Сталинские соколы в небе Китая

87
Сталинские соколы в небе Китая

Где-то на перевалочном аэродроме группа советских добровольцев в ожидании вылета

Летом 1937 года, когда в Испании вовсю полыхала гражданская война, в Восточной Азии военные «инциденты» между Японией и Китаем переросли в полномасштабную войну. Япония стремилась прибрать к рукам сырьевые ресурсы своего соседа и получить собственные территориальные выгоды. Но Китай оказался не готов к этой войне. Промышленность находилась в упадке, население жило в крайней бедности, а между различными военными группировками шла внутренняя борьба за власть в стране. Воспользовавшись этим, императорская армия Японии оккупировала Маньчжурию, некоторые китайские провинции и, захватив такие крупные прибрежные города, как Шанхай и Тяньцзинь, продвигалась в глубь Китая. Ситуация становилась более чем драматичной. Капитуляция Китая обернулась бы последующим нападением Японии на СССР с востока, а Германии — с запада. И неизвестно, чем бы ещё всё закончилось, случись нам тогда воевать сразу на два фронта. Через Коминтерн коммунистам Китая было передано сообщение, что помощь нашей страны будет оказана только при условии их объединения с партией Гоминьдан в единый фронт против японских захватчиков. Получив согласие от обеих сторон, 26 сентября 1937 года И. В. Сталин начал секретную операцию с кодовым наименованием «Зет».

Воздушный маршрут Алма-Ата — Ланьчжоу


Лётчиков-добровольцев, желающих воевать в Испании, было много, поэтому им и было предложено отправиться помогать китайскому народу в войне с Японией. Отбирали в основном членов партии, из наиболее опытных авиаторов, в основном командиров звеньев. Некоторые уже успели повоевать в Испании, имели собственный боевой опыт и военные награды. Добровольцы добирались поездами до Алма-Аты, туда же доставлялись в разобранном виде их самолёты. Все трудились на совесть, не покладая рук. Вместе летчики, штурманы, инженеры и техники собирали доставленные сюда в ящиках самолёты. Потом им делали облёт, пристрелку вооружения, заправляли горючим, маслом и в путь. Дальний перелёт из Алма-Аты через хребты Тянь-Шаня, Тибета, пустыни Такла-Макан и Гоби удавался не всем экипажам. Одной из первых летела группа Курдюмова. При перелете и посадках на промежуточных аэродромах разбилось несколько самолетов, сам командир отряда В. Курдюмов погиб при посадке в Сучжоу. Его самолёт при посадке не рассчитал скорость, выкатился за пределы полосы, перевернулся и загорелся. Капитана Курдюмова выбросило из кабины, но он скончался, не приходя в сознание. Отсутствовала радиосвязь с самолётами и маяки. Справа, слева, сзади и спереди — только горы да песчаные дюны. Куда ни взглянешь — ни одного ориентира. При потере курса или в случае неисправности самолёта негде было совершить вынужденную посадку. Чтобы перемахнуть горы, шли с набором высоты 6000-7000 м, где от недостатка кислорода даже опытные лётчики теряли ориентацию. В наступившей темноте, израсходовав запас топлива, их самолёты разбивались в горах. Из Алма-Аты до Ланьчжоу около 3000 км, по трассе перелёта находилось 11 небольших перевалочных авиабаз. Маршрут пролегал через пустынные и гористые районы Северо-Западного Китая. Между пунктами промежуточных посадок отсутствовала связь, не было метеосводок погоды. На два аэродрома в Сучьжоу и Ляньчжоу, куда с таким трудом через пустыню и горы на верблюдах доставляли бензин, японцы заставляли банды хунхузов совершать набеги для того, чтобы уничтожить склады горючего и прервать наше авиасообщение. Кстати сказать, что своего горючего в Китае не было, его приходилось покупать у американцев и вереницы подносчиков бензина носили его на коромыслах в 20-литровых емкостях из соседнего Индокитая.




По другому маршруту несколько авиагрупп отправились из Иркутска через Улан-Батор и Далан-Дзадагад в китайский Сучжоу. Только в апреле 1938 года удалось наладить доставку грузов по отстроенной «дороге жизни», маршрутом Алма-Ата – Урумчи – Хами – Сучжоу – Ланьчжоу. Колонны грузовиков ЗИС-5 днём и ночью потянулись через провинцию Синьцзян, перевозя ящики с И-16 и И-15бис на первую сборочную базу в Ланьчжоу и на вторую базу в Хами, за которым начиналась пустыня Гоби. В Ланьчжоу прибывшие самолёты перекрашивали и наносили китайские опознавательные знаки.


СБ-2М-103 в серебристой окраске. На фюзеляже, крыльях и руле направления нанесены китайские опознавательные знаки

За период с 1937 по 1940 год из СССР в Китай было поставлено 1250 боевых самолётов, в том числе: истребители И-15 (345); истребители И-16 (216); бомбардировщики СБ (292); ДБ-3 (24); ТБ-3 (6).


Советский тяжелый бомбардировщик ТБ-3

В конце 1937 года, спустя почти месяц с начала перегона, ни один наш истребитель не сумел долететь до китайского фронта. Все самолёты стояли под снегом на аэродроме в китайском Гучэне, не имея возможности взлететь. Также как и группа бомбардировщиков СБ, под руководством Ф.П. Полынина, укрываясь от настигшей их в пути песчаной бури, застряла на авиабазе в Сучжоу.

Ещё в начале 1937 года у китайцев было около пятисот самолётов, как говорят, с бору по сосенке. Давно устаревшие модели различных конструкций американского, английского, французского, немецкого и итальянского производства. Преимущественно это были бипланы Curtiss BF2C Goshawk и монопланы Boeing P-26 Peashooter американского производства с максимальной скоростью полета до 350 км/ч. Подготовка китайских лётчиков, в основном вышедших из богатых сословий, была явно недостаточной в сравнении с вышколенными японскими асами. Наши лётчики рассказывали, что их китайские коллеги перед вылетом молились, чтобы в воздухе им не встретиться с японскими асами. Они при удобном случае умышленно портили свои самолёты, только чтобы не лететь на верную гибель. К началу боев за столицу, Нанкин, их оставалось всего 14. Превосходящие в скорости японские истребители быстро уничтожили большинство китайских самолетов и завоевали полное господство в воздухе. Японские бомбардировщики, чувствуя свою безнаказанность, ровняли китайские города и промышленные объекты с землёй. Уничтожая мирное население и деморализуя китайскую армию, они обеспечивали успешное продвижение своей армии вглубь страны. Вот тут и нагрянули в Китай наши «сталинские соколы».


Советские лётчики–добровольцы на аэродроме г. Ухань. Ноябрь 1937 г.

