Military Review

BA Armored Car - Heavy Armored Car - BA-11

6
The BA-11 armored vehicle was created as a means of supporting and reinforcing units of armored brigades armed with light and medium armored vehicles, as well as for providing combat support to cavalry and infantry. The base for its creation was the chassis of the three-axle truck ZIS-6, which was specially shortened. The BA-11 layout scheme completely repeated the BA-10 medium-armored car scheme. The armament and level of armor protection of the BA-11 surpassed all foreign models of heavy armored vehicles, and its diesel version didn’t have any analogues in the world at that time.

In 1936-37 years at the plant. Stalin (ZIS) were working to create a special shortened chassis ZIS-6K, equipped with an engine of increased power and an additional rear wheel. The assembly of the first prototype of the BA-11 heavy armored car was planned to be completed by 1 December 1938 of the year, but during these periods the VMS could not prepare the required chassis, the work on it was completed only by December 20. The design turned out to be successful, and the creation of the first BA-11 armored cars based on it began in winter. The following designers were responsible for the chassis of the armored car: B. M. Fitterman, V. N. Smolin and D. V. Salomatin; A. S. Eisenberg was responsible for the layout of the car. At the same time, at the Izhora plant, under the leadership of A. N. Baranov, work was being done on the creation of an armored hull for the future machine. For its time, it was quite perfect, according to specialists in the design of the BA-11, it was felt dynamic and powerful, it could be safely called elegant and complete.

The BA-11 layout scheme repeated all previous Soviet developments in this area — the front arrangement of the engine compartment, two control stations, and two leading rear axles. The body of the armored car was completely closed and was made by welding rolled rolled armor plates having a thickness of 10-13 mm. Bronelists were installed with rational angles. The bottom and roof of the armored car had a thickness of 4 and 8 mm, respectively. The crew of the car, which includes 4-x people, as well as the most important components and assemblies were well protected from armor-piercing bullets and fragments of small-caliber shells and mines.
BA Armored Car - Heavy Armored Car - BA-11

Behind the engine compartment was located the department of management, where the workplaces of the driver and car commander were located. The commander of a heavy armored car was located on the right side, where a DT machine gun of caliber 7,62-mm was installed in the frontal hull sheet, and the driver, respectively, was on the left. In addition to firing a machine gun, the commander provided communications using the duplex radio station 71-TK-3. Onboard the BA-11 case there was a hinged pin of a whip antenna, which could be laid along the front of the case and turned forward. For the intercom, the crew used the TPU-3 intercom. For observation of the terrain, PT-K bullet-resistant observation devices were used, which were equipped with viewing slots of the front window armor covers, as well as towers and side doors.

The doors of the armored car were irregular in shape and had very rounded corners, they were installed in the sides of the hull and were intended for the landing and disembarking of the crew. The doors were fastened to the inner hinges, which made it possible to rid the side surfaces of the BA-11 of unnecessary protruding elements. When developing the body of a heavy armored car, the creators moved away from the previous forms of the roof, which was characteristic of the BA-6 and BA-10. On the BA-11, the roof was still different in height, but at the same time, the rear part of the roof of the control section instead of the standard step received a strong bevel.

A low conical tower of circular rotation, which was made of 13-mm sheets of armor steel, was located above the roof of the fighting compartment in the rear part of the hull. The angles of inclination of its walls were 25 degrees. On top of the tower had a semicircular hatch, which was equipped with a hinged front cover. With the help of this hatch it was possible to get into an armored car or, on the contrary, leave it and also monitor the terrain.

In the tower, the main armament of the armored car was located - 45-mm gun 20K, which was paired with a 7,62-mm machine gun DT. Gun ammunition consisted of 104 shots, machine guns - from 3087 cartridges in 49 disks. For firing, the gunner used a PT-1 periscope panoramic sight. 1932 of the year, as well as a telescopic sight TOP arr. 1930 of the year. The rotation of the tower was mechanical and had a manual drive.

