«У нас самообслуживание»: кости, руны, Таро и кофе
В предыдущих статьях («Силы и знаки судьбы. Пророки, политики и полководцы» и «О сценариях конца света, фальшивых пророчествах и пользе здравомыслия») мы уже дали пять, я надеюсь, очень полезных, советов будущим пророкам и провидцам. Скоро мы продолжим работу по их просвещению, но в этой статье немного поговорим и о «любителях».
«Сделай сам»
Услуги профессиональных астрологов, гадателей и магов всегда стоили недешево, к тому же в этой сфере с большой степенью вероятности можно было нарваться не на «дипломированного специалиста», а на шарлатана, который лишь прикидывается «учёным мужем». Но даже если имелись и деньги, и желание обратиться к какому-нибудь провидцу, это не всегда было возможно: например, в походе или во время морской экспедиции. Поэтому появились и получили широкое распространение различные предметы и артефакты, используя которые человек мог самостоятельно сделать «запрос» по любому интересующему его вопросу. К таковым относились, например, бобы, которые вскоре заменили знакомые всем кости (зернь) и вырезанные на костяных палочках или камешках руны.
Вспомним «Слово о полку Игореве»:
Мне нравится переложение Н. Заболоцкого:
Князь могучий полоцкий Всеслав
Кинул жребий, в будущее глянув…»
«Кинул» Всеслав, скорее всего, именно кости.
При всей кажущейся простоте такого способа гадания имелись и подводные камни. Прежде всего нужно было уметь правильно задать вопрос: ответ на него должен был быть однозначным: либо «да», либо «нет». И потому бессмысленно было пытаться вопрошать бобы или кости: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Работать с рунами сложнее. Вначале, определимся, что это такое. Первоначально слово означало «всякое знание», позже стало использоваться в значении «письмена», «буквы».
В переводе Библии на готский язык (Ульфила, IV век), слово руна встречается в значении тайны и тайного совещания. В древнегерманском языке глагол runen означал «говорить тайно», а в англосаксонском языке слово run (rune) употреблялось в двух значениях – «буква» и «тайна».
В магии использовались, как правило, так называемые старшие руны (футарк — по названию первых шести рун). Всего их было 24 – ряд знаков, разбитых на три «семейства»: Фрейи, Хагеля и Тюра. Каждая руна имела свое собственное имя, и внутреннее магическое значение. Позже футарк модифицировался в младшие руны (скандинавские – датский и шведско-норвежский варианты), которых всего 16. На основе скандинавских были созданы германские и англосаксонские.
Согласно «Старшей Эдде», чтобы получить знание рун, Один принес себя в жертву самому себе, 9 ночей провисел пронзенный копьем на дереве, и одним из его имён стало с тех пор «Отец повешенных».
Полученные таким путём руны Один начертал на щите, стоявшим перед ним, на зубах своего коня Слейпнира и следах саней, на лапах медведя и когтях волка, на клюве орла и его крыльях, на языке бога поэзии Браги, на руке освободителя и на следах врача и так далее. Потом эти руны были соскоблены, погружены в священный мед и разосланы в разные края.
Древнейшей рунической надписью из обнаруженных считается надпись на наконечнике копья из Эвре Стабю (Норвегия) – около 200 г, но Тацит отмечает использование рун уже в I в. н. э.
Кстати, обратите внимание, что некоторые скандинавские женские имена оканчиваются на «рун»: Гудрун, Оддрун. Это окончание означает, что данная женщина может хранить доверенную ей тайну – норманны считали это качество своих жён и дочерей очень ценным (и в этом с ними, вероятно, согласятся очень многие).
Каждая из рун имеет своё значение, к тому же, значение символа меняется в зависимости от положения – (прямое или перевёрнутое).
