

    1. +10
      13 декабря 2019 07:56
      В этот же период Морозов избран почетным академиком АН СССР.


      Николай Александрович Морозов
      1. +9
        13 декабря 2019 08:08
        Удостоверение Н. А. Морозову от Всероссийской чрезвычайной комиссии на право свободного выезда из Петрограда, Москвы и Рыбинска. С подписью Ф. Э. Дзержинского.


        Портреты

        1. +9
          13 декабря 2019 08:16
          Морозов Николай Александрович в самолёте.1912г.

          28 октября 1905 г. была объявлена амнистия, и Морозов вышел на свободу.

          После заключения 1906г.
          1. +9
            13 декабря 2019 08:30
            Есть малая планета Морозовия и кратер на Луне, в честь Н.А. Морозова
            Шлиссельбургские пороховые заводы после переименования носят его имя
            Также посёлок в Ленинградской области . .
          2. +2
            13 декабря 2019 19:49
            После прочтения статьи меня не покидало ощущение, что я что-то упускаю. Сейчас осенило, после того, как пересмотрел выложенные вами документы.
            Думаю я, вполне возможно, что товарищ Морозов кроме всего прочего был еще и действующим агентом ЧК, причем не просто агентом, а агентом-провокатором.
            В 1932 г. Ленгубисполком закрыл РОЛМ, председателем которого был Морозов. Этому предшествовало расследование, выявившее в организации «контрреволюционную группировку». В отличие от некоторых коллег, Н.А. Морозов после этого не подвергался преследованиям, хотя ему и пришлось на некоторое время переехать в родной пос. Борок.

            Он был руководителем контрреволюционной организации, а его пожурили и в ссылочку отправили (даже не отправили, сам уехал на родину), в том же году избрали в Академию Наук, а через несколько лет орденами начали награждать. В СССР в то время куда как за меньшие грехи перед Советской властью к стенке ставили без колебаний и никакое революционное прошлое не спасало, скорее наоборот.
            Нет, "сдается нам, что ты, мил человек, стукачок" (с)
            1. +5
              13 декабря 2019 20:50
              Хозяин Трилобита
              Сегодня, 20:49

              ,, Морозов шутливо называл себя «последним русским помещиком». , ,,в 1923 году наследственное имение Борок постановлением Совнаркома СССР было передано Морозову в пожизненное пользование feel
              ,,,как такой поворот wink
              1. +1
                13 декабря 2019 20:59
                Ну так оно всё к тому и ведет, что ли?
                Ой, мама... Вот вам и ученый-интеллигент.
        2. 0
          13 декабря 2019 11:19
          Цитата: bubalik
          Портреты

          Сам И.Репин аж целых четыре портрета написал.
          1. +6
            13 декабря 2019 11:45
            Морозов Н. А в мастерской И. Е. Репина.
            1. -2
              13 декабря 2019 11:51
              Некоторые злые языки считают Репина русофобом и злым карикатуристом.
              Иван Грозный убивает своего сына - до сих пор не отмазаться от этой клеветы, не Репину, а России.
              Очень уважал Н.А.Морозова
  5. +9
    13 декабря 2019 07:56
    Да,удивительная судьба.Однако,завидным здоровьем обладал человек,прожил 92 года,перед смертью даже успел повоевать,Родину позащищал.
  6. +8
    13 декабря 2019 08:00
    Хорошая статья.
    Интересная судьба.
    Судьба русского патриота, прожившего жизнь не изменяя своим идеалам.
  7. +6
    13 декабря 2019 08:22
    первый раз читаю про человека, который в тюрьме пошел по научному пути развития.. Да и в остальной жизни.. просто Человечище! Автор-спасибо за рассказ..
    1. -4
      13 декабря 2019 08:40
      Цитата: советник 2 уровня
      который в тюрьме пошел по научному пути развития

      В тюрьме разрешалось получать только религиозную литературу,и Морозов начал изучать Библию, в итоге написал несколько десятков томов рукописей на псевдо-религиозную тему, один только его "Христос" - семитомный, очень безграмотный,сумбурный и малопонятный литературный труд.
      Горячий сторонник Февральской революции, о чём в статье даже не упомянули, с большевиками никаких разногласий у него не было,и не могло быть, Морозов до мозга костей был террористом.
    2. +2
      13 декабря 2019 08:44
      Цитата: советник 2 уровня
      первый раз читаю про человека, который в тюрьме пошел по научному пути развития.

      А Вам в школе не рассказывали, как Ильич, сидючи в камере, листовки писал молоком из хлебной чернильнице?
      1. +3
        13 декабря 2019 08:46
        ну.. листовки это несколько не научные труды.. да и не 11 языков выучить.. а так, да-про Ильича читал hi
        1. +3
          13 декабря 2019 08:48
          Цитата: советник 2 уровня
          а и не 11 языков выучить.

