Военное обозрение

«Объект 490» с точки зрения защиты

40
«Объект 490» с точки зрения защитыПолноразмерный макет "Объекта 490", конец 80-х гг.

С конца восьмидесятых годов Харьковское конструкторское бюро по машиностроению (ХКБМ) прорабатывало различные варианты перспективных танков. Одной из самых интересных и смелых разработок того времени стал «Объект 490». Этот проект предлагал строительство танка необычного вида, характерной компоновки и особых характеристик. Рассмотрим эту машину с точки зрения мер по повышению уровня защиты.


Теория танка


В ходе НИОКР по теме «490» было проработано несколько вариантов архитектуры перспективного ОБТ – как классическую, так и несколько новых. Высокие характеристики обещала новая компоновка с разделением танка на несколько отсеков разного назначения. При этом корпус выполнили в форме горизонтального клина с наклонной крышей. Предлагалось разделить единый гусеничный движитель на две пары гусениц.

Танк новой архитектуры должен был отличаться повышенным уровнем устойчивости ко всем основным угрозам. Боевые качества планировалось повышать за счет автоматизированного боевого отделения и орудия увеличенного калибра. Новое необычное шасси позволяло повысить подвижность.

Защита компоновкой


Главной особенностью «Объекта 490» была необычная компоновка с разделением корпуса и башни на отсеки с разным оснащением и задачами. Предложенный вариант размещения агрегатов сам по себе позволял прикрыть наиболее важные элементы танка, а также защитить экипаж от основных угроз.

Носовой отсек, предлагалось отдать под размещение крупного топливного бака, разделенного продольными стенками. Броня и бак должны были прикрывать прочие отсеки, защищая их от основных угроз с носовых углов. Конструкция бака в случае поражения допускала потерю части топлива, но позволяла сохранить подвижность и боеспособность.

Позади топливного отсека и под башней помещалось моторно-трансмиссионное отделение. При такой компоновке двигатель и трансмиссия прикрывались броней, баком и башней. Все это снижало до минимума вероятность поражения и полной потери подвижности.


Компоновка машины. 1 - топливный отсек; 2 - МТО; 3 и 4 - боевое отделение; 5 - отсек экипажа

Боевое отделение разделялось на две части. Первая, включающая вооружение и часть автоматики заряжания, компоновалась в виде башни лафетной компоновки на крыше корпуса. Механизированная укладка боекомплекта и средства подачи выстрелов в башню помещались в собственном отсеке в корпусе, позади МТО. Как и двигатель, укладка имела максимально возможную защиту за счет нескольких факторов.

Для экипажа предусмотрели собственный отсек-капсулу в корме корпуса. Такое размещение капсулы фактически исключало поражение экипажа с передних углов. При атаке противотанкового средства, бьющего в танк из верхней полусферы, вероятность поражения капсулы тоже снижалась за счет ее уменьшенной площади. Обитаемый объем оснащался системой противоатомной защиты.

Таким образом, компоновка «Объекта 490» была оптимизирована с т.з. взаимного расположения агрегатов и с учетом наиболее вероятных угроз. При атаке с основных направлений, спереди и сверху, отсеки и агрегаты прикрывали друг друга, обеспечивая наилучшую защиту наиболее важных. Кроме того, обеспечивалась мощная защита экипажа.

Защита броней


Бронирование «Объекта 490» прорабатывалось с учетом защиты от бронебойных снарядов зарубежных 120-мм орудий. Предлагалось использовать комбинированное и гомогенное бронирование, а также блоки динамической защиты.

Верхняя лобовая деталь выполнялась заодно с наклонной крышей корпуса в виде комбинированной преграды с возможностью монтажа ДЗ. Также в составе лба использовалась стальная броня с ДЗ, прикрывающая топливный отсек. Крыша с наклоном 81° имела максимально возможную приведенную толщину и соответствующий уровень защиты. При всех преимуществах, такая крыша корпуса серьезно усложнила разработку погона для башни.