Военное руководство Китая стояло перед выбором закупаемой техники. Жена Чан Кайши, госпожа Сун Мейлиин, будучи министром авиации правительства Гоминьдана, устраивала показательные полёты самолётов многих стран, чтобы выбрать лучшие образцы техники. Но советские «сталинские соколы» сумели покорить её сердце своей статью и мастерски выполненными фигурами высшего пилотажа, оставив позади всех конкурентов. Наши лётчики считают, что именно поэтому выбор закупаемой Китаем авиатехники был сделан в пользу СССР.


"Китайские" лётчики


Основной ударной силой во второй Японо-китайской войне стали советские скоростные бомбардировщики СБ, ещё в Испании ласково названные лётчиками «Катюша». Они имели превосходство перед основным противником — японским корабельным истребителем И-96 (Mitsubishi A5M) в высоте (он действовал до 3000-3500 м). Потолок у наших СБ в той модификации был 10000 м. Два мотора М-100 по 860 л/c с нагнетателем и винтом изменяемого в полёте шага (ВИШ) обеспечивали максимальную скорость 445 км/ч и дальность полёта до 1600 км. Спереди и сзади спаренные пулемётные установки ШКАС (1800 выстрелов в минуту на каждый ствол), да ещё нижняя пулемётная установка «кинжального огня» ПВ-1. Грозная такая «Катюша» несла ещё почти тонну бомб разного калибра. Благодаря стараниям наших умельцев в Китае был придуман способ дополнительно размещать в грузовом отсеке СБ самодельные ящики-контейнеры с небольшими фугасными бомбами, что значительно повысило эффективность нанесения бомбового удара. Параллельно с полётами шло обучение лётного состава. В конце 1937 года советские лётчики смогли обучить на СБ более сорока китайских лётчиков из новобранцев.


Экипажи китайских СБ-2 М-100А готовятся к старту

Были ещё несколько четырёхмоторных тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, отличившихся тем, что смогли преодолеть ПВО противника и, пролетев над японскими островами, сбросить агитационные листовки антивоенного содержания. Тихоходные и устаревшие они тоже пригодились для срочных перебросок тяжелых грузов и перевозки личного состава. Осенью 1939 года группа дальних бомбардировщиков ДБ-3 с высоты семи километров трижды бомбили занятый японцами аэродром в Ханькоу, уничтожив 136 самолётов противника, склады с боеприпасами и топливом.

Воздушными тружениками войны были наши истребители-монопланы И-16, прозванные «Ласточка», и истребители-полуторапланы И-15бис «Чижи». Как правило, более скоростные И-16 группой атаковали японские бомбардировщики, в то время как группа И-15бис связывала боем вражеские истребители. Наши «Ласточки» (или «Ишачки») имели преимущество в вооружении, располагая не только двумя пулемётами ШКАС 7,62 мм, но и двумя 20 мм малокалиберными скоростными пушками ШВАК. Японские же истребители в то время пушек ещё не имели, проигрывая нам в огневой мощи.


Китайские лётчики на И-15 и И-16 позируют возле своих самолётов

В начале 1938 года на авиабазе в районе Ханькоу располагалось больше сотни самолётов, в том числе 31 бомбардировщик под командой капитана Ф. П. Полынина. А на двух аэродромах в районе Наньчана располагалось ещё около девяноста самолётов – бомбардировщики М. Г. Мачина и истребители А. С. Благовещенского.


Летчики-добровольцы в Китае (слева направо): А. С. Благовещенский, А. Г. Рытов, П. В. Рычагов, Ф. П. Полынин

В Китай так называемыми ворошиловскими командировками направлялись в основном летчики из курсантов Московской летной академии имени Жуковского, не имевшие ещё собственного боевого опыта. Всем им с ходу приходилось учиться в реальном бою против более опытных японских асов. Численное превосходство ещё долго было на стороне японцев, но силами наших авиагрупп удалось значительно их сократить. Бомбардировщики действовали решительно и наносили неожиданные удары по аэродромам, транспортным коммуникациям, скоплениям войск, переправам и кораблям противника.

Бомбили аэродромы Нанкина, Шанхая, Тайбэя, переправы и рейды на реке Янцзы.

Особенно первые налёты наших бомбардировщиков оказались для японцев полнейшей неожиданностью. Они так поверили в собственную исключительность в воздухе, что не позаботились о противовоздушной обороне. 2 декабря 1937 года две девятки бомбардировщиков СБ строем «девятки в правом пеленге» под командой М. Г. Манчина разбомбили аэродром в Шанхае. В это же время ещё одна девятка СБ нанесла бомбовый удар по кораблям, стоящим на шанхайском рейде. Было уничтожено более 30 самолётов противника, топливные склады, потоплен японский крейсер, ещё шесть кораблей загорелись. Пришлось лететь без прикрытия, так как истребители нужны были для защиты своих аэродромов. Своими силами отражали атаки японских истребителей. Четверо стрелков получили легкие ранения. Один наш СБ был подбит, но смог дотянуть до аэродрома Ханчжоу и благополучно приземлиться.

Генерал-полковник авиации Ф. И. Дробыш так описывает бомбардировку 26-ти бомбардировщиков СБ «Катюша» аэродрома в Нанкине, занятого японцами (январь 1938 года):

К цели приблизились на высоте 5500 м. Штурман подал команду на противозенитный маневр и доложил: «Вижу бомбардировщики, выстроенные в два ряда, со второго аэродрома взлетают И-96». Противник открыл сильный зенитный огонь, разрывы ложатся выше и справа. Штурман Васильев подает команду «На бомбометание».
Самолеты при открытых люках как бы остановились. 40 секунд в зоне зенитного огня кажутся вечностью. Бомбы легли прицельно.

Уничтожены на земле 48 самолетов, взлётная полоса, склады ГСМ и боеприпасов. Один наш бомбардировщик японцам удалось сбить, погибли трое русских молодых парней.


На аэродроме Ханькоу. Слева направо: Б. Б. Камонин, китайский летчик, А. А. Лебедев, переводчик.

Генерал-майор авиации Г.М.Прокофьев вспоминает:

Японские самолеты стояли, как на параде, готовые к взлету: двухмоторные бомбардировщики — в три линии, истребители — в две линии. Их было более сотни! Впереди и слева по курсу, со всех сторон стали видны разрывы зенитных снарядов. Стреляли зенитки всех калибров со всех кораблей, в том числе и «невоюющих» стран: английских, французских, итальянских, американских. И вдруг я увидел, как на самолете ведущего резко «запарил» правый мотор.

В том бою был подбит самолёт капитана Полынина. Был пробит радиатор, и перегревшийся двигатель вскоре заклинило. СБ резко начал терять высоту, и ему пришлось совершить вынужденную посадку на заболоченном лугу с одним работающим мотором. Попасть в руки японцев означало мучительную смерть. Были известны случаи, когда наших спасшихся лётчиков японцы сначала зверски пытали, а потом всё равно казнили. Стоя наготове с пистолетом, он видел, как с разных сторон к самолету бегут японцы и китайцы. Китайцы добежали первыми и выстрелами прогнали японцев.

