Изделие «Ягуар»: УАЗ, который научился плавать

27

Проект оборонного значения


Рождение изделия под шифром «Ягуар» или УАЗ-3907 было связано с желанием Министерства обороны СССР в начале 70-х годов получить сразу целую линейку легких амфибий. Одной из них должна была стать машина проекта «Река», о которой шла речь ранее в статье из рубрики «Инженерные войска и транспорт». Этот «водоплавающий» разрабатывался на Волжском автозаводе и был, по сути, чуть не единственным крупным оборонным проектом предприятия. При этом вазовские инженеры получили заказ на разработку амфибии на базе «Нива» еще в 1972 года, а на УАЗ аналогичный заказ пришел только в конце 1976 года. Концепции хотя и были схожи – плавающий автомобиль, уверенно себя чувствующий и на трассе, и на тяжелом бездорожье, но весовые категории были разные. ВАЗ-2122 «Река» брала на борт 4 человек, в то время как техническое задание требовало от УАЗ-3907 вмещать 7 бойцов. Евгений Кочнев в книге «Автомобили Советской Армии» пишет даже об штатных 11 пассажирах – хотя это, скорее всего, «рекорд», достигнутый в ходе испытаний. Примечательно, что оба проекта изначально шли в обстановке строгой секретности, и разработчики из Ульяновска и Тольятти не знали о существовании аналогичных амфибий друг у друга. А когда стали просачиваться скупые слухи об испытаниях, долгое время считали, что Министерство обороны устроило своеобразное соревнование между заводами на лучшее воплощение плавающей машины. В итоге, как мы знаем, ни одна из этих машин не увидела армейской службы. А для гражданской эксплуатации потенциальный рынок, даже с учетом выхода на международный масштаб (с учетом всех соблюдения всех сертификационных норм), не смог бы окупить и части затрат на разработку и производство. Поэтому машины проектов «Река» и «Ягуар» были предназначены исключительно для военных, лишь побочными продуктами могли стать амфибии для охотников и рыбаков.


Одна из последних действующих амфибий УАЗ-3907

Официальным днем рождения плавающего УАЗа можно считать 16 декабря 1976 года, когда Совет Министров СССР вместе с ЦК КПСС вынесли постановление №1043-361, в котором достаточно подробно описывались требования к будущей амфибии. С самого начала было понятно, что под «Ягуара» будут адаптировать проверенную и достаточно надежную платформу УАЗ-469 (3151). «Целевой аудиторией» новинки в армии назначили десантно-штурмовые подразделения, разведку морской пехоты, а также войска специального назначения. Кроме этого, планировали использовать «Ягуар» в качестве машины управления и связи.




















Для такой амфибии при её грузоподъемности с водителем порядка 600 килограммов стандартного мотора УМЗ-414 (75 л. с.) не хватало – требовался двигатель мощностью от 90 до 100 л.с. Над этим двигателем на Ульяновском моторном заводе уже шла работа, он получил индекс УМЗ-421 и в начале 80-х годов должен был встать впервые на машину «Ягуар». Но все это осталось в планах – амфибия в большинстве выпущенных экземплярах оснащалась устаревшим и слабым 414-м мотором в 75 л. с. Кроме двигателя, в задании описывались требования к унификации коробки переключения передач с другими уазовскими модели и разработке новой раздаточной коробки.

«Ягуар» встает на лапы


Несмотря на красивое наименование ОКР «Ягуар», которое отсылает нас и к южноамериканскому хищнику, и к легендарной британской компании, амфибия из Ульяновска получилась неказистая. Во-первых, она гораздо больше походила на лодку на колесах, чем тольяттинская «Река», которую также с натяжкой можно назвать изящной. Это было продиктовано требования к плавучести нагруженной машины и устойчивости к волнению на водной поверхности. В планах, как уже писалось выше, было оснащение плавающим УАЗом подразделений морской пехоты, а это означало, что машина могла бороздить прибрежную зону морской акватории при волнении до двух баллов. Во-вторых, внешний вид портили длинный капот, который также ухудшал зону видимости водителю, и короткая база УАЗ-469, отчего у амфибии были внушительные свесы.