Защита экипажа обеспечивалась круговым бронированием кормового отсека и комбинированной защитой сверху. Кормовая стенка капсулы имела проемы для люков.


Лобовая часть башни тоже должна была получать комбинированную лобовую преграду. Крыша и борта выполнялись из гомогенной брони ограниченной толщины. Так, крыша башни с небольшим наклоном вперед имела толщину всего 50 мм – но значительную приведенную толщину при обстреле спереди.

Предлагалось использовать днище корпуса с дифференциальным бронированием, в т.ч. с комбинированными участками. Под наиболее важными отсеками и агрегатами находилось 100-мм днище, на других – от 20 мм.

Основные элементы бронекорпуса предлагалось выполнять в виде комбинированной защиты из двух листов стали с наполнителем между ними. Для сокращения заброневого действия осколков предлагалось комбинировать сорта стали. Внешние и средние элементы бронирования требовалось выполнять из стали высокой твердости, внутренние – средней твердости.

Металлическое бронирование планировалось дополнять динамической защитой. В восьмидесятых годах НИИ Стали разрабатывал новые типы подобных изделий, и с их помощью можно было усиливать бронирование танков. Применение брони и ДЗ позволяло не только защитить танк от современных угроз, но и обеспечить задел на будущее.

Защита подвижностью


Скорость и маневр являются одной из составляющих живучести ОБТ на поле боя. В проекте «490» эти факторы не только учитывались, но и являлись одними из ключевых. Именно с ними было связано создание особой силовой установки на основе двух силовых агрегатов, работающей с двумя гусеничными движителями.

При расчетной массе до 52-54 т «Объект 490» нуждался в силовой установке суммарной мощностью до 1450-1470 л.с. Наличие двух двигателей и двух трансмиссий не только обеспечивало работу четырех гусениц, но и в некоторой мере повышало живучесть. Поражение одного из силовых агрегатов не лишало танк подвижности.

Характеристики защиты


По расчетам, лобовая проекция «Объекта 490» действительно могла выдержать попадание существующих зарубежных бронебойных снарядов. Верхняя проекция корпуса имела стойкость к кумулятивным боеприпасам, эквивалентную 600 мм гомогенной брони. При этом крыша башни отличалась куда менее высокой стойкостью.

Макет вид сзади. Башня развернута

Впрочем, поражение башни не во всех случаях могло иметь фатальные последствия. В частности, единичное пробитие брони грозило лишь выведением из строя отдельных устройств боевого отделения и, в худшем случае, только одного блока силовой установки. После такого поражения танк сохранял подвижность и, возможно, боеспособность. Важно, что шансы экипажа выжить и сохранить здоровье повышались многократно.

Таким образом, как минимум на уровне теории перспективный танк имел существенные преимущества перед наличной техникой в области защиты и живучести. «Объект 490» мог бы вступать в бой с современными и перспективными ОБТ противника и подвергаться минимальному риску. Все это в известной мере должно было облегчить борьбу с бронетехникой противника и решение боевых задач.

На стадии макета


Разработка «Объекта 490» с характерными особенностями защиты завершилась в конце восьмидесятых годов. К этому времени ХКБМ изготовило целый ряд макетов и прототипов для отработки различных идей и решений. Итогом таких работ стало строительство полноразмерного макета ОБТ «490». Однако дальше проект не продвинулся.

В то время политическая и экономическая обстановка не способствовала дальнейшему развитию проекта и запуску серии. Из-за распада СССР перспективы многих проектов стали туманными. Дальнейшие события фактически поставили крест на «Объекте 490» и других разработках ХКБМ. Армия независимой Украины не интересовалась перспективными отечественными танками, а другие потенциальные заказчики отсутствовали.