На случай опознавания китайским населением на груди каждого лётчика была приколота «охранная грамота» — кусочек тонкого шелка, исписанный китайскими иероглифами. Из текста следовало, что предъявитель «документа» является иностранцем, прибывшим в Китай для оказания военной помощи. И что все военные и гражданские лица обязаны принимать меры к его спасению. Полынину повезло, и сбежавшиеся к севшему в болото СБ китайцы, словно муравьи, облепили самолёт. Около трёхсот крестьян смогли сначала вытащить многотонную машину из грязи, а потом волоком дотащить её до реки. Там они сделали деревянные сходни, бомбардировщик закатили на старенькую баржу и под расписку китайскому капитану отправили по реке Янцзы до самого Ханькоу. Трое суток экипаж считался погибшим, но они вернулись, и самолёт по воде вскоре тоже был доставлен на базу.

Курсом на Формозу


Самой известной операцией советских лётчиков стало уничтожение главной базы японских ВВС в Тайбэй (по-японски Тайхоку) на острове Формоза (Тайвань). Авиагруппой скоростных бомбардировщиков командовал капитан Фёдор Петрович Полынин (в Китае его знали как Фынь По). 23 февраля 1938 года, в юбилейную годовщину Красной Армии, двадцать восемь загруженных бомбами СБ взлетели курсом на Тайвань. По разведданным туда накануне должны были доставить крупную партию закупленных Японией у Германии и Италии самолётов. Японская авиация понесла значительные потери, и император вынужден был увеличить выпуск своих истребителей И-96, а также закупать самолеты за границей. Риск операции был великий, расстояние больше тысячи километров, и случись что – садиться будет некуда, кругом вода, а запаса топлива на обратный путь не хватит. Если попадут в плен на японской территории, то может разразиться международный скандал, так как официально мы с Японией не воюем. Поднялись на высоту 5500 метров, чтобы с земли не засекли зенитчики. У всех началось головокружение, ведь кислородные баллоны для снижения веса машин пришлось оставить на базе. Сразу прошли стороной, севернее острова. Развернулись со снижением и на приглушенных моторах зашли в район Тайбэя со стороны Японии, от солнца.


Советский скоростной бомбардировщик СБ «Катюша»

Самолеты стояли четкой линией в два ряда, возле ангаров контейнеры, рядом самолеты без крыльев. Маскировки на базе не было никакой, налёт японцы не заметили, и точный удар более трёхсот авиабомб уничтожил свыше 40 собранных самолётов и всё, что было в контейнерах. А ещё был уничтожен трёхгодичный запас топлива, радиостанция, большое количество боеприпасов, многочисленный лётный и технический состав. По стечению обстоятельств их всех собрали в одном помещении для праздника, куда попали наши бомбы. Ни один японский истребитель с базы в Тайбэе так и не взлетел. Бомбардировщики СБ сели дозаправиться бензином из 20-литровых ёмкостей на крохотном горном аэродроме подскока в Фучжоу и сразу в путь домой. В том полёте они провели более семи часов, но результат был грандиозным. Их встречали как героев Китая, выносили из самолётов на руках, а госпожа Сун Мейлиин преподнесла советским лётчикам большой торт с поздравительной надписью в честь советских летчиков-добровольцев и годовщины РККА. Китай праздновал победу, а в императорской Японии объявили национальный траур. Комендант японского аэродрома совершил ритуальное самоубийство. А нашим лётчикам пришлось скромно промолчать о своём успехе. Тут же нашлись любители присвоить чужую славу — группа американских и английских лётчиков–добровольцев, которых возглавлял Винсент Шмидт. К слову сказать, эти лётчики на боевые операции практически не вылетали, но от вознаграждения китайцев за свою помощь они никогда не отказывались, в отличие от наших военных. Этот миф развеяли сами японцы, заявив, что их базу разбомбили советские лётчики. Агентурная разведка у японцев была поставлена отменно, и ноту протеста они нам тогда заявили. Американские же союзники, один раз вылетев на боевое задание, по ошибке сбросили бомбы на китайские позиции, за что и подверглись с их стороны яростному обстрелу. После этого инцидента они ещё долго не вылетали. При налётах японской авиации они не пытались взлететь для отражения атаки или вывести самолёты из-под удара, а сразу уезжали на машинах в город под защиту флага своего посольства, которое не бомбили.

К слову об иностранных добровольцах: были и французские летчики на истребителях Curtiss P-36 Hawk. Мачин так описывает их участие в обороне наньчанского аэродрома от налёта японцев: «Большинство этих молодых и задорных парней погибло в воздушных боях с японскими истребителями». Дело в том, что двигатели их самолётов уступали японским по мощности, а среди французских лётчиков не было слаженного взаимодействия. Вскоре их группа и вовсе перестала существовать.

А в марте 1938 года группа из 25 СБ капитана Полынина, снова в глубоком тылу противника, уничтожила железнодорожный мост и параллельно ему возведенную понтонную переправу через реку Хуанхэ, по которым должна была переправляться японская армия. Так было сорвано наступление японцев на всём Северном фронте, которому мы не дали соединиться с Центральным в крупную группировку.

Продолжение следует…
Русские соколы в небе Китая
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +34
    9 января 2020 06:23
    Спасибо огромное за интересную статью,нельзя забывать наших героев.Страшная была та далёкая война,много читал о ней.О жестокости боёв говорит уже тот факт,что более 200 советских летчиков отдали свою жизнь за свободу Китая. Среди них - командиры добровольческих отрядов Воробьев, А. Рахманов, летчики-добровольцы Ф. Гурлей, И. Гуров, М. Кизельштейн, Д. Кулешин, В. Песоцкий, Н. Терехов и многие другие,а четырнадцати советским летчикам, защищавшим небо Китая,- Ф.П. Полынину, В.В. Звереву, А.С. Благовещенскому, О.Н. Боровикову, А.А. Губенко, С.С. Гайдаренко, Т.Т. Хрюкину, Г.П. Кравченко, С.В. Слюсареву, С.П. Супруну, М.Н. Марченкову, Е.М. Николаенко, И.П. Селиванову, И.С. Сухову было присвоено звание Героя Советского Союза.

