Российские планы на исследование планет

Последние два месяца прошлого 2011 года были отмечены неприятными событиями вокруг автоматической межпланетной станции (АМС) «Фобос-Грунт». Многообещающий космический аппарат стал жертвой неполадок разгонного устройства, вследствие чего остался на низкой околоземной орбите, а потом и сошел с нее. 15 января 2012 года неудавшаяся «экспедиция» завершилась – аппарат сгорел в атмосфере. Первые версии о причинах неудачи стали появляться практически сразу же после того, как аппарат не попал на расчетную орбиту. Причем далеко не все гипотезы относительно нештатной ситуации были предложены компетентными лицами. Так или иначе, по результатам анализа информации, собранной во время запуска и в последующие дни, было установлено, что главным виновником аварии стала электроника, неприспособленная для действий в условиях космоса.

Российские планы на исследование планет


Надо заметить, неудачи преследовали проект «Фобос-Грунт» с самого начала. Идея отправить автоматическую станцию на спутник Марса для того, чтобы она собрала информацию и доставила на Землю образцы грунта, появилась еще в 1996 году. На тот момент запуск ракеты с аппаратом планировался на 2004 год. Однако к середине двухтысячных финансовые и временные стороны программы были серьезно пересмотрены. Поэтому запуск АМС «Фобос-Грунт» сначала перенесли на 2009 год, а затем и на 2011-й. Дальнейшая судьба этой станции известна всем.


Как стало известно, в ближайшие годы может быть начат новый проект, цели которого будут полностью совпадать с задачами «Фобос-Грунта». Но дело это непростое и небыстрое. Поэтому обновленная станция, оснащенная новой аппаратурой, отправится к Красной планете не ранее 2020 года. По словам генерального директора НПО им. Лавочкина В. Хартова, такие сроки вызваны сразу несколькими факторами. Это и финансирование, и возможности космической отрасли, и текущие планы. В частности, сейчас более приоритетным является совместный проект «Экзомарс», который ведется совместно с Европейским космическим агентством. Последний, как говорит Хартов, будет полезен для новой программы по исследованию Фобоса: для полета к Марсу требуется несколько новых решений и технологий, а проект «Экзомарс» вполне способен стать их «прародителем».

Несмотря на неудачу с программой «Фобос-Грунт», Роскосмос и связанные с ним организации продолжают работу и делают на своем поприще определенные успехи. Причем эти достижения получают признание за рубежом. Так, в мае 2012 года ОАО «Российские космические системы» получило очень интересное письмо за подписью директора Лондонского Королевского института навигации. В этом письме компания РКС уведомлялась о том, что Совет института принял решение присудить команде сотрудников, работавших над проектом ГЛОНАСС, награду Герцога Эдинбурга за техническое достижение за 2012 год. Инженеры РКС получили почетный приз «за полное развертывание системы в декабре 2011 года и оказание навигационно-временных услуг». 11 июля состоялась торжественная церемония награждения.

Как видим, неудачи с электроникой или преступные действия некоторых должностных лиц по «освоению» денежных средств, в целом, не оказывает фатального влияния на работу космической отрасли. Среди прочих активно разрабатываются сразу несколько автоматических межпланетных станций, которые отправятся к своим целям в ближайшие годы. Первым из этих проектов является Венерианский исследовательский зонд, также известный под названием European Venus Explorer (Европейский венерианский зонд). Участие России в этой программе заключается в предоставлении ракеты-носителя и сопутствующего оборудования. В ноябре 2013 года Венерианский зонд будет выведен на орбиту Земли при помощи ракеты «Союз-ФГ» и разгонного блока «Фрегат». Старт произойдет на космодроме Куру во Французской Гвиане. Целью полета Венерианского исследовательского зонда является изучение атмосферы Венеры, ее состава, динамики и т.д.

Немного позже – в 2015 году – к своей цели отправится другой космический аппарат, на этот раз исключительно российский. При помощи ракеты-носителя «Союз-2» на орбиту Земли будет отправлен аппарат «Интергелиозонд». Далее он совершит перелет к Венере, где при помощи гравитационных маневров наберет достаточную для полета к Солнцу скорость. На автоматической станции будет установлен набор аппаратуры, необходимый для требуемых измерений различных параметров светила. Это рентгеновский телескоп, спектрографы, магнитографы, анализаторы и детекторы частиц, спектрометры и т.д. При помощи станции «Интергелиозонд» ученые Российской академии наук надеются собрать информацию о Солнце, солнечном ветре, динамике вещества внутри звезды и многом другом. Во время исследований аппарат будет находиться на орбите диаметром около 40 радиусов Солнца. Для обеспечения работы в таких сложных условиях отечественные ученые в настоящее время разрабатывают новый теплозащитный экран.

В том же году, что и «Интергелиозонд», свой полет к Луне совершит станция проекта «Луна-Глоб». Первый запуск аппарата, созданного по этой программе в НПО им. Лавочкина, планировался на начало 2012 года, однако из-за происшествия с АМС «Фобос-Грунт» он был перенесен на три года. В ходе программы «Луна-Глоб» будет осуществлено, как минимум, два запуска космических аппаратов. Сперва в 2015 году к естественному спутнику Земли отправится орбитальный зонд, несущий измерительную, фото- и видеоаппаратуру. Его целью будет съемка лунной поверхности и некоторые изучения Луны, которые можно провести без спуска на нее. Немного позже – в 2016 году – ракета-носитель «Зенит-3» отправит в космос второй зонд. Этот «участник» проекта будет не орбитальным, а спускаемым. Именно спускаемый аппарат «Луна-Глоб» будет собирать основную информацию и отправлять ее на Землю. В целом, задачи проекта «Луна-Глоб» напоминают то, чем занимались советские автоматические станции шестидесятых и семидесятых годов. С тех времен техника ушла далеко вперед и появилась возможность возобновить исследования спутника нашей родной планеты. В дальнейшем, по результатам работы спускаемого зонда «Луна-Глоб» возможна отправка других АМС, имеющих другой состав оборудования и иные задачи. Собранная аппаратами «Луна-Глоб» информация будет полезна при подготовке планируемых пилотируемых полетов на Луну.

Очевидно, орбитальный аппарат «Луна-Глоб» будет собирать информацию не только для обеспечения «десантирования» своего спускаемого собрата. В 2017 году Россия и Индия планируют совершить совместный запуск еще двух лунных аппаратов. С космодрома Шрихарикота будет запущена ракета-носитель GSLV-2 индийского производства, на борту которой будут находиться российская станция «Луна-Ресурс» и индийская «Чандраян-2». По подлету к Луне станции разойдутся: российская пойдет на посадку, а индийская останется на орбите. Известно, что спускаемый аппарат «Луна-Ресурс» будет иметь высокую степень унификации со спускаемой станцией «Луна-Глоб». Российская станция «Луна-Ресурс» займется контактными и дистанционными исследованиями полярных районов Луны. В частности, объектом изучения будут лунный грунт, строение спутника и его взаимодействие с Землей. Находящийся на орбите индийский модуль «Чандраян-2», в свою очередь, будет собирать ту информацию, для получения которой необходимо находиться на некотором расстоянии от поверхности: состояние и особенности плазменной и пылевой экзосферы, воздействие на Луну солнечных излучений и т.д.

Примерно в то же время Россия снова начнет самостоятельные изучения Венеры. На 2016-17 годы запланирован запуск зонда «Венера-Д». Двенадцатитонный космический аппарат будет состоять из трех частей и выводиться в космос при помощи ракеты-носителя «Протон» либо «Ангара». Основа исследовательского комплекса: орбитальная автоматическая станция. Ее задача – находиться на орбите и производить измерения различных параметров венерианской атмосферы. Одновременно с работой на орбите основной модуль будет посылать на планету зонды. Первый из них опустится на высоту около 55-60 километров от поверхности планеты, а второй будет работать под слоем облаков, на высотах в 45-50 км. Прочности обоих зондов должно хватить на восемь-десять суток функционировния, после чего агрессивная среда атмосферы выведет их из строя. За имеющееся время зонды соберут информацию о составе атмосферы в различных ее слоях, динамике перемещения потоков и т.п. Также планируется включить в состав исследовательского комплекса спускаемый аппарат. Ввиду большого давления у поверхности планеты, его защиты хватить только на два-три часа работы и на спуск длиной в 30-60 минут. Сейчас, на ранних стадиях разработки исследовательских зондов, отмечается, что в случае использования более мощной ракеты-носителя возможно расширение состава комплекса. Прежде всего, может быть добавлена еще одна дрейфующая атмосферная автоматическая станция. Кроме того, лица, ответственные за разработку аппаратуры, утверждают, что в самом ближайшем будущем возможно создать такие системы защиты от окружающей среды, при помощи которых дрейфующие зонды смогут находиться на высотах около 50 километров в течение месяца.

Орбитальный модуль «Венеры-Д» будет функционировать примерно до начала двадцатых годов. Позже ему на смену придет новая автоматическая станция. Проект «Венера-Глоб» является дальнейшим развитием «Венеры-Д». В отличие от более ранней станции, орбитальный модуль «Венеры-Глоб» планируется оснастить 4-6 спускаемыми аппаратами, способными работать в атмосфере и на поверхности. Программа «Венера-Глоб» восходит к середине двухтысячных годов, когда ученые РАН прорабатывали вопрос особенностей работы долгоживущей станции. По итогам массы исследований был сделан вывод о том, что создание посадочного модуля для долговременной работы на поверхности Венеры все-таки возможно. Однако при текущем состоянии материаловедения и промышленности подобный аппарат будет стоить чрезвычайно дорого. Кроме того, понадобится потратить очень много усилий на создание эффективных систем охлаждения, либо на разработку электроники, приспособленной к столь суровым условиям, какие скрываются под венерианской атмосферой. Секция РАН по Солнечной системе надеется за оставшиеся до предполагаемого запуска годы завершить все необходимые изыскания и сделать долговременную станцию, о которой так долго мечтали ученые всего мира. Отмечается, что программа «Венера-Глоб» вполне может быть завершена в кооперации с европейцами. Дело в том, что по завершении работы станции Euopean Venus Explorer, ЕКА планирует ввести в строй АМС EVE-2. Сотрудничество Российской академии наук и Европейского космического агентства может привести к тому, что вместо двух автоматических станций к Венере полетит всего одна, зато имеющая куда больший научный потенциал, нежели исходные проекты самостоятельной разработки.

Перечисленные выше проекты автоматических межпланетных станций уже вышли из стадии предложений и являются предметом конструкторских работ. Почти все они, за исключением «Венеры-Глоб», также являются частью Федеральной космической программы 2006-2015. При взгляде на темпы выдвижения предложений, разработки проектов, запусков и планов на будущее, невольно возникает мысль о целесообразности принятия Федеральной программы. Во всяком случае, даже одно только воссоздание группировки системы ГЛОНАСС явно намекает на постепенное восстановление мощности отечественной космической отрасли. В перспективе это даст хороший темп развития разным направлениям, в том числе и автоматическим межпланетным станциям. Однако и тут пока не все гладко. Вспоминая «Фобос-Грунт», стоит отметить необходимость контроля за каждым этапом разработки, сборки и эксплуатации. Космическая техника имеет одну очень неприятную особенность: даже небольшая экономия на качестве какого-либо компонента может привести к несоизмеримым потерям. Именно по такой причине был потерян пресловутый «Фобос-Грунт». Очень не хочется, чтобы следующие автоматические станции не полетели к другим планетам, а упали на свою родную.


По материалам сайтов:
http://interfax.by/
http://phobos.cosmos.ru/
http://lr.cosmos.ru/
http://venera-d.cosmos.ru/
http://stp.cosmos.ru/
http://izmiran.ru/
http://odnako.org/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 51
  1. itr 19 июля 2012 08:34
    Ну я считаю что для начало надо г. Поповкину данный спутник в зад забить и немного прокрутить а там глядишь и расцвет российской космонавтики не за горами
    itr
    1. ССИ 19 июля 2012 13:33
      Немного грубовато. Но ОООЧЕНЬ по теме+++++!
    2. Райдер 20 июля 2012 15:40
      Цитата: itr
      надо г. Поповкину данный спутник в зад забить и немного прокрутить


      Я заметил склонность посетителей форума ВО к нетрадиционным формам любви. Что бы не обсуждали - обязательно придут к гомосексуализму.
      Райдер
  2. Космонавт 19 июля 2012 08:48
    Во всем мире застой в плане практического изучения космоса.В 60-х столько всего произошло,а потом встали на собственной орбите и начали заниматься всякой хер*ёй(огурцы выращивать,космический туризм и прочее).Не дожить мне,скорее всего,до того момент,когда нога человека ступит на поверхность Марса sad .
    Космонавт
    1. DEMENTIY 19 июля 2012 10:39
      Космонавт
      Скорее всего не доживем.
      В свете недофинансирования отрасли не понятна стратегия при которой ставку сделали на венерианские проекты.
      Как по мне, так уж лучше сконцентрировались на Луне и постройке обитаемой базы. Или вспомнили проект постройки завода на орбите по изготовлению сверхчистых материалов. Приземленней и эффект экономический поближе будет. Хотя и такая деятельность во вред не пойдет.
      1. Космонавт 19 июля 2012 12:32
        Приземленней и экономически эффективнее будет ЭКИПы в производство пустить.
        Космонавт
        1. DEMENTIY 19 июля 2012 13:12
          Космонавт
          Видите? Народ не понял. Расшифруйте ЭКИП.
          1. Космонавт 19 июля 2012 13:14
            Экология и прогресс.Вроде так.
            Космонавт
      2. Вялик 19 июля 2012 12:40
        Ребята,зачем так мрачно?Надо надеяться на лучшее.Мне например очень хочется дожить до того времени когда весь этот бардак в странах(России и Украине)закончится.А по скольку думаю это произойдёт не скоро боюсь что мне придётся прожить очень долго,ну очень.
        1. Космонавт 19 июля 2012 13:13
          Вот я также думаю smile
          Космонавт
    2. deos 19 июля 2012 20:00
      "Во всем мире застой в плане практического изучения космоса"....
      на сайт загнивающего NASA зайди
      deos
      1. Космонавт 19 июля 2012 22:12
        Вы меня не поняли.Исследования ведутся везде,я не спорю,но размах не тот.
        Космонавт
    3. Райдер 20 июля 2012 15:44
      Цитата: Космонавт
      Во всем мире застой в плане практического изучения космоса.


      Застой только в России
      НАСА с 2000 года совершила несколько десятков экспедиций в глубины космоса

      Через три дня после аварии с "Фобос-Грунт" автоматическая станция "ЮНОНА" (NASA) успешно запущена к Юпитеру.
      Уже 6-й год продолжается экспедиция "Новые горизонты" - американская станция летит к Плутону. Ожидаемое прибытие к цели -2015 год.

      А в России - застой. Пока Анна Чапман будет заниматься финансирование Роскосмоса россиянские спутники продолжат изучать дно тихого океана
      Райдер
      1. Космонавт 20 июля 2012 22:38
        Вы ошибаетесь)))У нас всё идёт нормально,"Фобос-Грунт" дал тролям корма,но скоро,я надеюсь всё изменится. Как у американцев и европейцев с кораблями?))
        Космонавт
        1. Райдер 22 июля 2012 17:43
          Цитата: Космонавт
          Как у американцев и европейцев с кораблями?


          С пилотируемой космонавтикой все нормально. Пока Россия использует единственную удачную разработку СССР - корабль "Союз", в США были разработаны два тяжелых пилотируемых коробля - "Апполон" и его приемник - "Спейс Шаттл". Месяц назад вышел на орбиту первый коммерческий космический корабль "Дрэгон".

          У шаттла 135 успешных миссий, две аварии. 14 погибших американцев - трагедия для США, но какая мелочь для Советской Космонавтики. 18 апреля 1980 года в Плисецке при запуске космического спутника взрывом убило 49 человек, но всем пофигу. Плисецк - это же не СпейсШаттл

          Вот такие дела smile



          Цитата: Космонавт
          но скоро,я надеюсь всё изменится

          Сначала Аню Чапман уберите подальше от финансированя Роскосмоса
          Райдер
          1. Straus_zloy 22 июля 2012 17:56
            Пока Россия использует единственную удачную разработку СССР - корабль "Союз", в США были разработаны два тяжелых пилотируемых коробля - "Апполон" и его приемник - "Спейс Шаттл".

            это говорит о надежности и удачности конструкции союза.

            У шаттла 135 успешных миссий, две аварии. 14 погибших американцев - трагедия для США, но какая мелочь для Советской Космонавтики. 18 апреля 1980 года в Плисецке при запуске космического спутника взрывом убило 49 человек, но всем пофигу. Плисецк - это же не СпейсШаттл


            не надо передергивать.

            Напомнить вам , как астронавты погибали на земле сгорая в кислороде?

            27 января 1967 года на мысе Кеннеди, штат Флорида, во время наземных испытаний в кабине американского корабля “Аполлон-1″, готовящегося к старту на Луну, заживо сгорели астронавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи.

            http://crash.worldwebspot.com/aviakatastrofy/gibel-amerikanskix-astronavtov.html




            когда в России была последняя катастрофа с кораблем ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? году так в 1960? Сравните с Шаттлами.
            1. Райдер 22 июля 2012 20:12
              Цитата: Straus_zloy
              это говорит о надежности и удачности конструкции союза.

              Это говорит о том, что Советская космонавтика достигала успеха только там, где легко, просто и дешево
              Когда потребовались по-настоящему серьзные исследования - вперед стремительно вырвалось НАСА. Советские станции никогда не были у внешних планет Солнечной системы, все известные нам данные о космосе получены с американских зондов. Космические обсерватории Хаббл, Чандра, Гершель, Планк - советская космонавтика не смоглап создать ничего подобного

              А вы можете продолжать радоваться, что Калаш не надо чистить ...


