«Росатом» назвал сроки получения трёх атомных ледоколов »Лидер»

70
«Росатом» назвал сроки получения трёх атомных ледоколов »Лидер»

Первый атомный ледокол нового проекта 10510 "Лидер" поступит в эксплуатацию в 2027 году. Всего корпорация "Росатом" до 2033 года получит три ледокола данного проекта, сообщает ТК "Звезда".

Новейшие российские ледоколы проекта 10510 "Лидер" будут предназначены для круглогодичной проводки крупнотоннажных грузовых судов по Северному морскому пути. Строительство всех трех судов будет вестись на дальневосточном судостроительном комплексе "Звезда". Свое согласие на определение "Звезды" исполнителем заказа на строительство атомоходов дал президент РФ Владимир Путин.



Как ранее заявил вице-премьер Юрий Борисов, строительство ледоколов будет осуществляться в кооперации с российскими судостроителями, в том числе с Балтийским заводом, где сегодня сооружаются универсальные ледоколы проекта 22220. Смежники займутся изготовлением отдельных узлов и агрегатов. Вопрос с финансированием строительства ледоколов уже решен, суда будут строиться за счет средств "Роснефти".

Предполагается, что строительство первого ледокола "Лидер" начнется уже в 2020 году.

Согласно проекту, полное водоизмещение «Лидера» составит 71,4 тысячи тонн при длине 209 метров, ширине 47,7 метра и высоте 20,3 метра. Судно получит два ядерных реактора РИТМ-400 мощностью 120 мегаватт на винтах и тепловой мощностью 315 мегаватт каждый.

По расчетным данным, ледокол проекта "Лидер" сможет развивать скорость до 24 узлов на чистой воде и до 12 узлов по льду толщиной до 2 метров. Максимально преодолеваемая толщина льда - 4 метра. Срок службы такого ледокола рассчитан на 40 лет. Экипаж - 127 человек. Автономность ледокола по запасам провизии составит 8 месяцев.

Технический проект атомного ледокола проекта 10510 был выпущен в 2017 году, разработчиком является ЦКБ "Айсберг" (Петербург).
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Проект "Лидер" очень нужный и своевременный. Росатом - серьёзная структура.
    Хотелось-бы чтоб уложились в сроки без всяких приключений.
    1. +9
      24 декабря 2019 14:57
      Цитата: Советник Совета Советников
      Хотелось-бы чтоб уложились в сроки без всяких приключений.

      Уложатся,даже не удивлюсь,если досрочно. Это же живые барыши для наших нуворишей. Именно поэтому ледоколы новые мы строим как люди,а эсминцы и крейсера ,как папуасы Новой Гвинеи(я про сроки и финансирование). Там деньги то в строительство ледоколов идут безперебойно,в отличии от верфей ,где строят корабли для нашего военного флота.
      1. +9
        24 декабря 2019 15:07
        Цитата: НЕКСУС
        Уложатся,даже не удивлюсь,если досрочно. Это же живые барыши для наших нуворишей. Именно поэтому ледоколы новые мы строим как люди,а эсминцы и крейсера ,как папуасы Новой Гвинеи(я про сроки и финансирование).

        "Арктику" должны были сдать еще два года назад. Производство атомных ледоколов сложное, тут одним финансированием не обойтись, руки нужны и грамотное управление. А с этим у нуворишей плохо, только бюджет пилить могут по плану
      2. Вы что-то имеете против Росатома? Я ещё могу понять за зуб например - против Роскосмоса.
        В Росатоме трудятся серьёзные люди. Моё уважение всем этим людям.
      3. +4
        24 декабря 2019 17:17
        Уложатся,даже не удивлюсь,если досрочно.

        Не факт.
        Завод строился в Союзе для ремонта атомных подлодок. И отродясь ничего значимого не строил. Создаваемое сейчас производство испытывает острую нехватку специализированных кадров. Особенно острая проблема с корпусниками.
        1. -5
          24 декабря 2019 18:12
          Китайцы строить будут очевидно.. Под крышей Звезды.. Опыта строительства таких кораблей кроме Балтийцев вообще нет ни в одной стране.. Значит , после спуска на воду будут перегонять по СМП на Балтику, для установки реакторов.. Как то так..
          1. +1
            24 декабря 2019 19:13
            А может северокорейцы?! Это вам Лихачев лично поведал? Вы же не знаете как работает Росатом, под этот проект запланировано только в Росатоме вместе с Балт.заводом подготовить почти 1,5 тыс. кадров для Звезды, весь цикл производства пойдет на ДВ. И на звезде только заложен танкер Аrc6, 68тыс т водоизмещением, не переживайте, будет еще одна площадка для арктических кораблей, а там гляди разговоры про продолжение атомных лихтеров в жизнь пойдут.
            1. -1
              25 декабря 2019 05:02
              Разговоры-то может и пойдут.. И проекты наверняка будут. Примером Норникель может послужить, который сам себе флот строил для своих нужд.. Но закавыка в том, что были уже пароходы нужные стране.. И благополучно уплыли за границу.. в своё время.. Атомоходы конечно не уплывут.. Но не очень верю в "полный цикл".. Реакторы всё-таки не набор шпангоутов и не монтаж баллера руля..
            2. 0
              25 декабря 2019 06:02
              Могут и корейцы.. только не северные, а южные.. Чего так возбудились то? Речь идёт о наличии специалистов.. Сочинить такой пароход - это не корытце река-море сварить из кровельного железа... Тут реальные специалисты нужны и технологии. Если бы на ДВ были такие - ТОФ не находился бы в достаточно плачевном состоянии.. Речь даже не об атомных наработках, а о качественной сварке набора корпуса.. Хорошо, что дали работу предприятию, - значит развитие будет. Или вам китайское судостроительство не нравится, с их темпами? Вы расисты?
          2. +1
            25 декабря 2019 04:50
            Китайцы строить будут очевидно..

            В ОСК пошли другим путём. Да, китайцев тоже задействуют. Но для строительства объектов судоверфи. Для строительства непосредственно судов привлекаются специалисты с других судостроительных заводов. В командировку и на временные контракты. Параллельно набранная молодёжь учится у них. Естественно процесс воспитания своих кадров нескорый. Поэтому и удивляет, что такой значимый для страны проект дают на этот завод.
            1. 0
              25 декабря 2019 09:45
              Цитата: maidan.izrailovich
              Поэтому и удивляет, что такой значимый для страны проект дают на этот завод.

              А кому еще? Остальные верфи, которые способны такое построить, уже загружены заказами на много лет.
      4. -1
        25 декабря 2019 00:53
        Мне кажется, что скорость строительства ледоколов будет напрямую зависеть от, скорости роста рентабельности СМП. И не от чего больше. Если наши барыги увидят, что по СМП не очень спешат двигаться те же китайцы, японцы, индийцы, европейцы и все остальное "прогрессивное" маркетантство, то и вкладываться они в строительство "Лидеров" будут из под палки, а это не быстро.
        1. 0
          25 декабря 2019 04:53
          Мне кажется, что скорость строительства ледоколов будет напрямую зависеть от, скорости роста рентабельности СМП. И не от чего больше.

          Внешнеполитическая возня вокруг Арктики и амбиции некоторых стран тоже влияют на скорость строительства ледоколов.
    2. 0
      24 декабря 2019 21:30
      Насчёт "Лидера", русские что-что, но ледоколы строить умеют, построят все три и к сроку, не смотря на санкции "из ада", глядишь, потом сами "адские" санкции в водить будут...
  2. +9
    24 декабря 2019 14:51
    Серьезные планы на Арктику, и это правильно. Всё наше, по хребту Ломоносова.
    Для этого и нужны ледоколы.
  3. +14
    24 декабря 2019 14:52
    «Росатом» планирует получить три атомных ледокола «Лидер» до 2033 года

    Эх, жаль не доживу, видимо (все таки восьмой десяток разменял). А очень хотелось бы посмотреть, как всех этих "претендентов" на нашу часть Арктики будут гонять оттуда ccaными тряпками.
  4. Комментарий был удален.
    1. 0
      24 декабря 2019 15:00
      Они нужны в первую очередь России, как средство круглогодичной работы северного морского пути.
  5. 0
    24 декабря 2019 14:57
    Новейшие российские ледоколы проекта 10510 "Лидер" будут предназначены для круглогодичной проводки крупнотоннажных грузовых судов по Северному морскому пути.

    почему Росатом за это отвечает?
    1. +4
      24 декабря 2019 15:45
      наверно потому, что принят закон (№ 525-ФЗ) по которому Росатом отвечает за СМП (является его инфраструктурным оператором)
      Развитие инфраструктуры Северного морского пути, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в соответствии с планом развития инфраструктуры Северного морского пути, который разрабатывается Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и утверждается Правительством Российской Федерации.
      Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" утверждаются: 1) правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути; 2) правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути; 3) правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути; 4) положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути.";
      1. -2
        24 декабря 2019 16:05
        Цитата: BrTurin
        наверно потому, что принят закон (№ 525-ФЗ) по которому Росатом отвечает за СМП (является его инфраструктурным оператором)

        Ясно. Значит все коммерческие выгоды от использования СВП пойдут в прибыль Росатома.
    2. +4
      24 декабря 2019 15:50
      Цитата: Николай87
      почему Росатом за это отвечает?

      У кого то еще есть такие ледоколы?
    3. +6
      24 декабря 2019 15:58
      Потому что все связанное с ядерной энергетикой очень жестко контролируется государством.
    4. +1
      24 декабря 2019 19:15
      Потому что кроме нас никто не эксплуатирует атомные ледоколы и не разрабатывает его "сердце" и турбины.
  6. +3
    24 декабря 2019 14:59
    Грустно, что такие ледоколы можем построить, а "Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) может за 1,5-2 года спроектировать и еще за 3-4 года построить российское судно-трубоукладчик, способное осуществлять такие работы, как прокладка газопровода "Северный поток — 2", заявил глава корпорации Алексей Рахманов" Вот и воткнулись в тупик из-за ALLSEAS.....
    1. +2
      24 декабря 2019 16:03
      Корея будет строить для нас суперукладчик.Инфа от человека в
      Газпроме...
      1. +2
        24 декабря 2019 16:15
        А зачем теперь-то "суперукладчик"?
        Построены морские трубопроводы: Голубой поток, 2 Турецких потока, 2 Северных потока, последние крупнейшие в мире.
        Разве ещё планируются новые подводные газопроводы? Нет, больше ничего не планируется, уже есть избыточность трубопроводного транспорта в Европу, в Китай все трубы пойдут по суше. Экспорт планируется наращивать за счёт СПГ.
        Теперь "суперукладчик" не нужен.
        1. +2
          24 декабря 2019 17:25
          Цитата: Митяй65
          Разве ещё планируются новые подводные газопроводы?

          Но может дело дойдет до Штокмановского месторождения, а там и Мурманск...
        2. +3
          24 декабря 2019 20:52
          Теперь "суперукладчик" не нужен.


          Нужен.
          1)Северный поток - 3
          2)Южный поток(через Болгарию чтобы турки много не выпендривались)
          3)Через Сахалин в Японию
          Это так,на вскидку...
        3. 0
          24 декабря 2019 21:00
          Проложить пару больших труб из Абхазии в Крым и пустить их горные реки, которые бесполезно сливаются в море, на нужды крымчан. Окраина удавилась бы.
        4. +1
          24 декабря 2019 21:13
          Цитата: Митяй65
          Разве ещё планируются новые подводные газопроводы?

          Планов, на самом деле, громадьё! Есть проект на Японию, есть на СП-3. Да и на севере нашей страны тоже есть проекты. Поживем - увидим.
      2. -1
        24 декабря 2019 17:09
        Ага, вспомнил, есть ещё проект, точнее идея, строительства газопровода с Сахалина в Японию. Но японцы пока не согласны.
        1. +1
          24 декабря 2019 20:54
          Но японцы пока не согласны.

          Ключевое слово здесь ПОКА...Китаезы тоже не хотели пока не приперло.
  7. +1
    24 декабря 2019 15:00
    Строительство всех трех судов будет вестись на дальневосточном судостроительном комплексе "Звезда".

    Там же никогда не строили такие суда. Нет ни спецов, ни технологий. Собираются строить до "морковкиных заговен"?
  8. 0
    24 декабря 2019 15:01
    71,4 тыс.тонн водоизмещения,тут нет ошибки, "Нимитц" если я не ошибаюсь 75 и 127 чел, там 5 тыс., а чем пространства то все будут заняты, если есть люди сведущие, было бы интересно, поподробней hi
    1. +1
      24 декабря 2019 15:11
      Цитата: kapitan281271
      Нимитц" если я не ошибаюсь 75

      Ошибаетесь, "Нимиц" около 100 килотонн.
    2. 0
      24 декабря 2019 15:20
      На VLCC экипаж около 25 человек и ничего, как-то справляются
    3. +1
      24 декабря 2019 15:20
      Тоже сомневаючь в данных. Ширина лкдокола в статье заявлена как 48 м, а высота 20 м. Даже не представляю сей "тазик". Где то ошибка.
      1. +2
        24 декабря 2019 15:58
        Явная ошибка по высоте , похоже это высота борта.
      2. +1
        25 декабря 2019 05:21
        Знаете, почему у СССР не получилось реализовать эту идею? Потому что грузовые суда, ролкеры, танкеры и рудовозы оказались шире, чем наши суперсильные атомоходы того времени.. "Арктика" бьёт канал во льду6 а сухогруз в него "не влазит".. приходилось ДВАЖДЫ проходить каждый участок , расширяя канал.. А это - время.. А лёд перемещается, канал сжимается... Поэтому появилась серия более широких, мелкосидящих дизель-электроходов финской постройки.. Потом появились атомоходы "Таймыр" и "Вайгач".. поэтому и нужны плоские как сковородки ледоколы на СМП.. потому что парадокс! -Наши атомные ледоколы не могли провести наш же атомоход "севморпуть" по Севморпути, потому что он шире по миделю!... вот такие прирожки с котятами..
    4. Hog
      +3
      24 декабря 2019 15:22
      На ледоколе нужна большая масса для преодоления толстого льда (полное водоизмещение подразумевает и балластную воду принятую на борт).
    5. 0
      24 декабря 2019 16:42
      возможно для двойного назначения - для перевозки "контейнеров" winked
  9. +1
    24 декабря 2019 15:28
    Циркона не будет в УВП?)
  10. 0
    24 декабря 2019 15:45
    Я так понимаю, что сообщество разделилось на два противоположных лагеря, одним нужен, другим не нужен "Лидер".
    Вот бы услышать все "за" и "против".
    1. 0
      24 декабря 2019 19:51
      Цитата: К-612-О
      И на звезде только заложен танкер Аrc6,

      Максимальная длина танкера составит 257 метров, ширина - 34 метра. Но за ними идут газовозы Arc7. Использование судов большей вместимости выгодней. Если сначала писали о ширине 50 м., потом - "Кроме того, новое судно может быть немного уже старого — шириной 46 м вместо 50 м." Потом исправили "шириной 44 метра вместо 46 метров". Размер одного судна определяет размеры другого.
  11. +5
    24 декабря 2019 15:54
    РИТМ-400

    Два ритма 400 это какой-то оверкилл....
    25 км/ч по льду что-то фантастическое...
    Я правильно понимаю, что ни в РФ ни в СССР судов такого тоннажа такого никогда не строили?
    1. +1
      24 декабря 2019 19:18
      Никогда и никто. Новая Арктика пока самый большой и мощный ледокол из когда либо построенных.
    2. 0
      25 декабря 2019 07:46
      Ну опять же -смотря какой лёд.. дело ведь не только в толщине. Паковый многолетний лёд имеет совсем другую структуру, нежели обычный.. Это как сравнить обычную железяку с булатной сталью..
  12. +1
    24 декабря 2019 15:55
    «Росатом» назвал сроки получения трёх атомных ледоколов »Лидер»


    Очень символичное и говорящее название проекта...
  13. 0
    24 декабря 2019 16:14
    Любопытно, а ОСК, по примеру заклятых партнеров, создает специальные обучающие центры по подготовке специалистов, имея ввиду то количество планируемых к спуску кораблей и ПЛ на ближайшие годы? Или постройкой занимается кто попало?
  14. +1
    24 декабря 2019 16:23
    Странный дизайн. Интересно, если его надо будет буксировать, например, в порт к пристани или из порта, как это обычно и делают с большими судами, как ему буксиры будут подавать концы на бак? Если у него откажет двигатель в океане, как буксир его возьмет на буксир, если прицепиться не к чему? Буксировать задом наперед? А шторм? Как с пристани ему или он на пристань будет подавать швартовочные концы с носа? К чему их будут привязывать у него на носу? Если бака, как такового и нет? И человек туда не сможет выйти, и привязать трос не к чему? Со своего дивана мне кажется, что "баки" у кораблей не для красоты, а они нужны для этих и других всяких целей. Например, чтобы можно было банально пешком подойти по палубе к борту на носу, свеситься, и посмотреть, что там внизу, уже под бортом или близко по курсу - айсберг, белый медведь, человек на льдине, пробоина в корпусе, скала, мало ли что еще. Авангардный дизайн, но что-то тут не додумали. Наверно не моряки это рисовали, и не инженеры, а "эффективные манагеры" или "юристы". smile Еще странный момент - громадная труба у атомного ледокола. smile
    1. +1
      24 декабря 2019 18:18
      Так это ж моделька! С таким дизайном её очень удобно в бассейнах запускать.. А огромная труба - для того, чтоб флаг на ней нарисовать.
    2. 0
      24 декабря 2019 20:01
      как бы тоже кажется, что высота, вес и объём носовой части должны быть значительно больше, а подводная часть передней четверти корпуса, значительно уже
    3. 0
      24 декабря 2019 21:20
      Цитата: Falcon5555
      Если бака, как такового и нет?

      Все там есть, просто чуть пониже. Это делается для борьбы с обмерзанием. Норвеги уже давно строят именно так. Да и у наших пограничников тоже такая схема на новых кораблях имеется. Не беспокойтесь.
      1. 0
        25 декабря 2019 02:01
        Цитата: Маркони41
        Норвеги уже давно строят именно так

        Думаете похоже?

        А с тем что на картинке в начальной стадии будет примерно так:

        А может и вот так:
        1. 0
          25 декабря 2019 05:24
          вот только хотел написать -бедный боцман с палубной командой.. под эту крышку на баке постоянно будет задувать тонны снега.. и льда.. а скалывать и выбрасывать за борт его придётся через маленькие пайолы? )))
        2. 0
          25 декабря 2019 11:41
          Вы же сами выложили фото Норвега. Посмотрите внимательно на нее. Все входы на бак закрыты. Сверху лееров и фальшборта нет, как и частей такелажа. Обмерзать будет, но не критично.
  15. +3
    24 декабря 2019 16:30
    Цитата: Falcon5555
    Странный дизайн. Интересно, если его надо будет буксировать, например, в порт к пристани или из порта, как это обычно и делают с большими судами, как ему буксиры будут подавать концы на бак? Если у него откажет двигатель в океане, как буксир его возьмет на буксир, если прицепиться не к чему? Буксировать задом наперед? А шторм? Как с пристани ему или он на пристань будет подавать швартовочные концы с носа? К чему их будут привязывать у него на носу? Если бака, как такового и нет? И человек туда не сможет выйти, и привязать трос не к чему? Со своего дивана мне кажется, что "баки" у кораблей не для красоты, а они нужны для этих и других всяких целей. Например, чтобы можно было банально пешком подойти по палубе к борту на носу, свеситься, и посмотреть, что там внизу, уже под бортом или близко по курсу - айсберг, белый медведь, человек на льдине, пробоина в корпусе, скала, мало ли что еще. Авангардный дизайн, но что-то тут не додумали. Наверно не моряки это рисовали, и не инженеры, а "эффективные манагеры" или "юристы". smile Еще странный момент - громадная труба у атомного ледокола. smile

    Ну это модель, а не уже готовый корабль. Поэтомы и нет на нем никаких "отверстий" и всего прочего...
  16. -3
    24 декабря 2019 18:34
    Что саме смешное США однозначно объявят санкции Севморпути и будет то же самое что и с Северным потоком 2. Мы будем все в говне, но с весёлой мордой. Пока мы не станем отвечать, мы обречены.
    1. -1
      25 декабря 2019 05:06
      какие санкции на СМП? О чём вы? На месте наших власть предержащих - самый правильный ход был бы - заткнуть Суэцкий канал.. И тогда все ломанутся платить деньги за ледовые проводки по СМП.. ибо станет гораздо короче.. ) А до этих пор все визги про свободный проход по нашей Арктике -это выстрел с прицелом на чужие нефтегазодобывающие платформы и разработки практически у нас под носом.
      1. 0
        25 декабря 2019 10:30
        а санкции очень очень простые. всем кто воспользуется санкции и арест счетов в западном мире. и поверьте никто не пойдёт, даже наши.
  17. -2
    24 декабря 2019 20:20
    Прежде чем строить ледоколы было бы неплохо для начала узнать будет ли в действительности востребован Северный Морской Путь - для этого нужно установить связь с крупными морскими перевозчиками типа Maersk, MSC, CMA-CGM, Hapag-Lloyd и узнать интересно им это или нет. По идее они должны заинтересоваться если путь в Европу через Арктику в два раза короче. Хотя с этим маршрутом есть свои трудности...
    1. +2
      24 декабря 2019 21:09
      для начала узнать будет ли в действительности востребован Северный Морской Путь


      Плевать на коммерцию. Да, там в год проходит меньше, чем за неделю через
      Суэц или Панаму. Но вот для переброски с ТОФ на Северный и наоборот чтобы такое не повторять в случае нужды -
      1. -2
        25 декабря 2019 02:18
        Если под "случаем нужды" подразумевается гипотетический конфликт с США, то американцы сделают все чтобы заблокировать Берингов пролив.
        1. 0
          25 декабря 2019 03:12
          то американцы сделают все чтобы заблокировать Берингов пролив.

          Боюсь, если дойдёт до этого , то пролив будет от Калифорнии до статуи свободы, а по льду Панамского канала будут ходить белые медведи в обнимку с пингвинами..
  18. -1
    24 декабря 2019 20:59
    Ух, и классное же время нас ждет! Новые атомные ледоколы одновременно с высадкой на Марсе и базами на Луне, на фоне атомных авианосцев со сверхтяжёлой "Ангарой" и сотнями СуперДжетов да ещё и лифт на Луну! Жаль, что только отходы из Германии сможем начать перерабатывать аж в 2080г, но можно и продержаться и пояса затянуть, главное, чтобы было хорошее настроение.
    1. -2
      24 декабря 2019 23:50
      Ну что, одноразовый ,полегчало? wassat
      1. 0
        25 декабря 2019 01:33
        Да с чего ты это решил, штопанный?
  19. +2
    25 декабря 2019 00:01
    Какой красавец!!
    Вот бы их побыстрей увидеть, и рядом с Арктикой)))))
  20. 0
    25 декабря 2019 09:49
    Корабль интересный, но нос явно испорчен sad - как же на нем стоять привалившись к перилам раскинув руки и любоваться ломающимися льдами?! feel
  21. 0
    25 декабря 2019 12:57
    Решение строить указанные корабли на Дальнем Востоке в ЛУЧШЕМ случае глупость, в худшем - очередное многомиллиардное бестолковое "изъятие" средств из наших (налогоплательщиков) карманов в пользу "друзей", "невинно пострадавших от санкций".
    Первое: завод в Комсомольске-на-Амуре в период "после Сталина" строил ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО подводные атомоходы, КТОФ и данный завод не смогли обеспечить даже грамотное обслуживание крупных надводных кораблей, в т.ч. двух атомных крейсеров пр. 1144. Пример перед нами: гораздо ближе находящийся и гораздо лучше укомплектованный как кадрами, так и оборудованием, но ориентированный на ПЛ "СевМаш" как сорвал сроки и качество переделки "Адмирала Горшкова" (45000 т), так и сейчас срывает сроки и качество ремонта "Кузнецова" (58000 т) и переоборудования "Нахимова" (28000 т). Ну не их эта ниша - крупные надводные корабли. Нельзя от сервиса стиральных машин требовать быстрого и качественного ремонта телевизора. После этого планы строительства в Комсомольске-на-Амуре АТОМНОГО ледокола в 71000 т (гораздо больше "Кузнецова", между делом) выглядят так же реально, как "базы на Луне" Рогозина. Не говоря о множестве "мелких" техпроблем, к примеру: как этого "малыша" "тащить" по Амуру от завода до моря?
    Второе: ЕДИНСТВЕННЫЙ завод, изготавливающий АЭУ для надводных кораблей и судов (хоть боевых, хоть гражданских), находится в Питере. Предлагаю делать ставки: АЭУ через всю страну потащат (это не только реакторы и системы их защиты, охлаждения и т.д., это еще паровые турбины, паровые генераторы, редукторы и т.д., очень много сложного, дорогого, тяжелого и крупногабаритного оборудования, которое на месте собирать и монтировать НИКТО НЕ УМЕЕТ), или "кораблик" в 71000 т (напомню, почти в 1,5 раза больше "Кузнецова") буксирами "поведут" с Дальнего Востока в Питер? Зная тягу нашей власти к "освоению средств" лично я ставлю прямо сейчас 10000 руб. на второй вариант.
    Вывод: многомиллиардные расходы "в никуда", при этом в моей районной поликлинике (1,5 млн. город, 280 тыс. прописанных жителей в районе без учета приезжих из деревень и мигрантов) сократили эндокринолога - ну нет у государства 40000 руб. в месяц (это не зарплата врача, это зарплата+43% налогов). Очень рад за "друга Вовы", чьи танкеры с СПГ благодаря новым ледоколам в любое время года без помех увезут наш газ из Сабетты (вот где 21-й век реально!) в "загнивающую Европу" и далее. Но ведь "Газпром - народное достояние!" Или реклама врет?