Military Review

8 July (19 July) 1790, the Kerch battle took place

12

8 July (19 July) 1790, the Kerch battle took place between the Russian and Turkish squadrons. During it, the Russian ships under the command of Rear Admiral Fyodor Fedorovich Ushakov defeated the Turkish Naval Forces and disrupted the landing of the Turkish troops on the Crimean Peninsula. This sea battle is one of the examples of the use of a new maneuverable tactic, the foundations of which were laid by the Russian naval commander Fedor Fedorovich Ushakov in the 2 half of the 18 century.


prehistory

In early May 1783, a squadron of Azov appeared in front of Akhtiar Bay, located in the southwestern part of the Crimean Peninsula flotilla. This was a detachment under the command of Vice Admiral F.A. Klokachev. Already in the same month, construction began on the city and port, which at first was called Akhtiar. In February 1784, a decree of the Russian government appeared, which officially announced the founding of the military port of Sevastopol (from the Greek. "Famous City", "The Majestic City", "City of Glory"). From that time opened история Russian Black Sea Fleet. The basis for the creation of the new fleet were the ships of the Azov flotilla. However, soon the fleet was replenished with ships built at the shipyards of Kherson. This new port city, founded near the mouth of the Dnieper in June 1778, became the main shipbuilding center in southern Russia. In 1784, the first battleship of the Black Sea Fleet was launched in Kherson. The Black Sea Admiralty was also established here.

The creation of the Black Sea Fleet went under difficult conditions: the vast territories of the Northern Black Sea Coast were at that time the remote outskirts of the empire, where they only began to develop fertile lands, build cities, build roads and create an industrial base. In order to speed up the replenishment of the Black Sea Fleet, Petersburg decided to transfer a squadron from the Baltic Sea. Six frigates left Kronstadt, made a march around Europe and reached the Dardanelles. However, the Turks refused to let the Russian ships into the Black Sea. For a whole year there were unsuccessful negotiations, but Istanbul refused to let the Russian squadron through. Port sought to prevent the strengthening of Russia on the Black Sea, to take revenge for past defeats and return the lost land, and above all the Crimean peninsula. The Turks dreamed of throwing Russia away from the Black and Azov Seas and restoring the position that existed on the southern Russian borders for several centuries.

The diplomatic struggle between the two great powers intensified with each passing year. The revanchist plans of the Turkish elite were supported by the ruling circles of France and England. London and Paris wanted to throw Russia away from the Baltic and Black Seas, to prevent the Russians from breaking into the Mediterranean. In early August, 1878, the Russian ambassador in Istanbul-Constantinople, Y. I. Bulgakov, was presented with an ultimatum in which the Turks demanded the return of the Crimean peninsula and the revision of the previously concluded agreements between St. Petersburg and Porto. The Russian ambassador rejected these insolent demands and was arrested. Such a move by the Turkish government marked the beginning of the war between the Ottoman Empire and Russia. At the same time, the Turkish fleet left the Bosphorus to the Dnieper-Bug estuary. Led the squadron "Crocodile Sea Battles" - Gassan Pasha.

The Russian fleet on the Black Sea was not ready for war. The marine infrastructure and the Black Sea fleet were at the stage of initial construction. There was a shortage of supplies, materials, weapons and ships. The Black Sea was poorly studied in terms of navigation. Turkey possessed an overwhelming superiority at sea. Only by the number of frigates did the Russian and Turkish fleets be approximately equal, for all other types of ships the Black Sea Fleet was several times inferior to the enemy. Thus, at the beginning of the war, about 20 to the Turkish battleships Russia could oppose only the 4 ship to the Black Sea theater of military operations. In addition, the Russian fleet was divided into two parts. The main core of the fleet, consisting mainly of sailing ships, was in Sevastopol. Rowing ships with a small part of sailing ships (Liman Flotilla) were based in the Dnieper-Bug estuary. Russian sailors, in order to at least somehow strengthen the Liman flotilla, had to convert Catherine II's “armada” into military ships (in 1787, the empress with a huge retinue made a journey from the capital to Tavrida, many different ships were built for her).

