Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза

72

Уральский алюминиевый завод в первые послевоенные годы

Химический ликбез


Железо, марганец, хром, нефть, каучук, алюминий, свинец, никель, кобальт, сурьма, мышьяк, ртуть, молибден, вольфрам, алмазы, сера, серная кислота, графит и фосфаты входят в состав незаменимых видов сырья, от которого зависел стратегический успех сражений во Второй мировой войне. Особую роль эти элементы играют в машиностроении. Академик Александр Евгеньевич Ферсман как-то упомянул, что для производства танка требуется не менее тридцати элементов, а вся боевая авиация летает на без малого пятидесяти элементах. Помимо крайне востребованных алюминия с медью, настоящими «витаминами» военной промышленности стали никель с молибденом («металлы танковой брони»), свинец с сурьмой (аккумуляторы, хромовые защитные краски, баббиты, сердечники пуль и др), вольфрам с кобальтом (сердечники подкалиберных снарядов, инструментальная сталь) и ртуть с цирконием (капсюли, детонаторы, ингредиенты бездымного пороха). Менее известными, но не менее важными были литий (системы жизнеобеспечения в подлодках), соли титана и олова (дымовые завесы), висмут (антисептика и заживляющие составы), а также ванадий и платина, используемые в качестве катализаторов в нефтяной промышленности Советского Союза.


Цветные металлы во многом являются настоящим скелетом войны (кровью, как известно, выступает нефть). К примеру, в 1914 году наступление германской армии сорвалось, по мнению историка Мак-Нила, именно по причине острой нехватки меди, входящей в состав сплава для гильз. Примечательно, что и царская Россия уже в 1916 году фактически выработала все свои разведанные месторождения цветных металлов в Сибири, Урале и Кавказе. А к 1917 году появилась другая проблема – острый дефицит подвижного железнодорожного состава, что парализовало транзит руды на плавильные производства в Москве и Санкт-Петербурге.



Для того чтобы понять степень влияния цветной металлургии на производство товаров военного потребления, приведу статистические данные. В июне 1941 года удельный вес продукции для Красной Армии в структуре Наркомата цветной металлургии составлял рекордные 60%. Даже у Наркомата тяжелого машиностроения в армию уходила только половина продукции. И уже в июле 1941 года доля военной продукции от Наркомата цветной металлургии подскочила на 15%. И в дальнейшем правительство делало все возможное для бесперебойного производства дефицитных цветных металлов. Так, уже 28 июля 1941 года Наркомат обороны СССР получил указание направить в помощь строителям Уральского алюминиевого завода сразу 10 стройбатальонов. В итоге быстрее нарастили мощность одного из немногих тогда алюминиевых предприятий.

Были в предвоенное время в Советском Союзе и фундаментальные недостатки, с которым отрасль вошла в Великую Отечественную войну. Прежде всего это хронический дефицит цветных металлов, отчего страдали как планы выпуска гражданской техники, так военной продукции. Страдало производство патронов: в среднем с 1930 по 1933 год процент выполнения оборонного заказа варьировался от 38,8 до 57. В этот период артиллерийских снарядов не выпускали даже половины от требуемого количества – в 1932 году вообще выполнили заказ на 16,7%. И в дальнейшем эту ситуацию так и не удалось кардинально переломить. Второй проблемой производства вооружений и, соответственно, расхода дорогих цветных металлов, стала высокая доля отходов. Так, в первую пятилетку при производстве снарядов до 60% металла уходило в отходы, при изготовлении артиллерийских систем – до 70%. Для сравнения: в Великобритании нормы отходов были в два с лишним раза ниже.

«Алюминиевый голод»


Начало Великой Отечественной войны для цветной металлургии стало серьезным потрясением – производство проката металлов упало в 430 раз. Под немцами оказались заводы, занимающие поставками никеля, меди, магния, цинка, страна потеряла до 60% жизненно важного алюминия. С алюминием вообще в тем времена были серьезные проблемы. Первоначально перед войной удалось построить несколько предприятий по выплавке этого ценного металла. В июне 1930 года начали строить Волховский алюминиевый комбинат, который отметился первой плавкой уже в 1932 году. Примечательно, что бедные тихвинские бокситы изначально не предполагалось использовать для Волховского комбината – специалисты Американской алюминиевой компании АЛКОА не смогли ничем тогда помочь советским металлургам. Однако отечественным химикам-технологам удалось решить эту проблему. Самым мощным предприятием по выпуску алюминия в СССР стал Днепровский комбинат, на который в 1937 году приходилось до 70% всего металла в стране. Кстати, годом ранее страна вышла на второе место в Европе (после нацистской Германии) по выплавке алюминия. В этом есть доля Уральского алюминиевого завода, который вышел на проектную мощность в 1939 году. Но и этого не хватало для промышленности Советского Союза. Так, в предвоенном 1940 году (IV квартал) отгрузка товарного алюминия была выполнена на 81 процент. «Алюминиевый голод» негативно сказывался на производстве боевой авиации — в 1941 году планировали в лучшем случае на всю страну получить 90 тыс. тонн «крылатого металла» при потребности только авиаотрасли в 87 тыс. тонн. Откуда брать еще 20 тыс. тонн на другие нужды, было непонятно. Авиационная отрасль не только несла количественные потери – качество самолетов в 30-е годы отставало от мировых стандартов. Конструкции крылатых машин были преимущественно из композитов: деревянные фюзеляжи и металлические крылья, а также деревянные крылья и металлический фюзеляж из ферм, покрытых полотном. Фактически полностью изготовить из дюралюминия можно было только бомбардировщики типа ТБ-3, СБ и Ил-4.


