Лазерный удар

1
Лазерный удар
Очевидно лет через двадцать-тридцать Boeing-747-400F Freighter («Воздушный грузовик»), оснащенный опытной лазерной авиационной системой ALTB (Airborne Laser Testbed), будет восприниматься так же, как сегодня нам видится самолет братьев Райт – архаичным и где-то даже нелепым. Но сейчас это – супер-оружие будущего.

11 февраля с.г. в 20 часов 44 минуты по стандартному тихоокеанскому времени (в 07.44 12 февраля – по московскому времени) Boeing-747-400F с системой ALTB, взлетевший с аэродрома Пойнт-Мугу в Центре изучения боевых действий и оружия авиации ВМС США в Калифорнии, нанес удар мощным лазерным лучом по жидкотопливной баллистической ракете и уничтожил ее. Ракета-цель стартовала с некой «мобильной плавающей платформы» у западного побережья США. С помощью инфракрасных датчиков, установленных на самолете, был обнаружен старт ракеты, а низкоэнергетический лазерный луч отследил полет цели на разгонном участке. С помощью второго лазерного импульса малой мощности было определено состояние атмосферы на «трассе» стрельбы. Бортовая ЭВМ «Воздушного грузовика» моментально рассчитала параметры траектории атакуемого объекта, учла данные атмосферных возмущений, внесла соответствующие коррективы в прибор прицеливания и дала команду «огонь». Высокоэнергетический лазерный луч попал и моментально разогрел до высокой температуры ракету-цель, в результате чего она разрушилась. Вся эта операция заняла менее двух минут.

11 февраля с.г. в 20 часов 44 минуты по стандартному тихоокеанскому времени (в 07.44 12 февраля – по московскому времени) Boeing-747-400F с системой ALTB, взлетевший с аэродрома Пойнт-Мугу в Центре изучения боевых действий и оружия авиации ВМС США в Калифорнии, нанес удар мощным лазерным лучом по жидкотопливной баллистической ракете и уничтожил ее. Ракета-цель стартовала с некой «мобильной плавающей платформы» у западного побережья США. С помощью инфракрасных датчиков, установленных на самолете, был обнаружен старт ракеты, а низкоэнергетический лазерный луч отследил полет цели на разгонном участке. С помощью второго лазерного импульса малой мощности было определено состояние атмосферы на «трассе» стрельбы. Бортовая ЭВМ «Воздушного грузовика» моментально рассчитала параметры траектории атакуемого объекта, учла данные атмосферных возмущений, внесла соответствующие коррективы в прибор прицеливания и дала команду «огонь». Высокоэнергетический лазерный луч попал и моментально разогрел до высокой температуры ракету-цель, в результате чего она разрушилась. Вся эта операция заняла менее двух минут.


Процесс уничтожения ракеты-цели

Наведение и «пуск» лазерного луча производился турельной установкой в носовой части Boeing-747-400F. А сам высокоэнергетический йодно-кислородный химический лазер (Chemical Oxygen Iodine Laser – COIL) мегаваттной мощности и его ингредиенты занимают большую часть фюзеляжа огромного «Воздушного грузовика». Наверху, чуть сзади кабины пилотов, размещается лазерная система прицеливания и разведки атмосферы. Внутри машины, сразу за кабиной пилотов, – отсек боевого управления, где работают операторы – «расчет» лазерной «пушки».

Носовая турельная установка.

По заказу Пентагона боевую лазерную авиационную систему разработал консорциум, в который вошли три крупнейшие американские военно-промышленные корпорации: Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. Генподрядчик Boeing поставил «Воздушный грузовик» и выступил в качестве интегратора всей программы. Корпорация Northrop Grumman разработала и произвела низкоэнергетический и высокоэнергетический химические лазеры. Lockheed Martin изготовила систему управления лучом и турельную установку. Кроме «трех китов» в создании ALTB приняли участие более 30 американских компаний и организаций.

Через час после первого «выстрела» ALTB был сделан второй, не менее успешный. Теперь лазером была поражена твердотопливная баллистическая ракета, стартовавшая с острова Сан-Николас у побережья Калифорнии. Агентство противоракетной обороны США (Missile Defense Agency – MDA) высоко оценило результаты испытаний. «Революционное использование направленной энергии очень привлекательно для противоракетной обороны, поскольку дает возможность атаковать со скоростью света множество объектов на расстоянии сотен километров», – подчеркивается в официальном заявлении агентства.

Действительно, испытания подтвердили готовность лазерной авиационной системы (Airborne Laser – ABL) к перехвату баллистических ракет на активном участке траектории. Более того, они вообще стали этапным моментом в развитии средств вооруженной борьбы. Этот качественный скачок – в одном ряду с появлением снаряжаемых порохом ружей и пушек, нарезных орудий, подводных лодок, боевых самолетов и ракет. Теперь артиллерия и ракеты во многих сферах постепенно будут вытесняться лазерным и другими видами оружия направленной энергии. Уже к 2015 г. Министерство обороны США намерено сформировать эскадрилью из семи самолетов с ABL. Предполагается, что они смогут поражать ракеты на жидком топливе на дальности до 600 км, а на твердом – до 300 км. Каждый такой «Воздушный грузовик» с лазерной «пушкой» способен патрулировать воздушное пространство в течение 16 часов. Кроме выполнения функций противоракетной обороны они будут успешно бороться с самолетами и крылатыми ракетами, в том числе выполненными по требованиям stealth-технологий. Стоимость одной такой лазерной «летающей крепости» составит приблизительно $1,5 млрд.


Компоновка лазерной «летающей крепости».

Лазерная техника уже несколько десятилетий используется в военных целях. Широкое применение нашли лазерные дальномеры и системы наведения. А вот с «гиперболоидом инженера Гарина» – боевыми лучевыми системами – дело продвигалось трудно. Правда, к настоящему времени создано несколько экспериментальных боевых систем авиационного, наземного и морского базирования. Корпорация Northrop Grumman разработала комплекс Skyguard («Небесный страж») для отражения атак снарядов реактивных систем залпового огня. Но он пока далек от совершенства. Требует улучшения и система Centurion на твердотельных лазерах корпорации Raytheon. Она предназначена для замены на кораблях и в армейских частях многоствольных 20-мм зенитных артиллерийских систем обороны ближнего рубежа Phalanx. Впрочем, на испытаниях система показала неплохие результаты и, судя по всему, работы по ней будут продолжены. В прошлом году Boeing и Raytheon получили многомиллионный контракт на развитие еще одной корабельной оборонительной системы – с использованием лазеров на свободных электронах мощностью 100 кВт.

Настройка лазера авиационного базирования.

В ноябре прошлого года корпорация Boeing провела на полигоне ВМС США Чайна Лэйк в Калифорнии успешные испытания лазерного комплекса MATRIX. Он представляет собой мобильную платформу, оборудованную лазером и радаром. MATRIX обнаружил и сбил пять беспилотных летательных аппаратов. В сентябре 2009 г. лазерной «пушкой» ATL (Airborne Tactical Laser), установленной на борту самолета C-130H, удалось поразить движущуюся наземную цель.

Реализация программы воздушного лазера ABL, о которой рассказывалось выше, началась в 1994 г. Однако успех пришел не сразу. Первый самолет корпорация Boeing передала на испытания в 2002 г. Были выполнены сотни полетов по отработке и отладке элементов комплекса. И лишь в 2008 г. разработчики осуществили монтаж высокоэнергетического химического лазера на борту «Воздушного грузовика». В августе прошлого года на нем была проведена «репетиция» стрельбовых учений. Тогда ракета также стартовала с острова Сан-Николас. На Boeing-747-400F ее засекли, навели лазеры и направили маломощный луч ABL на цель. Датчики на ракете зафиксировали «попадание». Этим эксперимент и ограничился. А 11 февраля этого года все сработало штатно.

Но есть проблема, которая очень беспокоит военных и создателей нового оружия. Химические лазеры, хотя и мощные, но громоздкие и сложные по конструкции агрегаты. Из-за этого они дороги и капризны. Вот почему в ближайшие годы приоритетное внимание будет уделено совершенствованию твердотельных лазеров. Особенно продвинулась в этом направлении корпорация Northrop Grumman. Ей в рамках программы JHPSSL (Joint High-Powered Solid State Laser – «Перспективный высокоэнергетический твердотельный лазер») удалось разработать твердотельный лазер мощностью более 100 кВт. Он питается не за счет получения энергии от реакции химических веществ, которые занимают много места и которым требуются особые условия для хранения, а благодаря отбору электроэнергии, вырабатываемой двигателями самолетов, боевых машин и кораблей. По мнению директора программы лазерного вооружения армии США Брайана Стрикленда, мощности луча, создаваемого с помощью электричества, достаточно для уничтожения целей на поле боя.

Беспилотный летательный аппарат, пораженный лучом лазерного комплекса MATRIX.

Лазер Northrop Grumman состоит из цепей, каждый элемент которой излучает пучок энергии мощностью более 15 кВт. Вся система состоит из восьми лазерных цепей с четырьмя модулями усиления в каждой. Таким образом, суммарная мощность JHPSSL достигает 105 кВт.

Преимущества такой компоновки – достаточно компактные размеры и возможность генерировать мощный сфокусированный луч в течение длительного времени без ухудшения его качества. Лазер планируется использовать для защиты стационарных объектов, мобильных воинских частей, кораблей, самолетов и вертолетов, а также для нанесения высокоточных ударов по противнику с различных типов наземных, воздушных и морских платформ.

ВМС США проявили к детищу Northrop Grumman особенно пристальный интерес. Они заключили $98-миллионный контракт с корпорацией на создание опытного образца лазера морского базирования MLD (Maritime Laser Demonstration). В случае его успешного испытания, в чем мало кто сомневается, подобными установками планируется оснастить авианосцы, эскадренные миноносцы, литоральные и десантные корабли.

С твердотельными боевыми лазерами также успешно экспериментирует корпорация Boeing. Она заключила с Министерством обороны США $36-миллионный контракт на разработку демонстрационной модели мобильной лазерной установки HEL TD (High Energy Laser Technology Demonstrator). Этот лазер предполагается монтировать на базе четырехосного грузового автомобиля повышенной проходимости HEMTT. Его главным предназначением станет уничтожение ракет, артиллерийских снарядов и минометных боеприпасов противника на поле боя.


А так Skyguard должен работать.

К сожалению, в нашей стране работы по боевым лазерам и другим видам оружия направленной энергии не носят приоритетного характера. А ведь в 70-80-х гг. прошлого века Советский Союз, по утверждению зарубежных экспертов, значительно опережал в этой области и Соединенные Штаты, и другие западные страны. Создавались мощные лазеры наземного, воздушного и морского базирования. По словам советника Академии инженерных наук РФ Юрия Зайцева, уже в 1972 г. «мобильная «лазерная пушка» вполне успешно поражала воздушные цели». В 1977 г. ОКБ им. Бериева приступило к созданию на базе Ил-76МД летающей лаборатории А-60 по изучению распространения лазерных лучей в верхних слоях атмосферы. Впервые этот самолет поднялся в воздух в августе 1981 г. На А-60 был испытан боевой лазер. Он был предтечей американского ABL. После распада СССР работы по этой программе были прекращены.

На полигоне Сары-Шаган, что в пустыне Бетпак-Дала в Казахстане, в рамках программ «Терра» и «Омега» для стратегической противоракетной обороны страны отрабатывались лазеры большой мощности. Экспериментальные установки использовали различные системы лазеров и разные системы накачки рабочих тел. 10 октября 1984 г. один из лазеров Сары-Шагана задел своим лучом американский космический корабль Challenger, что вызвало сбои в деятельности его бортовых систем и жалобы экипажа на неприятные ощущения. В этой связи Вашингтон даже направил Москве протест. Но все это в далеком прошлом. Хотя Сары-Шаган формально подчиняется 4-му Государственному центральному межвидовому полигону РВСН, на нем давно ничего не испытывают. А его объекты превратились в свалку строительного мусора, где местные «сталкеры» за умеренную плату водят на экскурсии любителей экстремального туризма. Летом прошлого года в Сары-Шагане закрылся последний и к тому времени единственный КПП при въезде непосредственно на территорию полигона.


Цепь твердотельных лазеров корпорации Northrop Grumman.


Опытная установка высокоэнергетического твердотельного лазера.


По мнению западных экспертов, так должна была выглядеть советская зенитная лазерная установка.


Мощный лазер ПРО в Сары-Шагане. Версия составителей брошюры Пентагона Soviet Military Power.


Теперь развалины лазерных установок в Сары-Шагане – излюбленное место любителей экстремального туризма.
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    16 июля 2012 14:51
    Да тут американцы впереди планеты всей.Догнать их с отставанием в 30 лет и нынешним финансированием наверное в лучшем случае чрезвычайно трудно.А жаль такой задел забросили.