Prince G. Potemkin-Tavrichesky was the commander-in-chief of the land and naval forces of the South of Russia. The main task of the Russian army and navy was to defend the coast in order to prevent the enemy deep into the southern regions of the empire. One of the most vulnerable areas of defense was the region of the Dnieper-Bug estuary, where the border between Turkey and the Russian Empire was then. On the right bank of the estuary there was a powerful Turkish fortress Ochakov, which prevented the free exit of Russian ships from the Dnieper and the Southern Bug. On the opposite bank began the territory of Russia. Here, on a narrow spit opposite the Turkish coast, there was a small fortress of Kinburn, northeast of it, in 30 km from the mouth of the Dnieper - Kherson. The Turkish command concentrated here the main forces in order to seize the territory between the Bug and the Dnieper and create a springboard for further offensive on the Crimea.

War

20 August 1787, when the Black Sea Admiralty was not yet notified of the start of the war, 11 Turkish ships fired on two Russian ships stationed near Kinburn Spit (Frigate Skory and bot Bityuk). Russian ships under the command of Lieutenant Commander A. A. Obolyaninov and navigator I. F. Kuznetsov took the battle, for several hours they fought with the superior forces of the enemy. The Turks, having failed to achieve success with a sudden blow, launched a larger offensive. September 30 Turkish squadron opened fire on Kinburnu from 600 guns. 1 (12) October 1787, the Turkish ships landed troops. However, the Russian garrison under the command of Alexander Vasilyevich Suvorov destroyed most of the Turkish troops.

In the spring of 1788, the Turkish command resumed the offensive. At the entrance to the estuary, the Turks concentrated more than 100 ships with 2200 guns. The Russian Navy had only a few large sailing ships in this area and about 50 rowing vessels with 464 guns. In June, the Liman flotilla repulsed two Turkish attacks, several enemy ships were destroyed and captured. 18 June Russian fleet attacked the Turks and won a landslide victory. As a result, during 17-18 Jun, Gassan Pasha lost 15 ships, including 5 battleships and 5 frigates. The Turks lost more than 6 thousand people, including 1673 prisoners. Ochakov defeat was the hardest for the Turkish fleet since the battle of Chesma.

3 July at the island of Fidonisi, the battle of the Sevastopol squadron with the Turkish fleet took place. The Turkish fleet had a significant advantage: Gassan Pasha had 17 battleships against 2 Russian battleships, the Turks had more 1500 guns against 550 guns of the Russian squadron. Rear Admiral Voinovich was an indecisive man, and at the sight of a large Turkish fleet, he withdrew from the leadership of the squadron. The Russian squadron was headed by the commander of the avant-garde Brigadier Captain FF Ushakov. Maneuvering Ushakov was able to defeat the enemy and severely damage the Turkish flagship. The withdrawal of the Turkish flagship from the battle was for the Turks a signal for a general retreat. Shortly after the battle of Fidonisi Ushakov, he was appointed head of the Sevastopol squadron, and in March 1790 he was appointed commander of the Black Sea Fleet.

The battle of Fidonisi was of great importance. The Turks have lost complete supremacy over the sea. The Russian fleet began to make long hikes. In September 1788, a detachment of ships under the command of D. N. Senyavin reached Sinop and marched along the Turkish coast, firing at enemy strongholds. Gassan Pasha’s fleet hurried out of the Ochakovo area, the Russian fleet received complete freedom of action. In December, the fortress of Ochakov was captured, which was besieged since the summer of 1788. Russia gained an important strategic point, which covered the entire Dnieper-Bug estuary. In July 1789, the Russian army, under the command of Suvorov, won a brilliant victory at Focsani, and two months later at Rymnik.



Kerch battle

About two years after the defeat at the island of Fidonisi, the Turkish Navy did not take active steps in the Black Sea. In Turkey, the active construction of new ships. Ushakov, taking the post of commander, overcoming enormous internal difficulties, was actively engaged in strengthening the Black Sea Fleet. In July, 1789, at the confluence of the Bug and Ingul, was founded Nikolaev, where they launched the construction of ships. Subsequently, the Black Sea Admiralty was transferred to Nikolaev. In September, 1789, the Russian troops took the castle Hadzhibey, after a few years, will begin to build a harbor at this place. The new port will be called Odessa.