Бомбардировщик Пе-8 так и не стал массовым из-за нехватки алюминия

Для сравнения приведем данные по Германии, которая с 1937 по 1939 год нарастила общий выпуск алюминия со 120 тыс. тонн до 192 тыс. тонн. А в 1941 году немцам вообще удалось выплавить рекордные 324 тыс. тонн! В этом и был один из секретов успеха немецкой авиации – алюминия просто было очень много. Мало помогали СССР поставки алюминия из-за рубежа – с 1938 года по 1940 год импорт упал с 7652 тонн до мизерных 513 тонн. Многие уменьшили поставки из-за войны (Франция и Норвегия), а США перекрыли каналы поставок из-за милитаризации экономики Советского Союза.

Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза

Без плана ГОЭЛРО алюминиевая промышленность СССР была бы невозможна

Среди множества планов Совета оборонной промышленности лета 1940 года была постройка двух прокатных заводов мощностью по 20 тыс. тонн каждый. Уже тогда было понимание того, что к 1943 году промышленность будет требовать примерно по 120 тыс. тонн алюминия ежегодно. На постройку планировали выделить до полумиллиарда рублей, а дополнительные 63,5 млн. предполагали потратить на трубно-прессовочный цех и реконструкцию завода №95, занятого на производстве дюралюминия. Также в планах была закупка у немцев за 3 млн. рублей установки для непрерывного литья Junghaus. В этой ситуации мог помочь возводимый в Кандалакше алюминиевый завод, но до начала войны его не успели ввести в строй. В 1941 году планы вновь скорректировали. К 1942 году требовалось выплавить уже 175 тыс. тонн крылатого металла. Налицо лихорадочная попытка догнать в производстве алюминия ВПК Германии или хотя бы сократить отставание. Даже разведка помогала экономить металл в эпоху «алюминиевого голода». 15 ноября 1940 года из Генерального штаба в Совет народных комиссаров поступил перевод постановлений №39 и №47 Германского имперского управления по материалам. В них говорилось о логике и возможности экономии ценных цветных металлов, а также запрете их использования в ряде изделий.

Немцы должны были помочь Советской России и с поставками товарного алюминия в 1941 году. После того как Европу оккупировали, а американцы на нас «обиделись», руководству страны ничего не оставалось делать, как обращаться за помощью к потенциальному противнику. В соответствии с соглашением о взаимных поставках с 11 мая 1941 года по 1 августа 1942 года в СССР должны были из Германии прийти не менее 20 тыс. тонн алюминия. История, как известно, все извратила. С началом практической реализации плана «Барбаросса» под врагом оказались два крупных алюминиевых предприятия – Днепровский и Волховский заводы. Остался только один завод, занимающийся выплавкой крылатого металла, – Уральский алюминиевый.


Эвакуация алюминиевой промышленности на восток стала одной из вынужденных мер начала войны

В конце приведу слова одного очевидцев остановки Днепровского алюминиевого завода, которые опубликованы в книге «Цветная металлургия в годы Великой Отечественной войны»:

«Было чуть прохладное, ясное, солнечное утро. Прошли на Восток вражеские самолеты. С правого берега начался сильный артиллерийский обстрел шестого поселка. 18 августа 1941 года диспетчер энергосистемы дал распоряжение преобразовательной подстанции о полном отключении электроэнергии. На шинах напряжение упало до нуля; все мотор-генераторы остановились, и через несколько минут на преобразовательной подстанции наступила абсолютная тишина. Все три завода Главалюминия были остановлены на полном ходу с загруженными печами, аппаратурой, наполненной растворами, электролизерами с расплавленным электролитом и алюминием».


Страна вступала в затяжную войну, и «алюминиевый голод» ощущался особенно остро.