Древняя исландская надпись так объясняет значение некоторых рун.
f (fehu) — богатство, добро собственность:
Огонь реки
И змея тропа»
(Один за другим три кенинга, означающих золото.)
u (uruR) — мелкий дождик или железный лом:
И льда бессилие,
И ненависть пастыря».
th (thurisaR) — турс, великан:
Горных вершин обитель,
И муж рунической вехи».
Уже и без всякого гадания кажется сложным, не правда ли? Но всё-таки продолжим.
Самый простой способ такого гадания – по одной руне: он должен был дать ответ типа «да» — «нет» на короткий и чётко сформулированный вопрос. Гораздо более сложный – по трём рунам, первая из которых описывала ситуацию в настоящее время, вторая – указывала направление развития того или иного события, третья – отвечала на вопрос о том, чем всё закончится и «на чём сердце успокоится». В первом случае гадание ограничивалось одной попыткой, во втором – ответ мог порождать дополнительные вопросы, и тогда уже выпадавшие камешки либо палочки с рунами вновь помещались в мешок, задавался новый вопрос и гадание продолжалось. Здесь, конечно, уже требовалось быть истинным знатоком рун.
С распространением христианства популярным стало гадание на Библии: помолившись, её открывали наугад и читали строку, которая должна была стать ответом на заданный вопрос. Именно такой способ избрал, чтобы узнать судьбу (свою и двух своих товарищей) святой Франциск.
Кофейная гуща
В 1615 году в Европу через Венецию был завезён кофе, который скоро потеснил другой заморский напиток – какао (шоколад). Следующий шаг был сделан в 1683 году, когда отступившая от Вены турецкая армия оставила в своём лагере множество мешков с кофе: дело в том, что одной из причин поражения было официально объявлено «чрезмерное употребление напитка шайтана», и кофе в Османской империи на некоторое время был даже запрещён. А венцы кофе тогда «распробовали».
Но путь этого напитка в Европе всё же был тернистым, поскольку против его употребления выступала Церковь, иерархи которой называли кофе «черной кровью мусульман», пагубно влияющей на христианские души. Монахи-капуцины нашли выход: с целью очищения «греховного напитка», они стали добавлять в кофе молоко – так появился «капучино».
А люди, которым вкус кофе не нравился, презрительно называли его «турецким супом», «сиропом из сажи» и «отваром из старых сапог».
Некоторые врачи уверяли, что употребление новомодного напитка чрезвычайно вредно для здоровья, впрочем, в пользе чая они тоже сомневались.
В конце XVIII века шведский король Густав III провёл любопытный медицинский эксперимент.
По его приказу братьям-близнецам, приговорённым к смерти, казнь заменили пожизненным заключением с условием, что один из них будет каждый день пить большое количество чая, другой – не меньшее количество кофе. Вначале умерли два профессора, которые следили за здоровьем участников этого эксперимента, затем – король (29 марта 1792 г.), и лишь потом, в возрасте 83 лет, скончался первый из подопытных. Как вы думаете, что он пил – чай или кофе? Правильный ответ: чай.
В общем, как говорил незабвенный Козьма Прутков, «и мудрый Вольтер сомневался в ядовитости кофе».
В 1672 году в Париже была открыта первая кофейня. А лондонские кафе в XVII веке называли «грошовыми университетами», так как сидя в них можно было за разговором узнать много нового и интересного.
И вот за такими приятными и познавательными разговорами выяснилось, что на дне чашки с молотым кофе остаётся осадок, порой принимающий весьма причудливые формы. Люди с богатым воображением могли увидеть в нём и лица людей, и фигуры животных, и астрологические символы – всё, что угодно. Первыми до гадания на кофейной гуще додумались итальянцы в XVIII веке, потом поветрие охватило всю Европу. Беда была в том, что далеко не каждый человек обладает развитым воображением, позволяющим увидеть на дне чашки «амфору» или «созвездие Волопаса». И тут же нашлись предприимчивые люди, готовые сделать это за них – за соответствующую оплату, разумеется. Предлагалось медленно выпить чашку свежезаваренного кофе, думая о том, что больше всего беспокоит, а потом, взяв чашку в левую руку, сделать три круговых движения по часовой стрелке и перевернуть, поставив на блюдце – так, чтобы один край её оказался на дне, другой – на краю.
Метод был, в общем-то, не нов, потому что раньше пытались делать похожие вещи с расплавленным воском или оловом. Но сам процесс был более приятен и изыскан.
Легенда утверждает, что какая-то цыганка, гадая по кофейной гуще, предсказала Павлу I срок его смерти, но лично я отношусь к этой истории скептически.
Другое предание гласит, что Шарлотта Кирхгоф по кофейной гуще напророчила молодому А.С. Пушкину службу, получение денег и две ссылки, а в 1837 году посоветовала остерегаться «белой головы, белой лошади и белого человека». Но, в то же время, известно, что Пушкин ни в малейшей степени не опасался ссор с Дантесом, который был блондином, и не боялся его самого. Так что, вполне возможно, что эта легенда возникла уже после гибели поэта.
А потом появились карты, гадание на них оттеснило на второй и даже третий план все остальные доступные «любителям» методики. Но и профессиональные гадатели и гадалки на картах появились почти сразу, особенно обрадовались их появлению цыганки, которые ранее гадали, в основном, по ладони.
Любопытно, что цыганки, как правило, используют не колоду Таро, а самые обычные игральные карты.
«Взять ли, что ли, карты в руки…»
С колодой Таро связано множество мифов, достаточно сказать, что некоторые «исследователи» отыскали их следы в Древнем Египте, жрецы которого, якобы, зашифровали в символах Старших Арканах карт тайные знания.
Сторонники другой версии утверждают, что карты Таро происходят от 22 букв и 10 Сефирот Каббалы и появились примерно в III-IV в.в. до н.э.
Третьи пытаются доказать связь колоды Таро с Ведами.
На самом деле впервые игра, похожая на современные карточные, появилась в Китае 1120 г., когда некоему придворному офицеру (имя его история не сохранила) пришла в голову мысль нанести на 32 пластинки четыре группы символов, посвящённых небу, земле, человеку и законам гармонии. Скоро эта игра попала в Индию, у индусов её позаимствовали арабы. А первыми европейцами, познакомившимися с картами, стали жители Испании – они узнали о них от мавров не позже XIV века. И уже во второй половине XIV века итальянский художник Николо Кавелуццо писал о карточной игре «наиб», завезённой «из земли сарацин».
Первое документальное упоминание о картах в Европе связано с попыткой их запрета: было это в Берне – в 1367 году.
Начиная с 1377 года, уже по всей Европе игра в карты начинает приравниваться к другим азартным играм, запрещается в монастырях и осуждается, как греховная. В Болонье по требованию францисканского проповедника Бернардино из Сиены все карточные колоды были сожжены в 1423 году. 7 февраля 1497 года карты, в числе прочих «суетных» предметов, были сожжены во Флоренции по приказу другого монаха – доминиканца Джироламо Савонаролы.
Всё это напоминало пресловутую «борьбу с мельницами», и запреты только разжигали интерес к новой забаве. Пример подавали власть имущие, которые не собирались отказывать себе в развлечении в угоду «святым отцам» и фанатично настроенным монахам.
В 1392 г. Жакмьен Грингонье нарисовал три карточные колоды для французского короля Карла VI – некоторые из этих карт сохранились, в настоящее время они считаются старейшими в мире.
Некоторые педагоги попытались использовать карты для обучения учеников и студентов. Так, бакалавр Краковского теологического факультета Томас Мернер предложил использовать их для обучения логике – разделяя её основные положения по мастям (сочинение «Chartiludium logicae», 1507 год).
В начале XV века в Милане и Ферраре появились первые символические карты – предшественники Таро. Самыми старыми из тех, что дошли до нашего времени, является колода Висконти-Сфорца, которая в 1428 году была заказана Бонифацио Бембо по случаю свадьбы Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. На этих картах еще не было номеров, букв еврейского алфавита, астрономических символов и даже привычных названий.
Название «Таро» происходит от итальянского слова tarocchi (козырь). Оно появилось примерно на 100 лет позже самих карт и означало не только колоду карт, но также игру, похожую на современный бридж, которую в Италии называли «тарокки», в Германии – «тарок», во Франции – «тарО». Карты этой колоды называют «арканами» – от латинского слова «тайна» – в алхимии и в гомеопатии так назывались составные вещества, ингредиенты которых держались в секрете. Всего карт 78: 56 числовых и придворных карт четырех мастей (они называются Малыми Арканами и практически не отличаются от обычных игровых карт) и 22 символические карты – Старшие Арканы, которые играют роль «козырей». Старшие делятся на три серии по 7 карт: первая соотносится с интеллектуальной сферой жизни человека, вторая – с нравственной сферой, третья – с материальной жизнью. Их современные названия появились в рукописи «Sermones de Ludo cum Alis» – в 1500 г.
В XVI веке символические карты поэты стали использовать для стихотворного описания черт характера своего покровителя либо дамы сердца – этот жанр получил название tarocchi appropriati.
«Выражения лиц не меняя, благородные врут короли»
И вот, наконец, в 1540 г. Франческо Марколино да Форли в книге «Гадание» («Le Sorti») впервые предложил узнавать судьбу с помощью карт, причём были указаны два способа: более сложный, с помощью колоды Таро, и более простой, с использованием обычных карт.
А в 1589 году карты Таро впервые фигурировали в деле о колдовстве, которое рассматривалось в Венеции.
В 1612 году автор анонимного трактата «Слава и исповедь розенкрейцеров» дал новые описания гадания с помощью колоды Таро – «для получения совета и информации о прошлом, настоящем и будущем».
Однако настоящую популярность карты Таро получили после выхода во Франции посвященных им книг Жебелена и Мелле (оба были аристократами – имели титул графа). Случилось это в 1781 году. Гадание на картах Таро стало «визитной карточкой» и знаменитого Алессандро Калиостро (Джузеппе Бальзамо).
Позже появились семантический словарь Таро Эттейлы, «Предсказательное Таро» и «Цыганское Таро» Папюса. Помимо традиционного варианта колоды Таро, были созданы множество «альтернативных»: Марсельское Таро (в нём появилась нумерация карт), Египетское, Райдера-Уэйта и даже колода Сальвадора Дали.
А вот какую «рекомендацию клиентам» прочитал я на одном сайте: «Нужно верить в то, что предсказали, а то не сбудется» (!).
Не буду комментировать: об этом я уже писал в предыдущей статье: О сценариях конца света, фальшивых пророчествах и пользе здравомыслия): глава «Без лоха жизнь плоха».
Снимите маску
Интересно, что у многих рисунков карт классической колоды Таро имеются «прототипы». Так, например, изображение на карте «Повешенный» («Предатель») было скопировано с итальянской карикатуры XIV века: на ней, подвешенным за одну ногу, был изображен кондотьер Муцио Аттендоло, более известный под прозвищем Сфорца – «Сильный» (оно стало семейным). Будучи нанят римским папой Иоанном XXIII для войны с Неаполем, он перешел на сторону противника. На карикатуре, по приказу папы, было написано: «Я Сфорца, мужлан из Котиньолы»
В жизни Муцио Аттендоло также был эпизод, связанный с гаданием. В возрасте 15 лет он, размышляя, стоит ли ему присоединиться к отряду кондотьера Больдрино да Пеникале, решил метнуть топор: если он вонзится в дерево – станет солдатом, нет – останется дома. Топор, как вы, наверное, догадались, после этого броска на землю не упал.
Сын этого кондотьера женился на внебрачной дочери герцога Милана Бьянке Марии Висконти и стал основателем новой династии правителей этого города.
Он же, по иронии судьбы, был заказчиком знаменитой колоды Таро Висконти-Сфорца, среди которых оказалась и карта с карикатурой на его отца, которая, в ином случае, возможно, была бы забыта навсегда.
Не менее интересна карта «Папесса» (Старший Аркан II): на карте классической колоды Таро изображена женщина в монашеской рясе, в короне, с крестом и книгой в руках. Этот рисунок является отголоском многочисленных слухов о папессе Иоанне – о ней было рассказано в статье Папесса Иоанна. Самая большая тайна Ватикана (Рыжов В.А.).
На рисунке карты «Правосудие» мы видим традиционное изображение древнегреческой богини Фемиды.
На карте «Сила» обычно изображали Геракла, либо Самсона (в этом случае рядом с ним присутствует сломанная колонна).
На карте «Отшельник» (иногда – «Время») можно узнать бога Кроноса.
Карта «Шут» («Дурак») в настоящее время по своему значению приравнивается 56 картам Малых Арканов и символизирует душу человека. Рисунок на ней напоминает изображение порока Глупости на фреске Джотто.
Кстати, внешне похожий на «Шута» Таро «джокер» в обычной колоде появился в США около 1857 года и первоначально назывался «Лучший козырный валет», потом – «Императорский валет» (Imperial Bower). Он использовался как самый старший козырь в популярной в те годы игре «юккер», а в покере он стал так называемой «дикой картой».
К картам Таро джокер не имеет никакого отношения, похожим рисунком его снабдили позже.
Напомним ещё раз, что и обычная колода карт, и колода Таро создавались для развлечения (игры), функция инструмента для предсказаний у них появилась позже и не имеет под собой никакой мистической основы.
Разновидностью гадания на картах являются всевозможные пасьянсы (от французского слова «patience» – «терпение»). По одной из версий, первый пасьянс был придуман французским математиком Пелиссоном для Людовика XIV. По другой, впервые раскладывать карты по мастям от скуки стали заключенные Бастилии. Уже в 1826 году в России была издана книга «Собрание карточных раскладок, известных под названием Гранд-пасьянсов».
В книге англичанки Аделаиды Кадоган «Иллюстрированные игры – пасьянсы» приводилось описание 25 пасьянсов. Всего же в настоящее время насчитывается 225 их разновидностей, а самым популярным пасьянсом является, наверное, пресловутая «Косынка», в которую можно сыграть на любом компьютере.
Но карты, всё же, можно использовать для прогнозирования будущего – если следовать примеру Наполеона Бонапарта, который часто накануне сражения садился играть со своими генералами, и, по манере их игры, делал выводы о психологическом состоянии партнеров. Тех, кто склонен был рисковать, делая высокие ставки, отправлял в наступление, осторожничавших – обороняться либо в резерв.
У Наполеона была и другая история, связанная именно с гаданием на картах. Пресловутая Мария-Анна-Аделаида Ленорман, якобы, предсказала ему скорую женитьбу, блестящую карьеру и неудачи, которые будут преследовать его в случае развода. Здесь правда имеется две версии способа гадания Ленорман: одни утверждают, что она гадала Наполеону на картах Таро, другие – что на кофейной гуще. Документальных подтверждений этой легенды нет, но, в любом случае, «блестящим» это предсказание признать вряд ли возможно. После развода с Жозефиной (16 декабря 1809 года) Наполеон ещё целых три года купался в лучах славы и вступил в крайне выгодный и престижный брак с принцессой императорского дома Габсбургов.
А поражение в очередной войне против всей Европы (если не через год, то через пять или десять лет) и предательство уставших от его бесконечных авантюр соратников ему могли бы предсказать и многие другие, более серьезные люди. При условии, что у него однажды появилось бы желание их слушать.
В следующей статье мы поговорим о «вещих» снах царей и полководцев и расскажем об остроумных и не очень попытках расшифровать их.
Информация