The Turkish command considered that the advance of the main forces of the Russian army to the Danube River would inevitably weaken the protection of coastal areas, which are located far from the theater of operations. Based on this idea, Porta decided to strike at those sections of the Russian coast where they did not expect to meet with serious resistance. The first place in these plans was occupied by the Crimean peninsula.

The Russian command was serious about the possible landing of the Turkish troops in the Crimea. Turkish troops landed on ships in Sinop and Samsun and other ports of Turkey could reach the peninsula in less than two days and land on the coast. From the Turkish fortress of Anapa, where the large garrison was located, to Kerch or Feodosiya there were generally only a few hours of progress. In Sevastopol and Kherson, they constantly received news of the preparation of the Turkish army for a landing operation. In Istanbul, a fleet was prepared for the transport of troops under the command of Hussein Pasha.

F. F. Ushakov went on a campaign in order to scout the forces of the enemy and disrupt his communications. The Russian squadron reached Sinop and went from it along the coast to Samsun, then to Anapa and returned to Sevastopol. The Russian ships captured more than ten Turkish ships, and Ushakov learned that in Constantinople there was an intensive preparation for the launch of the Turkish fleet with landing forces on board. 2 July 1790, the Russian squadron again went to sea to search for the enemy and protect the coast.

In the morning of July 8 (July 19), the Russian squadron was located opposite the Kerch Strait, between the Crimean coast and Taman. One of the cruisers said that he was observing "outside ships". Soon a large Turkish squadron was discovered, which was marching from Anapa in the direction of the Crimean Peninsula. Hussein Pasha had 10 battleships, 8 frigates and 36 auxiliary ships under his command. Ushakov had 10 battleships, 6 frigates, 1 bombing ships and 16 auxiliary ships. Although both squadrons had an equal number of battleships, Admiral Hussein Pasha was superior in strength. Under the command of the Turkish admiral there were twice as many auxiliary ships, and he had superiority in artillery weapons (1100 guns against 850 Russian cannons). In addition, the Turks occupied the windward position, which gave an advantage when maneuvering. Hussein Pasha, seeing the Russian squadron, immediately ordered to go on the attack.

At noon, the enemy fleet approached the Russian squadron at a distance of gunfire and opened fire. Hussein Pasha brought down the main attack on the Russian avant-garde, where there were two battleships and a frigate. Russian ships returned fire. A particularly fierce exchange of fire took place between the forward ships of both squadrons. Seeing that the advanced ships could not defeat the Russian avant-garde, Hussein Pasha directed the fire of other ships against him. Then Ushakov took an unexpected decision for the enemy: the Russian naval commander ordered the frigates to leave the battle line. The frigates "John the Warrior", "The Protection of the Virgin" and "Jerome" and others turned away from the line, and the battleships closed their distance tightly. Ushakov wanted the corpsial battalion (the middle part of the fleet, built to one line) could come closer to the vanguard. This maneuver contributed to the change of wind.

The Turkish admiral decided to make a turn. The Turkish squadron began to turn in order to improve its position in relation to the Russian ships. However, this maneuver only worsened the position of the Turkish fleet. At the time of the turn, the Turkish ships became even closer to the Russian ships, which were immediately intensified by the fire. The gunners of the “Nativity of Christ” battleships under the leadership of M. M. Yelchaninov’s 2 rank and “Transformation” under the command of Y. N. Sablin, 2-rank captain, especially distinguished themselves. Two enemy battleships were severely damaged, where shoots and yards were shot down. These ships even temporarily lost control. The Turkish vice admiral ship was damaged very badly. Trying to protect their damaged ships, the Turkish admiral with several ships changed course and went counter-tack parallel to the Russian squadron. Thanks to this maneuver, the Turks managed to divert the fire of the Russian squadron from previously damaged ships.

As a result of skillful maneuvering, the Russian ships were in the windward position. To take advantage of this successful moment, Fedor Ushakov gave the signal to the avant-garde turn on the tack. The flagship lay down on a new course, followed by other squadron ships taking up their positions. This unexpected and rapid rebuilding of Russian ships caused confusion among the Turks. The Turkish admiral was forced to build his line under the wind. The Russian squadron tried to get close to the Turks in order to inflict a final defeat on them. However, Hussein Pasha ordered a retreat to begin. Taking advantage of their speed and the advancing darkness, the Turkish ships fled.

