Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" выдала первый ток на Чукотке

64
Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" выдала первый ток на Чукотке

Первая в мире плавучая атомная электростанция "Академик Ломоносов" начала работу на Чукотке и выдала первый ток. Об этом сообщает пресс-служба концерна "Росэнергоатом".

19 декабря 2019 года в городе Певеке (Чукотский автономный округ) плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭ) выдала первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского узла Чукотского автономного округа

- говорится в сообщении.



В пресс-службе пояснили, что в 2020 году ПАТЭС предстоит подключить к тепловым сетям Певека и сдать в промышленную эксплуатацию. В перспективе она должна заменить выводимые из эксплуатации генерирующие мощности Чаун-Билибинского энергоузла - Чаунскую ТЭЦ в г. Певеке и Билибинскую АЭС в г. Билибино.

Напомним, что ПЭБ (плавучий энергоблок) "Академик Ломоносов" прибыл на Чукотку 10 сентября этого года, выйдя из Мурманска 23 августа и преодолел 2640 миль (4888 км) до города Певека Чукотского автономного округа.

Плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" проекта 20870 - головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Одна плавучая атомная теплоэлектростанция может обеспечить электроэнергией город с населением в 100 тысяч человек. На нем установлено два водо-водяных реактора КЛТ-40С с электрической мощностью до 35 мегаватт каждый, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии.

В настоящее время Росатом уже работает над 2-м поколением ПАТЭС – оптимизированным плавучим энергоблоком, который будет меньше и мощнее своего предшественника. Он будет оснащаться 2 реакторами типа РИТМ-200M общей мощностью 100 МВт.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +37
    19 декабря 2019 12:45
    Приятно читать такие Новости! good Приятно осознавать, что в Атомной энергетике - Россия является Лидером!
    1. +10
      19 декабря 2019 13:23
      Это просто замечательное событие. что все это происходит, в плановом порядке, в запланированное время. Без постоянных переносов "вправо"
      1. +1
        19 декабря 2019 18:26
        Ну с переносами "вправо" данный энергоблок все в полной мере пережил - от проекта до закладки время прошло очень много!
        Другое дело, что на производственном этапе действительно все прошло с минимальными задержками - вот это здорово и не может не радовать!!
        В общем, тут есть реальный повод порадоваться за конкретное дело!
        Ну и поздравить всех причастных с отлично выполненной работой!!!
    2. +4
      19 декабря 2019 13:28
      Кораблям желают семь футов под килем... А что пожелать плавучей электростанции? Мегават и мегават в кабелях и стабильного напряжения?))))
      1. +8
        19 декабря 2019 14:07
        А Чукотке - надежного тепла и света! hi
      2. +4
        19 декабря 2019 16:16
        ПАТЭС необходимо пожелать надежной и безопасной эксплуатации. А руководству "Росэнергоатома" желаю, чтобы всегда помнили о приоритете безопасности над экономическими факторами.Остальное (мегаватты, стабильное напряжение и т.д.) приложится!)) winked
      3. +3
        19 декабря 2019 18:23
        Именно! И стабильной и безаварийной работы!!
    3. +1
      19 декабря 2019 16:04
      Цитата: ЗВЕРОБОЙ
      Приятно читать такие Новости! good Приятно осознавать, что в Атомной энергетике - Россия является Лидером!

      =====
      good А еще ПРИЯТНЕЕ - ОСОЗНАВАТЬ (!), что не просто "лидером является" (!) Но и идет ВПЕРЕД!!!
      P.S. Ох и ОГРОМНЫЙ ЗЕМНОЙ ПОКЛОН (!) ТЕМ кот ЭТО СДЕЛАЛ!!!
      Ребята - ВЫ - ЛУЧШИЕ!!!!!
  2. +6
    19 декабря 2019 12:48
    Если НАДО, НАДО делать.
    Вопрос не только в цене, вопрос к необходимости!
    1. +11
      19 декабря 2019 13:02
      Если НАДО, НАДО делать.

      А тут без вариантов. Если осваивать Арктику- НАДО.
      Сейчас любая стройка начинается с подвода электроэнергии.
      1. +5
        19 декабря 2019 13:18
        Цитата: bk316
        Сейчас любая стройка начинается с подвода электроэнергии.

        В условиях севера, ОБОГРЕВ, это жизненно необходимое!
        Короче, такой комплексно обеспечивающий АГРЕГАТ, там в самую масть!
        Тяжко, что мало НАС, но если обеспечивать всем чем надо далёкие, важные объекты, с помощью автоматизации (а это повышенный расход электроэнергии в первую очередь) можем вытянуть! А севером мы только прирастать, богатеть будем!!! Не в прямом смысле богатеть, конечно, но надежда умирает последней.
      2. +6
        19 декабря 2019 13:22
        Физический пуск плавучей АЭС
        1. -3
          19 декабря 2019 18:37
          Для апокалипсиса пойдёт...ой, для холодной русской действительности...
  3. +6
    19 декабря 2019 12:49
    Новость хорошая, лишь бы не вышло как всегда -цены за электроэнергию не полезли резко вверх! Просто один пример, моя Ростовская область! Куча всяких электростанций, 3блока атомной станции работают, но. ..директор АЭС нашей был в шоке оттого что отпускная цена выростает в разы пока энергия доходит до потребителей! 3-ий блок нашей АЭС отключен, ибо годовой план по выроботке энергии выполнен, блок будет стоять нерабочий, а цены и не на копейку не упали -наоборот, только растут!
    1. -2
      19 декабря 2019 13:14
      Цитата: Бережливый
      3 блока атомной станции работают, но. ..директор АЭС нашей был в шоке оттого что отпускная цена выростает в разы пока энергия доходит до потребителей
      Вы живете при капитализме, и капиталисту безразлично кому и продавать, что ростовчанам, что немцам, цена для всех одинакова.
    2. +7
      19 декабря 2019 13:25
      Цитата: Бережливый
      3-ий блок нашей АЭС отключен, ибо годовой план по выроботке энергии выполнен, блок будет стоять нерабочий, а цены и не на копейку не упали -наоборот, только растут!

      Да ваше АЭС продаёт электроэнергию за 1 руб.30 коп. но электроэнергия напрямую к домам граждан с Ростовской АЭС или Новочеркасской ГРЭС не поступает. Генерирующие компании, согласно законам, выставляют произведённую энергию на оптовый рынок. Там её покупают сбытовые компании, которые и продают её потом населению и бизнесу. БИЗНЕС и ничего больше, капиталист должен получать прибыль. Поэтому 1 киловатт электроэнергии, который нельзя почувствовать на ощупь ( за провод не берись убьёт) просто виртуально перепродают через несколько фирм, и каждая имеет навар, а ваш кошелёк уменьшается. Вот вам простой "Ликбез".
      1. +3
        19 декабря 2019 13:35
        Так и требуют убрать этих посредников -перекупщиков! Иначе говоря, халявщиков! !!
        1. +2
          19 декабря 2019 14:34
          что бы АЭС вам на прямую продавало энергию? вы это себе простите как представляете? им надо еще сети обслуживать и заодно прямой реализацией заниматься?) посредников много спору нет. только их можно чуточку сократить но уж точно не убрать полностью.
          1. +1
            19 декабря 2019 14:54
            Цитата: carstorm 11
            посредников много спору нет. только их можно чуточку сократить но уж точно не убрать полностью.

            Должно быть так ( когда то было). Станция + сеть + посредник. И всё в одном экземпляре.
      2. 0
        19 декабря 2019 17:11
        Поэтому 1 киловатт электроэнергии, который нельзя почувствовать на ощупь ( за провод не берись убьёт) просто виртуально перепродают через несколько фирм, и каждая имеет навар, а ваш кошелёк уменьшается. Вот вам простой "Ликбез".
        И за счет потерь на трансформацию и передачу по сетям до потребителя от 1квт выработанного электростанцией в худшем случае(удаленность.плохие сети)процентов 50 дойдет.
        1. +3
          19 декабря 2019 19:18
          Не могу представить такую теоретическую ситуацию в худшем случае, чтобы доходило 50 %. Даже если вы потребляете эл.энергию перетоков между регионами протекающую по линиям 500 кВ. В зависимости от загрузки сети и качества эл.энергии потери могут быть 1-3% (большую часть времени) до 4-15% (некоторое время в году/месяц/сутки в зависимости от состояния сети и вашего местоположения относительно нее/точки подключения).
          Предположим вы правы и этот "виртуальный бедолага" некоторое время/большую часть суток потребляет эл.энергию с потерями 50 %. То есть в доме у этого ВБ напряжение менее 120 В-130 при положенных 220-230 В, и при этом у него все оборудование работает/потребляет исправно, освещение плохонько, но освещает, холодильник плохо, но охлаждает, эл.чайник........, то есть происходит нормальное потребление энергии несоответствующего качества! Фантастическая картина и если учесть, что при повышении напряжения до нормы 220-230 В все работает, но несколько лучше)))).
          Практически несколько раз в году/месяц в различных точках сети (произвольный участок сети) происходят короткие замыкания (КЗ) и в те несколько секунд / долей секунд, пока не произошло отключение поврежденного участка от действия, защит потери эл.энергии текущей в точку КЗ могут и превышать 50%.
          1. 0
            20 декабря 2019 18:01
            Посчитайте КПД трансформаторов и удельное сопротивление проводников.А трансформаторов для преобразования 500кв в 0.4кв нужно минимум 3.
            1. 0
              22 декабря 2019 18:07
              Пересмотрел справочники, больших отличий в том что написал нет, при 3-4 ступенях трансформации потери могут быть от 3,5 до 15% с учетом потерь в линиях. Возможен и тяжелый вариант, на садовом участке или в деревне, если находитесь в конце линии, проблемы в часы пиковых нагрузок до 20-25%. При потерях выше 20-25 % качество эл.энергии таково, что её невозможно нормально использовать без специальных стабилизаторов напряжения. Не знаю откуда Вы подчерпнули такие знания, единственное, что попалось на глаза, КПД для трансформаторов до 1 кВА 50-90% в зависимости от мощности трансформатора и его загрузки. Навскидку из памяти для тр-ра 25 кВА 3-3,5%, 1600 кВА - 1,2-1,5%, для более 10 МВА менее 1 %.
              С уважением! hi
    3. +4
      19 декабря 2019 14:13
      Цитата: Бережливый
      Новость хорошая, лишь бы не вышло как всегда -цены за электроэнергию не полезли резко вверх!

      Ну уж всяко дешевле, чем, как раньше, солярку в бочках завозить и уголь на баржах. Этими пустыми бочками до сих пор весь Север завален.
      1. 0
        19 декабря 2019 14:35
        Степан hi согласен, но электроэнергия напрямую без всяких спикулей вышла бы много дешевле! !
        1. +2
          19 декабря 2019 15:09
          Напрямую это как? Мини - реактор в кладовке, турбогенератор на кухне? Кроме генерации есть еще распределение и доставка электроэнергии.
        2. +1
          19 декабря 2019 16:37
          Цитата: Бережливый
          электроэнергия напрямую без всяких спикулей вышла бы много дешевле!

          Я вот тоже не понял, как это "напрямую"? Куда уж "прямее": плавучая АЭС - потребитель на Чукотке. Где там ваши "спикули" опять встряли? request
    4. -1
      19 декабря 2019 14:55
      Просто один пример, моя Ростовская область!

      Это у вас там соцнорму ввели?
      1. +2
        19 декабря 2019 15:30
        Это у нас такой бардак во всем, всего навсего! !!
    5. +1
      19 декабря 2019 16:29
      Прошу прощения, но вынужден сделать пару замечаний.1.Цена за электроэнергию, отпускаемую генерирующими мощностями,и цена электроэнергии у конечного потребителя будет всегда отличаться в "пользу" последней,т.к. есть вполне объективные факторы : потери при доставке (до 17%), обслуживание сетей, наличие посредников и т.д. 2. 3-й блок РоАЭС отключен не потому что годовой план-график выполнен,а потому что пришло время его планово-предупредительного ремонта.3Директор РоАЭС не знал какая разница в ценах?..."Ироничная улыбка"
    6. +2
      19 декабря 2019 16:34
      Цитата: Бережливый
      3-ий блок нашей АЭС отключен, ибо годовой план по выроботке энергии выполнен, блок будет стоять нерабочий, а цены и не на копейку не упали -наоборот, только растут!


      Уважаемый, 3-й блок отключен не по причине выполнения плана, а по причине того, что он, в соответствии с графиком, выведен в ППР (плановый предупредительный ремонт). Перевыполнение плана наоборот - благо, к которому станции стремятся!
  4. +5
    19 декабря 2019 13:03
    В добрый путь.Таких станций нам надо ох как много.
    1. +4
      19 декабря 2019 13:41
      Цитата: НЕКСУС
      В добрый путь.Таких станций нам надо ох как много.

      Как то так. Учитывая то, какой интерес проявляется к развитию Севморпути, это потянет за собой развитие портовой и транспортной инфраструктуры, вдоль побережья. Для всего этого и мегаватт потребуется немало.
  5. +5
    19 декабря 2019 13:05
    Однозначно новость отличная! Электричество наш новый господин!
  6. +4
    19 декабря 2019 13:12
    Вотэто я понимаю,дело good побольше б таких успехов,глядишь и на лад пошло б все.
  7. +5
    19 декабря 2019 13:20
    Тут с коллегами общались, штука удивительная, конечно. Знаете что самое главное? Сошлись во мнении, что «Ломоносов» как кузница кадров станет.

    P.S. Эх, нам бы в авиацию чуть больше денег. Завидую по доброму «полярникам» :)
  8. +3
    19 декабря 2019 14:03
    В перспективе она должна заменить выводимые из эксплуатации генерирующие мощности Чаун-Билибинского энергоузла - Чаунскую ТЭЦ в г. Певеке и Билибинскую АЭС в г. Билибино.
    Только вот заменить не сможет, к сожалению. Кстати Билибинская АЭС обогревает город Билибино, и других источников тепла у нас просто нет. А что касается электроэнергии, золото-медное месторождение Песчанка(3 в мире по запасам меди) только оно одно будет потреблять примерно 200-250 Мвт, а сколько дает Академик???? И кстати, от "плавучки" еще даже ЛЭП не протянули до Билибино, ни кто не берется делать.
    1. -3
      19 декабря 2019 14:41
      Ну вот и не переживайте раньше времени.
      Проработает ваша АЭС сколько надо.
      Цитата: "Когда будут бить - будете плакать".
      1. +1
        20 декабря 2019 01:03
        Проработает ваша АЭС сколько надо.
        Первый блок остановлен в 2018, после его обследования будет вынесено заключение по эксплуатации остальных блоков до 23 года.
    2. -1
      19 декабря 2019 15:51
      третий тендер был?
      1. 0
        20 декабря 2019 01:01
        третий тендер был?
        идет вроде еще.
    3. 0
      19 декабря 2019 17:52
      Цитата: 72jora72
      И кстати, от "плавучки" еще даже ЛЭП не протянули до Билибино, ни кто не берется делать.

      Выходит будет стоять АЭС, если потребителей нет ?
    4. +1
      19 декабря 2019 20:28
      Основным источником электроэнергии для Песчанки предусматривается Усть-Среднеканская ГЭС, куда собираются тянуть ЛЭП-220.
      1. 0
        20 декабря 2019 01:00
        Основным источником электроэнергии для Песчанки предусматривается Усть-Среднеканская ГЭС, куда собираются тянуть ЛЭП-220.
        Власти Магаданской области заявили что в связи со строительством еще двух(2) золотодобывающих рудников (а в этом году область вышла на первое место в России по добыче золота) электроэнергия будет затребована ими самими, большого перетока электроэнергии не будет, это раз. А во вторых все повторяется как и с ЛЭП Певек-Билибино, нет желающих бить линию.
        1. 0
          20 декабря 2019 02:50
          Посмотрел программу развития электроэнергетики Магаданской области на 2019-2023 годы, утвержденную 8 мая 2019. Там предусмотрено строительство ЛЭП-220 до Оротукана с последующей выдачей до 140 мегаватт в сторону Чаун-Чукотского энергоузла.
  9. 0
    19 декабря 2019 14:19
    Отличное технологическое решение - плавучая АЭС! И никаких проблем с охлаждение реактора, воды то полно)))
  10. Uhu
    -1
    19 декабря 2019 15:24
    Ну вот и с электрификацией Крайнего Севера разобрались... МогЁм! winked
    Это вам не ржавые кастрюли Маска - ме-едленно спустились с холма... feel
    1. 0
      19 декабря 2019 19:22
      Впервые судно плавучий ядерный реактор Sturgis использовалось в США для обеспечения энергией Панамского канала(1968 – 1975)
      1. Uhu
        +1
        19 декабря 2019 19:28
        Фактически неработоспособно. В рабочем режиме не использовалось, но быстро вышло из строе, курите матчасть. А тут - рабочий реактор, не опытная моделька
  11. -3
    19 декабря 2019 16:36
    Ну вот за это можно крикнуть троекратное Ура !!! drinks
    Это огромный шаг в освоении Арктики ..Спасибо нашим ученым атомщикам и корабелам ! Дешевая элэнергия в этих суровых условиях и это ключ к освоению огромных богатств Крайнего Севера России !
  12. 0
    19 декабря 2019 16:39
    Вот это хорошая новость!
  13. 0
    19 декабря 2019 17:23
    А силами ПВО и ОВРа его прикрыли ? А то будет вам второй Норд-Ост...
  14. 0
    19 декабря 2019 17:59
    Хорошая новость.
  15. +2
    19 декабря 2019 21:31
    Павловское месторождение свинцово-цинковых руд на Южном острове Новой Земли обещали начать разрабатывать в 2019 году с постройки ГОКа, причём обещания подписывал "Росатом". Ждём такой же пароход на Южный остров, без него ГОК не построить.
  16. 0
    19 декабря 2019 23:36
    Хорошая новость. Действительно полезное и нужное дело
  17. +2
    20 декабря 2019 00:38
    Перед тем, как восторгаться этим агрегатом, предлагаю подумать, как его ремонтировать. Каждое судно положено раз в 5 лет поднять в доке, провести дефектацию визуальным осмотром и прозвонкой ультразвуком, вырезать негодные листы и приварить новые, проверить арматуру, и провести прочие увеселительные мероприятия продолжительностью 2-3 месяца. Теперь смотрим, станция в Певеке, ближайший док где? В Петропавловске-Камчатском вряд ли, значит Владивосток? Тащить буксирами её туда месяц, при самой благоприятной погоде. И обратно столько же. Навигация на севере короткая, за сезон не успеют. То есть на год она выпадает из работы. Кто в это время будет город греть и электричество давать?
    1. 0
      20 декабря 2019 03:22
      А оно подведомственно министерству транспорта? РМРС занимается только теми судами, которые подведомственны Минтрансу.
      1. +1
        20 декабря 2019 07:15
        Коррозия не спрашивает, кому подведомствено судно.
        1. 0
          20 декабря 2019 07:59
          Плавучие буровые платформы тоже загоняют в доки? Или есть другие процедуры контроля?
          1. +1
            20 декабря 2019 13:39
            Не знаю, я к ним не имею никакого отношения. Моя епархия - транспортные суда.
            Плюс ещё такой момент с этой станцией. Поскольку она стоять на месте будет - будет больше ржаветь. Работающие суда меньше гниют, практика показывает. Не знаю почему, скорее всего движущийся поток воды вдоль корпуса как-то замедляет реакции окисления. Кроме того, на ходящем судне листы ржавеют равномерно, а на стоящем судне - язвами.
            И ещё, эта станция будет сливать вокруг себя очень много горячей воды с охлаждения конденсаторов. То есть вода у борта будет тёплая и насыщенная кислородом. А это опять же что? Усилит реакции окисления железа.
            У меня был опыт, мы восстанавливали пароход после 5 лет отстоя в незамерзающей заливчике рядом с крупной ГРЭС. В пресной воде, не в море. У босса глаза на лоб полезли, когда я к нему пришёл с дефектацией, где под замену написали больше 10% веса корпуса. Наружной обшивки там порядка половины было. В сквозные язвы палец пролезал. Я у капитана спросил: ты как до дока-то дошёл??? Говорит балластные насосы работали почти постоянно, по одному по очереди.
            1. 0
              20 декабря 2019 15:22
              Вполне верю. По проекту применена электрохимическая защита. Вроде эта контора занималась.
              http://www.crism-prometey.ru/science/nonmetallic/corrosion-protection.aspx
              Плюс ледостойкое лакокрасочное покрытие.
              1. +1
                20 декабря 2019 15:55
                Да, протекторная и активная защиты - это хорошие штуки. И они даже сильно замедляют коррозию. Но не останавливают. И есть участки, которые ей не покрыты, их тоже надо контролировать.
                1. 0
                  20 декабря 2019 17:11
                  Конечно. Ну вот, к примеру, нормативный документ Речного регистра говорит о том, что обследование подводной части ПБУ производится водолазами сертифицированной организации , с применением телевизионной и фото съёмки, инструментальных средств раз в 10 лет. Думаю, здесь будет что-то похожее.
                  1. +1
                    20 декабря 2019 18:20
                    Не смотрел в тот раздел регистра, он как-то не по моей теме. К самоходным судам там строже - раз в 5 лет, хочешь/не хочешь, но поднимай. Водолазы не катют.
                    Плюс ещё если судно работает в море, то в середине 5-летнего срока промежуточный подъём, с освидетельствованием подводной части корпуса, опрессовка ДЗА и дефектацию ВРК.