One of the drawbacks of the BA-11 was unsuccessful placement of projectiles, which significantly reduced the rate of fire - up to 5 rounds per minute, while the BA-10 had this indicator equal to 10-12 shots. The shells were placed along both sides of the car above the recesses of the rear axles in the 4-x vertical racks (10 units) and in 2-X horizontal (32 units). The 42 machine-gun disks were located near the shell packings, another 7 was placed in the turret. In addition, the F-1 hand grenades in the number of 20 pieces were included in the ammunition of the vehicle. They were packed in 4 bags and attached to the backs of the crew members in the turret.

In the front, slightly extended engine compartment of the heavy armored car BA-11 there was an in-line six-cylinder carburetor liquid cooling engine ZIS-16, which was forced due to the rotational speed and improved filling of the cylinders, as well as increasing the compression ratio. Its power was 68,4 kW, taking into account the use of an aluminum block head, its power reached 72,8 kW or 99 hp. The reliability of the propulsion system was provided by a duplicate ignition (from the battery and magneto). In addition, there was a manual engine start mechanism. In order not to create unwanted radio interference, the plugs in the engine were shielded.

The ZIS-16 engine was associated with the transmission, which included: a four-speed gearbox with a multi-speed gearbox, two-plate dry friction clutch, differentials and drive shafts. The presence of a demultiplicator and reverse on the BA-11 gave 9 forward gears and 6 backward in total, while the reverse speed was 90% of the forward speed. The existing powerplant allowed an armored car weighing 8,13 tons to reach a maximum speed of 64 km / h on the highway. The stock of BA-11 fuel with full tanks was equal to 316 km.

The undercarriage of the armored car was non-wheel-drive (6x4), it differed in suspension on semi-elliptical springs and reinforced front axle. On the BA-11 used bullet-resistant tires type GK. The rear wheels of the armored car were gable and were in niches. From the sides, they were partially covered with flat armored screens, which closed behind the wings. For increased maneuverability, as in the BA-10, all-terrain overall caterpillars could be used. In the stowed position, these tracks were located around the rear of the hull. Heavy BA-11 armored car could overcome ditches up to 0,9 m wide, fords up to 0,65 deep and rises steeply up to 22 degrees. For driving in the dark on the brackets of the front wings could be installed headlights.

Significant disadvantages of BA-11 were the large weight and significant average specific ground pressure of 4,25 kg / cm² (for comparison, tank T-34 this indicator was only 0,64 kg / cm²). Also noted were the unreliable attachment of the hull to the frame and the inconvenient fueling of the armored car. If we talk about weapons, the BA-11 did not have any advantages over the average armored vehicles in service with the Red Army (BA-6 and BA-10). In total, 18 armored vehicles were produced before the war, and a version of the BA-11D armored car was also equipped with the ZIS-D-7 diesel engine (98 hp). The mass of the armored car BA-11D reached 8,65 tons, which negatively affected the maximum speed, which, according to the test results, amounted to 48,8 km / h. Be that as it may, the serial diesel version of this armored car has never been produced.

At the very beginning of the Great Patriotic War, heavy BA-11 armored vehicles were used on the Leningrad front. At the same time, the broad production of these armored vehicles did not work out. Izhora plant, where they were made, along with Leningrad, was surrounded by German troops. A total of 18 copies were made, all of them took part in the battles of the initial period of the war, some of them still remained in service in 1942. In the initial period of the war there was an attempt to establish the production of BA-11 at the Podolsk plant named after Baranova, but she was not crowned with success. In general, the BA-11 was not the worst armored car and even had a number of advantages over the T-26 light tank, having almost the same booking and firepower, it could develop at 2 times greater speed. At the same time, the experience of the Great Patriotic War clearly showed that the future belongs to all-wheel drive armored vehicles.

Sources used:
www.pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/broneavtomobili/740-broneavtomobil-ba-11
www.opoccuu.com/ba-11.htm
www.bronetehnika.narod.ru/ba11/ba11.html
Author:
6 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. borisst64
    borisst64 19 July 2012 11: 15
    +3
    "significant average specific ground pressure - 4,25 kg / cm²"