Окончание следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    19 декабря 2019 05:36
    И, что характерно, офигенно энергоемкое и весьма высокотехнологичное для того времени производство алюминия Советы освоили в кратчайшие сроки, фактически с нуля.
    1. +9
      19 декабря 2019 05:51
      Ещё пример: специалисты Американской алюминиевой компании АЛКОА не смогли ничем тогда помощь советским металлургам. Однако отечественным химикам-технологам удалось решить эту проблему. Сильные химики были и в царской России, однако химпром был в унылом состоянии. Всё начало меняться и резко только в первые пятилетки.
      1. +15
        19 декабря 2019 06:05
        Все это отлично доказывает, что, когда есть заинтересованность государства, любые проблемы можно решить, причем довольно быстро. А когда такой заинтересованности со стороны государства нет - имеем то, что имеем сейчас: стагнация, а порой и деградация практически во всех областях промышленности. Об освоении новых для страны направлений речь даже не идет - Чюбысь просто пилит деньги. Как, впрочем, и почти все те, кто "эй вы там, наверху".
        1. +3
          19 декабря 2019 10:43
          А когда такой заинтересованности со стороны государства нет - имеем то, что имеем сейчас: стагнация, а порой и деградация практически во всех областях промышленности.
          -Вы против ОДерипаски?--аполитично рассуждаете, товарищ.
          1. +3
            19 декабря 2019 22:51
            Алюминиевая промышленность России больше не принадлежит, это собственность США. Скажут: ни грамма ВПК России и не дадут! Капитализм однако, частная собственность.
            1. Комментарий был удален.
            2. 0
              20 декабря 2019 09:54
              я смеюсь про ГАЗ-- есть знакомые , работают с ними. было чудно, но выгодно терпеть , а теперь еще меньше объемы . акулу бизнеса сожрали космические пришельцы
        2. -1
          8 февраля 2020 11:47
          Цитата: Дальний В
          Об освоении новых для страны направлений речь даже не идет - Чюбысь просто пилит деньги.

          У вас есть лишних 10 стройбатов работающих бесплатно??
      2. 0
        13 декабря 2021 20:14
        Сильные химики были и в царской России

        дадада. Например, Ипатьев.
    2. -1
      19 декабря 2019 09:11
      Поэтому до конца войны зависели от поставок по Ленд-Лизу и не только по алюминию, даже высокооктановое топливо не смогли производить в достаточном колличестве!
      1. 0
        20 декабря 2019 02:14
        Штаты сумели бы обеспечить эвакуацию промышленности в советских масштабах? Вот когда они это сделают - открывайте рот. А пока - спрячьтесь и не отсвечивайте.
        1. +1
          20 декабря 2019 11:27
          Цитата: Дальний В
          Штаты сумели бы обеспечить эвакуацию промышленности в советских масштабах? Вот когда они это сделают - открывайте рот. А пока - спрячьтесь и не отсвечивайте.

          Не стоит сравнивать американскую промышленность и СССР - разница на порядок.В СССР четерыхмоторных бомбардировщиков собиралось 2,5 шт в месяц.




          Американская логистика и скорость развертывания заводов и перестройка их на военные нужды - не имеет прецедентов.
          Тот же ленд-лиз: построили порты и наладили сборочные производства в оккупированном союзниками Иране - машины самолеты.
        2. 0
          13 декабря 2021 20:15
          Штаты сумели бы обеспечить эвакуацию промышленности в советских масштабах

          ага. Тоесть советы профукали начало войны, но как всегда нужен повод чтоб Штаты пнуть лишний раз
  2. +2
    19 декабря 2019 05:36
    Замечательная статья! Немного умилило во это: преимущественно из композитов. Были раньше композиты, правда такие же как и "активная броня" .))
    1. +9
      19 декабря 2019 08:27
      Ну а что, разве фанера - не композит? Конечно композит. Другое дело, что сейчас считают композитом только современные материалы - углепластик и т. п., хотя по сути даже бумага является первым композитом.
      1. +1
        19 декабря 2019 08:49
        Цитата: Авиатор_
        Ну а что, разве фанера - не композит

        Да само собой. Правда именно фанера особо и не применялась, всё больше отборная сосна. Я к тому, что сейчас композиты и активная броня имеют несколько другое значение.
        1. +3
          19 декабря 2019 10:47
          по фанере- года 2 назад знакомый, уже пенсионер:
          "отец умер в 70, с небольшим-- все здорово,а легкие как тряпочки сложились. В войну на фанерном работал, ему подростку приходилось собирать пыль от шлифовки фанеры для авиации, пыль добавляли во взрывчатку"
          1. +4
            19 декабря 2019 11:11
            Да, действительно, упустил, ведь знаменитая дельта-древесина это фактически фанера.
        2. 0
          19 декабря 2019 18:57
          Применялась фанера, авиационная. Дельта-древесина - это с формальдегидной пропиткой (импортный компонент, с началом войны пришлось отказаться), обычная авиационная фанера - на основе казеинового клея и шпона, качество, конечно, похуже, чем у предыдущего варианта, но это совсем не та фанера, что шла когда-то на посылочные ящики.
          1. 0
            19 декабря 2019 19:25
            Тем не менее дельта древесина, как оказалось, всё таки фанера: Дельта-древесина авиационная (ДСП-10) представляет собой древесный слоистый материал, изготовленный путём горячего прессования из берёзового шпона, ...
            Пропитанный смолой и высушенный шпон собирается в пакеты, размеры которых должны обеспечить получение досок шириной до 1300 мм и длиной до 5600 мм. По толщине пакете через каждые 10 листов шпона с продольным направлением волокон один лист укладывают в поперечном направлении.
            . Ну фанера же! О, забавно, двойной жирный шрифт получился!
            1. 0
              19 декабря 2019 19:28
              Конечно фанера, только другое связующее вещество, более дорогое.
  3. +7
    19 декабря 2019 06:58
    Сейчас без войны аллюмининевую промышленность америкосам отдали. Дерипаске санкциями хвост зажали - он сам все сдал.
  4. +6
    19 декабря 2019 07:52
    В начале 20-х годах появилось вот такое слово-Кольчугалюминий. Это алюминиевый сплав, дюралюминий с добавкой 0,5 % никеля и иным содержанием меди и марганца. Первые образцы кольчугалюминия были получены в 1922 году в г. Кольчугино Владимирской области, по имени которого и был назван сплав.

    В чистом виде алюминий был непригоден к использованию в самолётостроении по причине низких прочностных свойств. Немецкими инженерами был разработан сплав алюминия, сочетающий свойственную алюминию лёгкость и необходимые для авиастроения механические характеристики. Сплав получил название «дюралюминий» («дюраль») по названию города Дюрен, где было налажено его производство. Используя новый сплав, фирма «Юнкерс» построила в 1917 году цельнометаллический свободнонесущий моноплан Ю-7 (Junkers J 7). В СССР задача организации производства алюминиевых полуфабрикатов была поставлена перед специальной Комиссией по металлическому самолётостроению, организованной в ЦАГИ 22 октября 1922 года. Этот день принято считать днём рождения туполевского КБ. В состав комиссии вошли А. Н. Туполев (руководитель), И. И. Сидорин (металлург), Г. А. Озеров (прочнист) и Е. И. Погосский (инженер-пилот). В ведении комиссии находились два новых отдела ЦАГИ: испытания авиационных материалов и конструкций (ОИАМиК) и авиации, гидроавиации и опытного строительства (АГОС). В распоряжение секции был передан фюзеляж трофейного самолета «Юнкерс» постройки 1918 года. Весь сортамент дюралюминия, входивший в его конструкцию, — лист гладкий, гофрированный, трубы, профили — подвергся лабораторным исследованиям. Помимо выяснения химического состава, были проведены металлографические исследования, определены механические свойства.Опытные плавки дюралюминия проводились сначала в литейной мастерской МВТУ, а затем на базе Кольчугинского завода по обработке цветных металлов. В ходе работ, к середине 1922 года, был получен сплав, названный кольчугалюминием, по своему качеству не уступающий немецкому дюралюминию. Он отличался от дюралюминия присутствием никеля и иным содержанием меди и марганца. После всесторонних испытаний образцов в лаборатории МВТУ, руководимой И. И. Сидориным, стало ясно, что отечественный дюралюминий пригоден для использования в самолётостроении.В 1923 году был налажен выпуск необходимого сортамента, листового, гофрированного и профилированного кольчугалюминия, установлены допуски и технические условия. Разработчиком кольчугалюминия были инженеры-металлурги Ю. Г. Музалевский и С. М. Воронов . Другие источники называют авторами кольчугоалюминия металлургов В. А. Буталова и И. И. Сидорина.В КБ Туполева совместно с Кольчугинским заводом были разработаны собственные оригинальные методы производства гофра, отличавшиеся от принятых на заводе Юнкерса в Филях, что давало значительную экономию времени.

    В 1925 году успешные полёты цельнометаллического экспериментального самолета АНТ-2 (конструкции А. Н. Туполева) показали, что новый материал — кольчугалюминий — весьма перспективен в самолётостроении.

    К началу 1930-х годов термин «кольчугалюминий» выходит из употребления и заменяется на «дюралюмин» и «дюралюминовые материалы». В дальнейшем кольчугалюминий с небольшими изменениями химического состава вошёл в число стандартных марок дюралюмина, который до сих пор известен и применяется как дюралюмин Д1.
  5. -1
    19 декабря 2019 07:53
    Следует учитывать тот фактор, что когда мы говорим о модном сейчас "алюминиевом голоде" и спасению пришедшему по Ленд-Лизу, не учитывается ключевой параметр промышленного производства самолетов, основная масса которых в период ВОВ строилась без алюминия: Яки, до Як-9 из дерева, Ла-5 - дерево, Ил-2, после попыток выпускать из дюрика - дерево и фанера. Это самые массовые самолеты ВОВ, а некоторые и 2-й мировой, следует учесть, что Ил - это необитаемый самолет из-за бронекапсулы.
    1. +8
      19 декабря 2019 08:18
      Ил - это необитаемый самолет из-за бронекапсулы.
      Что значит - необитаемый?
      1. 0
        19 декабря 2019 08:41
        Значит - несбиваемый, laughing
        1. +6
          19 декабря 2019 08:51
          Очень жаль, но бронекапсула с разлохмаченным хвостовым оперением хреново держится в воздухе.
          1. 0
            19 декабря 2019 11:23
            Почитайте про этот самолет, ТТХ и участие в боях, а хвост разлохматить можно было у кого угодно.
            1. 0
              19 декабря 2019 11:48
              Цитата: Эдуард Ващенко
              несбиваемый
              Это ваши слова.
              Когда самолёт догорает на земле, не всё ли равно, как он был сбит, пробитием ли брони, или сорвавшись в штопор при расстреляных стабилизаторах. А насчёт почитать, Драбкина почитайте, "Я дрался на Ил-2" о боях, о работе конструкторов: Растренин "Штурмовики ВОВ".
        2. 0
          19 декабря 2019 11:28
          Несбиваемых самолетов не бывает. По имеющимся данным сбито 10650 штурмовиков.
          1. +1
            19 декабря 2019 11:31
            Это фигура речи такая - "несбиваемые" laughing laughing laughing
            Значит в строю осталось, если я не ошибаюсь, порядка 20600.
            Забегая вперед, сам не знаю, интересно сравнение по другим машинам.
            1. +1
              19 декабря 2019 11:45
              По состоянию на 1 мая 1945 года в строю ВВС РККА находилось 3585 исправных самолетов Ил-2 и Ил-10, 522 в ремонте.
              1. +2
                19 декабря 2019 12:00
                Я от выпущенных, выпущено около 30600, я на память, а источники какие? откуда данные?
                1. +2
                  19 декабря 2019 12:11
                  Во первых, самолеты имеют определенный ресурс. Во вторых, самолеты получают боевые повреждения, после которых даже вернувшаяся на аэродром машина ремонту не подлежит. В третьих, потери на аэродромах при налетах вражеской авиации. В четвертых - не боевые потери, то есть аварии.
                  Цифры из книги "Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах, М.,1962 (Главный штаб Военно-воздушных сил. Экз. №34).
                  1. +1
                    19 декабря 2019 12:45
                    Спасибо,
                    только не могу понять в чем Ваш спор? или спора нет?
                    Я что то не так написал?
                    Цифры по ИЛ-2, смотрите в своем приведенном Вами источнике: произведено порядка 36000 - уничтожено противником:

                    Вообщем. я писал о том, что в условиях отсутствия материалов было найдены оптимальные технологические решения, что помогло выстоять на первом этапе ВОВ.
                    1. 0
                      19 декабря 2019 12:48
                      Спор об оставшихся в строю. У Вас - 20600, у меня - 3585.
                      1. 0
                        19 декабря 2019 20:15
                        Может в закромах Родины)))
                        Шучу, с цифрой стоит разбираться исследователям, мы с Вами все равно, хоть будем спорить три дня, истину не найдем.
                      2. 0
                        22 декабря 2019 21:29
                        Боевые потери ИЛ-2 к концу войны - около 11 тысяч, небоевые потери , т.е аварийные, списанные по изношенности и т.д. и т.п. - примерно 11 тысяч, остаток в боевых частях на конец войны - примерно 3,5 тысячи, остальное находилось в тыловых авиабазах, т.е. в "закромах Родины". Всего выпущено около 36 тысяч, это до конца 2 мировой войны, до мая 1945 - примерно 32 тысячи. Это данные, которые приводит Растренин.
                    2. +1
                      19 декабря 2019 17:50
                      По поводу достоверности таблицы - к 22 июня в у СССР было примерно 20 000 самолетов, за время войны выпустили примерно 120 000, получили по ленд-лизу примерно 16 000, итого около 155 000 машин. Потеряно в боевых действиях 45 000 (согласно таблице), в строю на конец войны (по памяти) 15 000. Вопрос - куда делись 90 000 штук??? Для списанных по состоянию и разбитых собственным личным составом что-то многовато.
                      1. +1
                        19 декабря 2019 20:11
                        В том то и вопрос, следует перепроверять, в этом есть задача историков по данному вопросу, источник то 1962 г.
                      2. 0
                        19 декабря 2019 20:32
                        Историкам, как людям от техники крайне далеким, в этот вопрос вообще лучше не соваться, чтоб не рождались вопросы "Для списанных по состоянию и разбитых собственным личным составом что-то многовато."
                        Многовато, маловато - эти категории к технике не применяются и военные ими обычно не оперируют.
                        Что касается источника, то его составляли не историки, а военные, для ГШ ВВС. Собственный опыт показывает, что такие источники достаточно объективны.
                      3. 0
                        19 декабря 2019 22:52
                        Историкам, как людям от техники крайне далеким

