Военное обозрение

Советский бомбардировщик «Сотка»: о проекте Т-4

6

Одно из детищ советского авиастроения – «титановый» самолёт. Речь идёт о разработке Наума Чернякова – бомбардировщике-ракетоносце, известном как «сотка». Он же – Т-4. Увидеть этот самолёт, практически полностью выполненный из титана и стали можно в подмосковном Монино. В западной литературе для Т-4 зачастую используется определение «Советская Валькирия».


«Сотка» планировалась к использованию для уничтожения авианосных ударных групп противника, а также для ведения разведки. При этом крейсерская скорость Т-4 почти втрое превосходила скорость звука.

Впервые эта советская машина поднялась в воздух в 1972 году. Первый испытательный этап состоял из 8 тестовых полётов. В ходе этих полётов опытный образец бомбардировщика КБ «Сухого» поднимался на высоту 12100 м и развил максимальную скорость 1,3 Маха.

Но оказаться на вооружении ВВС СССР этому самолёту не было суждено. Уже в январе 1974 года испытания сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца были свёрнуты. Одной из причин сворачивания программы могло стать финансирование. Дело в том, что программа в случае её реализации отнимала колоссальные бюджетные средства, исчисляемые даже не десятками, а сотнями миллионов советских рублей – по крайней мере, по оценкам из открытых источников.

О проекте советской "Сотки" рассказывается в ролике канала "Авиасмотр":

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. ROSS 42
    ROSS 42 3 января 2020 06:05 Новый
    +2
    Но оказаться на вооружении ВВС СССР этому самолёту не было суждено.

    Мечтой несбыточной не рви напрасно душу,
    И не грусти о том что не сбылось.
    Давай споём мой друг, споём с тобою лучше,
    О том, что в жизни пережить пришлось.

    Потеря СССР в равнении с "соткой"... request
    Теряют больше иногда...

    hi
  2. Комментарий был удален.
  3. Сергей Валов
    Сергей Валов 3 января 2020 08:37 Новый
    -1
    Что такое Т 4 на самом деле не знает ни кто, ибо он не прошёл полный цикл лётных испытаний (именно испытаний, а не тестов), что возможно и хорошо, ибо есть такое понятие, как разумная достаточность, а наше «премудрое» советское руководство все время несло либо на зеркальный ответ супостату, либо, что ещё хуже, на стремление быть впереди планеты всей. Результат, увы, известен.
    1. Бармалейка
      Бармалейка 3 января 2020 10:22 Новый
      -2
      Цитата: Сергей Валов
      Результат, увы, известен.

      и какой?
  4. knn54
    knn54 3 января 2020 20:59 Новый
    +1
    Янкесы аналогичный проект тоже закрыли,однако.
  5. xomaNN
    xomaNN 4 января 2020 11:55 Новый
    +2
    Всё таки именно "доступ в высокие кабинеты" МАП и ЦК Туполева зачехлили "сотку". Но КБ Сухого свою истребительную нишу затем заняла прочно, потеснив МиГ.
    1. Сергей Валов
      Сергей Валов 4 января 2020 19:44 Новый
      +2
      Возможно и так. Но встаёт не менее интересный вопрос - а как Сухой со своей специализацией умудрился получить заказ на «сотку»?