At midnight, Hussein Pasha changed course and divided the fleet into two parts: the most damaged ships were sent to Sinop, and the rest of the squadron moved west. On the morning of July 9, Admiral Ushakov, not finding the enemy ships, headed for Theodosius. Three days later, the Russian squadron arrived in Sevastopol. The Turks tried to hide the defeat and reported that they sank several Russian ships. After the defeat, the Turkish fleet again took refuge in its bases, where they began to carry out intensive work on the restoration of damaged ships. The Turkish command wanted to quickly restore the combat capability of the fleet.

8 July (19 July) 1790, the Kerch battle took place
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Sakhalininsk
    Sakhalininsk 19 July 2012 08: 37 New
    +1
    The great victory of the greatest admiral in the history of our fleet!
  2. Cashpoint
    Cashpoint 19 July 2012 10: 07 New
    +1
    Does anyone know when was the last such victory or the won naval battle of the Russian / Soviet fleet?
    1. Stealth
      Stealth 19 July 2012 12: 29 New
      0
      The last such battle was the Jutland battle of the English and German fleets in 1916, since then there have been no more such battles. Rather, clashes between the battleships still happened, but there was nothing of the sort on a massive scale.
      1. Cashpoint
        Cashpoint 19 July 2012 12: 47 New
        -4
        I’m not talking about battleships, but about the victory of the fleet ... For example, in 1942 the USA won this at Midway Atoll. And the Russian fleet has not been seen since the sails are no longer used. The same British at the Falklands sank the "General Belgrano", whom and when did the Soviet / Russian fleet sank for the last time?
        1. carbofo
          carbofo 19 July 2012 15: 44 New
          +2
          Cashpoint,
          With which the sinking of the US Navy, ships of Japan, is a naval battle ??
    2. Sakhalininsk
      Sakhalininsk 19 July 2012 12: 33 New
      +1
      The last victory of such a level in the history of the Russian fleet is Sinop.
      1. Cashpoint
        Cashpoint 19 July 2012 12: 44 New
        -2
        Well, that means the Russian fleet is almost 160 years old without victories at sea ...
        1. Sakhalininsk
          Sakhalininsk 19 July 2012 13: 04 New
          0
          After Sinop of this level, naval battles occurred only twice Tsushima and Jutland, all other battles were much less significant.
        2. Stealth
          Stealth 19 July 2012 23: 45 New
          +1
          Quote: CashPoint
          Well, that means the Russian fleet is almost 160 years old without victories at sea ...

          Let me remind you about the battle at Cape Sarych.
          1. Trapperxnumx
            Trapperxnumx 20 July 2012 14: 14 New
            0
            Quote: Stealth
            Let me remind you about the battle at Cape Sarych.


            Also remembered about him)))
  3. AK-74-1
    AK-74-1 19 July 2012 11: 03 New
    +1
    Beautiful victory. MILITARY GLORY DAY! It was a glorious time. Great achievements were made by the Russian Empire in the glorious times of the real Russian Tsarina Catherine II the Great.
  4. Pacifist
    Pacifist 19 July 2012 14: 36 New
    +2
    London and Paris wanted to push Russia away from the Baltic and Black Seas, to prevent the Russians from breaking into the Mediterranean Sea what
    Nothing like?
  5. Vova
    Vova 20 July 2012 08: 50 New
    0
    standard of naval battle !!!
  6. Eugene
    Eugene 20 July 2012 12: 42 New
    +2
    Yesterday we drank Russian weapons for the victory, sitting on the shore of the Kerch Strait!
  7. Alex
    Alex 26 February 2014 23: 34 New
    +2
    Glorious time, worthy sons of the Fatherland! Admiral Ushakov, Generalissimo Suvorov and their worthy students!

    Glory to Russian weapons!

8 июля (19 июля) 1790 года произошло Керченское сражение

8 июля (19 июля) 1790 года произошло Керченское сражение

8 июля (19 июля) 1790 года произошло Керченское сражение между русской и турецкой эскадрами. В ходе него русские корабли под началом контр-адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова нанесли поражение турецким Военно-морским силам и сорвали высадку турецкого десанта на Крымский полуостров. Этот морской бой является одним из примеров использования новой манёвренной тактики, основы которой были заложены русским флотоводцем Федором Фёдоровичем Ушаковым во 2-й половине 18 столетия.