                        Да ладно, с чего Вы так категоричный?
                        Полно историков техники, а здесь речь не о ТТХ, а о работе с документами,
                        т.е. историк не может иметь других специальностей? Например, военной профессии.
                        Или Вы летчик?
                        У меня друг, историк, второе образование, бывший офицер-зенитчик, ему тоже не соваться?
                        А был "военный историк", полка кажется, Волкогонов - ему то можно точно доверять. laughing
                      4. -1
                        19 декабря 2019 23:12
                        Под историками я понимал людей, специальность которых - история, которую они получили в соответствующем учебном заведении, а не название по роду занятий историей. Люди, получившие такое образование, по моему опыту, для технических знаний умерли. Один наш общий хороший знакомый - яркий пример.
                        Что касается обратного случая - таких крайне мало в общем количестве.
                      5. 0
                        19 декабря 2019 23:55
                        Один наш общий хороший знакомый - яркий пример.

                        Простите, не понял.
                      6. +1
                        19 декабря 2019 23:28
                        Собственного подобного опыта у меня нет, но вот мой отец неоднократно в 60 - 70 гг. принимал участие в комиссиях связанных с катастрофами самолетов и впоследствии рассказывал как искажались факты в угоду тем или иным «требованиям партии». Я же, уже в 80-е гг. лично был свидетелем искажения реальных данных шедших к руководству МАПа.
                      7. 0
                        19 декабря 2019 23:34
                        Мы обсуждаем конкретный случай. Какие искажения могли вносить в статистику военных потерь для руководства ВВС, которое практически все прошло войну, в 1962 году. Их что - преувеличивали? Смысл? Тем более, что "линия партии" по отношению потерь в СССР была неизменной и явно преувеличениям не способствовала.
                      8. +1
                        19 декабря 2019 23:54
                        Потери скорее занижали, либо переводили в разряд таких, за которые не наказывают. Так например, истребителей прикрытия наказывали за потери сопровождаемых от авиации противника, штурмовикам же и бомбардировщикам (командованию, естественно) было выгодней свалить потери на истребители сопровождения. Разбитый летчиком самолёт выгодней списать на технический дефект, или «внезапно испортившиеся» метеоусловия. И т. д. Это вечная тема.
                        Все руководство - и прошедшее войну и не прошедшее войну прекрасно знало цену отчетности. Вы спрашиваете какой смысл в искажении? А награды? А карьера? С не той отчетностью это как-то сложновато.
                      9. +1
                        19 декабря 2019 23:59
                        В любом случае есть цифра производства самолетов и цифра их наличия на конец войны. Разница - потери. Распределение по статьям потерь может вызывать вопросы, но общая сумма то никуда не девается.
                      10. +1
                        20 декабря 2019 00:08
                        Вот этим точно не поспоришь!
                      11. +2
                        19 декабря 2019 20:39
                        Лет 20 - 30 назад где-то я читал, что небоевые потери нашей авиации лишь немного недотягивали до боевых. Уж очень низок был уровень подготовки лётного и технического состава.
                    3. +1
                      19 декабря 2019 17:51
                      Небольшой придиразм - решения не технологические, а конструкторские.
                      1. 0
                        19 декабря 2019 20:13
                        Может и так laughing , тоже написал вначале по-Вашему, исправил, так как был бы дюраль, делали из него, скорее всего конструкторы подстроились под материалы.
                        И заменять начали не на всех самолетах, как мне кажется из личного опыта, знатоки поправят по самолетам, что спроектирована под одни материалы, не всегда хорошо работают с другими.
                      2. 0
                        19 декабря 2019 20:35
                        «что спроектирована под одни материалы, не всегда хорошо работают с другими» - так обычно и бывает в жизни. Заменили, предположим, дерево на дюраль, вес уменьшился, объемы увеличились, центровка сместилась... на выходе другая машина.
                      3. 0
                        19 декабря 2019 22:53
                        Абсолютно согласен, об этом и речь
                      4. 0
                        19 декабря 2019 20:54
                        Маленький ликбез - конструктора в своём творческом угаре порой проектируют такие вещи, которые в реальной жизни сделать не представляется возможным. Поэтому конструкторскую документацию в обязательном порядке прорабатывают технологи, отсеивая трудноразрешимые, с производственной точки зрения проблемы и предлагая альтернативные варианты решения.
    2. +1
      19 декабря 2019 14:16
      Все упомянутые вами самолеты имели смешанную конструкцию (по материалам). Практически "деревянным" можно считать ЛаГГ, но и тут есть оговорки.
      Как только пошли поставки алюминия, сразу долю "дерева" стали снижать. Это же эрзац-решение, чрезвычайно ухудшавшее ТТХ самолетов и их долговечность.
  6. 0
    19 декабря 2019 13:17
    Бомбардировщик Пе-8 так и не стал массовым из-за нехватки алюминия - вообще-то из-за недоведенного двигателя...
  7. +4
    19 декабря 2019 13:26
    В июне 1930 года начали строить Волховский алюминиевый комбинат, который отметился первой плавкой уже в 1932 году. Примечательно, что бедные тихвинские бокситы изначально не предполагалось использовать для Волховского комбината – специалисты Американской алюминиевой компании АЛКОА не смогли ничем тогда помощь советским металлургам.
    Тут автор ошибается. Волховский алюминиевый комбинат изначально проектировался под использование тихвинских бокситов. Проблема тихвинских бокситов не в бедности, а в высоком содержании кремния, что делает получение из них глинозема экономически невыгодным, поэтому их нигде не использовали. В СССР на тот момент других просто не было, поэтому для получения глинозема их тихвинских бокситов в государственном институте прикладной химии в Ленинграде под руководством профессора А.А. Яковкина был найден способ получения глинозема путем спекания бокситов с содой и известняком. После этого началось строительство Волховского алюминиевого комбината. Компания АЛКОА к данному случаю отношения не имеет, так как работала по другой технологии. Логичнее было обратиться к европейским фирмам, что и сделали - электролизеры поставляли французы - "Але, Фрож и Комарг", остальное оборудование немецкое - "Фельнер и Циглер», "Маффей", "Миаг", "Греппель".
  8. +3
    19 декабря 2019 16:27
    «Я как-то столкнулся с таким вопросом. Производство танков невозможно без сплавов марганца. Только в стали Гатфильда, идущей на гусеничные траки, егосодеожится не менее 13%. Но оба наши тогда действущие месторождения (в Грузии и на Украине) были выведены гитлеровцами из строя в начале войны. Производящие марганцевые сплавы Запорожский и Зестафонский ферросплавные заводы вывозились в Новокузнецк и Актюбинск и там только начинали строиться. На марганцевых месторождениях в Казахстане добыча руды ещё не началась.У меня возник вопрос – а какмы, не имея марганца, строили танки в 1941-1942 годах? Старый работник Минчермета пояснил – перед войной по приказу Л.Берии в Сибири были созданы огромные стратегические запасы металлов и сырья, на которых работала промышленность СССР до тех пор, пока была не начата добыча их на восточных месторождениях и переработка на отстроенных эвакуированных заводах.» (Ю.И.Мухин).
    1. 0
      20 декабря 2019 00:36
      "Но оба наши тогда действущие месторождения (в Грузии и на Украине) были выведены гитлеровцами из строя в начале войны. "////
      ------
      Как немцы могли достать до Грузии в начале войны?
      Зестафонский ферросплавный завод в Грузии отлично работал
      во время войны. Из Грузии ничего не эвакуировались. Наоборот, туда
      переводили эвакуированные заводы.
      1. +2
        20 декабря 2019 02:14
        Цитата: voyaka uh
        Как немцы могли достать до Грузии в начале войны?

        Тоже интересно стало.
        И вот, когда в августе 41-го в руки врага перешел Никополь, министр пропаганды Геббельс выступил по германскому радио со специальным заявлением.

        " - Храбрые солдаты фюрера, - говорил он, - сокровища Никополя перешли в руки немецкой нации. Отныне советские заводы обречены на марганцевый голод! Отныне доблестной армии фюрера остается уничтожить последние танки русских! Мы победим!"

        В ноябре, захватив Ростов-на-Дону, фашисты перерезали железнодорожную связь с Кавказом: доступ к Чиатуре был закрыт.

        https://hodor.lol/post/27748/
  9. +2
    19 декабря 2019 18:22
    Спасибо за раширение кругозора.
    Хотя пока голода алюминиевого вроде не испытываем (панели Амг5, Амц) приходят исправно. Я с нетерпением ожидаю следующую статью.
  10. +2
    19 декабря 2019 22:59
    С началом практической реализации плана «Барбаросса» под врагом оказались два крупных алюминиевых предприятия – Днепровский и Волховский заводы.

    Пардон ВАЗ не был под врагом. Не дошел чуть Враг.
    1. +1
      20 декабря 2019 00:54
      Цитата: 1970mk
      Пардон ВАЗ не был под врагом. Не дошел чуть Враг.

      Ага, оборудование эвакуировали в Краснотурьинск и Новокузнецк.
      В пустующих цехах Волховского алюминиевого завода расположился филиал завода № 349 им. ОГПУ. Этот филиал изготовлял спусковые механизмы для ППД. Кроме основной программы филиал выполнил заказы для воинских частей Волховского фронта. Изготовлено: 2000 печей-времянок, 20000 бойков взрывателя, 60000 пружин взрывателя, 50 термосов емкостью 50 литров, 20 несгораемых шкатулок.

      Кроме филиала завода № 349 в цехах алюминиевого завода расположились механические мастерские БАО (батальона аэродромного обслуживания), филиал Ленинградского завода № 7 им. Фрунзе, который с июня по октябрь 1942 г. изготовил свыше 2500 штук пулеметов-пистолетов системы Дегтярева; филиал завода им. Энгельса, изготовивший свыше 500 штук минометов 50 мм. На территории ВАЗа производился также ремонт танков и другой военной техники.

      http://volhovogni.ru/articles/media/2018/3/22/byila-vojna-byila-blokada/
      1. 0
        20 декабря 2019 02:30
        Я Вам по русски говорю.... Эвакуировали....и что? Завод под Врагом не был...не дошел враг км этак 2...так же как и до Волховской ГЭС.
        Мораль - формулировать правильно надо))) К каком месте ВАЗ "под врагом" был?
        1. +1
          20 декабря 2019 02:32
          Цитата: 1970mk
          К каком месте ВАЗ "под врагом" был?

          А где и в каком месте я пишу, что он под врагом был? belay
          1. 0
            20 декабря 2019 02:35
            под врагом оказались два крупных алюминиевых предприятия – Днепровский и Волховский заводы
            - Это Автор...о чем я и написал....Я не прав?
            1. +2
              20 декабря 2019 02:38
              Цитата: 1970mk
              Это Автор.

              Автора зовут Евгений, а меня мама с папой Владимиром нарекли. Так что претензии к автору выставляйте.
  11. 0
    21 декабря 2019 21:13
    Цветные металлы во многом являются настоящим скелетом войны


    Если цветные металлы скелет, то железо это становой хребет войны, схватка между Германией и союзниками за Норвегию в 40-м, это была прежде всего битва за шведскую железную руду.
  12. 0
    25 декабря 2019 07:10
    Но у Германии ситуация с цветными металлами была не радужная, кроме алюминия.

    — Почему на вашей лодке в 700 тонн водоизмещением экипаж из 52 человек? У нас на таких лодках — 37 человек.
    Вы богаты цветными металлами, у нас их нет. Поэтому все оборудование лодки выполнено в железных воздухопроводах, в чугунных литых узлах и трубах трюмных магистралей, стальных коробках переключения управления кораблем, оружием и другими вспомогательными средствами. Все это ржавеет, ломается, выходит из строя, требует большого труда в обслуживании этого металла.


    Из разговора с пленным немецким подводником в 1944 году.
    Из книги Грищенко "Схватка под водой"
  13. +1
    7 января 2020 14:42
    Цитата: Сергей Валов
    По поводу достоверности таблицы - к 22 июня в у СССР было примерно 20 000 самолетов, за время войны выпустили примерно 120 000, получили по ленд-лизу примерно 16 000, итого около 155 000 машин. Потеряно в боевых действиях 45 000 (согласно таблице), в строю на конец войны (по памяти) 15 000. Вопрос - куда делись 90 000 штук??? Для списанных по состоянию и разбитых собственным личным составом что-то многовато.

    1. За время войни вьипустили около 100 тисяч.
    2. Потери от боевих действии менее половина всех потерь во всех стран мира. Общие потери включая небовие потери, технический износ, передано других стран примерно 100 тисяч.
    3. В конце должни остатся примерно 36 тисяч. Из них примерно 20 тисяч в первой линии и остальние в резерв, в ремонт и так далее.
    США вьипустили 300 тисяч самолетов, потеряли примерно 100 тисяч по всех причин (из них менее 40 тисяч боевие потери), оставалось в строю 100 тисяч и остальние 100 тисяч передано по ленд-лиз, в резерв, в ремонт и так далее.
  14. +1
    7 января 2020 15:00
    Алюминий для СССР доставляла и Германия. Немецкие самолетьи сбитие и упавшие за линии фронта доставили по меньшей мере несколько тисяч тон алюминия и других ценних металов.
  15. PXL
    0
    17 мая 2020 07:38
    В литературе пишут, что во время войны цветные металлы заменяли высококачественным чугуном.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»