Гребные винты "Ягуара"

Вполне возможно, что по причине характерного внешнего вида получила бы в войсках машина справедливое прозвище «Крокодил». И, кстати, «Ягуар» с самого начала официальным наименованием уазовской амфибии не являлся – это был лишь шифр ОКР. Если уж заговорили о животных, то нельзя не упомянуть о единственной разработанной модификации амфибии под индексом 39071, которой дали имя «Баклан». Неизвестно, было ли это официальное наименование будущей серийной машины или просто шифр ОКР, но амфибия разрабатывалась под заказ КГБ для Пограничных войск. Тогда случилась некая бюрократическая проволочка, не позволившая провести разработку амфибии через один заказ – пришлось организовывать отдельные ОКР от МО и КГБ. «Баклан» отличался от «Ягуара» только нюансами оснащения – дугами для шести пар лыж, радиостанциями «Айва-А» и Р-143-04, радиолокатором ближней разведки 1РЛ-136, клеткой для служебного пса и креплениями для РПК-74, АК-74 и прибора ночного видения 1ПН-50. Так как работы по «Баклану» были организованы позднее запуска ОКР «Ягуар», то амфибия получила более мощный мотор в 92 л. с.










ОКР "Баклан" для Пограничной службы КГБ. О количестве собранных машин ничего не известно.

Ключевой особенностью УАЗ-3907 стали гребные винты, расположенные сразу за передней осью. Это было достаточно необычным компоновочным решением, продиктованным прежде всего заботой о геометрической проходимости. Два немаленьких четырехлопастных винта, да еще с водяным рулем в хвосте серьезно осложняли спуск амфибии в воду. Поэтому винты крепили к трехвальной коробке отбора мощности, которая также приводила в движение, по одной из версий, помпу для откачивания забортной воды (опять же у Евгения Кочнева один из валов коробки ответственен за привод лебедки — это, скорее всего, ближе к правде). На первых вариантах «Ягуара» водяной руль все-таки присутствовал, но располагался он в очень уязвимом месте, отчего нередко обламывался. И вот в один из моментов испытаний машина с отсутствующим рулем вошла в воду, но нисколько не потеряла в маневренности. Дело оказалось в том, что руль поворачивался синхронно с колесами, сквозь арки которых винты прогоняли потоки воды, поворачивая нос амфибии. Этого оказалось вполне достаточно, и решено было оставить «Ягуар» без судовых рулей под днищем. В итоге получилась уникальная конструкция, нигде больше не апробированная. Кстати, гребные винты позволили отказаться от специальных «водоплавающих» колес с развитыми грунтозацепами, к чему пришлось прибегнуть инженерам ВАЗа при разработке проекта «Река».


Задрайка для герметизации кузова перед "водными процедурами". В среднем время приведения машины в режим "плавание" занимало 5 минут


















Изделие «Ягуар»: УАЗ, который научился плавать
































УАЗ-3907. Интерьер и экстерьер в деталях. Обратите внимание на широкое использование комплектующих с вазовского конвейера





Пара видеофрагментов о машине проекта "Ягуар"

Надо сказать, что за тринадцать лет разработки (это, к сожалению, было обычной практикой разработки техники в советские времена) конструкторы практически не сталкивались с трудностями на испытаниях. В отличие от тольяттинской амфибии ВАЗ-2122, которая долгое время досаждала перегревом мотора, пришлось даже кузов перекраивать. На плавающем УАЗе проблему перегрева мотора решили разворотом потоков воздуха задом-наперед. Забор производился у откидного ветрового стекла, а выход на кромке капота, которая также была откидывающейся и выполняла функцию волноотражателя. Длинный капот амфибии хотя и портил немного внешний вид, позволял свободнее размещать силовой агрегат, обеспечивая место для потоков охлаждающего воздуха. Тольяттинская «Река» такой роскоши была лишена. Да и в остальном «Ягуар» был больше приспособлен к водным процедурам – скорость на плаву до 9 км/ч против 4 км/ч у ВАЗ-2122, а устойчивость к волнам позволяла уверенно плавать по ветреной Волге. В ходе испытаний УАЗ-3907 прошел с экипажем по великой реке от Ульяновска до Астрахани, благо запас хода на воде в 300 часов позволял это осуществить. При этом «Ягуар» был вполне полезен и на суше. Он разгонялся до 110 км/ч, мог буксировать прицеп до 750 кг и совсем немного отставал на бездорожье от своих предков – УАЗ-469 и -3151.






Фотографии, позволяющие представить размеры "Ягуара" относительно других автомобилей

У изделий «Ягуар» и «Река», помимо умения плавать, есть еще одно общее – ни одну из них не приняли на вооружение. В Ульяновске выпустили всего 14 машин, из которых в живых осталось не более 5-6. УАЗ даже не предпринимал, в отличие от ВАЗа, попыток предложить амфибию гражданском потребителю. Слишком уж военной она оказалась с самого начала.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 декабря 2019 05:47
    Компоновку Луаза что мешало повторить?
    1. +5
      27 декабря 2019 06:02
      Мешала изначальная база Уаза и соображения экономии
      1. 0
        27 декабря 2019 06:10
        Странно, УаЗ рамный, а Ягуар вроде бы с несущим кузовом, можно и поизвращаться было. )). Кстати, спасибо за статью.
        1. +2
          27 декабря 2019 06:48
          Цитата: Владимир_2У
          а Ягуар вроде бы с несущим кузовом,

          Кузов наварен вокруг рамы (интегрированная). Во втором видео показано.
          1. 0
            27 декабря 2019 07:10
            Тогда понятно, видео редко смотрю, со временем так себе дело обстоит.)
    2. +1
      27 декабря 2019 06:25
      Там винты некуда прилепить :)
  2. +7
    27 декабря 2019 06:08
    Интересно, а что бы на базе "Буханки" получилось? Или такой вариант даже не рассматривался?
    1. +3
      27 декабря 2019 13:10
      Думаю, бескапотники-амфибии плохо плавают. С пустым кузовом центр тяжести смещается на нос, что вызывает сильный дифферент со всеми вытекающими последствиями...
      1. +8
        27 декабря 2019 13:19
        Евгений hi Но у капотника тоже двигатель впереди. Единственная разница - экипаж рядом с двигателем. Зато база длиннее. Были же экспериментальные более крупные амфибии, практически такие же бескапотники. Но и их в серию не пустили. Тут какая то другая причина. request
        1. +2
          29 декабря 2019 23:58
          Цитата: Svarog51
          Единственная разница - экипаж рядом с двигателем.

          Экипаж рядом с двигателем, нагрузка на перед больше, дифферент на перед еще больше.
          Цитата: Svarog51
          Зато база длиннее.

          База у УАЗовской буханки короче, чем у обычного 469. Завод даже сухопутные длиннобазные буханки не смог освоить, а Вы мечтаете о более крупной длиннобазной амфибии. Это же другой вес, а значит двигатель, которого не было.
          1. +4
            30 декабря 2019 06:05
            Владимир hi
            Экипаж рядом с двигателем, нагрузка на перед больше, дифферент на перед еще больше.

            Это если не брать в расчёт нагрузку, а она располагается сзади.
            а Вы мечтаете о более крупной длиннобазной амфибии.

            Не-е, не мечтаю. Я не рыбак, я люблю грибы собирать. А по сему - моя мечта у меня в гараже . Короткобазная НИВА. Мне другой машины не надо. Даже жена уже не охает, когда по чипыжам катаемся, привыкла. good
            П.С. С наступающим Новым Годом Вас drinks
  3. 0
    27 декабря 2019 06:14
    Не понравился от мне из за своих свесов. И такое впечатление - в районе свесов кузов в ходе эксплуатации будет деформирован, быстро коррозирует ( нам ли не знать УАЗ) и прогниет на сквозь.
  4. +1
    27 декабря 2019 06:25
    ВАЗ-овский смотрится перспективней
    1. +2
      27 декабря 2019 07:28
      Цитата: VicktorVR
      ВАЗ-овский смотрится перспективней

      на ВАЗе лучшая школа инженеров-конструкторов и технологов была.УАЗ делали,как и сейчас с помощью кувалды и "такой то матери".да и возможности предприятий разные были...теперь и там ,и там отвёртка.
  5. +1
    27 декабря 2019 07:35
    Вазовский смотрится более пригодной моделью для целей разведки- малые свесы, короче
    Интересно, а почему требование именно под 7 человек?
    Это специально под УАЗ или какие то специфичные соображения?
  6. -3
    27 декабря 2019 08:41
    куча ненужных фото
    1. 0
      1 января 2020 23:36
      Ну почему-же,на фото есть 2 амфибии из Выборгского ПО,даже видел их в 1991г. 27-95СК у меня в архиве есть.Что подтверждает что у ПВ КГБ СССР они были в эксплуатации,но по прямому назначению за время моей службы они не применялись.
  7. BAI
    +1
    27 декабря 2019 08:58
    Что-то мне в запас хода (800 км) не верится.
  8. +9
    27 декабря 2019 12:34
    Вообще, что ВАЗовская, что УАЗовская разработки как то похожи на изобретение велосипеда. Неужели не знали о всех предшествующих автомобилях-амфибиях, разработанных на основе серийно выпускаемых машин?

    Немецкий Volkswagen Schwimmwagen. Выпускался с 1942 по 1944 годы, выпущено 14265 штук.
    1. +8
      27 декабря 2019 12:47

      Ford GPA. За год с небольшим выпустили 12778 штук, 3230 поставлены в СССР по ленд-лизу.
      1. +6
        27 декабря 2019 12:50

        Советский вариант Ford GPA - ГАЗ-46.
        1. +4
          27 декабря 2019 12:59
          Из послевоенных на базе серийных узлов - Amphi-Ranger немецкой фирмы Armaturenhersteller Rheinauer Maschinen- und Armaturenbau GmbH.
      2. +4
        27 декабря 2019 19:32
        Цитата: Undecim
        Ford GPA.

        Плавал он хреновато, реку пересекал, а вот на море был так себе.
    2. +1
      29 декабря 2019 23:49
      Цитата: Undecim
      УАЗовская разработки как то похожи на изобретение велосипеда. Неужели не знали о всех предшествующих автомобилях-амфибиях, разработанных на основе серийно выпускаемых машин?

      Цитата: Undecim
      Советский вариант Ford GPA - ГАЗ-46.

      Вы как то сами себе противоречите - если не знали, то как смогли выпустить ГАЗ 46 не зная о Форде?
      Цитата: Undecim
      Немецкий Volkswagen Schwimmwagen.

      Цитата: Undecim
      на основе серийно выпускаемых машин?

      И какую серийно выпускаемую в СССР машину предложите в качестве основы для Швиммвагена - Запорожец? Так на его основе уже сделан Транспортер Переднего Края - ЛуАЗ 967. А он то в отличие от наших героев выпускался серийно и был принят на вооружение и использовался в армии.
      1. +2
        30 декабря 2019 00:18
        Или в силу невнимательности, или по какой то другой причине, но смысла Вы не поняли. У меня нигде нет утверждения "не знали", есть вопросительная форма "неужели не знали", потому нет никаких противоречий.
        Во вторых, я нигде не предлагаю делать копию Schwimmwagen. Речь идет о создании полноприводного плавающего автомобиля с использованием наработанного опыта и использования серийно выпускаемых узлов. Какие подходящие на тот момент можно было использовать - любые доступные. Можно было и соцлагерь в лице Татры и Шкоды привлекать. Кузов в любом случае надо было делать специальный.
        1. +1
          30 декабря 2019 21:44
          Добрый вечер.
          Цитата: Undecim
          У меня нигде нет утверждения "не знали", есть вопросительная форма "неужели не знали", потому нет никаких противоречий.

          А о чем надо знать, если-
          Совет Министров СССР вместе с ЦК КПСС вынесли постановление №1043-361, в котором достаточно подробно описывались требования к будущей амфибии. С самого начала было понятно, что под «Ягуара» будут адаптировать проверенную и достаточно надежную платформу УАЗ-469 (3151).
          Какие
          Цитата: Undecim
          Татры и Шкоды привлекать
          ,завод поставлен в рамки -основа только УАЗ, поэтому - велосипед.
          И кстати, как помнится, Союз, в отличие от России, военную технику только на своих агрегатах делал, не доверяя даже соцстранам.
          1. +2
            30 декабря 2019 22:23
            А о чем надо знать, если-
            Совет Министров СССР вместе с ЦК КПСС вынесли постановление №1043-361, в котором достаточно подробно описывались требования к будущей амфибии.

            Очень интересно было бы взглянуть на текст этого постановления, так как согласно этого постановления разрабатывалось несколько видов вооружения, начиная от вертолета МИ-28 до РСЗО "Прима".
            Однако если даже там были расписаны подробно ТТХ и указано, от какой машины брать агрегаты вплоть до руля, то это никак не мешает в процессе разработки использовать предшествующий опыт решения аналогичных задач, чтобы на выходе не получился пепелац, а получился работоспособный образец.
            И кстати, как помнится, Союз, в отличие от России, военную технику только на своих агрегатах делал, не доверяя даже соцстранам.
            Вспомните СДК и БДК, которые строились в Польше.