Опыт по доработке УБС Як-130 может использоваться применительно к Су-57

29

Постановка на вооружение ВКС России истребителей пятого поколения Су-57 перенесена с конца 2019 года на год наступивший. Причиной, как известно, стали неудачные приёмно-сдаточные испытания боевой машины в Хабаровском крае.

Как уже сообщалось, пилот на высоте примерно 8 тыс. метров потерял контроль над самолётом, Су-57 начал терять высоту, а затем вошёл в штопор. Пилот осуществил катапультирование на высоте 2 километров. Самолёт упал и практически полностью сгорел.



Предположение экспертов связано с тем, что причиной падения истребителя нового поколения могли стать проблемы с хвостовым оперением, так как осуществление приёмно-сдаточных испытаний осуществлялось на «предельных режимах полёта». Официальных комментариев на этот счёт нет.

Приёмно-сдаточные испытания по ГОСТ 15.309-98, принятому Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 28 мая 1998 г. (в РФ введёт ровно 20 лет назад – в январе 2000 года):

...проводят с целью контроля соответствия продукции требованиям стандартов, установленным для данной категории испытаний, а также контрольному образцу или образцу-эталону (если они предусмотрены в стандартах) для определения возможности приёмки продукции.

В том же документе отмечается, что в случае отрицательных итогов испытаний производитель занимается выявлением причин возникновения дефектов и работами по их устранению. Что логично.

В пункте 6.11 отмечаются параметры по окончательно забракованной продукции.

«На улице» противников России, безусловно, был бы всеобщий и глобальный праздник, если бы упомянутый пункт 6.11 сработал.

Но у российских производителей авиационной техники есть накопленный опыт по выявлению причин возникновения проблем на новейших самолётах. В качестве примера можно привести кропотливую работу над УБС Як-130. По ряду причин, в том числе связанных с двигателями этих учебно-боевых самолётов, с момента начала опытной эксплуатации Як-130 было зафиксировано несколько аварийных ситуаций. Первая – в июне 2006 года, когда УБС рухнул под Рязанью. Затем были инциденты в 2010, 2014, несколько – в 2017, в 2018 годах, включая и случаи с выполнением полётов на предсерийных образцах. В итоге разработчик (ОКБ Яковлева) и производитель внесли серию конструктивных изменений в конструкцию самолёта, усовершенствовали двигатели, и Як-130, на который первоначально жалобы поступали от самих лётчиков, был «доведён до ума».

В этой связи можно констатировать, что аналогичный опыт доработке новейшего самолёта может использоваться и применительно к Су-57. При этом важно, чтобы в очередной раз не возникло идеи форсировать события: например, осуществить поставку самолётов в ВКС РФ к определённой дате.
  • Корпорация "Сухой"
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    3 января 2020 09:31
    Да доведут самолёт... Чем раньше всех "блох" повытрясут, тем надёжнее будет сам самолёт...
  2. +6
    3 января 2020 09:33
    "При этом важно, чтобы в очередной раз не возникло идеи форсировать события: например, осуществить поставку самолётов в ВКС РФ к определённой дате."
    Есть у нас такая традиция.Приурочить к конкретной дате.Но в этом случае,думаю, все пойдет по плану и ни каких сбоев больше не будет. yes
    1. -2
      3 января 2020 14:12
      Цитата: Дмитрий Донской
      осуществить поставку самолётов в ВКС РФ к определённой дате."

      Эта "мода" почила вместе с развалом Советского Союза и государственной идеологии. Сейчас всем глубоко плевать на даты. Все смотрят на сроки оговоренные в контракте.
    2. 0
      3 января 2020 19:47
      Главное, что нет Международной сертификации, как с МС-21 и прочими гражданскими бортами! belay А посему, имеется большая вероятность, что в этом году Минобороны получат свои Су-57 ! yes soldier
  3. +4
    3 января 2020 09:35
    Ну что , ждем в этом году в Липецке 2 Су57! good
    1. -1
      4 января 2020 11:30
      Если Вы из Липецк, то знаете, что уже не ждем.
  4. +6
    3 января 2020 09:35
    Будем надеяться, что неудача с СУ-57 ненадолго задержит поставки этих самолетов в ВВС. Удачи самолетостроителям в доведении самолета до совершенства, а военным пилотам - в освоении новой машины! hi
    1. +2
      3 января 2020 14:02
      Это скорее крупная удача, что случилась эта бяка в самом начале.
      Не придется уже выпущенные серийные машины перекраивать.
  5. +6
    3 января 2020 10:06
    Народную мудрость нельзя игнорировать-не говори гоп,пока не перепрыгнешь.
  6. -5
    3 января 2020 10:21
    Нда, а сколько тут каментов лилось когда Ф35 обсуждали, оставлю в стороне все эпитеты, скажу только что вот такая гласность, когда многие из недоработок вынесли на общественные дебаты, только помогли успешности самолёта.
    1. +7
      3 января 2020 10:36
      Проблемы F-35 выявляются в серийных образцах, в том числе, поставляемых на экспорт, а не в ходе гос. испытаний. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы!
      1. -2
        3 января 2020 10:39
        Цитата: Dreamboat
        А это, как говорят в Одессе, две большие разницы!
        Да разницы уже стали понятны.
      2. -6
        3 января 2020 11:56
        Цитата: Dreamboat
        Проблемы F-35 выявляются в серийных образцах, в том числе, поставляемых на экспорт


        На этом этапе всегда выявляются проблемы, с Су-57 тоже так будет. Разница в том, что доводка F-35 ведется в открытую, и данные о проблемах публикуют.
    2. +5
      3 января 2020 11:05
      Гласность? Вы шутите? Какая гласность при разработке новейшей военной техники? Так, только фразы общего характера о проблемах. Уровня "бяка с такой то системой. Без комментариев". И всё.
      И какие ещё
      общественные дебаты
      ??? Так, максимум обсуждения на всевозможных форумах. Или Вы думаете что конструкторы и военные их целыми днями читают ?
      1. -7
        3 января 2020 11:40
        Цитата: Монар
        Гласность? Вы шутите?
        Более нет чем да.
        Цитата: Монар
        фразы общего характера о проблемах.
        А народу больше и не надо.
        Цитата: Монар
        обсуждения на всевозможных форумах.
        Вы имеете в виду нормальные обсуждения? Без миханов?
        Цитата: Монар
        конструкторы и военные
        А у этих свои места обсуждения. Зато знают что наблюдают.
        1. 0
          3 января 2020 13:44
          А народу больше и не надо.
          Не упал бы Су-57 журналюги бы даже внимание на новость не обратили. Прошла бы инфа от журналистов в специализированных изданиях и всё.
          Зато знают что наблюдают.
          От этих "наблюдений" ни жарко ни холодно.
      2. -4
        3 января 2020 11:58
        Цитата: Монар
        Какая гласность при разработке новейшей военной техники?


        Например, как у F-35. О Су-57 даже такого не сообщают.
    3. 0
      4 января 2020 12:19
      Да откуда же она взялась то, эта самая успешность у F-35, вы там совсем бредите что ли???
      1. 0
        5 января 2020 16:14
        Цитата: sgrabik
        Да откуда же она взялась то, эта самая успешность у F-35, вы там совсем бредите что ли???
        Вам то в принципе это не обьяснишь. Вы наверняка из "КИБЕРНЕТИКА – АМЕРИКАНСКАЯ ЛЖЕНАУКА." И так далее и тому подобное. Миханы значится.
        1. 0
          5 января 2020 16:23
          Дятел, я к счастью, а может быть и к сожалению отношусь к разряду тех людей, кто к военной авиации имеет самое непосредственное отношение, чтобы объективно судить и сравнивать возможности, нужно знать об этих машинах достаточно много специальной информации, которой нет и никогда не будет ни в и-те, ни где либо ещё, так что не трудись мне что то объяснять, мне твои дилетантские объяснения абсолютно не нужны.
          1. 0
            5 января 2020 16:50
            Цитата: sgrabik
            Дятел, я к счастью
            Не знаю к чьему счастию вы о себе сокровенное баете. А ежели вы специалист, то поздравляю Россию страну с такими специалистами.
  7. -4
    3 января 2020 10:43
    Да, да все верно, надо делать все "медленно", "не торопясь" и пр, а там, глядишь-"или ишак, или падишах...." wink
  8. -10
    3 января 2020 11:26
    а зачем всегда пережедать, переиспытать, не лучше вспомнить ме-109 и и-16, ведь куча ф-36 давно летает и воюет, а где узасекреченный су-57, и не даделанный як-130 не штурмовик без радара, и перенасышенный учлет с супеолетами на телеэкране.
    1. +4
      3 января 2020 11:35
      Цитата: petr.tchetyrkin
      не лучше вспомнить ме-109 и и-16, ведь куча ф-36 давно летает и воюет,

      А что не так с ме-109 и и-16?
      Цитата: petr.tchetyrkin
      куча ф-36 давно летает и воюет

      главное слово в вашем пассаже -КУЧА.
    2. +5
      3 января 2020 11:38
      Цитата: petr.tchetyrkin
      ведь куча ф-36 давно летает и воюет

      "Куча" ассоциируется с определенной, не очень приятной субстанцией. Так что, всё правильно
  9. +4
    3 января 2020 13:22
    О чем статья? За исключением потери -57: нормальный ход событий
  10. gmb
    +2
    3 января 2020 14:21
    Любой производитель старается довести свою продукцию до заявленных требований и возможностей , и провести лицензирование ее. А вот длина этой дороги зависит от многих причин, особенно сложности изделия
  11. +2
    3 января 2020 16:38
    --- " При этом важно, чтобы в очередной раз не возникло идеи форсировать события: например, осуществить поставку самолётов в ВКС РФ к определённой дате. " - Так и должно быть, ну как известно, пускай и горьких ( не в этом случаи, лётчик, слава нашим разработчикам систем катапультирования жив ), но на ошибках учимся, куда деваться.
  12. +1
    4 января 2020 00:00
    Цитата: " ГОСТ 15.309-98, принятому Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 28 мая 1998 г. (в РФ введёт ровно 20 лет назад – в январе 2000 года):" Конец цитаты.
    Если автор публикации "в теме", то пусть пояснит
    1) почему государственный стандарт (ГОСТ) принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 28 мая 1998 г.;
    2) почему, он ссылается на это "документ", если начиная примерно со следующего года, в связи с предстоящим (в 2012 году) принятием РФ в ВТО начался процесс уничтожения государственных (обязательных) стандартов и внедрение ГОСТ_Р - "добровольных", т.е. негосударственных (необязательных) стандартов.
    3) на что можно надеяться?
    А если автор "не в теме", то о чём идёт речь? При чём тут ГОСТы?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»