              Цитата: Straus_zloy
              Напомнить вам , как астронавты погибали на земле сгорая в кислороде?

              24 октября 1960 года на Байконуре в кислороде сгорело 78 человек, в том числе маршал Митрофан Неделин. И всем пофиг, это же не экипаж "Апполон-1"

              Цитата: Straus_zloy
              когда в России была последняя катастрофа с кораблем ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? году так в 1960?

              Чуть позже - в 30 апреля 1971 г. погиб экипаж Волкова, Пацаева и Добровольцева
              Факт в том, что в СССР, как и в США погибло два космических корабля со всем экипажем. А то, что погибло всего 4 космонавта против 14 амерских - говорит лишь о меньшей грузоподъемности "Союза"
              Райдер
              1. Straus_zloy 22 июля 2012 22:50
                Это говорит о том, что Советская космонавтика достигала успеха только там, где легко, просто и дешево
                Когда потребовались по-настоящему серьзные исследования - вперед стремительно вырвалось НАСА.


                НАСА - ХЕРАСА, вспомним историю?


                4 октября 1957 г., на орбиту был выведен первый советский искусственный спутник Земли. Это событие по праву считается началом космической эры

                12 апреля 1961 г., Космический полет Юрия Гагарина . Этим полетом положено начало проникновению человека за пределы Земли.

                Орбитальные станции, технологии которых ,стали основой МКС, Панорамы с поверхности Венеры - наверно они мне приснились, да.

                1985 г Проект ’’ Вега ’’ (’’ Венера - комета Галлея’’) был одним из самых сложных в истории исследований Солнечной системы при помощи космических аппаратов­­.
                В проекте ’’ Вега ’’ впервые ядро кометы исследовалось как пространственно разрешенный объект, определены его строение, размеры, инфракрасная температура, получены оценки его состава и характеристик поверхностного слоя.


                24 октября 1960 года на Байконуре в кислороде сгорело 78 человек, в том числе маршал Митрофан Неделин. И всем пофиг, это же не экипаж "Апполон-1"

                В каком нахер кислороде и причем тут космическая программа ?

                авария с многочисленными человеческими жертвами при подготовке к первому испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.

                http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1

                %84%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%83%D1%80%D0%B5_%2

                81960%29

                не путайте теплое с мягким И с чего вы взяли , что кому-то пофиг?

                Факт в том, что в СССР, как и в США погибло два космических корабля со всем экипажем. А то, что погибло всего 4 космонавта против 14 амерских - говорит лишь о меньшей грузоподъемности "Союза"

                А может о том , что в СССР не видели необходимости гонять на орбиту толпу людей, поэтому и "Буран" остался невостребованным. А большую грузоподъемность легко обеспечивал "Протон"
                1. Райдер 23 июля 2012 00:00
                  Цитата: Straus_zloy
                  НАСА - ХЕРАСА, вспомним историю?

                  Что вы так заводитесь, уважаемый smile Давайте вспомним историю.

                  23.03.1965 - Первое маневрирование на орбите.
                  03.06.1965 - Первое использование космонавтом индивидуального ракетного двигателя.
                  16.03.1966 - Первая стыковка.
                  14.09.1966 - Эксперимент по созданию гравитации - 2 космических аппарата были соеденены тросами и раскручены.
                  23.05.1969 - Первая стыковка на орбите Луны.
                  12.04.1981 - Первый полет шатла (многоразовый корабль).
                  11.11.1982 - Первый запуск спутника Земли с космического корабля.
                  07.02.1984 - Первый выход в открытый космос без привязки к кораблю.
                  11.04.1984 - Первый ремонт спутника на орбите.
                  11.05.2009 - Ремонт телескопа "Хаббл" на высоте 1000 км. Для сравнения: советские космонавты никогда не уходили дальше 400 км от Земли

                  Советская космонавтика лидировала в начале 60-х, когда было просто и дешево. Когда потребовались настоящие исследования, вперед стремительно вырвалось НАСА. Космические зонды "Пионер", "Вояджер" - человек впервые смог увидеть глубины космоса, зонды "Кассини", "Улисс", "Сохо", "Мессенджер", "Новые горизонты", "Юнона" - в СССР/РФ не смогли создать ничего подобного.

                  Советская "Вега" исследовала ядро кометы? А аппараты НАСА многократно посетили Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, астероид и спутник Сатурна Титан, сейчас новый зонд движется к Плутону. А советские зонды никогда не летали дальше Марса. Так что Советская космонавтика занимает достойное второе место, лидирует с большим отрывом НАСА-ХЕРАСА laughing Учите историю, уважаемый


                  Цитата: Straus_zloy
                  авария с многочисленными человеческими жертвами при подготовке к первому испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.

                  Я фигею от вашего дибилизма. На чем летал в космос Гагарин? На межконтинетальной баллистической ракете Р-7. И до сих пор "Союз" использует этот ракетоноситель.
                  Поэтому авария с Р-16 и маршалом Неделиным имеет прямое отношение к космонавтике.


                  Цитата: Straus_zloy
                  Напомнить вам , как астронавты погибали на земле сгорая в кислороде?

                  23 марта 1960 года челен отряда космонавтов Владимир Бондаренко сгорел в кислородной атмосфере при отработке упражнений в сурдокамере
                  Цитата: Straus_zloy
                  А может о том , что в СССР не видели необходимости гонять на орбиту толпу людей, поэтому и "Буран" остался невостребованным. А большую грузоподъемность легко обеспечивал "Протон"

                  Ну, во-первых, лидер по грузоподъемности - американский РН Сатурн-5, советским инженерам так и не удалось запустить свою Н-1
                  Во-вторых, Шаттл имел большие возможности, кроме экипажа из 7 человек, он нес 20 тонн в грузовом отсеке и самое главное - он мог долго маневрировать на орбите (много топлива и дополнительных двигателей). Это он забрался на высоту 1000 км для ремонта телескопа "Хаббл"

                  Ну а "Буран" слизали с Шаттла (что уже признают сами создатели), да так и не осилили
                  И еще - первую настоящую орбитальную станцию создала НАСА-ХЕРАСА. Скайлэб, 1973 год
                  Райдер
                  1. Straus_zloy 23 июля 2012 14:15
                    Что вы так заводитесь, уважаемый smile Давайте вспомним историю.

                    Давайте

                    23.03.1965 - Первое маневрирование на орбите

                    расскажете психиатру

                    С целью изучения вопросов стабилизации и проведения широкого маневрирования в околоземном космическом пространстве на орбиту были выведены управляемые маневрирующие аппараты «Полет-1» (ноябрь 1963 г.) и «Полет-2» (апрель 1964 г.). После отделения от ракетоносителей и баллистического полета космические аппараты «Полет-1» и «Полет-2» совершали многочисленные маневры в различных направлениях.


                    16.03.1966 - Первая стыковка.


                    Первая в мире стыковка в ручном режиме - США 16 марта 1966 года.

                    Первая в мире полностью автоматическая стыковка двух космических аппаратов - СССР 30 октября 1967 года

                    Первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей - СССР в январе 1969 года (корабли «Союз-4» и «Союз-5»)


                    14.09.1966 - Эксперимент по созданию гравитации - 2 космических аппарата были соеденены тросами и раскручены.


                    это не создание гравитации, а создание центробежных сил - учите физику

                    2 января 1959 - Луна-1 Впервые достигнута вторая космическая скорость,
                    в результате чего аппарат вышел на гелиоцентрическую орбиту, став первым искусственным спутником Солнца

                    14 сентября 1959 Станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны

                    7 октября 1959 Станция «Луна-3» впервые в мире передала на Землю снимки обратной стороны Луны
                    Первое использование гравитационного манёвра

                    3 февраля 1966 станция «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны.Первые фотографии с поверхности Луны

                    1 марта 1966 года «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, который достиг поверхности другой планеты

                    15 декабря 1970 года в 8 часов 34 минуты 10 секунд спускаемый аппарат станции «Венера-7» впервые в истории совершил посадку на поверхность Венеры

                    22 июля 1972 года, «Венера-8». Впервые была осуществлена мягкая посадка на дневную сторону Венеры.

                    19 августа 1960 года в СССР был запущен «Спутник-5», на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. После орбитального полёта собаки благополучно вернулись на Землю.

                    16 июня 1963 - «Восток-6» Первая женщина в космосе

                    12 октября 1964 - «Восход-1» Первый многоместный космический корабль,экипаж сразу из трёх космонавтов

                    18 марта 1965 - Первый выход космонавта в открытый космос - Алексей Леонов

                    19 марта 1965 - «Восход-2» Первая посадка корабля в ручном режиме после отказа автоматики

                    2 ноября 1965 - «Протон (КА)» и «Протон (РН)» Первый тяжелый спутник (автоматическая станция) и первый старт тяжёлой ракеты-носителя



                    26 ноября 1965 Космос-97 , установлен молекулярный генератор для измерения стабильности и гравитационного сдвига его частоты для проверки общей теории относительности в космическом полете.

                    15-21 сентября 1968 «Зонд-5» Первый облёт Луны и возвращение аппарата на Землю.

                    октябрь 1975 года «Венера-9/10» первые в мире фотографии, переданные с поверхности другой планеты.

                    15 ноября 1988 года. «Буран» был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении. Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса.

                    Дальше лень, есть еще орбитальные станции и длительные пилотируемые полеты , космическая медицина и биология в которых СССР ушел очень далеко вперед. мне Вас жаль, если вы считаете советскую космическую программу хуже американской


                    Я фигею от вашего дибилизма. На чем летал в космос Гагарин? На межконтинетальной баллистической ракете Р-7. И до сих пор "Союз" использует этот ракетоноситель.
                    Поэтому авария с Р-16 и маршалом Неделиным имеет прямое отношение к космонавтике


                    Вы идиот ? Давайте еще суда привлечем аварии с подводными ракетоносцами и взрывы на складах боеприпасов. Аварии с боевыми ракетами не имеют отношения к космическим программам.

                    Ну, во-первых, лидер по грузоподъемности - американский РН Сатурн-5, советским инженерам так и не удалось запустить свою Н-1

                    Это было волюнтаристское решение партии и правительства в момент , когда ракета была уже почти доведена. Вы в курсе, что двигатели , изготовлявшиеся для нее сейчас расконсервируют и используют, настолько они хороши?


                    Ну а "Буран" слизали с Шаттла (что уже признают сами создатели), да так и не осилили


                    Бред какой (не осилили) - навскидку:

                    «Шаттл» садится с неработающими двигателями. Он не имеет возможности несколько раз заходить на посадку, поэтому предусмотрено несколько посадочных площадок на территории США.

                    В отличие от шаттлов, в «Буране» была предусмотрена система экстренного спасения экипажа.

                    После катастрофы космического корабля «Колумбия», и в особенности с закрытием программы «Спейс Шаттл», в западных СМИ неоднократно высказывалось мнение о том, что американское космическое агентство NASA заинтересовано в возрождении комплекса «Энергия-Буран» и предполагает сделать соответствующий заказ России в ближайшее время. Между тем, по сообщению агентства «Интерфакс», директор ЦНИИМаш Г. Г. Райкунов заявил, что Россия может вернуться после 2018 года к этой программе и созданию ракетоносителей, способных выводить на орбиту груз до 24 тонн; испытания её будут начаты в 2015 году. В дальнейшем предполагается создание ракет, которые будут доставлять на орбиту грузы весом более 100 тонн.

                    http://propulsiontech.wordpress.com/2011/05/07/russia-to-review-its-space-shuttl
                    e-project/

                    http://www.dailypress.com/sports/nationworld/bal-te.russia05feb05,0,3940646,full
                    .story

                    http://www.spacedaily.com/reports/Russia_To_Review_Its_Space_Shuttle_Project_999
                    .html

                    И еще - первую настоящую орбитальную станцию создала НАСА-ХЕРАСА. Скайлэб, 1973 год

                    В общей сложности на станции побывали, три экспедиции.
                    не сравнивайте хер с пальцем
                    1. Райдер 23 июля 2012 22:20
                      Цитата: Straus_zloy
                      В общей сложности на станции побывали, три экспедиции.
                      не сравнивайте хер с пальцем

                      Действительно, сравнивать "Скайлэб" с советскими аналогами того периода невозможно.
                      Герметичный объем станции "Салют" - 90 м. куб.
                      Герметичный объем "Скайлэб" - 352 м. куб.
                      Лишь в 1986 году на орбиту вывели "Мир", который мог сравниться со "Скайлэб", созданной на 13 лет раньше. Герметичный объем "Мира" - 372 м. куб.

                      На станции "Скайлэб" побывало 3 экспедиции, а на ее ровестниках, "Салютах" максимум были 1-2. Пять первых станций "Салют" были потеряны, даже не начав работу, лишь запущенный в 1975 году Салют-5 смог пробыть 2 года на орбите ("Скайлэб" провел 6 лет, 1973-1979). Так что разговоры о приоритете СССР в создании космических станций нужно вести скромнее.

                      Цитата: Straus_zloy
                      «Шаттл» садится с неработающими двигателями. Он не имеет возможности несколько раз заходить на посадку, поэтому предусмотрено несколько посадочных площадок на территории США.

                      Буран создан позже на 10 лет
                      Буран не летает . Шаттл - 135 миссий за 30 лет полетов.

                      Рассказы про возрождение "Бурана" - патриотический бред. У американцев уже летает коммерческий "Дрэгон" и готов проект Х-47. Космоплан Х-47 провел на орбите 469 дней (полет "Бурана" длился 205 минут)

                      http://topwar.ru/15480-sekretnyy-amerikanskiy-kosmoplan-vernulsya-na-zemlyu.html

                      Цитата: Straus_zloy
                      В отличие от шаттлов, в «Буране» была предусмотрена система экстренного спасения экипажа.

                      Только для двух членов экипажа. И не забываем - Буран создан на 10 лет позже.

                      По поводу копирования - прочитайте статью в Википедии до конца, что сказали Лозино-Лозинский и Микоян.


                      Цитата: Straus_zloy
                      Вы в курсе, что двигатели , изготовлявшиеся для нее сейчас расконсервируют и используют, настолько они хороши?

                      Двигатели хорошие, но не для этой цели. Советским инженерам не удалось согласовать их работу. Первая ступень Сатурна - 5 двигателей., Первая ступень Н-1 - 30 двигателей. Маразм.
                      Это говрит лишь о том, что в СССР не смогли создать достаточно мощный двигатель. Результат закономерен - у Сатурна 13 успешных запусков, Н-1 четыре раза вспахивала космодром.
                      Забрасывваемый вес на НОО: Н-1 90...100 тонн, Сатурн - 140 тонн. Чертова НАСА-ХЕРАСА!!!!!

                      Цитата: Straus_zloy
                      3 февраля 1966 станция «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны.Первые фотографии с поверхности Луны

                      1 марта 1966 года «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, который достиг поверхности другой планеты

                      Вот! Вы подтвердили мои слова. когда было просто и дешево - СССР впереди всех.
                      Но когда потребовалось не просто долететь быстрее всех и разбиться, а провести многолетнюю экспедицию, совершить сложные гравитационные маневры и провести сотни экспериментов - на такое способно только НАСА.

                      Разумеется, вы проигнорировали десятки сложнейших миссий к окраинам солнечной системы и изучение 6 планет, к которым никогда не летали советские станции. Вот ЭТО - настоящие исследования и настоящая космонавтика, а не пропагандистские запуски болванок.
                      Особняком стоит лунная программа.

                      П.С Вот графический материал, может так вам будет понятнее.
                      Райдер
                      1. Straus_zloy 25 июля 2012 00:00
                        "Пять первых станций "Салют" были потеряны, даже не начав работу, лишь запущенный в 1975 году Салют-5 смог пробыть 2 года на орбитe"

                        Вы наверно забыли , что половина салютов , а именно «Салют-2», «Салют-3», «Салют-5» на самом деле были "Алмазами" - военными станциями с фотокамерами, пушками (предполагались даже ракеты) и не рассчитывались на экспедиции посещения

                        Лишь в 1986 году на орбиту вывели "Мир", который мог сравниться со "Скайлэб", созданной на 13 лет раньше. Герметичный объем "Мира" -

                        И почему же основой для МКС стали технологии "Мира" а не "Скайлаба", наверно они на 13 лет новее и лучше

                        Буран создан позже на 10 лет
                        Буран не летает . Шаттл - 135 миссий за 30 лет полетов.


                        Под "Буран" не оказалось задач , тем более после развала страны. В СССР он бы несомненно летал.

                        По поводу копирования - прочитайте статью в Википедии до конца, что сказали Лозино-Лозинский и Микоян.

                        Я этого нигде не оспаривал.Копировали очень многое, хотя , если бы не убл_юд_ок Глушко, то полетела бы "Спираль". Я не согласен с "Не осилили"

                        Это говрит лишь о том, что в СССР не смогли создать достаточно мощный двигатель.


                        Блин , а мужики то(американцы) не знают, что советские двигатели гавно и почему-то вовсю покупают их у "Энергомаша"
                        РД-180:
                        На 2009 год является экспортным двигателем. Все права на использование РД-180 в США принадлежали подразделению космических систем (англ. Space Systems Division) General Dynamics (США), которые в начале 1990-х были выкуплены Lockheed Martin для применения на одноразовых носителях Атлас (Атлас-3 и Атлас-5).На сегодня все производство двигателя сосредоточено в России

                        РД-170 — жидкостный ракетный двигатель, разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976 г). Является самым мощным ракетным двигателем на жидких компонентах топлива из когда-либо созданных. Он на 2-7 % мощнее однокамерного двигателя F-1, устанавливавшегося на первой ступени РН «Сатурн 5» при габаритах, меньших в 1,5 раза.

                        Да кстати и где же тот "Сатурн", если он так хорош, что ж его 40 лет уже как не строят?

                        П.С Вот графический материал, может так вам будет понятнее.

                        Я вам таких агиток сам могу нарисовать. Советская космическая программа отличалась от американской. Целью было не забросить станцию куда-подальше к дальним планетам - выпендрится, а надежное поэтапное освоение сначала ближнего космоса. Поэтому СССР ушел гораздо дальше в пилотируемых полетах, космической биологии и медицине. Кстати если уже говорить о ремонтах в космосе , то кроме "Хаббла" стоит вспомнить как Джанибеков высадился на практически холодный "Мир " и оживил его

                        Ну и на закуску ,для просветления, мнение американского специалиста:

                        "Если бы мне пришлось лететь, я бы выбрал 'Союз', а не 'шаттл'.Я скорее доверюсь Ивану с разводным ключом, чем выпускнику Калифорнийского Политехнического с его научной степенью и навороченным компьютером"

                        "Дело в том, что русская космическая программа - более безопасна и надежна, чем наша."

                        "Русские же, тем временем, просто летают в космос. Они разработали эффективную базовую конструкцию и остаются ей верны. Американцы создали куда более сложный в техническом отношении корабль, и сегодня, почти четверть века спустя, все еще не понимают, как он работает....
                        ... Такую ракету конструкторы называют 'простой как топор'. На ум сразу приходит пикап 'Шевроле' 1967 г. - он пробежал уже 245000 миль, насквозь проржавел, но все равно заводится с первого раза. Вот и русские ракеты надежны как скала"

                        "Когда китайцы - мастера технологического 'пиратства' - запускали свою программу пилотируемых полетов, они не стали красть чертежи 'шаттла', а скопировали 'Союз'."

                        источик "Chicago Tribune", США

                        http://www.inosmi.ru/world/20050728/221231.html
      2. koosss 22 июля 2012 11:53
        Цитата: Райдер
        россиянские спутники продолжат изучать дно

        laughing
  3. ShturmKGB 19 июля 2012 10:12
    Измельчал народ в Росксмосе, измельчал! Еще в 60е годы Королев собирался отправить человека на Марс и Луну, вокруг солнца...а сейчас 2012 год и какие планы строим? Будем с Индийцами и Китайцами конкурировать? Слабаки! Нужен новый Королев, волевой, целеустремленный человек, что бы фантастическую, безумную идею мог воплотить в жизнь!
    1. Космонавт 19 июля 2012 12:31
      Ещё нужна команда из таких же людей и финансирование.
      Космонавт
    2. ССИ 19 июля 2012 13:31
      А что сделает новый Королев с этой властью. Придет он с проектом нового корабля, способного доставить человека к Марсу, за неделю. Чиновник за столом скажет:" А где мой откат?" Королев схватится за сердце и далее по фильму "Укрощение огня". Время не то. Только и слышишь - где прибыль, где доход.
    3. viktorR 19 июля 2012 14:12
      Что бы был новый Королев, наверное нужен новый Сталин.
      1. ССИ 19 июля 2012 14:18
        Вот вот! Брат-славянин понимает, что к чему!
      2. негоро 19 июля 2012 15:57
        Может Мишико попросить чтоб ...вырастил и одолжил
        негоро
      3. Straus_zloy 23 июля 2012 15:51
        Что бы был новый Королев, наверное нужен новый Сталин.

        Скорее даже новый Берия
    4. JustMe 19 июля 2012 14:50
      По отзывам наших специалистов, посещавших РОСКОСМОС, он состоит из весьма неадекватной публики. Сам я видел многочисленные комиссии оттуда да и самого предшественника Поповкина - примерно так оно и есть.
      1. ССИ 19 июля 2012 15:08
        Я, боюсь, что из весьма неадекватной публики состоит не только Роскосмос, но и множество других организаций и министерств!
        1. JustMe 19 июля 2012 15:36
          Вопрос в том что они навязывают аналогичную публику и далее,.. и ниже..
          Ну на черта нам в НИИ нужен Генеральный Ни-бум-бум,
          Зам Генерального по науке - шарланан - его фраза - ".. нано-технологии - это уже отстой, мы всем НИИ переходим на фемто-технологии.." Хочется сказать -"Прид*рок, а ты из школьного курса помнишь к примеру размер атома что ли.."

          Когда на верху такая безмозглость, любые персональные усилия внизу обесцениваются.
  4. saturn.mmm 19 июля 2012 10:24
    Дороги в стране построить бы нормальные, хотя бы с конца в конец, да мосты через реки, да восстановить авиастроение с аэродромами, да нормальную медицину с образованием во все регионы а потом можно и на Магелановы Облака.
    1. Мимопроходящий 19 июля 2012 15:45
      Весьма спорное утверждение, что запуск, к примеру, человека на Марс это отнятые у людей деньги. Эти деньги никуда не уходят, они вращаются в экономике, т.е. предприятия работают, модернизируются, люди получают зарплату, тратят ее на товары которые производите вы, и поэтому тоже получаете зарплату, и ваше предприятие развивается, т.е. от каждого запуска в космос расходятся волны оживления в экономике. Единственное что мы бесспорно "выбрасываем на ветер" - это несколько тонн алюминия и несколько килограмм кремния, которые безвозвратно улетают в космические дали.
      Но, все это работает только при условии, что мы используем только отечественные комплектующие и оборудование, а вот если их импортируем, то действительно каждый запуск - это "деньги на ветер".
      Мимопроходящий
  5. JustMe 19 июля 2012 10:27
    Фонтанировать идеями красавчики на верху умеют..
    .. но встает вопрос о дееспособности космической отрасли
    Вот наши специалисты ездили в Химки Энергомаш - их впечатления -
    ".. Да там ходят одни деды весьма и весьма приличного возраста.."

    Ну а как впечатления от НПО Энергия
    ".. центральные корпуса выглядят ухоженно, но то что подальше - в запустении.."

    А у нас в НИИ обратное - цветение молодежью - любому входящему молодому и без опыта сразу могут дать должность Ведущего..
  6. убрус 19 июля 2012 11:59
    Ну не верится,что в России не осталось энтузиастов по настоящему понимающих и любящих космос,которые могут возродить утраченные позиции. Откуда всплывают такие типы как г, Поповкин и ему подобные . Наконец есть высшее руководство. winked
    1. Космонавт 19 июля 2012 12:29
      Есть такие и их много.Вот пускают в верхи не совсем энтузиастов.
      Космонавт
  7. master_rem 19 июля 2012 13:21
    JustMe,
    Вопрос большой что эффективней..... Да ни то ,ни другое... В Самаре в ЦСКБ работал дружище конструктором - его слова: все новое - хоорошо забытое старое. Т.е ничего не проектируется ,вообще
  8. ССИ 19 июля 2012 14:03
    В советское время в средней школе преподавали (среди прочих важных предметов) астрономию! Поэтому, очевидно, советская космонавтика и развивалась. Летали ракеты. В современной России астрономию изъяли из образования и стали (или хотят) преподавать закон божий. Теперь ракеты стукаются о твердь небесную и, благополучно, падают вниз. Все логично!
  9. ГУМАНОИД 19 июля 2012 14:40
    Цитата: ССИ
    В советское время в средней школе преподавали (среди прочих важных предметов) астрономию! Поэтому, очевидно, советская космонавтика и развивалась. Летали ракеты. В современной России астрономию изъяли из образования и стали (или хотят) преподавать закон божий. Теперь ракеты стукаются о твердь небесную и, благополучно, падают вниз. Все логично!

    Зачем нам звёзды, нам бы гамбургеров побольше .А если честно ОБИДНО
    1. ССИ 19 июля 2012 15:01
      Обидно - это не то слово! Разваливают, разворовывают, продают - то, что не делали! Ведь создавал НАРОД! Ценой лишений, смертей испытателей... да, что перечислять. Все все знают. Тошно смотреть.
  10. 12061973 19 июля 2012 15:37
    у поповкина работа опасная,его по голове бутылкой бьют,зато пресс-секретарша симпотная,интересно сколько он ей платит и какие у нее служебные обязанности.Другие планеты я посмотрю на сайте наса,покажите онлаин корпоратив роскосмоса без цензуры.
    12061973
    1. ССИ 19 июля 2012 16:42
      Ему бы скафандр персональный сделать! Говорят, шлем выдерживает удар даже бутылки из под шампанского!
  11. негоро 19 июля 2012 16:01
    Венера и марс-это здорово,но Луна ближе,а обитаемая станция и военным пригодится!
    негоро
  12. kosmos84 19 июля 2012 20:06
    а что на фото-протон-м?
    1. Alex 20 июля 2012 15:40
      это кажется Союз
  13. JustMe 19 июля 2012 20:27
    Вспоминая «Фобос-Грунт», стоит отметить необходимость контроля за каждым этапом разработки, сборки и эксплуатации. Космическая техника имеет одну очень неприятную особенность: даже небольшая экономия на качестве какого-либо компонента может привести к несоизмеримым потерям. Именно по такой причине был потерян пресловутый «Фобос-Грунт». Очень не хочется, чтобы следующие автоматические станции не полетели к другим планетам, а упали на свою родную.

    Дорогой автор статьи
    существует большой парадокс - вот я работаю в космической промышленности. Все что мы сейчас делаем с одной стороны пронизано "мудрыми руководящими указаниями" наших "вождей" , духом устаревших традиций и стандартов и создает глубокое ощущение реальной халтуры. С другой стороны, я работаю "по левой". Здесь я не пешка, а Главный Конструктор. И созданные таким образом образцы техники считаются образцом элегантности конструкторских решений.
    ..Так что вопрос - в качестве руководства...
    1. JustMe 20 июля 2012 12:32
      Тут надо добавить
      Я время от времени делаю проекты которые являются в своей узкой области высшим достижением России.
      За счет чего это достигается.
      Прежде всего всего надо уделить внимание общему замыслу, очень качественной проработки верхнего уровня проекта. Тут очень хорошо и к месту тяжелые теоретические знания и идеи из прикладной математики.
      Далее нужно иметь отличную квалификацию как исполнителю этого замысла в самых разных ипостасях.
      И для одного человека - это почти реально.

      В НИИ у нас сейчас все руководство не обладает необходимыми профессиональными знаниями. Есть в этом сомнение -
      дайте из них любому задачу рассчитать например усилительный каскад, или задачу посчитать АЧХ импедансным методом, ну а механикам - посчитать на прочность палку в заделке от простейшего варианта приложения силы (кстати - последнее - это такое ругательство которое я услышал от профессора Демидова в Бауманке - это друг самого Феодосьева). Ну а нам низам компенсировать проблему некомпетентности верхов очень сложно. Там всегда будут нестыковки на стыках.
  14. Дядька 20 июля 2012 16:45
    Цитата: JustMe
    Здесь я не пешка, а Главный Конструктор.

    Ну и почему упал Фобос-Грунт? Правда из-за электроники из Китая, импульса радара? знаю страховщика Вашего Фобоса, на него было жалко смотреть.
    1. JustMe 20 июля 2012 21:24
      Этот вопрос лучше задать к тем кто работает в НПО Лавочкина.
      Но для них это был правда болезненный вопрос и они о нем в узком кругу сильно не распространялись
      1. JustMe 20 июля 2012 21:46
        Можно добавить
        Те проекты в области электроники что мы делали в 80-е годы в МОМ-е выделялись своим качеством.
        Сейчас - полная противоположность.
        Где-то лет пять назад мне дали доводить проект за другим "специалистом".
        На одной странице схемы я при анализе нашел 2.5 страницы ошибок.
        И еще одну ошибку - самую офигенную - я смог найти только практически при тестировании.

        А вот такая элементарная ошибка когда по питанию процессора, работающего на больших частотах ставят только низкочастотные конденсаторы - встречается кругом и рядом. А ведь это ведет к повышенной чувствительности к помехам..

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня