Военное обозрение

Сражение за Йорктаун: новорожденная Америка

121

Вашингтон планирует осаду Йорктауна


Затянувшаяся война


Война за независимость США протекала в рамках и канонах XVIII века. Англичане имели в целом недружественную (и большую) территорию. И сравнительно «компактный» сухопутный, но профессиональный в тактическом отношении контингент. На большую империю войск было не напастись. Эпоха огромных армий, хоть и была близко, пока что еще не наступила.

Тактическое умение (дисциплина, муштра, тонко настроенная армейская система в целом) компенсировалось стратегической некомпетентностью. Упрекать за это англичан было сложно. Доселе они имели дело или с такими же компактными профессиональными армиями великих держав или с феодальными территориями, которые легко поддавались испытанному «разделяй и властвуй», или вообще с откровенными дикарями.

В Америке же они столкнулись с современной нацией, достигшей высокого уровня идеологической консолидации. Поэтому, сколь англичане не разбивали американские армии, на их место приходили другие. При этом американцы, хоть и уступали профессиональной армии империи, но находились плюс-минус на одном технологическом и общественном уровне. И мальчиками для битья не были.

Вследствие этого британцы не просто все время чувствовали себя на чужой враждебной земле. Они еще и не могли привести себя в порядок потому, что все время могли подвергнуться нападению со стороны современных, организованных по европейскому образцу, войск 13 колоний.

Но к 1781 году это была только половина проблемы.

Французский фактор


К этому времени как американцы, так и англичане изрядно устали от бушующей еще с 1775 года войны. Но несколько лет назад к сражающимся сторонам присоединились еще и французы, стремящиеся отомстить Британии за Семилетнюю войну. Да и вообще подгадить англичанам – это, в любом случае, было святое дело.

Если бы англичане срочно не придумали что-нибудь умное, война бы рано или поздно закончилась поражением.

Вначале этим «умным» была попытка заручиться поддержкой лоялистов из южных колоний. Британцы направили туда серьезные контингенты – поддержать «друзей», и с их помощью поставить под твердый контроль Юг, чтобы потом пойти на центры мятежа на севере. Но не вышло – американцы активно действовали в регионе, и при этом, хоть и были несколько раз побиты, не дали окончательно себя разбить. Лоялистам так и не пришлось стать влиятельной силой – их активно резали местные патриоты, нивелируя, таким образом, эту потенциальную проблему.

Вначале англичане пытались закрепиться в обеих Каролинах. Но, потерпев неудачу по вышеизложенным причинам, откатились в Виргинию. Разочарованные крушением надежд, британцы особо не знали, что делать. Тогда сидящий в оккупированном Нью-Йорке генерал Клинтон приказал командующему английскими сухопутными силами на юге, Чарльзу Корнуоллису, организовать военно-морскую базу в Чесапикском заливе.

Корнуоллис выбрал в качестве таковой городок Йорктаун, располагавшийся на реке Йорк – место было довольно удобное. Пусть англичане не могли контролировать сушу. Но они хотя бы укрепят свою традиционную вотчину – море. 2 августа в города начали высаживаться английское силы.

Правда, в случае появления на этом самом море серьезных неприятельских сил только что организованная база могла стать для 9-тысячной армии Корнуоллиса не более чем большой ловушкой.

Мышеловка


Какое-то время британское морское превосходство в американских водах было подавляющим. Но еще в марте 1781 года из французского Бреста вышел крупный флот под командованием адмирала де Грасса. Он отправился в сравнительно недалекие от берегов 13 колоний Вест-Индии – для французов там имелось немало лакомых кусочков, которые можно было отобрать.

Что же до сухопутных американо-французских сил, то командовавшие ими Вашингтон и де Рошамбо в июле попытались захватить находившийся в английских руках Нью-Йорк. Безуспешно. Тогда мысли командующих обратились к сидевшему на юге Корнуоллису – разбей они его, и британцы оказались бы в серьезном меньшинстве и без внятных перспектив. Это вполне могло закончить войну.


Морское сражение в Чесапикском заливе

Благо в середине августа Вашингтон узнал, что флот де Грасса возвращается из Вест-Индий.

В начале сентября в Чесапикском произошло сражение между английским и французским флотами. Закончилось оно, с тактической точки зрения, ничем – основная ударная сила обеих сторон была сохранена, хотя «по очкам» наблюдалось небольшое превосходство французов. Что было логично – их флот был ощутимо, хотя и не критически, больше.

Зато в стратегическом смысле французы сорвали банк – британский командующий Томас Грейвз не был разгромлен, но вернулся в Нью-Йорк. А это значило, что Корнуоллис в Йорктауне теперь был лишен возможности отступления по морю – его блокировали французские корабли.

Осада


Войска Вашингтона и де Рошамбо выступили из виргинского Уильямсберга 28 сентября. Совокупные силы насчитывали около 16 тысяч человек. Вполне достаточно, чтобы одолеть блокированного с моря и отрезанного от снабжения Корнуоллиса.

Умудренные опытом войны с англичанами, наученные сражениями с лихими драгунами Тарлтона, американцы равномерно распределили артиллерию на марше. Все для того, чтобы, в случае внезапной атаки, колонна сразу могла вступить в бой. Все понимали, что загнанная в угол крыса будет драться гораздо отчаяннее.

Сражение за Йорктаун: новорожденная Америка
Осада Йорктауна

Но Корнуоллис никаких фортелей не выкидывал, а занимался возведением оборонительных позиций вокруг Йорктауна. Разгадка была проста – английский командующий ждал подкрепления из Нью-Йорка.

А пока он готовился держаться – топил мелкие корабли, перекрывая фарватеры, ведущие к местам удобной высадки десанта. Строил редуты. И отдавал приказы забивать лошадей – припасы уже подходили к концу.

А франко-американцы приступили к правильной осаде по всем канонам XVIII века. Рыли параллели траншей, выкатывали пушки, а по ночам подводили сапы все ближе к позициям англичан. Первую параллель начали рыть 6 октября – а 9-го осаждающие сконцентрировали свою артиллерию и открыли огонь по Йоркатуну.

Несколько дней спустя англичане закрыли почти все амбразуры – понимая, что артиллерийскую дуэль они все равно не выиграют. Зато люди Корнуоллиса брали свое ночью, когда противник не мог толком целиться, и попадать именно в пушки.

11 октября союзники продвинули сапы достаточно далеко, чтобы заложить вторую параллель – от нее до противника оставалось около 250 метров. Американцы и французы еще не успели выдвинуть артиллерию, но уже были вынуждены занимать параллель людьми. И англичане использовали этот момент на полную катушку – канонирам было приказано не жалеть боеприпасов. Правда, ночь спустя союзники подтянули артиллерию поближе, и Корнуоллис вновь перешел к глубокой обороне.

Три дня спустя французы и американцы принялись атаковать в ночи британские редуты и завладели двумя из них. Англичане ответили дерзким ночным рейдом, во время которого удалось вывести из строя 6 орудий. Но принципиально это ничего не меняло.

Последний шанс и капитуляция


Дело медленно, но верно шло к тому, что Корнуоллиса все-таки дожмут. И он решил использовать последний шанс. План был прост – ночью перебросить армию на другой берег реки, где находился контролируемый англичанами городок Глостер. В водах Йорка ему ничего не угрожало – корабли де Грасса в реку не заходили, будучи собранными в единый кулак на случай возвращения флота Грейвза.

В случае удачи там, где были сконцентрированы минимальные силы союзников, можно было попробовать прорваться. Но Корнуоллису было уготовано другое – подвела погода. Поднялся сильный ветер, грянул ливень. Когда они кончились, наступил рассвет. Метаться было поздно.


Взятие британского редута

Тогда Корнуоллис, поняв, что никакого подкрепления не будет, послал парламентеров обсуждать свою капитуляцию. И 19 октября англичане сложили оружие.

Осада Йоркатуна не окончила войну немедленно – у англичан еще оставались в колониях значительные силы. Но на фоне еще свежих французов и обретших после громкой победы второе дыхание американцев этого было мало. Выход был один – послать еще войска. Но парламент был уже сыт по горло неудачной войной – чем больше проходило времени, тем большая часть британской элиты склонялась к тому, чтобы оставить 13 колоний в покое.

Впереди были политические споры, дипломатическая торговля в Париже, подписание мирного договора. Судьба будущих Соединенных Штатов была еще не ясна. Они могли как стать реальностью на целые столетия, так и оказаться государством-однодневкой – внутренних проблем и противоречий у американцев хватало. Но ясно было одно – страна более-менее сформировалась, и, сплавленная в огне сражений за независимость, собралась в единое целое – по крайней мере, на время.

Как новорожденная Америка воспользуется своим историческим шансом, теперь зависело только от нее одной.
Автор:
Использованы фотографии:
pinterest.com, livehistoryindia.com, weaponsandwarfare.com
121 комментарий
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Клебер
    Клебер 7 января 2020 05:52
    +4
    Но парламент был уже сыт по горло неудачной войной – чем больше проходило времени, тем большая часть британской элиты склонялась к тому, чтобы оставить 13 колоний в покое.


    Тогда ещё не смирились. Еще в 1790-1791 годах Парламент Великобритании выпрашивал у Российской императрицы Екатерины Великой всего лишь 20-30 тысяч солдат (не бесплатно конечно) как раз для Америки. И первый президент Джордж Вашингтон зная об этом был в шоке. В мощи российской пехоты тогда никто не сомневался. Екатерина не дала солдат.
    1. ГКС 2111
      ГКС 2111 7 января 2020 06:10
      +8
      Цитата: Клебер
      Екатерина не дала солдат.

      Зато другие дали.Немцев много было на стороне Великобритании-воевать отправилось около 30 тысяч человек, за что получили около 8 млн фунтов стерлингов.Наёмники не помогли англичанам-всё-таки умирать за землю свою(колонисты) и за деньги(наёмники) это две большие разницы.. После войны 17 тыс. гессенцев вернулись домой, 7 тыс. погибли (причём около 6 тыс. от болезней), около 5-6 тыс. остались и влились в состав американской нации, соблазнённые получением земли в собственность.
      1. Клебер
        Клебер 7 января 2020 06:14
        +4
        Вся кадровая прусская армия легла в "семилетней" войне, а этих кого отправляли гессенцы порой и солдатами считать сложно.
        ПыСы: никакой Германии тогда еще не было.
    2. tihonmarine
      tihonmarine 7 января 2020 10:43
      +4
      Цитата: Клебер
      В мощи российской пехоты тогда никто не сомневался. Екатерина не дала солдат.

      Умная правительница, не захотела русской кровью "таскать каштаны из огня" для других.
      1. mamonthful
        mamonthful 9 января 2020 15:36
        0
        Зато Павел и Александр для всей европы эти каштаны таскали в составе антифранцузских коалиций.
  2. Rimlianin
    Rimlianin 7 января 2020 06:32
    +3
    Освоение Америки английскими колонистами очень напоминает самовольное заселение Сибири беглыми русскими крепостными и казаками в 18 веке. Только вот своей войны за независимость у Сибири, слава Богу, не было.
    1. Клебер
      Клебер 7 января 2020 08:07
      +4
      Почему в 18 веке? Ермак с сотоварищами туда рванул ещё в 16 веке.
      1. Rimlianin
        Rimlianin 7 января 2020 08:08
        +1
        Я про заселение беглыми крепостными, а не про Ермака.
        1. Клебер
          Клебер 7 января 2020 08:09
          -3
          А Ермак кто? Беглый крепостной и есть.
          1. Rimlianin
            Rimlianin 7 января 2020 08:13
            +2
            Ермак сходил с ватагой, и вернулся. Массовая колонизация Сибири началась в начале 18 века, в конце 17 века основали казачьи остроги.
            1. Клебер
              Клебер 7 января 2020 08:20
              +3
              Какая массовая колонизация Сибири в 18-м веке? Сибирь официально присоеденина к России в 16 веке. Города Сургут, Тобольск, Тюмень, Березов и т.д. основаны русскими в 16 веке.
              1. д^Амир
                д^Амир 7 января 2020 09:38
                +4
                вот-вот.... в 18-м веке уже Аляска осваивалась... hi Добрый день и с Новым годом!!!
              2. Rimlianin
                Rimlianin 7 января 2020 10:45
                +2
                Массовая колонизация Сибири началась именно в 18 веке. Когда сюда хлынули беглые крепостные из России в поисках свободной жизни и от барина и русского царя подальше. А в самом конце 16 века- начале 17 века по указанию царя возведены казацкие остроги, которые стали затем перечисленными вами городами. Но это были немноголюдные поселения. После начала-середины 18 века второй этап колонизации Сибири - период после отмены крепостного права в России - 70-90 гг. 19 века. Это было самое массовое переселение крестьян в Сибирь до октябрьского переворота. Почти все нынешние сибиряки их потомки. Как и я сам. Сибиряк как минимум в пятом поколении.
                1. Sergej1972
                  Sergej1972 7 января 2020 11:13
                  +2
                  В Тюменской области, Новосибирской, Кемеровской, Томской значительная часть населения это потомки тех, кто переехал в эти края уже в советский период. А в Тюменскую область (если всё-таки ХМАО и ЯНАО считать её частью) люди до сих пор переселяются.
                2. tihonmarine
                  tihonmarine 9 января 2020 16:06
                  0
                  Цитата: Rimlianin
                  Почти все нынешние сибиряки их потомки. Как и я сам. Сибиряк как минимум в пятом поколении.

                  Так же как и мои предки, тогда же появились в Забайкалье. Но мы не колонизаторы, мы никого не колонизировали, мы просто жили вместе с местным населением.
              3. mamonthful
                mamonthful 9 января 2020 15:40
                0
                да, да, "присоединина". По одному острогу в 600 человек на 400 тыс кв км. США так могли бы весь Тихий океан "присоединить".
                Реальная колонизация и только ЮЖНОЙ сибири началась в 19 веке, когда начала действовать гос. программа по переселению и поддержке КОЛОНИСТОВ. Северная сибирь так до сих пор "наша" довольно условно - на картах.
        2. Sergej1972
          Sergej1972 7 января 2020 11:16
          +3
          Большое количество крестьян во второй половине 18 века высылалось в Сибирь по решению судов, или же по решению своих помещиков за различного рода провинности. Это не беглые крепостные.
    2. tihonmarine
      tihonmarine 7 января 2020 10:45
      +1
      Цитата: Rimlianin
      Только вот своей войны за независимость у Сибири, слава Богу, не было.

      Так война в Америке, была война англосаксов с англосаксами.
      1. Rimlianin
        Rimlianin 7 января 2020 10:58
        0
        Не понял, в чем замечание. Колонизировали Сибирь те же русские, что жили в России. Я имел виду войну русских колонистов с русским царем. Так же как и войну английских колонистов Америки с английской королевой.
        1. tihonmarine
          tihonmarine 7 января 2020 11:58
          0
          Цитата: Rimlianin
          Я имел виду войну русских колонистов с русским царем. Так же как и войну английских колонистов Америки с английской королевой.

          Да я тоже имел в виду, какая колонизация и борьба за какую независимость в Сибири ?
          Если в Америке было от 100 до 140 миллионов индейцев, то к концу колонизации осталось 1 миллион. В Сибири никакой колонизации не было, было присоединения к Российской империи без дикого уничтожения аборигенов, которые стали гражданами Российской империи и до сих пор граждане России, наши люди.
          1. Rimlianin
            Rimlianin 7 января 2020 12:46
            +3
            Колонизация США - это тоже не совсем колонизация. Потому что обычной колонией штаты для английской королевы так и не стали. И причем тут борьба за независимость и уничтожение индейцев. Кстати, индейцев никто не уничтожал, никакого геноцида не было. Это все пропагандистское клише. Сами вымерли от спиртного и болезней.
            1. tihonmarine
              tihonmarine 7 января 2020 12:51
              0
              Цитата: Rimlianin
              Сами вымерли от спиртного и болезней.

              Я не против, самогон святое дело, от него вымерло 140 лимонов индейцев, а вот русские, украинцы и белорусы раньше их начали пить и до сих пор пьют, и живые. Вот это наш русский генофонд !
              1. Морской Кот
                Морской Кот 7 января 2020 16:27
                +3
                Я не против, самогон святое дело, от него вымерло 140 лимонов индейцев


                "Так ведь чукчи, они как дети..." (с),
                х/ф Начальник Чукотки. smile
                1. 3x3zsave
                  3x3zsave 7 января 2020 18:46
                  +2
                  Это к вопросу "мирном" присоединии Сибири и Русского Севера!
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 7 января 2020 18:53
                    +1
                    Не только, Антон. hi Я в семидесятые знал людей, которые затаривались спиртом и ехали к этим "детям" за пушниной, очень был выгодный промысел.
                    С Рождеством! drinks
                    1. 3x3zsave
                      3x3zsave 7 января 2020 18:58
                      +1
                      Да, я и сейчас знаю! Жалуются парни: " "Индейцы" вконец оборзели! Спутниковый телефон требуют!"
                      1. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 19:12
                        0
                        Надо же, они и про спутник уже всё понимают! drinks
              2. РУСС
                РУСС 8 января 2020 16:47
                -4
                Цитата: tihonmarine
                Цитата: Rimlianin
                Сами вымерли от спиртного и болезней.

                Я не против, самогон святое дело, от него вымерло 140 лимонов индейцев, а вот русские, украинцы и белорусы раньше их начали пить и до сих пор пьют, и живые. Вот это наш русский генофонд !

                Индейцы спивались очень быстро, ну а большинство индийского населения действительно погибло от болезней белых людей.
          2. Кронос
            Кронос 7 января 2020 18:09
            +3
            Ну это не так тут была например статья про лихого казачьего атамана грабившего местных так что восстания подымались
            1. Морской Кот
              Морской Кот 7 января 2020 19:13
              0
              Платил бы атаман спиртом и восстаний бы не было, сам виноват -- жадность сгубила. laughing
          3. РУСС
            РУСС 8 января 2020 16:51
            +1
            Цитата: tihonmarine
            В Сибири никакой колонизации не было, было присоединения к Российской империи без дикого уничтожения аборигенов,

            Ну конечно! В курсе , что чукчей замирили только после гражданской войны, сколько было карательных походов на чукчей, поход Чудиного, поход Павлудского. А завоевание средней Азии, что тоже мирное?
          4. mamonthful
            mamonthful 9 января 2020 15:46
            0
            а что не миллиард?
            25 млн по САМЫМ большим оценкам. А исследователи говорят ещё о меньших цифрах:
            "Estimates of the pre-Columbian population of what today constitutes the U.S. vary significantly, ranging from William M. Denevan's 3.8 million in his 1992 work The Native Population of the Americas in 1492, to 18 million in Henry F. Dobyns' Their Number Become Thinned (1983)"

            90% из них умерли от новых болезней. Так же, как десятки миллионов жителей Евразии и Африки умерли от неизвестных им болезней, принесённых из Америки.
  3. Вольнопёр
    Вольнопёр 7 января 2020 09:59
    +4
    Для наглядности.
    Фильм: Сейчас или никогда: Йорктаунская кампания 1781 года



    ЗЫ. Можно включить субтитры и их перевод на русский.
  4. bubalik
    bubalik 7 января 2020 13:54
    +2
    ,,,все могло закончится ещё 1776г.если бы кто-то не увлекался шахматами.
    Осенью 1776 фортуна улыбнулась англичанам. Американцы были выбиты из Нью-Йорка, и британский генерал Хоу гнал колонистов дальше на юг. Если бы англичане перешли Делавэр, падение Филадельфии – столицы конфедерации мятежных штатов – было бы неизбежно. Оттуда уже начали бежать члены Конгресса.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 7 января 2020 17:05
      +4
      Сергей, привет и мои поздравления с Рождеством! smile
      Я тут, собственно, по поводу оружия, которое в немалой степени помогло колонистам выиграть эту войну. Я про "Пенсильванский штуцер", который в последствии почему-то стали называть "Кентуккийским". Охотники-трапперы с большого расстояния выбивали из него британских офицеров и даже прислугу артиллерийских орудий. Придумали этот ствол и производили его переселенцы из Германии, а пользовались им исключительно охотники-промысловики.

      1. bubalik
        bubalik 7 января 2020 17:18
        +4
        К глубокому сожалению,Константин, по оружию( тем более такому старому) я не могу составить вам беседу request т.к.не в теме crying
        С Рождеством yes
      2. 3x3zsave
        3x3zsave 7 января 2020 18:52
        +2
        Что-то подобное мелькало в х/ф "Патриот", причем, с оптикой!
        1. Морской Кот
          Морской Кот 7 января 2020 18:56
          +2
          Вот не видел я этот х/ф, поэтому ничего сказать не могу. А в реалиях трапперы били пушного зверя в глаз, дабы шкуру не портить, так что и без оптики нормально вышибали мозги красномундирникам королевы. good
          1. bubalik
            bubalik 7 января 2020 18:59
            +2
            Что-то подобное мелькало в х/ф "Патриот",

            Вот не видел я этот х/ф,

            ,,,это оружие?
            1. Морской Кот
              Морской Кот 7 января 2020 19:10
              +1
              С оптикой здесь нет ничего, за спиной торчит ствол второго штуцера. request
            2. 3x3zsave
              3x3zsave 7 января 2020 19:10
              +1
              Неее, не это. То что за плечом у Гибсона.
              1. Морской Кот
                Морской Кот 7 января 2020 21:18
                +1
                На плече у Гибсона висят две винтовки на двух ремнях, над плечом торчат два ствола, а под задницей два приклада, третий винтарь в руке. Никакой оптики я не наблюдаю. request
          2. bubalik
            bubalik 7 января 2020 19:06
            +4
            А в реалиях трапперы били пушного зверя в глаз, дабы шкуру не портить
            ,,,ага ,тем калибром в то время, голову вместе с глазами сносило tongue laughing
            1. Морской Кот
              Морской Кот 7 января 2020 19:08
              +2
              Весь вопрос в снаряде, пуля не обязательно могла соответствовать калибру оружия, да и зверь был разный. smile
            2. 3x3zsave
              3x3zsave 7 января 2020 19:11
              +3
              Зверюге размером с рыси!
            3. 3x3zsave
              3x3zsave 7 января 2020 19:14
              +3
              Причем, кувалдой!
              1. Korsar4
                Korsar4 7 января 2020 20:12
                +3
                Не доверяешь способностям Натти Бампо и им подобным?
                1. 3x3zsave
                  3x3zsave 7 января 2020 20:24
                  +3
                  Не доверяю, Сергей, не доверяю! С тех пор, когда я читал восторжено читал Фенимора Купера, много воды утекло...
                  1. Korsar4
                    Korsar4 7 января 2020 20:28
                    +3
                    Слышал, что белка выглядывает из-за ствола. Тут-то в глаз ей и попадают.

                    Но лично не сталкивался.
                    1. bubalik
                      bubalik 7 января 2020 20:30
                      +3
                      ,,,любопытная?
                      1. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 20:31
                        +3
                        Ага. А сейчас в городах они со своим любопытством теми ещё попрошайками стали.
                      2. bubalik
                        bubalik 7 января 2020 20:36
                        +3

                        ,,, и в телек стучатся laughing
                      3. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 20:39
                        +3
                        На этой картинке без доктора Айболита не обошлось. А потом белки составили команду на судне у Бармалея.
                      4. 3x3zsave
                        3x3zsave 7 января 2020 21:06
                        +2
                        Как бы это поделикатней... В телевизор, "с той стороны", обычно стучатся другие "белки" laughing
                      5. bubalik
                        bubalik 7 января 2020 21:07
                        +2
                        ,,,особенно после таких длинных праздничных дней laughing
                      6. 3x3zsave
                        3x3zsave 7 января 2020 21:11
                        +1
                        После таких выходных, даже эстонские черепахи кажутся прототипом "Авангарда"; laughing
                      7. 3x3zsave
                        3x3zsave 7 января 2020 20:54
                        +3
                        Новости "Пятого канала"
                        "Два часа назад, стая белок выгнала диаспору бомжей из подземного перехода в районе станции метро "Купчино"!!! Наши корреспонденты следят за развитием событий!"
                      8. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 20:57
                        +3
                        Это вряд ли. А вот цапнуть может.

                        Один мой студент говорил: "От крысы же не отличается. Только хвост пушистый".
                      9. 3x3zsave
                        3x3zsave 7 января 2020 21:14
                        +1
                        Кстати, крысы переносчиками вируса бешенства, не являются, а белки - вполне!
                      10. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 21:18
                        0
                        Верно. А уж птичек мелких как обижает.

                        У Сладкова детский рассказ нравился: "Да ты просто свинья какая-то, которая забралась на дерево".
                      11. 3x3zsave
                        3x3zsave 7 января 2020 20:44
                        +2
                        Хитрожопая!
                    2. 3x3zsave
                      3x3zsave 7 января 2020 20:44
                      +3
                      Сереж, прикинь, такая матерая белка, малость выглядывает из-за ствола секвойи... И тут ей в "дыню" батарея "двенадцатифунтовок", нанась!!! Белка - с копыт и "лапы на-бок". Можно свежевать тушку и спиливать бивни laughing
                      1. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 20:48
                        +3
                        Допускаю, что индейцы в рощах секвойи могли и не охотиться.

                        Не довелось быть в Йеллоустоуне. Это в Европе секвойи 45-50 метров высотой. И то впечатляют.

                        А если 115 метров высотой, и диаметр соответствующий.
                      2. bubalik
                        bubalik 7 января 2020 20:51
                        +5
                        выглядывает из-за ствола секвой


                        ,,какие деревья,такие и белки lol
                      3. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 20:52
                        +3
                        Одно из таких деревьев бригада лесорубов три недели заготавливала.
                  2. Морской Кот
                    Морской Кот 7 января 2020 21:21
                    +4
                    Купера вообще не читал, ограничился Майн Ридом. А посмотрев в раннем детстве "Королевские пираты" плотно присел на "пиратскую" тему.
                    1. 3x3zsave
                      3x3zsave 7 января 2020 21:27
                      +3
                      Везет же некоторым! А я в раннем детстве посмотрел "Легенду о динозавре" laughing
                      1. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 21:37
                        +2
                        Я "Легенду" посмотрел уже в зрелом возрасте и фильма ещё больше укрепила мою неприязнь к самураям. Этих динозавриков в "Красную книгу" заносить нужно было, а они их глубинными бомбами глушили. А они, микады хреновы, как над пленными во время второй войны издевались, так и с бедными зверюшками, гады.
                      2. 3x3zsave
                        3x3zsave 7 января 2020 22:01
                        +3
                        Доиздевались..., разбудили Годзилу laughing
                      3. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 22:05
                        +2
                        А чему удивляться, ежели они в своё время в Пёрл-Харбор полезли. Я так подозреваю, что в то время в их словаре слова "аналитика" ещё не существовало. Так что с Годзиллой всё вышло закономерно. laughing
                      4. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 21:52
                        +2
                        А у меня второй посмотренный в кинотеатре фильм был "Приключения Одиссея".
                      5. 3x3zsave
                        3x3zsave 7 января 2020 21:54
                        +2
                        Это я, кстати, тоже смутно помню!
                      6. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 21:57
                        +2
                        А тут ещё наложилось на книгу Тудоровской "Троянская война и Ее герои".
                      7. 3x3zsave
                        3x3zsave 7 января 2020 22:05
                        +3
                        А у меня на изучаемое в пятом классе наложился "Спартак", "Даки", " Битва за Рим".
                      8. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 22:08
                        +1
                        "Спартак" - в виде книги. "Викинги" - в виде фильма. А ещё любопытная книга Свиркина была "Экспедиция к предкам". И Дюма до кучи.
              2. Морской Кот
                Морской Кот 7 января 2020 21:18
                +1
                И по морде!!!
          3. Undecim
            Undecim 7 января 2020 20:57
            +5
            А в реалиях трапперы били пушного зверя в глаз
            Сколько лет живет пущенная кем то легенда про "битие в глаз пушного зверя", а не стареет, сейчас интернет придал ей новы импульс.
            А ведь проверяется вопрос просто - достаточно в лесу найти белку на высоте метров 20 а то и больше среди ветвей, затем попробовать рассмотреть этот самый глаз.
            В реальности белку бьют или дробью №№ 5,6 из ружья 28-32 калибра, или используют .22LR, выцеливая в голову (по статистике - что то попадет и в глаз).
            В СССР для охотников-промысловиков выпускалось комбинированное ружье Иж-56 "Белка", верхний ствол под .22LR, нижний - дробовой 28 или 32 калибра.
            Особенно курьезно легенда про "стрельбу в глаз" выглядит на фоне основного оружия трапперов, примером которого может служить "пенсильванская винтовка" или винтовка Hawken.
            1. Korsar4
              Korsar4 7 января 2020 21:03
              +3
              С хорошим зрением на 20-и метровой высоте - видно.

              И собака, как правило, лайка, в помощь. Белка на неё отвлекается.
              1. Undecim
                Undecim 7 января 2020 21:10
                +3
                Ружейная охота на белку без лайки вообще не имеет смысла. Но размер беличьего глаза это не увеличивает и белку садиться глазом к охотнику не заставляет.
                1. Korsar4
                  Korsar4 7 января 2020 21:14
                  +2
                  С детства "Лесная газета" была среди любимых книг. Промысловики, насколько понимаю, старались в голову попасть, чтобы шкурку не портить.

                  Но то, то были ещё более искусные стрелки вполне допускаю.
                  1. Undecim
                    Undecim 7 января 2020 21:20
                    +2
                    У меня она эта книга Бианки до сих пор на полке стоит. Талантливый был человек.
                    1. Korsar4
                      Korsar4 7 января 2020 21:24
                      +2
                      И у меня в детской комнате. И это еще подарок был маме от деда на 10 лет.
            2. Морской Кот
              Морской Кот 7 января 2020 21:14
              +2
              Вик hi , я написал о том, что пуля не обязательно должна быть калиберной, а патрона 22LR в то время не существовало. Но в одном Вы правы: бить белку в глаз мне нужно было взять в кавычки, но... тогда бы пропала красивая тема и народу нечем бы было развлечься. smile
              1. Korsar4
                Korsar4 7 января 2020 21:21
                +4
                Тема рождественского вечера: "Белки и секвойи".
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 7 января 2020 21:23
                  +3
                  Ага! Сергей, что у тебя нОлито в стакан под рукою? У меня чаёк с водкой. drinks
                  1. Korsar4
                    Korsar4 7 января 2020 21:29
                    +2
                    Колбасой разговелся из дичи. Красиво рассказываешь. Пойду чаю налью. А то и завтра - день рабочий.
                    1. Морской Кот
                      Морской Кот 7 января 2020 21:32
                      +3
                      Мне проще дома-то сидячи, но порой от безделья дуреешь, особливо зимой. drinks
                      1. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 21:45
                        +3
                        А печка есть?
                      2. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 21:58
                        +3
                        Сергей, обижаешь, в натуре. Висит на кухне импортный аппарат размером в пол стенки и гонит по радиатором горячую воду, на такой "печке" как на кровати не порезвишься! Да и выпить "по-чёрному" не получится, не тот у этого агрегата менталитет, все надписи на британском. request wink
                        Так что выходим из положения как можем, а мы можем -- ведь мы "Ррусский наррод!!!" (с) и именно с двумя "ры", чтоб ррычало. laughing
                      3. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 22:01
                        +3
                        И на горящие дрова не посмотришь.

                        Но обычно нахожу возможность либо к печке выбраться, либо к костру. Пусть и не так часто, как хотелось бы.
                      4. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 22:09
                        +3
                        Горящие дрова -- запросто! Периодически созываем народ на шашлыки. А там костёр до рассвета, у кого насколько тренировки и сил хватит. Только вот нынешняя зима какая-то тухлая. Чёрт с ним, пусть снегом завалит, у меня лебёдка на квадрике, зато ощущение привычной с детства зимы. Так нет...
                      5. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 22:11
                        +3
                        И ещё загадка - придут ли морозы. И как переживут эту зиму растения, что в рост тронулись.
                      6. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 22:14
                        +3
                        У нас озимые уже налились сочной зеленью. Я далеко не агроном, но местные старожилы предрекают мало приглядное будущее, в смысле урожая этого года.
                      7. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 22:17
                        +3
                        Старшее поколение говорило: "Пойдёт крапива - и станет легче".
                      8. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 22:33
                        +3
                        Ну, не знаю, а крапива, ну её на фиг. У нас не выдерешь, так под два метра прёт.
                      9. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 22:36
                        +3
                        Это значит до края мы ещё не дошли. Но как щавелевые щи, так и щи из молодой крапивы - память из детства.
                      10. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 22:40
                        +3
                        Почему детства? Моя супруга и сейчас варит эту вкуснятину. smile
                      11. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 22:42
                        +3
                        Уклад имеет способность меняться. А молодая сныть тоже у вас в рационе?
                      12. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 22:44
                        +3
                        Сергей, а вас ист дас "молодая сныть", я всё де не настолько врос в деревенскую жизнь. request
                      13. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 22:51
                        +3
                        В лесу - растение на богатой почве. В огороде - сорняк. Ей ещё Серафим Саровский питался: "Есть такая травка - снытка".

                        А мне попадался салат со снытью.
                      14. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 22:53
                        +3
                        Не, ну травку всякую, не с огорода, в супы добавляем, но как-то сорняком её никто не называл.
                      15. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 22:57
                        +2
                        https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Illustration_Aegopodium_podagraria0_clean.jpg


                        Хотел картинку вставить. Но планшет не очень слушается. Так что хоть первую ссылку.
                      16. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 22:58
                        +3
                        Спасибо, но не полезу, лень, оставлю для жены. smile
                      17. Korsar4
                        Korsar4 7 января 2020 23:01
                        +3
                        И правильно.

                        Как в Ширли-Мырли прозвучало: "В доме надо держать и мясные закуски".
                      18. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 23:04
                        +3
                        Кин этот не видел, но в отношении мясных закусок -- согласен.
              2. Undecim
                Undecim 7 января 2020 21:27
                +4
                Дульнозарядную винтовку зарадить не калиберным снарядом можно, конечно, только отцентровать пулю в стволе невозможно, пластиковых контейнеров тогда не было, так что точность будет никакая, не то что в голову, в белку не попадешь.
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 7 января 2020 21:30
                  +2
                  Читал, что они так делали, а уж как и чем там кожу обрабатывали для "поддона" не в курсе.
                  1. Undecim
                    Undecim 7 января 2020 21:47
                    +1
                    Обычно "пенсильванская винтовка" имела калибр от .32, но ствольные стали были не сегодняшние, поэтому имел место разгар и ствол периодически рассверливался, иногда и до .50. Зарядить в такой ствол пулю калибром хотя бы 6-7 мм и куда то при этом попасть - из области случайности.
                    1. Морской Кот
                      Морской Кот 7 января 2020 22:00
                      +1
                      Вик, я же не спорю. К сожалению, я не помню у кого и где это читал, но не в худ. лит-ре, это точно, иначе бы и заикаться не стал.
                      1. Undecim
                        Undecim 7 января 2020 22:03
                        +1
                        Я тоже не спорю, просто обосновываю свою точку зрения на основе собственного опыта.
                      2. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 22:11
                        0
                        Вик, у Вас есть Пенсильванский штуцер? Шучу, не сердитесь, я сам из капсюльно-кремнёвок никогда не стрелял. "Вплотную" меня это оружие мало интересовало.
                      3. Undecim
                        Undecim 7 января 2020 22:25
                        +1
                        Пенсильванского нет, а из капсюльного стрелять приходилось, правда калибр был побольше, около 18 мм, круглая пуля 12 калибра подходила. Моего коллеги и товарища отец был оружейным мастером, через его руки чего только не проходило. Я у него в мастерской "подрабатывал".
                      4. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 22:32
                        +1
                        Повезло Вам, у меня не было таких друзей. Если и доводилось стрелять из раритетов, то только во ВНИИ Судебной экспертизы, но и там не под любой ствол были патроны. Вот была возможность пострелять из охотничьей модели "Парабеллума" под патрон Борхардта 7,65 мм., но у них оказалось в наличии всего семь штук на самый крайний случай. Обломилось, хотя и самим очень хотелось. Увы.
                      5. Undecim
                        Undecim 7 января 2020 23:26
                        0
                        Вот была возможность пострелять из охотничьей модели "Парабеллума" под патрон Борхардта 7,65 мм.,
                        Возможно я ошибаюсь, но напрашивается мысль, что Вы или пистолет Борхард К-93 приняли за "Парабеллум", или патрон 7,65 × 21 мм Парабеллум приняли за 7,65 × 25 мм Борхардт. Или к патрону 7,65 × 21 мм применили неправильное название.
                      6. Морской Кот
                        Морской Кот 7 января 2020 23:56
                        +2
                        Точно, я заболтался, вот к чему приводит уверенность в том, что тебя всегда поправят как надо.
                        Но всё равно патрон Парабеллум 7,65х21 является укороченным Борхардтом 7,65х25, ровно как и на 9х19 Пара использована та же гильза от Борхардта, только ей сделали "обрезание". Все эти патроны свободно входят в девяти миллиметровую "восьмёрку".
                        Вот эта машинка из моего отдела, два сменных ствола под оба патрона и 4-х кратный Цейсс.

                      7. Undecim
                        Undecim 8 января 2020 00:59
                        +1
                        Редкая комплектация.
                      8. Морской Кот
                        Морской Кот 8 января 2020 01:12
                        +1
                        Редкая и, видимо, дорогая. Голубое "воронение", деревянные детали -- орех, магазин из нержавейки, кейс коричневой кожи. Но при установленном прицеле затвор передёргивать было неудобно, подтягиваешь его кверху одним пальцем, а дальше уже как обычно. Я, в таком варианте, с цевьём и прикладом, видел только изображение в графике, в дореволюционных каталогах, но без какой либо оптики. Да, никаких маркировок, кроме числа четыре на каждой детали, на пистолете не было, но эта цифра просто "сборочная" маркировка.
              3. bubalik
                bubalik 7 января 2020 21:28
                +4

                ,,главное не перепутать, на кого охотишся wassat
                1. Морской Кот
                  Морской Кот 7 января 2020 21:40
                  +2
                  Так пить нужно не во время охоты (чай не рыбалка), а после неё! drinks
  5. 3x3zsave
    3x3zsave 7 января 2020 18:53
    +3
    Спасибо, Тимур! Замечательная статья!
  6. 5-9
    5-9 9 января 2020 10:49
    0
    Независимость для будущих США отвоевали Франция и Испания в прямом военном конфликте. Плюс проблемы в Индии. У Британии был выбор - потерять 13 колоний или Индию. Возобладали интересы ОИК. Лоялистов-колонистов было не меньше, чем патриотов-колонистов. Фраза в отношении Вашингтона "Что? И эти нас победили" была сказана задолго до Кейтеля...