          Ильич больше знал... fellow 22 вроде...
          1. +3
            13 декабря 2019 08:49
            да ученых с большими заслугами множество, людей знающих и 40 языков тоже.. но они не самообучением в тюрьме до этого дошли, в этом мое удивление)
            1. +2
              13 декабря 2019 08:52
              Цитата: советник 2 уровня
              но они не самообучением в тюрьме до этого дошли, в этом мое удивление)

              А что Вас удивляет? Например, во Владимирском централе было польское отделение.
      2. +3
        13 декабря 2019 14:38
        Цитата: мордвин 3
        Цитата: советник 2 уровня
        первый раз читаю про человека, который в тюрьме пошел по научному пути развития.

        А Вам в школе не рассказывали, как Ильич, сидючи в камере, листовки писал молоком из хлебной чернильнице?
        Приветствую, Владимир! Уже в моё время не рассказывали как что Ленин в тюрьме писал.
        Но-----я сам читал про революционера Кибальчича, который перед казнью за несколько дней мечтал о полётах в Космос, разрабатывал проект и записал всё это!
        Участвовал в покушении на Александра ll, придумал и сделал снаряды с "" гремучим студнем"". За что и был казнен через повешение 3(15) апреля вместе со своими товарищами-единомышленниками-----революционерами Желябовым, Перовской и другими участниками покушения,
        1. 0
          13 декабря 2019 14:49
          Цитата: Reptiloid
          Участвовал в покушении на Александра ll,

          А я в школе французкий учил. Парле ля франце, и все такое... crying
          1. +3
            13 декабря 2019 15:42
            Цитата: мордвин 3
            ....А я в школе французкий учил. Парле ля франце, и все такое... crying

            парле ву франце!!!!!------Ах, пардоньте Владимир! Кто-то говорил, что про это покушение не очень говорили ?.... улицы именами тех покушавшихся революционеров были раньше в Ленинграде. В 90х некоторым вернули прежние названия, а вот улица Кибальчича осталась
            1. -2
              13 декабря 2019 15:50
              Цитата: Reptiloid
              парле ву франце!!!!!-

              Один фиг, я и не запомнил...
              1. +2
                13 декабря 2019 18:23
                один фиг, я и не запомнил... запоминается лучше то, что кажется наиболее важным именно для Вас в тот момент.....как-то так...
            2. -3
              13 декабря 2019 16:58
              Цитата: Reptiloid
              улицы именами тех покушавшихся революционеров

              В Калуге есть, тупик имени С.Перовской
        2. +1
          13 декабря 2019 17:18
          т.н."процесс " первомартовцев"?
          Рептилоид(Дмитрий?), вероятно, Вы помните,что бомба Русакова была" вторична",а первая попытка- взрыв в Зимнем дворце. Тогда Александра 2 спасло,что он кого-то принимал и задержался с обедом.
          Все эти бомбы изготовил Кибальчич.
      3. +3
        13 декабря 2019 17:08
        Уважаемый Мордвин, В. И .в тюрьме не листовки писал, а революционные работы.
        Кажется, В. И.непосредственно листовок не писал
        1. +1
          13 декабря 2019 18:29
          Цитата: Astra wild
          Уважаемый Мордвин, В. И .в тюрьме не листовки писал, а революционные работы.
          Кажется, В. И.непосредственно листовок не писал
          Стесняюсь спросить, уважаемая love собеседница, может Вам известно, а АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ, за границей написал Владимир Ильич?
          1. +1
            15 декабря 2019 21:35
            Апрельские тезисы это больше чем заурядная листовка- целая программа. Согласитесь,что это разные вещи
            1. +1
              15 декабря 2019 21:41
              Цитата: Astra wild
              Апрельские тезисы это больше чем заурядная листовка- целая программа

              Написал после Февральской революции? Когда стало ясно, что процессы ускорились?
              Но----сам я их не читал.Пока ещё....а Вы-----читали? love
        2. -1
          13 декабря 2019 20:26
          Цитата: Astra wild
          Уважаемый Мордвин, В. И .в тюрьме не листовки писал, а революционные работы.

          Дык я стебусь понемногу. Ну, писал Ильич на пеньке сидючи...
  8. +9
    13 декабря 2019 08:33
    Вот элита.....и в революцию и в науке....и в ВОВ поснайперил! Каждый год жизни с пользой.
    1. +7
      13 декабря 2019 08:42
      И ПМВ поучаствовать.

      Морозов Николай Александрович. «На войне», 1916
      1. +4
        13 декабря 2019 08:43
        И посидеть в тюрьме. И умереть своей смертью...
  9. +14
    13 декабря 2019 08:55
    Мне приходилось слышать о его жизни. Это замечательная жизнь.
    Хочу добавить к статье. Я опубликовал в "ВО" статью "Поручено вещать на всю страну". В этой статье я рассказал о жизни ученого Спирова С.В. моего директора, а с 1979 года моего друга. Спиров С.В. в 1942 году воссоздал в блокадном Ленинграде ДВ радиостанцию. Она вела передачи на дальности более 2500 км. Каждый день в эфир по этой станции выходил метроном, который замерал на 17 секунде. Это означало, что бойцы Ленинградского фронта отправили на тот свет очередного фашиста. Эффект был изумительный. Гитлер и Геббельс ничего не могли сделать, чтобы станция замолчала. Антенна станции подвешивалась к тросу заград дирижабля. За эту работу Спиров С.В. был награжден орденом Красной звезды.
    А мой отец погиб на Ленинградском фронте 27.12.1941 года. Майор, артиллерист.
  10. +9
    13 декабря 2019 09:42
    Человечище !!! 30 лет по тюрьмам, и снайпер в 85 лет. Какая сила духа у этого человека !
  11. BAI
    +5
    13 декабря 2019 09:47
    Очень достойный, замечательный человек.
  12. +3
    13 декабря 2019 10:30
    Однозначно необычный, неординарный человек.

    Участник ВОВ, один из самых пожилых- этим -можно только восхищаться....
  13. +1
    13 декабря 2019 11:57
    Странный мужик..
  14. +7
    13 декабря 2019 12:36
    В 1939 г. он записался в ОСОАВИАХИМ, на курсы снайперов.

    ,,,фильм напомнило smile
    — Какой факультет?
    — Товарищ — не из нашего института…
    1. +4
      13 декабря 2019 13:32
      "Вот!А их профессура к войне готова!".Оттуда же.*Дежа вю*. angry
    2. 0
      13 декабря 2019 17:00
      Простите,а откуда эти слова?
      1. +4
        13 декабря 2019 17:03
        Дежа вю - фильм 1989
        1. +1
          13 декабря 2019 17:59
          Я его забыла
          1. 0
            13 декабря 2019 19:33
            Не расстраивайтесь!Но фильм обязательно посмотрите.Отличный фильм,уверен,понравится! hi
      2. -1
        13 декабря 2019 20:20
        Цитата: Astra wild
        Простите,а откуда эти слова?

        Это из фильма "Дежа вю". Про самогонщиков. yes
  15. -1
    13 декабря 2019 16:59
    Цитата: Бар2
    Цитата: Голован Джек
    Забавно.

    А "неправильно" неправильно тоже "руские" пишут? Или это просто безграмотность?

    Свелес

    что тут сказать не буду оригинален ,не твоё собачье дело.

    А если вежливее: Вас это не касается или Вам какая печаль? По моему можно уйму придумать остроумных и не очень
  16. +2
    13 декабря 2019 17:49
    Уважаемый автор, как понять:" Морозов с женой нелегально вернулся в Россию.....он предпринимал попытки издания своих научных трудов, ЖЕНИЛСЯ..",а первая жена?' Вы не упомянули,что стало с первой женой: умерла, развелась? И я бы хотела знать подробнее о его личной жизни: имел ли детей, чем кроме науки и революции увлекался. Например В. И.на коньках катался, с ружьём любил побродить.
    1. +3
      13 декабря 2019 18:56
      Морозов тоже любил "с ружьём" побродить, только в отличие от В.И. не с гладкостволом, а со снайперской винтовкой. И стрелял он не зайцев. wink
  17. +9
    13 декабря 2019 19:07
    Рецидивист, революционер, боец-снайпер, учёный...вот это биография...после 30 лет «командировок» дожил до такого возраста...ещё и в здравом уме...
    1. -4
      13 декабря 2019 19:46
      Цитата: Krasnodar
      Рецидивист

      Рецидивист - в уголовном праве лицо...., - из Большого юридического словаря
      Цитата: Krasnodar
      учёный..

      Чингисхан, это папа римский Иннокентий, как плод научных изысканий.
      1. +7
        13 декабря 2019 20:27
        А я по вертухайски - лицо, несколько раз отбывавшее наказание за один род деятельности hi
  18. -2
    14 декабря 2019 15:52
    Прошу помнить, что сей старец - выходец из отпетых террористов, причём радикалов, как бы это сейчас сказали, раз для него террорестические методы были нормой и тказываться от них он не хотел. И то, что он стрелял немцев на закате жизни, его абсолютно не оправдывает - скорее всего и тут проявилась его тяга к убийствам. Так, что не стоит петь "переобутому" большие дифирамбы!
  19. 0
    14 декабря 2019 23:36
    Вообще пишут, что про снайпера это фейк. Мало того, весной 1942 года Морозов заболел и за ним присылали самолет из Москвы в Ярославскую область (он там был в эвакуации) для срочной операции.
  20. -1
    15 декабря 2019 16:34
    Наверное,самый старый и мудрый снайпер.Ох.енеть,снайпер 87-ми лет!