ЗИЛ-157: «автомат Калашникова» среди армейских грузовиков

83

Американское наследие


Создание первых послевоенных армейских грузовиков проходило не без влияния американской конструкторской школы. По большому счету, в Советском Союзе не на что было особо ориентироваться в этом плане. Первые наработки по полноприводным вездеходам (ЗИС-36 и ГАЗ-33) датируются началом 40-х годов, но они, по понятным причинам, не получили должного развития. Непосредственным серийным предшественником ЗИЛ-157 стал ЗИС-151, который был разработан в 1946 году и во многом базировался на технических решениях лендлизовских Studebaker US6 и International M-5-6. Но нельзя сказать, что 151-я машина была полной копией американца: осенью 1946 года был построен опытный ЗИС-151-1 с односкатными задними колесами (10,5 – 20), который заметно опережал будущую серийную модель на бездорожье.


Однако влияние военного опыта эксплуатации «Студебеккеров» перевесило, и чины Советской Армии отдали предпочтение двухскатным колесам базового варианта. Одним из аргументов в пользу этого решения была якобы большая живучесть сдвоенных колес на поле боя. Немаловажным оказалось и мнение Ивана Лихачева, директора завода, который по какой-то причине недолюбливал односкатные колеса. Евгений Кочнев в этой связи в книге «Автомобили Советской Армии» пишет, что принятие на вооружение во многом неудачного «двухскатного» ЗИС-151 на десять лет остановило прогресс отечественной полноприводной техники для военных.







Предшественник ЗИЛа, ЗИС-151, был слабо подготовлен к тяжелому бездорожью: мешали избыточный вес, слабый мотор и двухскатные задние колеса

Интересно, что изначально проходимость ЗИС-151 была настолько невысокой, что на государственных испытаниях в 1949 году на переднюю ось пытались также ставить двускатные колеса. Естественно, это решение только ухудшало проходимость, особенно на песке, снеге и густой грязи. Теперь липкая грязь, глина и снег забивали не только межколесный просвет на задних колесах, но и спереди. К тому же несовпадение колей спереди и сзади серьезно увеличивало сопротивление движение на самом безобидном бездорожье. В итоге серийная машина ЗИС-151 получилась перетяжеленной, недостаточно быстроходной (не более 60 км/ч) и неэкономичной, за что и получила прозвище «Утюг».

ЗИЛ-157: «автомат Калашникова» среди армейских грузовиков

Таким мог бы стать ЗИС-151 с односкатными колесами

Двухскатные колеса не только вызывали чрезмерные потери в трансмиссии и ходовой части, но и вынуждали возить с собой сразу две запаски. На бездорожье водителям нередко приходилось снимать внутренние колеса, чтобы хоть как-то уменьшить сопротивление движению. А главным недостатком машины была недостаточная надежность большинства узлов, с чем заводчанам пришлось бороться на протяжении всего жизненного цикла модели. Это стало также одной из причин замедления работ по «односкатному» грузовику следующего поколения.

Георгий Жуков спасает ситуацию


Однако ЗИС-151 стал базой для постоянного творческого поиска инженеров Московского автомобильного завода, наработки по которым в итоге стали важнейшими при проектировании ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131. Таким примером стала серия опытных машин ЗИС-121, на которых с 1953 по 1956 гг. отрабатывали более мощные моторы, усиленные рамы и ходовую часть, долгожданные односкатные колеса и блокировки всех дифференциалов. Важнейшим новшеством экспериментальных грузовиков стала система регулировки внутреннего давления в шинах с наружным подводом воздуха.

ЗИС-485А. Поздняя версия. Подвод воздуха к колесам — уже через ступицу

БТР-152В

Первоначально система подкачки колес разрабатывалась для трехосной армейской амфибии ЗИС-485, создатели которой, в свою очередь, ориентировались на американскую плавающую машину GMC DUKW-353. На амфибии пониженное давление в колесах было жизненно необходимо при выходе из водоемов на топкий берег: это серьезно увеличивало площадь пятна контакта протектора с грунтом. Определенным недостатком был внешний подвод воздуха, шланги и трубы которого могли серьезного повредиться при преодолении обычного кустарника. Вторым важным преимуществом системы подкачки стало очевидное повышение пулестойкости шин, что было решающим при установке её на БТР-152В. Однако о преимуществах монтажа подобных систем на грузовые машины для армии никто всерьез не задумывался: казалось, что гигантские траты материала на внедрение никогда не окупятся. Как часто бывает, в этой ситуации помог случай. В 1952 году группа инженеров отправилась за картошкой на одно из подмосковных хозяйств. Дело было поздней осенью. Дабы избежать заморозки продукта, в качестве своеобразного «термоса» отрядили огромную амфибию ЗИС-485. Кузов этого водоплавающего гораздо лучше защищал от ветра и снега (да и тепло от мотора изрядно обогревало кузов-лодку), чем продуваемые со всех сторон ЗИС-151, которых в группе было два экземпляра.












Когда на обратном пути колонна с картошкой попала в снежный занос, то у ЗИС-485 как нельзя кстати оказалась система регулирования давления в шинах, при помощи которой он на несколько корпусов опережал остальные машины. Кроме этого, при движении по рыхлому снегу важное значение сыграли задние односкатные колеса машины, которых, напомню, у ЗИС-151 не было. Для более точных экспериментальных данных на грузовик поставили ходовую от ЗИС-485 и погнали на снег замерзшего Пироговского водохранилища. Первые же испытания показали рост тяговых возможностей опытного ЗИС-151 в 1,5-2 раза по сравнению с базовой версией машины. Казалось бы, преимущества очевидны, и систему подкачки шин хоть прямо сейчас бери и ставь на новые машины. Но будущему ЗИЛ-157 пришлось к конвейеру буквально продираться сквозь тернии.

В 1954 году были организованы сравнительные заезды серийной полноприводной техники и перспективных разработок для армии. В их числе был опытный ЗИС-121В (будущий ЗИЛ-157) с системой подкачки колес, который на болотистой почве уступил лишь бронетранспортеру ЗИС-152В, также оснащенному подкачкой. Присутствовал на испытаниях заместитель министра обороны Георгий Константинович Жуков, по итогам испытаний в ультимативной форме потребовавший от заводчан срочно внедрить новинку в колесную технику для армии. Завод имени Сталина в итоге стал первым в мире, кто освоил такую непростую технику в массовом производстве. От уязвимой штанги внешнего подвода воздуха удалось избавиться в 1957 году, когда инженеры тогда уже ЗИЛа, Г. И. Праль и В. И. Машатин, создали схему подвода воздуха изнутри через цапфу ступицы.

«Колун», «Захар», «Трумэн» и так далее


В марте 1956 года ЗИС-157 был рекомендован к серийному производству, правда, с оговорками. В заключении комиссии указывалось на чрезмерную чувствительность рулевого управления, что на пересеченной местности могло привести к травмам. В конструкцию просился гидроусилитель рулевого, но инженеры ограничились укороченной сошкой редуктора. Это снизило передаваемые удары, но высокое усилие на руле осталось. До самого конца выпуска эта проблема на ЗИЛ-157 так и не была решена: водителю все время приходилось буквально наматываться на баранку. Почему ГУР так и не появился на машине? Ответа нет, тем более что и на ЗИЛ-130, и ЗИЛ-131 в рулевом управлении усилитель имелся. Кроме односкатных колес на задних мостах, ЗИЛ-157 отличался от предшественника большими профилем шины, что положительно сказалось на дорожном просвете: на ЗИЛе он равен 0,31 м, на ЗИСе — 0,265 м. На машинах устанавливались схожие по конструкции шестицилиндровые рядные карбюраторные моторы (на ЗИЛ-157 110-сильный, на ЗИС-151 – 92-сильный), что и объясняло характерные длинные клинообразные капоты. Но только ЗИЛ получил в народе и армии прозвище «Колун».








Кроме этого, единственное запасное колесо 157-го спрятали под кузов, что позволило приблизить платформу вплотную к кабине. Это, в свою очередь, увеличило угол съезда до 43 градусов. Отголоском лендлизовского наследия в конструкции 157-го ЗИЛа можно по праву считать сложную трансмиссию аж с пятью карданными валами. Это, во-первых, осталось в новой машине от предшественника ЗИС-151, а, во-вторых, по мнению военных, серьезно повышало живучесть грузовика на поле боя. К примеру, схема позволяла в случае повреждения карданов, идущих к среднему и переднему мостам, двигаться на одной задней оси. Получилось дорого, сложно и тяжело, но, тем не менее, на производстве грузовик с неизменной трансмиссией продержался в различных модификациях до 1985 года. Параллельно с «Колуном» выпускался более совершенный ЗИЛ-131 (о котором есть цикл статей на «Военном обозрении»), и у него уже была схема трансмиссии со средним проходным мостом. Безусловно, 131-й ЗИЛ во многом превосходил 157-ю машину, но был у «Захара» один неоспоримый плюс – это максимальный крутящий момент двигателя, на который он выходил уже на 1100-1400 об/мин. На тяжелом бездорожье такие фактически дизельные параметры мотора позволяли машине многое – бывалые водители уверяют, что ЗИЛ-157 превосходил в этой дисциплине почти эталонный ГАЗ-66.











Jiefang CA-30 («Освобождение») — китайский клон ЗИЛ-157

Эволюционировав из фактически неудачного ЗИС-151, «Колун» оказался для Советской Армии по совокупности свойств настоящим «автоматом Калашникова» — таким же неприхотливым и надежным. При этом машина оказалась востребованной и на рынках развивающихся стран, а в Китае его лицензионная копия под именем Jiefang CA-30 выпускалась с 1958 по 1986 гг.

Со временем техника ЗИЛ-157, уходящая своими корнями к машинам Второй мировой войны, морально устарела, и инженеры приложили немало усилий для развития конструкции. Но это уже другая история.

Окончание следует…
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    6 января 2020 05:15
    Да уж..
    По большому счету, в Советском Союзе не на что было особо ориентироваться в этом плане.
    И тем не менее справились же
    1. +28
      6 января 2020 05:44
      обожал 157й, он похож на мужика- работягу, простой,не торопливый и безотказный. как только не называли его в армии..видимо передавалось с войны по зисам и студерам по компоновке и" трумэном и захаром и мормоном". и чёрт знает ещё как. но всегда уважительно.было забавно стартер с ноги включать, и руки ныли после долгой поездки, ( потом с афганским провалом 131х ( дохли в горах) стали " гидрачи" ставить на 157е- управление полегчало. машина-легенда . 131й конечно не плох,но это как бы перекаченный 130й... включение переднего моста с тумблера- роскошно...но задолбало нестабильностью, всё время какой то ремонт, слишком оборотистый для " проходимца"...по мере нарастания пробега, появилась " фишка"- "хлопало" в движке так, что крышки клапанов " раздувало"-приходилось рихтовать и на место садить.. но всё равно мотор работал, выносливый, если не греть, ( плиту притирать- то ещё занятие..) два поколения, своя ниша у каждого, заменить полноценно не могли друг друга.
      1. +3
        6 января 2020 08:52
        Цитата: Дедкастарый
        ...стали " гидрачи" ставить на 157е- управление полегчало.

        Будьте добры, а можно подробнее?
        1. +8
          6 января 2020 09:28
          Цитата: AlexVas44
          Цитата: Дедкастарый
          ...стали " гидрачи" ставить на 157е- управление полегчало.

          Будьте добры, а можно подробнее?

          Где-то в годе 80-81 в Усть-Хмелёвский ДОК пришло 4 лесовоза на базе ЗиЛ-157, на них стояли Гидроусилители, даже говорили что типа это из забракованной экспортной партии для Вьетнама.
          1. +2
            6 января 2020 10:40
            Спасибо. Но хотелось бы конкретной информации. На различных форумах полно информации, что где-то кто-то видел, даже в СА на таких служил, и были якобы опытные образцы - ЗиЛ-157Л. А установка ГУР от ЗиЛ-130 в автохозяйствах, да и в 90-е у рукоделов, конечно, была. А в производстве всё же не было.
            1. +3
              6 января 2020 12:59
              Цитата: AlexVas44
              и были якобы опытные образцы - ЗиЛ-157Л

              Последние ЗиЛ-157, модификации КД, выпускались на Уральском Автомоторном Заводе, до 1992 года. Причем выпуск шел параллельно с ЗиЛ-131 и там иногда эти машины "скрещивали", с частности и в отношении ГУРа
              1. +1
                6 января 2020 13:31
                Очень нравился "Захар" монгольским геологам.Правда двигатель был с поршневой Зил-130.
                А в горах ЗиЛ-130 вне конкуренции.
                1. uu1
                  0
                  8 января 2020 17:13
                  Цитата: knn54
                  Очень нравился "Захар" монгольским геологам.

                  Еще бы, бензин-то был бесплатный. Из СССР его поставляли в Монголию "в долг". Который Монголия даже не планировала отдавать.
                  Сейчас-то небось монгольские геологи нормальные машины юзают?
              2. 0
                7 января 2020 00:33
                Цитата: svp67
                Последние ЗиЛ-157, модификации КД, выпускались на Уральском Автомоторном Заводе, до 1992 года. Причем выпуск шел параллельно с ЗиЛ-131 и там иногда эти машины "скрещивали", с частности и в отношении ГУРа

                Давно задавался вопросом: 157 выпускали уйму лет, ну неужели поставить на заводе, в мирное время, гидравлику на руль и ту же кабину от 130-го (или 131-го) Зилка было такой не решаемой проблемой ?
              3. 0
                7 января 2020 08:16
                Цитата: svp67
                и там иногда эти машины "скрещивали", с частности и в отношении ГУРа

                Только чистые слухи про скрещивание. Заводу просто нет смысла "скрещивать ", лишние хлопоты - или все с ГУР, или нет. Могу допустить, что уже после 90-го, в угоду лучшему сбыту, а задел был приличный, могли и "скрестить". Но пока нигде официальной информации. Увы.
                Даже, к сожалению, нет ничего достоверного и про опытные машины с ГУР.
            2. +2
              6 января 2020 19:10
              Краткий справочник ниаат Вам в помощь. Годика эда4 1985 го. Там все описано. Были они с гидроусилителями были! Но так как начали ставить под конец производства. То были большой редкостью.
              1. 0
                7 января 2020 08:45
                Цитата: dgonni
                Краткий справочник ниаат Вам в помощь. Годика эда4 1985 го. Там все описано. .

                Был бы очень признателен Вам за ссылку по любой достоверной информации.

                Цитата: dgonni
                ! Но так как начали ставить под конец производства. То были большой редкостью.

                Конец производства вполне официально -1992г. Под конец - значит с года 88-го, ну 87-го. Так что в справочнике годика эдак 1985-го об этом ещё не могли писать.
                Пока нет какого-либо официального документа о выпуске с ГУР , к сожалению.
                1. +2
                  7 января 2020 13:59
                  Вас что в гугле забанили? Набираете краткий справочник нииат 1985 и вуаля конец производства в плане том что выпускать мурмона начали в 60х так что средина 80х для него и была окончанием.
        2. -1
          6 января 2020 17:57
          Цитата: AlexVas44
          Цитата: Дедкастарый
          ...стали " гидрачи" ставить на 157е- управление полегчало.

          Будьте добры, а можно подробнее?

          ну, ниже ответили... hi
          Цитата: Дедкастарый
          ...стали " гидрачи" ставить на 157е- управление полегчало.

          Будьте добры, а можно подробнее?

          Где-то в годе 80-81 в Усть-Хмелёвский ДОК пришло 4 лесовоза на базе ЗиЛ-157, на них стояли Гидроусилители, даже говорили что типа это из забракованной экспортной партии для Вьетнама.
          всё верно
        3. -36
          6 января 2020 20:55
          ЗИЛ-157: «автомат Калашникова» среди армейских грузовиков

          Т.е. такое же УГ?
          АКМ списан еще из СА еще в 70-80-е годы в связи с профнепригодностью для армии (для банд разного рода бандюганов в лесах вполне подходил).
          АК-74 тоже для армии профнепригоден, но ничего лучше в СССР сделать не смогли.
          Чем же тогда гордиться ЗИЛ-157?
      2. +7
        6 января 2020 12:44
        А мне посчастливилось в мою бытность погонять на уникальном аппарате. В соседнюю часть пришел с хранения шнекоротор на базе Зил-157 - Д-470. У него движок впереди конструкционно отсутствовал, а сзади (за кабиной) стоял шестицилиндровый рядный дизель У2Д6 объемом 19.5 литров мощностью 175 л.с. Он крутил и шнек и привод на колеса, причем на все мосты (полный привод). Так вот шнек оказался битым и его сняли, а шасси использовали как командирскую машину. Это не аппарат, а сказка! Прет, как гоночный болид. Проходимость на дизеле - песня!
        1. +2
          6 января 2020 15:21
          Цитата: Стрелок22
          шнек оказался битым и его сняли, а шасси использовали как командирскую машину. Это не аппарат, а сказка!

          Делал однажды так, по весне снял шнек, думал покататься на ней как на болиде. Фиг! Машина совершенно неуправляемая - передняя ось приподнялась и контакт управляемых колес с поверхностью дороги , как говорят, никакой.
          1. +1
            6 января 2020 23:53
            Ну не знаю, не знаю. В роте взводные на ней гоняли, все нормуль было. Да и я проехался на ней не раз и не по асфальту. А сами-то Вы наверное чемпион мира по пауэрлифтингу, раз в одиночку смогли с него шнек снять. belay )))
            1. +2
              7 января 2020 07:57
              Цитата: Стрелок22
              А сами-то Вы наверное чемпион мира по пауэрлифтингу, раз в одиночку смогли с него шнек снять

              Да нет, не чемпион. В принципе и один чел. снять может - выставить на подкладки, отсоединить кардан, шланги и выбить пальцы рычагов подвески - напрягаться не надо. . Я был начальником автослужбы, проблем не возникало со снятием. А гонять на таком можно , но это просто никакого удовольствия.
              1. +2
                8 января 2020 17:05
                Все нормально. Спасибо за квалифицированный ответ. Сам пишу только о том, что лично видел или имел опыт. Так что без обид. drinks
    2. +5
      6 января 2020 12:27
      Цитата: svp67
      тем не менее справились же

      Смотря, какую задачу решали, а какую даже и не ставили целые десятилетия. Так и не научились делать конкурентоспособные двигатели и системы управления. Видимо, отстали навсегда.
  2. +7
    6 января 2020 05:45
    С этой машиной у меня ассоциируются воспоминания командировок в подшефный совзоз , на уборку картошки и яблок! good В Советское время поездил туда, и именно на таком грузовике нас по полям возили!
  3. +9
    6 января 2020 05:57
    157 - фетиш советского грузовика для бездорожья! Спасибо!!!
  4. +4
    6 января 2020 06:34
    На тяжелом бездорожье такие фактически дизельные параметры мотора позволяли машине многое – бывалые водители уверяют, что ЗИЛ-157 превосходил в этой дисциплине почти эталонный ГАЗ-66.

    Смотря что считать тяжёлым бездорожьем. На тяжёлых зимниках ГАЗ-66 очень плох. Практически не едет. Король зимников был Урал с камазовским дизелем. Вот за ним следом шли Урал с бензиновым движком и ЗИЛ-157. ЗИЛ-131 и ГАЗ-66 выходили на зимник только в крайнем случае.
    1. +1
      6 января 2020 06:44
      Цитата: malyvalv
      Король зимников был Урал с камазовским дизелем.

      Это вы имеете ввиду переделку Урала-375? А как в отношении "лапотников" КрАЗ-255Б?
      1. +8
        6 января 2020 08:11
        Лаптежник не вписывается в габарит по ширине, поэтому он рубит свою колею и на проходимости это сказывается плачевно, по грязи как намотает по пол тонны на каждое колесо и ехать вообще отказывается.
    2. +6
      6 января 2020 19:32
      В начале 90-х мой тесть купил 375 Урала с хранения. Сразу поменял движок на мазовскую шестерку. Малооборотистый дизель так вытягивал по бездорожью в тайге, как никакая другая машина. Правда по трассе больше 70 не раскочегаришь. Жаль продал потом в лесхоз.
      1. +1
        8 января 2020 18:36
        Цитата: сергей32
        Сразу поменял движок на мазовскую шестерку.

        good вот и ответ на
        Цитата: malyvalv
        Король зимников был Урал

        Но не с камазавским ДВС!!! От КаМАЗа брали АКПП, она действительно надёжней, а ДВС только МАЗ. Сперва 236, а затем и 238 стали "впихивать", 238 даже раньше УралАЗа ставить начали good
        1. 0
          8 января 2020 19:04

          ЯМЗ 238 на УРАЛе. Фото из интернета. Место съёмки -"Белькачи" Обратите внимание на передний амортизатор good И это не заводской УРАЛ с ЯМЗ 238
          [img]hthttp://photo.foto-planeta.com/view/6/7/3/9/belkachi-673997.jpgtp://[/img]
    3. 0
      8 января 2020 18:29
      Цитата: malyvalv
      Король зимников был Урал с камазовским дизелем.

      Вы наверное мало зимников видели, или иной техники, если приписываете такие эпитеты автомобилям которые наверняка не эксплуатировали.
  5. +12
    6 января 2020 06:56
    Я с Зилком познакомился во время срочной в СА. Часть у нас была новая и на "голом" месте, щитовые казармы ставили сами. На Зилах вывозили мусор и привозили пескогравий, а его грузить -- ещё та работа. В общем, назначили меня старшим машины и я до сих пор с благодарностью вспоминаю Сашу Салихова, моего друга и водителя из полковой автороты, который не побоялся посадить меня за руль своего стопятьдесятседьмого. Ох, и гонка была между сопок по пересечённой местности, это ещё ежели учесть, что я и за руль-то сел первый раз в жизни. Когда остановились, парни вывалились из кузова и чуть не поубивали нас обоих, на Сашку: "Ты кому руль дал, зараза!" Эх, были времена. smile
    P.S. Правда, по проходимости "Урал" всё же ЗИЛка крыл. soldier
    1. +5
      6 января 2020 07:39
      Цитата: Морской Кот
      Правда, по проходимости "Урал" всё же ЗИЛка крыл.

      В болоте не покроет. Утонет. feel
      1. +6
        6 января 2020 07:53
        Привет, Володь. hi В болоте чего хошь потонет. Танк в жиже сядет на брюхо, гусёнками шлёпает, и ни с места. request
        1. +3
          6 января 2020 08:01
          Цитата: Морской Кот
          Привет, Володь.

          Здорова. Я просто хочу сказать, что у любой такчи есть свои достоинства. У тебя на Урале какой движок стоял, дизель или бензиновый, ЗиЛовский? winked В этом вся суть. А по ходовой они равны примерно, но ЗиЛ полегче.
          1. +6
            6 января 2020 08:22
            У меня на "полстачетвёрке" дизель стоял, а как "Урал" через раскисшее поле два груженых зилка тащил видел своими глазами.
            1. +5
              6 января 2020 08:39
              Цитата: Морской Кот
              как "Урал" через раскисшее поле два груженых зилка тащил видел своими глазами.

              Груженых, прошу заметить. А нагрузить по разному можно. Как то пришел ЗиЛ с разболтанной рамой, так потом водитель признался, что ему 15 тонн нагрузили. fool Был бы Урал этот с бензиновым движком, от Зил 375, что на 93-м бензине работал, не протащил бы, уверен. Может у него там ЯМЗ стоял. А он посильнее будет.
              1. +2
                6 января 2020 09:01
                Ну, Урал и сам был груженым, песок возили, но кузова у всех, конечно, были не доверху. А вот какой на нём был движок не в курсе, а было это в 1967 году.
                1. +3
                  6 января 2020 09:15
                  Цитата: Морской Кот
                  А вот какой на нём был движок не в курсе, а было это в 1967 году.

                  375-ый бензиновый, скорее всего. 180 лошадей против возможных 90, что перешли от ЗиС 151 к ЗиЛу 157. recourse В общем вопрос сложный, в чем там причина была. drinks
              2. +1
                6 января 2020 09:58
                УРАЛ-375 в заводской серии был только с бензиновым двигателем. С 1977 года вместо 375-го выпускался УРАЛ-4320 с камазовским дизелем 740-й серии. После пожара на КАМАзе в 1993-м году ставили ЯМЗ-236, сейчас - ЯМЗ-536.
              3. 0
                7 января 2020 17:50
                Что бензиновый,что дизельный на пониженой передаче раздатки сделал бы работу одинаково,только у бензинки расход по бездорожью "космический"-до литра на километр.
            2. 0
              13 января 2020 13:29
              Что за вундервафля эта пятдесятчетверка? Танк был такой, дизель на нем стоял с рождения.
              1. +1
                13 января 2020 14:13
                А я о чём написал, про грузовик что ли? Да и вообще я отвечал на вопрос, который мне задали. И -- да, это танк Т-54, и я служил на этой машине.
  6. +18
    6 января 2020 08:01
    Машина конечно симпатичная, но проблем у трумена выше крыши. Что хорошего, движок более менее надежный, заводился хорошо, но грелся ........ чего только не придумывали что бы убрать эту проблему, сами посудите ,глянте на его морду, там радиатор как на жигулях. Коробка передач весьма надежная, раздатка....... кирдык полный, отваливалась, крепится на 4 болтиках на м12, карданов куча, вибрация аж зубы лязгают. Пром редуктор на среднем мосту отваливался, колеса на переднем мосту отваливались, бензина жрет как свинья помои, в кабине ну не комфортно мягко скажем, тесно, высокие водители головы себе разбивали об своды, зимой холод сабачачий, и руль норовил выбить большие пальцы на руках, поэтому водитель никогда не держал баранку полным хватом.
    1. +3
      6 января 2020 08:18
      Цитата: Вольный ветер
      высокие водители головы себе разбивали об своды

      На то и трудности, что б их преодолевать. Может Вам ишшо и кондиционер туда поставить? wink А бензин в Союзе не проблема.

      Цитата: Вольный ветер
      глянте на его морду, там радиатор как на жигулях.

      Где? belay
      1. +3
        6 января 2020 18:57
        Цитата: мордвин 3
        На то и трудности, что б их преодолевать.
        -для начала их надо было не создавать...
        1. +2
          6 января 2020 19:07
          Цитата: свой1970
          для начала их надо было не создавать...

          Какой ГУР Вы хотели в 50-е? Куда бы прилепили насос ГУРа к тому движку?
          1. +4
            6 января 2020 19:51
            Цитата: мордвин 3
            Цитата: свой1970
            для начала их надо было не создавать...

            Какой ГУР Вы хотели в 50-е? Куда бы прилепили насос ГУРа к тому движку?
            -а в 70-е?!!!!в 80-е?!!!!!
            солдат не жалко-само собой, а гражданские водители чем провинились?
            1. 0
              8 января 2020 16:47
              Цитата: свой1970
              а гражданские водители чем провинились

              "В тылу как на фронте!" - забыли, что ли, лозунг?
      2. +3
        6 января 2020 19:02
        Цитата: мордвин 3
        На то и трудности, что б их преодолевать. Может Вам ишшо и кондиционер туда поставить?

        "Солдат обязан стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы"..Знакомо, али забыли ? laughing
        1. +6
          6 января 2020 19:46
          Народ что то хочет непонятного от рабоче-военного авто 50-х. recourse Им дай волю, они бы и кожаный салон потребовали и сидюшки с подогревом. wink Странно, что про омыватель лобового еще не вспомнили. laughing
          1. +3
            6 января 2020 19:48
            Цитата: мордвин 3
            Народ что то хочет непонятного от рабоче-военного авто 50-х. recourse Им дай волю, они бы и кожаный салон потребовали и сидюшки с подогревом. wink Странно, что про омыватель лобового еще не вспомнили. laughing

            Еще бы климат-контроль..
            1. +2
              6 января 2020 19:53
              Цитата: Альф
              Цитата: мордвин 3
              Народ что то хочет непонятного от рабоче-военного авто 50-х. recourse Им дай волю, они бы и кожаный салон потребовали и сидюшки с подогревом. wink Странно, что про омыватель лобового еще не вспомнили. laughing

              Еще бы климат-контроль..

              Из инструкции по ЗИЛ-157.
              "Климат-контроль в кабине регулируется подъемом-опусканием стекла двери кабины" laughing
            2. 0
              7 января 2020 18:03
              Передняя рамки лобового и весь климат контроль,боковые дверные стекла почти не открывали,хрен потом закроешь,
              1. +3
                7 января 2020 18:14
                Цитата: О. Бендер
                Передняя рамки лобового и весь климат контроль,боковые дверные стекла почти не открывали,хрен потом закроешь,

                Так я и прикалываюсь.
          2. +2
            6 января 2020 19:53
            Цитата: мордвин 3
            Им дай волю, они бы и кожаный салон потребовали и сидюшки с подогревом.

            Гидроусилителя хватило чтобы водилы начали предпочитать его 131 му У нас такие были Немного sad
    2. 0
      6 января 2020 23:26
      Цитата: Вольный ветер
      Пром редуктор на среднем мосту

      Извиняюсь - промопора.
    3. +1
      9 января 2020 17:13
      Служил в Сибири. В кабине 157-го зимой было реально холодно. Водители транспортных машин снимали маслорадиатор и вкорячивали его в кабину, запитав от системы охлаждения. Более или менее. Впрочем, несравненно более комфортная кабина 130-го, тоже от жары не страдала. Но для 130 был другой подход: дополнительный воздуховод для подачи теплого воздуха от основного радиатора.
      1. 0
        10 января 2020 12:40
        ну как бы в принципе правильно.
  7. +5
    6 января 2020 08:18
    С удовольствием читал о ЗиЛ 131, также порадовала и статья о 157м. Спасибо автору. Особенно занимателен случай с картошкой)))
  8. +12
    6 января 2020 08:40
    Поводил я в молодости "захара" по среднему Уралу, покачал мышцы на руках. На лесной дороге, в колее, залитой водой встречаются толстые корни. На этих корнях "захар" мне не раз зубы пытался выбить моими же руками wink . Но проходимость - это что-то! "131-й" - ну очень отдалённо. Шишига - да, но грузоподъёмность...
    В хороших руках - вечный кормилец!
  9. +6
    6 января 2020 08:44
    Цитата: malyvalv
    Король зимников был Урал с камазовским дизелем.

    "Эт точно!" (с)
  10. +5
    6 января 2020 10:58
    Довелось студентом на нем поработать очень хорошая машина... Только правильно руль держать надо...
    Проезжал там где Урал садился..
  11. +3
    6 января 2020 11:35
    Цитата: мордвин 3
    Цитата: Вольный ветер
    высокие водители головы себе разбивали об своды

    На то и трудности, что б их преодолевать. Может Вам ишшо и кондиционер туда поставить? wink А бензин в Союзе не проблема.

    Цитата: Вольный ветер
    глянте на его морду, там радиатор как на жигулях.

    Где? belay

    И внутренняя ручка,для закрытия двери.Такая железная.Когда налево поворачиваеш локотком об неё тюк-тюк и локоток потом опухает и руку ни согнуть/разогнуть....
  12. +6
    6 января 2020 13:16
    Если сейчас нашему Минпромторгу во главе с социологом Мантуроым поручили создать снова Зил-157 хотя бы через лет эдак пять, израсходовали бы миллиардов пять, а на выходе не получили бы ничего.
    1. 0
      6 января 2020 19:00
      Цитата: avia12005
      Если сейчас нашему Минпромторгу во главе с социологом Мантуроым поручили создать снова Зил-157 хотя бы через лет эдак пять, израсходовали бы миллиардов пять, а на выходе не получили бы ничего.
      -если бы при нынешних раскладах поручили бы что нибудь создать в СССР-страна озолотела бы...
      Когда "Все вокруг народное-все вокруг ничье!!" - пофиг всем было что водителям пальцы выбивает.....
      1. +2
        6 января 2020 20:21
        Цитата: свой1970
        пофиг всем было что водителям пальцы выбивает.....

        Ни разу таких водителей не видел. Может и были, только это скорее водятлы, а не водители. sad
        1. -1
          6 января 2020 21:01
          а я видел и не раз и не два - у неопытных водителей-солдат
      2. +4
        7 января 2020 07:46
        За 15 лет службы в Забво ни разу не видел выбитых пальцев, сам при своей весьма небольшой комплекции водил Зил-157, причём не пустой, радиостанцию Р-140, полный вес больше 9 тонн. Тяжело - да. Но не смертельно. А при каких нынешних раскладах? При полной безответственности и неспособности что-то путное создать? Ну, за оптимизм.
        1. +5
          8 января 2020 16:17
          Тридцать лет выпускать машину и забивать на недостатки конструкции- это" способность создать" что то путное?
          А на мой взгляд это пофигизм на государственном уровне....
          Краник отопления на 2101 выпускался 40 лет.....и тек....
          И всем было по барабану

          З.ы.На самом деле здесь из литературных слов только "краник отопления", все остальное мат.....
          1. 0
            9 января 2020 07:22
            Чем больше серия, тем дешевле одна единица продукции. В условиях плановой экономики это важнейший показатель. Зил-157 можно было отремонтировать почти в любом колхозе, и там же найти запчасти на него, если что-то нельзя было отремонтировать самому. Покатайтесь зимой по Сибири, и станет понятно, за что любили эту машину. А уж на войне иметь такой аппарат одно благо.
            1. +3
              9 января 2020 17:28
              1)
              Цитата: avia12005
              Чем больше серия, тем дешевле одна единица продукции. В условиях плановой экономики это важнейший показатель.
              -кто не давал довести до ума и делать большой серией?
              2)
              Цитата: avia12005
              Покатайтесь зимой по Сибири, и станет понятно, за что любили эту машину. .
              -а потом резко перестали любить - хотя и машины на хранении в армии еще были, и запчасти.Примерно к середине 2000...
              3)
              Цитата: avia12005
              А уж на войне иметь такой аппарат одно благо.

              зайду немножко издалека про "благо".Мой дед был артиллерист тяжелогаубичник, был призван в мае 41 и войну встретил недалеко от границы.Отступали, часть гаубиц тащили лошади, часть тягачи. Вышли из окружения с одной гаубицей(без снарядов-они еще и атаки ухитрились отбивать!!) и знаменем - но сильно поредевшие...
              Догадайтесь с одного раза- кто тащил ту единственную спасенную гаубицу?
              Правильно - солдаты и лошади....
              Топливо к тягачам кончилось практически сразу, за несколько дней....
              А вы "Благо на войне!!" - на машину которая жрет как не в себя бензин.

              Вредитель тот кто ее планировал для войны - ни в Европе, ни у нас в европейской части СССР тайги нет и не было.А имелась в наличии - достаточно сильно к тому времени развитая дорожная сеть в Европе и достаточно ровная местность у нас
              Кроме того - в любом случае напали бы мы или напали бы на нас- склады ГСМ и Крекинги были бы уничтожены в любом случае сразу. Это даже в начале ВОВ вещь была очевидная.
              И бросили бы Ваше "благо!!" - ибо баки пусты и заправить их нечем..

              Более того - обратите внимание: любая техника (более-менее приличная!!!) моментально расползается по миру и бродит оооочень долго. Примеров бездна: М1911А1, Р-08, Ленд-ровер, Ми-8 и Нива, Фолькс-жук, ФН ФАЛ и Калашников(уж про Маузер и Мосина вообще молчу), Цессна -172 и АН-2...

              Вы когда нибудь слышали чтоб кто-то расхватывал "Колун" как пирожки???Ага,щаз...
              И это при том что их наштамповали 797 934 шт(против 965 тысяч ГАЗ-66)

              Уж про то что Цессна 172 - ровесница "Захара", а выпускается(практически уже автомобильными тиражами)и пользуется спросом до сих пор-даже не хочется вспоминать
              1. 0
                10 января 2020 09:21
                Даже комментировать не буду.
                1. +5
                  10 января 2020 09:37
                  И правильно- потому что хвалить машину которая была недоработанным по всем параметрам и должна была сойти со с сцены лет через 10 максимум- это нонсенс....
                  А ее вместо того чтоб доводить до ума- продолжали ляпать в том же виде 40 лет.....лепота...
                  Ей дизель поставить, ГУР и кабину хоть немного очеловечить- чудо бы была, а не машина( возможно!!!).
                  1. 0
                    10 января 2020 09:38
                    Вы вообще дело с автомобильной военной техникой имели? И какой?
              2. Комментарий был удален.
  13. BAI
    +2
    6 января 2020 17:27
    фактически дизельные параметры мотора позволяли машине многое – бывалые водители уверяют, что ЗИЛ-157 превосходил в этой дисциплине почти эталонный ГАЗ-66.

    Сам был свидетелем - в пойменных болотах Дубны 157-превзошел "Беларусь". Трактор застрял, ЗИЛок его вытянул и продолжил работать вместо тактора. Трактор туда уже больше не пустили.
  14. +2
    6 января 2020 18:27
    Фото парадного расчета ТЗМ ЗРК С-75 просто растрогало. Осенью исполнится 50 лет как призвали на срочную службу.
  15. +4
    6 января 2020 19:10
    Первые наработки по полноприводным вездеходам (ЗИС-36 и ГАЗ-33)

    Был еще ЗИС-32, выпущено 197 штук.
  16. +5
    6 января 2020 22:18
    Цитата: AlexVas44
    бывалые водители уверяют, что ЗИЛ-157 превосходил в этой дисциплине почти эталонный ГАЗ-66.

    Была переходная модель, не помню с какой буквой. Видел в книжке по эксплуатации 157-го, она была общая на эти модели.
    бывалые водители уверяют, что ЗИЛ-157 превосходил в этой дисциплине почти эталонный ГАЗ-66.

    Это так. Особенно в колышущейся полужидкой грязи в глубоких колеях - плыл как лодка, черпая и зацепляясь шестью колесами за что попало. В таких местах 66-й легко мог лечь набок, а 131-й много и охотно буксовал, оставаясь на месте. Урал-375-й тоже был очень неравнодушен к боковым наклонам - при этом верхние колеса могли крутиться, а нижние - стоять, такая вот "блокировка".
    Так что следующей нормально военной машиной после семеры можно считать только Урал-4320. А вот его брата "Камаза" вряд ли. Дорогущая бескапотная нежная кабина, которой нельзя валить елки, или таранить мелкие препятствия - это извращение и порнография.
    1. +4
      6 января 2020 22:42
      Цитата: faterdom
      бескапотная нежная кабина,

      И отсутствующие "полметра жизни" в случае наезда на мину.
  17. +2
    7 января 2020 17:01
    Цитата: Бережливый
    С этой машиной у меня ассоциируются воспоминания командировок в подшефный совзоз , на уборку картошки и яблок! good В Советское время поездил туда, и именно на таком грузовике нас по полям возили!

    У меня первая встреча с этой машиной (а может еще и с ЗИС-151) произошла в 1960 году. Летели из отпуска из Ташкента в Москву на ИЛ-18. Примерно через час после взлета отказал первый двигатель (самый левый). Экипаж принял решение на трех двигателях садиться в Баку (перетянув через Каспий). Сели. народ потом начал менять билеты. Нам нужно было в Ставрополь и ближайший аэродром был в Минеральных Водах. Летели туда на ИЛ-12 ЕМНИП. Тоже с приключениями и последние полчаса вообще на одном двигателе. Сели в Минводах. А тогда это был грунтовый аэродром. Короче, чтобы забрать пассажиров к самолету и подогнали пару ЗИСов (ЗИЛов). И только на них смогли выбраться из месива...
  18. +2
    7 января 2020 17:56
    Срочную на таком аппарате проходил,где 131 садились бэмс,у нас их так называли продирался ,прожорлив был но тащил будь здоров.Из дх снимали аппараты 1963 года выпуска,скорости переключались тремя пальчиками,в колхозы их отогнал 3штуки лично.Кировоград,Аджамка,вч 11812.Эх молодость!и таки да,выхлоп у него был вкусный,
  19. +3
    7 января 2020 22:56
    Двухскатные колеса не только вызывали чрезмерные потери в трансмиссии и ходовой части, но и вынуждали возить с собой сразу две запаски. На бездорожье водителям нередко приходилось снимать внутренние колеса, чтобы хоть как-то уменьшить сопротивление движению.

    Примерно в то же время когда создавали наш "колун", наши чехословацкие "товарищи" поставили на конвейер "PRAGA V3S". Машина прослужила более 40-ка лет, с двухскатными колёсами. И только в начале нулевых в Чехии была окончательно вытеснена новой "Татрой". А в армии Словакии имеется до сих пор. Вот что значит делать добротно и по уму. В СССР экспортировались только машины с флюрографической установкой.
  20. +1
    9 января 2020 17:17
    Цитата: свой1970
    .....А на мой взгляд это пофигизм на государственном уровне....
    Краник отопления на 2101 выпускался 40 лет.....и тек....
    И всем было по барабану......

    Не согласен. Не всем было по-барабану. Ставил себе на 2101 керамический кран от кооператоров...
    А штатный кран у меня на 2107, ИМХО, года 3 (гарантийный срок) вполне продержался без протечек.