    A person has approximately the same pressure on the foot (with a step). And it is incorrect to compare the ud.pressure of the track and wheel. Then it’s necessary to bring the pressure of BA-11 with a caterpillar track on the rear bogie. But the whole article is a plus.
  2. Brother Sarych
    Brother Sarych 19 July 2012 11: 32
    0
    A very perfect machine, but it would be difficult to find a suitable application in our country ...
    1. Poppy
      Poppy 19 July 2012 12: 20
      +1
      Perfect as part of its tasks, but bulletproof booking quickly outdated.
  3. mkpda
    mkpda 19 July 2012 20: 18
    0
    The only doubt is that the BA-11 was classified as a heavy class. It seems to me that the BA-11 belonged to medium armored vehicles according to our classification and was an attempt to use a more suitable chassis for an armored car.
  4. Yemelya
    Yemelya 19 July 2012 21: 03
    0
    ------ In terms of armament and level of armor protection, the BA-11 exceeded all foreign models of heavy armored vehicles, and its diesel version had no analogues in the world at that time -------

    In June 1941, the British began production of the O855Mk-I BA with a 105-horsepower rear-mounted diesel engine and a Valentine's turret, a 40-mm cannon and 57-mm frontal armor
  5. mkpda
    mkpda 20 July 2012 09: 05
    0
    In the book "Armor on Wheels", Maxim Kolomiets claims that in all documents relating to its creation, the BA-11 was listed as a medium armored vehicle.

Бронеавтомобили семейства БА – Тяжелый бронеавтомобиль – БА-11

Бронеавтомобиль БА-11 создавался как средство поддержки и усиления подразделений бронетанковых бригад, вооруженных легкими и средними бронеавтомобилям, а также для оказания боевой поддержки кавалерии и пехоте. Базой для его создания стало шасси от трехосного грузового автомобиля ЗИС-6, которое было специально укорочено. Компоновочная схема БА-11 полностью повторяла схему среднего бронеавтомобиля БА-10. По вооружению и уровню бронезащиты БА-11 превосходил все зарубежные образцы тяжёлых бронеавтомобилей, а его дизельный вариант и вовсе на тот момент не имел аналогов в мире.

В 1936-37 годах на заводе им. Сталина (ЗИС) шли работы по созданию специального укороченного шасси ЗИС-6К, оснащенного двигателем увеличенной мощности и дополнительным задним рулем. Сборку первого опытного образца тяжелого бронеавтомобиля БА-11 планировалось закончить к 1 декабря 1938 года, но в эти сроки ЗИС не смог подготовить требуемое шасси, работы по нему были закончены лишь к 20 декабря. Конструкция получилась удачной, и уже зимой началось создание первых бронеавтомобилей БА-11 на его основе. За шасси бронеавтомобиля отвечали конструкторы: Б. М. Фиттерман, В. Н. Смолин и Д. В. Саломатин, за компоновку автомобиля отвечал А. С. Айзенберг. В это же время на Ижорском заводе под руководством А. Н. Баранова велись работы над созданием бронекорпуса будущей машины. Для своего времени он был достаточно совершенным, по оценкам специалистов в дизайне БА-11 чувствовалась динамичность и мощь, его смело можно было назвать элегантным и завершенным.

Компоновочная схема БА-11 повторяла все предыдущие советские наработки в данной области – переднее расположение моторного отделения, два поста управления, две ведущих задних оси. Корпус бронеавтомобиля был полностью закрытым и производился методом сварки катаных броневых листов, имеющих толщину в 10-13 мм. Бронелисты были установлены с рациональными углами наклона. Днище и крыша бронеавтомобиля имели толщину в 4 и 8 мм соответственно. Экипаж машины, включающий в себя 4-х человек, а также наиболее важные узлы и агрегаты были неплохо защищены от бронебойных пуль и осколков малокалиберной снарядов и мин.
Бронеавтомобили семейства БА – Тяжелый бронеавтомобиль – БА-11


За моторным отделением располагалось отделения управления, где находились рабочие места водителя и командира машины. Командир тяжелого бронеавтомобиля находился с правой стороны, где в лобовом листе корпуса был установлен пулемет ДТ калибра 7,62-мм, водитель соответственно располагался слева. Помимо ведения огня из пулемета командир обеспечивал связь при помощи дуплексной радиостанции 71-ТК-З. На борту корпуса БА-11 располагался шарнирный вывод штыревой антенны, которая могла укладываться вдоль передней части корпуса и поворачивалась вперед. Для внутренней связи экипаж использовал переговорное устройство ТПУ-3. Для наблюдения за местностью использовались пулестойкие приборы наблюдения ПТ-К, которыми были оснащены смотровые щели бронекрышки лобового окна, а также башни и боковых дверей.

Двери бронеавтомобиля были неправильной формы и имели сильно закругленные углы, они устанавливались в бортах корпуса и предназначались для посадки и высадки экипажа. Двери крепились на внутренние петли, что позволяло избавить боковые поверхности БА-11 от лишних выпирающих элементов. При разработке корпуса тяжелого бронеавтомобиля создатели отошли от предыдущих форм крыши, которая была характерна для БА-6 и БА-10. На БА-11 крыша по-прежнему была разновысокой, но при этом задняя часть крыши отделения управления вместо стандартной ступеньки получила сильный скос.

Над крышей боевого отделения в задней части корпуса располагалась низкая коническая башня кругового вращения, которая была выполнена из 13-мм листов броневой стали. Углы наклона ее стенок составляли 25 градусов. Сверху башня имели люк полукруглой формы, который оснащался откидывающейся вперед крышкой. С помощью данного люка можно было попасть в бронеавтомобиль или напротив покинуть его, а также вести наблюдение за местностью.
Бронеавтомобили семейства БА – Тяжелый бронеавтомобиль – БА-11

В башне располагалось основное вооружение бронеавтомобиля – 45-мм пушка 20К, которая была спарена с 7,62-мм пулеметом ДТ. Боекомплект орудия состоял из 104 выстрелов, пулеметов – из 3087 патронов в 49 дисках. Для ведения стрельбы наводчик использовал перископический панорамный прицел ПТ-1 обр. 1932 года, а также телескопический прицел ТОП обр. 1930 года. Вращение башни было механическим и имело ручной привод.

Одним из недостатков БА-11 было признано неудачное размещение снарядов, что существенно снижало скорострельность – до 5 выстрелов в минуту, в то время как у БА-10 данный показатель равнялся 10-12 выстрелам. Снаряды размещались вдоль обоих бортов машины над нишами задних мостов в 4-х вертикальных стеллажах (по 10 штук) и в 2-х горизонтальных (по 32 штуки). 42 пулеметных диска находились возле снарядных укладок, еще 7 помещались в башне. Помимо этого в боекомплект машины включались ручные гранаты Ф-1 в количестве 20 штук. Они были уложены в 4-е сумки и крепились за спинками сидений членов экипажа в башне.

В переднем несколько удлиненном моторном отсеке тяжелого бронеавтомобиля БА-11 находился рядный шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-16, который был форсирован за счет частоты вращения и улучшения наполнения цилиндров, а также повышения степени сжатия. Его мощность составляла 68,4 кВт, с учетом использования алюминиевой головки блока его мощность доходила до 72,8 кВт или 99 л.с. Надежность работы двигательной установки обеспечивалась дублированным зажиганием (от аккумуляторной батареи и магнето). Помимо этого был предусмотрен и механизм ручного пуска двигателя. Для того чтобы не создавать нежелательных помех радиосвязи, свечи в двигателе были экранированы.
Бронеавтомобили семейства БА – Тяжелый бронеавтомобиль – БА-11

Двигатель ЗИС-16 был связан с трансмиссией, в состав которой включались: четырехскоростная коробка передач с демультипликатором, двухдисковое сцепление сухого трения, дифференциалы и карданные передачи. Наличие на БА-11 демультипликатора и реверса в сумме давало 9 передач вперед и 6 назад, при этом скорость заднего хода составляла 90% от скорости движения вперед. Имеющаяся силовая установка позволяла бронеавтомобилю весом в 8,13 тонн развивать по шоссе максимальную скорость в 64 км/ч. Запас топлива БА-11 с полными баками равнялся 316 км.

Ходовая часть бронеавтомобиля была неполноприводной (6x4), она отличалась подвеской на полуэллиптических рессорах и усиленным передним мостом. На БА-11 использовались пулестойкие шины типа ГК. Задние колеса бронеавтомобиля были двускатными и находились в нишах. С боков они частично прикрывались плоскими бронеэкранами, которые смыкались за крыльями. Для увеличения проходимости, как и на БА-10, могли использоваться вездеходные гусеницы типа «оверолл». В походном положении данные гусеницы располагались вокруг задней части корпуса. Тяжелый бронеавтомобиль БА-11 мог преодолевать рвы шириной до 0,9 м., броды глубиной до 0,65 м. и подъемы крутизной до 22 градусов. Для езды в темное время суток на кронштейнах передних крыльев могли быть установлены фары.

К существенным недостаткам БА-11 относили большой вес и существенное среднее удельное давление на грунт – 4,25 кг/см² (для сравнения у танка Т-34 данный показатель составлял всего лишь 0,64 кг/см²). Также отмечалось ненадежное крепление корпуса к раме и неудобная заправка бронеавтомобиля горючим. Если же говорить про вооружение, то БА-11 не имел никаких преимуществ перед средними бронеавтомобилями, находящимися на вооружении РККА (БА-6 и БА-10). Всего до войны было выпущено 18 бронеавтомобилей, также была создана версия бронеавтомобиля БА-11Д, оснащенная дизельным двигателем ЗИС-Д-7 (мощность 98 л.с.). Масса бронеавтомобиля БА-11Д достигла 8,65 т, что негативно сказалось на максимальной скорости, которая по результатам испытаний составила 48,8 км/ч. Как бы то ни было, серийно дизельная версия данного бронеавтомобиля никогда не производилась.
Бронеавтомобили семейства БА – Тяжелый бронеавтомобиль – БА-11

В самом начале Великой Отечественной тяжелые бронеавтомобили БА-11 применялись на Ленинградском фронте. При этом широкое производство данных бронеавтомобилей наладить не получилось. Ижорский завод, где они производились, вместе с Ленинградом оказался в окружении немецких войск. Всего было изготовлено 18 экземпляров, все они приняли участие в боях начального период войны, часть из них в 1942 году все еще оставалась в строю. В начальный период войны была попытка наладить производство БА-11 на Подольском заводе им. Баранова, но она не увенчалась успехом. В целом БА-11 был не самым плохим бронеавтомобилем и даже обладал рядом преимуществ перед легким танком Т-26, имея практически такое же бронирование и огневую мощь, он мог развивать в 2 раза большую скорость. При этом опыт Великой Отечественной ясно показал, что будущее принадлежит полноприводным бронемашинам.

Использованы источники:
www.pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/broneavtomobili/740-broneavtomobil-ba-11
www.opoccuu.com/ba-11.htm
www.bronetehnika.narod.ru/ba11/ba11.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. borisst64 19 июля 2012 11:15
    "существенное среднее удельное давление на грунт – 4,25 кг/см²"

    У человека примерно такое же давление на стопу (при шаге). И некорректно сравнивать уд.давление гусеницы и колеса. Тогда уж надо привести давление БА-11 с гусеничной лентой на задней тележке. А в целом статье плюс.
    borisst64
  2. Братец Сарыч 19 июля 2012 11:32
    Весьма совершенная машина, но подходящее применение ей было бы трудно найти в нашей стране...
    Братец Сарыч
    1. Мак 19 июля 2012 12:20
      Совершенная в рамках своих задач, но противопульное бронирование стремительно отживало своё.
  3. mkpda 19 июля 2012 20:18
    Единственное сомнение, что БА-11 относили к тяжёлому классу. Мне кажется, что БА-11 относился к средним бронеавтомобилям по нашей классификации и был попыткой использовать более подходящее шасси для бронеавтомобиля.
  4. Емеля 19 июля 2012 21:03
    ------По вооружению и уровню бронезащиты БА-11 превосходил все зарубежные образцы тяжёлых бронеавтомобилей, а его дизельный вариант и вовсе на тот момент не имел аналогов в мире-------

    Англичане с июня 1941 г. начали выпуск БА О855Mk-I со 105-сильным дизелем заднего расположения и башней от "Валентайна" , 40-мм пушкой и 57-мм лобовой бронёй
    Емеля
  5. mkpda 20 июля 2012 09:05
    В книге"Броня на колёсах", Максим Коломиец утверждает, что во-всех документах относящихся к его созданию, БА-11 числился средним бронеавтомобилем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня