Чарльз Линдберг: самый знаменитый лётчик Америки

21

Герой-скромняга


Авиация в начале XX века была молода, как зачастую и сами авиаторы. Не был исключением и Чарльз Линдберг. На момент главного перелета своей жизни будущему герою Америки было всего 25 лет.

Семья Линдберга была не из простых – дед, прежде чем переехать в Соединенные Штаты, заседал в шведском парламенте. Отец избирался конгрессменом уже в Америке. Казалось, Чарльзу будет логично использовать наработанные связи и идти по стопам предков. Но молодой Линдберг любил технику, а не политику, и увлеченно копался в механизмах.



Покинув родительский дом, он долгое время совмещал работу механиком с воздушным циркачеством – вначале проводя показательные прыжки с парашютом, а потом и летая сам. Какую-то известность Линдберг получил уже тогда. Но ничуть ей не упивался. Чарльз был скромным малым, и гнался вовсе не за этим – ему просто нравилось летать и делать то, что до него не делал никто.

Еще он занимался доставкой почты на самолете. Дело это было более серьезное, чем казалось – «почтовики» летали в любую погоду и имели громадный опыт по ориентированию с воздуха. Временами доходило до того, что потерявшийся летчик снижался как можно ниже, летел как можно медленнее, и старался прочитать надписи на указателях.

Многие так разбивались. Зато те, кто оставался в живых и с полным набором конечностей, становились мастерами своего дела.

Заманчивый приз


Скоро Линдбергу выпала возможность проявить себя.

В 1919-м году Реймонд Ортейг – американский бизнесмен, у которого водились лишние деньги – предложил специальный приз в 25 тысяч долларов тому, кто первым беспосадочно перелетит из Нью-Йорка в Париж – или в обратном направлении. Сделать это надо было в течение 5 лет – до 1924 года.

Чарльз Линдберг: самый знаменитый лётчик Америки

Реймонд Ортейг

Это бы не стало первым пересечением Атлантики – в том же 1919-м два британца уже летали из Ньюфаундленда в Ирландию. Но то был полет через северные широты, между двумя почти что «крайними и прибрежными» точками. Путь на приз Ортейга был почти в два раза длиннее – более 5,8 тысяч километров.

Правда, до 1924-го никто даже не пытался осуществить такое безумие. Тогда Ортейг повторил свое предложение. И дело зашевелилось – авиация за прошедшие 5 лет заметно продвинулась вперед. Увеличились как дальность, так и надежность самолетов. И с новыми достижениями приз вполне мог быть выигран.

Пожиратель смельчаков


Правда, сделать это было не так уж и просто. Многие пробовали и терпели неудачи.

К одной из попыток приложил руку наш соотечественник – эмигрант Игорь Сикорский. Тот самый, что в свое время создал знаменитого «Илью Муромца». Разработанный им трехмоторный красавец S-35 использовал французский летчик-ветеран Рене Фонк. Проблема была только одна – Фонк и его спонсоры торопили Сикорского, стремясь успеть в наилучшее погодное «окно». В результате испытания самолета не были доведены до конца. И в сентябре 1926-го чрезмерно перегруженный S-35 рухнул и сгорел еще на старте. Погибло 2 из 4 членов экипажа.

В апреле 1927-го упал еще один самолет. Причем не успев даже стартовать на сам приз. Два американца, Ноэль Дэвис и Стэнтон Вустер, хотели загрузить в машину как можно больше топлива. И их самолет упал еще во время испытаний на максимальную загрузку. Дэвис и Вустер погибли.

А в мае взлетели и пропали Нунжессер и Коли – два француза, пытавшиеся получить приз, пролетев из Парижа в Нью-Йорк. Во время Первой мировой Нунжессер сбил 45 самолетов противника – это был третий результат среди всех французов. Но против коварной Атлантики военный опыт помогал мало – и к списку жертв затеи Ортейга добавилось еще две фамилии.

Океан пожирал пилотов одного за другим, но попытки продолжали предприниматься.

Дух Сент-Луиса


Никто, конечно же, не рассчитывал что-то заработать на самом призе. Предлагаемые 25 тысяч долларов были значительной суммой, но для такого серьезного мероприятия, как перелет через Атлантику, в 1927 году требовались куда более серьезные деньги. Самолет, экипаж, аренда аэродрома, обслуживающий персонал, штабы перелета. Все это стоило денег, причем очень серьезный.

Одним из самых знаменитых претендентов на приз Ортейга был Ричард Бэрд. Считалось, что он первым долетел до Северного полюса (десятки лет спустя выяснится, что это не так – Бэрд подделал полетные журналы) – у него имелась масса спонсоров. Нижняя планка его расходов оценивается в полмиллиона долларов. Что превышало потенциальный выигрыш в 20 раз.

Нет, основные деньги планировалось заработать потом, на многочисленных турне по Штатам и Европе, книжных тиражах и газетных публикациях. А также на личной известности – в Америке она уже тогда превосходно монетизировалась.

Казалось, что из всех претендентов только сам Линдберг ограничивался весьма скромным бюджетом – ему удалось достать всего 13 тысяч долларов. Спонсорами были бизнесмены города Сент-Луиса. Поэтому и самолет Линдберг окрестил соответствующе: «Дух Сент-Луиса». Предполагалось, что успех подстегнет известность города, а на этом уже можно было заработать.

Правда, денег на лучшие образцы авиации того времени денег не хватало. К счастью для Чарльза, авиакомпания «Райан» находилась на грани банкротства и бралась за любую работу за весьма гуманные деньги. По его запросу был немного изменен один из почтовых самолетов – «Райан М-2». Переделки касались, в основном, дальности полета – впереди был поставлен здоровенный бак, исключавший передний обзор, кроме как через перископ. Ну и, чтобы взять больше топлива, экипаж уменьшался с двух до одного человек.

Впрочем, Линдберга перспектива лететь в одиночку через Атлантику не пугала.


Самолет Линдберга – «Дух Сент-Луиса»

Международный герой


Линдберг взлетел 20 мая 1927 года. Через 33 с половиной часа он сел в Париже. Дело это было нелегкое. За исключением борьбы с постоянно подкрадывающимся сном, Линдберг воевал с туманами, ветрами, обледенением и необходимостью самостоятельно прокладывать курс. Успешное приземление в нужной точке при том, что летел он один – заслуга его немалого опыта, приправленного какой-то толикой везения.

Сразу же после приземления Линдберг мог забыть о какой-либо личной жизни на следующие несколько лет. Конечно, он заработал немало денег – карьера Чарльза после его знаменитого перелета пошла в гору. Но платить за это приходилось настойчивым вниманием общественности и репортеров. Последние стремились поймать Линдберга везде – даже в ванной, чтобы запечатлеть, как тот чистит зубы.


Перелет Линдберга. Первая полоса газеты

Несколько лет спустя ажиотаж, конечно, ослаб, и Чарльз смог вздохнуть спокойно – теперь он на долгие годы вперед стал самым известным летчиком Америки. Но при этом мог пожить «для себя» – череда турне, журналистов и ликующих толп наконец-то подошла к концу.

Жизнь после


Впереди была «авиационная» работа – но уже рангом повыше, чем развозка писем. Линдберг прокладывал воздушные трассы для международных авиакомпаний. А также активно интересовался наукой и принимал участие в ряде экспериментов.

В 1932-м Линдберг вновь привлек внимание журналистов – у него похитили и жестоко умертвили ребенка. Убийцу нашли. Правда, современные исследователи так и не пришли к консенсусу, был ли подозреваемый виновен – уже слишком многое в его деле было не совсем чисто. Как бы то ни было, Чарльз с женой временно переехал в Европу – и так горе в семье, а тут еще и приставучие журналисты.

Там он много общался с немцами и проникся симпатией к нацистам. Советский Союз он, напротив, крайне не любил, несмотря на торжественный прием в 1938 году – Линдберга пригласили посмотреть на достижения красной авиации. Но Чарльз не впечатлился.

С началом Второй мировой Линдберг активно пропагандировал позицию изоляционистов, считавших, что Америка не должна вмешиваться в европейскую войну. Правда, его мнение изменило нападение Японии на Перл-Харбор в декабре 1941 года. Чарльз рвался на Тихий океан, но его не пускали – отчасти из-за героического статуса (попадет в плен – получится некрасиво), отчасти из-за прошлых симпатий к Германии – сильнейшей державе Оси.

Но в 1944-м он все-таки попал на фронт в качестве технического советника и провел там 6 месяцев. Статус нонкомбатанта знаменитейшего пилота Америки совершенно не смущал: помимо внедрения технических нововведений, он активно летал на P-38 и успел сбить японский самолет-разведчик Ki-51.

А после войны активно путешествовал и консультировал множество ведомств и фирм – от ВВС США до крупных авиакомпаний. Словом, жил достаточно интересной и приятной жизнью.

Линдберг прожил 72 года, скончался в 1974-м.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 декабря 2019 06:33
    Да, был такой летчик,
    даже Агата Кристи о нем писала.
  2. +1
    20 декабря 2019 07:55
    Один из американских героев, парней с обложки журнала, которому хочется пожать руку при встречи. Сейчас бы, наверное, пытались бы делать с ним сэлфи. Но достиг всего этого своей настойчивостью.
    1. +5
      20 декабря 2019 08:59
      Вот Геринг ему и пожал)).
      Но это еще не всё. Он был герой не только в небе)):

      Линдберг всегда пытался создать образ любящего отца и мужа, и только после его смерти выяснилось, что это не так. Оказалось, что в Мюнхене у него есть ещё одна семья и трое детей, с которыми он общался на протяжении многих лет. Чтобы развеять сомнения, провели экспертизу ДНК, в которой принял участие внук Линдберга. Выяснилось, что у них всех один предок – Чарльз Линдберг. Кроме того, у его внебрачного сына Дирка Гессхаймера (Dyrk Hesshaimeer) сохранилось более сотни писем, которые написал ему отец. 

      А потом нашлись ещё две семьи Линдберга, одна в Баден-Бадене, другая в Швейцарии. В них росли четверо детей. 

      Будучи консультантом американских ВВС, Линдберг 3-4 раза в году бывал в Германии. Летел по уже хорошо знакомому маршруту, посещал свои три тайные семьи, проводя в каждой по несколько дней. Он хотел дать миру как можно больше Линдбергов, и это ему удалось.

      Но надо отдать ему должное. Детей своих не бросил:
      Перед смертью Линдберг открыл всем своим детям банковские счета.
      1. -1
        20 декабря 2019 09:02
        Не знал! belay
        Если так, то силен мужик. Прямо самец!))
  3. +2
    20 декабря 2019 08:01
    Там он много общался с немцами и проникся симпатией к нацистам
    В 1938 году Герман Геринг награждает американского лётчика орденом Германского Орла, первого среди орденов Третьего Рейха, предназначенных для поощрения иностранных граждан. К началу Второй мировой войны Чарльз Линдберг становится техническим экспертом и летчиком-испытателем германской авиастроительной корпорации.
    активно летал на P-38
  4. 0
    20 декабря 2019 08:54
    Цитата: bionik
    Там он много общался с немцами и проникся симпатией к нацистам
    В 1938 году Герман Геринг награждает американского лётчика орденом Германского Орла, первого среди орденов Третьего Рейха, предназначенных для поощрения иностранных граждан. К началу Второй мировой войны Чарльз Линдберг становится техническим экспертом и летчиком-испытателем германской авиастроительной корпорации.
    активно летал на P-38

    да уж не знал он что сделает Германия через пару лет
    1. +2
      20 декабря 2019 09:18
      На фото,приведённом Вами,один выдающийся пилот принимает награду от другого выдающегося пилота ,героя ПМВ.Ну ,и согласен с Вами в том ,что-то ж знал ,что будет с Миром через " пару лет"!
  5. +1
    20 декабря 2019 09:32
    Блин , лететь с перескопом, из навигации только компас, да еще аэродром найти, круто конечно. В США началась депрессия и наверное героя обязательно бы нашли , не того так другого, народ надо чем то отвлечь, патриотизм поднять. Ну как и .......
  6. 0
    20 декабря 2019 09:55
    Цитата: Вольный ветер
    Блин , лететь с перескопом, из навигации только компас, да еще аэродром найти, круто конечно. В США началась депрессия и наверное героя обязательно бы нашли , не того так другого, народ надо чем то отвлечь, патриотизм поднять. Ну как и .......

    интересный факт,но именно во время Великой депрессии в кинематографе прочно основалось правило заканчивать фильм Хэппи эндом,так как люди во время депрессии много ходили в кино,они хотели отвязаться от реальности и хотя бы в кино видеть счастливые моменты,благодаря такому приему,в кино люди ходили так же часто как и до кризиса
  7. 0
    20 декабря 2019 10:05
    Достойно, достойно....
  8. 0
    20 декабря 2019 12:11
    Прогресс двигают инвестиции, поэтому Реймонд Ортейг - главный герой. Что касается Линдберга и Генри Форда, а также одного из братьев Рено, симпатизировавших идеям Гитлера, то история вынесла свой приговор. Особенно пострадал Рено, которого с согласия де Голля просто забили в тюрьме, а предприятия национализировали.
  9. +6
    20 декабря 2019 13:53
    Правда, денег на лучшие образцы авиации того времени денег не хватало. К счастью для Чарльза, авиакомпания «Райан» находилась на грани банкротства и бралась за любую работу за весьма гуманные деньги. По его запросу был немного изменен один из почтовых самолетов – «Райан М-2». Переделки касались, в основном, дальности полета – впереди был поставлен здоровенный бак, исключавший передний обзор, кроме как через перископ. Ну и, чтобы взять больше топлива, экипаж уменьшался с двух до одного человек.
    Тут автор ошибается. Ryan M-1 / M-2 был взят в качестве прототипа, но на его основе создан новый самолет - Spirit of St. Louis Ryan NYP.

    Это прототип - Ryan M-2.
    1. +6
      20 декабря 2019 14:35

      А это Spirit of St. Louis Ryan NYP.
      На первый взгляд отличий не много. На самом деле изменения значительные. Во первых - другой двигатель. Вместо Hispano-Suiza 8A мощностью 150 л.с. был установлен Wright J-5 Whirlwind, форсированный до 223 л.с. и соответствующим образом реконструированный. Двигатель имел ресурс 9000 (это не описка) часов Дальность полета была увеличена с 640 км, до 6000 км, т.е. в девять раз. Потому баков было пять - главный, три крыльевых и передний, которые вмещали 1700 л. бензина или 1230 кг. У прототипа вся нагрузка с топливом, багажом, почтой, пилотом и пассажиром составляла 500 кг.
      На 3 метра был увеличен размах крыльев. Для изготовления фюзеляжа и крыльев были применены другие, более легкие материалы. Изменена конструкция шасси.
      Поэтому "немного изменен" тут никак не подходит. Это другой самолет.
  10. +5
    20 декабря 2019 16:30
    Автору спасибо, хорошая статья, интересная и познавательная.
    До прочтения ничего об этом человеке не знал, даже его имени.
    Спасибо также комментаторам, дополнившим статью своей информацией. Считаю такие комментарии особенно ценными.
    По техническим параметрам полет Линдберга почти вдвое уступает полету Чкалова из СССР в США, но это было на 10 лет раньше и он был один! К тому же за Чкаловым стояла мощь целого государства, а полет Линдберга - фактически частная инициатива.
    Это действительно герой, и как у всякого героя одним из факторов его героизма было везение. Тем больше нужно смелости, чтобы отправляясь в такой рейс, сознательно полагаться не только и не столько на свои навыки и имеющуюся технику, но и в значительной степени, на удачу.
    Интересно, вылети в течение месяца на точно таком же самолете в том же направлении еще десяток приблизительно равных по опыту пилотов - сколько из них благополучно долетели бы до места посадки?
    1. 0
      24 февраля 2020 12:12
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Это действительно герой, и как у всякого героя одним из факторов его героизма было везение.

      Я бы назвал это по другому - в каждой стране есть особая порода людей-камикадзе. Эти люди готовы рискнуть жизнь если есть даже 50% шанс на успех... В 30-е годы 20-го века дальние полеты авиации были именно таким делом !!! В общем-то полет Линдберга - это своего рода игра в русскую рулетку со смертью...
      Это раньше называли раньше более точно - бесшабашностью... И такой герой годиться больше для сенсаций бульварной прессы чем для серьезного уважения...
  11. +4
    20 декабря 2019 17:39
    Лётчик, конечно, классный. Но мажор. Неудивительно, что в СССР ему не понравилось - ведь там какие-то полуграмотные азиатские (с точки зрения сына американского конгрессмена) мужики строили великую страну, а вот в нацистском рейхе очень даже комфортно было, там культ сверхчеловека процветал.
    1. +1
      24 февраля 2020 12:05
      Цитата: Авиатор_
      Неудивительно, что в СССР ему не понравилось - ведь там какие-то полуграмотные азиатские (с точки зрения сына американского конгрессмена) мужики строили великую страну,

      Я думаю что разочарование Линдберга объяснимо очень просто - он приехал в Россию под воздействием западных идейных штампов об отсталой стране - он думал что в России бородатые мужики строят что-то... А когда приехал оказалось что Сталинская Россия один из мировых лидеров в авиации.. Вполне ожидаемо и естественно его разочарование...
  12. 0
    20 декабря 2019 19:59
    А ещё Чарльз Линдберг стал первым человеком года (1927) по версии журнала TIME. С него и пошёл отсчёт)
  13. +1
    20 декабря 2019 20:10
    Фирма FROG и тут подсуетилась.
  14. +1
    21 декабря 2019 00:54
    Из очень интересной и познавательной книги, ныне покойного, авиамоделиста и историка техники, ведущего конструктора АНТК им О.К.Антонова, Олега Васильевича Лагутина "Самолёт на столе"( рекомендации по изготовлению масштабных моделей-копий самолётов) изд.второе, испр.и доп., Киев, Изд.центр "АэроХобби", 1997. с.172-173.

    "Маленький серебристый одномоторный самолёт, то опускаясь к самым волнам океана, то поднимаясь под своды мрачных низких грозовых облаков, упорно держал курс на восток. Полёт продолжался уже более 29 часов, когда пилот, наконец, увидел очертания земли. Сверился с картой,-южное побережье Ирландии! Он не ошибся, не сбился с курса! Теперь впереди Англия! А дальше-цель полёта, столь трудного и невероятного,-Париж!
    В 22 часа 24 мин. серебристый самолёт с надписью на борту "Spirit of St. Louis" коснулся колёсами поля аэродрома Ле-Бурже. Полёт на дальность 5800 км продолжительностью 33,5 часа, начатый 20 мая 1927 г. в 7 часов 52 мин. с аэродрома Рузвельт Филд под Нью-Йорком, был успешно завершён.
    Первый в мире перелёт без посадки из Америки в Европу. Доселе мало кому известный бывший почтовый пилот Чарльз Линдберг стал самым знаменитым человеком в мире. Пришёл час самых престижных призов, славы, встреч со знаменитыми и влиятельными людьми Европы и Америки, наград, почётных титулов.

    Самолёт небольшой фирмы Райан строился под шифром NYP "New-York-Paris" по заказу и представлениям летчика Чарльза Линдберга на его личные средства, добытые тяжёлым трудом, и пожертвования богатых граждан города Сент-Луиса, о чём говорило и его имя собственное "Дух Сан-Луи".
    Машина была спроектирована и построена за 2 месяца(!). Проектирование и постройка велись под непосредственным наблюдением заказчика. Он же и облетал его 28 апреля. Простой конструктивно, самолёт был тем не менее очень тщательно продуман применительно к предстоящей очень нелегкой миссии. Центральную часть под крылом занимал громоздкий топливный бак-емкостью 2150 л бензина, а за ним, перед относительно бедной приборами приборной доской, располагался пилот. Привычно выступающего пилотского "фонаря" не было. Обзор вбок, через даже не застеклённое окно в левом борту, осуществлялся с помощью специального перископа. Никакого радио. Самый сложный прибор-гирокомпас с приводом от забортной ветрянки.
    Никакого спасательного оборудования-Линдберг был реалист... Самолёт был сознательно спроектирован с минимальными запасами устойчивости по всем трём каналам, чтобы он постоянно "висел" на ручке и педалях, не давая пилоту возможности уснуть или отвлечься.
    И, наконец, надёжный мотор. Уже потом, будучи в зените славы, Ч.Линдберг налетал на этом самолёте более 30 000 км.
    Сегодня эта машина-одна из самых знаменитых и почётных экспонатов Смитсоновского музея-как символ человеческого гения и мужества во всех отношениях.

    Основные данные "Спирит оф Сан-Луи"
    Размах крыла, м....14,2
    Длина, м...8,43
    Площадь крыла, кв. м....29,62
    Двигатель....ПД воздушного охлаждения Райт-5С "Уирлуинд"
    мощность, л.с. .....232/1950 об/м, (220/1800 об/м)
    Масса пустого самолёта, кг...975
    Взлётная масса, кг.....2380
    Максимальная скорость, км/ч......192,3
    Минимальная скорость, км/ч......115
    Дальность полёта, км.....6730
  15. 0
    27 февраля 2020 01:59
    Лет 10 назад был в Киеве в самом престижном торговом центре мегазинчик, который ПЫТАЛСЯ торговать всякими сувенирами с маркой Линберга и его легендарного самолёта "Дух Сент-Луиса" - интересными и очень дорогими.
    Продавцы представления не имели ни Линдберге, ни о его перелёте.

    Через полгода опять побывал там и случайно обнаружил этот магазинчик уже в менее престижном ТРЦ.

    За год они ВООБЩЕ НИЧЕГО из сувениров не продали - ну щзнают там такого и знать не хотят.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»