Предыстория

В начале мая 1783 года перед Ахтиарской бухтой, расположенной в юго-западной части Крымского полуострова, появилась эскадра Азовской флотилии. Это был отряд под командованием вице-адмирала Ф. А. Клокачёва. Уже в этом же месяце началось строительство города и порта, который первое время назвался Ахтиарским. В феврале 1784 года появился указ русского правительства, где официально объявлялось о основании военного порта Севастополь (с греч. «Знаменитый город», «Величественный город», «Город славы»). С этого времени открылась история русского Черноморского флота. Основой для создания нового флота стали корабли Азовской флотилии. Однако вскоре флот стал пополняться кораблями, построенными на верфях Херсона. Этот новый портовый город, основанный вблизи устья Днепра в июне 1778 года, стал главным кораблестроительным центром Южной России. В 1784 году в Херсоне спустили на воду первый линейный корабль Черноморского флота. Здесь же учредили Черноморское Адмиралтейство.


Создание Черноморского флота шло в сложных условиях: огромные территории Северного Причерноморья были в тот период отдалённой окраиной империи, где только начали осваивать плодородные земли, строить города, прокладывать дороги и создавать промышленную базу. Петербург в целях ускорения пополнения Черноморского флота решил перевести эскадру с Балтийского моря. Шесть фрегатов вышли из Кронштадта, совершили поход вокруг Европы и дошли до Дарданелл. Однако турки отказались пропускать русские корабли в Чёрное море. Целый год шли безрезультатные переговоры, но Стамбул отказался пропускать русскую эскадру. Порта стремилась не допустить укрепления России на Чёрном море, взять реванш за прошлые поражения и вернуть потерянные земли и прежде всего Крымский полуостров. Турки мечтали отбросить Россию от Чёрного и Азовского морей и восстановить то положение, которое существовало на южных русских рубежах в течение нескольких столетий.

Дипломатическая борьба между двумя великими державами обострялась с каждым годом. Реваншистские планы турецкой элиты поддерживались правящими кругами Франции и Англии. Лондон и Париж хотели отбросить Россию от Балтийского и Чёрного морей, не допустить прорыва русских в Средиземное море. В начале августа 1878 года русскому послу в Стамбуле-Константинополе Я. И. Булгакову был предъявлен ультиматум, в котором турки требовали вернуть Крымский полуостров и пересмотреть ранее заключённые соглашения между Петербургом и Портой. Русский посол отверг эти наглые требования и был арестован. Подобный шаг турецкого правительства означал начало войны между Османской империей и Россией. Одновременно турецкий флот вышел из Босфора к Днепровско-Бугскому лиману. Руководил эскадрой «Крокодил морских сражений» - Гассан-паша.

Русский флот на Чёрном море не был готов к войне. Морская инфраструктура и Черноморский флот находились на стадии первоначального строительства. Не хватало запасов, материалов, вооружений и кораблей. Чёрное море в навигационном отношении было изучено слабо. Турция обладала на море подавляющим превосходством. Только по числу фрегатов русский и турецкий флоты были примерно равны, по всем остальным типам кораблей Черноморский флот уступал врагу в несколько раз. Так, в начале войны примерно 20 турецким линейным кораблям Россия могла противопоставить на Черноморском театре военных действий только 4 корабля. Кроме того, русский флот был разделён на две части. Основное ядро флота, состоявшее преимущественно из парусных кораблей, находилось в Севастополе. Гребные суда с небольшой частью парусных кораблей (Лиманская флотилия) базировались в Днепровско-Бугском лимане. Русским морякам, чтобы хоть как-нибудь усилить Лиманскую флотилию, пришлось переоборудовать в военные суда «армаду» Екатерины II (в 1787 году императрица с огромной свитой совершила путешествие из столицы в Тавриду, для неё соорудили множество различных судов).

Главнокомандующим сухопутными и морскими силами Юга России был князь Г. А. Потёмкин-Таврический. Главной задачей русской армии и флота являлась оборона побережья с целью не допустить неприятеля вглубь южных областей империи. Одним из самых уязвимых участков обороны был район Днепровско-Бугского лимана, где тогда проходила граница между Турцией и Российской империей. На правом берегу лимана располагалась мощная турецкая крепость Очаков, которая препятствовала свободному выходу русских судов из Днепра и Южного Буга. На противоположном берегу начиналась территория России. Здесь на узкой косе напротив турецкого берега находилась небольшая крепость Кинбурн, северо-восточнее неё, в 30 км от устья Днепра – Херсон. Турецкое командование сосредоточило здесь главные силы, чтобы захватить территорию между Бугом и Днепром и создать плацдарм для дальнейшего наступления на Крым.

Война

20 августа 1787 года, когда Черноморское Адмиралтейство ещё не было извещено о начале войны, 11 турецких кораблей обстреляли стоящие близ Кинбурнской косы два русских корабля (фрегат «Скорый» и бот «Битюк»). Русские корабли под командованием капитан-лейтенанта А. А. Обольянинова и штурмана И. Ф. Кузнецова и приняли бой, в течение нескольких часов они сражались с превосходящими силами врага. Турки, не сумев внезапным ударом достичь успеха, предприняли более масштабное наступление. 30 сентября турецкая эскадра открыла огонь по Кинбурну из 600 орудий. 1 (12) октября 1787 года турецкие корабли высадили десант. Однако русский гарнизон под командованием Александра Васильевича Суворова уничтожил большую часть турецкого десанта.

Весной 1788 г. турецкое командование возобновило наступление. У входа в лиман турки сосредоточили более 100 кораблей с 2200 орудиями. Русские ВМС имели на этом направлении только несколько крупных парусных кораблей и около 50 гребных судов с 464 орудиями. В июне Лиманская флотилия отразила два турецких нападения, несколько вражеских кораблей было уничтожено и захвачено. 18 июня русская флотилия атаковала турков и одержала убедительную победу. В результате в течение 17-18 июня Гассан-паша потерял 15 кораблей, в том числе 5 линейных кораблей и 5 фрегатов. Турки потеряли более 6 тыс. человек, в том числе 1673 пленными. Очаковское поражение стало самым тяжёлым для турецкого флота со времён битвы под Чесмой.

3 июля у острова Фидониси произошло сражение Севастопольской эскадры с турецким флотом. Турецкий флот имел значительное преимущество: Гассан-паша располагал 17 линейными кораблями против 2 русских линейных кораблей, турки имели более 1500 орудий против 550 пушек русской эскадры. Контр-адмирал Войнович был нерешительным человеком и при виде большого турецкого флота самоустранился от руководства эскадрой. Возглавил русскую эскадру командир авангарда капитан бригадирского ранга Ф. Ф. Ушаков. Маневрируя Ушаков смог нанести поражение противнику и сильно повредить турецкий флагман. Выход турецкого флагмана из боя стал для турков сигналом к общему отступлению. Вскоре после сражения при Фидониси Ушакова назначили главой Севастопольской эскадры, а в марте 1790 года он был назначен командующим Черноморским флотом.

Сражение при Фидониси имело большое значение. Турки потеряли полное господство над морем. Русский флот стал делать дальние походы. В сентябре 1788 года отряд кораблей под началом Д. Н. Сенявина достиг Синопа и прошёл вдоль турецкого побережья, обстреливая неприятельские опорные пункты. Флот Гассан-пашы поспешил уйти из района Очакова, русский флот получил полную свободу действий. В декабре была захвачена крепость Очаков, которую осаждали с лета 1788 года. Россия обрела важный стратегический пункт, который прикрывал весь Днепровско-Бугский лиман. В июле 1789 года русская армия под началом Суворова одержала блестящую победу при Фокшанах, а спустя два месяца при Рымнике.

8 июля (19 июля) 1790 года произошло Керченское сражение


Керченское сражение

Около двух лет после поражения у острова Фидониси турецкие ВМС не предпринимали активных действий в Чёрном море. В Турции велось активное строительство новых кораблей. Ушаков вступив в должность командующего, преодолевая огромные внутренние трудности, активно занимался укреплением Черноморского флота. В июле 1789 года при слиянии Буга и Ингула был основан Николаев, где развернули строительство кораблей. Впоследствии в Николаев перенесли Черноморское Адмиралтейство. В сентябре 1789 года русские войска взяли замок Хаджибей, через несколько лет на этом месте начнут строить гавань. Новый порт будет назван Одессой.

Турецкое командование посчитало, что продвижение основных сил русской армии к реке Дунай неминуемо ослабит защиту прибрежных территорий, которые расположены вдалеке от театра военных действий. Исходя из этой идеи, Порта решила нанести удары по тем участкам русского побережья, где не ожидали встретить серьёзного сопротивления. Первое место в этих планах занял Крымский полуостров.

Русское командование серьёзно относилось к возможной высадке турецкого десанта в Крыму. Турецкие войска посаженные на корабли в Синопе и Самсуне и других портах Турции, могли менее чем за двое суток достичь полуострова и высадиться на побережье. От турецкой крепости Анапа, где располагался большой гарнизон, до Керчи или Феодосии было вообще всего несколько часов хода. В Севастополе и Херсоне постоянно получали известия о подготовке турецкой армии к десантной операции. В Стамбуле был подготовлен флот для перевозки десанта под командованием Гуссейн-паши.

Ф. Ф. Ушаков вышел в поход с целью разведать силы неприятеля и нарушить его коммуникации. Русская эскадра дошла до Синопа и от него пошла вдоль побережья к Самсуну, далее к Анапе и возвратилась в Севастополь. Русские корабли захватили более десяти турецких судов, и Ушаков узнал, что в Константинополе идёт усиленная подготовка к выходу в море турецкого флота с десантными силами на борту. 2 июля 1790 года русская эскадра вновь вышла в море для поиска неприятеля и охраны побережья.

Утром 8 (19 июля) июля русская эскадра находилась напротив Керченского пролива, между Крымским берегом и Таманью. Один из крейсеров сообщил, что наблюдает «посторонние суда». Вскоре была обнаружена большая турецкая эскадра, которая шла со стороны Анапы по направлению к Крымскому полуострову. Гуссейн-паша имел под своим началом 10 линейных кораблей, 8 фрегатов и 36 вспомогательных судов. У Ушакова было 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 16 вспомогательных судов. Хотя обе эскадры имели равное число линейных кораблей, адмирал Гуссейн-паша имел превосходство в силах. Под началом турецкого адмирала было в два раза больше вспомогательных кораблей, и он имел превосходство в артиллерийском вооружении (1100 орудий против 850 русских пушек). Кроме того, турки занимали наветренное положение, что давало преимущество при маневрировании. Гуссейн-паша, завидев русскую эскадру, сразу отдал приказ идти в атаку.

В полдень вражеский флот подошёл к русской эскадре на расстояние пушечного огня и открыл огонь. Гуссейн-паша обрушил главный удар на русский авангард, где было два линейных корабля и фрегат. Русские корабли открыли ответный огонь. Особенно ожесточённая перестрелка шла между передовыми кораблями обеих эскадр. Видя, что передовые корабли не могут нанести поражение русскому авангарду, Гуссейн-паша направил против него огонь других кораблей. Тогда Ушаков принял неожиданное для противника решение: русский флотоводец приказал фрегатам выйти из боевой линии. Фрегаты «Иоанн-воинственник», «Покров Богородицы» и «Иероним» и др. отвернули от линии, а линейные корабли плотно сомкнули свою дистанцию. Ушаков хотел, чтобы кордебаталия (средняя часть флота, выстроенная к одну линию) могла ближе приблизиться к авангарду. Этому манёвру способствовала перемена ветра.

Турецкий адмирал решил сделать поворот. Турецкая эскадра стала поворачивать, чтобы улучшить своё положение по отношению к русским кораблям. Однако этот манёвр только ухудшил положение турецкого флота. В момент поворота турецкие суда ещё более сблизились с русскими кораблями, которые тут же усилил огонь. Особенно отличились пушкари линейных кораблей «Рождество Христово» под руководством капитана 2-го ранга М. М. Ельчанинова и «Преображение» под началом капитана 2-го ранга Я. Н. Саблина. Были сильно повреждены два вражеских линейных корабля, где были сбиты стеньги и реи. Эти корабли даже временно потеряли управление. Очень сильно был повреждён турецкий вице-адмиральский корабль. Стараясь защитить свои повреждённые корабли, турецкий адмирал с несколькими кораблями изменил курс и прошёл контр-галсом параллельно русской эскадре. Благодаря этому маневру туркам удалось отвлечь огонь русской эскадры от ранее повреждённых кораблей.

В результате умелого маневрирования русские корабли оказались в наветренном положении. Чтобы воспользоваться этим удачным моментом, Фёдор Ушаков дал сигнал авангарду повернуться на оверштаг. Флагманский корабль лёг на новый курс, вслед за ним стали занимать места другие корабли эскадры. Это неожиданное и быстрое перестроение русских кораблей вызвало замешательство среди турков. Турецкий адмирал был вынужден выстраивать свою линию под ветром. Русская же эскадра старалась сблизиться с турками, что нанести им окончательное поражение. Однако Гуссейн-паша приказал начать отступление. Пользуясь своей скоростью и наступающей темнотой, турецкие корабли бежали.

В полночь Гуссейн-паша изменил курс и поделил флот на две части: наиболее повреждённые корабли были направлены в Синоп, а остальная часть эскадры двинулась на запад. Утром 9 июля адмирал Ушаков, не обнаружив вражеские корабли, взял курс на Феодосию. Спустя три дня русская эскадра прибыла в Севастополь. Турки попытались скрыть поражение и сообщили, что потопили несколько русских кораблей. После поражения турецкий флот снова укрылся на своих базах, где начали проводить усиленные работы по восстановлению повреждённых кораблей. Турецкое командование хотело в кратчайшие сроки восстановить боеспособность флота.

8 июля (19 июля) 1790 года произошло Керченское сражение
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Сахалинец 19 июля 2012 08:37
    Великая победа самого великого адмирала в истории нашего флота!
  2. CashPoint 19 июля 2012 10:07
    Кто нибудь в курсе когда была последняя подобная победа или выигранное военно-морское сражение российского/советского флота?
    CashPoint
    1. Stealth 19 июля 2012 12:29
      Последнее подобное сражение - Ютландское сражение английских и немецких флотов в 1916 году, с тех пор подобных боев больше не было. Вернее столкновения линккоров еще случались, но ничего подобного по массштабу уже не было.
      Stealth
      1. CashPoint 19 июля 2012 12:47
        Я говорю не про линкоры, а про победу флота...США например в 1942 такую одержали у атолла Мидуэй. А российского флота с тех пор как паруса перестали использовать не видно. Те-же британцы у Фолклендов потопили «Генерал Бельграно», кого и когда потпил в последний раз советский\ российский флот?
        CashPoint
        1. carbofo 19 июля 2012 15:44
          CashPoint,
          С каких под потопление самолетами американского флота , кораблей японии , является морской битвой ??
    2. Сахалинец 19 июля 2012 12:33
      Последняя победа такого уровня в истории Российского флота это Синоп.
      1. CashPoint 19 июля 2012 12:44
        Ну значит у российского флота почти 160 лет без побед на море...
        CashPoint
        1. Сахалинец 19 июля 2012 13:04
          После Синопа такого уровня морские битвы случались лишь дважды Цусима и Ютланд, все остальные бои были куда менее значимыми.
        2. Stealth 19 июля 2012 23:45
          Цитата: CashPoint
          Ну значит у российского флота почти 160 лет без побед на море...

          Напомню вам про бой у мыса Сарыч.
          Stealth
          1. Trapper7 20 июля 2012 14:14
            Цитата: Stealth
            Напомню вам про бой у мыса Сарыч.


            Тоже про него вспомнил)))
  3. AK-74-1 19 июля 2012 11:03
    Красивая победа. ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ! Славное было время. Великие приобретения сделала Российская Империя в славные времена настоящей русской царицы Екатерины II Великой.
  4. Pacifist 19 июля 2012 14:36
    Лондон и Париж хотели отбросить Россию от Балтийского и Чёрного морей, не допустить прорыва русских в Средиземное море what
    Ничего не напоминает ?
  5. Вован 20 июля 2012 08:50
    эталон морской битвы!!!
    Вован
  6. евген 20 июля 2012 12:42
    Вчера выпили за победу русского оружия,сидя на берегу Керченского пролива!
  7. Алекс 26 февраля 2014 23:34
    Славное время, достойные сыны Отечества! Адмирал Ушаков, генераллиссимус Суворов и их достойные ученики!

    Слава русскому оружию!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня