Военное обозрение

Боевые самолеты. Не лев, но леди среди крестьян

50

Да, говоря о советских, немецких, британских, американских и японских машинах, рано или поздно хочется выкатить нечто этакое… румынское, итальянское или вот, французское.


Не то чтобы «а мы тоже воевали», ведь воевали, слов нет, некоторые (как уже упоминавшийся «Девуатин» D.520) на три фронта сразу, против всех. Ну а раз есть такой истребитель в истории французских ВВС, почему не быть и бомбардировщику?

Да, есть бомбер, который провоевал всю войну. Мало того что он откатал всю Вторую мировую с первого по последний день, он еще оказался долгожителем по полной программе, прослужив после войны аж 20 лет, на 4 года больше «Девуатина».

И плюс ко всему самолет был для своего времени просто шикарен. Особенно если посмотреть на архитектурные причуды и излишества во французской бомбардировочной авиации конца 30-х годов прошлого века.






Как пример "красоты" — два "Фармана" и "Блох"

Согласитесь, на фоне этих сундуков, которые были еще и ему ровесниками, LeO-45 – просто шедевр в плане аэродинамики и изящества. Наконец-то французские конструкторы смогли в реально красивый и эстетичный самолет.

Боевые самолеты. Не лев, но леди среди крестьян

А все начиналось тогда, в начале благословенных тридцатых, когда в небесах правила доктрина Дуэ. Именно следуя постулатам этой доктрины, во Франции наплодили летающего ужаса (в плане эстетики) типа Bloch MB 200 и 210, Amiot 143, Potez 540 и 542, Farman 221 и 222, LeO 257bis.

Эти вроде бы «летающие крейсеры», несколько жутковатые на вид, защищённые турелями кругового обстрела с несколькими пулеметами, но медленные, с неудовлетворительной маневренностью, соответственно – совершенно беззащитные днем, без истребительного сопровождения, над вражеской территорией в условиях противодействия ПВО и истребителей противника.

Наштамповав этих монстров, французы одумались и выдали проект совершенно иного свойства.

Новый бомбардировщик должен был обладать скоростью хотя бы (!) в 400 км/ч (законодатели авиамоды, в то время советский СБ, уже выдавали 450 км/ч, если что), бомбовой нагрузкой в 1 000 кг, в перегрузе до 1 500 кг, дальностью действия до 1200 км.

Предусматривалось, что работать эти самолеты будут исключительно под прикрытием истребителей, но тем не менее оборонительное вооружение должно быть достаточным. Единственное, что рекомендовалось убрать, – это носовую башню. Эта огневая точка и нормальная аэродинамика оказались вещами плохо совместимыми.

Работы в рамках проекта вели многие фирмы, но именно конструкторы LeO смогли придумать несколько нововведений, которые обеспечили им победу в конкурсе.

Для начала весьма оригинально они предложили возложить защиту задней полусферы на 20-мм пушку от «Испано-Сюизы». Такого действительно никто не делал. Но идея зашла, потому что именно для этого оперение сделали разнесенным, и оно не мешало стрелять.


Пулемет, защищавший нижнюю полусферу, расположили внутри убираемой броневанны. То есть все для аэродинамики. Экипаж уменьшили до четырех человек, возложив обязанности штурмана и бомбардира на второго пилота.

Прототип LeO 45 был выпущен несколько ранее своих конкурентов и совершил свой первый полет 16 января 1937 года. С 1200-сильными двигателями Gnome-Rhone 14P была достигнута максимальная скорость 515 км/ч. Но тут же выяснилось, что площади вертикальных хвостовых поверхностей не хватает на взлете и при наборе высоты. Пришлось сразу же дорабатывать рули.

После экспериментов с двигателями от Gnome-Rhone на самолет поставили двигатели Hispano-Suiza 14Aa 6/7, трехлопастные винты Hispano-Suiza, с изменяемым в полете шагом. Двигатель воздушного охлаждения развивал 980 л.с. на уровне моря, 1080 л.с. на взлете и 1120 л.с. на высоте 4000 м.


На испытаниях с Hispano-Suiza была достигнута максимальная скорость на высоте 4000 м — 480 км/ч. Это всех устроило, и Liore et Olivier получила предварительный заказ на 100 машин и потом последовал еще один контракт на 480 самолетов. В целом заказы на LeO 45 составили 1549 экземпляров.

11 мая 1940 года 10 машин из Groupement 6, прикрываемые 18-ю истребителями MS 406, совершили свой первый боевой вылет. Целями были моторизованные колонны на шоссе Маастрихт-Тонгре и мосты над Альберт-каналом. Атака была выполнена с высоты 500 метров, один самолет был сбит, а из девяти вернувшихся на следующий день только один был готов к взлету. Остальные, что называется, были «в решето»

Через 10 дней, 21 мая, совершив 140 вылетов, сбросив 120 тонн бомб и потеряв 41 машину (16 над занятой врагами территорией), Groupement 6 было отозвано в тыл на переформирование. Это как-то уже не тянет на «странную войну», не правда ли?


Части, вооруженные LeO 45, воевали на всех фронтах. Все-таки самолет давал шанс на успешное выполнение задания и возвращение домой. Правда, если не было истребительного прикрытия, обычно все заканчивалось печально.

LeO 45 воевали во Франции, летали бомбить заводы BMW в Мюнхене, наносили удары по военным объектам на территории Италии, ряд частей воевал в Северной Африке.

Последний дневной вылет LeO 45 в ходе кампании 1939-40 годов был выполнен после полудня 24-го июня 11-ю самолетами опять же из Groupement 6.

Далее была капитуляция 25 июня. И военные действия в Европе для Франции закончились.

Если говорить о вкладе бомбардировщиков в сопротивление Вермахту, то по Groupement 6 есть такие данные: более 400 групповых вылетов, 320 тонн сброшенных бомб, 31 LeO 45 сбиты вражескими зенитками или истребителями, 40 списаны вследствие боевых повреждений или разбитых на земле и 5 потеряны при несчастных случаях.

Наверное, все-таки воевали.


Далее война продолжилась в Северной Африке, где LeO 45 тоже повоевал, причем, как многие французские самолеты, по обе стороны фронта.


LeO 45 в составе разных эскадрилий приняли участие в бомбардировочных рейдах 23 и 24 сентября 1940 на британский Гибралтар в отместку за атаку на Дакар. Некоторое количество машин в составе трех эскадрилий было переброшено в Сирию. Эти эскадрильи выполнили в целом 855 вылетов. 5 LeO 45 были потеряны в боях, 12 уничтожены на земле и 11 списаны из-за аварий.

В апреле 1941 немцы позволили возобновить производство самолетов в неоккупированной зоне Франции. Министерство авиации вишистского правительства выдал заводам контракт на выпуск 225 LeO 45 в Амберье. Для производства использовались узлы и части, которые собирали по обеим территориям Франции. Было произведено 109 машин, которые пошли на пополнение частей, в основном базировавшихся в Африке.

Несколько LeO 45 были переданы Королевским ВВС Италии и летали в 51-й бомбардировочной группо и бомбардировочной авиашколе.

Вообще, Люфтваффе LeO 45 как бомбардировщик совершенно не заинтересовал. Свои были лучше, а вот как транспортный самолет LeO 45 использовался немцами весьма охотно. Даже одно время на заводе в Мариньяне был налажен выпуск транспортной модификации LeO 451Т для перевозки топлива и личного состава.

Эти модифицированные самолеты могли нести восемь 200-л бочек топлива или 17 солдат. Число LeO 451 переделанных в вариант LeO 451Т в Мариньяне в 1943-44 годах было не очень большим, но в 1943 этими самолетами была оснащена транспортная авиагруппа KGrzbV 700.

«Африканские», то есть захваченные там, LeO 45 со знаками ВВС США перевозили грузы из портов Марокко на передовые аэродромы в Тунисе и Алжире.


К концу Второй мировой войны уцелело 67 LeO 45. 45 находились в Северной Африке и 22 во Франции, большинство из них в очень плохом состоянии.

В течение 1945-46 годов Технический директорат авиапромышленности принял 14 машин из оставшихся во Франции и возвратил их на завод "SNCASO" в Мариньяне для переделки.

Одиннадцать из них были модифицированы в вариант LeO 451E (E — Essais — исследовательский) и использовались как летающие лаборатории и носители, например, для пуска ракет.

LeO 45 переделывались и эксплуатировались как пассажирские (6 пассажиров могли переместиться на 3500 км со скоростью 400 км/ч), поисково-спасательные, самолеты картографической службы.

Два последних LeO 45 были исключены из списков состава поисково-спасательной службы в сентябре 1957 года!

Вот так самолет послужил. Немного было подобных ему долгожителей. Это свидетельствует о том, что самолет был весьма хорош. Конечно, присутствовали и негативные моменты, но даже в условиях войны с ними пробовали бороться.


Например, оборонительное вооружение из пушки «Испано-Сюиза» HS 404. Это весьма неплохое оружие, бесспорно. Плюс центральный киль не мешал ее применять. Однако немцы усвоили, и усвоили очень быстро, что можно спрятаться за шайбой оперения, уравнять скорости и спокойно открывать огонь.

К сожалению, без шайбы руля направления самолет управлялся с огромным трудом.

Вторым минусом стала сама конструкция пушки. Магазин на 60 снарядов был тяжелым и громоздким. И замена его порой в весьма неподходящий момент становилась фатальной для всего экипажа и самолета.


Тем не менее, жертвой LeO 45 не был. Известны случаи весьма ожесточенных сражений между LeO 45 и истребителями Люфтваффе. Все-таки французский самолет обладал неплохой скоростью и возможностью маневрировать. История сохранила отчеты (с обеих сторон) о бое 6 июня 1940 года, когда на 14 LeO 45 навалились 15 истребителей «Мессершмитт» Bf-109 и Bf-110. Бомбардировщики сбили три истребителя противника, потеряв пять своих самолетов.

А в 1942 году уже по распоряжению правительства Виши и с разрешения оккупационных сил Германии была произведена доработка вооружения LeO 45. На самолетах увеличили площадь концевых шайб, а пушку дополнили двумя 7,5-мм пулеметами MAC-1934 с 750 патронами.

Говоря о летных характеристиках бомбардировщика, можно еще сказать следующее: самолет не был однозначно хорошим или плохим.

По первому времени на LeO 45 было много «наездов», самолет был непривычен для основного большинства французских пилотов. На взлете и малых скоростях он вел себя просто омерзительно, «рыскал» и «просаживался».

В итоге закономерно заслужил репутацию самолета опасного и не прощающего ошибок.

Однако стоило LeO 45 взлететь и набрать скорость, он тут же преображался. Становился мало того, легко и четко управляемым, без бомбовой нагрузки LeO 45 запросто выполнял весь комплекс фигур высшего пилотажа.

В общем, весьма такая капризная леди.


Но именно способность бомбардировщика кувыркаться в небе и дала возможность переучить на него довольно значительное количество пилотов. Недоверие экипажей лечилось классическим способом – летчики-испытатели выполняли изумительные показательные полеты в центрах переподготовки и вуаля — предубеждение сменялось энтузиазмом.

В целом же самолет был весьма неплох. Маневренность, скорость до 480 км/ч, вменяемое оборонительное вооружение (особенно когда добавили еще два пулемета к пушке), неплохая бомбовая нагрузка и рабочая дальность заслуженно ставят LeO 45 в строй с лучшими представителями средних бомбардировщиков того времени.

Лавров самолет не снискал исключительно потому, что его использовали не совсем правильно и недолго.

Не вина самолета, что его использовали в попытках остановить колонны немецких войск в атаках с малой высоты и без истребительного прикрытия. Вермахт уже тогда имел приличное зенитное вооружение в полковых структурах, а Люфтваффе просто не давало реализовать весь потенциал этого бомбардировщика.

Но по факту это был единственный бомбардировщик ВВС Франции, способный воевать во Второй мировой войне. Он и воевал.


ЛТХ LeO 451

Размах крыла, м: 22,52
Длина, м: 17,17
Высота, м: 5,24
Площадь крыла, м2: 68,00

Масса, кг
— пустого самолета: 7 813
— нормальная взлетная: 11 398
Двигатель: 2 х Hispano-Suiza 14Aa 6/7 х 980 л.с.

Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 365
— на высоте: 480
Крейсерская скорость, км/ч: 420
Практическая дальность, км: 2 900
Практический потолок, м: 9 000
Экипаж, чел: 4

Вооружение:
— один фиксированный 7,5-мм пулемет MAC 1934 М39 в носовой части с 300 патронами;
— один 7,5-мм пулемет MAC 1934 с 500 патронами на выдвижной нижней башне;
— одна 20-мм пушка Hispano-404 с 120 снарядами в верхней установке.

Максимальная бомбовая нагрузка — 1500 кг.

Основной бомбоотсек:
— две 500-кг или пять 200-кг при 1000 л топлива или
— две 500-кг или две 200-кг бомбы при 1800 л топлива или
— две 500-кг бомбы с 2400 л топлива или
— одна 500-кг или две 200-кг бомбы при 3235 л топлива.

Бобмбоотсеки центроплана:
— две 200-кг бомбы.
Автор:
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вольный ветер
    Вольный ветер 29 декабря 2019 06:43 Новый
    +2
    С гномами вроде результаты получше были, но поставили ипано- сюиза, Самолет конечно симпатичный. По статье не все понятно, 400 групповых вылетов, то-есть не одиночных , а бомберов по 5-10, а сброшено 320 тонн при бомбовой нагрузке 1 тонну минимум.
  2. svp67
    svp67 29 декабря 2019 06:53 Новый
    +3
    Интересно, а на Восточном фронте немцы Лео использовали?
    1. lwxx
      lwxx 29 декабря 2019 07:28 Новый
      +3
      авиагруппа KGrzbV 700.Люфтваффе LeO 45 как бомбардировщик совершенно не заинтересовал, как транспортный самолет LeO 45 использовался немцами весьма охотно."Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945" Д. Зубов
      1. svp67
        svp67 29 декабря 2019 07:31 Новый
        +3
        Цитата: lwxx
        как транспортный самолет LeO 45 использовался немцами весьма охотно.

        Да я это уже прочел, просто немцы всю войну активно использовали транспортные самолеты для снабжения тех же "котлов", вот и интересно стало
        А за информацию про книгу спасибо hi
  3. andrewkor
    andrewkor 29 декабря 2019 07:21 Новый
    +13
    К сведению несведующего Автора " Странной войной" называется период с 01.09.1939 г. до 10.05.1940 г.,когда англо - французские армии бездействовали, в то время как Германия громила Польшу .А потом собирала силы ,что бы сокрушить Францию и подчинить остальную Европу.
    Ваша ложка г- на на историю ВМВ хорошо вписывается в современный либероидный бред( тренд)!
    1. Комментарий был удален.
  4. Пауль Зиберт
    Пауль Зиберт 29 декабря 2019 07:21 Новый
    -1
    Да, LeO 45 -красивый самолёт. И действительно воевавший.
    Вообще, французские ВВС проявили себя с неплохой стороны.
    Май 1940 года - время их подвига. Почитайте повести Антуана де Сент Экзюпери "Ночной полёт" и "Военный лётчик". Героическое время.
    Да и после капитуляции французские лётчики не сдались.
    Вспомнить хотя бы дивизию "Нормандия-Неман" в нашем небе.
    1. Дилетант
      Дилетант 29 декабря 2019 07:55 Новый
      +9
      Вспомнить хотя бы дивизию "Нормандия-Неман" в нашем небе.

      Личный состав эскадрильи «Нормандия — Неман» состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников и бортстрелков) и 17 советских авиамехаников. (Википедия)

      Воевала эта "дивизия" из 14 летчиков храбро. Но реальное влияние на ход войны - чистый PR.
      1. Садовник
        Садовник 29 декабря 2019 09:41 Новый
        +1
        А что делали бортстрелки в истребительной эскадрилье, вооруженной Яками?
        1. Дилетант
          Дилетант 29 декабря 2019 10:11 Новый
          0
          А что делали бортстрелки в истребительной эскадрилье, вооруженной Яками?

          Инфа из ВИКИ. Не знаю. Мой коммент на слово "дивизия"
          1. Dooplet11
            Dooplet11 30 декабря 2019 01:32 Новый
            +2
            Французских стрелков переучили на техников. Но толку из этого не вышло.
      2. dmmyak40
        dmmyak40 29 декабря 2019 22:57 Новый
        +4
        Не скажите! После совместных вылетов с французами бомберы на Пе-2 поголовно отказались летать с их сопровождением! Французы просто-напросто бросали ведомые пешки и крутились с немцами в собачьей свалке, набирая себе личный счет, пока ударная группа "шмитов" или "фоккеров" выбивала пикировщиков.
        Наших за это отдавали под трибунал. Этих - нет.
        А еще они требовали себе шоколад, вино, мясо. Мол, асы без этого не могут. Пижоны, ....
    2. svp67
      svp67 29 декабря 2019 08:01 Новый
      +9
      Цитата: Пауль Зиберт
      Да и после капитуляции французские лётчики не сдались.

      Ага, еще долго воевали против всех...в том числе и против своих "братьев по оружию" - англичан
      Цитата: Пауль Зиберт
      Вспомнить хотя бы дивизию "Нормандия-Неман" в нашем небе.

      Дивизию? Нет сначала была эскадрилья, затем полк и через его ряды прошла всего СОТНЯ пилотов французов.
      На Западном фронте воевали:
      1. Бомбардировочная авиагруппа «Бретань»
      2.Смешанная авиагруппа (полк) «Эльзас» - истребители и бомбардировщики
      3. Смешанная авиагруппа Службы внешней разведки «Воклюз»
      4. Истребительная авиагруппа «Иль де Франс»
      С учетом того, что личный состав этих авиагрупп сильно перемешивался и смешивался, общее количество пилотов то же не сильно впечатляет, это три-четыре сотни, в лучшем случае, пилотов
    3. bistrov.
      bistrov. 29 декабря 2019 09:03 Новый
      +3
      Цитата: Пауль Зиберт
      Вспомнить хотя бы дивизию "Нормандия-Неман"

      Вы осознаёте разницу между дивизией и эскадрильей? Да и насчёт"подвига" мая 1940 года я сильно сомневаюсь.
      1. Пауль Зиберт
        Пауль Зиберт 29 декабря 2019 09:19 Новый
        +5
        Вы осознаёте разницу между дивизией и эскадрильей?

        Вообще-то это был полк.
        Каюсь - ошибся на порядок.
  5. AlexVas44
    AlexVas44 29 декабря 2019 08:19 Новый
    +2
    Экипаж уменьшили до четырех человек, возложив обязанности штурмана и бомбардира на второго пилота.

    Не совсем понятно. Рабочее место штурмана и, соответственно его наличие было изначально предусмотрено конструкцией. А второй пилот как-то и не был предусмотрен.Может быть штурман мог быть вторым пилотом, имея в своей кабине соответствующее управление? Маловероятно.
    1. Садовник
      Садовник 29 декабря 2019 10:38 Новый
      +1
      Первоначально в ТЗ на самолет предполагалась 5 членов экипажа. Второй пилот был предусмотрен.
      1. AlexVas44
        AlexVas44 29 декабря 2019 12:09 Новый
        +3
        Речь идет не о начальном варианте, а уже после сокращения до 4-х членов экипажа. Не было второго пилота ( его не было и первоначально) , а обязанностями был облечен, вот в чем "непонятка" от автора. В серии экипаж состоял из 4-х чел. и располагался так: штурман-бомбардир сидел в самом носу впереди и ниже пилота, радист-стрелок находился сразу же за пилотом и отделялся от нижнего стрелка бомбоотсеком; между ними был проход по правому борту. Кстати, речь об этом самолете здесь уже была, и не так давно -26 марта 2015г."LeO-45. Удачный самолёт, которому не везло".
    2. Undecim
      Undecim 29 декабря 2019 13:23 Новый
      +6
      Не совсем понятно.
      На самом деле пилот был один. Экипаж состоял из четырех человек:
      - бомбардир, он же по принятой во французских ВВС системе командир экипажа;
      - пилот;
      - стрелок радист;
      - стрелок задней оборонительной огневой точки.
    3. Авиатор_
      Авиатор_ 29 декабря 2019 17:17 Новый
      +7
      На штурмана нужна специальная подготовка, в ВВС РККА даже во время войны штурмана учили 2 года (астрономия, метеорология, тригонометрия, и т. д.), а лётчика - существенно меньше (взлёт-посадка). У меня отец учился с весны 1941 по лето 1943. Так что "обязанности штурмана возложить на второго пилота" в принципе было невозможно. То есть формально-то можно, но какой будет результат...
  6. Pavel57
    Pavel57 29 декабря 2019 09:53 Новый
    +1
    Исторически Французы были еще те союзнички. А про самолет интересно.
  7. ignoto
    ignoto 29 декабря 2019 10:13 Новый
    +1
    По вопросу : тоже воевали.
    По потерям на ( еврейском) европейском театре военных действий ВМВ .
    На первом месте - СССР.
    На втором- Польша.
    На третьем- Румыния. Потери : 1200000.
    Румыния, при численности населения 15 млн. потеряла больше, чем Великобритания с доминионами и США вместе взятые.
  8. Садовник
    Садовник 29 декабря 2019 10:33 Новый
    +2
    Интересно, автор умеет пользоваться поиском?
    https://topwar.ru/71472-leo-45-udachnyy-samolet-kotoromu-ne-vezlo.html
    1. Dooplet11
      Dooplet11 29 декабря 2019 12:13 Новый
      +7
      Нет, вот поиском как раз автор пользуется хорошо. У него неудачно получается склеивать то, что скопипастил.
      Смотрим у "автора":

      [quote]После экспериментов с двигателями от Gnome-Rhone на самолет поставили двигатели Hispano-Suiza 14Aa 6/7, трехлопастные винты Hispano-Suiza, с изменяемым в полете шагом. Двигатель воздушного охлаждения развивал 980 л.с. на уровне моря, 1080 л.с. на взлете и 1120 л.с. на высоте 4000 м.[/quote]

      Смотрим как в первоисточнике ( http://aviarmor.net/aww2/aircraft/france/leo451.htm ):

      [quote]Пpототип LeO 45-01 B4 был выпущен заводом в Аржентиле и перевезен на аэродром Виллакубле для окончательной сборки, таким образом, будучи готовым несколько ранее своих конкурентов, которые также являлись объектами заказа на прототипы. Hа нем установили двигатели Hispano-Suiza 14Aa 6/7 закрытые традиционными капотами NACA и вращающие трехлопастные винты типа Hispano-Suiza (по лицензии Hamilton) с двухпозиционным изменяемым в полете шагом.
      Источник: http://aviarmor.net/aww2/aircraft/france/leo451.htm
      ..
      Самолет был переоснащен двигателями Ghnome-Rhone 14N 20/21, дающими 1030 лс на высоте 5000 м, закрытыми капотами Mercier, а машина переобозначена LeO 451-01. Программа летных испытаний была проведена с 21.10.38 по февраль 1939 и, несмотря на несколько менее мощные двигатели, скорость и общие летные данные остались без изменений.

      ...
      Самолет был переоснащен двигателями Ghnome-Rhone 14N 20/21, дающими 1030 лс на высоте 5000 м, закрытыми капотами Mercier, а машина переобозначена LeO 451-01. Программа летных испытаний была проведена с 21.10.38 по февраль 1939 и, несмотря на несколько менее мощные двигатели, скорость и общие летные данные остались без изменений.

      ...
      После успешных испытаний на первом пpототипе двигателей Gnome-Rhone поступило требование оснастить ими, вместо первоначальных Hispano-Suiza, все серийные машины. Эти самолеты, переобозначенные как LeO 451, должны были оснастить двигателями Gnome-Rhone 14N 38/39 или 48/49, в зависимости от наличия. Такое решение значительно задержало поставку первого LeO 451-1
      [/quote]

      Ну и далее по тексту у "автора" косячок на косячке:

      [quote]Для начала весьма оригинально они предложили возложить защиту задней полусферы на 20-мм пушку от «Испано-Сюизы». Такого действительно никто не делал. Но идея зашла, потому что именно для этого оперение сделали разнесенным, и оно не мешало стрелять.[/quote]

      - Разнесенное оперение сделали не для пушки, а для того, чтобы руль направления находился в струе винта. Это улучшает управляемость на малых скоростях. А вот по суммарным значениям "мертвых секторов" разнесенное оперение гораздо хуже классического. Но "автору" это не ведомо.

      [quote]Но тут же выяснилось, что площади вертикальных хвостовых поверхностей не хватает на взлете и при наборе высоты. Пришлось сразу же дорабатывать рули.[/quote]

      -так коряво мог написать только человек сильно далекий от авиации.
      [quote][Например, оборонительное вооружение из пушки «Испано-Сюиза» HS 404. Это весьма неплохое оружие, бесспорно. Плюс центральный киль не мешал ее применять. /quote]
      - зато два разнесенных киля мешали применять в два раза больше.

      [quote]Однако немцы усвоили, и усвоили очень быстро, что можно спрятаться за шайбой оперения, уравнять скорости и спокойно открывать огонь.
      К сожалению, без шайбы руля направления самолет управлялся с огромным трудом.[/quote]

      - Это все как понимать? Не мешающее стрелять разнесенное оперение мешает стрелять? И немцы сняли "шайбу руля направления" ( так у "автора")? И поняли, что без нее самолет плохо управляем? Это трэш! laughing
      В обработке копипаста Скоморохов все "лучшее и лучшее". Ждем новых шедевров в новом году. Или в этом что еще успеет накопипастить?
    2. Авиатор_
      Авиатор_ 29 декабря 2019 17:18 Новый
      +2
      Не задавайте риторических вопросов
  9. Undecim
    Undecim 29 декабря 2019 10:57 Новый
    +11
    А все начиналось тогда, в начале благословенных тридцатых, когда в небесах правила доктрина Дуэ. Именно следуя постулатам этой доктрины, во Франции наплодили летающего ужаса (в плане эстетики) типа Bloch MB 200 и 210, Amiot 143, Potez 540 и 542, Farman 221 и 222, LeO 257bis.
    Не стоит пытаться представить французов заштатной авиационной страной "летающего ужаса". В те годы на таком "ужасе" летали все.
    Посмотрим на аналогичных ровесников из других стран.

    Бомбардировщик ТБ-3 (СССР).
    1. Undecim
      Undecim 29 декабря 2019 11:01 Новый
      +9

      Handley Page Heyford (Великобритания)
      1. Undecim
        Undecim 29 декабря 2019 11:09 Новый
        +8

        Mitsubishi Ki-20 (Япония). Япония пусть никого не смущает, самолет разработан в Германии фирмой Юнкерс.
        1. Undecim
          Undecim 29 декабря 2019 11:17 Новый
          +8

          Boeing В-9 (США).
          1. Undecim
            Undecim 29 декабря 2019 11:21 Новый
            +7

            Caproni Са.90 (Италия).
          2. Альф
            Альф 29 декабря 2019 20:52 Новый
            +4
            Цитата: Undecim

            Boeing В-9 (США).

            Зато вот этот прекрасно выглядел.

            Мартин Б-10. 1932-1934 годы.
            1. Undecim
              Undecim 29 декабря 2019 22:23 Новый
              +3
              Кстати, революционная для своего времени машина, вполне заслуживающая статьи.
              1. Альф
                Альф 30 декабря 2019 18:24 Новый
                +2
                Цитата: Undecim
                Кстати, революционная для своего времени машина, вполне заслуживающая статьи.

                Таки да. Гладкая обшивка, убирающееся шасси и закрытые кабины.
    2. dmmyak40
      dmmyak40 29 декабря 2019 23:12 Новый
      0
      Считаете, что можно сравнивать героя нашей статьи указанных ваши самолетов с ТБ-3? Если ТБ - герой времен гофры, то у остальных (если глаза и источники не врут) - цельнометаллическая или полотняная обшивка? Да и бомбовая нагрузка ТБ максимальная 5 000, а не 1500 у француза.
      1. Undecim
        Undecim 29 декабря 2019 23:41 Новый
        +5
        Никто ничего не сравнивает. Читайте внимательно комментарий. Цель была не ТТХ сравнить, а ответить на тезис автора "А все начиналось тогда, в начале благословенных тридцатых, когда в небесах правила доктрина Дуэ. Именно следуя постулатам этой доктрины, во Франции наплодили летающего ужаса (в плане эстетики) типа Bloch MB 200 и 210, Amiot 143, Potez 540 и 542, Farman 221 и 222, LeO 257bis."
        Смысл комментария - Франция в те годы в плане "эстетики" ничем не отличалась от остальных. ТБ-3 первый полет совершил в декабре 1930 года, Boeing В-9 - в апреле 1931, Ca.90 полноценно полетел в феврале 1930, Mitsubishi Ki-20 - октябрь 1931, Handley Page Heyford - в июне 1930. Это машины одного времени - начала тридцатых.
        1. dmmyak40
          dmmyak40 30 декабря 2019 23:09 Новый
          +4
          Если дело касается эстетики - согласен. Просто автору нужно " to pepper" - поперчить (на американском воздушном сленге - "стрелять из пулеметов, кстати) сухой текст статьи.
          Роман в последнее время увлекся "полу-албанским" языком: "самовыпилился", "зашла",... Моднявый автор, одним словом...
  10. Undecim
    Undecim 29 декабря 2019 11:59 Новый
    +7
    Наштамповав этих монстров, французы одумались и выдали проект совершенно иного свойства.
    Новый бомбардировщик должен был обладать скоростью хотя бы (!) в 400 км/ч (законодатели авиамоды, в то время советский СБ, уже выдавали 450 км/ч, если что), бомбовой нагрузкой в 1 000 кг, в перегрузе до 1 500 кг, дальностью действия до 1200 км.

    Одумались не только французы. Во всех странах происходило то же самое.
    Что касается законодатели авиамоды, в то время советский СБ, уже выдавали 450 км/ч, если что, то тут автор сильно поторопился и ввел читателей в заблуждение.
    17 ноября 1934 года компания Service Technique Aéronautique выпустила программу тяжелых бомбардировщиков B5. В ней указывался пятиместный бомбардировщик с максимальной скоростью 400 км / ч на высоте 4000 м и боевым радиусом 700 км, бомбовая нагрузка 1200 кг.
    Полугодом ранее, в марте 1934 г. УВВС сообщило свои тактико-технические требования к новому бомбардировщику - максимальная скорость 330 км/час, дальность полета 700 км, бомбовая нагрузка 500 кг.
    В феврале 1935, спроектированный согласно этих требований опытный АНТ-40РЦ с двигателями Райт "Циклон" мощностью 730 л.с развил скорость 325 км/час.
    А 450 км/час развивал уже СБ 2М103 с двигателями М103 в 1939 году. К тому времени Olivier LeO 45 развивал 495 км/час.
    1. Zufei
      Zufei 29 декабря 2019 12:06 Новый
      +4
      Э-эх. "Запрячь" бы Вас с Романом в одну статью. Это был бы знатный художественно-технический деликатес.
      1. Dooplet11
        Dooplet11 29 декабря 2019 12:18 Новый
        +5
        Сомневаюсь, что Undecim со Скомороховым на одно поле выйдет, не то что статью вместе писать.
  11. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 29 декабря 2019 12:58 Новый
    -4
    Удивительно. Никогда раньше не слышал об этом самолёте! Спасибо, Роман!
    1. Dooplet11
      Dooplet11 29 декабря 2019 13:15 Новый
      +6
      Просто процитирую:
      (с)
      Интересно, автор умеет пользоваться поиском?
      https://topwar.ru/71472-leo-45-udachnyy-samolet-kotoromu-ne-vezlo.html

      Автор Инженер-технарь ( https://topwar.ru/user/Инженер-технарь/ ) и пограмотнее Скоморохова будет, и первоисточники не забывает указывать. Да, многое поменялось на ВО с 2015 года.
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 29 декабря 2019 17:21 Новый
        +4
        Кстати, куда делся с ВО Инженер-технарь? Очень содержательные работы публиковал.
  12. Dooplet11
    Dooplet11 29 декабря 2019 13:07 Новый
    +4
    Прототип LeO 45 был выпущен несколько ранее своих конкурентов и совершил свой первый полет 16 января 1937 года. С 1200-сильными двигателями Gnome-Rhone 14P была достигнута максимальная скорость 515 км/ч. Но тут же выяснилось, что площади вертикальных хвостовых поверхностей не хватает на взлете и при наборе высоты. Пришлось сразу же дорабатывать рули.

    После экспериментов с двигателями от Gnome-Rhone на самолет поставили двигатели Hispano-Suiza 14Aa 6/7, трехлопастные винты Hispano-Suiza, с изменяемым в полете шагом. Двигатель воздушного охлаждения развивал 980 л.с. на уровне моря, 1080 л.с. на взлете и 1120 л.с. на высоте 4000 м.

    Про мощности и моторы. Из справочника

    У Испаны и мощности не те, и на серийных LeO 45 их практически не было:

    А были Гном-Роны, и совсем не с теми мощностями, что указал Скоморохов:


    Оказывается, чтобы копипастить, тоже голову надо включать...
  13. Undecim
    Undecim 29 декабря 2019 13:49 Новый
    +8
    Но по факту это был единственный бомбардировщик ВВС Франции, способный воевать во Второй мировой войне. Он и воевал.
    По факту это был далеко не единственный бомбардировщик ВВС Франции, способный воевать во Второй мировой войне. И на которых воевали. Для примера.

    Bloch MB.170 - именно на этом самолете во время Французской кампании 1940 года летал Антуан де Сент-Экзюпери. Разведывательный полет на этом самолете лег в основу автобиографической книги "Военный летчик".
    Самолет развивал скорость 530 км /час, дальность 1650 км, потолок 11000 м, бомбовую нагрузку 400 кг.
    1. Undecim
      Undecim 29 декабря 2019 14:05 Новый
      +5

      Бомбардировщик Amiot 354. Этот самолет не смог в достаточной мере проявить себя в 1940 году совсем из-за плохих ТТХ, а из-за бардака во французской авиационной промышленности, по причине которого к 1940 году построили только 86 машин. Естественно, оказать какого то заметного влияния они не смогли.
      Самолет имел максимальную скорость 480 км/час, дальность 3500 км, бомбовую нагрузку 1200 кг.
      1. Undecim
        Undecim 29 декабря 2019 14:28 Новый
        +10

        Еще один очень интересный самолет - Potez 630 с историей, очень напоминающей историю Пе-2.
        Создавался как истребитель, потом был и бомбардировщиком, и пикирующим бомбардировщиком, и разведчиком. Построено в различных вариантах 1395 экземпляров.
  14. L-39NG
    L-39NG 29 декабря 2019 13:53 Новый
    +4
    Французкие пилоты, которым удалось бежать из Франции или дезертировать из северной Африки летали и воевали в рядах RAF. 7 ноября 1941 года была создана первая чисто французкая No. 340 Squadron RAF. Позднее были созданы и другие. Например автор книги "Большое шоу" Пьер Анри Клостерман летал у No. 341 Squadron RAF.
    Для пояснения - Squadron RAF состоял из 12 - 24 самолётов.
  15. Михеич
    Михеич 29 декабря 2019 18:51 Новый
    0
    ...Наверное, все-таки воевали....
    Воевать то воевали да масштабы не те...
  16. BAI
    BAI 29 декабря 2019 20:08 Новый
    +5
    Оценка автора французских бомбардировщиков сейчас, не соответствует оценке своих бомбардировщиков французами тогда. Подготовка к операции "Копье":
    Генеральный секретарь французского МИДа Леже писал американскому послу Буллиту 11 января 1940 года: «Франция не станет разрывать дипломатических отношений с Советским Союзом или объявлять ему войну, она просто уничтожит СССР».

    Спустя 80 лет, оно, конечно, виднее, но что писал бы автор в 1939 году?
  17. WapentakeLokki
    WapentakeLokki 29 декабря 2019 20:43 Новый
    +2
    Цитата: Undecim

    Бомбардировщик Amiot 354. Этот самолет не смог в достаточной мере проявить себя в 1940 году совсем из-за плохих ТТХ, а из-за бардака во французской авиационной промышленности, по причине которого к 1940 году построили только 86 машин. Естественно, оказать какого то заметного влияния они не смогли.
    Самолет имел максимальную скорость 480 км/час, дальность 3500 км, бомбовую нагрузку 1200 кг.

    Блин..ну вылитый Ер-2 !!! Даже кабина пилота смещена в лево...И кто у кого..скоммунизмил...или ...
    1. Dooplet11
      Dooplet11 29 декабря 2019 21:14 Новый
      +6
      Для "вылитого Ер-2" не достает самого малого, - крыла "обратная чайка. И двигателей с водяным охлаждением.
      А так похож. Два мотора, два киля, опять, же кабина смещена. Вы, батенька, наблюдательны! Точно, скоммуниздили конструкцию!
      1. Альф
        Альф 30 декабря 2019 18:29 Новый
        +2
        Цитата: Dooplet11
        Для "вылитого Ер-2" не достает самого малого, - крыла "обратная чайка. И двигателей с водяным охлаждением.
        А так похож. Два мотора, два киля, опять, же кабина смещена. Вы, батенька, наблюдательны! Точно, скоммуниздили конструкцию!

        Да и башню стрелка хранцузы решили не втыкать, авось, сам по себе отобьется..