    На памятнике высечено “Вечная слава советским летчикам-добровольцам, погибшим в войне китайского народа против японских захватчиков”.
    1. +10
      9 января 2020 10:07
      Статья просто замечательная, ожидаю продолжения.++++++
      1. +8
        9 января 2020 11:25
        Спасибо, Виктор, за хороший слог, и интересный материал. Отдельная благодарность за фото и илюстрации.С нетерпением ждем продолжения
      2. +6
        9 января 2020 20:37
        С оценкой согласен: автор рассказывает о малоизвестных фактах, а потому и интересно.
        В принципе о том,что мы Китаю помогали об этом известно, но в тоже время и не известно
  2. +17
    9 января 2020 06:28
    Эх было время...жаль мне не судьба там повоевать было с японцами.
    Читаешь с запоем биографии наших летчиков того времени...если бы не их ратный труд японцы вполне могли и на Дальнем Востоке устроить нам второй Порт Артур.
    Правильно Сталин делал что встречал с оружием японских самураев еще на дальних рубежах в Китае... в наше время это снова становится актуальным.
    1. +12
      9 января 2020 08:21
      Правильно Сталин делал что встречал с оружием японских самураев еще на дальних рубежах в Китае... в наше время это снова становится актуальным

      Это актуально в любое время. Лучше воевать на чужой территории, чем на своей.
      1. 0
        24 февраля 2020 10:36
        А еще лучше чужими руками
        1. -1
          24 февраля 2020 10:50
          В принципе верно, но эти "чужие руки" часто воюют за того, кто больше заплатит. Могут и перекупить.
    2. +8
      9 января 2020 09:22
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      ......Правильно Сталин делал что встречал с оружием японских самураев еще на дальних рубежах в Китае... в наше время это снова становится актуальным.
      Таким образом ,ещё задолго до ВОВ, Сталин думал о том, что наши должны приобретать , накапливать боевой опыт
  3. +6
    9 января 2020 07:18
    Интересные факты. Как то до этого особо не интересовался действиями наших добровольцев в Китае (да в общем то и всей японо-китайской войной) Спасибо.
    1. +3
      9 января 2020 18:41
      Вообще-то о японо-китайской войне и литературы мало.
    2. +12
      9 января 2020 21:51
      Спасибо за лестные оценки статьи! good
      Если Вы заинтересовались этой темой, то могу порекомендовать мемуары участников тех событий, вот список литературы:
      Ю.В.Чудодеев. Подвиг в небе Китая
      Ф. П. Полынин. Выполняя интернациональный долг
      П. Т. Собин. Воздушный мост Алма-Ата - Ланьчжоу
      А. Г. Рытов. В сражающемся Китае
      М. Г. Мачин. Китайские маршруты (Из записной книжки летчика-бомбардировщика)
      Д. А. Кудымов. "Короли неба" теряют короны
      А. 3. Душин. На помощь китайскому народу
      Н. Г. Козлов. В небе Китая
      Ф. И. Добыш. Курс на восток
      Я. П. Прокофьев. Защищая китайское небо
      А. И. Пушкин. Москва - Ханькоу (Записки летчика-бомбардировщика)
      И. П. Селиванов. Память сердца
      С. В. Слюсарев. В воздушных боях над Китаем
      А. К. Корчагин. Забайкальцы в борющемся Китае
      В. Д. Землянский. За тебя, Суин
      К. К. Коккинаки. Щит и меч
      С. Я. Федоров. Незабытые страницы истории

      Всё можно найти в интернете, весьма увлекательные, живые рассказы реальных героев. Стараюсь для Вас, готовлю продолжение, с уважением, Виктор К
      1. +3
        9 января 2020 23:48
        Спасибо, Виктор, что написали , что можно ещё узнать по теме. Постараюсь прочитать те Ваши статьи, которые пропустил по недоразумению.
      2. +1
        10 января 2020 07:33
        Спасибо, Виктор. Обязательно постараюсь ознакомиться с перечисленными Вами материалами и с интересом жду продолжения.
      3. +1
        10 января 2020 12:12
        Панов Д. Русские на снегу. Судьба человека на фоне исторической метели
      4. Комментарий был удален.
  4. +20
    9 января 2020 07:50
    Мой дед перед войной в Китае служил примерно год.
    Но вот о месте службы, какой авиаполк, какие самолеты, чем занимались - ни одного слова, до самой смерти в 1991 году. Подписка о неразглашении.
    При этом о ВОВ рассказывал много.
    1. -1
      9 января 2020 09:25
      Цитата: Оби Ван Кеноби
      Мой дед перед войной в Китае служил примерно год.
      Но вот о месте службы, какой авиаполк, какие самолеты, чем занимались - ни одного слова, до самой смерти в 1991 году. Подписка о неразглашении.
      При этом о ВОВ рассказывал много.

      Запечательный комментарий.
      1. +9
        9 января 2020 11:10
        Сарказм заценил.
        А самое замечательное произошло где-то в середине 80-х. Праздновали 9 мая. И дед сказал, что перед войной был в Синдзяне. Его друзья начали смеяться. Дед молча взял 2 карандаша (новеньких) и их помощью показал всем, как китайцы кушают. И желающих научил правильно держать эти самые палочки. Народ был в ауте.
        Это сейчас все умные и палочками кушают, а 40 лет назад об этом только по телевизору видели, да в книжках читали.
        1. +4
          9 января 2020 13:16
          Что Вы! Это не сарказм. В этом всё и дело, что одни сарказма не понимают или черного юмора, других минусят, а другие видят сарказм и насмешки там, где их нет.Это так, отступление по поводу, разных комментов в разных статьях.
          Это был не сарказм, а восхищение Вашим дедушкой и сожаление о том, что я мало общался со своим дедушкой. Так получилось. Он на войну в 16 лет ушёл, запись была, что ему 25. .После войны учился, преподавал в Ленинграде , как тогда называлось , в Военно-Воздушной Академии им Можайского.
          Как я знаю, о ВОВ не говорил вообще. Были награды.
          1. +2
            12 января 2020 10:59
            Гриф неразглашения этой операции лежал даже по военной "канцелярии". Только в одном наградном листе Полынина есть одна скупая строчка в графе "участие в боях": "Дважды в Китае 1933-34г. и 1937-38г.".
            И всё... Больше никакой информации тогда не было. Только через 50 лет по-видимому сняли запреты.
            А вот "засветившийся" в Китае погибший капитан группы ТБ-3 Кулишенко стал для них советским героем!
            1. +1
              12 января 2020 23:33
              Только что прочитал в сети про книгу ""100 Сталинских Соколов Лучшие из лучших."" Книга толстая, что-то вроде 600 страниц, написано, что там схемы боёв, а в описании сказано, что после ВОВ она была издана крошечным тиражом, что 58 лет была в спецхранах под грифрм ДСП.
              Лишь недавно гриф секретности был снят.Там появились комментарии о послевоенной судьбе Сталинских Соколов. Издание этого века букинистическая.
    2. +2
      10 января 2020 15:52
      Цитата: Оби Ван Кеноби
      Мой дед перед войной в Китае служил примерно год.

      Мой тоже был в командировке в Китае, правда по другой линии, к сожалению, его в живых не застал.
  5. +12
    9 января 2020 07:58
    ПОКА МЫ ПОМНИМ - У НАС ЕСТЬ БУДУЩЕЕ! Спасибо Виктор за сохранение памяти! Есть и другие материалы и про Китай и про Испанию. Надо больше писать и публиковать материалов о своих воинских достижениях. У нас богатая военная история. Хотелось бы что бы автор и дальше публиковал статьи по данной тематике. И что немаловажно в таком же формате и стиле изложения.
    1. +9
      9 января 2020 09:30
      В 2013году была здесь статья Самсонова ""Сталинские Соколы в Китае"" Это моя любимая статья у Самсонова. И не только моя. Статью потом многие издания перепечатали.
  6. +7
    9 января 2020 08:24
    Хорошая статья. Из-за конфронтации КНР и СССР в 60-80 годы этот период вообще не освещался. Автору респект.
    1. +8
      9 января 2020 10:02
      Цитата: Авиатор_
      ..... Из-за конфронтации КНР и СССР в 60-80 годы этот период вообще не освещался. ..
      Вообще многие начинания Сталина, его успешные программы сейчас замалчиваются.
      Хрущёв , придя к власти, обнулил, как материальеые затраты СССР так и труд многих людей.
      О Сталинских Соколах в Китае, об истории создании авиации Китая, благодаря поддержке СССР, есть замечательпая книга Анатолия Анатольевича Демина ""Авиация Великого Соседа"" Книга 1 Большое информативное издание.
      1. +2
        9 января 2020 13:45
        Спасибо. Слышал об этой книге, но прочесть руки не доходили.
        1. +3
          9 января 2020 15:19
          Вообще существуют 3таких книги. Предполагаю, что вторая и третья более специализированные, чем первая.Года 2--2,5 назад я в сети, на Озоне заказывал. В книге много исторических сведений о том времени, о том что предшествовало, об отношениях Китая с разными странами.О положении в Китае . Самое главное---участие наших в том кофликте.
  7. +3
    9 января 2020 08:28
    Тема конечно очень интересная, только поэтому ей плюс. Но сама статья просто сырая Его самолёт при посадке не рассчитал скорость и тому подобные ляпы.
    ТБ-3, отличившихся тем, что смогли преодолеть ПВО противника и, пролетев над японскими островами, сбросить агитационные листовки антивоенного содержания Явно перепутаны ДБ-3 и ТБ-3
    1. +1
      9 января 2020 09:58
      Главное люди. С фамилиями главное не напутать, а тех неточности (статья не про технику) - это для научных трудов недопустимо...
    2. +2
      9 января 2020 13:47
      Я читал где-то об этом эпизоде, там тоже ТБ-3 упоминались. Думаю, состояние японской ПВО 30-х годов позволяло это сделать и на ТБ.
    3. +2
      9 января 2020 15:48
      Именно ТБ-3! ДБ-3 над Японией не летали!
    4. +7
      9 января 2020 22:00
      Спасибо за бдительность!))
      В действительности "ляпов", надеюсь не допустил.
      "Его самолёт при посадке не рассчитал скорость" - в оригинале было сказано, что лётчик не учёл разряженности воздуха при посадке на высокогорном аэродроме, в результате на высокой скорости не смог вовремя затормозить.
      А про полёт над японскими островами ТБ-3, так это были именно они. Их наши лётчики ещё "кораблями" из-за своей формы называли.
  8. +3
    9 января 2020 09:12
    Хорошая статья.спасибо.Только покоробила употребление слово госпожа,на кой черт непонятно-какая она могла быть госпожа для советских летчиков?
  9. BAI
    +2
    9 января 2020 09:14
    СБ-2М-103 в серебристой окраске. На фюзеляже, крыльях и руле направления нанесены китайские опознавательные знаки

    На заднем плане - Ли-2. Начали производить в 1942. К описываемым событиям не имеет никакого отношения. Неизвестно, как дожил СБ до 1942 года, но в любом случае фото сделано в 40-х, а не 30-х годах.
    1. +14
      9 января 2020 10:15
      На заднем плане - Ли-2. Начали производить в 1942. К описываемым событиям не имеет никакого отношения. Неизвестно, как дожил СБ до 1942 года, но в любом случае фото сделано в 40-х, а не 30-х годах.
      - Вообще-то , ПС-84 выпускался в СССр с 1939г. А его "папа" Duglas DS-3 с 1935. И , судя по выделенным элементам:

      на фото DS-3, а не Ли-2, у которого все выглядело несколько по-другому:
    2. +3
      9 января 2020 14:11
      Кстати, согласно "Авиации и космонвтики" №2 1999г (https://litvek.com/books/121037-kniga-zhurnal-aviatsiya-i-kosmonavtika-aviatsiya-i-kosmonavtika-1999-02) СБ с М-103 поступали в Китай с января 1941г. , и фото с ним действительно из 40-х. hi
      1. +2
        9 января 2020 15:07

        Эта же фотография, но крупнее. На транспортном самолете китайские логотипы.
        Я вообще склоняюсь к тому, что это С-47 и фото реально из 40-х.
        1. +4
          9 января 2020 15:35
          Согласен. С-47 это тоже DS-3. Но датировку снимка правильнее вести "от СБ". А СБ с М-103 , бесспорно, из поставок 41-го.
          1. +5
            9 января 2020 15:56
            Всё верно, кроме того, что марку самолёта Вы пишете неверно. Эта машина называлась DC-3
            1. +4
              9 января 2020 18:44
              И на старуху проруха. )))
              Виноват. Спасибо за уточнение!
  10. +4
    9 января 2020 09:20
    Тут же нашлись любители присвоить чужую славу — группа американских и английских лётчиков–добровольцев, которых возглавлял Винсент Шмидт.
    До чего люди бывают жадные до чужого добра.
    (Простоквашино)
  11. +8
    9 января 2020 10:34
    Цитата: Владимир_2У
    ТБ-3, отличившихся тем, что смогли преодолеть ПВО противника и, пролетев над японскими островами, сбросить агитационные листовки антивоенного содержания Явно перепутаны ДБ-3 и ТБ-3

    Ни ТБ-3, ни ДБ над Китаем не летали и листовки не разбрасывали.
    Кто запустил это фейк, неизвестно, но он бродит как по Википедии, сети, так и по многочисленным печатным изданиям.
    Над Японией 19 мая летали и разбрасывали листовки китайцы на самолетах Martin 139WC , эпизод этот хорошо известен и описан как в Китае, так и в Японии.
    1. +6
      9 января 2020 10:36
      20 мая 1938 года в Ханькоу состоялась встреча и награждение экипажей.
      1. +8
        9 января 2020 10:38
        21 мая 1938 года о полете сообщает "Красная звезда".
    2. -1
      10 января 2020 08:17
      Цитата: Undecim
      Над Японией 19 мая летали и разбрасывали листовки китайцы на самолетах Martin 139WC

      Если так, то тогда бы уж лучше бомбы разбросали, эффект был бы значительно лучше. Японское население в те годы было воодушевлено победами своих войск в Китае и эти бумажки с неба пошли, в лучшем случае, на подтирки в сортире. Листовки хороши после нескольких тонн зажигалок на город, заставляют задуматься над смыслом жизни.
  12. +8
    9 января 2020 11:49
    Тут же нашлись любители присвоить чужую славу — группа американских и английских лётчиков–добровольцев, которых возглавлял Винсент Шмидт. К слову сказать, эти лётчики на боевые операции практически не вылетали, но от вознаграждения китайцев за свою помощь они никогда не отказывались, в отличие от наших военных
    Интересно, откуда автор почерпнул этот пассаж. Судя по всему, оттуда же, откуда и информацию о рейде ТБ-3.
    Во первых, в 14-й эскадрилье, которой командовал Винсент Шмидт, никогда не было английских летчиков. В ней были американцы, французы и австралийцы.
    Вооружена эскадрилья была "чем попало" - легкие бомбардировщики Vultee V-11 и Northrop 2E, два средних бомбардировщика Martin 139, вооруженный гоночный самолет Bellanca 28-90 и два истребителя Dewoitine D-510. К февралю 1938 года от нее осталось два средних бомбардировщика Martin 139 и в марте ее расформировали, поэтому претендовать на "чужую славу" никак не могли.
    1. +4
      9 января 2020 16:02
      20 мая 1938 г. все шесть бомбардировщиков поднялись с аэродрома под Ханькоу. Экипажи были уже смешанными – в них вошли китайские летчики и стрелки. ТБ-3 пролетели над всем островом Кюсю с юга на север. ПВО японцев молчала, не ожидая подобной наглости. Но вместо бомб вниз полетели листовки. Груз сбросили на Сасебо. Нагасаки и Фуку-оку, Этот рейд заставил японский генеральный штаб ещё более уважительно отнестись к ВВС ОКДВА. способным поднять в воздух больше сотни тяжелых бомбардировщиков. В штабах авиачастей, дислоцированных на Дальнем Востоке, действительно лежали запечатанные пакеты с заданиями для соединений ТБ-3 по нанесению ударов по авиационным и морским базам, портам, складам, узлам железных и шоссейных дорог на территории Японии. Манчжурии и Кореи.

      Авиация и время 1997 04
      Если у вас есть данные опровергающая данную информацию - просим огласить!
      1. +2
        9 января 2020 17:11
        Авиация и время 1997 04
        Если у вас есть данные опровергающая данную информацию - просим огласить!

        Вы прямо как известный товарищ из фильма: "Какие Ваши доказательства?"
        Скажу Вам сразу - абзац из статьи Котельникова не является первоисточником. Сам Котельников источник информации не называет.
        Я пользовался несколькими источниками
        Первый "Иллюстрированная история ВВС Китая" 1947 года, когда с СССР отношения были нормальные и подобный эпизод был бы там обязательно. Увы, его там нет, есть только тот, который в моем комментарии.
        1. +3
          9 января 2020 17:13
          Иллюстрации Вы можете увидеть в моих предыдущих комментариях, это текст.
          1. +2
            9 января 2020 17:29
            Отвечу словами другого киногероя - "Это не есть факт, мсье Дюк!" Могли и "подзабыть" сей факт!
            Не на "западных" же машинах было совершено сие дияние!
            Так, что 100% ЗА или ПРОТИВ нет...
            При этом в книге "Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941–1945" Михаила Жирохова подобный эпизод отсутствует.
            1. +2
              9 января 2020 17:39
              Да,да, подзабыли и так и не вспомнили. Вместо этого зачем то про американские самолеты придумали. Ерунда. А полет как раз на американских машинах был. И об этом информация во всех источниках, в том числе и зарубежных.

              Прямо все сговорились.
          2. +3
            9 января 2020 17:35
            Кроме того, в Китае о советских летчиках-добровольцах очень много книг. Последняя вышла в 2016 году, называется "Советские летающие тигры".
            Но нигде нет упоминания о использовании ТБ-3 как бомбардировщика. Зато подробно описывается их покупка шести самолетов за полтора миллиона долларов, их прибытие в Китай и то, как в декабре 1937 года на аэродроме Тяньцзинь пять ТБ-3 попали под удар японской авиации.
            Два ТБ-3 были уничтожены, три повреждены. Впоследствии их отремонтировали и использовали как транспортные. Так что в мае 1938 года шесть ТБ-3 в Китае уже не было.
            1. +4
              9 января 2020 17:44
              А про покупку Хейнкель 111 там есть?
              И про то, как из упаковочных ящиков сделали домики для простых китайцев?
              Возможно и "перекрасил" бомберы в советские для собственной значимости, какой нибудь "деятель"!
              Ведь сперва И-16 и СБ в Испании считали "американскими" машинами.
  13. 0
    9 января 2020 13:53
    Вроде бомбили хорошо...в 27-38.А что тогда случилось в 29-40 годукогда даже штурманов гражданской авиации.(Водоптянова и т.д) Один летчик(не помню фамилию)даже был депутатом совета СССР) Приглашали летать в Финскую-доводить бомберы ВВС до целей так как штурамна ВВС даже найти и выйти точно на цели не могли!Блудили и садились на вынужденную! При бомбежки целей в Хельсинки промазали по всем целям примерно на километр.Странно как то....ЖД станцию бомбили раз 20 и попасть ни разу не смогли-до сих пор все вокруг в воронках-их видно не вооруженным глазом. А по станции тогда так и не попали.
    1. +4
      9 января 2020 14:26
      Уважаемые Кара,прочитал Ваш пост. Не исключено,что это правда,но изложено всё как-то сумбурно,что-ли...Больше похоже на пересказ слухов ( при всём уважении ). По поводу штурманов ВВС РККА: общался со своим соседом -фронтовиком Иваном Ивановичем ( ныне покойным))))). Он летал штурманом на Пе-2,имел боевые награды.Как то затронули эту тему,так он сказал,что в полку были криворукие товарищи,но немного,единицы. С ними предпочитали не летать,себе дороже. Видел фото Ивана Ивановича с комполка и комдивизии,, с благодарственными надписями ( часто брали его,как лучшего штурмана). Ну и,как я думаю,с плохими штурманами войну бы не выиграли...С уважением.
      1. +4
        9 января 2020 16:38
        Я не писал про ВОВ.Там может и лучше бомбили но вот в финскую компанию штурманов вызвали аж с Гражданки.После войны был разбор полетов-многодневный в присутствии Сталина.Больше всего вопросов задали летунам.На станцию Лейпясу было сброшено 60 тонн бомб.Тупо не попали! Голованов на приеме по случаю разборов подошел к Смушкевичу будучи приняв на грудь -Смушкевич это ком.ВВС РККА и спросил-почему вы вызываете гражданских штурманов для наводки на цель бомберов?Тот ответил:Обращайтесь к Сталину...Тот взял и письмо накатал..Самому...И был вызван..Как раз после финской Тимошенко приказом изменил звания пилотам по окончанию училища с Лейтенантов на сержанты.Летать не умеете-научитесь-дадим звание.Не собирались так же Хельсинки бомбить.Цели были иные-просто не попали..Больше всего вопросов на заседаниях-где кстати присутствовали все звания.От лейтенантов до генералов.И разбор был долгий и жосткий
        1. +1
          9 января 2020 21:13
          По Хельсинки бомбили - та еще история. В западный порт и доки ни разу не попали, в вокзал - тоже. Зато во втором налете попали в собственное же посольство. Персонала там уже не было - выехали через Швецию. Финны поизгалялись преизрядно
          1. 0
            9 января 2020 22:56
            Ну...Рядышком бомба упала...Финны могли изголяться по началу...сколько угодно...В марте 40 года они траурные флаги повесили по окончании войны.Им Собака Маннергейм сказал-Отдайте то что русские просят и заберите что отдают.Нет-ну на нет и суда нет...
    2. +2
      9 января 2020 15:18
      Цитата: Kapa
      даже штурманов гражданской авиации.(Водоптянова и т.д

      Вы имеете ввиду ,видимо, знаменитого полярного летчика Водопьянова,он добровольцем летал бомбить в финскую, командовал дивизией дальних бомбардировщиков,которая совершала налёт на Берлин в 1941году,не слишком удачно,были большие потери, в том числе и по причине потери ориентировки экипажами.
      Цитата: Kapa
      доводить бомберы ВВС до целей так как штурамна ВВС даже найти и выйти точно на цели не могли

      Такого конечно не было, в 1938 году был первый выпуск летчиков-наблюдателей (штурманов),и в этом не было никакой необходимости.
      Цитата: Kapa
      Блудили и садились на вынужденную!

      Да,блудили,полеты были очень сложными.
      1. +5
        9 января 2020 16:04
        в 1938 году был первый выпуск летчиков-наблюдателей (штурманов),

        Оренбургское училище штурманов работало с 1921 по 1961 год
        1. 0
          9 января 2020 16:18
          Цитата: Авиатор_
          Оренбургское училище штурманов работало с 1921 по 1961 год

          Впервые о таком слышу.
          1. +2
            9 января 2020 17:01
            А вот и картинка, работать начало при Ленине, закончило при Хруще Кукурузном.
            1. 0
              9 января 2020 17:04
              Цитата: Авиатор_
              работать начало при Ленине

              Теперь буду знать.
              1. +5
                9 января 2020 17:14
                Отец успел там поработать с 1954 по 1960 года, (он седьмой справа в верхнем ряду в овальной рамке) а я, соответственно, поиграть в штурманской кабине настоящего ИЛ-28, куда он меня сажал во время занятий с курсантами. Из детсада забирал и пристраивал к большой игрушке. Детсад рядом был. Вообще в Оренбурге в лучшие времена было 2 лётных и одно штурманское училище, после 1961 осталось одно лётное, и то сделало 2 выпуска в ГВФ, потом, при Брежневе оно восстановилось, а при ЕБНе в 1993 было ликвидировано окончательно.
      2. +3
        9 января 2020 16:48
        Было было-и их вызвали не добровольно-их выдернули для помощи военным штурманам.И да-это тот самый полярный Герой.И не только он.Вообще бомберы показали себя в финскую безобразно.Шапошников отменил по окончании авиа-училища звания Лейтенантов-именно по разборам этой компании.
        https://www.youtube.com/watch?v=egkKAZm5_x0
        Вот чтобы не напрягаясь ознакомиться - Там и аэрофотосъемки есть мест бомбежек где мазали по чему угодно.Иринчеев как и Киселев это историки специализирующиеся на финской войне и потритили на ее изучение годы.Прочитайте про притензию Голованова к Смушкевичу по вопросу"Почему нас-гражданских пилотов вдергивают вам помогать?"
        1. 0
          9 января 2020 16:59
          Цитата: Kapa
          Шапошников отменил по окончании авиа-училища звания Лейтенантов

          Нарком обороны Тимошенко отменил,знаменитым секретным приказом N0362 от 22.12.1940г.,и на казарменное положение перевёл,и в кирзу переобул.
          Вот такое было руководство ВВС,Семёна Константиновича долго помнили.
          1. +1
            9 января 2020 17:08
            Дак потому и перевел-что притензий много к летунам было.Кстати истребители себя не так плохо показали. Артиллерия и бомберы много хуже
            1. -3
              9 января 2020 17:11
              Цитата: Kapa
              притензий много к летунам было

              Откровенно говоря,краснопогонники,во все времена авиации проблемы создавали.Сколько же у них дури.
    3. +3
      9 января 2020 15:59
      Штурманы ГА имели наилучшую квалификацию, поскольку летали не тогда, когда комполка изволит начать тренировки на полигоне, а по дальним трассам и расписанию при минимуме погоды.
      1. 0
        9 января 2020 16:50
        Да-там ни как у вояк в финскую-не полечу-погода плохая или я не найду.Газетку Правда загрузили гражданскому-и лети.Газетку всем читать надо и лети в любую погоду
        1. +1
          9 января 2020 17:04
          Естессно, газета - это вопрос политической важности.
    4. +2
      10 января 2020 20:46
      Цитата: Kapa
      При бомбежки целей в Хельсинки промазали по всем целям примерно на километр.Странно как то....

      Хельсинки вторник 30 ноября 1939 года. В 14.30 в небе послышался шум моторов русских бомбардировщиков. За три сокрушительных налета на ошеломленных и беззащитных мирных жителей было сброшено большое количество зажигательных бомб. Рушились здания, по всему городу возникали пожары. Дневной налет происходил в часы, когда на улицах было много машин и пешеходов По разным оценкам, от взрывов и под обломками зданий погибло 200 человек. Русская пропаганда позже пыталась убедить, что удар бомбардировщиков направлялся на железнодорожный вокзал, гавань и аэропорт, но из за ошибки штурманских расчетов получился не совсем точным.
      А вы уверены что промазали "по всем целям"???


      Теперь другая сторона :
      шестерка бомбардировщиков СБ 71-й авиабригады с аэродрома Сиверская вылетела в 8:05 для бомбардировки железнодорожного вокзала Хельсинки. Однако одно звено из-за трудных погодных условий повернуло обратно, а второе пробилось к цели и в 10:20 с высоты всего 400 м нанесло удар. По данным финнов, наряду с железнодорожной инфраструктурой пострадали и пассажиры вокзала. Правда доказательств этого финны не предъявили, даже не было фотографий жертв.

      В 13:20 с аэродрома Клопицы для уничтожения обнаруженных кораблей поднялась в воздух группа из восьми ДБ-3, под командованием командира 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка капитана Токарева. Появившись в районе цели бомбардировщики, не сумели найти кораблей, которые к тому времени успели сменить место дислокации. Токарев повел свою группу на запасную цель – порт Хельсинки. Над финской столицей восьмерка ДБ-3 появилась уже в пятом часу дня, когда над городом висела плотная облачность. На подлете к городу строй советских бомбардировщиков распался, и пилоты самолетов индивидуально заходили на цель, выполнив бомбометание с высоты 1500 метров в разрывы облаков. Часть бомб упала на территории порта, вызвав пожар нефтехранилища, портовых и складских помещений, который был потушен только через два дня. Дым от этого пожара был виден даже с другого берега Финского залива – из Эстонии. Однако часть советских бомб упала в густонаселенном квартале (между автобусной станцией и техническим университетом), который находился рядом с морским портом, а также в районе зоологического музея и неподалеку от здания финского парламента. По советским данным на финскую столицу было сброшено 10,5 тонн бомб, что привело к гибели 91 и ранению 236 человек, несколько зданий было разрушено.

      Воронки, сохранившиеся по сей день (которые вы упоминаете), вероятнее всего от бомбардировок 1944 года.
      1. +2
        10 января 2020 22:36
        На фото - горящее здание бывшего Александровского университета на Сенатской площади Хельсинки. Вовсе не вокзал.
        1. +2
          10 января 2020 22:41
          Карта попаданий (планшеты) есть в музее ПВО Финляндии. Ни оба порта, ни жд вокзал не пострадали. Заметно, что пытались бомбить порты, но все бомбы - беспорядочно рассеяны. Технический университет - кстати рядом с Западным портом. В него попали случайно.
          1. +2
            10 января 2020 22:49
            Найду у себя фото - выложу здесь
      2. 0
        10 января 2020 23:25
        Нет-по намеченным целям не попали.При бомбежке жд узла-это 39-40 год.тоже не попали.
  14. +4
    9 января 2020 14:13
    Вот о чём надо снимать фильм!
    1. +2
      10 января 2020 22:48
      О конфузе сталинских соколов в Финляндии? Ни одна железная дорога (а в этой стране именно по ним осуществлялись основные военные перевозки) не перестала функционировать. Пытались разбомбить жд в Швецию - не сумели. Финны спокойно оттуда все возили.

      Ставка Маннергейма была в маленьком городке Миккели (Сент-Михель), по сути - большая деревня. Наши его усердно бомбили, разрушили примерно половину, но станция работала. Ставка была в самом большом доме городка - каменной школе (хотя рядом финны сделали в скале еще и бункер). В нее не попали ни разу!
  15. +3
    9 января 2020 15:51
    Советско-японские войны 1937-1945
    В этой книге собраны воспоминания ветеранов советско-японских войн 1937-1945 гг. - тех, кто бил ''самураев'' на Халхин-Голе, в Китае и в Маньчжурии, кто в августе 45-го с боями прошел ''через Гоби и Хинган'', разгромил Квантунскую армию и вновь поднял русский флаг над Южным Сахалином, Курилами и Порт-Артуром. ''Летом 1945 года, дойдя до Порт-Артура, мы поклонились праху погибших там в начале века русских солдат и сказали: мы вернулись, мы рассчитались за вас.'' ''В сталинском приказе день Победы над Японией - 3 сентября - был объявлен праздничным. Потом эту дату пытались вычеркнуть из народной памяти. Но нашу Победу, нашу гордость и славу, наше великое прошлое у нас не отнять…''Ранее книга выходила под названием «Я дрался с самураями»
  16. +3
    9 января 2020 20:18
    О помощи России , а потом Советского Союза можно прочесть :"В боях за поднебесную Русский соед в Китае"Окороков, и его :"Не объявленные войны Советского Союза", Черепанов "Записки военного советника в Китае"автор лично встречался с Сунь Ятсеном, рассказывает как шло становление НОАК.
  17. +2
    9 января 2020 21:08
    А можно у автора поинтересоваться - как назывался японский крейсер, который, как он пишет, утопили советские летчики?
    1. +3
      9 января 2020 22:16
      Простите, к сожалению названия крейсера в тех мемуарах нет...
      Ф. И. Добыш. "Курс на восток" (об авторе Ф. И. Добыш (1906–1981) — генерал-полковник авиации. С ноября 1937 по июнь 1938 г. принимал участие в боях в небе Китая в качестве командира бомбардировочного авиаотряда).
      1. 0
        10 января 2020 01:00
        А может быть это и не крейсер был?
        Я вам по секрету скажу - у Шанхая нет рейда. Бывал неоднократно ))) Там река протекает, правда глубокая. Но не широкая. Примерно как Нева, может даже уже. А из нее только можно потом попасть в море.
        И там был международный сеттльмент. Одних эмигрантов из России - более 40 тысяч. Иностранная администрация, советское генконсульство. Оно и сегодня в том же доме практически на набережной. Разведчиков советских была масса, да и китайцы тоже имели свою агентуру. Все входящие военные корабли - как на ладони, не укроешь.
        И еще вот беда-то какая. Все японские крейсера известны. Бывало и погибали, но не в Шанхае.
        Поэтому и нет названия в героических мемуарах ))) врать палевно. Вот если бы правда утопили, то точно бы назвали.
        1. +3
          10 января 2020 22:07
          Ещё в мемуарах мне попалось сообщение об уничтоженном японском "авианосце", но в других источниках он фигурировал уже как переделанное под авианесущее какое-то мирное судно. А что там на самом деле разбомбили - кто его знает... Может это вообще был паром, перевозящий самолёты в ремонт.
          К такой информации я отношусь весьма осторожно. Но в том, что наши лётчики на реке разбомбили массу перевозивших военные грузы судов, я уверен! Они на время ограничили снабжение Центральному фронту, что, возможно, сыграло решающую роль в развитии боевых действий.
  18. +1
    9 января 2020 21:54
    Статья немного сумбурная.
    Все равно спасибо за поднятую тему. Был знаком с более поздним нашим "Китайцем" в 50-х был пилотом Ил-10 в заварушке с Тайванем, по документам официально числился пилотом Ли-2, только после 91-го сумел оформить документы участника боевых действий.
  19. 0
    19 февраля 2020 20:56
    Американцы то пишут, что пачками сбивали японцев в ответ на претензии китайцев к американским истребителям. Выходит американские летчики приписали себе чужие победы. Видимо это у США патология - не могут не соврать. Так до сих пор и врут и пробирками трясут и еще разными принадлежностями.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»