Длительные и важные НИОКР дали реальный результат в виде массы наработок по разным темам, но большую их часть так и не удалось использовать на практике. Тем не менее, основные решения проекта «490» и сейчас представляют большой интерес, как с технической, так и с исторической точки зрения.
Автор:
Использованы фотографии:
Btvt.info, Bmpd.livejournal.com
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. антивирус
    антивирус 9 января 2020 18:19 Новый
    -4
    вот и новый металл от Азовсталь и Запорожья. ушел на экспорт с Окраины-танка не стало
    1. Chaldon48
      Chaldon48 9 января 2020 20:31 Новый
      +5
      Если бы не стало только танка, жизнь таких как я инженеров и других работников среднего звена полетела вверх ногами.
      1. антивирус
        антивирус 10 января 2020 08:06 Новый
        -1
        я поимню результаты референдума о независимости окраины--куда Вы смотрели? получите и не плачьте( если Вы изХарькива)
        за то узнали сколько пар ботинок( без коробок) умещается в клетчатом синем бауле-сумке
  2. Klingon
    Klingon 9 января 2020 18:24 Новый
    +6
    очень интересный проект, как будто из какого нибудь фантастического шутера постапокалиптической эпохи, жаль что так и не дошло до какого нибудь реального прототипа((
    1. Shurik70
      Shurik70 9 января 2020 19:05 Новый
      0
      Или наоборот - хорошо что не дошло.
      Если бы украинские власти смогли бы поставить производство таких танков на импорт (а такая компоновка могла оказаться весьма удачной и привлекательной), то могло бы и сохранить производство от развала к моменту гражданской войны. И тогда Донбассу было бы тяжелее.
    2. ШУРУМ -БУРУМ
      ШУРУМ -БУРУМ 9 января 2020 20:09 Новый
      0
      При атаке противотанкового средства, бьющего в танк из верхней полусферы...,
      О том, что скоро придет хитрый Джавелин, оказывается, нашим было известно еще в конце 80-х. И что?
    3. Акс Мэтт
      Акс Мэтт 11 января 2020 00:53 Новый
      +1
      В серии компьютерных игр "HALO" есть подобный(не подсмотренный ли...?) танк "Скорпион". Очень похож, но, как всегда, по-западному массивен. А в третьей части НФ-романа "СЕМЬ ДНЕЙ БУДУЩЕГО", так там вообще наши на похожем танке "Тарантул" раскатывают... https://ridero.ru/books/sem_dnei_budushego/
      Уверен, что эта концепция - будущее танкостроения. Ведь на сегодняшний день на масса-габаритные характеристики бронетанковой техники влияют таковые у средств доставки - Ж/Д платформы и транспортные самолёты. Модульность - решение проблемы...! good
  3. Mavrikiy
    Mavrikiy 9 января 2020 18:27 Новый
    +4
    Интересно, тем более при таких углах наклона брони.
    Компоновка танка - фейерверк идей, частью реализованных сегодня.
    1. DRM
      DRM 9 января 2020 19:43 Новый
      -2
      Цитата: Mavrikiy
      Интересно, тем более при таких углах наклона брони.
      Компоновка танка - фейерверк идей, частью реализованных сегодня.

      Скоро ждите в Китае((
    2. Sergey_G_M
      Sergey_G_M 10 января 2020 04:48 Новый
      +2
      Фейерверк идей да, жизнеспособные ли это идеи - по большей части нет.
      У машины нет поворотной башни, а это сильно отрицательно отразится на ведении боевых действий на пересеченной местности и особенно в городе.
      Да и вообще идея безбашенного танка не очень, а эту машину более правильно все таки классифицировать как ПТ САУ на которую возложили еще и танковые задачи.
      1. garri-lin
        garri-lin 10 января 2020 08:33 Новый
        +2
        Башня таки есть.
        1. Sergey_G_M
          Sergey_G_M 10 января 2020 15:36 Новый
          +3
          Посмотрите на разрез машины, при таком наклонном расположении башни углы возвышения орудия при повороте на борт будут примерно 15 градусов, на корму 30, а углов склонения практически нет, плюс к этому по компоновке видно что орудие заряжается только при развороте орудия вперед.
          Т.е. формально башня есть, а вот фактически она работать не будет (скорее всего горизонтальный сектор ограничен примерно +/- 45 градусов).
          1. Canecat
            Canecat 10 января 2020 17:28 Новый
            +1
            Поддержу, тактику применения даже взвода таких машин, пришлось бы переписывать заново. Откровенно, не понимаю в данном случае смысла вращения башни на 360 градусов. Разве что угол возвышения орудия в гордских условиях и горах даст плюс, при чем сомнительный.
          2. garri-lin
            garri-lin 10 января 2020 19:07 Новый
            0
            Про углы полностью согласенн. А про заряжение там всё сложней. Вроде в башне должен был быть МЗ или АЗ с небольшим количеством выстреллов. Плюс в корпусе боеукладка которая этот МЗ дозаряжала. Танк в общем плод творения более чем сумрачного гения. Непонятно зачем это все было. Но башня у него таки была.
      2. Mazuta
        Mazuta 11 января 2020 12:11 Новый
        0
        посмотрите все картинки...повнимательнее
  4. illi
    illi 9 января 2020 19:03 Новый
    0
    Танк очень интересен. Конечно много перемудрили. 4 гусянки конечно в топку. 2 движка туда же. ну а дальше готовая скорей всего наиболее дешевая и защищеная платформа под любые задачи. Ставь легкую башню, убирай боевое отделение и готов тяжелый БМП.
    Вобщем конструкторов немного не туда занесло, они упирали на иновационность и старались по максимуму все сделать сложным(более защищенным). А у этой схемы и так защита неплоха, если еще сделать упор на дешевизну и ремонтопригодность, цены такому танку не будет.
    Только вопрос а как у него с ремонтом двигателя? Откуда лезть и как снимать?
    1. Комментарий был удален.
  5. Klingon
    Klingon 9 января 2020 19:09 Новый
    -1
    Цитата: Shurik70
    Или наоборот - хорошо что не дошло.
    Если бы украинские власти смогли бы поставить производство таких танков на импорт (а такая компоновка могла оказаться весьма удачной и привлекательной), то могло бы и сохранить производство от развала к моменту гражданской войны. И тогда Донбассу было бы тяжелее.

    да не смогли бы, не переживайте! вон боксёр ( или молот?) тоже там же делали на ХКБМ, даже прототип был со 152мм хоботом, вы где-то видели к свидомых такие танки или что то похожее? только Т-64 на которых кучу коробок навесили и назвали Булат
  6. knn54
    knn54 9 января 2020 20:10 Новый
    +1
    Если применить ствол пушки для забора воздуха ОПВТ ( высота подъема 4,6 метр), то танк получал прекрасную возможность по преодолению водных препятствий.
  7. Mordred79
    Mordred79 9 января 2020 20:28 Новый
    +5
    Была уже статья с полгода назад об этом шушпанцере, кто-то из сотрудников завода написал, что это фейк
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 10 января 2020 04:34 Новый
      +3
      3д-шные фантазии на тему помеси шведских сочленёнок и непонятно чего, "Фиксики" и то правдоподобнее.
  8. opus
    opus 9 января 2020 20:30 Новый
    +7
    Цитата: Рябов Кирилл
    «Объект 490» с точки зрения защиты
    (1)
    начало 2020.
    Цитата: Рябов Кирилл
    Танки без будущего. Смелые технические решения и отсутствие перспектив

    29 апреля 2019


    Цитата: Юферев Сергей
    Объект 490. Советская «Армата»
    (2)

    18 ноября 2018
    Зы. если посмотреть статьи (1) и (2) создаётся такое лёгонькое впечатление, что Юферев Сергей и Рябов Кирилл есть одно и тоже лицо, ну по крайней мере братья или клоны.
    wink
    Цитата: Юрий Апухтин
    Миф о создании в СССР самого мощного в мире танка

    31 октября 2018

    Цитата: Илья Легат
    «Объект 490». СССР мог создать самый мощный в мире танк

    30 октября 2018

    /дальше лень/
    Считаю,что тема "объекта 490" ещё не раскрыта полностью.
    good
    1. Симаргл
      Симаргл 10 января 2020 06:19 Новый
      +4
      Цитата: opus
      Считаю,что тема "объекта 490" ещё не раскрыта полностью.
      Уже писал, в предыдущих статьях, что эта конструкция - пурга несусветная.
      То, что это так указывает ещё один "прикол": посмотрите как нарисованы снаряды: во-первых, они унитарные (что странно, как минимум, для 125 мм, а для 152 мм - тем более), во-вторых, судя по расположению снарядов, для заряжания нужно подать пушку на линию заряжания, для чего её нужно не просто поднять, но и повернуть башню. Дикость.
      Автор переиграл в WoT, где его торкнуло с Strv 103.
      1. opus
        opus 10 января 2020 14:22 Новый
        0
        Цитата: Симаргл
        Автор переиграл в WoT,

        Блин я тоже, похоже на новогодних переиграл.
        Ну уж больно девчёнки сымпатишные

        особливо наша снегурка
        1. Симаргл
          Симаргл 10 января 2020 17:57 Новый
          0
          Цитата: opus
          Блин я тоже, похоже на новогодних переиграл.
          У меня только на смарте, но на работе интернет не позволяет.
          На нубуке Линукс и встроенная видеокарта - не способствует играм.
      2. prodi
        prodi 10 января 2020 17:26 Новый
        0
        да не такая уж и тухлая концепция: двигатель один, на обе звёздочки; экипаж спереди, по типу Арматы; боевое отделение полностью съезжает назад
        1. Симаргл
          Симаргл 10 января 2020 18:08 Новый
          0
          Цитата: prodi
          не такая уж и тухлая концепция: двигатель один, на обе звёздочки
          Нет. Здесь дикий тухляк:
          Цитата: Объект 490. Советская «Армата»
          Силовая установка «Объекта 490» должна была включать в свой состав два одина¬ковых двигателя (на макете двигатель 5ТДФ, в перспективе планировалась установка двух – 4ТД). Трансмиссия танка с гидрообъемной передачей позволяла регулировать величину мощности, передаваемой на каждый гусеничный обвод.
          Стопорят одну гуслю и бесполезность этой замысловатой конструкции резко зашкаливает (при том, что при полностью исправной конструкции - надёжность так себе).
          Цитата: prodi
          экипаж спереди, по типу Арматы;
          Экипаж в... там же, где и у СУ-76М
          Цитата: Объект 490. Советская «Армата»
          5 — отсек экипажа

          Цитата: prodi
          боевое отделение полностью съезжает назад
          В середине, погон башни под наклоном, карусель с боеукладкой неподвижна, т.е. скорострельность сильно зависит от угла поворота башни: она должна стать на линию подачи снаряда, зарядиться, и вернуться на линию стрельбы. Стрельба назад... только в режиме гаубицы
          1. prodi
            prodi 10 января 2020 18:55 Новый
            0
            не понял, что не так с "условно" блокируемым дифференциалом между двумя внутренними звёздочками на сторону? Т.е. после перебития передней гусеницы, вполне можно двигаться, почти штатно, в любом направлении.
            Во-вторых, все звёздочки имеют размер катков и полностью выполняют их функцию (оставляя длину и вес машины в разумных пределах)
            Размещение БО сзади позволяет без оглядки на первоначальные эскизы, сделать всё как надо в существующих технологических возможностях
            1. Симаргл
              Симаргл 10 января 2020 19:16 Новый
              0
              Цитата: prodi
              Т.е. после перебития передней гусеницы, вполне можно двигаться, почти штатно, в любом направлении.
              Т.е. катки зарываться не будут, сама гусля мешать не будет?

              Цитата: prodi
              Во-вторых, все звёздочки имеют размер катков и полностью выполняют их функцию
              Нет. На фото "концепта" - стандартный недонабор : ленивец, ведущее колесо и три!!! опорных (6 на борт)...

              Цитата: prodi
              Размещение БО сзади позволяет без оглядки на первоначальные эскизы, сделать всё как надо в существующих технологических возможностях
              Это Ваши измышлизмы. В схеме "концепта" всё так: экипаж сзади.
              1. prodi
                prodi 10 января 2020 19:47 Новый
                0
                ну, после перебития гусеницы, надо бы, будет, сдать назад до её размотки.
                Что же до всего остального, то концепт совершенно сырой, и даже надобность в четырёх гуслях сомнительна, учитывая масштабы и практику применения бронетехники сегодня
                1. Симаргл
                  Симаргл 10 января 2020 20:03 Новый
                  +1
                  Цитата: prodi
                  Что же до всего остального, то концепт совершенно сырой
                  Там всё - бред, а не сырое.
                  1. Mazuta
                    Mazuta 11 января 2020 12:22 Новый
                    +1
                    а для начала попробуем добраться до коробки и двигателя (пусть даже оппозитного, пусть даже в моноблоке с ГМТ и ГоМП...)
                    Лучше в "Тигре" КП поменять...
                    1. Симаргл
                      Симаргл 11 января 2020 18:52 Новый
                      0
                      Цитата: Mazuta
                      а для начала попробуем добраться до коробки и двигателя
                      Фигня "война": башню выдрал - всё как на ладони. Правда, там должны быть оппозитники цилиндров по 40 (за то - плоские).
        2. Mazuta
          Mazuta 11 января 2020 12:16 Новый
          0
          прочитайте внимательнее...два двигателя и две трансмиссии!
          более "нетухлая концепция" была бы "сочлененка", а так-бред...
  9. 75Сергей
    75Сергей 9 января 2020 20:58 Новый
    -1
    Баловство, поиск идеи, полет мысли конструктора, но в данном виде у него не было шансов, тем более, что по танкам нынче лупят во всех проекциях.
  10. Bersaglieri
    Bersaglieri 9 января 2020 22:05 Новый
    +6
    "И снова откопали стюардессу...". Этот концепт, появившийся несколько лет назад в виде рендера на альтернативно-историческом ресурсе, никогда не существовал в реальности.
    1. Иван Пчелин
      Иван Пчелин 9 января 2020 23:42 Новый
      +2
      Так что, Рябов-Юферев -- фантаст?
      1. Bersaglieri
        Bersaglieri 10 января 2020 14:13 Новый
        +2
        Да. Так же, как и Шитяков на авиафоруме, лет 15 назад (со "стелс-вертолетами" на базе Ми-24ВП)
  11. tank-master
    tank-master 10 января 2020 00:40 Новый
    +5
    Это не проект 490... это просто больное воображение автора и около танковых экспертов.
  12. svp67
    svp67 10 января 2020 07:03 Новый
    0
    Это более на противотанковую или штурмовую САУ похоже, чем на Танк.
    Разделение гусеничного двигателя и использование двух двигателей это конечно интересно, но на сколько это решение уменьшало площадь контакта гусеницы и увеличивало давление на грунт, а значить снижало проходимость?
  13. CruorVult
    CruorVult 10 января 2020 07:18 Новый
    +5
    В том году на эту тему писал Юрий Апухтин.

    "В статье описывается, что как будто бы в ХКБМ им. Морозова в 80-е годы разрабатывался двухбашенный танк с двумя двигателями и четырьмя гусеницами и экипажем два человека. В это время в КБ мы разрабатывали перспективный танк «Боксер», и о никаком бвухбашенном чуде никогда не слышали. Человек, написавший эту статью, слабо представляет, что такое танк. Как можно проектировать танк, в котором на одном уровне две башни? Как обеспечить круговое обметание основной пушки?"

    https://topwar.ru/149092-mif-i-sozdanii-v-sssr-samogo-moschnogo-v-mire-tanka.html

    Но сетевые хомяки не унимаются.